Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 34 >>> Чагодощенский район   

 

АФ 407

 

<<< предыдущий

следующий >>>  

399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 > 499
419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438
439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458
459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478
479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498

 

 

Вологодская обл.,

Чагодощенский р-н.,

Белокресткий с/с.,

д. Метелищи

25.07.2008

 

Зап.:

Каданцев А. Ф.

Глебкова М. Р.

Козлова Т. Н.

 

Исп: Смирнова (Сергеева – девичья) Мария Васильевна, 1922 г. р., зд.

Натёкина (Сергеева) Анна Васильевна, 1923 г. р., зд. Проживает в г. Бокситогорск Ленинградской обл..

 

1.

О деревне: 

 

– деревня имеет такое название давно.

– деревня насчитывала 32 дома. Когда начали образовываться колхозы, основная часть населения из деревни уехала.

– один край деревни называется Туманов конец, другой – Алексеев конец.

– в 1 км отсюда находятся две деревни: Фофаново и Загорьё.

– названия полей: Любохинское, Закосковское, Репишское, Косково, Репище.

– названия лесов: Бор, Карабино.

– Огарёвские репищи – участок около реки, на котором устраивали покосы. Там находился Огарёвский хутор. Мать исп.-ц рассказывала, что там жил помещик, на него работали крестьяне. Там была мельница, мост.

 

Репортаж

2.

О ремеслах:

 

– кузница находилась между деревнями Белые Кресты и Ерохово. Там работал кузнец с подмастерьем. Ковали лошадей. Была большая наковальня, металл раскаливали в огне, закаливали в воде. Разогревали мехами, между которыми находились раскаленные угли.

– на Богровастице гнали серу и дёготь. Смолу собирали с сосен: подсечивали деревья рубцами «ёлочкой», подставляли воронки. Сера была желтоватого цвета.

– в землянке варили в котле смолу, после ее расплавления образуется черная жидкость. Работали там серогоны.

– дёготь привозили зимой в больших банках на дровнях.

– муку мололи на мельнице.

– горшки привозили из Шолохова за Избоищами. Сами делали кирпичи для печей.

– названия глиняной посуды: кринка, горшок. Мать в большой горшок засыпала солод и ставила в печь, потом гнала сусло через солому. Был квасник деревянный со штырем внизу сбоку.

– кринки использовали для молока. Были чашки глиняные, блюда. Ложки были деревянные.

– делали игрушки из глины: свистульки, дудочки. Здесь не делали, это только покупали. Свистульки были расписные.

– квашня была деревянная.

– отец, брат и сыновья матери были бондари. Фамилия была Бондаревы. Делали кадушки, плели лапти, ушаты с ручками, шайки, корыта, подойники с рылом.

– приходили «катали», которые катали валенки. Ходили по домам. Цвет у валенок зависел от цвета шерсти овец – серые, черные. Мастера били шерсть на толстых струнах, отчего она становилась мягкой. Потом шерсть подмачивали и катали на столе, чтобы слежалась. А потом подлаживали на колодке – выделывали валенок.

– сапоги делали сапожники из Череповца – черепане.

– прялки делали хозяева самостоятельно. Части прялки: голова со спицей, с помощью которой к прялке приделывали кудель. Прялки делали сплошные и из отдельных частей.

 

Репортаж

3.

Об одежде:

 

– шубы делали приезжие мастера. У женщин шубы были с «борам»,  мужчин – тулупы. Длина шубы была ниже колена. На шубе были пуговицы или крючки. У мужчин были шубенники – по короче. Тулупы использовали, когда ехали с кладью. Опоясывались поясом. Пояса ткали только для мужчин шириной 5-6 см одноцветный, делали кисти.

– рубашки подпоясывали круглым (8-10 ниток) или плоским поясом. На праздники покупали пояса. Женщины подпоясывались лентами спереди или сбоку, или сзади.

– в волосах носили ленты. Маленькие девочки завязывали волосы тряпочками.

