Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
АФ 406 |
|
||||
|
|
399 | 400 | 401 | 402 | 403 | 404 | 405 | 406 | 407 | 408 | 409 | 410 | 411 | 412 | 413 | 414 | 415 | 416 | 417 | 418 | > 499 |
419 | 420 | 421 | 422 | 423 | 424 | 425 | 426 | 427 | 428 | 429 | 430 | 431 | 432 | 433 | 434 | 435 | 436 | 437 | 438 | |
439 | 440 | 441 | 442 | 443 | 444 | 445 | 446 | 447 | 448 | 449 | 450 | 451 | 452 | 453 | 454 | 455 | 456 | 457 | 458 | |
459 | 460 | 461 | 462 | 463 | 464 | 465 | 466 | 467 | 468 | 469 | 470 | 471 | 472 | 473 | 474 | 475 | 476 | 477 | 478 | |
479 | 480 | 481 | 482 | 483 | 484 | 485 | 486 | 487 | 488 | 489 | 490 | 491 | 492 | 493 | 494 | 495 | 496 | 497 | 498 |
Вологодская обл., Чагодощенский р-н., Мегринский с/с., д. Залозно 23.07.2008 |
|
Зап.: Каданцев А. Ф. Глебкова М. Р. Козлова Т. Н. |
||
Исп: Соболев Михаил Иванович, 1926 г. р., род. – д. Никаново Лукинский с\с.
|
||||
1. |
О себе:
– дом, в котором живет исп., примерно 500 лет. – исп. живет в д. Залозно с 1949 года. Здесь женился. Пару лет работал в д. Пустынь на заготовке леса.
|
Репортаж |
||
2. |
О беседах:
– на беседах в д. Никаново женщины и девушки пряли лен. – собирались на беседы только зимой с декабря, когда уже «делать нечего на земли». – девушки собирались в одном доме. На следующий день переходят в другую избу– «по очереди». – парни просто сидели на беседе, плясали с девушками. – у исп. была балалайка и гармонь. Исп. играл на балалайке «Под пляску» и «Под песни». На гармони исп. не умел играть на гармони. – пляски: «Русского» (плясали по одному), «Кадрель» (4 человека), «Лантей». Плясали на каждой беседе. – парни приходили на беседы из соседних деревень: дд. Русино, Гора, Чикусово. – в д. Никаново подбирали хорошую избу для плясок, потом стали ходить в клуб.
|
Репортаж |
||
3. |
О войне:
– в войну работали в д. Пестово трактора на керосине с шипами. В основном трактористами были женщины. – в войну исп. копал окопы под Тихвином. Чуть в плен не попал. – в армию в войну исп. не брали, потому что не подходил ни по росту, ни по весу (тогда у исп. был рост 140 см, вес 36 кг.).
|
Репортаж |
||
4. |
О беседах:
– с младшей беседы переходили на более старшую. – в младшую беседу ходили девочки 3-4 класса. – каждая беседа собиралась в своем доме. – на младшей беседе девочки учились прясть.
|
Репортаж |
||
5. |
Об одежде:
– раньше носили все «точаноё». – у мужчин были нижние брюки – «портки», верхние брюки – «штаны». – рубахи-косоворотки шили из точи потоньше. Рубахи могли вышивать. «Не каждую рубаху вышьют». – красили «олешиной» – корой ольхи. – раньше плели пояса, ремней не было. Плели пояса только мужчинам. Пояса плели из льняных ниток с кисточками, круглый из 3-х нитей. – женщины раньше пояса не носили. – женщины носили длинные юбки, надевали фартук, кофты носили. Девушки раньше не красились. На голове женщины и девушки носили платок. Старушки дома носили «колпаки», а на улицу надевали платки. – мужчины носили шапки. – зимой носили валенки, летом – сапоги и лапти. – исп. умел шить сапоги. – осенью носили «пинжаки», зимой – шубы из «овчины». – «пинжак» шили ив 2 ряда, между ними – кудель клали, затем «простегают». – овец держали – катали валенки. – лапти делали из бересты или из липы. Лапти – низкие, к ним привязывали веревки, заматывали портянку – так и носили. – «ступни» носили из бересты – носили только дома и во дворе.
