Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 34 >>> Чагодощенский район   

 

АФ 406

 

<<< предыдущий

следующий >>>

399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 > 499
419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438
439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458
459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478
479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498

 

 

Вологодская обл.,

Чагодощенский р-н.,

Мегринский с/с.,

д. Залозно

23.07.2008

 

Зап.:

Каданцев А. Ф.

Глебкова М. Р.

Козлова Т. Н.

 

Исп: Соболев Михаил Иванович, 1926 г. р., род. – д. Никаново Лукинский с\с.

 

1.

О себе:

 

– дом, в котором живет исп., примерно 500 лет.

– исп. живет в д. Залозно с 1949 года. Здесь женился. Пару лет работал в д. Пустынь на заготовке леса.

 

Репортаж

2.

О беседах:

 

– на беседах в д. Никаново женщины и девушки пряли лен.

– собирались на беседы только зимой с декабря, когда уже «делать нечего на земли».

– девушки собирались в одном доме. На следующий день переходят в другую избу– «по очереди».

– парни просто сидели на беседе, плясали с девушками.

– у исп. была балалайка и гармонь. Исп. играл на балалайке «Под пляску»  и «Под песни». На гармони исп. не умел играть на гармони.

– пляски: «Русского» (плясали по одному), «Кадрель» (4 человека), «Лантей». Плясали на каждой беседе.

– парни приходили на беседы из соседних деревень: дд. Русино, Гора, Чикусово.

– в д. Никаново подбирали хорошую избу для плясок, потом стали ходить в клуб.

 

Репортаж

3.

О войне:

 

– в войну работали  в д. Пестово трактора на керосине с шипами. В основном трактористами были женщины.

– в войну исп. копал окопы под Тихвином. Чуть в плен не попал.

– в армию в войну исп. не брали, потому что не подходил ни по росту, ни по весу (тогда у исп. был рост 140 см, вес 36 кг.).

 

Репортаж

4.

О беседах:

 

– с младшей беседы переходили на более старшую.

– в младшую беседу ходили девочки 3-4 класса.

– каждая беседа собиралась в своем доме.

– на младшей беседе девочки учились прясть.

 

Репортаж

5.

Об одежде:

 

– раньше носили все «точаноё».

– у мужчин были нижние брюки – «портки», верхние брюки – «штаны».

– рубахи-косоворотки шили из точи потоньше. Рубахи могли вышивать. «Не каждую рубаху вышьют».

– красили «олешиной» – корой ольхи.

– раньше плели пояса, ремней не было. Плели пояса только мужчинам. Пояса плели из льняных ниток с кисточками, круглый из 3-х нитей.

– женщины раньше пояса не носили.

– женщины носили длинные юбки, надевали фартук, кофты носили. Девушки раньше не красились. На голове женщины и девушки носили платок. Старушки дома носили «колпаки», а на улицу надевали платки.

– мужчины носили шапки.

– зимой носили валенки, летом – сапоги и лапти.

– исп. умел шить сапоги.

– осенью носили «пинжаки», зимой – шубы из «овчины».

– «пинжак» шили ив 2 ряда, между ними – кудель клали, затем «простегают».

– овец держали – катали валенки.

– лапти делали из бересты или из липы. Лапти – низкие, к ним привязывали веревки, заматывали портянку – так и носили.

– «ступни» носили из бересты – носили только дома и во дворе.

 

Репортаж

6.

О календарных обрядах и праздниках:

 

СВЯТКИ

– Святки были зимой в январе 2 недели. Ходили с «Калядой».

– ??? по окончании Святок или Масленицы на сани клали солому и поджигали, возили по деревне.

– в Святки рядились девушки и парни. Заходили в дома , им – «рядухам»надо что-то дать. Молодые женатые тоже рядились. «Кто чего сумеет надеть,  то и рядились». Бегали в соседние деревни, которые находились недалеко.

– молодежь рядилась «стариками, старухами», старые рядились «молодыми».

– «рядухи» ходили по домам и по беседам.

– в доме они плясали, «смешное рассказывали». Ряженые закрывали лица, чтобы не узнали: делали маски, платками, бумагой.

– на беседу приходили парни и девушки.

