Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
Экспедиция Областного научно-методического центра культуры |
|
||||
|
|
001 | 002 | 003 | 004 | 005 | 006 | 007 | 008 | 009 | 010 | 011 | 012 | 013 | 014 | 015 | 016 | 017 | 018 | 019 | 020 | 101 > |
021 | 022 | 023 | 024 | 025 | 026 | 027 | 028 | 029 | 030 | 031 | 032 | 033 | 034 | 035 | 036 | 037 | 038 | 039 | 040 | |
041 | 042 | 043 | 044 | 045 | 046 | 047 | 048 | 049 | 050 | 051 | 052 | 053 | 054 | 055 | 056 | 057 | 058 | 059 | 060 | |
061 | 062 | 063 | 064 | 065 | 066 | 067 | 068 | 069 | 070 | 071 | 072 | 073 | 074 | 075 | 076 | 077 | 078 | 079 | 080 | |
081 | 082 | 083 | 084 | 085 | 086 | 087 | 088 | 089 | 090 | 091 | 092 | 093 | 094 | 095 | 096 | 097 | 098 | 099 | 100 |
Вологодская область, Сямженский район, Голузиниский с/с д. Пирогово 08.12.02. |
Зап. Кулев А.В. Чернышова Ю.А Соловьев Л.Г. |
Исп.: Кузнецов Василий Евгеньевич, 1937 г.р., род. – д. Пирогово
Кузнецова Зоя Ивановна, 1940 г.р., род. – д. Ездунья Голузинского с/с (бывший Сидоровский с/с)
Курапова Алевтина Александровна, 1928 г.р., род. – д. Крутой Починок Коробициноского с/с
Исполнительница из Кичменгского Городка не определена
1. |
Задушевная, запой, Я любила голос твой, На веселую гуляночку Ходили мы с тобой.
Што подруга не поёшь, Какая думоватая, Да розлетелись обе дроли Я не виноватая.
Задушевные подруги, Нас топере троечка Оттого ли не унять <нрзбр>
Поиграй повеселяе Ваши рученьки болят <нрзбр> И мы не худые
Хорошо игрок играет, Хорошо и подпевать. Я любила <нрзбр>
За веселую баяночку Чего и говорить Мы желаем гармонисту Свою дролечку любить
- комм.: когда плясали «кружком» (по 5-10 человек), перед тем, как дробить «прикланивались»
|
Пляска с частушками под гармонь |
|
2. |
Как девушки прикланивались в пляске
- показ (Кузнецов В.Е.) - повтор показа (играет Соловьев Л.Г., пляшет и поет Кузнецов В.Е.):
Задушевная подруга, Выходи на перепляс, Если ты меня не выручишь И я в последний раз.
- комм.: в конце пляски кланялись и благодарили гармониста, некоторые могли «махнуть подолом»; сарафаны «дольники» были до пола; в Кич-Городке носили кофты, широкие сарафаны и фартуки
|
Пляска с частушкой под гармонь |
|
3. |
- «прихват» - основной перебор - играют основной перебор, остальное – согласно пляске - мехом меняют игру - начало, прихват - прихватов несколько - кроме основного перебора был прихват, на прихват помогают мехом – согласно пляске - на прихват переходят с основного перебора - прихватов может быть много - делает прихваты «согласно пляске» – на дробь, на крестики - под дробь перебирают - если длинная дробь – можно идти по всему гребню - объяснение основного перебора, переборов, прихватов, прихватов аккордом (играет Л.Г.Соловьев) - игра состоит из набора голосов - плавно играли для старушек, под песни - раньше ходили от деревни до деревни, играли на гармони в мороз – руки не мерзли, и гармонь не портилась - мастера были хорошие, особенно кирилловские - ремень гармошки надевали на плечо, когда играли стоя
|
Репортаж с показом игры |
|
4. |
- фрагмент наигрыша - комм.: говорили «по деревне с колотушкой», гармонист впереди, с обеих сторон парни, сзади девушки, впереди всех «ухарь» - плясальник - «ухарь» - это отпетый человек, герой
|
Наигрыш на гармони |
|
5. |
- «бузотёр» - парень, который затеивал драку; «бузотера» подговаривали начать драку; «бузотер» включался в пляску, толкал плясуна, провоцируя драку; «бузотер» толкал плечом - это было начало драки; когда начиналась драка, «бузотер» больше не участвовал, отходил в сторону - показ - дрались кулаками, ремнями, камнями - дрались больше в летний период, на улице - «бузотёра» подговаривал на драку главный в партии – атаман - драки были деревня на деревню. - партия состояла примерно до 10 человек - в одной деревне были 1-2 атамана - драки между деревнями могли происходить без участия гармони, - когда плясали на кругу, драка всегда начиналась под гармонь