|
Репортаж |
||
6. |
О календарных обрядах и праздниках:
СВЯТКИ – Святки были зимой в январе 2 недели. Ходили с «Калядой». – ??? по окончании Святок или Масленицы на сани клали солому и поджигали, возили по деревне. – в Святки рядились девушки и парни. Заходили в дома , им – «рядухам»надо что-то дать. Молодые женатые тоже рядились. «Кто чего сумеет надеть, то и рядились». Бегали в соседние деревни, которые находились недалеко. – молодежь рядилась «стариками, старухами», старые рядились «молодыми». – «рядухи» ходили по домам и по беседам. – в доме они плясали, «смешное рассказывали». Ряженые закрывали лица, чтобы не узнали: делали маски, платками, бумагой. – на беседу приходили парни и девушки. – «рядухи» на беседе приходили «медведем» (его приводили на веревке), «лошадью» (2 парня были, голову делали из соломы, на плечи ребятам клали жердочки, одеялом закрывали). С «лошадью» приходил цыган. Если он приходил одни, то ее продавал. А если приходили две «лошади», то они между собой меняли. – «покойника» приносили – несли на досках. Клали на пол, потом как на носилках уносили. «Попом» рядились – молитвы над «покойником» читал. Лицо ему мазали сажей – брови, усы, бороду. Потом он вскакивал и начинал «чудить». – в Святки гадали девушки»: на воду, с зеркалом, ходили в овин, к гадалкам-колдуньям.
|
Репортаж |
||
7. |
О знающих людях, лечении:
– Колдуньи «килы» садили – «желвак» (кожа вздуется). – мать исп. лечила «килу» – знала «стих». Ходила к челу печи, брала веточку из веника для выпахивания печи, мочила в воду, что-то «шёпчёт, шёпчёт», потом «отшлёпает» «килу». Делала так в 3 раза – и всё проходило.
|
Репортаж |
||
8. |
О похоронно-поминальном обряде:
– исп. повесил подкову под порог, чтобы умершая жена не приходила домой с «того света». – рассказ из жизни о том, как исп. ночью кто-то трогает, или где-то что-то стукает. – говорят, что душа ходит. – кладбище в д. Мегрино. – гроб в доме ставили головой в «пережний» угол, ногами – к дверям. Покойник находится в доме 3 дня. – в доме закрывали все зеркала. «Это уж всё старинное». – свечи на гроб ставят. «Три – не меньше». – в гроб деньги клали («медяки»), икону. – раньше старушки на похоронах читали молитвы.
|
Репортаж |
||
9. |
О названиях, о церкви:
– сенокосы называли раньше по местам, где косили: Шадрино, Ёжово. – в д. Лукинское была церковь, в д. Никаново была часовня. Там был выкопан пруд «до жилы водяной». Летом в этом пруду купались. – был в году день, когда лошадей водили к часовне. Также, когда в первый раз выгоняют скот на пастбище, делают их «обход» около часовни. «Обход» делал пастух с иконой. – обход скота был и дома с иконой, без шапки, «встречь солнца». Также обходят на улице. Нужно обойти 3 раза. На тарелку клали хлеб, икона, за поясом был топор.
|
Репортаж |
||
10. |
О себе:
– у исп. 50 лет стажа работы в лесу. – исп. в лесу ориентируется по солнцу или с компасом. – исп. ложится спать и молится.
|
Репортаж |
||
11. |
Благослови, Господи.
– снач. комм.: идёшь в лес ,нужно говорить. – текст.
|
Молитва |
||
12. |
Господи, помоги выйти.
– снач. комм.: чтобы выйти из леса, если заблудился, то говорят. – текст.
|
Молитва |
||
Вологодская обл., Чагодощенский р-н., Мегринский с/с., д. Пустынь 24.07.2008 |
|
Зап.: Каданцев А. Ф. Глебкова М. Р. Козлова Т. Н. |
||
Исп: Иванова Зинаида Васильевна, 1931 г. р., зд.
|
||||
13. |
О беседах:
– в деревне было много домов. В каждой семье было по 7-9 детей. – беседы: одна беседа в деревне была молодежная, а вторая беседа – собирались старушки и женщины прясть. – молодежи много собиралось на беседу – больше 15 человек. – на беседах пряли, вязали. Потом начинались пляски под гармонь. – пляски: «Русского» (по одному, по двое), «Лансей» (8 человек), «Кандрель» (4 человека). Плясали парни и девушки. «Русского» могли плясать парень-девушка, девушка-девушка, по одному. Также была пляска «Семеновна», «Цыганочка». Больше всего любили «Русского» по одному или по двое. – беседы начинались, когда холодно было уже на улице гулять. На беседы ходили «по домам»: «сегодня у меня, завтра – у тебя». – на беседах сидели с лампами, «мигухами». – были Светлые беседы, на которых уже не работали. Приносили много ламп, снимали дом. – с хозяйкой рассчитывались деньгами.