– «рядухи» на беседе приходили «медведем» (его приводили на веревке), «лошадью» (2 парня были, голову делали из соломы, на плечи ребятам клали жердочки, одеялом закрывали). С «лошадью» приходил цыган. Если он приходил одни, то ее продавал. А если приходили две «лошади», то они между собой меняли.

«покойника» приносили – несли на досках. Клали на пол, потом как на носилках уносили. «Попом» рядились – молитвы над «покойником» читал. Лицо ему мазали сажей – брови, усы, бороду. Потом он вскакивал и начинал «чудить».

– в Святки гадали девушки»: на воду, с зеркалом, ходили в овин, к гадалкам-колдуньям.

 

Репортаж

7.

О знающих людях, лечении:

 

– Колдуньи «килы» садили – «желвак» (кожа вздуется).

– мать исп. лечила «килу» – знала «стих». Ходила к челу печи, брала веточку из веника для выпахивания печи, мочила в воду, что-то «шёпчёт, шёпчёт», потом «отшлёпает» «килу». Делала так в 3 раза – и всё проходило.

 

Репортаж

8.

О похоронно-поминальном обряде:

 

– исп. повесил подкову под порог, чтобы умершая жена не приходила домой с «того света».

– рассказ из жизни о том, как исп. ночью кто-то трогает, или где-то что-то стукает.

– говорят, что душа ходит.

– кладбище в д. Мегрино.

– гроб в доме ставили головой в «пережний» угол, ногами – к дверям. Покойник находится в доме 3 дня.

– в доме закрывали все зеркала. «Это уж всё старинное».

– свечи на гроб ставят. «Три – не меньше».

– в гроб деньги клали («медяки»), икону.

– раньше старушки на похоронах читали молитвы.

 

Репортаж

9.

О названиях, о церкви:

 

– сенокосы называли раньше по местам, где косили: Шадрино, Ёжово.

– в д. Лукинское была церковь, в д. Никаново была часовня. Там был выкопан пруд «до жилы водяной». Летом в этом пруду купались.

– был в году день, когда лошадей водили к часовне. Также, когда в первый раз выгоняют скот на пастбище, делают их «обход»  около часовни. «Обход» делал пастух с иконой.

– обход скота был и дома с иконой, без шапки, «встречь солнца». Также обходят на улице. Нужно обойти 3 раза. На тарелку клали хлеб, икона, за поясом был топор.

 

Репортаж

10.

О себе:

 

– у исп. 50 лет стажа работы в лесу.

– исп. в лесу ориентируется по солнцу или с компасом.

– исп. ложится спать и молится.

 

Репортаж

11.

Благослови, Господи.

 

– снач. комм.: идёшь в лес ,нужно говорить.

– текст.

 

Молитва

12.

Господи, помоги выйти.

 

– снач. комм.: чтобы выйти из леса, если заблудился, то говорят.

– текст.

 

Молитва

Вологодская обл.,

Чагодощенский р-н.,

Мегринский с/с.,

д. Пустынь

24.07.2008

 

Зап.:

Каданцев А. Ф.

Глебкова М. Р.

Козлова Т. Н.

 

Исп: Иванова Зинаида Васильевна, 1931 г. р., зд.

 

13.

О беседах:

 

– в деревне было много домов. В каждой семье было по 7-9 детей.

– беседы: одна беседа в деревне была молодежная, а вторая беседа – собирались старушки и женщины прясть.

– молодежи много собиралось на беседу – больше 15 человек.

– на беседах пряли, вязали. Потом начинались пляски под гармонь.

– пляски: «Русского» (по одному, по двое), «Лансей» (8 человек), «Кандрель» (4 человека). Плясали парни и девушки. «Русского» могли плясать парень-девушка, девушка-девушка, по одному. Также была пляска «Семеновна», «Цыганочка». Больше всего любили «Русского» по одному или по двое.

– беседы начинались, когда холодно было уже на улице гулять. На беседы ходили «по домам»: «сегодня у меня, завтра – у тебя».

– на беседах сидели с лампами, «мигухами».

– были Светлые беседы, на которых уже не работали. Приносили много ламп, снимали дом.

– с хозяйкой рассчитывались деньгами.

 

Репортаж

14.

О календарных обрядах и праздниках:

 

СВЯТКИ

– раньше Святки были в январе с Рождества. Ходили ряженые по домам, на беседы. Рядились мужчинами, женщинами, стариками. Наряжались «кто как сможет».

– ряженые ходили только по своей деревне.

