Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 2010-1 >>> Нюксенский, Тарногский, Никольский районы

 

ВФ 250

 

<<< предыдущий  

следующий >>>

 
 

Вологодская обл.,
Никольский р-н,
Аргуновский с/с,
Д.Телянино
2.03.2010 г.

 

Гр. Кулев А.В.,
Щупак Г.Н.

 


Исп.: Труфанов Иван Семенович, 1935 г.р., местный
Труфанова Татьяна Андриановна, 1937 г.р., род. – д. Павлово
 

1.

Под песни
 

Наигрыш на тальянке

2.

Под песни
 

Наигрыш на тальянке

3.

Под песни

- Ой, ты лети и не <нрзб>
<
нрзб> самолёт
 

Наигрыш на тальянке

4.

Под песни

- фрагмент
 

Наигрыш на тальянке

5.

Под пляску (Русского)
 

Наигрыш на тальянке

6.

Под пляску

- фрагмент
- повтор – фрагмент
- повтор – фрагмент
 

Наигрыш на тальянке

7.

 

Под песни
(на другой тальянке)

- Ой, у меня матанечка
Четыре поля выжала…
- здесь каждую половинку частушки повторяют по два раза, а в других местах; в Бабушкине поют по-одинова и не растягают
 

Наигрыш на тальянке

8.

Под песни с песнями

- А вот опять и заиграла
Розвесёлая игра… (Т.А.)

- А поиграй повеселяе
<
нрзб>
 

Наигрыш на тальянке с песнями

9.

Об обучении игре на гармони:

- фрагмент игры «Под песни»
- «самоуком навык» играть
- отец играл, а сам начал играть уже мужиком, лет в 40
- говорят, что надо учиться играть в бане
- на гармони может быть 9, 10, 12 косточек
- сейчас в деревнях на хромках играют, тальяночников не осталось
 

Репортаж

10.

Под песни с мужскими песнями

- фрагмент
- повтор с песнями
- Ой, ты товарищ дорогой…
- Ой, у меня скотины много…
- комм.: раньше мужики ходили табунам по деревне с песнями
- собирались в праздники – на пированье
 

Наигрыш на тальянке с песнями

11.

О праздниках

- раньше ржаным пивом напивались – пьяное было
- на ведро пива разводили бутылку водки, чтобы пьяное пиво было – это называлось «белушка»
- из расписной деревянной  чашки («белушка») пивом обносили в «рядовая»
- если гости плохо веселились, подавали «белушку» - целую кружку надо было выпить
- хозяин наливает белушку – выпивает сначала сам, потом всем по порядку подает
- когда гуляют – мужики сидят за одним столом, женщины отдельно за другим
- когда приголовок в пиво опускают – приплясывают, чтобы пиво пьянее было и гости плясали (показ)
- сам варил пиво в кадушке по 12 ведер
- без водки делали бражку – «шатун»: второй раз приголовок опускают в уже готовое пиво; с шатуна голове тяжело
- раньше вина не было, пили только пиво
- наряженки раньше пели нескладные частушки
 

Репортаж

12

Мы с товарищем гуляли
Из корзинки пили чай,
В полюшке на камешке
Картошку жарили в мешке

- текст
 

нескладуха

13

По деревнюшке иду
Собаки лают на беду,
Собаки лают – сами знают,
Што к сударушке иду.

- текст
 

Частушка

14

По деревнюше иду –
Сапоги большие,
На окошка не гляжу –
Пусть побеспокояцце

- текст
- комм.: «это нескладинка» 

нескладуха

 

Вологодская обл.,
Никольский р-н,
Пермасское с/п,
д. Пермас
3. 03.2010 г.

 

Гр. Кулев А.В.,
Коншина О.Н.

