Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 67 >>> Бабаевский район

Экспедиционный выезд ОНМЦК совместно с Кадуйским ЦТНКиР, Бабаевским ЦТНК

АФ 749

 

<<< предыдущий

 

Ед. хр. 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711
712 713 714 715 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730 731
732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 748 749    

 

 

Вологодская обл.,
Бабаевский р-н,
Дубровское с/п
Д. Дубровка
(присоединенная д.Кузьминское)
15.10.2015

Зап. Кулев А. В.,
Каданцев А.Ф.,
Теленков И.С.,
Кораблева С.Ю.

Исп.: Пилоставова Лидия Сергеевна, 1927 г.р.,  род. – д. Чиково

Trek 011-01 – пустой
Trek
011-02

1.

О принадлежности местности:

- это были устюженские места
- сюда на беседы приходили ребята из Котова (Устюженский р-н)
 

Репортаж

2.

О зеленых щах:

- как готовят зеленые щи
- женщины ходили друг к другу помогать рубить щи – это называлось «капустинца»
- капусту убирали в октябре после двух-трех морозов
- в Папине были отдельные капустные огороды
- капусту рубят, пересыпают ржаной мукой и оставляют киснуть, потом пригнетают и ставят в капусту палку, чтобы в морозы не выперло дно
 

репортаж

3.

О беседах:

- раньше были биседы – ходили по очереди: девушки пряли, ребята играли на гармошке, заигрывали с девушками
- девушкам родители давали задание напрясть за вечер 2 веретена
- в каждой деревне были свои беседы
- парни «заказывали», чтобы им вывели девушку
- на беседах плясали «Русскую»
- плясали «Ленчика» на 4, на 8 человек
- для светлых вечеров снимали избу, девушки намывали полы, несколько ламп зажигали; на светлые вечера приходили с других деревень – знакомились
 

Репортаж

4.

О праздниках, обрядах:

- раньше Новый год, 8 марта не справляли – были свои деревенские праздники
- в Селиверстова была Тихвинская – варили пиво, из других деревень приходили гости
- в Загривье были Кирики, в Папине – Фролы, в Дубровке – Спас (яблочный, 19 августа)
- яблоки снимают только после Спаса
- в праздники в каждый дом приходили свои гости
- в Троицу мужчины на кладбище не ходили, ходили только женины с ребятишками – носили яйца,
- накануне Троицы в окошкам с улицы втыкали березки, утром эти веточки снимали, когда топили баню этим веничком парились – это для здоровья
- после войны стали праздновать Октябрьскую и майские – три дня праздновали
 

Репортаж

5.

О похоронно-поминальных обрядах:

- когда умрет человек – на угол на улице вешали черную ленточку, эту ленточку в 40-й день носили на кладбище и вешали на крест
- яйца красили только в Пасху и Троицу
 

репортаж

6.

О пастушеских обрядах, праздниках:

- Егорий – это праздник скотины, не народа:
- В Егорий с иконой, яйцами, пирогом, топором обходили свой двор; обходили по солнышку три раза; говорили: «Спаси, сохрани, Господи, все мое»; пирог и яйца отдавали пастуху,
- вербушки до Егория ставили к иконе
- пастух обходил стадо и скотину ненадолго выгоняли на пастьбу
- в Иванов день пастухи бросали вербушки в реку, озеро
- в Заговенье ребята обливали девушек водой из колодца
 

Репортаж

7.

О разрушении церквей, послевоенных годах:

- церкви сломали до войны, иконы жгли, колокола увезли
- кто церкви разрушал, плохо жизнь закончили, у одного не осталось наследства
- в войну много работали, но голода не видали, после войны надо было все сдавать, себе ничего не оставалось – люди стали умирать от голода
- девушку-продавца посадили за подделку документов
 

Репортаж

8.

О календарных обрядах:

- после уборки урожая мужики варили пиво, бабы пекли пироги, в одном доме ставили столы и гуляли – это называлось «пожинальница»
- с Николы идут сватать девушек и начинаются свадьбы
- в передний угол на божницу ставили веточки с колосками
- когда выкопают картошку на своем участке, делали «порывальницу» - садились за стол, пили пиво
 

Репортаж

9.

О колхозе:

- в 1971 году из отдельных колхозов организовали совхоз
- когда жали, все пели песни
- в совхозе начали платить деньги – началась пьянка
 

Репортаж

10.