|
Репортаж |
||
14. |
О календарных обрядах и праздниках:
СВЯТКИ – раньше Святки были в январе с Рождества. Ходили ряженые по домам, на беседы. Рядились мужчинами, женщинами, стариками. Наряжались «кто как сможет». – ряженые ходили только по своей деревне.
|
Репортаж |
||
15. |
О полевых работах:
– раньше жали серпами. Давали норму на день: выжать несколько соток. – «грудка» - 10 снопов. Увозили снопы на гумна, где их молотили. – сначала снопы сушили на «риге». Там стояла печь внизу, а вверху на жерди «садили» снопы кверху зерном, чтобы они высохли. – потом снопы переносили на «ладонь», где их молотили развязанными. Колосья со снопом складывали друг к другу. Молотили обычно 4 человека. «Надо, чтоб в лад попасть». – затем зерно веяли. Зерно подгребали широкими досками с палкой. – затем зерно везли в кладовую в засеки. Больше зерно не сушили. – зерно мололи в д. Новая деревня или в д. Мегрино. – за деревней раньше была мельница на ручье.
|
Репортаж |
||
16. |
О календарных обрядах и праздниках:
– Рождество, Масленица, Пасха, Троица. – «маленькие» праздники – Казанская. – была часовня на «старом месте». Сейчас ее поставили немного не на том месте. – о монастыре в деревне исп. не помнит. «Это всё давнёшнеё». – в масленицу пекли блины, пироги. Катались на лошадях, с гор. Жгли костры на озере на льду и кричали:
|
Репортаж |
||
17. |
Масленица бл.., Не дала погулять.
– текст. – комм.: кричали, когда жгли костры на озере – прощались с Масленицей.
|
Выкрик на Масленицу |
||
18. |
О календарных обрядах и праздниках:
– на Троицу «торкали» везде веточки березы. – ходят на кладбище. Сейчас ходят в субботу. – в Егорий корову выпускали, обходили скот дома и общее стадо. Дома корову обходил хозяин 3 раза. – потом все стадо обходили на поле. – на обход с собой брали икону, топор и хлеб с яйцами. – со двора корову выпускали вербушкой. – пастух шел вокруг стада, что-то «шёпчёт». Брал с собой топор и яйца. Потом его угощали пирогами.
|
Репортаж |
||
Вологодская обл., Чагодощенский р-н., Белокресткий с/с., д. Марьино 25.07.2008 |
|
Зап.: Каданцев А. Ф. Глебкова М. Р. Козлова Т. Н. |
||
Исп: Лукушкина Анна Христофоровна, 1930 г. р., род. – д. Наумовское, Лукинский с\с. Бодрова Татьяна Павловна, 1926 г. р., род. – д. Лешутино.
|
||||
19. |
О деревне:
– говорят, что давно здесь жила барыня Марья. – раньше д. Марьино располагалась только на одной стороне реки. На другой стороне реки строительство началось в 30-х гг. – деревня горела в 1953 году 22 июня, в 1972 году (сгорело 10 домов). В деревне до пожаров было 40 домов. У кого в 1972 году сгорели дома, половина семей уехала. – церковь находится в д. Белые Кресты. Часовня была около моста, был колокол. Разрушена в 30-е гг. деревенскими мужиками, увезли на дрова в завод.
|
Репортаж |
||
20. |
О календарных обрядах и праздниках:
– деревенские праздники: Спас (19 августа), Михайлов день (21 ноября), Покров (14 октября), Движеньё – «заветный». – в Пасху священник обходил все дома церковного прихода – заходил в каждый дом. – в д. Наумовское на Пасху «Христа» пели, обходили все дома с иконой. – в д. Лешутино была часовня. – был праздник, когда лошадей, коров освящали около часовни. Некоторые даже заводили скот в реку. Приводили к часовне на реку даже из д. Гора, где нет реки, чтобы окропить скот. – деревня называлась Марьино, концы деревни своего имени не имели.
|
Репортаж |
||
21. |
О беседах:
– раньше были беседы. Девушки пряли лен, плясали и песни пели. – одна беседа была для молодежи, другая – для старушек и женщин. – на беседе были гармони, балалайки – плясали «Русского». В д. Наумовское больше плясали под балалайку. Плясали «Русского» на пару. – плясали «Кадрель» (4 или 8 человек). Пели частушки в пляске. 1 фигура – выходили по одному плясать на круг. – была пляска, в которой вставали ряд на ряд. Плясали парни и девушки.
|
Репортаж |
||
22. |
… Маленьку кадреленку, Не приедет дролечка Из города в деревенку.
– текст.
|
Частушка |
||
23. |
Пойдём товарочка попляшем Маленьку кадреленку. Не приедёт дролечка Из города в деревенку.
