Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 2002-1 >>> Харовский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры

ВФ 012

 

<<< предыдущий

следующий >>>

ед. хр. 001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 101 >
021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034 035 036 037 038 039 040
041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051 052 053 054 055 056 057 058 059 060
061 062 063 064 065 066 067 068 069 070 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080
081 082 083 084 085 086 087 088 089 090 091 092 093 094 095 096 097 098 099 100

 

 

Вологодская область,

Харовский район,

г. Харовск

04.09.02.

Зап.: Келарев А.М.,

 Полякова О.В. (видео),

Келарева Н.А.

Исп.: Усанова Валентина Фёдоровна (гармонный мастер), 1917 г.р.

 

1.

О ремонте гармоней (продолжение)

 

- как делать заготовку для меха

- рамка делается вместе с меховиком, как обделывать углы

- как обклеивать мех ситцем (оклеивается с двух сторон) 

- для меха нужно выбирать хорошую сторону картона

- как пилочкой настраивать голос

 

репортаж

Вологодская область,

Харовский район,

г. Харовск

04.09.02.

Зап.: Келарев А.М.,

 Полякова О.В.,

Келарева Н.А.

 

 

 

 

Исп.: Пихарев Александр Афанасьевич, 1922 г.р., род. - д. Хватковская,

Пустораменского с/с

 

2.

О своей жизни:

 

- учился в Пустораменской средней школе (5 классов)

- научился играть на гармошке от братьев (три брата)

- играл на гармошке-хромке

- в 14 лет играл на гармошке, с 10 лет учился играть на тальянке: один ряд с одной стороны, с другой – два ряда, маленькая, без колокольчиков, два гола учился играть

 

репортаж

3.

Походная

 

наигрыш на гармони

4.

Походная

 

- комм.: когда парни шли из одной деревни в другую

- повтор

 

наигрыш на гармони

5.

Походная с частушками:

 

- <нерзб.>

 

- <нерзб.>

 

- <нерзб.>

 

- комм.: пели с матюгами и без матюгов

 

наигрыш на гармони

6.

Под драку

 

наигрыш на гармони

7.

Под драку с частушками:

 

- фрагмент наигрыша

 

- повтор

 

- <нерзб.>

  За рекою девушки

  Гуляют без изменушки

 

- <нерзб.>

 

наигрыш на гармони

8.

Под драку с частушками:

 

- Я родился в Пустораменье

  Помру не знаю где,

  <нерзб.>

 

- <нерзб.>

 

- За деревенку заходим,

  Над деревенкой туман,

  Что-то голову повесил

  Наш весёлый атаман

 

- Нас побить, побить хотели,

  Нас побить пыталися,

  Но мы тоже не зевали

  Того дожидалися

 

  - <нерзб.>

 

- Я иду на повороте

  … брата моего,

  У него нагана нету,

  Я пристану за него

 

- Из нагана пулю выпущу,

  Ещё одну впущу,

  Зеленоглазую девчоночку

  Люблю

 

наигрыш на гармони

9.

Вижу чёрную смородину

Высоко, не достать,

Уходи к едрени матери

С гулянки супостат

 

частушка

10

Под пляску

 

- фрагмент наигрыша

 

наигрыш на гармони

11

О драках:

 

- ребята под драку не плясали, только пели

- атаман всегда шёл впереди, с пляской вприсядку, у него был нож в кармане

- перед самой дракой атаман плясал в присядку

- с тросточкой (железной) стали ходить после войны

- до войны дрались меньше, убивали даже

- как ребята шли в Низовский с/с – одного парня убили в драке (дрались с/с на с/с)

- могли стрелять из наганов, когда дрались

- раньше дрались гирями (отец его ходил), гиря 400г. – фунт, ремень привязывали за ушки гири

- о том, как Пустораменские на Пустораменских пошли – убили двоих человек, были пьяные (до войны), их судили

- атаман с атаманом начинали первыми драться

- перед дракой гармонист играл, во время драки - уходил

 

репортаж

12.

После драки

 

- снач. комм.:  после драки шли по дороге и пели частушки

 

наигрыш на гармони

13

Атамана схоронили,

Не поставили креста,

Наша обшая могила –

Человек четыреста

 

- текст

 

частушка

14.

После драки

 

наигрыш на гармони

15

После драки с частушкой:

 

- Атаман ты наш молоденький –

  Не выдадим его,

 Семеро в могилу ляжем

  За его, за одного

 

наигрыш на гармони

16.

Общая

 

- комм.: пели, плясали

 

наигрыш на гармони

17.

Под пляску

 

- комм.: девушки на перепляс

 

наигрыш на гармони

18.

О пляске "Буравецкого" (18-21):

 

- 4 девушки стоят на пару с парнями, двое парней пляшут, двое стоят, потом меняются, плясали одни парни

- 4 пары (девушка стоит с левой стороны)

- пели песни парни вместе (оба)

- парень кружит девушку, держит её за талию

- по одной песни с каждой пары

- девушки не плясали (стояли на месте)

  

репортаж

19.

Мы с товарищем вдвоём

За реку гулять пойдём,

За рекой-то девушки

Гуляют без изменушки

 

- текст

 

частушка

20.

Мы в деревенку заходим,

Из деревенки туман,

Что-то голову повесил

Наш весёлый атаман

- снач. комм.: о пляске "Буравецкого" (продолжение): парни пляшут, кружатся с девушками, следующая пара поёт частушку, потом плясали парни по-одинке

 

частушка

21.

Спасибо за игру,

Спасибо за полу баян,

С кем гуляли, с тем и будем,

Не решить любови нам

 

- текст

- комм.: пляска "Буравецкого" – первая пляска на вечерине

 

частушка

 

22.

Буравецкого

  

наигрыш на гармони

Вологодская область,

Харовский район,

г. Харовск

04.09.02.

Зап.: Келарев А.М.,

 Полякова О.В.,

Келарева Н.А.

 

 

 

 

Исп.: Поросков Галактион Изосимович, 1930 г.р., род. - д. Завраг,

Тавренгского с/с, Вожегодского р-на

 

23.

О себе:

 

- после армии работал

- стал учиться играть на гармони (1956 г.), после армии

 

репортаж

24.

На вход в деревню

 

- снач. комм.: гармонист шёл среди девушек, ребята отдельно, девушки пели частушки

 

наигрыш на гармони

25.

Под драку 

наигрыш на гармони

 

 

 

<<< предыдущий

следующий >>>

ед. хр. 001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 101 >
021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034 035 036 037 038 039 040
041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051 052 053 054 055 056 057 058 059 060
061 062 063 064 065 066 067 068 069 070 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080
081 082 083 084 085 086 087 088 089 090 091 092 093 094 095 096 097 098 099 100