Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 2002-3 >>> Сямженский район 

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры

ВФ 018

 

<<< предыдущий

следующий >>>

001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 101 >
021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034 035 036 037 038 039 040
041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051 052 053 054 055 056 057 058 059 060
061 062 063 064 065 066 067 068 069 070 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080
081 082 083 084 085 086 087 088 089 090 091 092 093 094 095 096 097 098 099 100

 

 

Вологодская область,

Сямженский район,

Ногинский с/с,

д. Пигилинка

05.12.02.

Зап. Кулёв А.В.

Кузьмина Т.А.

Станкевич Е.В.

Глушкова Т.С.

 

 

Исп.: Кукина Нина Александровна, 1932 г.р., здешняя

Хлебосолова Фаина Николаевна, 1929 г.р., здешняя

Хлебосолова Зоя Михайловна, 1931 г.р., род.- д. Давыдовская

Хлебосолова Маиза Ивановна, 1932 г.р., здешняя

 

1.

 

[Как во нашем, огороде, да]

Явиласё мята, да

Розан, мой розан,

Виноград зелёной напев

 

Явиласё мята, да

Мята не сожата

Розан, мой розан,

Виноград зелёной напев

 

 

Свадебная песня

Вологодская область,

Сямженский  район,

Голузинский с/с,

д. Пирогово.

08.12.2002 г.

Зап Розова Л.Е.

Кулев А.В.

 

 

 

 

Исп.: Митрушина Мария Игнатьевна, 1922 г.р., род. – здешняя

 

 

2.

Зимний пейзаж

 

Пейзаж

3.

Черт кабала,

Отдай моего живота

На тебе бороду

И доброго здоровья

 

- внач.комм.: надо, чтобы кабалу унесло ветром

- показ: чертит углем на берестине

комм.: говоришь – чего потеряется, чертили, а не по настоящему писали, только говорили

- бересту бросали «по ветру» левой рукой через плечо (показ)  

- оглядываться не надо, когда кинешь 

- сама пишет, а кидает тот человек, у которого что-то потерялось.

- изготовление «бороды» - вата, намотанная на палочку

- комм.: берестинку бросают, а «бороду» в елку втыкают

 - «бороду» делали - наматывали куделю

- бересту бросали левой рукой «наотмашь»;

- такую «кабалу» мог написать любой человек, потерявший что-либо или заблудившийся в лесу

 

Написание кабалы

4.

О представлениях и верованиях:

 

- как баран потерялся – фрагмент

 

.

Быличка

Вологодская область,

Сямженский  район,

Голузинский с/с,

д. Пирогово.

08.12.2002 г.

Зап: Розова Л.Е.

Кулев А.В.

Зеленина О.Н.

Сысоева К.В.

 

 

 

 

Исп.: Кузнецов Василий Евгеньевич, 1937 г.р., род. – здешний

Кузнецова Зоя Ивановна, 1940 г.р., род.-д. Ездунья Голузинского с/с (бывший Сидоровский с/с)

 

5.

 «Под пляску» с частушками:

 

Гармониста я любила,

Гармониста тешила,

Гармонисту на плечо

Сама гармошку вешала.

 

Поиграй повеселяе,

Да и Коля дорогой,

До чего плясать охота,

Так и топаю ногой.

 

Поиграй повеселяе

<нрзбр>

 

Хорошо игрок играет,

Хорошо, дак и хорош,

Я хвалю, а сами видите

На розу не похож.

 

Поиграй повеселяе,

Поиграй и поиграй,

Я тебе понапеваю,

Ты залётке передай.

 

Раньше весело гуляли

Все и закатилосё

Вот тепере удивляюсь

Всё и <нрзбр>

 

Хорошо в баяночку

Играёт ягодиночка

Хорошо <нрзбр>

Играет дроля за рекой.

 

За веселую баяночку

Спасибо <нрзбр>

 

- комм.: пляска называлась «Русского», плясали по одному

 

Пляска под гармонь с частушками

6.

Пойду «русского» плясать.

Самого «отпетого»,

Люблю дролю хулигана

Хорошо одетого.

 

- текст

- комм. перед текстом: была «Русского отпетого» - плясал парень «самый ухарский» (смелый, боевой – «ухарь»)

 

Частушка

7.