– «опорки» – старая обувь. Ее не выбрасывали, а отрезали голенища и продавали сапожнику, кожу сдавали. На отданный  материал, сапожник давал деньги, на которые покупали гребенки, ленты.

– по деревням раньше ездил татарин с товаром – продавал. Он собирал у населения кожу, резину, кости, «опорки», тряпки и после оценки на обмен давал им что-то.

– на ногах носили лапти, ступни. Плели из бересты, липы. Прадед плел лапти – был мастером. На другом конце деревни тоже был мастер плести лапти. На сенокос одевали лапти с портянками, которые закрепляли «оборами» (веревками). Богатые носили туфли. Летом больше ходили босиком. Мужчины носили больше сапоги. Дети носили всякую рвань, бегали босиком уже по проталинкам.

– из лыка плели кузовки. Из бересты плели корзины для куриц.

 

Репортаж

4.

О домашнем скоте:

 

– курицы дома не неслись, а неслись у соседки. Она в туалете поставила ящик с «покладом» (белый глиняный камень в форме яйца – подставное яйцо), и курицы ходили туда нестись.

– в каждом доме была лошадь, корова, овцы (пара маток), поросята. Это до коллективизации. У каждого было по 30 соток своей земли. Гусей не было, потому что рядом нет воды.

– во время колхозов нужно было сдать 290 л молока. При этом не разрешали косить для своих коров, поэтому кормили соломой.

– рассказ из жизни о том, как женщина накосила травы на вельгах (промежутки между болотами), ее посадили на 2 года в тюрьму.

– когда корова собирается телиться, то ей подстилали чистую подстилку и следили, не выпускали в «охожую».

– если «не по двору скотинина» (часто болеет, плохо есть, домой не приходит), то приглашали бабушку, которая приговаривала, углы опрыскивала.

 

Репортаж

5.

Хозяин дворовой и хозяюшка, привел вам скотинку-животинку (кличка). Будьте добрыи: примите, накормите и напойте. А я вас обзолочу и накормлю.

 

– текст.

– комм.: кладут денежки (копейки) в каждый угол. Говорят и делают 3 раза.

 

Приговор на новую скотину

6.

О новоселье, домовом:

 

– исп. купила дом и ничего не делала, когда переходила.

– купила дом у родственников – «родство хорошоё идёт, как говорится, благодарность» - всё хорошо в доме. «А кто вредный человек, вот купите у вредного человека, вот тут может чево-нибудь напакостить».

 

Репортаж

7.

Хозяин с хозяюшкой, розрешите в баенке помытца.

 

– снач. комм.: исп. начинает топить баню и говорит.

– текст.

– комм.: 3 раза сказать нужно. Потом можно баню затоплять.

 

Приговор на топку бани

8.

Спасибо, хозяин с хозяюшкой, за паровую банюшку.

 

– снач. комм.: когда вымоешься, нужно говорить.

– текст.

– комм.: говорят 3 раза, при этом нужно покреститься на 4 стороны.

 

Приговор после бани

9.

Ангел мой, Хранитель мой, пойдем со мной.

 

– снач. комм.: когда идешь в лес, нужно говорить.

– текст.

– комм.: сказать 3 раза.

 

Приговор в лес

10.

Спасибо, лесок батюшки, родная земелюшка матушка, спасибо.

 

– снач. комм.: когда выходишь из леса, нужно говорить.

– текст.

 

Приговор из леса

11.

Антошка, Антошка, набери целое лукошко.

 

– снач. комм.: дети шли в лес, кидали корзинку и говорили, чтобы набрать целую корзину грибов или ягод.

– текст.

 

Приговор в лесу на корзинку

12.

Антошка, Антошка, набери целое лукошко.

 

– текст.

 

Приговор в лесу на корзинку

13.

Антошка, Антошка, помоги набрать целое лукошко.

 

– снач. комм.: просто баловались.

– текст.

– комм.: говорят, потом кидают корзинку в воздух.

 

Приговор в лесу на корзинку

14.

Баю, бай,

Баю, бай.

Баю, баюшки, баю,

Не ложись на краю.