Мне хорошо, колосья раздвигая,
Сюда ходить вечернею порой
Стеной стоит пшеница золотая
По сторонам дорожки полевой

- фрагмент текста песни
 

Песня литературного происхождения

11.

О сельскохозяйственных работах в колхозе:

- лен таскали руками – вязали в снопы, ставили бабки, потом расстилали по полю, потом снимали, выколачивали семена и на гумне женщины трепали
- все сеяли своими семенами
- здесь был маслозавод – со всех колхозов на него возили молоко
 

Репортаж

12.

О святках:

- святки проходили с Рождества до Крещенья
- маленькая Николка была до большой Николы (19 декабря)
- «Коня не вожжай, к каждому дому подъезжай» - тесть привозил зятевей в гости
- маленькая Никола была раньше на неделю, чем большая
- зять с большой Николы гостит у тестя день-два
- на Николу обязательно варили пиво
 - в святки ходили святошникам – рваным, баским; баским рядились девушки - плясали, рваным – пугали
 

Репортаж

13

Каляда, каляда
Накануне Рождества
Кто даст каляды – тому двор животы
А хто не даст каляды -

- внач. комм. – калядовали накануне Рождество
- текст
- комм.: для калядовщиков специально пекли пироги с капустой, творожники
- все, что насобирают, калядовщики в одной избе вместе съедали
 

Колядка

14.

О святках:

- рваные святошники лица закрывали, баские кудеса – плясали, так не закрывали
- кудеса ходили по домам
- рваных святошников могли не пустить, облить водой
 

репортаж

15.

О производстве железа:

- Дубровку называли железной – добывали руду, выплавляли
- целые горы отходов остались
- в лесу ямы были – добывали уголь для домниц 

Репортаж

 Trek 012-01 – пустой
Trek
012-02

Вологодская обл.,
Бабаевский р-н,
Дубровское с/п
д. Чиково
16.10.2015

Зап. Кулев А. В.,
Каданцев А.Ф.,
Теленков И.С.,
Кораблева С.Ю.

Исп.: Иванова Алевтина Федоровна, 1927 г.р.,  род. – д. Загривье
Иванов Михаил Яковлевич, 1935 г.р., зд.

16.

О праздниках:

- в Загривье справляли Кирики
- здесь справляли Соловецкий
- по всем деревням справляли Михайлов день
- здесь перестали крестить в 30-е годы – церковь была разрушена
- в праздники в каждом доме варили пиво – свои по своим ходили гостили
- раньше вино продавалось, не было денег, чтобы его купить
 

Репортаж

17.

О жизни в колхозе:

- деньги зарабатывали – клюкву собирали и сдавали
- молоко сдавали на маслозавод
- с детьми нянчились бабушки
- в колхозе пастухи коров обходили
- о своей семье
- раньше спали на полу – настилали солому, покрывали матрасами
 

репортаж

18.

О праздниках, изготовлении пива:

- гости, которые приходили на праздник, ночевать не оставались
- пиво варили в печке в чугунах
- горшок для пива с дырочкой назывался цепник
- из остатков пива делали квас
 

Репортаж

19.

О похоронно-поминальных обрядах:

