Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 40 >>> Нюксенский, Тарногский районы

 

АФ 458

 

<<< предыдущий

следующий >>>

399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 > 499
419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438
439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458
459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478
479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498


 

Вологодская обл.,
Тарногский р-н,
Маркушевское с/п
д.Заречье. 15.06.09

Зап. Кулев А. В.
Коншин О.Н. (Пожарищенский ЭКЦ)
Лебедева О.А. (Маркушевский ДК)

Исп.: Федорова Инна Александровна, 1931 г.р., зд.

 

Trek 049-01

1.

Адресные данные

 

Trek 050-01

2.

О ярмарке в Прокопьев день

- в 1928 году ярманки закончилась
- сама ходила в детстве на ярманку: на 5 коп. купила орешков и булавку
- ходили в длинных сарафанах с прошвами, вышитых исподках
- на свадьбу невесту наряжали  - головодец одевали с бисеринками
- на ярманку приходили с Уфтюги, Нюксеницы, Брусенца, Шебеньги, со Спаса, с Раменья
- когда шли на ярманку, в платок завязывали нарядку, обувь с собой несли, приходили накануне, ночевали, а утром наряжались
- одевались во все портняное
- для ярманки были сделаны ряды, каждый знал свое место, когда уезжали, закрывали оконце, навешивали замок
- на Пасху девкам надо было скакать, искали доски, могли взять из ярмарочных рядов
- ряды для ярманки, как амбарчики – под одну крышу закрыты; строили местные жители, ряды стояли кругом церкви километра на два по сторонам улицы в два ряда
- торговали и приезжие из Тотьмы, отовсюду, и свои – Семен Васильевич торговал серпам, косам, видам, селедкой, калачикам, конфетами
- продавали ситец, чулки, ботинки, голоши; галоши богатые покупали
- привозили треску в бочках-сухотарках
- с ярманки ходили на кладбище
- ярманка начиналась рано: местные жители обрядятся, сходят в церковь, пообедают, потом, с 10 часов идут на ярманку
- гости на праздник собирались с вечера; у самой мама была с Шебеньги, оттуда родственники приезжали или приходили рано утром, когда солнце только всходило
- к соседскому мужику приезжали гости из Березовой Слободки
- перед праздником каждый хозяин у своего дома выкашивал траву, из сена делали зароды - те, кому некуда в дом было идти, сидели на зародах
- подростки лет по 10-12 в жару купались
- в это время (до Заговенья) еще не косили, а возили навоз под «зимовое»
 

Репортаж

3.

Об уходе за скотиной, о хозяйственных работах

- сейчас скотина стоит на полу, а раньше стояла на навозе с постеленной соломой,
- скотину кормили из колоды, потом колоду чистили и оттуда же поили; когда коровы напьются, их отвязывали, они по соломе бегали, утаптывали, потом ложились,
- во дворе за коровами жили овцы, телята
- в колхозы все отобрали, оставили одну корову
- зерно веяли лопатой: женщина сметает метелкой, а мужик кидает лопатой – веет.
 

Репортаж

4.

О календарных праздниках и обрядах: 

- качули ставили в Троицу и Заговенье
- в Троицу ходили на Шебеньгу, в Заговенье – в Логдужку, в Логдужке круговые качули ставили
- за качание на круговых качелях расплачивались яичками; у мужиков рядом с качулей висел пестерь, туда плату клали
- мужики сами делали качели, сами за ними ухаживали, когда праздник закончится, качалки снимали; в Заговенье рано утром снова ставили
- на маховых качулях ребята качали девок без платы, после праздника веревки тоже снимали
- качались от Троицы до Заговенья по своим деревням, вечерами молодежь ходила по другим деревням качаться
- после Заговенья веревки снимали, когда прошло Заговенье, больше уже не качались, веревки снимали; веревки давал колхоз, после праздника их убирали в склад, на следующий год снова давали
- на круговой качели качались определенное количество кругов – в одну сторону и в другую
- в Прокопьев день пели песни, везде играли на гармонях, девушки ходили нарядные – с утра в гарусниках, в кашемировиках, когда становилось днем жарко, перенаряжались – одевали нарукавнички; вечером всю «скруту» снимали, наряжались похуже, в сарафаны из ситчику, и расходились
- из своей ржи варили пиво, пировали; пекли пироги, рыбники, делали жаркое из картошки со свининой
- если гостей   много, приставляли еще столы; если муж с женой пришли в гости, садились рядом; считается, что дольная лавка – мужская; в застолье хозяйке некогда сидеть, она все подносила; хозяин наливал пиво из братыни в стаканы, стаканы стояли на подносе;
- когда выпьют, поедят, посидят, долгие песни пели; отец и брат пели «Когда б имел златые горы»
- сейчас в праздник могут и баню затопить, раньше мылись до праздника
- перед Троицей мылись в бане
- в Великоденный Четверг в избах мыли, стелили ржаную солому, всю Святую неделю ходили по соломе, потом эту солому собирали в бурак, остатки сметали березовым веником,
- раньше пол мыли лаптем с дресвой
 

