Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 34 >>> Чагодощенский район   

 

АФ 405

 

<<< предыдущий

следующий >>>

399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 > 499
419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438
439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458
459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478
479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498

 

 

Вологодская обл.,

Чагодощенский р-н.,

Мегринский с/с.,

д. Кочубино (Мегрино)

22.07.2008

 

Зап.:

Сысоева М. А.

Теричева М. В.

 

Исп: Удальцова Айна Ивановна, 1931 г. р., род. – д. Парголово Ленинградской области (финнка).

 

 

О себе:

 

– исп. вышла замуж в 1950 году.

 

Репортаж

1.

О праздниках:

 

– праздники деревенские: Илья (2 августа), Никола зимняя (в декабре), Спас (19 августа).

– на праздники варили пиво.

– готовили еду: со своего огорода, держали коров, поросенка, овец, кур.

– на праздники приходили гости из других деревень.

– праздник отмечали 1 день – «Нам некогда было».

 

Репортаж

Вологодская обл.,

Чагодощенский р-н.,

Мегринский с/с.,

д. Мегрино

22.07.2008

 

Зап.:

Сысоева М. А.

Теричева М. В.

 

Исп: Удальцова Василий Петрович, 1930 г. р., род. – д. Тухово.

Удальцова Раиса Вениаминовна, 1930 г. р., род. – д. Савино, Подосиновский р-н., Кировская обл.

 

2.

О себе:

 

– исп. родился 15 февраля. Мать заболела на следующей день «рожей». Отец исп. увез ее в Сомино на лечение. На другой стороне реки в д. Валунь жила тетя.

 

Репортаж

3.

О праздниках:

 

– праздник деревенский – Ильин день. Исп. на 2-й день после праздника пошел в лес косить траву и потерял брусок. Говорят, что нельзя работать в праздник.

– Праздник Ильин – «досыта поедим, вот и праздник». Еда: лебеда, охвостье от колосков, кислуха, картошка.

– до 1940-го года ели «досыта».

 

Репортаж

 

Примета

4.

О ткачестве:

 

– до 1940 года было мало мануфактурной ткани, поэтому ткали сами.

– пряли – получали «порочки», затем на «основательнице» собирали основу для ткачества. Затем заправляли в «кросна» на вал, потом нитки проходили через «ниченки». В конце нитки пропускали через пластины в «бедро» («бердо» – прим. Павлова К. В.)

– ткань, вытканную в домашних условиях, называли «точа».

– краски натуральные: ольховая кора (охра).

– раньше носили домотканое. Красили природными красками. Праздничная одежда – «поддевка» (теплая куртка, приталенная, расклешенная книзу). Раньше носили сарафаны на лямках. Раньше праздничную одежду одевали 3 раза в год на большие праздники.

 

Репортаж

5.

О праздниках:

 

– в праздники гуляли на улице. «Земля не успевала зарастать, все отплясано было». Ходили в соседние деревни: д. Мегрино, д. Горка.

– пляски: «Русского», «Кадриль», «Цыганочка».

– ходили по деревне: впереди шеренгой шли парни, сзади шли шеренгой девушки по 15 человек. Песни пели по очереди – частушки.

– «мат» в деревню пришел после войны из города.

– в частушках выражали свое состояние: кто горе, кто радость, кто-то пел про измену, кто-то про нескольких парней.

– «а какой праздник, если без драки». Дрались из-за девушек «деревня на деревню». Дд. Замошье, Тухово, Кучебино, Мегрино, Залозно – «это всё одна компания», называли «разницы». Д. Горка – большая деревня – была другая компания.

– дрались кулаками, тростями (железный прут загнутый), жердина (из огорода).

– гармонисту могло попасть «невзначай».

– девушки пытались растащить своих ребят. Атаманов не было. До войны было много драк на праздниках.

– Неопалимая – праздник в д. Горка. Во время сенокоса молодежь после работы приходила на этот праздник за 20 км.

 

Репортаж

6.

О плясках:

 

– плясали раньше вприсядку.

– пляски: «Русская пляска», «Кадриль». Плясали «Русского» по-одному, на пару.

– парами плясали «Кадриль»: 2 пары или 4 пары. Могли плясать одну «Кадриль» 1,5 часа.

описание «Кадрили» (если пляшут две пары – парень-девушка, парень-девушка): 1 фигура: выходят на перепляс парни с песнями, затем выходят плясать девушки с песнями.

 

Репортаж

7.

