2. |
Об
административных территориях:
- об
образовании села Борисово-Судского
- в 1927 г.
был образован Борисово-Судский р-н
- Пондола
принадлежала Шольскому району
- до революции
р.Колпь была границей Белозерского и Устюженского уездов
- Дубровка
принадлежала Устюженскому уезду
|
Репортаж |
3. |
О книгах:
- о книгах по
районам
- об издании
своих книг
- как написал
об исчезновении и ликвидации памятников Ленину в Бабаеве
|
Репортаж |
4. |
О территориях,
названиях:
- Бабаевские
дружили плотнее с Устюжной, чем с Чагодой
- с Чагодой
общались
- здесь по
районам варили зеленые щи - эти районы были Новгородскими
-
предполагает, что названия рек Суды и Колпи – владимиро-суздальские
- Колошма
(кол) и Ножема (нож) впадают в Суду – легенда, что жители подрались,
и попали на суд
- здесь был
путь по рекам из варяг в арабы
- по версии
Чайкиной название Бабаево произошло от того, что там жил человек по
имени Бабай; сам предполагает, что шла баба и сказала «ево»
- считает, что
названия происходят от вепсов и саамов
- около
Дубровки был выкопан заградительный ров от татар, половцев
|
Репортаж |
5. |
О ремесленных
производствах:
- в Тырписе
был оружейный завод, открытый Апраксиным
- в
Борисово-Суде была ткацкая фабрика, на которой делали бесшовные
мешки
- на ткацкую
фабрику набирали девушек, давали им кредиты и они работали
самостоятельно и сдавали на продажу
- в Бабаевском
районе был стекольный завод, делали посуду богемского стекла
- Бабаево было
центром железоделательного производства: делали проволоку, крючья,
рельсы, ножи, пилы, топоры
- здесь
добывали болотную руду
- были частные
домницы,
- были
угольные ямы, жгли уголь для домниц
- в домницах
выплавляли крицы,
- при
строительстве церквей кирпичи скрепляли составом на яйце
- за Пожарами
был кирпичный завод – делали кирпичи
- горшки
делали
- массово
делали из дранки кузова
- на ДОЗе
токаря точили из дерева
|
репортаж |
6. |
Об истории
местности:
- в Борисове,
где был ДОЗ, нашли курганы
- в Борисове
было две усадьбы
- помещик вел
археологические раскопки
- здесь шла
литва, поляки – искали путь на Белозерск
- здесь
проходил Борисово-Судский почтовый тракт
- братья
Соколовы шли через Бабаево до Санинской – Бабаево и Вожега
относились к Белозерскому уезду
- В Борисове
было две крупные ярмарки (Сорока мучеников)
- в Борисове
была ремонтная мастерская по гармоням
|
Репортаж |
7. |
О развлечениях
детей, молодежи:
- играли на
хромках, тальянках, балалайках
- на беседах
плясали «Ланчика», «Русского»
- когда Ланчик
плясали, говорили «пол занять», фигура называлась «боронить»
- сам бывал на
биседах в 1955 году
- в святки
рядились – называлось «кудесам»; в каждом доме угощали
- в детстве на
новогодние елки ходили друг к другу; елки украшали печеньем,
конфетами; хозяин угощал детей за стихи, пляску
- в святки
наряжались медведем, козлом – ходили по домам
- ребятишки
играли с деревянными трещотками – сами делали
- делали
самокаты-коньки (на коньках) - катались с гор
- большим
крюком зацеплялись за машины и ехали на коньках
- около
Троицкой церкви ставили большие квадратные качели – молодежь
качалась
- в Борисове в
парке были гигантские шаги – «гиганты»
|
репортаж |
8. |
О пастушеских
обрядах, колдовстве:
- у пастухов
были барабанки – молодые парни им завидовали
- один пастух
ходил с пионерским горном
- на Егорья
хозяйки вели коров в одно стадо и вместе с пастухом делали обход
- пастух
говорил, что если этот обряд не совершить, ему не попасти, коровы
