Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
АФ 403 |
|
||||
|
|
399 | 400 | 401 | 402 | 403 | 404 | 405 | 406 | 407 | 408 | 409 | 410 | 411 | 412 | 413 | 414 | 415 | 416 | 417 | 418 | > 499 |
419 | 420 | 421 | 422 | 423 | 424 | 425 | 426 | 427 | 428 | 429 | 430 | 431 | 432 | 433 | 434 | 435 | 436 | 437 | 438 | |
439 | 440 | 441 | 442 | 443 | 444 | 445 | 446 | 447 | 448 | 449 | 450 | 451 | 452 | 453 | 454 | 455 | 456 | 457 | 458 | |
459 | 460 | 461 | 462 | 463 | 464 | 465 | 466 | 467 | 468 | 469 | 470 | 471 | 472 | 473 | 474 | 475 | 476 | 477 | 478 | |
479 | 480 | 481 | 482 | 483 | 484 | 485 | 486 | 487 | 488 | 489 | 490 | 491 | 492 | 493 | 494 | 495 | 496 | 497 | 498 |
Вологодская обл., Чагодощенский р-н., Мегринский с/с., д. Горка 22.07.2008 |
|
Зап.: Каданцев А. Ф. Глебкова М. Р. Редькина Ю. А. |
||
Исп: Иванова Мария Федоровна, 1930 г. р., род. – д. Низ.
|
||||
1. |
О беседах:
– исп. вышла замуж в д. Герасимово, прожила там 40 лет. – беседы исп. помнит в д. Низ, когда еще была девчонкой. – беседы: большая и малая. «Большие нас выгоняли, чтоб не подслушивали». На беседах пряли куделю. «Которы плясуньи, дак пляшут, а которы стараютцы». – парни приходили на беседы с гармошкой. Плясали «Русского», «В две во круг», «Большая кадриль» (4 пары), «маленькая кадриль» (2 пары). Девушки могли плясать с ребятами или одни. – Перский Василий Федорович и Михаил Федорович – братья исп., гармонисты. – игра: «на один конец девка сядет, на другой – парень, и ремнем шлёпают, как повёрнутцы в одну сторону, и начнут, шо цоловатцы нады». Девушки чаще всего убегали, не хотели целоваться. Их за это ребята «хлестали» ремнем. Игра «в скамейку играли». – ходили из д. Низ в клуб в д. Львов Двор берегом реки. – девушки на беседе садились по кругу. Посередине комнаты горела лампа 10-тилинейная. – в воскресение была беседа, когда прялки брали с собой, но не работали – плясали.
|
Репортаж |
||
2. |
О календарных обрядах и праздниках:
– Спас (19 августа), Егорий зимний (9 декабря), Егорий весной (6 мая) отмечали в д. Низ. – Масленица – праздник «обшее везде». – на праздники варили пиво изо ржи. Исп. варит пиво и сейчас, но уже не по старому рецепту. Раньше пиво варили в дошниках. СВЯТКИ – Святки начинаются после Рождества. Длятся 2 недели до крещения. – в Святки ходили «вырядухам». Они приходили на беседы. Рядились медведем, от него «куда которая заберется девка» – боялись его. Блинница приходила – «всех обработаёт»: наболтают снега с сажей в ведре, мочили в него мочалку и «шлёпали» по подолам одежды. – раньше лошадью приходили, цыганами. – «вырядухи» закрывали лицо марлей, масками, не разговаривали – чтобы не узнали. Если наряжались стариком и старухой, то приходили с палками. – в Святки ходили с «колядой», гадали.
|
Репортаж |
||
3. |
Шла Каледа Накануне Рожества. Мы ходили, искали Каледу святую. Мы нашли Каледу У (такого-т о) двора. Старушка-голубушка, Подай сочешок.
– текст. – комм.: в Сочельник ходили, в канун Рождества.
|
Колядка |
||
4. |
Пришла Каледа Накануне Рожества, Мы ходили, искали Каледу святую. Мы нашли Каледу У Иванова двора. Иванов-то двор Стоит на семи столбах. Старушка-голубушка, Подай сочешок.
