Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 56 >>> Бабаевский район

Оригинальная коллекция Бабаевского ЦТНК

АФ 565

 

<<< предыдущий

следующий >>>

 

 

499 500 501 502 503 503а 503б 503в 503г 503д 503е 503ж 504 505 506 507 508 509 510 511 592 >
512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531
532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551
552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571
572 573 574 575 576 577 578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591

 

Вологодская область,
Бабаевский район,
Тороповский с/с
д. Торопово
06.01.01.

Зап.: Кукушкин А.В.

 Исп.: Шарова Тамара Николаевна, 1921 г.р., род. - д.Дубровка
Дубровского с/с (основное время проживала в г.Бабаево.)
Пронина Марфа Иосифовна, 1922 г.р., род. - д. Сорка Санинского с/с
 

01.

О календарных обрядах и праздниках:

ПАСХА:
- Пасху справляли за линией в г. Бабаево;
- на Пасху пекли: пироги, куличи;
- копили яйца на Пасху, дарили друг дружке;
- яйца в переднике женщины носили;
 

репортаж

02.

Пресвятая мать Богородица
И вцарица небесная вматушка
Спаси и сохрани и отнеси
Дай Бог здоровья внам ребетишечкам
И вщасья

- снач. комм.: взрослые в лоб детей яйца били;
- комм.: когда дарили яица, перекрещивались, целовали друг друга;
 

приговор

03.

Свят, свят, свят!
Свят Паска.
 

приговор

04.

О календарных обрядах и праздниках:

ПАСХА:
- на стол: самовар ставили, гостинца и яйца клали, пили чай;
- клали в семена яйца;

- на улице с песнями на больших моховых качелях качались: парни, девки, родители для забавы;

- звали в гости друг друга;
- под гармонь мужики плясали;
- за линией в Бабаево, плясали на улице Урицкого: «бабы и девки сидели тихо на скамейке, а мужики скоплялись» для пляски;
- «отец выходил форсисто, руки сзади зелёной рубахи, круга давал по крылечку, поворачивался и топал»;
- раньше в маленькую гармошку – «вятку» играли;
- бабы плясали так, что «пол – хоть чеши» - «вытоптан» был;
 

репортаж

05.

Ах ты милая моя
Сделай уваженье
Я к тебе буду ходить
Кажно воскресенье

- снач. комм.: парень пел девкам;
- текст
 

частушка

06.

Сяду я на лавочку
Которая покатие
Полюблю и поживу
С которой побогатее

- текст
- комм.: девушка парню отвечала;
 

частушка

07.

Милый мой, и я твоя
Куда хотишь, дивай миня

- фрагм. текста
- комм.: ходили «форсисто - руки с зади не снимали, ходили и плесали – всё время руки на заду»;
 

частушка

08.

О мужской одежде:

- рубаха: зелёная, из сатина;
- кушак: «кисти легались»;
- рубахи: в мелкую клетку, из чёрного сатина;
- из белого сатина рубаху носили – богатые;
- хромовские сапоги – носили богатые;
 

репортаж

09.

В низенькай светёлке
Аганёк гарит
Маладая пряха
У окна сидит

- фрагм. напева;
- комм.: в школу ходила – пела; бабы пели – дома, сидя на скамейке, в любой день;
 

романс

10.

О календарных обрядах и праздниках:

МАСЛЕНИЦА:
- пироги пекли, пиво варили, плясать в избах собирались;
- на лошадях в санях катались на перегонки;
- сватались в масленку;
- костёр: в середину ёлку ставили, сучья собирали – каждый нёс из дома;
- яйца собирали, «с Масленицы до Масленицы с яицам были»;
ВЕЛИКИЙ ПОСТ:
- постничали раньше: копили – творог, сметану, масло – всё гноили;
МАСЛЕНИЦА:
- костёр: каждый нёс из дома сучья;
- костёр жгли: в 5 - 6 часов вечера;
- «в масленичный костёр кидали яичную кожуру»;
- кругом масленичного костра все плясали;
ВЕЛИКИЙ ПОСТ:

- бабы крестились и кланялись друг дружке в великий пост, на коленки вставали [на улице Урицкого];

ПАСХА:
- ребятишки собирали яйца: ходили, стучались с приговором, - их за это угощали;
- после пасхи: неделю убирались;
- в пасху на улицу из дома кричали: в гости друг друга заманивали;

репортаж

 

Вологодская область,
Бабаевский район,
Тороповский с/с
д. Торопово
06.01.01.

