Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 67 >>> Бабаевский район

Экспедиционный выезд Областного научно-методического центра культуры совместно с Кадуйским ЦТНКиР, Бабаевским ЦТНК

АФ 748

 

 <<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711
712 713 714 715 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730 731
732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 748 749 750 751
 
 

Вологодская обл.,
Бабаевский р-н,
г.Бабаево
14.10.2015

Зап. Кулев А. В.,
Каданцев А.Ф.,
Теленков И.С.,
Кораблева С.Ю.

Исп.: Юрий Константинович Епифанов, 1941 г.р.,
род. - Хабаровский край, пос. Лондоко Бийского р-на 

Trek 001-01

1.

О себе:

- как мать уехала отсюда в Хабаровский край

 

Trek 002-01

2.

Об административных территориях:

- об образовании села Борисово-Судского
- в 1927 г. был образован Борисово-Судский р-н
- Пондола принадлежала Шольскому району
- до революции р.Колпь была границей Белозерского и Устюженского уездов
- Дубровка принадлежала Устюженскому уезду
 

Репортаж

3.

О книгах:

- о книгах по районам
- об издании своих книг
- как написал об исчезновении и ликвидации памятников Ленину в Бабаеве
 

Репортаж

4.

О территориях, названиях:

- Бабаевские дружили плотнее с Устюжной, чем с Чагодой
- с Чагодой общались
- здесь по районам варили зеленые щи - эти районы были Новгородскими
- предполагает, что названия рек Суды и Колпи – владимиро-суздальские
- Колошма (кол) и Ножема (нож) впадают в Суду – легенда, что жители подрались, и попали на суд
- здесь был путь по рекам из варяг в арабы
- по версии Чайкиной  название Бабаево произошло от того, что там жил человек по имени Бабай; сам предполагает, что шла баба и сказала «ево»
- считает, что названия происходят от вепсов и саамов
- около Дубровки был выкопан заградительный ров от татар, половцев
 

Репортаж

5.

О ремесленных производствах:

- в Тырписе был оружейный завод, открытый Апраксиным
- в Борисово-Суде была ткацкая фабрика, на которой делали бесшовные мешки
- на ткацкую фабрику набирали девушек, давали им кредиты и они работали самостоятельно и сдавали на продажу
- в Бабаевском районе был стекольный завод, делали посуду богемского стекла
- Бабаево было центром железоделательного производства: делали проволоку, крючья, рельсы, ножи, пилы, топоры
- здесь добывали  болотную руду
- были частные домницы,
- были угольные ямы, жгли уголь для домниц
- в домницах выплавляли крицы,
- при строительстве церквей кирпичи скрепляли составом на яйце
- за Пожарами был кирпичный завод – делали кирпичи
- горшки делали
- массово делали из дранки кузова
- на ДОЗе токаря точили из дерева
 

репортаж

6.

Об истории местности:

- в Борисове, где был ДОЗ, нашли курганы
- в Борисове было две усадьбы
- помещик вел археологические раскопки
- здесь шла литва, поляки – искали путь на Белозерск
- здесь проходил Борисово-Судский почтовый тракт
- братья Соколовы шли через Бабаево до Санинской – Бабаево и Вожега относились к Белозерскому уезду
- В Борисове было две крупные ярмарки (Сорока мучеников)
- в Борисове была ремонтная мастерская по гармоням
 

Репортаж

7.

О развлечениях детей, молодежи:

- играли на хромках, тальянках, балалайках
- на беседах плясали «Ланчика», «Русского»
- когда Ланчик плясали, говорили «пол занять», фигура называлась «боронить»
- сам бывал на биседах в 1955 году
- в святки рядились – называлось «кудесам»; в каждом доме угощали
- в детстве на новогодние елки ходили друг к другу; елки украшали печеньем, конфетами; хозяин угощал детей за стихи, пляску
- в святки наряжались медведем, козлом – ходили по домам
- ребятишки играли с деревянными трещотками – сами делали
- делали самокаты-коньки (на коньках) - катались с гор
- большим крюком зацеплялись за машины и ехали на коньках
- около Троицкой церкви ставили большие квадратные качели – молодежь качалась
- в Борисове в парке были гигантские шаги – «гиганты»
 

репортаж

8.

