Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 2002-3 >>> Сямженский район 

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры

ВФ 020

 

<<< предыдущий

следующий >>>

001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 101 >
021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034 035 036 037 038 039 040
041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051 052 053 054 055 056 057 058 059 060
061 062 063 064 065 066 067 068 069 070 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080
081 082 083 084 085 086 087 088 089 090 091 092 093 094 095 096 097 098 099 100

 

 

Вологодская область,

Сямженский район,

Коробицинский с/с,

д. Арганово

08.12.02.

Зап. Кулев А.В.

Чернышова Ю.А.

Соловьев Л.Г.

 

Исп.: Заварзин Сергей Александрович, 1932 г.р., род. – здешний

 

1.

Под пляску на 5, 7 ладах с переходом на 2, 5 лады

 

- повторная запись

 

Наигрыш на балалайке

2.

Под песни на на 5, 7 ладах

 

- фрагмент

- повтор с частушкой

- повтор с частушкой - проба

 

Наигрыш на балалайке

Вологодская область,

Сямженский район,

Режский с/с,

д. Монастырская

09.12.02.

Зап. Станкевич Е.В.,

 Зеленина О.Н.,

Чернышова Ю.А.,

Глушкова Т.Н.,

Кулев А.В.

 

Исп.: Зайкина Александра Алексеевна, 1930 г.р., род. – здешняя

 

3.

Церковь

 

Церковь

4.

В лодыжки

 

(играют: Александра Алексеевна, Зеленина О.Н., Чернышова Ю.А., Глушкова Т.Н.)

- комм.: название сторон лодыжки: «бык», «сак», «масло», «гаря»; «бык» - самый главный, начинает игру; «гаря» с дыркой – самая плохая; первым начинает игру «бык», второй ходит «сак», третий – «масло», последней ходит «гаря»;

- играют по четыре человека; играющие по очереди выкидывают лодыжки и смотрят какой стороной выпадет, если выпадает две одинаковых, то играющие перекидывают снова; таким образом определяют порядок игры;

- первый игрок выкидывает все лодыжки и начинает одной лодыжкой выбивать другие, выбившие забирает себе; таким же образом играют следующие игроки; выбивают парные лодыжки: «бык» с «быком», «масло» с «маслом» и т.д.; необходимо всем играющим выбить (набрать) по десять лодыжек; тому, кто не добрал до десяти, ударяли (щелкали) по лбу столько раз, сколько не хватало до десяти; щелкал тот, кто набрал всех больше лодыжек;

- в лодыжки могли играть в любое время, обычно зимой  всей семьей; летом играть некогда; играли до тех пор, пока не выбьют все лодыжки;

- по окончании игры, считали - у кого сколько лодыжек; у кого не хватало лодыжек, тому отдавали недостающие, потом щелкали столько раз, сколько отдали лодыжек

 

Настольная игра

5.

В лёжки (вариант игры в лодыжки)

 

- играют двое, каждый играющий расставляет в ряд десять лодыжек, получается ряд против ряда; первый играющий должен лодыжками из своего ряда выбить лодыжки противника; если промахнулся, бьет противник

- так играли ребята на улице – ставили чурочки, выбивали палкой

 

Настольная игра

6. 

Зимние пейзажи (стоп-кадры)

 

пейзаж

 

Вологодская область,

Сямженский район,

Режский с/с,

д. Бурниха

09.12.02.

Зап. Кулев А.В.

.Розова Л.Е.

 

 

Исп.: Гудкова Ия Васильевна, 1935 г.р., род. – здешняя

 

7.

О свадебном обряде:

 

- сваты заходили в избу, садились «вдоль по полу» таким образом, чтобы захватить между ногами половицу

- сваты говорили: «Мы пришли свататься. У нас вот молодеь, у вас девиця»

- если невеста согласна, то она собирает на стол, ставит самовар

- за невестой приезжали жених и крестный на лошадях; украшали сбрую, навязывали бантики

- девушки встречали жениха у ворот и пели песню «Вьюн на воде», затем жениха пропускали в дом, угощали чаем

- молодые ездили к венцу в «пошовнях» (санях); в сани стелили подушки, одеяла; вслед молодым кричали: «Повезли торицу, приезжайте по пшеницу»

 

Репортаж

8.

Привезли торицю,

Приезжайте по пшеницю,

Повезли олово,

Приезжайте по золото.