Зап.: Кукушкин А.В.

 Исп.: Прохорова Александра Родионовна, 1910 г.р., род. - д. Стёпаново Тороповского с/с 

11.

О календарных обрядах и праздниках:

ПРЕСТОЛЬНЫЕ:
- в д. Стёпаново престольный праздник – ПОКРОВ: варили пиво, гуляли, плясали;

- на праздник приходили родственники из деревень: Любощь, Сергеево – неделю гуляли;
- на праздник родня своя приходила, по избам ходила и угощалась пивом;
СВЯТКИ:
- «сдобленным» ходили, просили как «цыгани»;
- избу молодёжь покупала для беседы;
- сдоблялись: «конем», «цыганам»;
- «катанки катать»: «заваливали девку и шаркали, спрашивали:«Кто те люб? Кто мил?»»;
- «конем»: лошадь запрегали, верхом ехали;
ПАСХА:
- в святую неделю, на пасху – святили избу;
- воду святую приносили из церкви деревни Торопово;
- в двенадцать часов ночи, в канун Пасхи, в субботу – ходили за водой в церковь, прыскали дом;
МАСЛЕНИЦА:

- на конях парни девок катали с гармошкой, балалайкой и песнями;
 

репортаж

12.

О полевых обрядах:

- последним жали яровое поле – сноп брали, засевались этим снопом, в ПОКРОВ скотинку закармливали;

репортаж

 

Вологодская область,
Бабаевский район,
Тороповский с/с
д. Торопово
06.01.01.

Зап.: Кукушкин А.В.

Исп.: Грачёва Антонина Васильевна, 1916 г.р., род. - д. Языково Тороповский с/с

13.

О календарных обрядах и праздниках:

СВЯТКИ:
- святки с Рождества до Крещения;
- ходили по беседам, делали «игрища»;
- в «весёлые» беседы ходили с прялками, пряли кудель;
- носили раньше всё «точёное»;
- прясть начинали с осени, с ПОКРОВА;
 

репортаж

14.

О лесозаготовках:

- в лес ходили: в лесу жили в станах;

- днём – лес пилили, вечером – кудель к столбу привязывали и пряли: домой клубки привозили;

 

репортаж

15.

О женской одежде, постельном белье:

-          ситцевые платья и юбки носили только в праздник;
-          наволочки – «точёные», «матрацы» - тканые;
-          нижняя и верхняя одежда была тканая;
 

репортаж

16.

О беседах:

- на беседах пряли, плясали под гармонь, ««столба» гасили», в «соседей» играли;

- «столба гасить»: подходил парень, вызывал сидящую девушку на мост, она целовалась с ним, вызывала другого парня, целовала и уходила, а он вызывал другую девушку;

- «в соседей»: в доме, кругом избы девушки сидели с прялками и с парнями – «суседи», подходила девушка спалкой, стукала палкой: «Люп сусет?»; если «сусед» девушке «Люп», то она его целовала, а если нет, то меняла на того, кого называла;
- на беседу ходили с осени;
 

репортаж

17.

О календарных обрядах и праздниках:

СВЯТКИ:
- в святки делали «игрища»;
- ребята приводили «козла», «корову», и садили на него;
- «козёл»: наряжали мужика, он вставал на четвереньки, и на него (« козёл», «корова») вскакивали девки;
- если парни на какую девку были злые, то к кнуту привязывали рукавицу набитую чем-нибудь и били её;

- «покойника» парни приносили на скамейке: весь в белом, приносили, ставили посреди избы, заставляли девушку его целовать;

- «покойник»: страшный, зубы вставные;
- девушка подходила к «покойнику», целовала его;
- «покойник»: зубы из «рипины» долгие вырезали, лицо в белой муке, одевали в белое и белым покрывали;
- «покойника» ряженый «поп» отпевал;
ПАСХА:
- где Тороповский дом культуры – раньше было кладбище и церковь;
- церковь была сделана из крепкого кирпича – крепких «катышей»;
- в деревне Торопово была раньше церковь и сторожка;