Репортаж

5.

О работе:

- сама с работы приходила, корову и теленка поила и кормила, потом на огороде работала, ложилась около часу, со светом вставала, в огороде работала, корову поила и выгоняла самая первая
- с 14 годов работала в делянке, на сплаву по Уфтюге ходила, потом на войну пошла
- с 25 июня начинали косить – раньше надо начинать,
- на конюшне 40 лошадей было
- весь июль косили, в августе – жали, в сентябре – на делянку отправляли
- весной детей посылали боронить; сама боронила, в возрасте, когда еще не могла сама лошадь запрячь; боронили сначала поперек – «из кобылки в кобылки», старик проверял, если плохо, велел переборанивать
- в колхозах бороны были железные, а в единоличке - больше деревянные
- постарше стала, стала пахать
- навину вырубали, на ней сеяли лен; лен на вешала весили, потом на овине сушили, околачивали «пуглину», молотили, веяли, засыпали на семена, остатки – на масло; у всех были свои станочки: ступы с пестами; сначала семя толкут, а потом масло гонят
- льняное масло лили в картошку, в «ловденцы» (грибы)
- гнали масло: толченое семя закладывали, клинышком подбивали; масло могли заготовить впрок, хранили в яме
- в погребе в яму весной накидывали снегу, на лето туда складывали мясо
- раньше телят кормили хорошим сеном да пойлом, силос давали только коровам, давали хвойной муки
- скотину кормили соломой, сеном
- коров кормили овсяной соломой, добавляли молотые овес и рожь
- излишки зерна продавали, покупали чего-нибудь для хозяйства
- кто «опустя руки» работал – назывались «бедняки», они колхозы организовывали
- когда колхоз организовывался, из хозяйства исп. все отобрали

 

репортаж

6.

О родничке: 

- родничок течет из горы, раньше на нем была сделана колода, набирали воду для больных, лечили этой водой детей,
- делали туесочки, с ними ходили по водичку, вешали там с детей платочки, рубашки, платьица, вешали на кустики; никто не брал, считалось грешно оттуда брать
- и взрослые из родника воду брали, когда на полях работали
- нынче этот родник признали святым, а раньше туда не водили попа, службу там не служили
 

Репортаж

7.

О календарных обрядах: 

- поп в какой-то праздник опрыскивал поля: приходили к часовне на краю деревни, служили службу, потом водили попа на чью-нибудь полосу, на другой год -  на другую полосу; он идет, брызгает кисточкой
- часовня была на конце деревни – как избушка, закрыта со всех 4 сторон, на верху крест стоял, служили в Спасов день (?), только один раз в год служили в часовне.
- на полосах у каждого хозяина роднички были, их вычищали
 

репортаж

8.

О святом родничке, заветных деревьях: 

- святой родничок из горы вытекал, воду брали и для детей, и для взрослых
- на логу два колодчика были – из горы текли, отец их вычищал, здесь в деревне был колодец
- пашни огородом огораживали, кустики вырубали, чтобы огород не гнил
- у Задней была сосна,
- около Захарики большая елка стояла, хозяин посадили, она выросла
- сама березу посадила в день Победы, уже 64 года стоит, вторую березу дочь посадила
- сама посаженные деревья срубает, на дрова испиливает
- некоторые елки садят – «кому чево любо»
 

репортаж

9.