О пастушеских обрядах, колдовстве:

- у пастухов были барабанки – молодые парни им завидовали
- один пастух ходил с пионерским горном
- на Егорья хозяйки вели коров в одно стадо и вместе с пастухом делали обход
- пастух говорил, что если этот обряд не совершить, ему не попасти, коровы разбредутся
- во время обхода пастух выбирал корову-вожака
- в Борисове на каждой улице был свой пастух
- коров выгоняли, когда проходил пастух с барабанкой 
- мужик попросил колдуна показать колдовство, он в лесу сделал сильный ветер, а другому - как будто тот ползет внутри дерева
 

репортаж

9.

О вепсах:

- сам учился в школе с внуком колдуна, тот хорошо знал лес
- вепсы – люди леса, озера, реки – хорошо общались с природой
- самого на лодке-долбленке  в озеро унесло, вепс выручил
 

репортаж

10.

О ремеслах, промыслах:

- как делали долбленки
- здесь делали баржи, чтобы перевозить изготовленные здесь товары
- на Суде пороги были
- сплавщики могли на одном бревне проплыть
- у сплавщиков был заводила, он давал команду, а остальные по команде
- сплавщики могли сделать залом – знали, какое бревно вытащить, чтобы разбить залом
- на каждой речке были водяные мельницы, ветряных не было 
- в каждой деревне был кузнец
- были овины и риги – сушили сначала лен, потом зерно; в риге сушили, потом на овине выколачивали
- льняное семя выколачивали колотушкой
 

репортаж

11.

О рекрутах:

- Борисово было центром рекрутского набора
- старушка рассказывала, как провожали рекрутов на Первую мировую
- в деревне был праздник Ивана Воина, на нем обязательно дрались
- вепсским детям в школе запрещали говорить на родном языке 

репортаж

 Trek 003-01 

Вологодская обл.,
Бабаевский р-н,
Дубровское с/п
д. Дубровка.
15.10.15 

Зап. Кулев А. В.,
Каданцев А.Ф.,
Теленков И.С.,
Кораблева С.Ю.

Исп.: Мошакова Валентина Яковлевна, род. – д. Дубровка, 1928 г.р.
Бобкина Раиса Степановна, род., д. Дубровка, 1932 г.р.
Иванова Зоя Ананьевна, род. – д. Андреевская Вашкинского р-на, 1933 г.р.
 

12.

О деревенских праздниках, святках:

- в каждой деревне есть заветные праздники – установлены в незапамятные времена в честь святых
- здесь Казанская, в Селиверстове – Тихвинская (9 июля), В Загривье – Кирики и Улиты (27 июля), в Папине – Фролы
- святки начинались с Николы, заканчивались после Рождества
- в святки ходили ряжеными на беседу, калядовали
- в святки женщины с девушками сидели на беседе: пряли, ходили ряжеными

Репортаж

trek 004-01

13.

Об обрядовой  пище:

- молеником назывался пирожок, сделанный из остатков теста для пирога
(фрагмент записи)

Репортаж

trek 005-01, 006-1 (брак записи)
trek
007 -01

14.

О пище, в том числе обрядовой:

- об изготовлении жаворонков
- мама давала жаворонков детям, чтобы они на улице кинули вверх; что-то велела кричать - «приди быстрее»
- жаворонков пекли на Сороки
- на Пасху пекли пасхи, куличи
- в Дубровке раньше называли колобом пирог, помазанный картошкой и сметаной   
- здесь зеленые щи делают: зеленые листья рубят сечкой – получается крошево, перекладывают слоями крошево и ржаную муку, дома обваривают кипятком, закрывают и оставляют в тепле, чтобы кисли – преют 2 дня, протыкают, чтобы выходил воздух, потом кладут на них гнёт и убирают
- раньше рубили в огромных чанах
- капусту раньше квасили
- целыми кочанами капусту оставляют с листьями, заворачивают в газету и в подвале подвешивают
- куриные яйца раньше хранили в корзине, чтобы проходил воздух
- у бабушки в ларе было отделение для яиц
- маленькое яичко надо хранить – помогает при пожаре
- горящий дом обходили с иконой от пожара
- пряженики пекли – перед огнем пекут на угольках
- калитки с капустой пекут – перед огнем
- рогушки с разными начинками пекут
- капустный хворост (современный рецепт)
- о приготовлении рогушек с разными начинками
 - у рогушек бока защипывают 
 

Репортаж

15.

