Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
Экспедиция Областного научно-методического центра культуры |
|
||||
|
|
001 | 002 | 003 | 004 | 005 | 006 | 007 | 008 | 009 | 010 | 011 | 012 | 013 | 014 | 015 | 016 | 017 | 018 | 019 | 020 | 101 > |
021 | 022 | 023 | 024 | 025 | 026 | 027 | 028 | 029 | 030 | 031 | 032 | 033 | 034 | 035 | 036 | 037 | 038 | 039 | 040 | |
041 | 042 | 043 | 044 | 045 | 046 | 047 | 048 | 049 | 050 | 051 | 052 | 053 | 054 | 055 | 056 | 057 | 058 | 059 | 060 | |
061 | 062 | 063 | 064 | 065 | 066 | 067 | 068 | 069 | 070 | 071 | 072 | 073 | 074 | 075 | 076 | 077 | 078 | 079 | 080 | |
081 | 082 | 083 | 084 | 085 | 086 | 087 | 088 | 089 | 090 | 091 | 092 | 093 | 094 | 095 | 096 | 097 | 098 | 099 | 100 |
Вологодская область, Сямженский район, Ногинский с/с, д. Пигилинка 05.12.02. |
Зап. Кулёв А.В. Кузьмина Т.А. Станкевич Е.В. Глушкова Т.С.
|
Исп.: Кукина Нина Александровна, 1932 г.р., здешняя
Хлебосолова Фаина Николаевна, 1929 г.р., здешняя
Хлебосолова Зоя Михайловна, 1931 г.р., род.- д. Давыдовская
Хлебосолова Маиза Ивановна, 1932 г.р., здешняя
1.
|
Явиласё мята, да Розан, мой розан, Виноград зелёной напев
Явиласё мята, да Мята не сожата Розан, мой розан, Виноград зелёной напев
|
Свадебная песня |
|
Вологодская область, Сямженский район, Голузинский с/с, д. Пирогово. 08.12.2002 г. |
Зап Розова Л.Е. Кулев А.В. |
||
|
|
|
|
Исп.: Митрушина Мария Игнатьевна, 1922 г.р., род. – здешняя
2. |
|
Пейзаж |
|
3. |
Черт кабала,Отдай моего живота На тебе бороду И доброго здоровья
- внач.комм.: надо, чтобы кабалу унесло ветром - показ: чертит углем на берестине комм.: говоришь – чего потеряется, чертили, а не по настоящему писали, только говорили - бересту бросали «по ветру» левой рукой через плечо (показ) - оглядываться не надо, когда кинешь - сама пишет, а кидает тот человек, у которого что-то потерялось. - изготовление «бороды» - вата, намотанная на палочку - комм.: берестинку бросают, а «бороду» в елку втыкают - «бороду» делали - наматывали куделю - бересту бросали левой рукой «наотмашь»; - такую «кабалу» мог написать любой человек, потерявший что-либо или заблудившийся в лесу
|
Написание кабалы |
|
4. |
О представлениях и верованиях:
- как баран потерялся – фрагмент
. |
Быличка |
|
Вологодская область, Сямженский район, Голузинский с/с, д. Пирогово. 08.12.2002 г. |
Зап: Розова Л.Е. Кулев А.В. Зеленина О.Н. Сысоева К.В. |
||
|
|
|
|
Исп.: Кузнецов Василий Евгеньевич, 1937 г.р., род. – здешний
Кузнецова Зоя Ивановна, 1940 г.р., род.-д. Ездунья Голузинского с/с (бывший Сидоровский с/с)
5. |
Гармониста я любила, Гармониста тешила, Гармонисту на плечо Сама гармошку вешала.
Поиграй повеселяе, Да и Коля дорогой, До чего плясать охота, Так и топаю ногой.
Поиграй повеселяе <нрзбр>
Хорошо игрок играет, Хорошо, дак и хорош, Я хвалю, а сами видите На розу не похож.
Поиграй повеселяе, Поиграй и поиграй, Я тебе понапеваю, Ты залётке передай.
Раньше весело гуляли Все и закатилосё Вот тепере удивляюсь Всё и <нрзбр>
Хорошо в баяночку Играёт ягодиночка Хорошо <нрзбр> Играет дроля за рекой.
За веселую баяночку Спасибо <нрзбр>
- комм.: пляска называлась «Русского», плясали по одному
|
Пляска под гармонь с частушками |
|
6. |
Самого «отпетого», Люблю дролю хулигана Хорошо одетого.