- в деревне Торопово перед Пасхой ходили к всенощной в церковь;

- к всенощной приходили со всех деревень в церковь деревни Торопово;
- в Пасху ходили записанные в церкви деревни Торопово по деревням с иконами «богоносцы»;
- утром, в Пасху, после всенощной «богоносцы» брали кресты, иконы и шли по деревням;
- в первую очередь шли «богоносцы» с крестами в деревню Новинка, а потом по деревням «Вишары»;
- «богоносцы» заходили в первый дом, поп делал службу;
- после службы «богоносцы» с попом выходили из дому, к ним в заде присоединялись все жители деревни и пели тропарь «Христос воскресе»;  
 

репортаж

18.

Христос воскреся из мертвы
Смерти  и смерть поправ
Идущи во грабе живот дарова

- снач. комм.: когда поп выходил из дома, где отслужил, в заде присоединялись все жители деревни и пели;
- комм.: «да хором-то, да гулко-то»;
 

тропарь

19.

Христос воскреся из мертвы
Смерти и смерть поправ
И сущы во грабе живот дарова
 

тропарь

20.

О календарных обрядах и праздниках:

ПАСХА:
- яйца в церковь носили, пасху, поп освещал водой;
- два яйца клали на божницу к Пасхе, они лежали до посева;
- «мама рассаду шла плевать» – брала яичко с божницы;
- пасха лежала до посева на божнице – «засушенная»;
- пасок пекли много – из сдобного теста: три лепёшки, в крестик шарики из теста ложили;
- на посев отец брал пасху с божницы, потом приносил домой и её съедали;
ВЕЛИКИЙ ПОСТ:
- Великий пост – семь недель перед Пасхой;
МАСЛЕНИЦА:

- на санки клали палки, с верху клали солому, зажигали, и везли вдоль деревни, с начала деревни и до конца – «для смеху, шутили просто так»;

ПАСХА:
- после Пасхи женщины брали икону «Божьей матери», обходили всю деревню, пели  тропарь «Христос воскресе» – от пожара;
МАСЛЕНИЦА:
- каждый брал из дома тукач соломы для сжигания на санках;
СВЯТКИ:
- жгли костёр: тукач соломы;

- ходили слушать «на кресты» [перекрёсток дорог] девушки из дома;

- в сочельник (6 января) – пекли сочни;
- дрова носили;
- слушали в риге;
 

репортаж

22.

Чэрти, чэртинятка,
Все с нам пойдёмте,
Барышники, ригошники,
Все пойдемте с нам

- снач. комм.: когда девушки шли «на кресты гадать»;
- комм.: всех «чертей»звали девушки с собой;
 

приговор на гадании

23.

О гадании:

- «на крестах»: очерчивали девушки круг, вставали в него, слушали, загадывали «суженого-ряженого»;
- если девушка должна была выйти в этот год за муж, то «суженый» ехал с колокольчиком на лошади;
 

репортаж

24.

Чур моёму слушанью

- снач. комм.: после гадания девушки говорили;
- комм.: «этот кружок нарушаешь»;
 

приговор на гадании

25.

О гадании:

- в Рождественский сочельник [6 января] хозяйки сукали сочни, а дочка должна была украсть сочень со стола, чтобы она не видала;
- девушка вырезала в украденном сочне отверстия для носа, рта и глаз, одевала его на лицо и глядела в окно, стоя на «костре» дров;
 

репортаж

26.

Суженэй, ряженый,
Приходи ко мне

- снач. комм.: девушка говорила при гадании с одетым на лицо сочнём и стоя на «костре» дров;
- комм.: показался суженый, когда мать открывала дверь на двор;
 

приговор на гадании

27.

Чур моёму слушанью

- снач. комм.: девушка говорила после гадания через сочень; 
 

приговор на гадании

28.

О гадании:

- на биседе: девушки ходили за дровами, кто сколько брал – если «в окурат», то девушка выходила за муж в этом году;
- девушки ходили «к риге», заголяли таз, засовывали в маленькие двери, если «суженый» проводил по тазу голой рукой – то бедный жених, а если «хохлатой» – то богатый будет жених;
 

репортаж

29.

Чюриповецкая тюрьма
Да с поворотом лесенки, ух!
Втам товарищи сидят
Поют висёлы песенки

- снач. комм.: «песни пели коротенькие и долгие:»;
 

частушка

30.