 


Исп. атрибутирована в дневнике О.Н.Коншиной, ЭКЦ «Уфтюга»
(возм. Коноплева Мария Петровна, 1929 г.р., род. – д.Дворище,
Лия Александровна - дочь)
 

15

 Здесь духовноё собранье,
Пришли душу посетить
В сороковой денёчек сегодня
В путь вечный проводить

- внач. комм.: когда в 40-й день придут с кладбища, в 12 часов
- текст (читает)
- комм.: этот стих читают сидя
 

Поминальный стих

16.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу
И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь

- нараспев
 

Молитва

17.

О представлениях:

- стих «Здесь духовное собранье» списала у другой женщины; он читается только в 40-й день
- в стихе написано, что на последнюю 40-ю ступеньку не могут подняться, святой Николай берет за руку и поднимает
- каждый день после смерти – это ступенька, 40 дней – 40 ступенек; душа поднимается на небеса
- после смерти души «сортируют»: кто в Бога верит – направо, кто не верит – налево
- Николай Чудотворец всем помогает; самой помогает сделать тяжелую работу; он никому не отказывает
- сама когда детей провожает – крестит: «Господи Иисусе Христе, спаси, помоги моих сыновей…», обо всех так молится, когда спать ложится
 

репортаж

18.

Спаси их, Господи, и сохрани от всякие скорби, от всякие напасти, от огня горяшшего, от пули звиздяшшой, от воды топяшшой…

- текст
 

Молитва-заговор

19.

Живые помощи Вышнего
Оградщи Бога небесного

- внач. комм.: если в лесу заблудятся, надо читать «Живые помощи» - 90-й псалом
- текст
- сама эту молитву читает перед сном; читают, когда ищут заблудившихся в лесу – идут с иконой
- у женщины есть специальная икона, чтобы искать «заблудящих»; сама может пойти с иконой и Николая Чудотворца, и Пантелиймона
 

Псалом

20.

Ангел мой, хранитель мой, пойдем со мной,
От всякого зла сохрани меня

- внач. комм.: бес и ангел за человеком записывают, когда он умирают – они сверяются, хорошего или плохого больше
- это надо сказать, когда идешь в лес – тогда не заблудишься
- текст
- комм.: кто идет в лес с плохими словами, бес идет с человек в лес, и там начинает водить
- если у человека нет хороших слов, когда идет в лес, ангел остается дома, не идет с ним – бес перебил
- пьяную женщину бес водил
- если пьют на пирушках – тут беса нет
 

Молитва-заговор

21.

Господи, помоги.
В добрый час и во святой помоги Господи

- внач. комм.: перед началом работы так говорится
 

Молитва-заговор

22.

Слава Тебе Господи,
Спасибо Господу Богу,
Господь-батюшко помог.

- внач. комм.: приговаривает после окончания работы
- комм.: маму не поминает перед работой – можно нарушить их покой.
- повтор заговоров-молитв на начало и окончание работы
- сама считает, что во всем Бог помогает
 

Молитва-заговор

23.

Помяни, Господи, за упокой родителей моих (перечисление по именам)
Добрым словом, хлебом-солью, чистой водой.

- внач. комм.: родителей поминает по воскресеньям – за кусочком
 

Молитва-заговор

24.

О представлениях:

- дедушка засевал с приговорами – у него все вырастало, он и в колхозе засевал
- дедушка говорил, что ячмень надо засевать рано утром, пока не топятся печки
- с пасхальным яйцом и с иконой обходят дом когда пожар начинается
- раньше обходили старушки
- Дуниловская Божья Матерь – была особая икона
- на родине на угоре есть Дормидонтов ключик со святой водой; сейчас напротив него сделали кладбище
- святой Дормидонт похоронен здесь на кладбище, сейчас могила затерялась
- новое кладбище нужно освящать
- к Дормидонтову ключику ходили за водой
- когда набирали воду, крестились и просили: «Дай, Господи, водички святой»
- этой водичкой могли освящать дом, скотину 

репортаж

 

 

 

 
 

<<< предыдущий

следующий >>>