разбредутся
- во время
обхода пастух выбирал корову-вожака
- в Борисове
на каждой улице был свой пастух
- коров
выгоняли, когда проходил пастух с барабанкой
- мужик
попросил колдуна показать колдовство, он в лесу сделал сильный ветер,
а другому - как будто тот ползет внутри дерева
|
репортаж |
9. |
О вепсах:
- сам учился в
школе с внуком колдуна, тот хорошо знал лес
- вепсы – люди
леса, озера, реки – хорошо общались с природой
- самого на
лодке-долбленке в озеро унесло, вепс выручил
|
репортаж |
10. |
О ремеслах,
промыслах:
- как делали
долбленки
- здесь делали
баржи, чтобы перевозить изготовленные здесь товары
- на Суде
пороги были
- сплавщики
могли на одном бревне проплыть
- у сплавщиков
был заводила, он давал команду, а остальные по команде
- сплавщики
могли сделать залом – знали, какое бревно вытащить, чтобы разбить
залом
- на каждой
речке были водяные мельницы, ветряных не было
- в каждой
деревне был кузнец
- были овины и
риги – сушили сначала лен, потом зерно; в риге сушили, потом на
овине выколачивали
- льняное семя
выколачивали колотушкой
|
репортаж |
11. |
О рекрутах:
- Борисово
было центром рекрутского набора
- старушка
рассказывала, как провожали рекрутов на Первую мировую
- в деревне
был праздник Ивана Воина, на нем обязательно дрались
- вепсским
детям в школе запрещали говорить на родном языке |
репортаж |
14. |
О пище, в том
числе обрядовой:
- об
изготовлении жаворонков
- мама давала
жаворонков детям, чтобы они на улице кинули вверх; что-то велела
кричать - «приди быстрее»
- жаворонков
пекли на Сороки
- на Пасху
пекли пасхи, куличи
- в Дубровке
раньше называли колобом пирог, помазанный картошкой и сметаной
- здесь
зеленые щи делают: зеленые листья рубят сечкой – получается крошево,
перекладывают слоями крошево и ржаную муку, дома обваривают кипятком,
закрывают и оставляют в тепле, чтобы кисли – преют 2 дня, протыкают,
чтобы выходил воздух, потом кладут на них гнёт и убирают
- раньше
рубили в огромных чанах
- капусту
раньше квасили
- целыми
кочанами капусту оставляют с листьями, заворачивают в газету и в
подвале подвешивают
- куриные яйца
раньше хранили в корзине, чтобы проходил воздух
- у бабушки в
ларе было отделение для яиц
- маленькое
яичко надо хранить – помогает при пожаре
- горящий дом
обходили с иконой от пожара
- пряженики
пекли – перед огнем пекут на угольках
- калитки с
капустой пекут – перед огнем
- рогушки с
разными начинками пекут
- капустный
хворост (современный рецепт)
- о
приготовлении рогушек с разными начинками
- у рогушек
бока защипывают
|
Репортаж |
15. |
О календарных
обрядах, праздниках:
- в
окачивальное воскресенье ребята обязательно обливали девок
- на Иванов
день заваливали двери
- на Иванов
день девушки венки плели и бросали в воду
- сейчас
праздники деревень проводятся в те же дни, что и заветные праздники
- Фролы
праздновали в Папине, Казанскую – в Дубровке, Тихвинскую – в
Селиверстове
- на заветные
праздники варили пиво
- в Дубровке
сами назначили Казанскую – все поселение стало праздновать
- дом культуры
размещается в бывшей летней церкви - Николая Чудотворца
- Казанская
была праздником д.Дубровка
- о забытости
праздников
|
Репортаж |
16. |
О
похоронно-поминальных обрядах:
- на похоронах
причитали
- муж
заповедал, чтобы его отпели – отпевали (причитали) старушки из
Папина
- раньше
приходили на кладбище – на могиле причитали
- на кладбище
ходили в заветные дни (по умершему), Троицу, родительские дни