Мы гуляли, вышибали
Из простенок косеки
Не уже ли, да нас посадят
За такие, да пустеки
 

частушка

31.

 

Мы гуляём, гуляём
Да ни о чём ни думаём
Втолько думаём о том
Кому фигакнуть кирпичом

- комм.: «это робята пели такие песни»;
 

частушка

32.

О календарных обрядах и праздниках:

ПИВНЫЕ:
- ПОКРОВ – в «Вишаре» (14 октября);
- ИЗОСИМ – в деревнях: Новинка, Ярцево (10 октября);
- МИХАЙЛОВ день – в деревне Тимошкино;
 

репортаж

33.

О проходке «вдоль» деревни:

- гармонист  шел впереди, девки в зади гармониста под ручку, парни в кучку сзади;
- парни хоркали;
 

Репортаж

34.

[Эх, во солдаты хобарь] ё…рь
Забривали мати ё…у
Бис порток е…на мать
В углу стоял

- снач. комм.: раньше «пели с картинками»;
- фрагм. напева (с хорканьем);
 

скоморошина

35.

 

Эх, во солдаты хобарь – ё…рь
Забривали матирь ё…у
Бис порток е…на мать
В углу стоял

- напев (с хорканьем);
- комм.: «под гармонь пели робята, пьяные мужики», (двоюродный брат А. В. Грачёвой на хуторе пел);
 

скоморошина

36.

О том как Тороповские зарезали «атамана»:

- был «атаман», [Тумана Василия Осиповича – дядюшка] здоровый, все жители считали его за «атамана»;

- «атамана» зарезали два брата Тороповские, и песню сразу же составили;
 

быличка

37.

 

Атаман у нас молодинькой,
Да, ни выдадим ево,
Эх, в семером в могилу да ляжым
За ево, да  за одново

- снач. комм.: «под задир пели» «атамана» зарезали два брата Тороповские, и песню сразу же составили;
 

частушка

38.

 

Атаманова могилушка,
На самой на горе,
Атаманова сударушка,
Понравилась мине

- комм.: эту песню про атамана пели;
 

частушка

39.

У внас таваришща зарезали,
У бревен, у костра,
Пиривязывала раны,
Мелосерная сестра

- комм.: «атамана» на брёвнах, у костра зарезали, и песню про его составили;
 

частушка

40.

Тан,  тырылили, тына
Тына, тырылили, тына

- снач. комм.: в сковородник играли «на балалайки» сковородник для детей, ради шутки в праздник;
- комм.: «а ян ыты хохочет»;
 

наигрыш «под язык»

41.

Эх вминя били да вмальчика,
Да, в поле у сарайчика,
Эх, штоз паленом, кто калом,
Да, один раз…а топором
 

частушка

42.

<…>
Да, я ишщо молодинька,
Я моложе, да ухажора,
На чатыри годика

- фрагм. напева;
 

частушка

43.

О календарных обрядах и праздниках:

СВЯТКИ:
- «кутьёй» покойника поминали;

- пекли в сочельник «сочень» с ночинкой из овсяная крупы: запаривали, драли, калоли;

- пекли «рогушки» с загнутыми краями, ночинка: картошка, масло, яйцо - разведённое молоком;
- пироги пекли, пиво варили;
 

репортаж

44.

Об изготовлении пива:

- рожь мочили в реке, вытаскивали, ложили на стол, распускали из мешка;
- выростали ростки у ржи, рожь срасталась – её расшаркивали и ложили на печку;
- рожь, высушенную на печке мололи – получался солод;
- когда пиво заваривали – этот солод сыпали в кадку;
- кадка: со «стыром» по среди;
- в кадку высыпали солод, насыпали муки, «мякины» сыпали «ржаной» - «для бегу», чтобы лучше «бежало»;
- «мякина» – отходы от зерна, промывали, запаривали кипятком в корзине;
- пиво варили на улице в большом «дошнике» – вёдер десять;
- «дошник» ставили на клячи, рядом делали «пожог», на котором грели камни;
- в «дошнике» солод перемешивали и оставляли на некоторое время «посолодеть»;
- кипятили воду, выливали в «дошник», перемешивали «веслом» [палка затёсанная];
- из соломы делали «мётлу»: завёртывали жгуты, [совали один через другой два жгута] - «крест на крест», одевали на «стыр», опускали на дно;
- на кресты ставили «весло», «мётлу ужимали», кругом веслом водили, чтобы из под «мётлы» выскочил хлеб;
- после перечисленных в верху операций начинали садить в «дошник» железными клещами раскалённые камни;
- во время опускания раскалённых камней «метла» прижималась,  «весло» придерживалось;