О календарных обрядах и праздниках:

 

– Рождество отмечали.

– родители исп. еще пели длинные песни.

СВЯТКИ

– в Святки «Каляду» не пели здесь.

– ходили «снарядухами» по домам: они плясали, хозяин мог им поиграть на гармони, балалайку или в сковороду. Потом их угощали. «Снарядухами» ходить могли и дети, и взрослые. Заходили во все дома.

– «Святки» и «снарядухи» – это «одно и то жо понятие».

– до войны рядились «медведем»: шубу выворачивали, он тискал девушек. Зубы делали из картошки – наряжались «демоном».

 

Репортаж

8.

О беседах:

 

– на беседы обиралась молодежь: девушки пряли, парни шутили – кудель поджигали – «и всё веселье тут».

– игра на скамейке: ставили скамейку, ведущий-парень выбирал девушку, сажал ее на один конец скамейки и спрашивал: «Какого тебе парня на другой конец надо?». Девушка отвечала. Парень садился, ведущий хлопал ремнем между ними по скамейке, они должны были повернуть голову: если в одну сторону, то целовались. Если девушка отказывалась целоваться, то ее ведущий мог стегнуть ремнем.

 

Репортаж

9.

О календарных обрядах и праздниках:

 

– на Масленицу катались на лошадях на санях, потом на розвальнях ездили.

– потом уже в клубное время стали делать на Масленицу чучело. Раньше этого не было.

– раньше отмечали один день и только катались на лошадях. Украшений на лошадях не было.

– на Пасху угощались, «чокались» яйцами.

– Ильин день, Введенье, Пасха, Троица – всемирные праздники. Потом уже появился праздник – День Победы.

 

Репортаж

10.

О рекрутском обряде:

 

– рекрута были до войны.

– провожали парня на «большую дорогу».

 

Репортаж

11.

О святых местах:

 

– святое место – Пустынь. Евфросин Синеозерский – святой, который там жил.

– у церкви есть ключ. Также в д. Мегрино есть ключ. Там вода мягкая – камней в почках не будет.

– про сонны и холмы в деревне исп. не знает. Были разговоры, что давно на этом месте была битва («то ли с татарами – врать не буду») и холмы – это братские могилы, где похоронены воины.

 

Репортаж

12.

О музыкальных инструментах:

 

– у исп. гармонь 23х12.

– гармони: хромка (в обе стороны – голос один), балаговка (на разжимание мехов «один голос», на сжатие – «другой голос»).

– исп. купил гармонь в 1948 году и старика из д. Залозно. Его сын хорошо играл на гармони.

 

репортаж

13.

О полевых работах:

 

– снопы сушили на «риге». Исп. с отцом сушил снопы.

– мололи снопы на «молотилке».

– «Ригу» называли «именницей» в день, когда заканчивали работы со снопами: их высушили, обмолотили, обмолоченные снопы ставили в «риге».

– потом стали устраивать «День работника сельского хозяйства».

 

Репортаж

         

Вологодская обл.,

Чагодощенский р-н.,

Мегринский с/с.,

д. Мегрино

22.07.2008

 

Зап.:

Сысоева М. А.

Теричева М. В.

 

Исп: Молодцова (Соколова – девичья) Зоя Фёдоровна, 1937 г. р., род. – д. Пустынь.

 

14.

О календарных обрядах и праздниках:

 

– Пасху отмечали 2 дня. Ходили по домам «артелями»: «у меня посидели, потом пошли в другой дом, потом в третий». На 3-й день «опохмелялись».

– готовили на праздник пироги (с творогом – рогушки, с ягодами – черникой, черемухой молотой, с грибами закрытые). К Пасхе делали домашний сыр: творог на марле смешивали со сметаной, яйцами – клали под гнет.

– красили яйца на Пасху.

– на кладбище ходили с яйцами в Пасху, катали ими по могиле и пели: «Христос воскресе». Яйцо приносили домой.

– в Радованицы пекли «опекиши» – оладьи на дрожжах с яйцом, мукой. Носили на тарелке на кладбище, крошили, поминали. Исп. не помнит, делали в этот день кутью.

–  Троица, Петров день, Спас (19 августа), Иван Богослов (9 сентября) – гуляли праздники в д. Пустынь. На все праздники ходили по домам. В праздники ничего нельзя делать. Гуляли по деревне с гармошками, переходили из дома в дом. Мужчины с гармонистом шли впереди, а женщины – позади, пели частушки.