- раньше в
Троицу на могилу ставили березовые веточки
- на старинных
могилах растут деревья – садили
|
Репортаж |
17. |
О календарных
представлениях:
- в Духов день
старушки говорят, что запрещается работать
- в
Благовещенье «Птица гнезда не вьет, а девица косы не плетет»
- сама в Духов
день не полила огород – попало от матери
|
репортаж |
18. |
О
похоронно-поминальных обрядах:
- если человек
умер в другом месте, причитали на могиле его родственника
|
репортаж |
19. |
О календарных
обрядах:
- в лес ходили
за мутовками; мутовку выбирали – приговаривали «Мутовка, плутовка…»
- надо, чтобы начало и конец были «мутовка» - 5-7 лапок
- в Великий
четверг свекровь через скобку умывала детей
|
репортаж |
20. |
О лечении:
- сама от
сглаза внучке через скобку воду делала
- у детей от
щетинки катали по спине тесто
- «озык»
лечили: зачерпывают воду нельзя отбавлять, изо рта выливают через
скобку и ребеночка моют
- в д.Петряево
бабушка лечила детей от грыжи, сглаза
- послед от
коровы закапывали в навоз
- из молозива
коровы сначала делали сыр
- раньше на
маслозавод сдавали по 340 л молока от коровы
- за льняным
маслом ездили в Устюжну
- муравьиное
масло делали сами – ставили бутылки с приманкой, чтобы в них
наползали муравьи, потом топили в печке
- этим маслом
лечили спину, ноги
- сама лечит
ноги настоем цветов сирени, прополисом
- если в бане
угореешь – в уши засовывали клюкву
- чтобы не
болела голова и был хороший сон – ставили около кровати красную
герань
|
репортаж |
21. |
Об истории,
названиях деревень:
- в Дубровке
осталось несколько старых дубов
- деревня
Внина образовалась на берегу реки Внины из свезенных хуторов
- около
Дубровки сохранился Загривский вал, который концами упирался в реку
Чагодощу – защищались от поляков
- деревня
Загривье – построена за гривами
- деревня
Лукьяново – в болотистом месте утонул бык Лукьян
- Селивёрстово
– длинная деревня, с версту, идешь и сядешь – сели вёрстово
- исчезли
деревни Дуренино, Вихимец, Кузьминское, хутора
- Клавдино –
названо по имени женщины
- в поле стоял
двухэтажный Жуков дом – сгорел
|
репортаж |
22 |
О календарных
обрядах:
- масленицу
провожали – ругали «Масленица-мокрохвостка»
- сейчас куклу
сжигают, раньше соломенные куклы сжигали, колеса жгли
- в масленку
катались на лошадях
- зятя угощали
яичницей
- когда пекли
блины, первый блин клали на окошко – это поминанье умершим; так идет
из поколения в поколение (Иванова З.А.)
- в масленицу
сама печет блины всю неделю, первый блин кладет на окошко и он лежит
там всю неделю, потом отдают животным или можно снести на кладбище
|
репортаж |
23. |
О церкви:
- поп крестил
последний раз в 1929 году
- здесь были
зимняя и летняя церкви, зимняя сейчас заброшена, в летней находится
дом культуры,
- старушки
рассказывали как было в церкви, в которой сейчас ДК
- вокруг
церкви (ДК) было кладбище – все построено на костях
- самой
прислышалося, как в ДК (бывшей церкви) плачут
- парням
привиделось, что в окне стоит кто-то в белом
-
прислышалось в ДК, что кто-то подходит
|
репортаж |
24. |
О
представлениях, нечистой силе:
- сама в лесу
почувствовала, что кто-то смотрит, стала уходить – услышала за собой
шаги; муж сказал, что это добрый лесной дух провожал
- мужчину
заманил в лес маленький старичок
- корова не
шла на новый двор – женщина завела с куском хлеба, сказала хозяевам,
что они переехали, а дворового не перевели; надо было попросить: «Дворовой,