- на Троицу пиво не варили
- раньше на могилах не пили, только поминали
- на поминки и просто так пекли яичный блин
- на поминки варили щи, кашу из перловой крупы
- кутью варили только в похороны и в сороковой день
- на поминки варили ржаной или овсяный кисель – это первое и последнее блюдо
- сусло варили на поминки; пиво на поминки не делали
- в сорочины на могилку пекли хлебец, пирог, олашки
- конфеты на могилы не носили
- если много родственников похоронено – на каждую могилку поминальную еду клали
- даже если креста на могиле нет, место, где похоронен человек помнят
- если крест упал, его не поновляют
- кладбища чистили, чтобы не зарастали
- поминальную еду кладут на могилку
- у кого столиков около могил нет, садились прямо на могилу
- на могилы с собой брали специальные скатерки для кладбища
- олашки клали на каждую могилу
- хлеб на кладбище ломали – нож с собой не брали
- мужчины на кладбище снимают шапки
- раньше на кладбище ходили пожилые мужчины, молодежь и дети не ходили
- здесь на кладбище церковь не успели достроить
- раньше на похоронах и на кладбище родственники причитали
- причитают когда приходят сидеть, везут на кладбище, зарывают
- с кладбища приходят – поминают, уже не причитают
- когда покойника уносят на кладбище, дома кто-нибудь остается – готовят стол, моют пол
- пол всегда моют к дверям
- когда покойника уносят, мебель кубыряют, кричат «Был – и не был»
- когда покойник лежит в доме, печную трубу не открывают, зеркала завешивают, печку не топят
- чтобы умерший не снился, когда моют пол, стулья перекубыривают и родственники кричат в трубу «Был и не был, был и не был, был и не был»
- когда покойник снится, с ним много незнакомых приходит
- умерший снится, если его вспоминаешь
- покойник ходит 40 дней
- до 40-го дня поминают «Бери земля пухом, лёхкого лежания тебе там», после 40-го дня «Царства небесно тебе»
- до 40-го дня на постель умершего не ложатся
- женщина легла на постель умершего, он пришел, сказал: «Чё ты моё место заняла?»
- двери в дом не запирают, иначе умершему не попасть в дом
- дорожки (половики) снимают, иначе умершему не пройти, надо, чтобы голый пол был
- до 40-го дня держат закрытыми зеркала; сейчас открывают, когда покойника увезут на кладбище
-  после 40-го дня говорят, что на Небеса полетел
- до 40-го дня и после поминают по разному
- когда хоронят – кидают мелочь, чтобы умерший выкупал себе место
- раньше кидали только медные деньги
- умершей женщине мало денег кинули - она приснилась, сказала, что не хватает, чтобы выкупить землю; носили в могилу
- если неправильно оденут или неправильно что-то сделают, покойники снятся, говорят
- одежду, в которой человек умер, когда  его увезут, сжигают на поле; если дым пойдет на деревню - будет еще покойник
- если гроб тесен – может присниться, сказать, что тесно лежать
- гроб меряют по покойнику, могли сами в него лечь
- гроб делали заранее – хранили на потолке
- кто победнее, гробы не околачивали, а оклеивали обоями, сейчас начали обжигать паяльной лампой
- раньше в гроб клали листья с заготовленных банных веников; в подушечку листья набивали; прутья от веников сжигали
- мужчинам в гроб клали папиросы, спички, кепку, нательный крестик
- иконка у покойника - пока он лежит дома, на кладбище иконку вынимали, обратно домой относили
- когда прощались, покойника целовали в лоб
- урочные дни – девятины, полусорочины, сорочины
- священник сказал бабушкам, что полусорочины справлять не надо
- здесь после обмывания покойника все, что осталось (мыло, мочалку, гребешок), кладут в гроб в ноги
-  на поминки живых приглашали, раньше они приносили с собой пироги
- на девятины и 40-й день для души топили баню, носили туда белье, оставляли воду; сначала мылись сами, потом говорили: «Приходите, родные, помойтесь»
- приглашали всех родных
- вечером после бани делали стол, сколько родных, столько клали и ложечек, и хлеба; сами за этот стол не садились
- в сам урочный ходили на кладбище, звали родных, они приходили обедать
- в 40-й день их провожали обратно на кладбище
- накануне урошного дня приглашали в баню, потом они приходят в дом; живые сидят отдельно, не за столом; умершие сами уходят до 12 часов, а в сам урошный день их на кладбище приглашают, новопреставленному наказывают, чтобы звал своих родных, после 12 часов провожают
- когда провожали – на дороге вставали на колени, приговаривали, что все было хорошо
- на передний угол при проводах выливали водку, или пиво, или квас – у кого что было
- раньше полотенечко на передний угол вывешивали, в 40-й день его уносили на кладбище; висит на кресте, пока не истлеет
- в годины ходят на кладбище, на стол собирают, двери не запирают, что покойник придет
- в урочные дни и в воскресенья нельзя стирать
- здесь до 40-го дня крест не ставили, втыкали вересовый колышек – до сих пор так делают
- самоубийц поминают, когда дождь идет или плохая погода, хоронили на кладбище вместе со всеми; сейчас поминают, как и всех других
- ад – это кто самоубийцы, кто грешил – тех наказывают на том свете, там есть для них специальное место, где заставляют делать тяжелую работу; кто попал в рай – те ничего не делают
 

репортаж

20.

О праздниках:

- в праздники ходили по деревням с гармошкой: гармонист идет впереди, за ним – ребята, потом – женщины
- плясали в избах
- гостей обязательно угощали
- пиво делали первого и второго сорта; чужаков поили пивом второго сорта
- пивом обносили стаканами
- в стаканы наливали из ковшика с двумя ручками – «рушника»
- «рушник», расписаные  цветами чаши за столом передавали по кругу
- когда в дом приходили чужаки – женщины плясали кружком «Русского»
- на улице плясали «в четыре»,
- здесь было  много гармонистов – они были «на почете»
- гармонист играет хорошо, если «подлажает» под ногу
 

репортаж

21.