«Русского» с частушками:

 

<нрзбр>

 

<нрзбр>

 

Поиграй повеселяе

Да и Коля дорогой,

До чего плясать охота,

Так и топаю ногой.

 

С ягодиночкой гуляли

Вечера томилисё

Навязались злые люди

С дролей розлучилисё.

 

С ягодиночкой гуляли

Боле полугодика

<нрзбр>

 

<нрзбр>

 

<нрзбр>

 

<нрзбр>

 

- комм.: игра называется «Русского»; «Русского» играли быстро, «под дроби», а когда плясали «кружком» по 4-5 человек, то игра помедленнее;

 

 

Наигрыш на гармони с частушками

8.

Об игре под пляску:

 

-гармонист подстраивался под каждого исполнителя «в один такт» - должен знать, кому какая игра; если не подстроиться – путаешься, а когда подстроишься – гармошка «сама ходит»

- если человек не может подплясаться, гармонисту очень тяжело играть 

- задиристому парню просто быстро играли – специальной игры не было

 

 

репортаж

9.

Русского

Наигрыш на гармони

 

10.

Старушкам под пляску «на розлив»:

 

Поиграй повеселяе

Да и после поиграй

На сердечке забываешь

< >

 

Я по этой по баяночке,

По этой, по игре

Все бы пела, веселилась

Не наскучило бы мне.

 

Задушевная подруга,

Заиграла стороной,

Почему не заиграла

< … >

- комм.: сначала играли на нижних голосах, потом переходили на верхние голоса

 

Наигрыш на гармони с частушками

11.

Старушкам под пляску «на разлив»

 

Поиграй повеселяе,

Нажимай на голоски,

Рубашка белая в полоску

Доводила до тоски.

 

Поиграй повеселяе,

Голосов не береги,

Наши годы молодые,

Все гулянки впереди.

 

Голубые, да и алые

Цветочки у реки.

Подруга самая веселая

Ребята игроки.

 

Задушевная подруга

Гармониста завлекай

По тальянке, по веселой

< нрзбр.>

 

Поиграй-ко ягодиночка,

Как раньше-то играл

Неужели < нрзбр>

 

 

Наигрыш на гармони

12.

О наигрышах с показом

 

- показ перебора «на три костылька» - по всему гребню

- переходы подбирали под согласно пляске: «в присядку», «крестиком» и др.

- начало у всех разное

- показ вступления к наигрышу

- показ перебора «на 4 костылька»

- левую руку подбираешь на слух

 

Репортаж с показом игры на гармони

13.

Русского под пляску

 

- фрагмент

 

Наигрыш на гармони

14.

О наигрышах

 

- с показом «переборов», «переходов», «аккордов»

 

Репортаж с показом игры на гармони

15.

Пляска «на пару»:

 

Задушевная запой,

А я тебе отпела бы,

Да я тебе об этом дроле

Думать не велела бы.

 

Што-то голосу не стало

У молодой девушки.

Это все из-за любови,

Все из-за изменушки.

 

Што подруга не поешь,

Какая думоватая,

У тебя милой далеко

Я не виноватая.

 

Задушевная подруга

Заиграло стороной

А почему моё ретивоё

Забилося со мной.

 

Будёт, будёт поплясали,

Остановимся пока,

Ручки белыё устали

Пожалеем игрока

 

- комм.: в конце пляски могли гармонисту поклониться

- во время пляски кланяются (показ)

 

Пляска под гармонь

16.

Под пляску

 

Наигрыш на гармони

17.

Под драку

 

- комм.: играют, когда начало, или когда «ухарь» выходил плясать - просил играть под драку, «чтобы все боялись»

 

Наигрыш на гармони

18.

Под драку

 

- фрагмент

- комм.: «ухарь» плясал «вразнос», снимал с себя ремень, пел частушки с матюгами;

- особенно боялись моряков

 

Наигрыш на гармони

19.

О драках

:

- драки завязывались в пляске: «ухарь» выходил плясать и начинал расталкивать участников пляски - начиналась драка;

- иногда драки начинались из-за гармониста, возникал спор – кому будет играть гармонист;

- в драке могло попасть и гармонисту;

- в основном драки начинались в кругу во время пляски

 

Репортаж

20.

Пейзаж («Зимняя дорога»)

 

Пейзаж

Вологодская область,

Сямженский  район,

Голузинский с/с,

д. Пирогово.