принимай корову»
- когда из
дома выходит, говорит: «Ангел мой, ходи со мной, ты впереди, я - за
тобой»
- после бани
благодарят баенника
- когда
заходит в лес, просит «Добрый дедушко лесовик, дай мне удачу», когда
выходит из леса, благодарит, говорит: «Спасибо, дедушко лесовой,
набрала ягод»
- перед сном
подходит к иконке, крестится
- перед грозой
молится «Господи, пронеси все стороной, спаси и сохрани»
|
репортаж |
25. |
О
похоронно-поминальных обрядах:
- священник
сказал, что сорочины можно сделать пораньше, а позже нельзя
- чтобы не
бояться покойника, как вынесут гроб, надо перекувырнуть все
табуретки и заглянуть в печку
- чтобы не
бояться покойника, надо потрогать его за ноги
- когда
приходят с кладбища, старшая в семье говорит в трубу «Была, нет и не
надо»
- накануне
9,40 дней делают стол, в баню собирают белье, оставляют в тазике
воду,
- в 40 день
душу провожают после 12 часов: стопку, которая у него стояла,
выливают на угол, еду крошат птичкам, встают на коленки на дороге,
по которой увезли, кланяются в сторону кладбища
- воду из бани
выливают после девятин
- полусорочины
справляют не везде
- сама вылила
стопочку раньше 40-го дня - умершая разбудила, просила у нее
прощенья и снова поставила стопку и положила помин
- раньше
вышивали на полотенечках ФИО, даты и вывешивали на угол дома, в 40-й
день уносили на кладбище – там висело, пока не истлеет
- по ходу, как
везут покойника, разбрасывают еловые веточки
|
репортаж |
26. |
Об игре на
сковороде:
- для игры на
сковороде нужна большая сковорода, на которой пекут блины; играют на
ней ножом |
репортаж |
27. |
Под пляску |
Наигрыш на
сковороде |
28. |
Под пляску с
частушкой
- Задушевная
товарка,
Мы с тобою
вдовушки
|
Наигрыш на
сковороде |
29. |
Под пляску с
частушкой
- Говорят, что
я старушка
Только мне не
веритца
|
Наигрыш на
сковороде |
30. |
Под пляску с
частушкой
- А я на
пенсию пошла
Хорошо оделася
|
Наигрыш на
сковороде |
31. |
Под пляску с
частушкой
- Ягодиночка
на льдиночке
А я на берегу
- комм.:
играли на сковороде, когда не было гармониста
- во время
войны, когда не было мужчин, играли на беседе
|
Наигрыш на
сковороде |
32. |
Под пляску
- тот, кто
играет – не пляшет
- повторная
запись
- повторная
запись
|
Наигрыш на
сковороде |
33. |
Под пляску с
пляской
- Я плясать-то
не умаею
Только так
побегаю
|
Наигрыш на
сковороде |
34. |
Под пляску
|
Наигрыш на
сковороде |
35. |
О календарных
обрядах:
- в святки
ряженые ходили с гармонью, со сковородкой
- играли
языком
|
Репортаж |
36. |
В том саду при
долине
Громко пел
соловей
А я мальчик на
чужбине
Позабыт от
людей
- 2 строфы
|
Поздняя
лирическая |
37. |
О частушках-
|
|
38. |
Ой говорят,
что я старуха,
Говорят, что
много лет…
- внач. комм.:
пели, когда жали, клюкву собирали
- напев по
деревне
- комм.: одна
пропевает половину, затем вторая, потом так же по-очереди допевают
|
Частушка |
39. |
Ой, осеннею
порой
Все хвори
забываются…
- комм.: здесь
частушку поют полностью, а устюжане – на два раза
|
Частушка |
40. |
Ой, глубока да
вода в колодце,
Глубока – не
видно дна…
А мой
милёнок, как телёнок
Только
разница одна…
Ой, раньше я
да гуляла парочкой
Теперь живу
одна
Что
милёнок пьет из блюдца,
А теленок
из ведра
- комм.:
вдвоем поют по очереди по половине частушки
|
Частушки по
деревне |
41. |
Как показывали
беседу в клубе
|
Репортаж |
42 |
В низенькой
светёлке
Огонёк горит
Молодая пряха
У окна сидит |
Поздняя
лирическая |
47. |
Об обработке
льна