- текст - комм. перед текстом: была «Русского отпетого» - плясал парень «самый ухарский» (смелый, боевой – «ухарь»)
|
Частушка |
|
7. |
<нрзбр>
<нрзбр>
Поиграй повеселяе Да и Коля дорогой, До чего плясать охота, Так и топаю ногой.
С ягодиночкой гуляли Вечера томилисё Навязались злые люди С дролей розлучилисё.
С ягодиночкой гуляли Боле полугодика <нрзбр>
<нрзбр>
<нрзбр>
<нрзбр>
- комм.: игра называется «Русского»; «Русского» играли быстро, «под дроби», а когда плясали «кружком» по 4-5 человек, то игра помедленнее;
|
Наигрыш на гармони с частушками |
|
8. |
-гармонист подстраивался под каждого исполнителя «в один такт» - должен знать, кому какая игра; если не подстроиться – путаешься, а когда подстроишься – гармошка «сама ходит» - если человек не может подплясаться, гармонисту очень тяжело играть - задиристому парню просто быстро играли – специальной игры не было
|
репортаж |
|
9. |
Наигрыш на гармони
|
||
10. |
Старушкам под пляску «на розлив»:
Поиграй повеселяе Да и после поиграй На сердечке забываешь < … >
Я по этой по баяночке, По этой, по игре Все бы пела, веселилась Не наскучило бы мне.
Задушевная подруга, Заиграла стороной, Почему не заиграла < … > - комм.: сначала играли на нижних голосах, потом переходили на верхние голоса
|
Наигрыш на гармони с частушками |
|
11. |
Старушкам под пляску «на разлив»
Поиграй повеселяе, Нажимай на голоски, Рубашка белая в полоску Доводила до тоски.
Поиграй повеселяе, Голосов не береги, Наши годы молодые, Все гулянки впереди.
Голубые, да и алые Цветочки у реки. Подруга самая веселая Ребята игроки.
Задушевная подруга Гармониста завлекай По тальянке, по веселой < нрзбр.>
Поиграй-ко ягодиночка, Как раньше-то играл Неужели < нрзбр>
|
Наигрыш на гармони |
|
12. |
- показ перебора «на три костылька» - по всему гребню - переходы подбирали под согласно пляске: «в присядку», «крестиком» и др. - начало у всех разное - показ вступления к наигрышу - показ перебора «на 4 костылька» - левую руку подбираешь на слух
|
Репортаж с показом игры на гармони |
|
13. |
- фрагмент
|
Наигрыш на гармони |
|
14. |
- с показом «переборов», «переходов», «аккордов»
|
Репортаж с показом игры на гармони |
|
15. |
Задушевная запой, А я тебе отпела бы, Да я тебе об этом дроле Думать не велела бы.
Што-то голосу не стало У молодой девушки. Это все из-за любови, Все из-за изменушки.
Што подруга не поешь, Какая думоватая, У тебя милой далеко Я не виноватая.
Задушевная подруга Заиграло стороной А почему моё ретивоё Забилося со мной.
Будёт, будёт поплясали, Остановимся пока, Ручки белыё устали Пожалеем игрока
- комм.: в конце пляски могли гармонисту поклониться - во время пляски кланяются (показ)
|
Пляска под гармонь |
|
16. |
|
Наигрыш на гармони |
|
17. |
- комм.: играют, когда начало, или когда «ухарь» выходил плясать - просил играть под драку, «чтобы все боялись»
|
Наигрыш на гармони |
|
18. |
- фрагмент - комм.: «ухарь» плясал «вразнос», снимал с себя ремень, пел частушки с матюгами; - особенно боялись моряков
|
Наигрыш на гармони |
|
19. |
: - драки завязывались в пляске: «ухарь» выходил плясать и начинал расталкивать участников пляски - начиналась драка; - иногда драки начинались из-за гармониста, возникал спор – кому будет играть гармонист; - в драке могло попасть и гармонисту; - в основном драки начинались в кругу во время пляски
|
Репортаж |
|
20. |
|
Пейзаж |
|
Вологодская область, Сямженский район, Голузинский с/с, д. Пирогово. 08.12.2002 г. |
Зап Кулев А.В. Сысоева К.В. Соловьев Л.Г. |
||
|
|
|
|
Исп.: Кузнецов Василий Евгеньевич, 1937 г.р., род. – здешний
Кузнецова Зоя Ивановна, 1940 г.р., род.-д. Ездунья Голузинского с/с (бывший Сидоровский с/с)
Курапова Алевтина Александровна, 1928 г.р., род. – д. Крутой Починок Коробициноского с/с