– «Пожинальница» – праздник, гуляли 3 дня окончание уборки. Приходили в самый большой дом, ставили сноп в угол, повязывали его самым красивым платком с кистями. Сноп приносили женщины. Куда его девали, исп. не знает.

– Никола (19 декабря) – также праздновали. Еда: картошка тушеная, щи, холодец, «латка» (блюдо из рыбы).

– Рождество в д. Пустынь «гулять не гуляли, но придерживались»: то есть по домам не собирались. Дети ходили по домам, «Каледу»  пели, наряжались в большие платки. В ответ хозяева угощали их.

– в Святки наряжались, лицо закрывали, плясали – бегали по домам. Плясали, пели частушки.

 

Репортаж

15.

Меня мама била – ой!

Об лежанку головой.

 

– Вот тебе изба читальня!

– Вот тебе и дорогой!

– текст.

 

Частушка

16.

О календарных обрядах и праздниках:

 

– наряжеными бегали по домам, голос при пении пытались изменять, но «всё равно узнавали».

– гадание: слушали на крестах (пересечение 2-х дорог) – «чё прислышится» – колокольчики забрякали, значит, девушка замуж выйдет. Чертили круг, одна девушка в круг этот встает и слушает. Круг обводили палкой, говорили: «Чур меня!». Если девушка услышит, что колокольчики бренчат, значит, в нынешнем году выйдет замуж.

– гадание: ходили слушать под окна «чё прислышится». Если говорят про покойника, значит, кто-то умрёт.

– гадание: жгли бумагу, смотрели на тень.

 

Репортаж

17.

Покажи милёнка пояс.

 

– снач. комм.: под подушку клали пояс, расческу. При этом приговаривали что-то. Исп. приснился при гадании парень, за которого потом и вышла замуж.

– фрагмент текста.

 

Приговор на гадание

18.

Суженый, ряженый, приходи причесатцы, покажи сам себя и посмотри на меня.

 

– фрагмент текста.

 

Приговор на гадание

19.

Колодчик, колодчик. Суженый, ряженый, приходи коня поить.

 

– снач. комм.: из спичек под подушкой делали колодчик, говорили слова.

– текст.

– комм: жених должен присниться.

 

Приговор на гадание

20.

О календарных обрядах и праздниках:

 

– в Святки парни озоровали: двери закрывали, сани со двора увозили на другой конец деревни, могли подвесить к журавлю у колодца и отпустить. Раньше на такое озорство взрослые не сердились.

– молодежь соломой или золой выстилали дорогу от крыльца парня к крыльцу девушки, которые дружили.

– Масленицу справляли: по домам ходили. Пели частушку.

 

Репортаж

21.

Масленца, бл..

Не дала нам погулять.

Говорила: «До Петрова дни».

Не дала и до Христова дни.

 

– текст.

– комм: так Масленицу встречали и провожали.

 

Частушка

22.

О календарных обрядах и праздниках:

 

– на Масленицу ни на чем не катались, просто гуляли по домам. Ничего не жгли.

– в Троицу в «простенок» между окнами ставили ветки березки, и с обеих сторон у крыльца. Неделю березы стояли, потом куда-то убирали – скорее всего, сжигали в бане.

 

Репортаж

23.

Об одежде:

 

– бабушка исп. носила широкую юбку со «сборам» и кофтой поверх юбки, книзу расширялась.

– на голове носили платок.

– юбка и кофта были синего цвета в мелкий цветок. Ткань была покупная. Домотканая одежда шла на исподнее. Называли «точа».

– платья всегда подпоясывали. Платья в молодости: шестиклинки, клеш.

 

Репортаж

24.

О беседах:

 

– девушки ходили на беседы вязать и вышивать, уже не пряли. Каждый вечер ходили в разные дома. «Сегодня – ко мне, завтра – к другой девчонке». Парни приходили на беседу.

– парни «озоровали» – рукоделие отнимали.

– игра «ремень кидали»: кидали ремень, говорили: «Коля Молодцов тонёт». Девушка этого парня должна была идти и тащить его. Если девушка не идет, то ее ремнем «колотят».

– игра «ручеёк»: вставали по двое в ряд, первая пара проходила под всеми руками и вставала в конце. Играли просто так, без музыки и песен.

– пляски: «Кандрель» (по 2 и 4 человека), «Лансей» (8 человек).

 

Репортаж

25.

О скотоводческом и пастушеском обряде:

 

– раньше был закон: «Замуж выходишь, сразу чтоб корова была».