08.12.2002 г.

Зап Кулев А.В.

Сысоева К.В.

Соловьев Л.Г.

 

 

 

 

 

Исп.: Кузнецов Василий Евгеньевич, 1937 г.р., род. – здешний

Кузнецова Зоя Ивановна, 1940 г.р., род.-д. Ездунья Голузинского с/с (бывший Сидоровский с/с)

Курапова Алевтина Александровна, 1928 г.р., род. – д. Крутой Починок Коробициноского с/с

 

21.

Об обучении игре на гармони и гармонях:

 

- в семье играли братья; играть на гармони учились сами, на слух - присматривались к другим гармонистам;

- начинал играть в 12 лет, сначала играл на тальянке; но на ней играл мало

- игра на тальянке была другая

 

Репортаж

22.

Под пляску (под тальянку)

 

Наигрыш на гармони

23.

О гармонистах

 

- раньше было принято играть на гармошке; желание играть было у многих, но научиться мог не каждый, умение играть давалось «от природы»

- гармонисты были в почете, «нарасхват»; хороших гармонистов было мало; из-за гармонистов часто случались драки

- гармонист бы в почете, у него был большой авторитет, сейчас играть на гармони не принято, даже стыдно

- в округе всех хороших гармонистов знали, приглашали на вечера, свадьбы, дни рождения, юбилеи

- у девушек гармонисты пользовались большей популярностью, чем другие парни

- игра на гармони влияет  на поднятие морального духа, на здоровье, на продолжительность жизни – «чем веселяе, тем больше улыбаешься, тем дольше живешь», гармонь «дает продление ко всему»

 

Репортаж

24.

Об обучении игре, наигрышах

 

- начинал играть с одного перебора, сначала не очень хорошо получалось, затем игра качественно улучшалась

- показ перебора, с которого начинал обучение игре на гармошке

- голоса у гармони подразделялись на нижние, средние и высшие;

- гармонисту перед пляской заказывали игру на определенных голосах

- показ игры на разных голосах

- игру на разных голосах называли «пройти по всему гребню» - это для наиболее боевых;

- перебор – на одном месте, на четырех «костыльках»

- показ одного перебора «на четыре костылька»

- если играть один перебор получается некрасиво; переборы подбирали согласно пляске

-  показ перебора под дробь

- показ перебора под крестики

 

Репортаж с показом игры на гармони

25.

Мужская пляска с «крестиками», «дробями»

(пляшет Кузнецов В.Е., играет на гармони Соловьев Л.Г.)

 

Мужская пляска под гармонь

26.

О плясках:

- дробили по разному, некоторые дробили и с одной ноги

- в туфельках можно сдробить

 

Репортаж

27.

Под пляску (разными переборами)

- фрагмент

 

Наигрыш на гармони

28

Под пляску

 

- с показом переходов

- переходить можно – «прыгать», а можно плавно

 

Наигрыш на гармони с комментариями

29.

О наигрышах:

 

- гармонист и плясун подстраивались друг под друга; мужчину называли «плясальником», женщину «плясуньей»

- наигрыш начинался с вступления

- показ вступления к игре

- вступление в другом темпе, чем наигрыш – потом смотришь по плясуну, как играть

- показ вступления и перехода его в игру «под крестики»

 

Репортаж с показом игры на гармони

30.

Под «крестики»

 

Наигрыш на гармони

31.

О наигрышах:

 

- чтобы разная игра получилась – помогают мехом

- показ приемов мехом

- «рывочком» играли

- показ приема игры «рывочком»

- «на весь мех» не играли - это «гармошку рвать», плохой тон

- показ игры

- кнопки на левой клавиатуре называли «басы», а на правой клавиатуре – «голоса», «пуговки», «костыльки»

- гармошки были «25 на 25», «шестерик»

- «шестерик» - буквой «Г»

- показ как переходит с шестерика на шестерик

- показ как в переходе всего на двух левых кнопках играли

Репортаж с показом игры на гармони

 

Конец записи

 

 

<<< предыдущий

следующий >>>

001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 101 >
021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034 035 036 037 038 039 040
041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051 052 053 054 055 056 057 058 059 060
061 062 063 064 065 066 067 068 069 070 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080
081 082 083 084 085 086 087 088 089 090 091 092 093 094 095 096 097 098 099 100