|
Репортаж |
|
6. |
О наигрышах, элементах наигрышей:
- «переборы» были у каждого игрока свои; «переборы» и «прихваты» были у всех разные - в игре использовали «основной перебор» и перехваты – не основные, побочные - показ - один «перебор» не использовали, обязательно украшали игру «прихватом» - показ игры под мужскую пляску (пляшет Соловьев) - «с придергом» мехом не играли - «под драку» играли быстро, резко, звонко - «по деревне» играли медленно, «растяжимо»
|
Репортаж с показом игры |
|
7. |
- фрагмент - комм.: в игре по деревне чаще использовали средние голоса
|
Наигрыш на гармони |
|
8 |
|
Наигрыш на гармони |
|
9. |
- голоса меняли под пляску «со средних на нижние, с нижних на верхние» - «голоса» меняли в зависимости от желания плясуна, гармонист угадывал желание плясуна по его пляске - показ наигрыша на верхних голосах - не все плясуны любят верхние голоса - плясуны заказывали гармонисту игру на определенных голосах - сам перед тем, как играть «на людях» долго «отшлифовывал свою игру», слушал, как играют другие гармонисты - начал играть, когда еще в школу ходил
|
Репортаж с показом игры |
|
10. |
Русского (как играл в самом начале)
|
Наигрыш на гармони
|
|
11. |
Русского (под другого гармониста)
- комм.: гармонисты передразнивали игру других гармонистов - повтор – фрагмент - комм.: всего один перебор - если не было хорошего гармониста, то плясали «под однотонную игру» - повтор – фрагмент
|
Наигрыш на гармони
|
|
12. |
- пьяные могли плясать под любую игру – хоть под печную заслонку
|
Наигрыш на заслонке
|
|
13. |
(на гармони играет Соловьев Л.Г., на ложках – Кузнецов В.Е.)
- комм.: были бубны, железные с шариком внутри
|
Наигрыш на гармони в ансамбле с ложками |
|
14. |
(пляшут и поют частушки: Кузнецов В.Е., Кузнецова З.И.; на гармони играет Соловьев Л.Г.)
- сначала комм.: «перепляс» - это когда плясали парень с девушкой
Выхожу плясать на пару Вызываешь ты меня Ты люби хорошу девушку Любить буду и я
Хорошо игрок играет Хорошо и слушать то, Задушевная подруга Игроки и сушат-то
Вологодские ребята Носят серы валенки… (Кузнецов)
Выхожу плясать на пару Вызываешь ты меня, Я тебя, хороший дроля, Не забуду никогда.
Люблю девок по утрам Оттого и маленький… (Кузнецов – продолжение частушки)
Хорошо играете Нигде не изменяете Какие вы хорошие. Скажите с кем гуляете.
Шел я ухарьской дорожкою, Улегся на бочок Подошла ко мне девчонка, Поиграем землячок.
Поиграй повеселяе Поиграй и поиграй. Я тебе понапеваю, Ты залётке передай.
Што ты ёжишся, корёжишся И щупать не даешь Будешь ёжиться, корежиться Не щупана уйдёшь.
За веселую тальяночку Спасибо миллион, Идите девушки, пляшитё Хорошо играет он.
- комм.: когда гармонист играет побыстрее – «Русского» лучше плясать; - парень с девушкой перепевались частушками «под задор»: один запевал частушку, а другой в ответ пел свою; парень вызывал девушку на пляску, потом следующую и т.д., так до десяти девушек
|
Пляска под гармонь с частушками
|
|
15. |
(пляшут и поют частушки: Кузнецов В.Е., Кузнецова З.И.; на гармони играет Соловьев Л.Г.)
Выхожу плясать на пару Вызываешь ты меня Ты люби хорошу девушку, Любить буду и я.
Задушевная подруга. Ты на милого не плюй, Ее хлебом не накормишь Все равно ей надо …
Поиграй повеселяе, Нажимай на голоски, Рубашка белая в полоску Доводила до тоски.
В красну Армию поехал Помахал платочиком Дожидайся, дорогая, Поздно вечерочиком.
Дожидаться буду дролю, Дожидаться буду я, Если дролечка приедет <не рзб>
В Красной Армии не дома Не у маменьки родной…
Проводила дролю в армию Второго накоплю. Проводила бы и третьего, Четвертого найду.