 

Репортаж

15.

О полевых работах:

 

– раньше жали серпами. Давали норму на день: выжать несколько соток.

– «грудка» - 10 снопов. Увозили снопы на гумна, где их молотили.

– сначала снопы сушили на «риге». Там стояла печь внизу, а вверху на жерди «садили» снопы кверху зерном, чтобы они высохли.

– потом снопы переносили на «ладонь», где их молотили развязанными. Колосья со  снопом складывали друг к другу. Молотили обычно 4 человека. «Надо, чтоб в лад попасть».

– затем зерно веяли. Зерно подгребали широкими досками с палкой.

– затем зерно везли в кладовую в засеки. Больше зерно не сушили.

– зерно мололи в д. Новая деревня или в д. Мегрино.

– за деревней раньше была мельница на ручье.

 

Репортаж

16.

О календарных обрядах и праздниках:

 

– Рождество, Масленица, Пасха, Троица.

– «маленькие» праздники – Казанская.

– была часовня на «старом месте». Сейчас ее поставили немного не на том месте.

– о монастыре в деревне исп. не помнит. «Это всё давнёшнеё».

– в масленицу пекли блины, пироги. Катались на лошадях, с гор. Жгли костры на озере на льду и кричали:

 

Репортаж

17.

Масленица бл..,

Не дала погулять.

 

– текст.

– комм.: кричали, когда жгли костры на озере – прощались с Масленицей.

 

Выкрик на Масленицу

18.

О календарных обрядах и праздниках:

 

– на Троицу «торкали» везде веточки березы.

– ходят на кладбище. Сейчас ходят в субботу.

– в Егорий корову выпускали, обходили скот дома и общее стадо. Дома корову обходил хозяин 3 раза.

– потом все стадо обходили на поле.

– на обход с собой брали икону, топор и хлеб с яйцами.

– со двора корову выпускали вербушкой.

– пастух шел вокруг стада, что-то «шёпчёт». Брал с собой топор и яйца. Потом его угощали пирогами.

 

Репортаж

Вологодская обл.,

Чагодощенский р-н.,

Белокресткий с/с.,

д. Марьино

25.07.2008

 

Зап.:

Каданцев А. Ф.

Глебкова М. Р.

Козлова Т. Н.

 

Исп: Лукушкина Анна Христофоровна, 1930 г. р.,

род. – д. Наумовское, Лукинский с\с.

Бодрова Татьяна Павловна, 1926 г. р., род. – д. Лешутино.

 

19.

О деревне:

 

– говорят, что давно здесь жила барыня Марья.

– раньше д. Марьино располагалась только на одной стороне реки. На другой стороне реки строительство началось в 30-х гг.

– деревня горела в 1953 году 22 июня, в 1972 году (сгорело 10 домов). В деревне до пожаров было 40 домов. У кого в 1972 году сгорели дома, половина семей уехала.

– церковь находится в д. Белые Кресты. Часовня была около моста, был колокол. Разрушена в 30-е гг. деревенскими мужиками, увезли на дрова в завод.

 

Репортаж

20.

О календарных обрядах и праздниках:

 

– деревенские праздники: Спас (19 августа), Михайлов день (21 ноября), Покров (14 октября), Движеньё – «заветный».

– в Пасху священник обходил все дома церковного прихода – заходил в каждый дом.

– в д. Наумовское на Пасху «Христа» пели, обходили все дома с иконой.

– в д. Лешутино была часовня.

– был праздник, когда лошадей, коров освящали около часовни. Некоторые даже заводили скот в реку. Приводили к часовне на реку даже из д. Гора, где нет реки, чтобы окропить скот.

– деревня называлась Марьино, концы деревни своего имени не имели.

 

Репортаж

21.

О беседах:

 

– раньше были беседы. Девушки пряли лен, плясали и песни пели.

– одна беседа была для молодежи, другая – для старушек и женщин.

– на беседе были гармони, балалайки – плясали «Русского».  В д. Наумовское больше плясали под балалайку. Плясали «Русского» на пару.

– плясали «Кадрель» (4 или 8 человек). Пели частушки в пляске. 1 фигура – выходили по одному плясать на круг.

– была пляска, в которой вставали ряд на ряд. Плясали парни и девушки.

 

Репортаж

22.

Маленьку кадреленку,

Не приедет дролечка

Из города в деревенку.