О календарных обрядах, праздниках:

- в окачивальное воскресенье ребята обязательно обливали девок
- на Иванов день заваливали двери
- на Иванов день девушки венки плели и бросали в воду
- сейчас праздники деревень проводятся в те же дни, что и заветные праздники 
- Фролы праздновали в Папине, Казанскую – в Дубровке, Тихвинскую – в Селиверстове
- на заветные праздники варили пиво
- в Дубровке сами назначили Казанскую – все поселение стало праздновать
- дом культуры размещается в бывшей летней церкви - Николая Чудотворца
- Казанская была праздником д.Дубровка
- о забытости праздников
 

Репортаж

16.

О похоронно-поминальных обрядах:

- на похоронах причитали
- муж заповедал, чтобы его отпели – отпевали (причитали) старушки из Папина
- раньше приходили на кладбище – на могиле причитали
- на кладбище ходили в заветные дни (по умершему), Троицу, родительские дни
- раньше в Троицу на могилу ставили березовые веточки
- на старинных могилах растут деревья – садили 
 

Репортаж

17.

О календарных представлениях:

- в Духов день старушки говорят, что запрещается работать
- в Благовещенье «Птица гнезда не вьет, а девица косы не плетет»
- сама в Духов день не полила огород – попало от матери 
 

репортаж

18.

О похоронно-поминальных обрядах:

- если человек умер в другом месте, причитали на могиле его родственника
 

репортаж

19.

О календарных обрядах:

- в лес ходили за мутовками; мутовку выбирали – приговаривали «Мутовка, плутовка…» - надо, чтобы начало и конец были «мутовка» - 5-7 лапок
- в Великий четверг свекровь через скобку умывала детей
 

репортаж

20.

О лечении:

- сама от сглаза внучке через скобку воду делала
- у детей от щетинки катали по спине тесто
- «озык» лечили: зачерпывают воду нельзя отбавлять, изо рта выливают через скобку и ребеночка моют
- в д.Петряево бабушка лечила детей от грыжи, сглаза 
- послед от коровы закапывали в навоз
- из молозива коровы сначала делали сыр
- раньше на маслозавод сдавали по 340 л молока от коровы 
- за льняным маслом ездили в Устюжну
- муравьиное масло делали сами – ставили бутылки с приманкой, чтобы в них наползали муравьи, потом топили в печке
- этим маслом лечили спину, ноги
- сама лечит ноги настоем цветов сирени, прополисом
- если в бане угореешь – в уши засовывали клюкву
- чтобы не болела голова и был хороший сон – ставили около кровати красную герань
 

репортаж

21.

Об истории, названиях деревень:

- в Дубровке осталось несколько старых дубов
-  деревня Внина образовалась на берегу реки Внины из свезенных хуторов
- около Дубровки сохранился Загривский вал, который концами упирался в реку Чагодощу – защищались от поляков
- деревня Загривье – построена за гривами
- деревня Лукьяново – в болотистом месте утонул бык Лукьян
- Селивёрстово – длинная деревня, с версту, идешь и сядешь – сели вёрстово
- исчезли деревни Дуренино, Вихимец, Кузьминское, хутора
- Клавдино – названо по имени женщины
- в поле стоял двухэтажный Жуков дом – сгорел
 

репортаж

22

О календарных обрядах:

- масленицу провожали – ругали «Масленица-мокрохвостка»
- сейчас куклу сжигают, раньше соломенные куклы сжигали, колеса жгли
- в масленку катались на лошадях
- зятя угощали яичницей 
- когда пекли блины, первый блин клали на окошко – это поминанье умершим; так идет из поколения в поколение (Иванова З.А.)
- в масленицу сама печет блины всю неделю, первый блин кладет на окошко и он лежит там всю неделю, потом отдают животным  или можно снести на кладбище
 

репортаж

23.