- после прижатия сусла «мётла» вытаскивали и садили по всей бочке [«дошнику»] камни;

- сусло вскипало, отстаивалось, пока  с верху не появлялась сладкая пенка;
- после отстаивания сусло спускали: потихоньку вытаскивали штырь, подсовывали ковшик;
- сусло бежало в большое деревянное корыто;
- первое сусло с «мякиной» выливали ковшиком обратно в «дошник», пока чистое сусло не бежало в корыто;
- маленькие дети пили первое сладкое сусло;
- дома сусло переливали в другую «катку», ложили туда хмель;
- сусло с хмелем остывало, туда опускали дрожжи, оно «ходило», его помешивали, чтобы не убежало;
- «выхоженное» сусло цедили через решето, переливали в бочку [штырь с боку];
- готовое пиво «отстаивалось» в бочке за два дня до праздника;
 

репортаж

45.

Тирлилилинь
Куда ходила?
Тирлилилинь
На рыночок

- снач. комм.: «а уш гормоней нет, дак я возьму, да»;
- комм.: имитация игры в балалайку для детей; «в праздник, это за шутки я; у меня дедко всё так играл, и я всё»;
 

наигрыш «под язык»

46.

Под песни с частушками:
 

наигрыш «под язык»

47.

На гуляначки ни весело,
А взалёточка один,
Давай девушки по разику,
Залёточки дадим
 

частушка

48.

Я севодни пьяная,
Да, сороковку выпила,
Я милёнка у сударушко,
В пилевне да видяла

- комм.: «пилевня» – туда носили солому, сено»;
 

частушка

49.

Ох, я севодни да ни обедала,
И чаю да ни пила,
Да, это всё из-за любове,
Вдролечка, да из-за тибя
 

частушка

50.

Эх, поп сорвал с сибя все ризы,
И давай кесты ломать,
Ягóрка в яшык заколачивать,
А Федя схоронеть

-          комм.: «вот оне заколотили в ящык, а поп понёс (драгоценности схоронять), в рику опустил; Федя с Бординского повёл (людей) и достал драгоценности из реки»;
 

частушка

51.

О причащении в церкви деревни Торопово:

- утром, перед всенощной поп детей причащал: ребёнок подходили к попу, он накидывал на его шею салфетку, из церковной чаши давал ложечкой причастие, салфеткой вытирали губы, и спрашивал: «У чужова дома хоть щепки ни собирала ли? Там хоть чо ни трогала ль? Где хоть чево, может украла где чево?»
- на все вопросы попа причащающийся отвечал: «Грешно батюшко»;

- попу было не грешно изломать кресты у церкви и спрятать в реке;
 

репортаж

52.

По деревне

- комм.: «этой гармонь играет, и мы так-жо языком играем, как-будто в гармонь, по деревне»;
 

наигрыш «под язык»

 

53.

Под пляску

- снач. комм: женщины пьяные плясали, одна из них играла «языком»;
- комм.:«эх! Бабка пьяная пляшет»; таже самая игра, только почаще;
 

наигрыш «под язык»

54.

Начинай товарищ дратцы

- снач. комм.: «там заиграют, да захоркают и завздымаютце; сходютце – «Ах! О! Пришли, противники пришли»; ребята начинали петь и «хоркать»;
- фрагм. напева;
 

частушка

55.

О том, как ножиком «вишарского» парня зарезали:

- «подгородчина» – Тороповские ходили с галстукам, сапоги с галошами хромовские – богатые (Коля Филиппов и Коля Ларичев);
- «вишарские» говорили: «тороповская «подгородчина» с галстукам пришла»;
- у «тороповского» (Коли Филиппова) ножиком срезали галстук, началась драка между «тороповскими» и «вишарскими»;
- двое «тороповских» (Коля и Павел) завалили «вишарского» парня (Алексея) в низ, и один из них (Павел) его зарезал;
 

быличка

56.