 

– текст.

 

Частушка

23.

Пойдём товарочка попляшем

Маленьку кадреленку.

Не приедёт дролечка

Из города в деревенку.

 

– текст.

– комм.: частушки были одинаковые, что под балалайку, что под гармонь. «Всё ровно».

 

Частушка

24.

Семёновна, дорогой совет.

Увидишь милова, передавай привет.

 

– снач. комм.: плясали «Семёновну». «потом состарились, стали всё озорные петь песни, все частушки озорные стали».

– текст.

– комм.: «Цыганочку» пойдет плясать девушка «помодней». «котора не помодней, та Русского пойдёт».

 

Частушка

25.

…Русского потешного,

Чтобы брюхо не болело

 У меня у грешного.

 

– текст.

– комм.: «Скобаря», «Хобаря» здесь не было.

 

Частушка

26.

О молодежных гуляниях:

 

– парни наумовские дрались с новгородскими ребятами.

– на улице собирались в клубе, на улице.

– после войны был сделан «гигант». Детей катали, когда садились взрослые, то «кольям разносят» (раскачают).

– в д. Лешутина Гора был «гигант». Раскручивали кольями.

 

Репортаж

27.

О деревне:

 

– раньше в деревне не было деревьев, всё было видно из края в край. Берега вырубали, т. к. гнали лес по реке. После войны стали сажать деревья в деревне.

– «залом» делали у моста для гонки леса, где стояла мельница. Мужчины расталкивали весной льдины, чтобы мост не снесло.

– «молевой» сплав был. Потом «гонки» леса делали, гнали до мельницы, открывали створы, чтобы пропустить лес. 

 

Репортаж

28.

О календарных обрядах и праздниках:

 

СВЯТКИ

– в Святки ходили «вырядникам» на беседы. Наряжались так, чтобы никто не узнал – лицо закрывали. Если начнут плясать, то по голосу можно было узнать. Ходили по домам и беседам. В домах собирали угощение. «Вырядники» в доме «озоровали», и их угощали. Это было после Рождества.

– «Каледу» пели.

– наряжались красиво и страшно.

– в д. Наумовское тетушка одна нарядилась попом с кадилом, принесли покойника (сделанного из соломы). Старухи «всё рядились».

– была в деревне женщина, которая на 2-3 день праздника, когда все праздник провожали, рядилась.

– всей деревней собирались вместе на 2-3 день праздника, чтобы его «проводить». Например, в Спас все шли купаться.

– гадали: что-то клали под подушку, приговаривали. Ходили слушать на кресты.

– рассказ из жизни о том, как исп. услышала в Святки будто у соседей поленница развалилась, а всё было на месте. Так исп. прислышалось в Святки несколько раз. В тот год ее парализовало.

– на Крещение ходят из проруби в реки в 12 часов. Опускаешь туда крест – «она зарядится».

 

Репортаж

29.

О похоронно-поминальном обряде:

 

– у исп. умер муж, и через несколько дней исп. слышит, будто он идет по чердаку. Она стала креститься.

– в Крещение исп. пошла в церковь, там усопшего ее мужа «отпели». Она перестала бояться.

– в день похорон, когда приходят с кладбища, то надо покричать в трубу. Исп. не помогло – все равно боялась.

 

Репортаж

30.

Я хозяйкой остаюсь,

Никого я не боюсь.

 

– снач. комм.: когда покойного выносят из дома, надо сбегать (??? не понятно, куда) и сказать.

– текст.

 

Приговор в похороны

 

31.

О похоронно-поминальном обряде:

 

– покойного в доме кладут головой в передний угол, ногами – на выход. Выносят вперед ногами.

– в гроб на покойного кладут маленькую иконку, на кладбище ее снимают.

– когда гроб выносят из дома, то его «окуривают»: на железный совок клали ветки вереса, уголь. Обходят 3 раза по солнцу. При этом что-то говорят.

– пока умерший находится в доме, плакали – «жизнь вспоминают».

– после выноса гроба из дома на улице с покойным прощаются, кто в доме не простился или кто не поедет на кладбище.

– с машины кидают ветки хвои. Говорят, что надо 1-ю ветку бросить под колесо, чтобы машина по ней проехала. Когда на руках несут гроб на кладбище, то ветки не кидают.