– снач. текст.: пели в Сочельник. – текст. – комм.: «сочешок» – пекли сочни в Сочельник с картошкой.
|
Колядка |
||
5. |
О календарных обрядах и праздниках:
– в Крещение устраивали гулянье: пиво варили, по избам ходили в гости («у меня побыли, потом в другую избу – так и ходят»). – церковь только в д. Мегрино. Священник воду не освящал. Исп. возили крестить в д. Пустынь Синеозерская.
|
Репортаж |
||
6. |
Господи, благослови.
– текст. – комм.: исп. говорит так, когда встаёт утром и ложится спать.
|
Молитва |
||
7. |
Господу Богу не до порога.
– текст.
|
Поговорка |
||
8. |
Ангел мой, иди со мной, ты впереди, я за тобой.
– текст. – комм.: «три раз скажу и пойду». Молитве этой «старушки» научили, которые старше исп.
|
Молитва в дорогу |
||
9. |
Святая вода на хороми, Христос в моём доме.
– снач. комм.: в Крещение берут святую воду и опрыскивают углы в доме. – текст. – комм.: исп. берет 3 веточки березы и начинает брызгать в доме, начиная с «пережнего» угла. Так опрыскивает все 4 угла, сходит на двор.
|
Приговор на Крещение |
||
10. |
О пастушеском и скотоводческом обряде:
– исп. держала корову в д. Герасимово. Когда привели новую корову в дом, то с ней управилась свекровь – она все знала. – когда корову выпускают в первый день, то надо первые «три следочка» кинуть во двор, чтобы корова дома держалась. – когда приводили новую корову, то хозяйка должна снять с себя пояс, положить его на земле, чтобы корова через него перешагнула. – свекор исп. был пастухом. Когда он обходил корову на дворе, то за поясом у него был топор, который он «поторчил» над дверью в хлеву. При этом что-то говорил. Обходил в Егорий 6 мая. Утром рано обходил свою корову, а потом всех обходил на поле. С собой брали икону, пирог, яйцо и вербушки. – хозяйка сама выпускала корову в первый раз. Брали для пастуха пирог, яйца, икону. В это время следочки кидали в хлев. Вербушку потом отдавали пастуху. Потом пастух все вербушки опускал в реку. Некоторые сами относили вербушки в воду. – пастух в Егорий обходит стадо с иконой, пирогом или хлебом. Топор обязательно за поясом. Клали вербушки и пирог в блюдо или в решето. Слова произносит «сам про себя». Пастух обходил стадо 3 раза, каждый раз, как обходил, один из мужчин стрелял из ружья. «Три раз обойдет, три раз и выстрелит». – повторно пастух может обходить стадо после Ильи. Но этот обход пастух делает в лесу, когда никто не видит. – если корова стельная, то хозяева просили пастуха обойти ее дома отдельно. – были чужие пастухи. Они питались «по очереди» во всех домах, где есть корова. Также было и с местными пастухами. Жили они в своем доме, а есть приходили в каждый дом по очереди. Хозяева готовили еду на обед пастуху с собой, чтобы он поел на пастбище. – об инструментах пастуха исп. не знает.
|
Репортаж |
||
11. |
Господи, благослови.
– снач. комм.: «хоть чё делаешь, скажи да и всё». – текст.
|
Молитва |
||
12. |
Крещёныя мылись, крещёныя мойтесь.
– снач. комм.: человек, который последним моется в бане, говорит. – текст. – комм: раньше говорили, что нельзя мыться в бане после 12 часов ночи.
|
Приговор в бане |
||
13. |
– на следующий день после мытья идут в баню мыть полы. – воду из бани нельзя сразу выливать, потому что старые люди говорили, что «хозяин придёт помоетца». Поэтому воду выливали на следующий день. – перед мытьем в бане снимали крест.