О календарных обрядах, работах: 

- перед Троицей носили и ставили к окошкам березки – в праздник (?) окошки отворяли
- за березками ходили дети, молодежь; когда начнет подсыхать, сжигали в печке, из прутьев делали веник
- раньше к Троице всю улицу выметали, раньше скотина траву выедала, на улице не разрешали ничего ставить – дровеники, бани; бани ставили по-за деревней у реки
- вербами с Вербного воскресенья прогоняли скотину на пастбище; вербы давали в церкви, ставили к иконе
- скотину первый раз выпускали без обряда – «Поди с Богом»
- назем вывозили до Заговенья дети, женщины наметывали навоз, городили огород – все поля и пашни загораживали
 - за полями находились «запольки»
- на своих полосах хозяин знал, когда что делать; сеял отец сам, не женщины; женщины боронили
- сеяли сразу, как вспашут; сначала сеяли овсы, пшеницу; ячмень и горох сеяли позднее; когда горох вырастет, подросткам не разрешали ходить на чужие полосы, разрешали есть только со своей; когда горох созреет, его выкашивают, сушат, молотят
- молотили 4, 6 человек, 2 человека не могут измолотить
- лен дергали женщины, мужики вешала делали, чтобы лен сушить
- жали женщины
- мужики все время работали, отец зимой деревянные ведерки делал; каждый хозяин сам себе делал, могли по заказу и продать
 

репортаж

10.

О крестьянском быте, хозяйственных работах: 

- в банях мылись из деревянных шаек, воду грели камнями в деревянных ушатах; здесь в печах не мылись, у каждой семьи своя баня, у кого не было бани, им давали топить; хозяева в субботу топили, а другие – на неделе; раньше пока работу не сделают, баню не топили
- спали на соломенных матрасах, укрывались  одеялами, сотканными из «изгрибей» (отрепьев) - старушка их пряла на «вьюшку», также пряли веревки на вожжи, на перевязки
- костицу ото льна скотине подстилали, пересыпали ею картошку; когда картошку выберут, костицу сжигали у реки
- молодежь раньше костры не разводила
- сало от поросят нарезали на кусочки, солили и складывали в корзину из дранки и такой кусочек брали с собой на работу
- кулаком  считали тех, кто брал работников, а он работников одевал, обувал, после работы рассчитывал, одевался в домотканый балахон, спал мало
 

репортаж

11.

О традиционной одежде: 

- праздничные передники у всех были – разноцветные из хорошего материала, с прошвой; старшие сестры шили из остатков ткани, из полосок, шили из красного кумача
- на вечерину ходили в фартуках из ситца;
- от отца был фартук из портна с грудиной, отец лапти плел – все семейство обувал, лапти деревянными гвоздиками подколачивал, чтобы крепче были
- для женщины будничный фартук не обязателен; фартуки больше только о праздниках носили
- на праздник – хороший фартук, для обряжения – портяной, из двух сшитых полосок
- фартук делали без оборки, сарафаны – с оборками, пояс завязывается спереди сбоку на левый бок
- пояса у всех разные были, у девушек – покромки, у ребят – с кистями, кисточки девушки привязывали; сухонские и раменские носили покромки, полосатые сарафаны
- пояса сами плели – сновали на стене
- в святки ходили наряженками

репортаж

Trek 051-01

12.

О сборе ягод:  

- раньше ягоды «гребалками» не собирали, собирали руками; сейчас ягодники нарушают
-  голубица росла на заброшенных пашнях
- скотина не стала ходить, в лесу не стало ничего расти
 

репортаж

13.

О скотоводческих обрядах: 

- коровы сами ходили, вечером сами домой приходили
- до колхоза был приезжий пастух, жил по очереди; колотил по доске – барабану – палками; ему платили; потом челядешка и старики за коровами ходили; хозяйки кричали своих коров; коров звали по имени; на коров колокола навязывали
 

репортаж

14.

Жданка, Жданка, иди сюда, иди домой.

- комм.: звали коров
 

Прикликание коров

15.