– в Егорий хозяин во дворе обходил скотину утром 3 раза с топором за поясом и с тарелкой (хлеб свежеиспеченный, яйцо, икона Егория) с приговором. К корове впускали овец, и хозяин обходил всех. Обходили «по путе солнца».

– общее стадо обходил пастух.

 

Репортаж

26.

Вслед домой и коровушка домой.

 

– снач. комм.: когда корову выпускают со двора на улицу, нужно встать спиной к выходу, лицом ко двору и 3 раза бросить песок во двор со словами.

– текст.

– повтор.

– комм.: так делали,чтобы корова приходила домой.

 

Приговор на выпуск коровы

27.

О скотоводческом и пастушеском обряде:

 

– у пастухов был кнут.

– когда обходили общее стадо, то 3 раза стреляли из ружья.

– в первый раз весной на выпас каждая хозяйка гнала свою корову сама. С собой она несла тарелку с яйцами, пирогами – «целые корзинки накладут пастухам».

– пастух также обходил с топором, тарелкой (яйцо, икона).

– у пастухов был «обход» – слова особые. Кто-то передавал. «Раньше были люди и на худоё, были и на хорошоё». «Обход» передавали скорее всего на бумаге, а потом пастух уже наизусть выучит.

– один пастух за коровами не следил, не боялся, что они разбредутся по лесу и потеряются. Он был всегда уверен, что они придут – и приходили. У него был «обход». Коровы вечером сами к нему подходили, чтобы он гнал их домой.

– в д. Новая (Устюженский р-н) была старушка, которая «всё знала». Она помогала искать коров, овец и т.д.

 

Репортаж

28.

Об обряде новоселья, домовых:

 

– говорят, что при переходе в новый дом надо первой впустить кошку.

– «везде хозяин свой есть».

 

Репортаж

29.

Хозяин дома, батюшко, хозяйка дома, матушка, и малые ваши детушки, спасите и сохраните меня от тёмной ноченьки. Дайте, Господи, мине здоровьица, да чтобы хорошо уснуть.

 

– снач. комм: исп. ложится спать и говорит.

– текст.

– комм: исп. так делает, потому что боится всего. Так легче.

 

Молитвенный приговор на сон

30.

Ангел мой, ляг со мной. А ты, сатана, уходи стороной.

 

– текст.

 

Молитвенный приговор на сон

31.

Спасибо на баенке, хозяин батюшко.

 

– снач. комм.: исп. вымоется в бане и говорит.

– текст.

– комм.: в каждом строении есть свой хозяин.

 

Приговор в бане

32.

О домовых:

 

– исп. каждый вечер кладет на стол кусок хлеба для домового хозяина.

– у одной старушки в деревне все шкафы в доме ходили ходуном.

– исп. не знает «настоящей молитвы, а вот так «всё поприговариваю.

 

Репортаж

33.

Крест на мне, крест подо мной, Пресвятая Богородица всегда со мной.

 

– текст.

 

Молитва

34.

Господи, благослови, Христос.

 

– снач. комм: когда выходишь из дома, надо говорить. Вариант 1.

– текст.

 

Молитва

35.

Благослови меня, Господи, на сей день Божий.

 

– снач. комм: когда выходишь из дома, надо говорить. Вариант 2.

– текст.

– комм: «в привычку войдёт и уже не забывается». «Надо всему как-то верить».

 

Молитва

36.

Об играх:

 

– играли в мячик: кидали об стену. Мяч был резиновый.

– играли – «кружки чертили».

– игра «выбегательная»: рисовали черту с двух противоположных сторон и кидали мяч.

– шили кукол из тряпок. Бабушки просто могли «скомать» простую тряпку, повязать веревкой – «вот и куколка». Голову, туловище чем-нибудь набивали, к бокам пришивали руки, снизу – ноги. Шили одежду для кукол. Набивать могли опилками. На руках делали пальцы. Лицо вышивали нитками. На ногах делали каблучок. Волосы не делали, завязывали косынку.

– кукол-мальчиков не делали.

– кукол завяртывали, будки делали из досок, кровати делали – укладывали спать.

– ходили друг к другу с куклами, заворачивали, как детей. Это было, как «по-взрослому».

 

Репортаж

         

 

Конец записи

Сост. реестра: Павлова К. В.

 

<<< предыдущий

следующий >>>

399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 > 499
419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438
439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458
459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478
479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498