|
Репортаж |
||
14. |
О похоронно-поминальном обряде:
– у исп. давно уже приготовлена одежда на похороны. «Потому долго и живу». – исп. хоронила брата в Татарии – там покойного в доме кладут ногами к углу с иконами, а головой к дверям – у них считается, что умерший смотрит на Бога. Здесь наоборот: ногами кладут к дверям, а головой в угол с иконами. – раньше в гроб клали паклю – отрепи. Также могли укладывать дно гроба листьями от веников. Потом стелили «постелю», потом клали самого покойного. – раньше на похоронах «причитывали». – когда покойного выносят из дома, то все собравшиеся люди выходят «проводить». Потом остается в доме несколько человек, которые будут накрывать столы. Как гроб из дома вынесут, опрокидывают скамейку. На которой стоял гроб. Потом моют полы, ставят столы. – покойного в гробу «обкуривают» вересом. При этом читают молитву «Отче наш». Гроб обходят с вересом 3 раза против солнца. – после выноса гроба из дома его ставят на улице на табуретки. – по дороге на кладбище бросают еловые ветки – «Дорогу чтоб знал, куда придтить». – могилу могли копать любые люди, «только не родные». – до опускания гроба в могилу кидают деньги. Нужно также бросить по 3 горсти песка в могилу на гроб. – в гробу на тело умершего посыпают песком в форме креста. – деревянный крест ставят в могилу в ноги. – в п. Чагода если не правильно кладут гроб в могилу, то говорят «Всю жизнь воду будет пить» – кладут против течения реки. – в левую руку покойному кладут «подорожный носовой платок». Считается, что покойный утром встречает солнце (смотрит на него), молится и крестится правой рукой. Поэтому платок кладут в левую руку. – на кладбище в похороны поминают, потом идут домой, садятся за столы. Людей с кладбища встречают на улице с водой и полотенцем, чтобы все помыли руки.
|
Репортаж |
||
15. |
Был да нету, был да нету, нету и не нады, да земля была – в землю ушла, все страсти и ужасти с собой унесла.
– снач. комм.: чтобы не бояться покойника, кричат в трубу. – текст.
|
Выкрик в трубу |
||
16. |
Был да нету, нету и не нады, земля была. В землю ушла, все страсти и ужасти с собой унесла.
– текст.
|
Выкрик в трубу |
||
17. |
О похоронно-поминальном обряде:
– на следующий день после похорон идут на кладбище – «завтрак носят». Приходят на могилу и «крошат чего-нибудь». – следующие поминальные дни – Девятины, Полусорочины, Сорочины. – накануне поминальных дней не поминают. Душу на поминки в дом приглашают в Сорочины: «тут уж старушка кака-нить приглашает, она уж знает, чё сказать».
|
Репортаж |
||
18. |
Подуйте ветры буйныи, Откройси гробова доска, Вот приходи (имярек) Сёдни на свой праздничёк. И приглашай всех родных и близких.
– текст. – комм.: 3 раза нужно сказать. Ставят стопку с хлебом.
|
Поминальный причет – звать душу |
||
19. |
О похоронно-поминальном обряде:
– душу дома не встречают. – в 11.45 в Сорочины все идут на улицу – провожать усопшего. С собой берут все, что было наложено для умершего. Если навстречу кто-то попадется, то этому человеку нужно дать стопку – помянуть. Если никто не попался, то содержимое стопки и угощение в левую сторону выливают и выбрасывают. – для усопшего баню не топят. – до 40-го дня для покойного стоит тарелка с угощением. Если вино высыхало в стопке, то подливали новое только в 40-й день. – никто не видел, как душа приходит. «Враг» приходит к тем, кто «плачет да шалевает».
|
Репортаж |
||
20. |
О домовом:
– рассказ из жизни о том, как девушки ночевали в лесу в стану. С ними ночевал маленький «дедушко». Он сказал им: «Я тут живу».
|
Репортаж |
||
21. |
Баю, баюшки, баю, Не ложися на краю. Придёт серенькой волчок, Тебе схватит за бочок.
– текст. – комм.: «это и теперь [поют]».
|
Колыбельная |
||
22. |
Баю, баюшки, баю, Жил-был барин на краю. Он не беден, не богат. У ево много ребят. У ево много ребят, Все по лавочкам сидят. Все по лавочкам сидят, Кашу маслену едят. Каша масленая, Ложка крашеная. Ложка гнётцы, Нос тресётцы, Сердце радуетцы.
– текст.
|
Колыбельная |
||
23. |
Дорожка, дорожка, дорожка Танешки.
– снач. комм.: чтобы ребенок лучше ходил, перед ним секли ножиком по полу. – текст. – комм: рассказ о том, как перед девочкой засекали ножиком, и она пошла сама. Пересекли 3 раза. – повтор текста.
|
Репортаж |
||
24. |
Мышка, мышка, на тебе репный, дай мне костяной.