О работе в колхозе:

- всем телятам, за которыми ухаживала, давала имена: Арбуз, Фикус
- телят поила не из реки, а сеном с горячей водой, они давали привес в 2 раза больше, чем у других; дали премию – пододеяльник
- за сенокос дали премию – шелковую комбинацию
- трубы сама чистила, из старого теса сама забор поставила
- в колхозе давали по стакану муки; дети собирали клевер, у них бригадир отбирал, вываливал; шишечки от клевера сушили, толкли и пекли; зеленый лук заливали кипятком и ели; с колхозных полей ничего не брали, охраняли
- женщина накормила детей кашей из травленого зерна, они умерли; женщина также умерла
- все продукты надо было сдать по 30 яиц, по 300 литров молока
- белья раньше бучили, потом катали
- на сплаву заторы мужики разбирали
 

Репортаж

16.

О календарных обрядах:

- когда вечеровали, пожилые женщины водили «Улицу», в Лондужке в Заговенье пожилые женщины пели «Улицу», «Во лузях»
 

Репортаж

17.

Об одежде:

- сама носила юбки с лямочками, после войны у самой была только военная форма 

репортаж

 

Вологодская обл.,
Тарногский р-н,
Маркушевское с/п
д. Заречье. 15.06.09 

Зап. Кулев А. В.
Коншин О.Н. (Пожарищенский ЭКЦ)
Лебедева О.А. (Маркушевский ДК)

 Исп.: Ожигина Лидия Михайловна, 1922 г.р.,
род. – д. Пожарище Уфтюгского с/с Нюксенского р-на

trek 052-01

18.

О ткачестве: 

- недавно помогала молодым основать кросна и ткать 

Репортаж

Trek 052-02

19.

О календарных праздниках:  

- качули ставили в Пожарище у самого крайнего дома, в Кокшенской
- в Уфтюге не было «круглые» качули, только маховки
- сама не помнит, как ходили рядами
- в праздники по деревням ходили
- на Пожарище праздновали Покров – варили пива
 

Репортаж

20.

О раскулачивании: 

- когда пошли в колхоз, сдали 8 коров, 4 лошади, жеребенка, железные бороны, веялку
- о крепких хозяйствах в Пожарище
- у самой три брата не делились, жили вместе
- о раскулачивании своей семьи
- о родственных связях
 

Репортаж

21.

О культпросвет работе: 

- в 1946 году ставили для показа свадьбу, сама была за жениха, ездили со свадьбой – показывали
- в войну дежурили, записывали сведения, потом через агитбригады распространяли
 

Репортаж

22.

О деревнях, хозяйственных работах: 

- землю разрабатывали: вручную лес корчевали - навины делали: лес вырубали, выжигали, корчевали, сеяли лен, пшеницу
 

Репортаж

23.

О деревнях: 

- об основании деревень Лычная, Сухие  

репортаж

Trek 052-03

24.

О деревнях, хозяйственных работах: 

- о деревне Сосновая
- как в колхозе работали
- от Заболотья по Лондужке были деревни Труфаниха, Сорокино, Пар, Криуля, Терямково, Черепаниха, Кузнецовская, Толчея 

Репортаж

Trek 052-04

25.

О деревнях: 

- от своих деревень до Павловской (другой куст) было 9 км 

Репортаж

Trek 052-05

26.

О деревнях, хозяйственных работах: 

- В Чернякове – 1 дом остался, в Черепанихе – 3 жителя, в Криуле – 4 семьи, Милова Гора – 4 человека, на Пару и на Труфанихе жителей нет
 

Репортаж

27.

О работе в колхозе: 

- на сенокос за 7 км бегали пешком
- косили в 40 кос, не успевали обмерять
- загребать ходили бригадой по 120 человек, одновременно по 4-5 зародов метали
- как сама бригадиром была – раздавала и принимала работу, всей Лонужкой одна управляла 

репортаж

Trek 052-06

28.

О хозяйственных работах: 

- как на сенокосе обедали

Репортаж

  

Вологодская обл.,
Тарногский р-н,
Маркушевское с/п
д.Заречье.
15.06.09 

Зап. Кулев А. В.
Коншин О.Н.
Лебедева О.А.