– текст. – комм.: частушки были одинаковые, что под балалайку, что под гармонь. «Всё ровно».
|
Частушка |
||
24. |
Семёновна, дорогой совет. Увидишь милова, передавай привет.
– снач. комм.: плясали «Семёновну». «потом состарились, стали всё озорные петь песни, все частушки озорные стали». – текст. – комм.: «Цыганочку» пойдет плясать девушка «помодней». «котора не помодней, та Русского пойдёт».
|
Частушка |
||
25. |
…Русского потешного, Чтобы брюхо не болело У меня у грешного.
– текст. – комм.: «Скобаря», «Хобаря» здесь не было.
|
Частушка |
||
26. |
О молодежных гуляниях:
– парни наумовские дрались с новгородскими ребятами. – на улице собирались в клубе, на улице. – после войны был сделан «гигант». Детей катали, когда садились взрослые, то «кольям разносят» (раскачают). – в д. Лешутина Гора был «гигант». Раскручивали кольями.
|
Репортаж |
||
27. |
О деревне:
– раньше в деревне не было деревьев, всё было видно из края в край. Берега вырубали, т. к. гнали лес по реке. После войны стали сажать деревья в деревне. – «залом» делали у моста для гонки леса, где стояла мельница. Мужчины расталкивали весной льдины, чтобы мост не снесло. – «молевой» сплав был. Потом «гонки» леса делали, гнали до мельницы, открывали створы, чтобы пропустить лес.
|
Репортаж |
||
28. |
О календарных обрядах и праздниках:
СВЯТКИ – в Святки ходили «вырядникам» на беседы. Наряжались так, чтобы никто не узнал – лицо закрывали. Если начнут плясать, то по голосу можно было узнать. Ходили по домам и беседам. В домах собирали угощение. «Вырядники» в доме «озоровали», и их угощали. Это было после Рождества. – «Каледу» пели. – наряжались красиво и страшно. – в д. Наумовское тетушка одна нарядилась попом с кадилом, принесли покойника (сделанного из соломы). Старухи «всё рядились». – была в деревне женщина, которая на 2-3 день праздника, когда все праздник провожали, рядилась. – всей деревней собирались вместе на 2-3 день праздника, чтобы его «проводить». Например, в Спас все шли купаться. – гадали: что-то клали под подушку, приговаривали. Ходили слушать на кресты. – рассказ из жизни о том, как исп. услышала в Святки будто у соседей поленница развалилась, а всё было на месте. Так исп. прислышалось в Святки несколько раз. В тот год ее парализовало. – на Крещение ходят из проруби в реки в 12 часов. Опускаешь туда крест – «она зарядится».
|
Репортаж |
||
29. |
О похоронно-поминальном обряде:
– у исп. умер муж, и через несколько дней исп. слышит, будто он идет по чердаку. Она стала креститься. – в Крещение исп. пошла в церковь, там усопшего ее мужа «отпели». Она перестала бояться. – в день похорон, когда приходят с кладбища, то надо покричать в трубу. Исп. не помогло – все равно боялась.
|
Репортаж |
||
30. |
Я хозяйкой остаюсь, Никого я не боюсь.
– снач. комм.: когда покойного выносят из дома, надо сбегать (??? не понятно, куда) и сказать. – текст.
|
Приговор в похороны
|
||
31. |
О похоронно-поминальном обряде:
– покойного в доме кладут головой в передний угол, ногами – на выход. Выносят вперед ногами. – в гроб на покойного кладут маленькую иконку, на кладбище ее снимают. – когда гроб выносят из дома, то его «окуривают»: на железный совок клали ветки вереса, уголь. Обходят 3 раза по солнцу. При этом что-то говорят. – пока умерший находится в доме, плакали – «жизнь вспоминают». – после выноса гроба из дома на улице с покойным прощаются, кто в доме не простился или кто не поедет на кладбище. – с машины кидают ветки хвои. Говорят, что надо 1-ю ветку бросить под колесо, чтобы машина по ней проехала. Когда на руках несут гроб на кладбище, то ветки не кидают. – в д. Наумовское кладбище в деревне. – на кладбище также прощаются. В гроб крестиком посыплют землю на коленкор. До кладбища везут связанного (руки, ноги). На кладбище развязывают. – в могилу бросают медные деньги и песок. – когда закапывают, крест ставят в ноги, потом поминают. После того, как все уйдут с кладбища, один человек остается, что-то делает. – после похорон поминки устраивают в доме. Руки моют на улице. – пока идут похороны, то в доме все моют, стол собирают. Переворачивают табуретки, стулья. – для умершего ставят рюмку на божницу или в другое место. Стоит до 40 дня. Потом несут на улицу и выливают на передний угол (где в доме икона). – в 40-й день делают поминки – ходят на кладбище. В 2-й, 9-й день также ходят на кладбище. На 2-й «завтрак» носят до 12 часов дня. – душу домой не зовут на поминки. – говорят, что душа летает до 40 дня. – также отмечают годины. – на кладбище ходят в родительские субботы: в канун Казанской в ноябре, перед Троицей, на Радоницу.