– снач. комм.: просят у мышки в замен на выпавший молочный зуб новый коренной зуб. – текст. – комм.: молочный зуб кидают на печку через голову. – повтор текста.
|
Приговор на новый зуб |
||
25. |
О лечении, воспитании детей:
– если ребенок долго плачет или смеется и не может успокоиться, то его нужно помыть водой, пропущенной через дверную скобу. – грыжу закусывают. При закусывании что-то говорят шёпотом. – «щетинку» лечат шариком из ржаного теста: катали шарик по спине ребенка в бане – и «щетинка» выходила. – раньше дети шили кукол.
|
Репортаж |
||
26. |
Дожжик, дожжик, перестань. Я поеду в Ерестань, Богу молитцы, Христу поклонитцы. Есть у Бога сирота Открывает ворота, Ключки-замочки, Белые платочки.
– текст. – комм.: «это всё прискакивали и кричали на улицы».
|
Выкрик на дождь |
||
27. |
Дожжик, дожжик, перестань. Я поеду в Ерестань, Богу молитцы, Христу поклонитцы. Есть у Бога сирота Открывает ворота, Ключки-замочки, Беленьки платочки.
– текст. – комм.: громко кричали до тех пор, пока дождь не перестанет.
|
Выкрик на дождь |
||
28. |
Солнышко, роспеки, Твои дети плачут, На камушки скачут.
– текст.
|
Выкрик на солнце |
||
29. |
Дожик, лей, лей, лей На меня и на людей. На меня каплюшку, На людей – кадушку.
– сна. комм.: когда дождь пойдет, кричали.
|
Выкрик на дождь |
||
30. |
Антошка, Антошка, Набери лукошко. С верхи верхам, С перекатышкам.
– снач. комм: дети ходили в лес за ягодами или грибами, в лесу кидали корзинки, чтобы набрать целую. Могли кидать так, что ломали корзинки. – текст. – комм.: с «перекатышкам» – с бугром. Корзинку бросали и кричали. Потом примечали, как корзинка встанет: на дно – целую соберешь, на бок – половину соберешь.
|
Выкрик в лесу |
||
Вологодская обл., Чагодощенский р-н., Первомайский с/с., п. Смердомский 23.07.2008 |
|
Зап.: Каданцев А. Ф. Глебкова М. Р. Редькина Ю. А. Козлова Т. Н. |
||
Исп: Абраменков Виктор Семёнович, 1937 г. р., род. – д. Пучнино.
|
||||
31. |
О гармони:
– народ очень любит гармони. Исп. Играет на многих мероприятиях. – мастер гармони: Почёлкин Иван Владимирович из д. Загорье, Ферапонтовский с\с, Кирилловский р-н. Гармонь сделана в нач. 60-х гг.
|
Репортаж |
||
32. |
«По деревне»:
– проба наигрыша. – комм.: с этой игрой молодежь ходила по деревне с песнями. Пели и парни, и девушки. – проба наигрыша. – наигрыш. – комм.: в Чагодощенском р-не играли «Русского», «Цыганочку», «Цыганского», «Семёновну», «Частушки».
|
Наигрыш на гармони под песни |
||
33. |
«Цыганочка»:
– наигрыш. |
Наигрыш на гармони под пляску |
||
34. |
Вот спасибо, поиграли.
Я бы потомилася, Кровь остановилася.
– текст.
|
Частушка |
||
35. |
«Рекрутские» с частушками (тип «По деревне»):
Ой, скоро здесь-та меня не будет. Скоро я не запою. Ой, скоро здешнему-ту народу До свиданьица скажу.
Ой, все цветочки-то василёчки В сентебре повянете, Ой, рекрута-то плохие были, Девушки спомянете.
Ой, скоро сероё-то [нрзбр] Придётца [нрзбр] Ой, скоро милку-то чернобровую Придётца забывать.
– снач. комм.: когда провожали ребят в армию, то ходили по деревне и пели частушки. Тот же наигрыш, что и «По деревне». – наигрыш с напевом.
|
Наигрыш на гармони под песни с частушками |
||
36. |
«Цыганочка» с частушками:
Говорят, что я – цыганочка, Цыганская потерь, Цыгане ехали и бросили, Вот шляюсь я теперь. – наигрыш с напевом.
|
Наигрыш на гармони под песни с частушками |
||
37. |
«Семёновна» с частушками:
Эх, Семёновна, такая бойкая, Увидишь милую да передай привет.
