1. |
Верба ты, верба,
Кстися-молись
За семь дней
До Христова дня
Кто долго спит,
Того верба кстит.
- в Вербное воскресенье ломали вербушки
- фрагмент текста
- девочки бегали друг друга стукали
- текст
- комм.: это обычай такой – «прикосновение святой вербы»
|
Приговор на Вербное воскресенье |
2. |
О календарных обрядах:
- раньше вербушки вязали в пучки и
украшали лоскутками (рясочками), втыкали над дверью, у скотины, чтобы
выгонять первый раз на пастьбу
- первый раз скотину выгоняли в Егорьев день, если еще не начинали
пасти, все равно выпускали, приговаривали Егорию
|
Репортаж |
3. |
Месяц, ты ходишь широко, широко,
Видишь глубоко, глубоко,
- Был на могиле? – Был.
- Видел покойника? – Видел.
(читает по тетради З.П.)
- комм.: сама не пользовалась
- если идет кровь, надо сказать слова над этим местом, и утихает (А.А.)
|
Заговор от зубной боли |
4. |
Как на скопе ничего не держится,
Все слетает,
Так бы слетало с раба божья Алексея
Все уроки, переполохи…
- внач. комм.: без платка не молятся
- заговаривать – надо молитвы читать: Отче наш, Богородицу, Верую
- воду со скопы (дверной скобы) сливают с приговором
|
Заговор от уроков |
5. |
На скопе ничего не держится,
Так и на рабе божьем Алексее
Чистое тело
С ветру пришло – на ветер поди…
- этой водой надо умыть, потом вылить на передний угол и чашку
опрокинуть
|
Заговор от уроков |
6. |
Как на этой скопе ничево не держится,
Водичка святая
Так бы с рабы божья Алексея
Ничево не держалось,
Што на нево нашло,
Што на нево нанесли…
- внач. при подходе к дверной скобе:
«Господи, благослови»
- комм.: как умывают ребенка (видео отсутствует)
|
Показ заговора от уроков |
7. |
С ветру пришло – на ветер поди,
С лесу пришло – на лес поди,
С людей пришло – на людей поди
С ково пришло, на тово и поди,
А с раба божья Алексея все сойди.
- внач. комм.: после умывания воду
выливают наотмашь на передний угол
- видео отсутствует
- комм.: с детей переполох снимает молитвами
|
Приговор на выливание воды после
умывания |
8. |
О вере:
- грех – это нельзя обманывать, обидеть
- когда едят, всегда на стол скатерть постилают |
Репортаж |
9. |
О представлениях, вере:
- старики рассказывали о страхе как
грехе
- надо укрепляться в вере господней
- мать София воспитала трех дочек: Веру в Господа, Надежду на Господа,
Любовь к Господу
- показ иконы Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
- самое важное – приобщить детей Господу
- мужчина говорил, что умрет, так попадет в Царствие Небесное, потому
что все для детей сделал, а умер – в Царство Небесное ворота закрыты,
потому что главного в детей не вложил – истину
- в деревне – в благодати живут, а в городах люди мучаются душой
- большая мудрость нужна, чтобы научить детей Божьему
|
репортаж |
10. |
Моление перед едой:
- «Отче наш, иже еси на Небесех…»
- «Взбранной воеводе победительная…»
- «Богородице Дево, радуйся…»
- комм.: без «Отче наш» за стол не
садятся
- если садишься за стол даже только перекрестившись, пища все равно
святится
- креста нельзя стыдиться, всегда надо перекрестится
|
Моление |
11. |
- Господи, благослови, Господи,
На севоднишной на Христовой на денёк,
Помоги, просвети…
- Ангел моя, хранитель мой,
Пойдём со мной…
- внач. комм.: утром встаешь,
обязательно надо перекреститься и помолиться
- комм.: нельзя обижать ангела-хранителя
- нужно всегда говорить «Слава Богу», и тогда не будешь бояться
антихриста;
|
Молитва утром |
12. |
О представлениях, вере:
- те, кто не знает истину, которая
написана у евангелистов, говорят, что это природа; сама их спрашивает,
что кто дал такую красоту? Господь в шесть дней красоту мира создал;
- всего легче жить с Богом; если просить – будешь чувствовать Бога душой
- нечистый говорил, что больше всего боится Иисусовой молитвы, а
искушение делает даже и верующим, но небольшое;
- чем во всех земных прелестях умереть, лучше умереть в пещере, но с
Иисусом Христом
- раньше, если даже кто-то из предыдущих поколений повесился, замуж не
брали
- самоубийцы идут на самую низину, потому что не понадеялся на Бога
- чтобы надеяться на Бога, его надо просить с усердием, от самого
сердца: «Господи, спаси и сохрани и помоги и благослови мой труд»;
каждая работа ждет Божьего благословления
- в городах все делается в суете; как Бога попросишь, работа без суеты
«катится колесом»
- где крест, там дух (нечистый) ничего не тронет; он сказал, что где
креста нет, я полный хозяин, что хочу, то и творю: людям ругань да
драку, мы все съедаем на столе, а люди едят после нас
- делали из спичек крестики, клали под клеенку, и сами перед едой
крестились
- раньше в бане не перекрестившись не надевали рубашку,
- почему-то ценился пояс – мужчина из бани без пояса не приходил.
