Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 2002-3 >>> Сямженский район 

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры

ВФ 019

 

<<< предыдущий

следующий >>>

001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 101 >
021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034 035 036 037 038 039 040
041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051 052 053 054 055 056 057 058 059 060
061 062 063 064 065 066 067 068 069 070 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080
081 082 083 084 085 086 087 088 089 090 091 092 093 094 095 096 097 098 099 100

 

 

 

Вологодская область,

Сямженский район,

Голузиниский с/с

д. Пирогово

08.12.02.

Зап. Кулев А.В.

Чернышова Ю.А

Соловьев Л.Г.

Исп.: Кузнецов Василий Евгеньевич, 1937 г.р., род. – д. Пирогово

Кузнецова Зоя Ивановна, 1940 г.р., род. – д. Ездунья Голузинского с/с (бывший Сидоровский с/с)

Курапова Алевтина Александровна, 1928 г.р., род. – д. Крутой Починок Коробициноского с/с

Исполнительница из Кичменгского Городка не определена

 

1.

Кружка с частушками:

 

Задушевная, запой,

Я любила голос твой,

На веселую гуляночку

Ходили мы с тобой.

 

Што подруга не поёшь,

Какая думоватая,

Да розлетелись обе дроли

Я не виноватая.

 

Задушевные подруги,

Нас топере троечка

Оттого ли не унять

<нрзбр>

 

Поиграй повеселяе

Ваши рученьки болят

<нрзбр>

И мы не худые

 

Хорошо игрок играет,

Хорошо и подпевать.

Я любила <нрзбр>

 

За веселую баяночку

Чего и говорить

Мы желаем гармонисту

Свою дролечку любить

 

- комм.: когда плясали «кружком» (по 5-10 человек), перед тем, как дробить «прикланивались»

 

Пляска с частушками под гармонь

2.

Как девушки прикланивались в пляске

 

- показ (Кузнецов В.Е.)

- повтор показа

(играет Соловьев Л.Г., пляшет и поет Кузнецов В.Е.):

 

Задушевная подруга,

Выходи на перепляс,

Если ты меня не выручишь

И я в последний раз.

 

- комм.: в конце пляски кланялись и благодарили гармониста, некоторые могли «махнуть подолом»; сарафаны «дольники» были до пола; в Кич-Городке носили кофты, широкие сарафаны и фартуки

 

Пляска с частушкой под гармонь

3.

Об элементах игры с показом:

 

- «прихват»

- основной перебор

- играют основной перебор, остальное – согласно пляске

- мехом меняют игру

- начало, прихват

- прихватов несколько

- кроме основного перебора был прихват, на прихват помогают мехом – согласно пляске

- на прихват переходят с основного перебора

- прихватов может быть много

- делает прихваты «согласно пляске» – на дробь, на крестики

- под дробь перебирают

- если длинная дробь – можно идти по всему гребню

- объяснение основного перебора, переборов, прихватов, прихватов аккордом (играет Л.Г.Соловьев)

- игра состоит из набора голосов

- плавно играли для старушек, под песни

- раньше ходили от деревни до деревни, играли на гармони в мороз – руки не мерзли, и гармонь не портилась

- мастера были хорошие, особенно кирилловские

- ремень гармошки надевали на плечо, когда играли стоя

 

Репортаж с показом игры

4.

По деревне

 

- фрагмент наигрыша

- комм.: говорили «по деревне с колотушкой», гармонист впереди, с обеих сторон парни, сзади девушки, впереди всех «ухарь» - плясальник

- «ухарь» - это отпетый человек, герой

 

Наигрыш на гармони

5.

О драках:

 

- «бузотёр» - парень, который затеивал драку; «бузотера» подговаривали начать драку; «бузотер» включался в пляску, толкал плясуна, провоцируя драку; «бузотер» толкал плечом - это было начало драки; когда начиналась драка, «бузотер» больше не участвовал, отходил в сторону - показ

- дрались кулаками, ремнями, камнями

- дрались больше в летний период, на улице

- «бузотёра» подговаривал на драку главный в партии – атаман

- драки были деревня на деревню.

- партия состояла примерно до 10 человек

- в одной деревне были 1-2 атамана

- драки между деревнями могли происходить без участия гармони,

- когда плясали на кругу, драка всегда начиналась под гармонь

 

Репортаж

6.

О наигрышах, элементах наигрышей:

 

- «переборы» были у каждого игрока свои; «переборы» и «прихваты» были у всех разные

- в игре использовали «основной перебор» и перехваты – не основные, побочные

- показ

- один «перебор» не использовали, обязательно украшали игру «прихватом»

- показ игры под мужскую пляску (пляшет Соловьев)

- «с придергом» мехом не играли

- «под драку» играли быстро, резко, звонко

- «по деревне» играли медленно, «растяжимо»

 

Репортаж с показом игры

7.