[Нрзбр] где колоситца рожь, [Нрзбр] да на меня похож.
А на меня похож – [нрзбр] с челочкой, А он не стал гулять старой девчоночкой. – наигрыш с напевом.
|
Наигрыш на гармони под песни с частушками |
||
38. |
«Частушки» под девушек:
– наигрыш. |
Наигрыш на гармони под песни девушек |
||
39. |
Теперь она забытая, Гитарами забитая.
Кадриль наша русская,
– текст.
|
Частушка |
||
40. |
«Русского» с частушками: Говорят, что я старуха, Я в старухи не гожусь. Я от дедка и от [нрзбр] Никогда не откажусь.
Говорят, что я старик, Да ли всё не веритца, [Нрзбр], [Нрзбр] всё шевелитца.
А старик свою старуху Променял на молодуху. Это не лихачество, А борьба за качество.
– наигрыш с напевом. – комм.: «к каждому слову была песня, всё было на песни переведёно».
|
Наигрыш на гармони под пляску с частушками |
||
41. |
О плясках:
– пляски: «Семеновна», «Русского», «Кадриль» (плясали пара на пару). В Кадриль становилось много человек по парам. В пляске пели частушки. «Русского» девушки в основном плясали вдвоем. – в д. Марёно собирался народ из 3-х областей: Вологодской, Новгородской и Ленинградской. Там отмечали Петров день (12 июля). Собиралось много народа. Все сразу в пляску не совались, заказывали гармонисту, что для них сыграть. Когда на празднике было много гармонистов с гармошками, то в разных местах устраивались пляски.
|
|
||
42. |
«Под драку» с частушками: Поиграй, гармонь, под драку, Скоро будем начинать.
Ты [нрзбр] играешь, Где-нибудь [нрзбр]. Атамана навернули, Полетел с дороги в лес.
– снач. комм.: игра такая же, как и «По деревне», «токо чаше». – наигрыш с напевом.
|
Наигрыш на гармони под песни с частушками |
||
43. |
О календарных обрядах и праздниках:
– раньше на религиозные праздники собирался народ со всех близлежащих деревень. – на праздники варили брагу, пиво. Можно было зайти в любой дом. Хозяева говорили: «Заходи, гостем будешь». – между игрой новгородской, ленинградской и вологодской разница не большая.
|
Репортаж |
||
44. |
Наигрыш «под язык»:
– снач. комм.: исп. запоминал в уме «переборчик», а потом его языком «тарарыкаешь» и на гармонь переводишь. – проба наигрыша. – комм.: запоминали один какой-то небольшой мотив.
|
Наигрыш «под язык» |
||
45. |
О домашней утвари:
– в 1948 году в деревнях стала появляться алюминиевая посуда (блюда, чашки, вилки). Ездили в Ленинградскую область за посудой. – продавали глиняную посуду. Раньше в деревнях делали глиняную посуду. Делали кустарно. – продавали бельевые пуговицы, булавки.
|
Репортаж |
||
46. |
Наигрыш «под язык»:
– снач. комм.: двоюродный брат исп. очень хорошо «тарарыкал». Сложно запомнить какой-либо перебор, не заучив его «тарарыканием». – наигрыш.
|
Репортаж |
||
47. |
О гармонях:
– в данной местности бытую гармони-хромки. – у исп. есть гармонь, которая старше его по возрасту. Две гармони-хромки: 23х12 и 25х25. Есть гармонь «Нотка». – «Кирилловская» гармонь – гармонь, сделанная не на фабрике, а отдельным мастером. – мастеров в Чагодощенском районе не было.
|
Репортаж |
||
48. |
Наигрыш «Под песни» (По деревне)
– проба наигрыша. – комм.: на этой гармони одна октава. – наигрыш.
|
Наигрыш на гармони «Нотка» |
||
49. |
Об игре на гармони:
– игра под пляску девушек и ребят не отличается. Раньше «все скопом» не плясали. – плясали по-одному, на пару.
|
Репортаж |
||
50. |
Выходи плясать на парочку, Товарищ дорогой. Я люблю твою походочку, Качаешь головой.