Придёт серенький волчок,

Хватит Вову за бочок.

 

– снач. комм.: детей «баюкали», песенки пели.

– текст.

– комм.: много было колыбельных.

 

Колыбельная

15.

Сорока-ворона кашу варила,

Гостей закликала,

Давно гости не бывали,

Моей каши не едали.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала.

Этому не досталось.

Ты – мал,

Круп не драл,

В лес не ходил,

Дров не рубил,

Кашу не варил.

 

– снач. комм.: с детьми надо разговаривать, даже если он еще в животе.

– текст.

– комм.: «и опять: «Сорока-ворона».

 

Потешка

16.

Сорока-ворона кашу варила,

Гостей закликала,

Давно гости не бывали,

Моей каши не едали.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала.

Этому не досталось.

Ты – мал,

Круп не драл,

В лес не ходил,

Дров не рубил.

 

– интонированный текст.

– комм.:  и опять снова.

 

Потешка

17.

О воспитании детей:

 

– когда ребенок начнет делать первые шаги, между его ног проводили  – «перерезали путо». Чиркали ножом 3 раза.

– если ребенок испугался, то звали знахарей. Они водой опрыскивали.

 

Репортаж

18.

Мышка, мышка,

На тебе зуб простой,

А мне дай золотой.

 

– снач. комм.: бросали молочный зуб на печку.

– текст.

– комм.: мог бросить ребенок или взрослый. Бросали зуб через левое плечо на печку.

 

Приговор на зубы

19.

«Утопленник»

Прибежали в избу дети,

Стали спрашивать отца:

«Тятя, тятя, наши сети

Притащили мертвеца»…

 

– снач. комм.: исп. рассказывала внукам.

– текст.

– комм.: известное стихотворение.

 

Стихотворение

20.

О колдунах, знающих людях:

 

– рассказ из жизни о том, как детей пугали милиционером.

– детей пугали колдунами.

– рассказ и жизни о том, как у соседки украли свеклу. Когда она обнаружила пропажу, то кричала по всей деревне, что пойдет к знакомому колдуну, и он найдет вора. Исп. потом снится сон о том, как вор кричит по-петушиному.

 

Репортаж

21.

Дождик, дождик, перестань,

Я поеду в горостань,

Богу молиться,

Христу поклониться.

Я у Бога сирота,

Открываю ворота

Крючкам, замочкам,
беленьким платочкам.

 

– снач. комм.: чтобы дождь закончился.

– текст.

 

Выкрик на дождь

22.

Дождик, дождик, сикони,

Всех с работы угони.

 

– текст.

 

Выкрик на дождь

23.

Дождик, дождик пуще,

Наварю я гущи

И поставлю под кровать,

Чтобы курицам клевать.

 

– текст.

 

Выкрик на дождь

24.

Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Дай солнышка

Опеколнышка.

 

– фрагмент текста

– фрагмент текста.

– текст.

 

Выкрик на радугу

25.

О детях:

 

– если после купания в ушах осталась вода, то нужно попрыгать на одной ноге.

– куклы шили из тряпок, рисовали химическим карандашом глаза, нос, рот. Куклы набивали куделью, голову шили отдельно. Одежду для кукол делали: юбки, штаны. Шили мальчиков и девочек.

– игра в куклы – «как в гости, как праздник». Черепки собирали – заменяли тарелки. Рвали траву – была за место еды. В «папу и маму» не играли.

 

Репортаж

26.

В нашей маленькой компании

Кто-то сильно навонял.

Раз, два, три.

Это, наверно, ты.

 

– текст.

 

Считалка

27.

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили.

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит.

Аты-баты, три рубля.

 

– текст.

 

Считалка

28.

Об играх:

 

– игра в мяч – «яры бросали»: водящий кричал чье-то имя и кидал мяч, кого выкликнули, должен мяч поймать.

– мячи были тряпочные. Потом появился резиновый – был редкостью.

– «рюхи» – «городки».

 

Репортаж

29.

О пище:

 

– дети драли сосновую кору струнами, сворачивали ее в трубочку и ели.