21. |
Об обучении игре на гармони и гармонях:
- в семье играли братья; играть на гармони учились сами, на слух - присматривались к другим гармонистам; - начинал играть в 12 лет, сначала играл на тальянке; но на ней играл мало - игра на тальянке была другая
|
Репортаж |
22. |
|
Наигрыш на гармони |
23. |
- раньше было принято играть на гармошке; желание играть было у многих, но научиться мог не каждый, умение играть давалось «от природы» - гармонисты были в почете, «нарасхват»; хороших гармонистов было мало; из-за гармонистов часто случались драки - гармонист бы в почете, у него был большой авторитет, сейчас играть на гармони не принято, даже стыдно - в округе всех хороших гармонистов знали, приглашали на вечера, свадьбы, дни рождения, юбилеи - у девушек гармонисты пользовались большей популярностью, чем другие парни - игра на гармони влияет на поднятие морального духа, на здоровье, на продолжительность жизни – «чем веселяе, тем больше улыбаешься, тем дольше живешь», гармонь «дает продление ко всему»
|
Репортаж |
24. |
- начинал играть с одного перебора, сначала не очень хорошо получалось, затем игра качественно улучшалась - показ перебора, с которого начинал обучение игре на гармошке - голоса у гармони подразделялись на нижние, средние и высшие; - гармонисту перед пляской заказывали игру на определенных голосах - показ игры на разных голосах - игру на разных голосах называли «пройти по всему гребню» - это для наиболее боевых; - перебор – на одном месте, на четырех «костыльках» - показ одного перебора «на четыре костылька» - если играть один перебор получается некрасиво; переборы подбирали согласно пляске - показ перебора под дробь - показ перебора под крестики
|
Репортаж с показом игры на гармони |
25. |
Мужская пляска с «крестиками», «дробями» (пляшет Кузнецов В.Е., играет на гармони Соловьев Л.Г.)
|
Мужская пляска под гармонь |
26. |
- дробили по разному, некоторые дробили и с одной ноги - в туфельках можно сдробить
|
Репортаж |
27. |
Под пляску (разными переборами) - фрагмент
|
Наигрыш на гармони |
28 |
- с показом переходов - переходить можно – «прыгать», а можно плавно
|
Наигрыш на гармони с комментариями |
29. |
- гармонист и плясун подстраивались друг под друга; мужчину называли «плясальником», женщину «плясуньей» - наигрыш начинался с вступления - показ вступления к игре - вступление в другом темпе, чем наигрыш – потом смотришь по плясуну, как играть - показ вступления и перехода его в игру «под крестики»
|
Репортаж с показом игры на гармони |
30. |
|
Наигрыш на гармони |
31. |
- чтобы разная игра получилась – помогают мехом - показ приемов мехом - «рывочком» играли - показ приема игры «рывочком» - «на весь мех» не играли - это «гармошку рвать», плохой тон - показ игры - кнопки на левой клавиатуре называли «басы», а на правой клавиатуре – «голоса», «пуговки», «костыльки» - гармошки были «25 на 25», «шестерик» - «шестерик» - буквой «Г» - показ как переходит с шестерика на шестерик - показ как в переходе всего на двух левых кнопках играли |
Репортаж с показом игры на гармони |
Конец записи
|
|
001 | 002 | 003 | 004 | 005 | 006 | 007 | 008 | 009 | 010 | 011 | 012 | 013 | 014 | 015 | 016 | 017 | 018 | 019 | 020 | 101 > |
021 | 022 | 023 | 024 | 025 | 026 | 027 | 028 | 029 | 030 | 031 | 032 | 033 | 034 | 035 | 036 | 037 | 038 | 039 | 040 | |
041 | 042 | 043 | 044 | 045 | 046 | 047 | 048 | 049 | 050 | 051 | 052 | 053 | 054 | 055 | 056 | 057 | 058 | 059 | 060 | |
061 | 062 | 063 | 064 | 065 | 066 | 067 | 068 | 069 | 070 | 071 | 072 | 073 | 074 | 075 | 076 | 077 | 078 | 079 | 080 | |
081 | 082 | 083 | 084 | 085 | 086 | 087 | 088 | 089 | 090 | 091 | 092 | 093 | 094 | 095 | 096 | 097 | 098 | 099 | 100 |