– текст.
|
Частушка |
||
51. |
«Под пляску» с частушками: Где мы, где мы не бывали, Где мы не работали, Под открытым небом спали, [нрзбр]
– наигрыш с напевом.
|
Наигрыш на гармони «Нотка» с частушками |
||
52. |
О музыкальных инструментах:
– Назаренков Михаил Иванович – гармонист. В день окончания войны играл на гармони. – раньше в Тихвине продавали гармони «Волжанка» с одним рядом для правой руки. – после войны было мало гармоней. Если не было гармошек, то играли на сковородке, на противне, языком. Так играли женщины. – в деревне гуслей не было. Первая гармонь на памяти исп. появилась в деревне в 1947 году. – женщины играли «языком». – рассказ о войне. – были балалайки до гармоней. Играл на балалайке Нахратов Анатолий. – на балалайке играли под пляску, по деревне. – женщины на балалайках играли.
|
Репортаж |
||
53. |
О календарных обрядах и праздниках:
– раньше ходили по деревне с гармошками. – молодежь собиралась на гуляние каждый вечер. В советские годы ходили в клуб. – гармонист шел впереди, а девушки партиями шли позади него, взявшись за руки. Ходили по деревне из конца в конец. В одном краю деревни играла одна гармонь, в другом краю – другая. – молодежь из других деревень приходила на праздники. Были драки. – деревенские праздники: Крещение (19 января), Тихвинская (9 июля), Соловецкие (10 октября). – Рождество, Пасха и Троица – всемирные христианские праздники. – Казанская – д. Волешница. Успеньё – д. Стуново. – праздник гуляли 3 дня. Приглашали молодежь из других деревень. Местная молодежь договаривалась между собой, кто в какой день праздника будет угощать гостей. «На голодный желудок много не погуляешь». – к празднику готовили пироги, брагу, пиво. – на праздник приходили вечером, на следующий день гуляли и только к вечеру третьего дня уходили домой. Ночевали на сеновалах. – в праздники песни пели, плясали. Если ребята не поладят друг с другом, то раздерутся. Драка могла быть в любой день праздника. В драках использовали палки, камни.
|
Репортаж |
||
54. |
О календарных обрядах и праздниках:
СВЯТКИ – Святки длились с Рождества до Крещения. – ходили колядовать, ряженые ходили.
|
Репортаж |
||
55. |
Каледа, Каледа, Как ходила Каледа По Ивановым дворам. А Иванов-то двор На семи столбах, На семи верстах. Иванова жена пироги пекла. Выносила да всем по пирогу давала.
– текст. – комм: Коляду кричали на улице. Если хозяева потом пригласят в дом, то заходили.
|
Колядка |
||
56. |
О календарных обрядах и праздниках:
– с колядой ходили дети, их угощали. Специально рядились, чтобы хозяева не узнали. – в Святки ходили ряженые, которые пугали. Также ходили «с блинам»: на сковородку клали подтаявший снег и мочальной кисточкой всех мазали на беседе. Одевались так, «кто как мог нарядитцы». «С блинами» могли прийти как девушки, так и ребята. Если приходили девушки, то больше «угощали блинами» ребят. Если приходили парни с блинами, то угощали ими девушек. – рядились медведем: шубу выворачивали мехом наружу. – от «блинов» на беседе старались спрятаться. – игра: один садился с одного края скамейки, другой – с другого, между ними били ремнем по скамейке, поворачивались; если повернутся в одну сторону – заставляли целоваться. – раньше в деревне стояли качели 5 м в высоту. Одновременно на ней могли кататься 12 человек. Парни катались даже в круговую. Катались на качелях летом, чтобы комары не кусали, и песни пели. – зимой катались на санях. Масленицу раньше не делали. – после жатвы приносили сноп домой. – после войны устраивали колхозные праздники. – сноп стоял в конторе колхоза. По домам не ставили.
|
Репортаж |
||
57. |
О святых местах, родниках:
– в Смердомле есть родник. «Вся деревня родником питается», т. к. там нет колодцев. Раньше денежки бросали в него. – в д. Ушаково на всю деревню один родник, из которого люди берут воду. – на берегу реки Смердомка также есть родник.
|
Репортаж |
||
58. |
Последний нынешний денёчик Гуляю с вами я друзья. А завтра рано чуть светочик Заплачет вся моя семья. А завтра рано чуть светочик Заплачет вся моя семья.