О пастушестве

- пастухи играли на сделанных из бересты дудочках, чтобы выгоняли коров
- пастух кругом коров обходили и что-то приговаривали
- на обход пастуху приносили вербушки, потом он спускал их в реку
- был колдун – знал по коровам
 

Репортаж

22.

О масленице:

- масленку провожали и встречали – сжигали на дороге старые кошели, лапти
- масленицу встречали в одном конце деревни – зажигали костер, а провожали в другом конце – к кладбищу
- на первый день масленку встречали, на второй день – провожали
- названий у масленичных дней не было
- при проводах масленицы жгли деревянные втулки от телег, они пропитаны дегтем – хорошо загорались
- берестяные кошели воровали и берегли на масленку
- когда встречали и провожали - делали пажог из лаптей, кошелей, из всего, что ненужно
 

Репортаж

23.

Масленка – б…дь
Не дала нам погулять,
На горе катаццы
В саже помараццы

- текст (М.Я.)
 

Масленичная припевка

24.

Масленка – б…дь,
Не дала нам погулять
На горе катаццы,
С робятам занимаццы

- текст (А.Ф.)
- с ребятам заниматься можно было только в масленку
 

Масленичная припевка

25.

О календарных обрядах:

- после того, как сожгут масленицу, шли на горку, и ребята кувыркали девок в снегу
- с горы катались на санках, дровнях
- масленицу провожали к погосту
- после масленичного костра пачкались в саже
- на Великий четверг женщины собирали лечебные травки
- в Великий четверг мужики ходили за мутовками
- мутовки выбирали, чтобы была с 5 рожками, приговаривали: «Мутовка, плутовка, мутовка, плутовка», если с четным количеством рожков – «плутовка»
- мутовки вырезали разного размера
- помело ломали, когда старое сломается
- в Великий четверг обрезали хвостики у скотины – втыкали в угол, когда коров выпускали, старые хвостики сжигали
- когда первый раз скотину выгоняли, обходили дома, потом вели к пастуху на обход
- дома три раза обходили с «боженькой», яичками, вербушкой, хлебом, топором за поясом, молились
- хлеб после обхода скармливали скотине
- в Великий четверг обрезанные хвостики от скотины лежали до следующего года, а старые сжигали
- после обхода скотины около дома кланялись в сторону церкви, хлебушек скармливали скотине 
- в Покров скотину рано утром закармливают на зиму
- последний сноп из овса ставили на дворе в передний угол, зерна из него скармливали курицам, сноп отдавали корове
- после жатвы три раза «кубырялись» через голову: «Поясина, не боли, поясина, не боли»
 

репортаж

26

О тараканах:

- раньше черных тараканов кормили – в чашу крошили картошку, хлеб, ставили под печку; тараканы за ночь все съедали; если не покормить – они ночью не дают покоя
-  в Бабаево ночевали на нарах – тараканы заели
 

репортаж

27

По деревне с колотушкой
Девки думали – пожар,
Это маленькой парнишко
Без порток домой бежал.

- текст
- фрагмент «По деревне с колотушкой, девки, мать вашу ети…» (М.Я.)
- повтор текста
 

частушка

28

О традиционной пище

- олашки пекли
- из ржаной муки пекли рогушки с защипками
- пустовару делали – картошка в воде, жидкое пюре
- окомяка: истолченная картошка
- пожинальницу, порывальницу справляли
- пожинальница в колхозах – гороховый суп, немножко пива – делали общий стол
- порывальницу справляли, когда выкопают свою картошку 

репортаж

Trek 012-03 

29

О календарных обрядах:

- в Иванов день обливали друг друга водой из колодца
- на Иванов день собирали травы
- молодые девушки плели на голову
 

Репортаж

30

О проводах рекрутов:

- когда в армию провожают – надламывают верхушку сосенки, что «вернись обратно домой»; заламывали в ту сторону, куда уходил
 

репортаж

31

О праздниках:

- здесь справляли Спас
- в Иевкове справляли Соловецкие (10 октября); к этому празднику рубили щи, капусту
 

репортаж

32

О местности:

- где вал, там стоял «Жуков дом»
- в Загривье была большая гора шлака
- раньше ягоды собирали тайком от колхозного начальства
- здесь многие ходили с плетеными из бересты кошелями

репортаж

 Trek 013-01 – пустой
Trek
013-02
 

Вологодская обл.,
Бабаевский р-н,
Дубровское с/п
д. Щепье
16.10.2015

Зап. Кулев А. В.,
Каданцев А.Ф.,
Теленков И.С.,
Кораблева С.Ю.