Русского (по деревне)

 

- фрагмент

- комм.: в игре по деревне чаще использовали средние голоса

 

Наигрыш на гармони

8

По деревне (по-другому)

 

 

Наигрыш на гармони

9.

О наигрышах:

 

- голоса меняли под пляску «со средних на нижние, с нижних на верхние»

- «голоса» меняли в зависимости от желания плясуна, гармонист угадывал желание плясуна по его пляске

- показ наигрыша на верхних голосах

- не все плясуны любят верхние голоса

- плясуны заказывали гармонисту игру на определенных голосах

- сам перед тем, как играть «на людях» долго «отшлифовывал свою игру», слушал, как играют другие гармонисты

- начал играть, когда еще в школу ходил

 

Репортаж с показом игры

10.

Русского (как играл в самом начале)

 

Наигрыш на гармони

 

11.

Русского (под другого гармониста)

 

- комм.: гармонисты передразнивали игру других гармонистов

- повтор – фрагмент

- комм.: всего один перебор

- если не было хорошего гармониста, то плясали «под однотонную игру»

- повтор – фрагмент

 

Наигрыш на гармони

 

12.

Под пляску

 

- пьяные могли плясать под любую игру – хоть под печную заслонку

 

Наигрыш на заслонке

 

13.

Под пляску

(на гармони играет Соловьев Л.Г., на ложках – Кузнецов В.Е.)

 

 - комм.: были бубны, железные с шариком внутри

 

Наигрыш на гармони в ансамбле с ложками

14.

На перепляс

(пляшут и поют частушки: Кузнецов В.Е., Кузнецова З.И.; на гармони играет Соловьев Л.Г.)

 

- сначала комм.: «перепляс» - это когда плясали парень с девушкой

 

Выхожу плясать на пару

Вызываешь ты меня

Ты люби хорошу девушку

Любить буду и я

 

Хорошо игрок играет

Хорошо и слушать то,

Задушевная подруга

Игроки и сушат-то

 

Вологодские ребята

Носят серы валенки… (Кузнецов)

 

Выхожу плясать на пару

Вызываешь ты меня,

Я тебя, хороший дроля,

Не забуду никогда.

 

Люблю девок по утрам

Оттого и маленький… (Кузнецов – продолжение частушки)

 

Хорошо играете

Нигде не изменяете

Какие вы хорошие.

Скажите с кем гуляете.

 

Шел я ухарьской дорожкою,

Улегся на бочок

Подошла ко мне девчонка,

Поиграем землячок.

 

Поиграй повеселяе

Поиграй и поиграй.

Я тебе понапеваю,

Ты залётке передай.

 

Што ты ёжишся, корёжишся

И щупать не даешь

Будешь ёжиться, корежиться

Не щупана уйдёшь.

 

За веселую тальяночку

Спасибо миллион,

Идите девушки, пляшитё

Хорошо играет он.

 

- комм.: когда гармонист играет побыстрее – «Русского» лучше плясать;

- парень с девушкой перепевались частушками «под задор»: один запевал частушку, а другой в ответ пел свою; парень вызывал девушку на пляску, потом следующую и т.д., так до десяти девушек

 

Пляска под гармонь с частушками

 

15.

На перепляс

(пляшут и поют частушки: Кузнецов В.Е., Кузнецова З.И.; на гармони играет Соловьев Л.Г.)

 

Выхожу плясать на пару

Вызываешь ты меня

Ты люби хорошу девушку,

Любить буду и я.

 

Задушевная подруга.

Ты на милого не плюй,

Ее хлебом не накормишь

Все равно ей надо …

 

Поиграй повеселяе,

Нажимай на голоски,

Рубашка белая в полоску

Доводила до тоски.

 

В красну Армию поехал

Помахал платочиком

Дожидайся, дорогая,

Поздно вечерочиком.

 

Дожидаться буду дролю,

Дожидаться буду я,

Если дролечка приедет

<не рзб>

 

В Красной Армии не дома

Не у маменьки родной…

 

Проводила дролю в армию

Второго накоплю.

Проводила бы и третьего,

Четвертого найду.

 

…Не согреет самовара,

Не скричит: «Сынок домой»

 

 

Пляска под гармонь с частушками

 

Вологодская область,

Сямженский район,

Коробицинский с/с,

д. Арганово

08.12.02.

Зап. Кулев А.В.

Чернышова Ю.А.

Соловьев Л.Г.