О драке:

- раньше многих резали ножом;
- в драке ножи применяли;
- драку заводили: «хто на ково злой, шипели»;
- драку начинают двое, товарищи заступаться прибегали;
 

репортаж

57.

Наша партия на партию,
Которая возьмёт,
Внаша вмалинькая партия,
Большую зашибёт

- снач комм.: гармонист заигрывал «под драку» «рвал гармонь, только треск стоял»,  «захоркивал»;
- текст;
- комм.: гармонист участвовал в драке – «гармошку на пол бросал, девки подбирали»;
 

частушка

58.

О драках:

- каменьям кидались»;
- жердью дрались;
- если кого избивали, считалось нормой: «неси и не триси»;
- атаман должен был быть боевым;
- атаман был тогда, когда была общая драка;
- убегающего в драке не наказывали;
 

репортаж

59.

О календарных обрядах и праздниках:

ВОЗНЕСЕНЬЕ:
- яйца в поле носили с утра, чистили, ели;
- люди ходили в церковь, купали лошадей, сами купались в реке Колпь;
КРЕЩЕНЬЕ:
- в Крещенье – после Рождества, через две недели: купались в иордани;
- поп служил в церкви;
- делали большую прорубь для купания лошадей  и людей в Крещенье в святой воде;
- в Крещенье – «святая вода, болеть не будешь»;
- дом освещали водой: прыскали в доме, на дворе, в коридоре метёлочкой;
 

репортаж

60.

Спаси Господи,
Сохрани Господи

- снач. комм.: святой водой прыскали в доме, на дворе, в сенях, в кладовой, в коридоре метёлочкой и говорили;

- комм.: на всех дверях с обратной стороны ставили углём большой крест;

 

приговор

61.

Об обрядах со скотиной:

- в воду ложили крестик, когда первый раз телилась корова, для мытья после отёлу, чтобы молоко освятить;
- молоко первого отёлу не освещённое не ели;
 

репортаж

62.

Спаси Господи

- снач. комм.: стол рукой крестили и приговаривали;
 

приговор

63.

Об обрядах по закрещиванию:

- заходя в чужой дом – перекрещивались, перешагивали через порог, здоровались;
 

репортаж

64.

Господи,
Помилуй мине Господи,
Спаси Госпади

- снач. комм.: спать ложились, перекрещивались и говорили;
- комм.: утром вставали, мылись, перекрещивались не один раз;
 

приговор на сон

65.

Господи, благослови

- снач. комм.: печку затопляли, говорили;
- комм.: раньше всё крестили, очень веровали;
 

приговор

66.

О свадебном обряде:

- раньше выходили за муж в двадцать и в восемнадцать лет;

- маленькие смотрели с полатей свадьбу: молодые приезжали от венца, им ставили два больших стола с угощениями;

- молодые после венца садились за стол, к ним подходили гости - поздравляли, кричали горько;
 

репортаж

67.

Маленьки робятка,
Косые заплатки,
Станьте на лыжи,
Подвиньтесь поближе

- снач. комм.: маленьких детей звали с полатей поздравить молодых, говорили;
- текст;
- комм.: «мать давала детям по пять копеек, они шли к столу поздравлять молодых – ложили на тарелку пятаки, а им за это гости давали пирога;
 

свадебный приговор

68.

О календарных обрядах и праздниках:

ПИВНЫЕ:
- в праздник гостей, сидящих на скамейке, обносили пивом по кругу из большой деревянной чашки;

- с пива плясали и  песни пели;
 

репортаж

69.

О свадебном обряде:

- молодых за столом поздравляли;
- молодка дарила свою свекровушку, сестру жениха;
 

репортаж

70.

Эх, наша невеска,
Ни спала, ни дремала –
А всё дары припасала,
В сторону сажень

- снач. комм.: свекровь, брала у невесты дары и говорила;
- комм.: невеста одаривала свекровь вышитым полотенцем; свекровь-«матушка» рукой дарила подарки; невеста одаривала подарками «матушку», «золовушку», крёстных;
 

свадебный приговор

71.