|
репортаж |
13. |
Пояс (показ)
- пояса домотканые были; были широкие с
узорами
|
Пояс |
14. |
О старице Матренушке:
- к Матренушке тайно ходили - боялась
преследований
- она была незрячая, а жила одна, неверующих не любила
- резко говорила – «ревниво», что веруйте в Господа Бога, всего легче с
Богом жить
- девушки у Матренушки спрашивали, можно ли выходить замуж за парня,
отвечала, если неверующий, что у него искорка не горит; ей дороже всего
было, чтобы горела искорка, чтобы человек был верующий
- Матренушка не каждого к себе пускала; знала, что на мыслях у человека,
с чем пришел
- Господь все принимает к себе в любом возрасте, если человек считает
себя грешным
- все нуждаются в Боге, только не знают как к нему придти
|
Репортаж |
15. |
Не допусти, Господи, врага до раба
- внач. комм.: здесь свет появился в 1968 году
- когда варят овсяный кисель, чтобы был кислый, опускали в него три
лучининки
- тремя зажженными лучинками крестят с приговором дом
- повтор молитвы
- так делать научила бабушка, когда приехала из Сибири
- повтор молитвы
|
Молитва на крещение дома |
16. |
О представлениях о смерти, поминальных
обрядах:
- в старину говорили, что людей будут
убивать, как мух, только муху еще труднее – надо изловить
- удавленников хоронят отдельно
- ребенка крестят через 2 недели
- покойника смотрят по лицу – без греха, если тело красивое «Убелися
беляе снега»
- если человек умирает, попадает в Царство Небесное, на небеса; у
человека душа не как у скотины; смерть грешника люта
- нечистый дух боится кротости
- грешники проходят мытарства: надо перебрести огненную реку, перейти
ледовое поле, все ступеньки мытарств перейти; поэтому просят о
покойнике: «Помоги ему, Господи, огненную реку перебрести»;
- если сделаешь грех – за него надо мытарство переступить
- если доброе дело сделаешь – ангел с крылышками рядом с тобой летит,
если угодишь нечистому духу, ангел теряется – видишь нечистого духа с
черными крыльями; у него в хартии записаны все грехи
- усопшему очень тяжело в 30-й день – ангел и дух делят душу; надо
усиленно молиться
- усопшие там молятся за нас, за себя молиться не могут
- покойников надо поминать хлебушком, чайком, обязательно с поклоном
- чем больше поминаешь усопших, тем спокойнее у тебя будет на душе: «они
не умерли, они усопшие»
- раньше сначала помолятся, освятят все в корзинках и поминают на
кладбище;
- когда на могилке поминаешь вином – опаляешь их огнем, они сильно
плачут
- поминают кутьей: пшеница с изюмом; в 40-й день обносят всех мисочкой с
кутьей
- в рождественский сочельник от зари до зари не едят, а когда солнце
закатится, едят кутью – кашу с медом
- слыхала, что в сочельники не едят квасного
- умершего в постные дни поминают постной едой
- в троицкую субботу на кладбище носят пирожок, красное яичко, то, что
любит умерший; поминок не надо класть на крест
- умершие ждут от нас поклона
- кладбище - святое место для их тела; когда будет Страшный суд,
Господь найдет все жилки, все косточки; поэтому кладут лицом на восток
- если поминаешь, все у Господа Бога будет услышано;
- поминают после бани, в воскресенье: «Помяни, Господи,
хлебушком-чайком»
- в церкви в Москве одержимую старушку подвели к кресту, закричала, что
«Ой, ты меня крестом убил»
- мужик рассказывал, как его нечистый дух заставлял работать
- в Загорске Герман отчитывал одержимых
- мы молимся за усопших, а они там за нас
- показ поминания |
репортаж |