 Исп: Дрескова Людмила Васильевна, 1940 г.р., род. д. Щепье 

33

О своей жизни
 

репортаж

34

О представлениях, верованиях:

- в новый дом переходила рано утром – кошку перенесла, коров перевела
- «хозяина» забрали с кошкой, с хлебушком, он пришел с кошкой, говорили: «принимай свой дом во все лапы и живи с нам вместе»
- кормит кошек, «и он там вместе»
- в лес ходят благословясь: «Спаси и сохрани»
- когда из дома выходит, говорит: «Господи, благослови, хорошей погодки на перёд на день»
- в бане говорит: «Хозяину спасибо, баенщику»
- считается, что везде хозяин есть
- следили, как кошка приживется в новом доме
 

 

35

Об обрядах при строительстве дома:

- при строительстве дома под угол дома межде первым и вторым бревном клали деньги
- брали ветку с тремя ответвлениями и пробрызгивали святой водой в подполье и по всему дому
 

репортаж

36

О календарных обрядах:

- раньше на Егорий день дед клал на тарелку хлеба, яичек, сама брала косу-горбушу, шла следом, чтобы коса носом царапала землю, и три раза обходили

репортаж

 Trek 013-03  

37

О своей жизни:

- у самой дедушка был религиозный, учил, чтобы от людей все перехватывали 

репортаж

 Trek 013-04

38

О быте, о своей жизни:

- в семье было 8 человек
- при еде за стол первым садился дед – хозяин
- ножом, которым резали скотину, хлеб резать нельзя
- ели с одного блюда - на первое щи или суп, потом кашу из перловки
- ложки клали «горбом» вверх
- стол закрывали салфеткой
-  локти на стол ставить нельзя
- детей загоняли спать в 9 часов
- раньше знали только завтрак, обед и ужин, между едой ничего не давали,
- дед был охотником – носил тетеревов, их щипали – копили подушки
- спали на лавках: между лавками клали доску и сверху набитые соломой матрасы; утром постель складывали и выносили в коридор
- одеяла – как половики, сшитые в три ряда; в зимние одеяла втыкали отрепья
- ткацкий станок весной убирали, чтобы не мешал
- были большие капустные огороды  
- молния ударила в березу – свой дом сгорел
 

репортаж

39

О праздниках, развлечениях молодежи:

- здесь был лесоучасток, на лесоучастке отмечали получку и аванс
- в Слуде отмечали Ильин день, в Иевкове – Соловецкие, в Папине – Фролы, в Селиверстове – Казанскую
- раньше на праздники варили пиво, гуляли, ходили по очереди друг к другу в гости
- из другой деревни приходили в гости к родственникам
- на празднике гостей угощали, пекли пироги капустники, с творогом, ведерный самовар ставили
- на праздниках ребята могли разодраться из-за девушек
- светлые вечера делали – лампы ставили
- электричество давали в определенные часы
- на светлых вечерах плясали, не пили, играли в игры
- «Любишь – не любишь» - парень выбирал девушку
- на скамейках поворачивались – «Косой»
- «Соседями» играли, «В номера»¸ «В прятки», «В лапту»
- плясали «Русского» в кружок, в две, в четыре, в шесть
- плясали «Коробочку»
- играли «В ручеек» - под гармонь
- по деревне ходили рядами – пели частушки
- на улице плясали «Русского», «Цыганочку»
- ребята на праздники ходили по очереди своей компании
- в клуб приходили со всей округи
- светлые вечера заканчивали в 11 ночи
- после работы ехали на светлый вечер и в 3 часа ночи снова шли на работу 

репортаж

Trek 014-01 

40

Частушки

Раньше было – запевала,
Запевалочкой была
А теперя запевалочка
Подруженька моя 

Меня милый-то не любит (не целует),
Говорит: потом, потом,
Я иду, а он на печке
Тренируется с котом

- тексты
- комм.: частушки по деревне и на беседе пелись по-разному
- по деревне две последние строчки два раза повторяешь 