– дети жевали сосновую серу – зубы чистили.

– съедобная трава – пестыши и кислица. Их жарили на сковородке.

 

Репортаж

30.

– Желанная, желанная, накорми меня и моего цыганенка.

– Ой, да нечем накормить-то.

– Ну дай что-нибудь на руку, погадать не хочешь?

– Не, не! Гадать не надо. Денег нету.

– Ну, дак ты чем-нибудь уплати.

– Ну, чем?

– Ну, дай сахаринку, дай сальцинку, дай мясинку, дай сметанки, хлебца кусочик, картошинку.

– снач. комм.: в Святки рядились: исп. рядилась цыганкой с женщиной, которая ходила с кнутом. Заходили ряженые в каждый дом – просили чего-нибудь.

– текст.

– комм.: когда ряженые соберут все поданное им угощение в мешок, старший из ряженых цыган говорит: «Ну, спляши колесом». Младший начинает плясать. Заходили в каждый дом, потом все собранное делили.

 

Диалог ряженых с хозяевами

31.

О календарных обрядах и праздниках:

 

– в Святки одевали «самое хорошее». Лицо закрывали марлей или сеткой, чтобы не узнали. Все равно узнавали по голосу или по выходке.

– парни ходили «медведем»: выворачивали шубу, рычал, пугал девок. Приносили «покойника».

– гадание: ходили на трактовую дорогу, зачёркивались в круг и слушали на перекрестке. Так загадывали, куда замуж девушка выйдет.

 

Репортаж

32.

Откуда жених…

 

– фрагмент текста.

 

Приговор на гадание

33.

Чур моему гаданию.

 

– снач. комм.: в конце гадания просто «закрестишь всё и уходишь».

– текст.

 

Приговор на гадание

34.

О календарных обрядах и праздниках:

 

– в Святки слушали слушать под окно: где ругаются, пьют или тишина – оттуда уходили.

– шалили: привязывали «коковки» (веретено с пряжей) к планкам у 3-4 домов и дергали.

– гадание: брали с поленницы охапку дров и загадывали – если в охапке четное количество дров, то выйду замуж, если нечетное, то не выйду.

 

Репортаж

35.

Суженый, ряженый, приди меня расчесать и себя показать.

 

– снач. комм.: под подушку клали расческу и говорили.

– текст.

 

Приговор на гадание

36.

Суженый ряженый, приходи спинку потереть и тебя посмотреть.

 

– снач. комм.: могли под подушку положить мочалку.

– текст.

 

Приговор на гадание

37.

О календарных обрядах и праздниках:

 

– в Масленицу катались по деревне на лошадях.

– жгли веник, поторченый на палку, бегали по деревне.

– костер на Масленицу не делали.

– раньше зятья ездили в гости к теще.

– катались с горок.

– деревенская качель была в Загорье, но туда не пускали. На гумнах катались на качелях на веревках.

– на Пасху не разрешали «хулиганить и бедокурить».

– мать не разрешала брать изюм: «Только изюм не возьмите, а то вас Боженька палкой. Боженька увидит и палкой по рукам».

– на Пасху красили яйца. Яйца катали на могилах на кладбище – со всех 4-х сторон могилки скатывали и оставляли.

 

Репортаж

38.

О скотоводческом и пастушеском обряде:

 

– в Егорий коров выпускали. Пекли пироги.

– с решетом на поле пастух обходил стадо коров. Были все хозяева коров.

– пастух нес икону, решето с пирогом, яйцами. Знал текст. Обходил «встречь солнца» 3 раза.

– пастух давал себе «завет», что не будет собирать ягод и грибов, а будет следить за коровами. За поясом у пастуха был топор.

– дома обходили скот взрослые: родители. Дома обходили с пирогом, яйцами. Делали так, чтобы дома «сытно» было.

 

Репортаж

 

 

 

 

 

 

Конец записи

Сост. реестра: Павлова К. В.

 

<<< предыдущий

следующий >>>

399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 > 499
419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438
439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458
459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478
479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498