 

 

 

 

Исп.: Заварзин Сергей Александрович, 1932 г.р., род. – здешний

 

16.

Под пляску (на 5, 7 ладах)

 

- фрагменты наигрыша

 

Наигрыш на балалайке

17.

Под песни (на 5, 7 ладах)

 

- фрагмент наигрыша

 

 

18.

Под пляску (на 2, 5 ладах)

 

Наигрыш на балалайке

19.

Под пляску (на 2 ладу)

 

- комм.: раньше так играли пацанами

 

Наигрыш на балалайке

20.

Под пляску ( на 2 ладу)

 

- комм.: балалайки были покупные, сами не делали;

- играли пацанами - лет 8-10 было; гармони были

 

Наигрыш на балалайке

21.

О пастушеской барабанке:

 

- кто пас последним тпас, оставлял барабанку на заборе

- барабанку делали из мелкослойки - ёлки или сосны

 

репортаж

22.

Пастушеский сигнал на побудку

 

- комм.: пастух проходил по деревне с барабанкой в 3 часа - будил, а через час, когда коров подоят, проходил снова – подавал сигнал «на выгон»

 

Наигрыш на барабанке

23.

Пастушеский сигнал на выгон

 

Наигрыш на барабанке

 

24.

Пастушеский сигнал на сбор стада на пастбище

 

- комм.:  как успокаивает, когда приведет коров на пастбище

 

Наигрыш на барабанке

25.

Пастушеский сигнал на «успокоение» стада, когда стадо отдыхает

Наигрыш на барабанке

26.

Пастушеский сигнал на сбор стада домой

 

- комм.: было 4 сигнала

 

Наигрыш на барабанке

27.

О пастушеских обрядах:

 

- сигналы: в три часа ночи поднимает, через час – на выгон

- пасли с подпасками; когда приводили коров на пастбище, пастух обходил пастбище вокруг, перекрещивался на четыре стороны, молился и шел домой; вечером пастух приходил на пастбище и по сигналу барабанки созывал коров

Репортаж

28.

Пастушеский сигнал на сбор стада

 

Наигрыш на барабанке

29.

Пастушеский сигнал на привод стада

 

Наигрыш на барабанке

30.

О пастушестве:

 

- пастух свою барабанку никому не давал; у мальчишек-подпасков были свои барабанки; пастух свою барабанку всегда носил с собой, нигде не оставлял

- пастух жил один,

- пастух знал приговоры от волков

 

Репортаж

31.

Пастушеский сигнал «опасность»

 

Наигрыш на барабанке

32.

Пастушеский сигнал на выгон стада

 

- комм.: когда идет по деревне

- повторная запись

- повторная запись

 

Наигрыш на барабанке

33

Пастушеский сигнал «опасность»

 

- стаду нужно собираться – коровы понимали сигнал, собиралсь в одно место, коровы понимали стук барабанки

- звери боялись стука барабанки,

- пастух утром и вечером только выгонял и загонял стадо, а пасли подпаски - стучали

 

Наигрыш на барабанке

34

Пастушеский сигнал на отпугивание волков

 

- повторная запись

 

Наигрыш на барабанке

 

35.

Божница в деревянной раме

 

Божница

36.

О прозвищах в деревне:

 

- в деревне больше знали друг друга по прозвищам; прозвища давались целой семье: «Земсковые», «Купалята», «Микулахины», «Карабачковы», «Фокинцевы»; фамилии были Заварзины, Беловы, Горшковы, по фамилиям не называли, а называли по прозвищам

 

Репортаж

37.

О народной медицине:

 

- мылись в печах, бань не было; могли поместиться в печи вдвоем

- бабушка мыла детей в печи, парила, приговаривала: «Из ворот в ворота, во чистое поле, в трубу вылетай все нечисти», чтобы дети росли здоровыми

- к бабушке ходили лечить болезни, она наговаривала на хлеб, на сахар – в трубу болезни выпускала

- бабушка знала много целебных трав, лечила травами; ее звали Секлетинья; про нее говорили – «колдунья», а она только наговаривала – лечила

- в «душник» для самоварной трубы наговаривала, чтобы «скорби выходили» - человек выздоравливал

- знала много целебных трав, сушила, делала настойки

- мать не переняла от нее, хоть и жили вместе

 

Репортаж

 

Конец записи

Проверил А.В.Кулев

 

 

<<< предыдущий

следующий >>>

001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 101 >
021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034 035 036 037 038 039 040
041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051 052 053 054 055 056 057 058 059 060
061 062 063 064 065 066 067 068 069 070 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080
081 082 083 084 085 086 087 088 089 090 091 092 093 094 095 096 097 098 099 100