О церкви:

- поп крестил последний раз в 1929 году
- здесь были зимняя и летняя церкви, зимняя сейчас заброшена, в летней находится дом культуры,
- старушки рассказывали как было в церкви, в которой сейчас ДК
- вокруг церкви (ДК) было кладбище – все построено на костях
- самой прислышалося, как в ДК (бывшей церкви) плачут
- парням привиделось, что в окне стоит кто-то в белом
-  прислышалось в ДК, что кто-то подходит
 

репортаж

24.

О представлениях, нечистой силе:

- сама в лесу почувствовала, что кто-то смотрит, стала уходить – услышала за собой шаги; муж сказал, что это добрый лесной дух провожал
- мужчину заманил в лес маленький старичок
- корова не шла на новый двор – женщина завела с куском хлеба, сказала хозяевам, что они переехали, а дворового не перевели; надо было попросить: «Дворовой, принимай корову»
- когда из дома выходит, говорит: «Ангел мой, ходи со мной, ты впереди, я - за тобой»
- после бани благодарят баенника
- когда заходит в лес, просит «Добрый дедушко лесовик, дай мне удачу», когда выходит из леса, благодарит, говорит: «Спасибо, дедушко лесовой, набрала ягод»
- перед сном подходит к иконке, крестится
- перед грозой молится «Господи, пронеси все стороной, спаси и сохрани»
 

репортаж

25.

О похоронно-поминальных обрядах:

- священник сказал, что сорочины можно сделать пораньше, а позже нельзя
- чтобы не бояться покойника, как вынесут гроб, надо перекувырнуть все табуретки и заглянуть в печку
- чтобы не бояться покойника, надо потрогать его за ноги
- когда приходят с кладбища, старшая в семье говорит в трубу «Была, нет и не надо»
- накануне 9,40 дней делают стол, в баню собирают белье, оставляют в тазике воду,
- в 40 день душу провожают после 12 часов: стопку, которая у него стояла, выливают на угол, еду крошат птичкам, встают на коленки на дороге, по которой увезли, кланяются в сторону кладбища
- воду из бани выливают после девятин
- полусорочины справляют не везде
- сама вылила стопочку раньше 40-го дня - умершая разбудила, просила у нее прощенья и снова поставила стопку и положила помин
- раньше вышивали на полотенечках ФИО, даты и вывешивали на угол дома, в 40-й день уносили на кладбище – там висело, пока не истлеет
- по ходу, как везут покойника, разбрасывают еловые веточки
 

репортаж

26.

Об игре на сковороде:

- для игры на сковороде нужна большая сковорода, на которой пекут блины; играют на ней ножом 

репортаж

trek 008-01

27.

Под пляску 

Наигрыш на сковороде

28.

Под пляску с частушкой

- Задушевная товарка,
Мы с тобою вдовушки
 

Наигрыш на сковороде

29.

Под пляску с частушкой

- Говорят, что я старушка
Только мне не веритца
 

Наигрыш на сковороде

30.

Под пляску с частушкой

- А я на пенсию пошла
Хорошо оделася
 

Наигрыш на сковороде

31.

Под пляску с частушкой

- Ягодиночка на льдиночке
А я на берегу
-  комм.: играли на сковороде, когда не было гармониста
- во время войны, когда не было мужчин, играли на беседе
 

Наигрыш на сковороде

32.

Под пляску

- тот, кто играет – не пляшет
- повторная запись
- повторная запись
 

Наигрыш на сковороде

33.

Под пляску с пляской

- Я плясать-то не умаею
Только так побегаю
 

Наигрыш на сковороде

34.

Под пляску
 

Наигрыш на сковороде

35.

О календарных обрядах:

- в святки ряженые ходили с гармонью, со сковородкой
- играли языком
 

Репортаж

36.

В том саду при долине
Громко пел соловей
А я мальчик на чужбине
Позабыт от людей

- 2 строфы
 

Поздняя лирическая

37.