|
Репортаж
Примета |
||
32. |
О календарных обрядах и праздниках:
– на Пасху ходили в церковь. – красят яйца, пекут пироги, паски. – священник по домам ходил, когда церковь работала. Когда священник со служителями приходят в дом, то священник ставит икону, и они «чего-то там поют». – сначала священник ходил в п. Белые Кресты, потом шел в д. Марьино, потом в п. Смердомский.
|
Репортаж |
||
33. |
О скотоводческом и пастушеском обряде:
– раньше в Егорий обходили скот. – дома делал обход тот, кто за скотиной ухаживал. С собой брали паску, яйца. В каждый угол во дворе накануне Егория «втыкали» веточки вереса. – обход делали и с вересом, и с вербой. – пастух делал обход с топором. Все хозяйки прогоняли своих коров в отведенное пастухом место. – когда корову выпускали весной в первый раз со двора, то у ворот стелили ремешок, чтобы корова через него прошла. «У нас бабушка так мастерила, так делала и я». – пастуху давали яйца, рогушки. – в реку вербушки женщины клали сами еще до обхода стада пастухом. – у пастуха была икона и топор, заткнутый за ремень. У него есть «стишок» – «обход». – после каждого круга обхода, мужчины стреляли из ружья. Так пастух 3 раза обходил, мужчины стреляли 3 раза. – после обхода женщины пастуха угощали и сами угощались без мужчин. – только у пастуха Леонида Морозова был рожок. У других ничего не было. – раньше в дереве была доска с палочками – ночью ходили по очереди по деревне – сторожили от пожара.
|
Репортаж |
||
34. |
Чёрт, чёрт, поиграй да отдай.
– снач .комм.: если что-то потеряешь и не можешь найти, то надо сказать. – текст. – комм.: другой вариант: на дверной скобе завязать «муды» – на тряпочке узелки.
|
Приговор при потере |
||
35. |
О скотоводческом и пастушеском обряде:
– корову нельзя выпускать босыми и с непокрытой головой. Бабушка исп. говорила: «На двор не ходят гологоловыми».
|
Репортаж |
||
36. |
[Баю, баюшки, баю], Не ложися на краю. Придёт серенькой волчок, Тебя схватит за бочок.
– текст. – комм: «Бабки всё нянчили ребятишек».
|
Колыбельная |
||
37. |
О детях: – когда ребенок начинает ходить, как первый шаг делает, его «крестили» – «путо резали». Как ребенок соберется делать шаг, бабушка исп. брала ножик со стола (которым хлеб резали) и начинала перед его ногами ножиком кресты «чертить» поперёк. Сделать столько раз, сколько успеешь. – так делали только тогда, когда ребенок сам пытался шагнуть без помощи взрослых.
|
Репортаж |
||
38. |
Радуга, дуга, Не дай дождя, Давай солнышка, Роспеколнышка.
– текст.
|
Выкрик на радугу |
||
39. |
Дождик, дождик, перестань, Я уеду в Горностай, Богу молитцы, Христу поклонитцы.
– текст.
|
Выкрик на дождь |
||
Конец записи
Сост. реестра: Павлова К. В.
|
|
399 | 400 | 401 | 402 | 403 | 404 | 405 | 406 | 407 | 408 | 409 | 410 | 411 | 412 | 413 | 414 | 415 | 416 | 417 | 418 | > 499 |
419 | 420 | 421 | 422 | 423 | 424 | 425 | 426 | 427 | 428 | 429 | 430 | 431 | 432 | 433 | 434 | 435 | 436 | 437 | 438 | |
439 | 440 | 441 | 442 | 443 | 444 | 445 | 446 | 447 | 448 | 449 | 450 | 451 | 452 | 453 | 454 | 455 | 456 | 457 | 458 | |
459 | 460 | 461 | 462 | 463 | 464 | 465 | 466 | 467 | 468 | 469 | 470 | 471 | 472 | 473 | 474 | 475 | 476 | 477 | 478 | |
479 | 480 | 481 | 482 | 483 | 484 | 485 | 486 | 487 | 488 | 489 | 490 | 491 | 492 | 493 | 494 | 495 | 496 | 497 | 498 |