Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 2010-1 >>> Нюксенский, Тарногский, Никольский районы

 

ВФ 245

 

<<< предыдущий  

следующий >>>

 
 

Вологодская обл.,
Тарногский р-н,
Верховское м/о,
д. Бараниха
26. 02.2010 г.

 

Гр. Кулев А.В.,
Коншин О.Н.


Исполнитель: Погожева Евфалия Андреевна, 1925 г.р., зд.
 

1

Надевание костюма Ефалией Андреевной

- завязывание пояса
- накладывание борушки
- повязывание платка
- комм.: пояс могли завязать без узла
- каждую пуговицу булавкой прикалывали
- гайтаны убирали под сарафан
- у всех было по три-четыре нитки «лентарей»

Женский костюм

 

Вологодская обл.,
Тарногский р-н,
Верховское м/о,
д. Бараниха
26. 02.2010 г.

 

Гр. Кулев А.В.,
Теленков И.С.,
Щупак Г.Н.


Исп. Шкарина Лидия Всеволодовна, 1937 г.р., род. – д. Дубровская Выставка
 

2

Показ лестовки, подручника

- в лестовке отмечается сорок ступенек – надо делать сорок поклонов
- показ: «Господи помилуй»
- показ поклонов
- на каждый поклон говорится «Господи помилуй», когда дойдешь до конца: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу»
- во время Великого поста надо 20 кафизмов прочитать и отмолиться 40 лестовок;
- когда молятся, перед собой на стол кладут подручник, в него молятся и кланяются
 

Лестовка, подручник

3

Показ «Начала»

- Боже милостлив, буди меня грешную…»
- Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистой Твоей Матерее…»
- «Слава Отцю и Сыну и Святому Духу…»
- «Пресвятая Богородица, помилуй нас,..»
- комм.: после начала читаются кафизмы
- книги для погребения не годятся для молитвы
- каждая старинная книга для чего-то предназначена
- в книге для погребения написано по-старинному («по славянски»)
 

Молитвы с комментарием

4

Поминанье по новопреставленной (читает по книге)

- комм.: при каждом поминании надо всю книгу прочитать
- «Господи промилуй» - 40 раз читается по лестовке
- комм.: когда человек умрет, его обмоют, положат в гроб, окурят и потом читают
- эту всю книгу надо прочитать до 11 часов в день погребения, в 12 – покойника выносят, когда отчитают, гроб закрывают крышкой
- показ в книге, где поется «алилуя»
 

Молитвы (поминанье) с комментариями

5.

Алелелилуя, алелелилуя, алелелилуя

- напев
- комм.: после каждой строки поется алилуя
 

Молитва

6.

Память ево от рода и в род
Алелелилуя, алелелилуя, алелелилуя
Душа его благих водворитеся
Алелелилуя, алелелилуя, алелелилуя
Иже глубинами мудрости
Целовеколюбче…  (поет по книге)

- напев
- Упокой, господ душа раба
- Господи помилуй (40 раз с перебиранием лестовки)
- продолжение поминания
- комм.: дальше пропевать не надо, только читать
- так полагается по христианской вере, староверы так делали
 

Молитва (поминанье)

7.

Показ старинных книг

- по старой вере много книг
- написано, что эти книги «по церковному преданию»
- когда домовище окуривают - своя молитва,
- покойника кругом три раза обходят - окуривают, под гробом кадило передают
 

Старообрядческие книги

8.

Святые Боже, Святые Крепки, Святый бессмертный, помилуй нас.

- комм.: три раза пропевают, когда покойника окуривают.
- когда крышкой закрывают, «в путь» покойнику опять три раза это поют
- на кладбище при погребение уже ничего не поют – дома все сделают и крышкой гроб закроют
 

Молитва (Трисвятое)

9.

О вере с показом книги:

- «Слово блаженного Ипполита папы римского и мученика о кончании мира и со антихристом»
- комм.: эту книгу читают в Великий пост,
- эту книгу читают не нараспев
- сама по-старинному умеет читать лучше, чем «по-русскому»
- в поминальную пятницу поминают усопших «знаюшших, незнаюшших, забываюшших, поминаюшших и нишших, помяни Господи, в Царствии Небесном»
- своих родителей поминают по именам – кого помнят
- «первое спасение тому, кто чтит» умерших
- в пятницу и староверы и «мирские» (принадлежащие официальной церкви) проводят общую панафиду – всех поминают,
- первую панафиду проводят в пятницу перед масленицей, вторую – на второй неделе во вторник, третья – в Дмитриевскую субботу или в пятницу
- перед Троицей тоже собираются молиться, но говорят, что это необязательно
- раньше говорили: «Никакой младенец не должен по земле ходить некрещеный»
- креститься можно хоть в старой вере, хоть в «мирской» - Бог один
- отличается старая вера только тем, что нельзя в общей посуде кушать
 

Старообрядческая книга с репортажем

10

Показ крещения двуперстием

- комм.: неправильно креститься трехперстием
- обязательно нужно касаться тела, когда крестишься – если не касаешься, то это «направильный крест»
- слыхала от дедушки, что раньше книги писали сами
- кто «спасался», те жили в лесу, питались природным, с людьми не общались - старцы; здесь старцы тоже жили
- большими грехами считалось клеветать, красть; дедушка в пост говорил: «Ешь хлеб и не ешь друга»
- человека обижать нельзя – это самый большой грех
 

Крестное знамение с репортажем

11

Замоли святых отцов наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас» (Читает за умерших по книге «Канон»)

- комм.: читают в панафиду, когда родителей поминают
Кануны читаются «за единого» и «общий»
 

Молитвы (начало)

12

Показ подручника и лестовки

- подручник постилают, чтобы в него кланятся – в голый стол или покрый скатертью не молятся, молятся только в подручник
- подручник и лестовка передаются по наследству
- когда лестовку сошьешь, надо три лестовки отмолиться «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй меня грешную» - это освящение лестовки через Господа Бога
- чужой лестовкой нельзя пользоваться
- не видала, чтобы дедушка (Никандр Архипович) молился с лестовкой – читал по книге
- у других мужчин были лестовки и подручники
 - когда человека хоронят, лестовку ему одевают на руку

Подручник и лестовка

 

 

 

 

 

<<< предыдущий

следующий >>>