– в д. Наумовское кладбище в деревне.

– на кладбище также прощаются. В гроб крестиком посыплют землю на коленкор. До кладбища везут связанного (руки, ноги). На кладбище развязывают.

– в могилу бросают медные деньги и песок.

– когда закапывают, крест ставят в ноги, потом поминают. После того, как все уйдут с кладбища, один человек остается, что-то делает.

– после похорон поминки устраивают в доме. Руки моют на улице.

– пока идут похороны, то в доме все моют, стол собирают. Переворачивают табуретки, стулья.

– для умершего ставят рюмку на божницу или в другое место. Стоит до 40 дня. Потом несут на улицу и выливают на передний угол (где в доме икона).

– в 40-й день делают поминки – ходят на кладбище. В 2-й, 9-й день также ходят на кладбище. На 2-й «завтрак» носят до 12 часов дня.

– душу домой не зовут на поминки.

– говорят, что душа летает до 40 дня.

– также отмечают годины.

– на кладбище ходят в родительские субботы: в канун Казанской в ноябре, перед Троицей, на Радоницу.

 

Репортаж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примета

32.

О календарных обрядах и праздниках:

 

– на Пасху ходили в церковь.

– красят яйца, пекут пироги, паски.

– священник по домам ходил, когда церковь работала. Когда священник со служителями приходят в дом, то священник ставит икону, и они «чего-то там поют».

– сначала священник ходил в п. Белые Кресты, потом шел в д. Марьино, потом в п. Смердомский.

 

Репортаж

33.

О скотоводческом и пастушеском обряде:

 

– раньше в Егорий обходили скот.

– дома делал обход тот, кто за скотиной ухаживал. С собой брали паску, яйца. В каждый угол во дворе накануне Егория «втыкали» веточки вереса.

– обход делали и с вересом, и с вербой.

– пастух делал обход с топором. Все хозяйки прогоняли своих коров в отведенное пастухом место.

– когда корову выпускали весной в первый раз со двора, то у ворот стелили ремешок, чтобы корова через него прошла. «У нас бабушка так мастерила, так делала и я».

– пастуху давали яйца, рогушки.

– в реку вербушки женщины клали сами еще до обхода стада пастухом.

– у пастуха была икона и топор, заткнутый за ремень. У него есть «стишок» – «обход».

– после каждого круга обхода, мужчины стреляли из ружья. Так пастух 3 раза обходил, мужчины стреляли 3 раза.

– после обхода женщины пастуха угощали и сами угощались без мужчин.

– только у пастуха Леонида Морозова был рожок. У других ничего не было.

– раньше в дереве была доска с палочками – ночью ходили по очереди по деревне – сторожили от пожара.

 

Репортаж

34.

Чёрт, чёрт, поиграй да отдай.

 

– снач .комм.: если что-то потеряешь и не можешь найти, то надо сказать.

– текст.

– комм.: другой вариант: на дверной скобе завязать «муды» – на тряпочке узелки.

 

Приговор при потере

35.

О скотоводческом и пастушеском обряде:

 

– корову нельзя выпускать босыми и с непокрытой головой.  Бабушка исп. говорила: «На двор не ходят гологоловыми».

 

Репортаж

36.

[Баю, баюшки, баю],

Не ложися на краю.

Придёт серенькой волчок,

Тебя схватит за бочок.

 

– текст.

– комм: «Бабки всё нянчили ребятишек».

 

Колыбельная

37.

О детях:

– когда ребенок начинает ходить, как первый шаг делает, его «крестили» – «путо резали». Как ребенок соберется делать шаг, бабушка исп. брала ножик со стола (которым хлеб резали) и начинала перед его ногами ножиком кресты «чертить» поперёк. Сделать столько раз, сколько успеешь.

– так делали только тогда, когда ребенок сам пытался шагнуть без помощи взрослых.

 

Репортаж

38.

Радуга, дуга,

Не дай дождя,

Давай солнышка,

Роспеколнышка.

 

– текст.

 

Выкрик на радугу

39.

Дождик, дождик, перестань,

Я уеду в Горностай,

Богу молитцы,

Христу поклонитцы.

 

– текст.

 

Выкрик на дождь

         

 

Конец записи

Сост. реестра: Павлова К. В.

 

<<< предыдущий

следующий >>>

399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 > 499
419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438
439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458
459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478
479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498