О частушках-
 

 

38.

Ой говорят, что я старуха,
Говорят, что много лет…

- внач. комм.: пели, когда жали, клюкву собирали
- напев по деревне
- комм.:  одна пропевает половину, затем вторая, потом так же по-очереди допевают
 

Частушка

39.

Ой, осеннею порой
Все хвори забываются…

- комм.: здесь частушку поют полностью, а устюжане – на два раза
 

Частушка

40.

Ой, глубока да вода в колодце,
Глубока – не видно дна…

    А мой милёнок, как телёнок
    Только разница одна…

Ой, раньше я да гуляла парочкой
Теперь живу одна

    Что милёнок пьет из блюдца,
    А теленок из ведра

- комм.: вдвоем поют по очереди по половине частушки
 

Частушки по деревне

41.

Как показывали беседу в клубе
 

Репортаж

42

В низенькой светёлке
Огонёк горит
Молодая пряха
У окна сидит 

Поздняя лирическая

Trek 009-01 

43.

О свадебном обряде

- саму сватали – пришли мать и  три брата
- свадьба через три дня после сватовства
- как сама высватала невестку, говорила «У нас есть добрый молодец, у вас есть девица-красавица…»
- перепрягли лошади – плохая примета
- свадьбы играли большинство осенью
- раньше на свадьбу звали – все жители смотрели свадьбу
- невесту воровали, в баню водили
- девушка носила одну косу, женщины уже расплетали
- женщины всегда ходят в платочках
- молодых родители жениха встречали хлебом-солью
- от свадебного каравая молодые откусывали – кто больше откусит, тот будет главней
- сама в свадьбу благословляла внучку иконой Казанской: молодые вставали на коленки, и иконой перекрестила
- каравай всю свадьбу стоял на столе, потом его съедают свадебьяне
- свадьбу ведет тамада, около родителей сидят свидетели, потом – родители
- невеста одаривает подарками до свадьбы, надо назвать мамой и папой, чтобы потом было легче
- «У меня гуж» - «Имярек мой муж», - «У меня пшена» - «Имярек у меня жена»
- утром после первой брачной ночи спрашивают: «Лед ломал или грязь топтал?» 

репортаж

trek 010-01, 02 (пустые треки)
trek
010-03
 

Вологодская обл.,
Бабаевский р-н,
Дубровское с/п
д. Дубровка. 15.10.15 

Зап. Кулев А. В.,
Каданцев А.Ф.,
Теленков И.С.,
Кораблева С.Ю.

Исп.: Пилоставова Зоя Сергеевна, 1927 г.р., род. – д. Чиково Дубровского с/п,  

44.

Об истории деревни, церкви:

- как работала в колхозе
- в Дубровке на кладбище была церковь, в 30-е годы ее разрушили, колокола разбили
 

Репортаж

45

О праздниках:

- в каждой деревне были свои праздники,
- в Чикове справляли Спасов день (19 августа): варили пиво – зерно мололи сами на жерновах
- в детстве вересовые ягоды молили, разбавляли водой, и это пили
- в Селиверстове  отмечали Тихвинскую, в Заборье – Успенье
- в Иевково, Петряево справляли Кирики
- на праздники приходили родственники, знакомые
- пришедшие в гости на праздник могли заночевать, если своя деревня была далеко
- о современном состоянии деревень
- праздники справляли – ходили друг к другу в гости; гостей угощали пивом, пирогами
- караваи раньше назывались колобами
- в праздники в застолье пели, плясали
- в Чикове плясали около клубов – были видны вытоптанные кружки
- плясали – ходили друг за другом с песнями 
 

Репортаж

45.

Домик стоит над рекою
Пристань у самой реки
(Верила, верила, верю)

- комм. – на праздниках старинные песни пели
- «Сашенька – друг неоцененной» (воспоминание)
 

репортаж

46.

Она на барском поле жала
И тихо побрела к снопам
Не отдохнуть, хоть и устала,
А покормить ребенка там

- внач. комм.: когда серпом жали рожь – пели песни
- фрагмент

Стихотворение

trek 010-04 

47.