 

- комм.: кричали молодым вслед, когда они отъезжали к венцу; смысл приговора в том, что сосватали одну девушку, а в доме остались еще девушки на выданье, чтобы выдать взамуж и их

 

Свадебный приговор

9.

Со берегу,

Со берегу

Самокаты катят,

Самокаты катят.

 

Из терему,

Из терему

Красну девку ведут,

Красну девку ведут.

 

- комм.: пели, когда жених поведет невесту

 

Свадебная песня

10.

О свадебном обряде:

 

- свадьбу делали два дня: один день у жениха, второй день у невесты

- у жениха девушки спрашивали надо ли нарядить ёлочку, если жених давал согласие, девушки наряжали ёлочку и обходили с елочкой «весь поезд»; «на ёлочку» клали деньги

- молодым кричали «Горько!»

- «подзывали ко столу»

- вино выносили на подносе в стаканах или рюмках и подзывали к рюмке

- посторонних также «подзывали к рюмке»: называли по имени «подойдите пожалуйста»

- молодых заставляли целоваться – кричали: «Горько!», или говорили: «Шамина в рюмку попала» («шамина» – мусор)

- невеста «дарила дары» - одаривала родственников жениха полотенцами, платками и т.д.; с дарами плясали и приговаривали: «Наша-то невеста…»

 

Репортаж

11.

Наша-то невеста

Не по бору ходила,

Не шишки сбирала,

Дары промышляла.

 

- текст

- комм.: с дарами плясали – хвастали, что невеста подарила, трясли, взмахивали и припевали «Наша-то невеста»

- повторная запись

- комм.: пели под гармошку, как частушку

 

Приговор на свадьбе

12.

О свадебном обряде:

 

- родители походили к молодым и говорили: «Ну, молодые, хлеб-соль» - это означало конец первого дня свадьбы

- на второй день свадьбу справляли у невесты

- молодых уводила спать невестина божатка

- в доме жениха на свадьбу собирали только невестину родню, а в доме невесты на второй день свадьбы собирались родственники жениха

- за столом гости располагались в определенном порядке: рядом с женихом сидел тысецкий, рядом с невестой – божатка; за тысяцким садились отец жениха, братья, сестры, затем тетушки, дядюшки; со стороны невесты садились в таком же порядке: отец невесты, мать, братья, сестры и т.д.; сначала близкие родственники, потом дальняя родня

- обычно на свадьбу ставили два стола, если много родственников, то три; посторонние люди стояли у дверей; дети забирались на пол?ти, на печь, чтобы посмотреть свадьбу

- как сами в детстве утащили на свадьбе пирог

- на свадьбу варили пиво

- мужики с улицы колом колотили в угол дома, где сидит тысяцкий  – просили выкуп, им выносили пиво, вино, пироги, сигарет

- раньше на свадьбах до пьяна не пили

- невеста раньше причитала, хлопалась об стол

 

Репортаж

13.

О представлениях и верованиях:

 

- бабушка Поля лечила «собачью старость»: пекла колобок, и когда мыла ребенка в печи, этим колобком натирала, дети потом росли «как на оп?ре», здоровые;

- колобок делала из муки, натирала ребенка с приговором;

- «собачья старость» - это, когда у ребенка голова большая, а ручки и ножки тоненькие

- детей мыли с приговорами

 

Репортаж

14.

С утици водиця,

С раба божья, младенця лиховиця.

Кто дал, тот на себя забрал,

Кто со злобою колюцёй,

Тому и со слезою горюцёй

Аминь, аминь, аминь.

 

- комм.: приговаривали если ребенок плохо спит,

- приговаривали на воду, когда мыли ребенка;

- если ребенок был неспокойный, то мыли и сбрызгивали его наговоренной водой;

- на «собачью старость» был свой приговор;

- здесь бани давно ставили, мылись и в печах, подкладывали солому, мылись «из шайки», взрослые выбегали на двор «окатываться»

 

Заговор

15.

Икона с веточками вереса и вербы

 

- комм.: в вербное воскресенье приносили веточки вербы и вереса, ставили их за икону, подтыкали под крышу – «чтобы крышу ветром не сдувало», за икону – «чтобы бог хранил нас»; веточки хранили год

- в Великий четверг ходили за вересом;

- старые веточки сжигали в печке

 

 

Вологодская область,

Сямженский район,

Режский с/с,

д. Монастырская

10.12.02.

Зап. Кулев А.В.

.Станкевич Е.В.

Зеленина О.Н.

Глушкова Т.Н.

Назарова В.В.

Кукушкин А.В.