- на святки
делали беседы, на беседах пряли
- как
обрабатывали лен, ткали «тик»
- ткань
красили покупными красками
|
Репортаж |
48. |
Об обрядах при
строительстве дома:
- когда дом
строили под углы на землю клали деньги, шерсть, зерно
- в Чикове под
передним углом старого дома нашли старинную монету
- если плохо
рассчитывались с печником, он вмазывал в трубу свистульку из битой
бутылки
|
Репортаж |
49. |
Об обрядах по
скотине:
- весной
отмечали Егорий – выпускали и с иконой обходили скотину, пастуху
давали угощение
- в четверг
кур кормили зерном
- пастух
обходил стадо с вербами
- пастух в
рожок играл, когда собирал скотину
- выгоняли
скотину пораньше, пока роса, чтобы скот ел траву с росой
- пастух ходил
обедать по домам по очереди
- если корова
пропадала, говорили, что это нечистая сила взяла за обход
- корову
искали с хлебом-солью
|
|
50. |
О календарных
обрядах:
- в Троицу к
окнам ставили березки, на кладбище ходили
- раньше на
кладбище старухи причитали, некоторые, чтобы показать, что плачут, в
платок клали разрезанную луковицу
- ходили на
кладбище накануне Троицы – в родительскую субботу
- в могилку
березовые веточки втыкают
- по могилкам
яички катали
- в Троицу
яйца красили в луковой кожуре или в Троицу -березовым веником
- в Пасху яйца
катали, по лбу щелкали
- к Пасхе яйца
хранили – в золу клали
- в Пасху
звонили в колокола
- в
окачивальное воскресенье окачивали друг друга водой
- в святки
рядились: шубу выворачивали, белый полог на себя надевали – как
покойник,
- в светлые
вечера старались красиво одеться
- светлые
вечера устраивали по деревням
- на светлые
вечера вешали несколько ламп
- кто умрет на
Страстной неделе, увидит все страсти
- мать в
Великий четверг завертывала в бумагу соль и клала в печке в «поршанку»
- куда сгребали золу печку; этой солью лечили скотину
- в Великий
четверг девушки ходили в лес за мутовками; выбирали, чтобы было три
или пять рожков «Мутовка-плутовка…»
- вересом
кадки запаривали
- вересовым
веником в бане парятся
- березовые
веники можно готовить только после Троицы и до Ильина дня |
|
51. |
Я на масленке
катался
Трои сани
изломал
На такую
б…нарвался
Без штанов
домой [бежал]
- текст
|
Масленичная
частушка |
52. |
Масленка б…
Не дала нам
погулять,
На горе
катацца,
В саже
помарацца.
- интонируемый
текст
- внач. комм.:
вечером провожали масленицу – жгли лапти-опорки, берестяные кошели
|
Масленичная
припевка |
53. |
О календарных
обрядах:
- в масленицу
катались с горы - в Чикове была гора шлака от выплавляемого железа
- в масленицу
катались на лошади: на дугу развешивали полотенце, его обливали,
чтобы края свисали
- катались в
санках-розвальнях
- в масленицу
пекли блины
- в масленицу
жгли от колес ступицу
- все сжигали
за деревней, не в самой деревне
- в Вознесенье
пекли из ржаной муки рогушки с толченой картошкой, яйцами, сметаной
- в Пасху
говорили «Христос воскрес!» - «Воистину воскрес!»
- когда дети
выходят из дому, им нужно говорить только добрые слова
- когда
начинают что-то делать, вспоминают Бога, чтобы помог
|
репортаж |
54. |
О детских
играх, развлечениях:
- в игре
выбирали водящего - по палке кулаки переставляли
- дети играли
в прятки, в лапту
- раньше кукол
сами делали, личико рисовали карандашом, набивали опилками, ватой,
тряпками
|
|
55. |
Радуга-дуга
Дай дожжика
- интонируемый
текст
|
закличка |
56. |
Дождик,
дождик, перестань
Я поеду на
Рестань
Ключики-замочки
Шелковы
платочки
- текст |
Закличка |