Об обработке льна

- на святки делали беседы, на беседах пряли
- как обрабатывали лен, ткали «тик»
- ткань красили покупными красками
 

Репортаж

48.

Об обрядах при строительстве дома:

- когда дом строили под углы на землю клали деньги, шерсть, зерно
- в Чикове под передним углом старого дома нашли старинную монету
- если плохо рассчитывались с печником, он вмазывал в трубу свистульку из битой бутылки
 

Репортаж

49.

Об обрядах по скотине:

- весной отмечали Егорий – выпускали и с иконой обходили скотину, пастуху давали угощение
- в четверг кур кормили зерном
- пастух обходил стадо с вербами
- пастух в рожок играл, когда собирал скотину
- выгоняли скотину пораньше, пока роса, чтобы скот ел траву с росой
- пастух ходил обедать по домам по очереди
- если корова пропадала, говорили, что это нечистая сила взяла за обход
- корову искали с хлебом-солью
 

 

50.

О календарных обрядах:

- в Троицу к окнам ставили березки, на кладбище ходили
- раньше на кладбище старухи причитали, некоторые, чтобы показать, что плачут, в платок клали разрезанную луковицу
- ходили на кладбище накануне Троицы – в родительскую субботу
- в могилку березовые веточки втыкают
- по могилкам яички катали
- в Троицу яйца красили в луковой кожуре или в Троицу -березовым веником
- в Пасху яйца катали, по лбу щелкали
- к Пасхе яйца хранили – в золу клали
- в Пасху звонили в колокола
- в окачивальное воскресенье окачивали друг друга водой 
- в святки рядились: шубу выворачивали, белый полог на себя надевали – как покойник,
- в светлые вечера старались красиво одеться
- светлые вечера устраивали по деревням
- на светлые вечера вешали несколько ламп
- кто умрет на Страстной неделе, увидит все страсти
- мать в Великий четверг завертывала в бумагу соль и клала в печке в «поршанку» - куда сгребали золу печку; этой солью лечили скотину
- в Великий четверг девушки ходили в лес за мутовками;  выбирали, чтобы было три или пять рожков «Мутовка-плутовка…»
- вересом кадки запаривали
- вересовым веником в бане парятся
- березовые веники можно готовить только после Троицы и до Ильина дня 

 

Trek 010-05 

51.

Я на масленке катался
Трои сани изломал
На такую б…нарвался
Без штанов домой [бежал]

- текст
 

Масленичная частушка

52.

Масленка б…
Не дала нам погулять,
На горе катацца,
В саже помарацца.

- интонируемый текст
- внач. комм.: вечером провожали масленицу – жгли лапти-опорки, берестяные кошели 
 

Масленичная припевка

53.

О календарных обрядах:

- в масленицу катались с горы - в Чикове была гора шлака от выплавляемого железа
- в масленицу катались на лошади: на дугу развешивали полотенце, его обливали, чтобы края свисали
- катались в санках-розвальнях
- в масленицу пекли блины
- в масленицу жгли от колес ступицу
- все сжигали за деревней, не в самой деревне 
- в Вознесенье пекли из ржаной муки рогушки с толченой картошкой, яйцами, сметаной
- в Пасху говорили «Христос воскрес!» - «Воистину воскрес!» 
- когда дети выходят из дому, им нужно говорить только добрые слова
- когда начинают что-то делать, вспоминают Бога, чтобы помог
 

репортаж

54.

О детских играх, развлечениях:

- в игре выбирали водящего - по палке кулаки переставляли
- дети играли в прятки, в лапту
- раньше кукол сами делали, личико рисовали карандашом, набивали опилками, ватой, тряпками
 

 

55.

Радуга-дуга
Дай дожжика

- интонируемый текст
 

закличка

56.

Дождик, дождик, перестань
Я поеду на Рестань
Ключики-замочки
Шелковы платочки

- текст

Закличка

 

 

<<< предыдущий

следующий  >>>

Ед. хр. 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711
712 713 714 715 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730 731
732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 748 749 750 751