 

 

 

 

 

Исп.: Гудкова Ия Васильевна, 1935 г.р., род. – здешняя

                   Фатишева Нина Евгеньевна, 1940 г.р., род.- д. Бурниха

Вострякова Ангелина Ивановна, 1935 г.р., род. – д. Монастырская

Вострякова Галина Андреевна, 1939 г.р., род. – д. Бурниха

Ленина Нина Александровна, 1941 г.р., род.- д. Колтыриха

Зайкина Александра Алексеевна, 1930 г.р., род. – д. Монастырская

Зайкина Валентина Ивановна, 1958 г.р., род. – д. Вороново

 

Сцена встречи свадебного поезда

 

16.

Вьюн на воде,

Извиваеццо, извиваецца

 

Олёша у ворот, Олёша у ворот

Увиваеццо, увиваеццо

 

- не пропускают жениха в дом, просят выкуп, жених дает девушкам деньги, девушки пропускают жениха в дом

 

Свадебная

Сцена вывода невесты из-за столов к венцу

 

17.

Со берегу, со берегу

Самокаты катят, самокаты катят,

 

Из терему, из терему

Красну девку ведут, красну девку ведут.

 

- внач.: - жених и невеста с тысяцким и божаткой сидят за столом; мать невесты угощает  их вином

- во время звучания песни жених берет невесту за руку и выводит из-за стола, девушки в это время поют песню:

 

- по окончании песни говорят: «Поехали. Бог с вами»

 

Свадебная

18.

Повезли торицю,

Приезжайте по пшеницю,

Повезли олово –

Приезжайте по золото

 

- кричат вслед молодым

 

Свадебный выкрик

Повтор сцены вывода невесты из-за столов к венцу

 

 

19.

Со берегу, со берегу

Самокаты катят, самокаты катят,

 

Из терему, из терему

Красну девку ведут, красну девку ведут.

 

- девушки провожают молодых песней из дому, выходят на улицу, кричат молодым:

 

- С Богом идьте

 

 

20.

Повезли торицю,

Приезжайте по пшеницю,

Повезли олово –

Приезжайте по золото

 

Свадебный выкрик

21.

Встреча молодых от венчанья:

 

- встречают родители с хлебом-солью, на тарелке - стопки с вином, молодые выпивают вино; раньше кидали овёс,

- тысяцкий заводит молодых за стол, за ним жених, потом невеста и невестина божатка; за стол заходят «по солнышку»

  

Репортаж с показом

22.

Угощение молодых:

 

- угощает женихова сваха,

- раньше второй день свадьбы справляли у невесты

 

Репортаж с показом

 

Сцена выноса ёлочки

 

23.

Раздайся, народ,

Дивья красота идёт

Не сама она идёт,

Её девица несёт.

 

Свадебный приговор

24.

Уж ты ёлочка, ёлочка, да

Зеленая кудревая, да

На тебе ль наша ёлочка, да

Много шёлковых ленточек

 

- повтор

- комм.: жених два раза отставляет ёлочку

 

Свадебная припевка

25.

Земляничка наша ягодка, да

Рано с веточки свалиласё, да

Чёрной грязью запылиласё, да

Чёрной грязью подколёсною

 

- внач. комм.: невесте

 

Свадебная припевка

26.

В лисе дуга, в лисе дуга

Всё не высичена, всё не высичена

Марья-душа, Марья-душа (?)

Всё-ть не выучена, всё-ть не выучена

 

- внач. комм.: жениху

 

Свадебная припевка

27.

Тысичкой, тысечкой,

Ты честной человек, ты честной человек.

Чуёшь ли, чуёшь ли,

Розумиёшь ли, розумиёшь ли

 

- внач. комм.: тысецкому

 

Свадебная припевка

28.

О свадебном обряде:

 

- раньше девушки с ёлочкой приходили и всем по очереди пели песни

- когда жениху споют, молодые должны встать и поцеловаться

- мужики колотились в угол дома, «просили стоячее»

 

Репортаж

29. 

Я не знала, не ведала, что за сваха приехала

Свою сторону хвалила, нашу сторону хулила

 

- текст

 

Свадебная

Конец записи

Проверил А.В.Кулев

 

 

<<< предыдущий

следующий >>>

001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 101 >
021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034 035 036 037 038 039 040
041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051 052 053 054 055 056 057 058 059 060
061 062 063 064 065 066 067 068 069 070 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080
081 082 083 084 085 086 087 088 089 090 091 092 093 094 095 096 097 098 099 100