…Не согреет самовара, Не скричит: «Сынок домой»
|
Пляска под гармонь с частушками
|
|
Вологодская область, Сямженский район, Коробицинский с/с, д. Арганово 08.12.02. |
Зап. Кулев А.В. Чернышова Ю.А. Соловьев Л.Г. |
||
|
|
|
|
Исп.: Заварзин Сергей Александрович, 1932 г.р., род. – здешний
16. |
- фрагменты наигрыша
|
Наигрыш на балалайке |
17. |
- фрагмент наигрыша
|
|
18. |
|
Наигрыш на балалайке |
19. |
- комм.: раньше так играли пацанами
|
Наигрыш на балалайке |
20. |
- комм.: балалайки были покупные, сами не делали; - играли пацанами - лет 8-10 было; гармони были
|
Наигрыш на балалайке |
21. |
- кто пас последним тпас, оставлял барабанку на заборе - барабанку делали из мелкослойки - ёлки или сосны
|
репортаж |
22. |
- комм.: пастух проходил по деревне с барабанкой в 3 часа - будил, а через час, когда коров подоят, проходил снова – подавал сигнал «на выгон»
|
Наигрыш на барабанке |
23. |
|
Наигрыш на барабанке
|
24. |
Пастушеский сигнал на сбор стада на пастбище
- комм.: как успокаивает, когда приведет коров на пастбище
|
Наигрыш на барабанке |
25. |
Пастушеский сигнал на «успокоение» стада, когда стадо отдыхает |
Наигрыш на барабанке |
26. |
Пастушеский сигнал на сбор стада домой
- комм.: было 4 сигнала
|
Наигрыш на барабанке |
27. |
- сигналы: в три часа ночи поднимает, через час – на выгон
- пасли с подпасками; когда приводили
коров на пастбище, пастух обходил пастбище вокруг, перекрещивался на
четыре стороны, молился и шел домой; вечером пастух приходил на
пастбище и по сигналу барабанки созывал коров |
Репортаж |
28. |
Пастушеский сигнал на сбор стада
|
Наигрыш на барабанке |
29. |
Пастушеский сигнал на привод стада
|
Наигрыш на барабанке |
30. |
- пастух свою барабанку никому не давал; у мальчишек-подпасков были свои барабанки; пастух свою барабанку всегда носил с собой, нигде не оставлял - пастух жил один, - пастух знал приговоры от волков
|
Репортаж |
31. |
Пастушеский сигнал «опасность»
|
Наигрыш на барабанке |
32. |
Пастушеский сигнал на выгон стада
- комм.: когда идет по деревне - повторная запись - повторная запись
|
Наигрыш на барабанке |
33 |
Пастушеский сигнал «опасность»
- стаду нужно собираться – коровы понимали сигнал, собиралсь в одно место, коровы понимали стук барабанки - звери боялись стука барабанки, - пастух утром и вечером только выгонял и загонял стадо, а пасли подпаски - стучали
|
Наигрыш на барабанке |
34 |
Пастушеский сигнал на отпугивание волков
- повторная запись
|
Наигрыш на барабанке
|
35. |
|
Божница |
36. |
- в деревне больше знали друг друга по прозвищам; прозвища давались целой семье: «Земсковые», «Купалята», «Микулахины», «Карабачковы», «Фокинцевы»; фамилии были Заварзины, Беловы, Горшковы, по фамилиям не называли, а называли по прозвищам
|
Репортаж |
37. |
- мылись в печах, бань не было; могли поместиться в печи вдвоем - бабушка мыла детей в печи, парила, приговаривала: «Из ворот в ворота, во чистое поле, в трубу вылетай все нечисти», чтобы дети росли здоровыми - к бабушке ходили лечить болезни, она наговаривала на хлеб, на сахар – в трубу болезни выпускала - бабушка знала много целебных трав, лечила травами; ее звали Секлетинья; про нее говорили – «колдунья», а она только наговаривала – лечила - в «душник» для самоварной трубы наговаривала, чтобы «скорби выходили» - человек выздоравливал - знала много целебных трав, сушила, делала настойки - мать не переняла от нее, хоть и жили вместе
|
Репортаж |
Конец записи
Проверил А.В.Кулев
|
|
001 | 002 | 003 | 004 | 005 | 006 | 007 | 008 | 009 | 010 | 011 | 012 | 013 | 014 | 015 | 016 | 017 | 018 | 019 | 020 | 101 > |
021 | 022 | 023 | 024 | 025 | 026 | 027 | 028 | 029 | 030 | 031 | 032 | 033 | 034 | 035 | 036 | 037 | 038 | 039 | 040 | |
041 | 042 | 043 | 044 | 045 | 046 | 047 | 048 | 049 | 050 | 051 | 052 | 053 | 054 | 055 | 056 | 057 | 058 | 059 | 060 | |
061 | 062 | 063 | 064 | 065 | 066 | 067 | 068 | 069 | 070 | 071 | 072 | 073 | 074 | 075 | 076 | 077 | 078 | 079 | 080 | |
081 | 082 | 083 | 084 | 085 | 086 | 087 | 088 | 089 | 090 | 091 | 092 | 093 | 094 | 095 | 096 | 097 | 098 | 099 | 100 |