Частушки

Trek 014-02 

41

Задушевная подружка
Я тебя уважу
Куплю сажи горшок –
Рожу перемажу

- напев
 

Частушка

42

Я любила уважать
У ково четыре-пять,
У ково сынок один
Вязаться нечево за ним

- напев 

Частушка

Trek 014-03 – без информации
Trek
014-04 – без информации
 

Исп.: Кожевникова Валентина Ивановна, 1929 г.р., род. х. Красный Бор 

Trek 015-01

43

О жизни на хуторе:

- детство провела на хуторе
- хутора друг от друга стояли на расстоянии видимости
- на хуторах праздники справляли,
- по всей местности на хуторах справляли Ильин день
- в колхозе жали вручную
- когда шли домой с жатвы или сенокоса – пели песни
- здесь раньше балалайки были,
- сама себе балалайку купила в Бабаеве
- гармонистов в деревне не было – ушли на войну
- когда съехались с хуторов в деревню – ходили на беседы по очереди
- с хуторов съехались – перевезли дома – стала одна деревня
- на беседах пряли
- летом ходили в лаптях,
- на Ильин день молодежь ходила по очереди по избам, их угощали пивом
- к празднику готовились, пекли
- Витемец был рядом с Чагодощенским и Устюженским районами, на праздник приходила чагодощенская и устюженская молодежь
- рядом с Витицем была чагодощенская д. Пустынь (Синозерская)
- бабаевские в гости в Витемец не ходили
 

Репортаж

44

О календарных обрядах:

- в святки девушки и парни ходили на кресты – загадывали
- с калядой не ходили
- наряжались, ходили по избам
- рядились в бабушкину одежду – парнями, девушками
- наряжались в лохмотья 
- в масленицу делали застолье, пили пиво
- масленицу провожали – жгли берестяное что-нибудь
- деньги стали платить только на лесозаготовках, в колхозе не платили
 

Репортаж



45

Trek 015-02

О налогах:

- обязательно надо было заплатить налог, если своих яичек не было – просили у соседей, отдавали им что-нибудь взамен или отрабатывали 



репортаж

Trek 015-03 

46

О бане

- баня была на три семьи, топили по очереди
- сначала ходили мыться мужчины, потом мыли ребятишек, потом все остальные; молодежь ходила мыться самая последняя
- говорили, что после 12 ночи в баню нельзя ходить
- баню топили по-черному, до того, как идти – обтирали все в бане
- считается, что в бане есть хозяин
- лен сушили не в бане, а на гумнах
- в святки в бане гадали
 

Репортаж

47

О календарных обрядах:

- масленицу здесь провожали, но не встречали
- в колхозе после уборки урожая делали пожинальницу: варили мясное, пиво, позже стали покупать водку
- на пожинальнице ели, пили, плясали «Русского»
- в Иванов день обливали друг друга водой
- на Рождество заваливали двери
- перед Рождеством пекли сочни
 

Репортаж

48

О традиционной пище:

- в деревне делали щи, суп, картофельницу, пироги с картошкой, творогом, рыбой
- капустиники, рыбники, грибные – закрытые пироги, а с ягодами открытые
- с картошкой – это колоб
- пряженики пекут, пока печка топится до посадки хлеба
- пряженики продолговатые, как булочка
- из гнилой картошки из-под снега пекли олашки
- овсяные блины пекли в печке на углях
- на завтрак делали картофельницу или кисель из гречневой или гороховой муки
 

Репортаж

49

О печи:

- у печки низ назывался – «под», перед заслонкой – «ошёсток», отверстие под печкой – «опечек»; на печи могло поместиться 5-6 человек
- в подвал заходили через «карзину»
- к печи делали печурки 

Репортаж

Trek - Света 10011701
Дубль АФ 748: 48-56 

Trek Света 10011702
Дубль АФ  749: 01-15

Trek Света 10011801
Дубль АФ  749: 16-32 (запись лучше)
 

Trek Света 10011802
Дубль АФ 749: 33-40
 

Trek Света 10011803
Дубль АФ 749 43-49 

Trek Каданцев DS300168
Дубль АФ 748: 01-11 

Trek Каданцев DS300169
Дубль АФ 748: 12-42 (запись более полная) 

Trek Каданцев DS300170
Дубль АФ 748: 43  

Trek Каданцев DS300170
Дубль АФ 748: 44-56

 

<<< предыдущий

следующий  >>>

Ед. хр. 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711
712 713 714 715 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730 731
732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 748 749 750 751