О свадебном обряде:

- молодых ячменём обсыпали, невеста руки подставляла: сколько зёрнышек ловила, – столько детей рожала;
- молодых с хлебом, с солью встречали,– чтобы жили хорошо, не голодали;
- утром молодую заставляли пол мести – гости кидали мусор;
- свекровь с женихом приезжали свататься с женихом вечером, с самогонкой;
 

репортаж

72.

Вот у вас есть пшеница –
Красная девица,
А у нас есть рожь –
Парень хорош

- снач. комм.: свекровь входила в дом, здоровалась и говорила;
- комм.: молодые подходили к божнице, на которой стаяла зажженная свечка, вставали на колени, молились Богу, все присутствующие кланялись – значит просватали;
 

свадебный приговор

73.

О свадебном обряде:

- жених садился на «доловую» лавку;
- свекровь долго не садилась, всё ходила, пока родители невесты не давали согласия на свадьбу;

- родители невесты предлагали свекровь сесть, на что она отвечала: «я приехала ни сидеть»;

- после согласия родителей невесты, свекровь и все остальные молились Богу и садились за стол;
- сватья привозила и ставила на столе четверть водки [трёх литровая бутыль];
- родители невесты знали заранее о том, что приедут сваты – готовили стол;
- за столом родители выпивали, невеста свекровь одаривала;
- о сватанье молодые говорили своим родителям заранее;
- после просватанья молодым давали неделю срок;
 

репортаж

74.

Топись, топись баенка,
Роскатиси в байнэ каменка

- снач. комм.: невесте топили баню, она мылась, девушки в предбаннике  пели песню;

- комм.: перед свадьбой делали у девушки делали – девичник, а у парня – «парнёвик»;

 

свадебная припевка

75.

Да выходит мая подружинька,
Вот и да не будет-то,
Вот и у мня да и вьей-то типерь
Да и ты да визош-то, да остал да псиротиночкой-то

- снач. комм.: невесту укрывали большим платком, подруга вела её под ручку; заходили в дом, и подруга начинала плакать;  невеста ревела»;
- фрагм. напева;
- комм.: «это подруга приговаривала», невеста ревела – «будто горё, наклонивши»; подруга и крёстная вели невесту под руки – подруга – с лева вела, а крёстная с права;
 

свадебный причёт

76.

Топись, топись баенка
Роскатиси в байны вкаменка

- снач. комм.: невеста мылась, а подруги приходили в предбанник и пели;
- комм.: пели не один раз;
 

свадебная припевка

77.

Втопись, топись, вбаенка,
Роскатиси в байнэ вкаменка

- комм.: после бани невеста шла домой с подругами на девичник;
 

свадебная припевка

78.

О свадебном обряде:

- у парня проходил «парнёвик», потом молодые ехали в церковь венчаться;
- если жених жил далеко от невесты, то невесту вёз её отец, если «по пути», то жених заезжал за невестой, и в церкви венчались;

- жених заезжал за невестой на лошодях: сани одни, лошадь наряжена - косичкой ленты заплетали в гриву, вешали колокольчик на дугу, на шею вешали «подгарок» [множество бубешков];

 

репортаж

79.

Кэросину в бочку налили

- снач. комм.: если отказывали сватовьям, то говорили;
 

свадебный приговор

80.

О свадебном обряде:

- после просватанья невесты, девушки ездили кататься вдоль деревни с песнями, кого встречали, говорили: «просватали, просватали»;
- лошадь могли роспрегать сватовьям – шутить;
- раньше от колдунов лошадь перепрягали с приговором;
- в первый день после венца гуляли в доме невесты , на второй день в доме жениха;
- после второго дня свадьбы делали «отводынью»в доме невесты, невеста собирала постельное бельё;
 

репортаж

81.

Плач невесты:

- снач. комм.: от входной двери крёстная и подруга вели невесту, она плакала;
- комм.: «а самой хотелось за муж»;
 

свадебный плач

82.

О свадебном обряде:

- девушка и парень договаривались о свадьбе на «игрище»;
- к девушке сватались вечером;
- некоторые «ходовали носилком»;

репортаж

конец записи

<<< предыдущий  

следующий  >>>

499 500 501 502 503 503а 503б 503в 503г 503д 503е 503ж 504 505 506 507 508 509 510 511 592 >
512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531
532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551
552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571
572 573 574 575 576 577 578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591