 Исполнитель: Ермолинская Анна Степановна, 1924 г.р., - род. – д. Мальчевская Уфтюгского с/с Нюксенского р-на

 Trek 054-01

29.

О святых соснах около д.Баклановская: 

- две сосны стояли
- на одной сосне иконка была, ночью на сосне светилось
- эти сосны кто-то посадил, кто-то сжег сосну
 

Репортаж

30.

О пожаре в деревне: 

- деревня Мальчевская горела 7 августа 1936 года; за 3 часа 25 домов сгорело
- как семья переживала пожар
 

Репортаж

31.

О календарных праздниках и обрядах  

- в Мальчевской праздновали Покров, в каждой деревне был свой праздник
- на Покров каждый сам варил пиво
- на Троицу качули-маховки ставили
- мужики ночью накануне Троицы ставили качули, им за это к качуле яйца носили
- качуля стоит до Заговенья
- на следующий год новую качулю ставили
- на Горе ставили качулю-маховку
- мужикам, которые качулю ставили, бабы носили яйца, у мужиков корзина стояла
- около качули гуляли – собирались артилям, ходили; пожилые люди не ходили, старухи могли попеть песни
-  в колхозе в октябрьскую делали братшины, на них пели песни
- раньше все пели хорошо
- сама в праздниках не участвовала
 

репортаж

32.

О церкви: 

- сама в церковь не ходила – была маленькая «супротивная», не верила
- когда церковь закрыли и стали в ней делать игрища, туда бегала – бабы проклинали, что девки играли
- церковь ломали – колокола спускали
- около церкви было кладбище, вокруг церкви – ограда
 

репортаж

33.

О жителях-земляках, о родственных связях
 

репортаж

34.

О календарных обрядах:  

- детишки горох воровали – сторож их гонял
- в Пасху скакали на доске, перекинутой через огород
 

репортаж

35.

Я у тяти сын один
Ничево не делаю,
Летом куриц гоняю
Зимой за девкам бегаю 

- проба текста
 

Частушка

36.

О календарных праздниках, обрядах 

- в Пасху скакали на доске, перекинутой через огород
- мама заворачивала яичко в белую тряпицу, дети с ним бегали –радовались
- к Пасхе в избах мыли
- сама праздников не знает – работала все время
 

Репортаж

37.

О жителях-земляках
 

Репортаж

38.

О праздниках, плясках, играх:

- в деревне не было гармониста, плясали под песни
- плясали «Уточку», «Русского» мало плясали
- пастух на стукоталке играл, старухи плясали под стукоталку; в 4 часа коров на выгон собирал – стукоталил, в пастьбе стукоталил
- в братчины пастух пел
- пели «Потеряла я колячко»
- Прокопьевская ярмарка была в сенокос
 

Репортаж

39.

О представлениях:

- слыхала, что в Великое пугало
- когда мама замуж выходила, старика пивом обнесли, кони не пошли; из саней все выбросали, кони побежали; раньше были «знаткие» люди – старик что-то коням сделал
- к праздникам пиво варили, этого старика всегда спрашивались, иначе сусло не сбежит
 

репортаж

40.

О свадебном обряде:

- раньше невест завешивали
- парня обманули, вывели завешенную другую невесту, не которую он сватал, он всю жизнь с ней прожил
 

Репортаж

41.

О детском воспитании:

- нянек «наймовали»
- ребята могли привязать зыбку через окошко к барану, он бегал – зыбку тряс
- «люлькали» детей
- заворачивали ребенка в портяную рубаху, могли в мешковину завернуть
- зыбки были плетеные из «дрантушек», деревянные делали
- когда сама маленькая была, брат ей намачивал гороху, а сам убегал
 

Репортаж

42.

Мартыновские робята-молодежь,
Перевезите робят за реку
Перевезите-ко, нас не утопите… 

- воспоминание текста 
- в газете прочитала, раньше пели - помнит 

лирическая

Trek 055-1

43.

О жителях-земляках

репортаж

Trek 056-1

44.

О детских игрушках 

Репортаж

 

<<< предыдущий  

следующий  >>>

399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 > 499
419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438
439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458
459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478
479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498