Заплачут братья, мои сёстры, Заплачет мать и мой отец. Ешшо заплачет дорогая, С которой три года гулял.
– снач. комм.: «это жо теперь забытая песня». Песня на проводы в армию. «Старая песня». – наигрыш с напевом. – комм.: длинная песня.
|
Наигрыш на гармони под песню с напевом |
||
59. |
О рекрутском обряде:
– собирали «вечер». Раньше в армию провожали всей деревней. – собиралась на вечер вся деревенская молодежь: парни и девушки. – пели песни «коротенькие» на проводах. – рекрута не одевали по-особому. – раньше в армию уходили в возрасте 19-20 лет.
|
Репортаж |
||
60. |
О местных названиях:
– были телеги. Чтобы больше вместилось на одну повозку, например, сена, прикрепляли решетки. – зимой использовали дровни, сани. – на голову лошади одевали уздечку, также были «подгарки», «обрать». На «подгарках» были прикреплены «шаркунки» (12 шт.) или «подгарки». Состав сбруи для лошади: хомут, дуга, седёлка, шлея, подпруга, черезсидельник, муштук. – телятам одевали колючий ошейник, чтобы он не сосал молоко из вымени.
|
Репортаж
|
||
61. |
О скотоводческом обряде:
– когда в дом приводили новую корову, то приглашали специальных людей, которые совершали весь обряд, чтобы корова домой ходили, знала его. – рассказ о том, как одна старушка помогла брату исп. с коровой, чтобы она знала свой новый дом.
|
Репортаж |
||
62. |
Хозяин, хозяюшка, примите скотину, милую животинку.
– текст. – комм.: «никаких хитростей не знали». Были люди, которые знали, что делать. Прадед исп. умел кровь останавливать, обладал гипнозом.
|
Приговор на новый скот |
||
63. |
О скотоводческой и пастушеской обрядности:
– у пастухов были рожки. Делали из ивы трубочку, а рожок навивали из бересты. – пастух играл на рожке только утром. – рассказ из жизни: в деревне жил пастух, который за коровами в лес не ходил. Он поднимался на гору, садился на камень и играл в рожок. Утром коровы под его игру уходили на пастбище и вечером, как услышат его игру, возвращаются домой. У него был «обход». – обходят коров в Егорий. На обход берут: фонарь, топор за поясом, решето с яйцами (вареные), иконой. Обходили 3 раза. Так обходили и дома, и общее стадо. Сначала утром обходил хозяин свою скотину, а потом «в обхожую» всё стадо обходил пастух. – обходили стадо коров для того, чтобы «зверь не тронул». – раньше говорили, если «обход хороший, то «медведь зайдет в стадо и не увидит скотину – не тронет». – при обходе стреляли из ружей. Пастух делает круг вокруг стада, и мужчины стреляли, снова обойдет круг, снова стреляют. Так стреляют 3 раза.
|
Репортаж |
||
Конец записи
Сост. реестра: Павлова К. В.
|
|
399 | 400 | 401 | 402 | 403 | 404 | 405 | 406 | 407 | 408 | 409 | 410 | 411 | 412 | 413 | 414 | 415 | 416 | 417 | 418 | > 499 |
419 | 420 | 421 | 422 | 423 | 424 | 425 | 426 | 427 | 428 | 429 | 430 | 431 | 432 | 433 | 434 | 435 | 436 | 437 | 438 | |
439 | 440 | 441 | 442 | 443 | 444 | 445 | 446 | 447 | 448 | 449 | 450 | 451 | 452 | 453 | 454 | 455 | 456 | 457 | 458 | |
459 | 460 | 461 | 462 | 463 | 464 | 465 | 466 | 467 | 468 | 469 | 470 | 471 | 472 | 473 | 474 | 475 | 476 | 477 | 478 | |
479 | 480 | 481 | 482 | 483 | 484 | 485 | 486 | 487 | 488 | 489 | 490 | 491 | 492 | 493 | 494 | 495 | 496 | 497 | 498 |