Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 34 >>> Чагодощенский район   

 

АФ 404

 

<<< предыдущий

следующий >>>

399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 > 499
419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438
439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458
459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478
479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498

 

 

Вологодская обл.,

Чагодощенский р-н.,

Первомайский с/с.,

д. Пучнино

23.07.2008

 

Зап.:

Каданцев А. Ф.

Глебкова М. Р.

Редькина Ю. А.

Козлова Т. Н.

 

Исп: Назарова Анна Михайловна, 1929 г. р., род. – д. Пучнино.

 

1.

О беседах:

 

– в деревне было 3 беседы: старшая, средняя, младшая. На «старшую» беседу ходили замужние женщины. На «среднюю» беседу ходили девушки около 20 лет, на «младшую» – 16-18 лет.

– на беседу собиралось 20 человек. Девушки на беседах пряли лен разных видов: «изгреби» – похуже, «пачеси» – получше, «лен» – самый лучший. «Проозоруют, дак ничего не напрядёшь».

– прялки передавались от родителей. Начинали прясть с 8-10 лет.

– на беседе пряли, плясали, песни пели («коротенькие» – частушки; длинные): «Последний нынешний денёчик», «На Мурманской дорожке», «Ванька-ключник».

– парни приходили на беседу «только озоровать»: мешали девушкам прясть.

 

Репортаж

2.

Об играх:

 

– игра: парни садились на колени лицом в круг, соединяясь коленями; передавали друг другу ремень за спиной; один участник должен был угадать, у кого в руках ремень; если не угадывал, то его били этим ремнем. Угадывал водящий, с которого начинали передавать ремень по кругу. Водящего выбирали по жребию: в шапке были бумажки, на одной есть надпись, кто ее вытягивает, тот и водящий.

– парни играли в карты.

– игра: на один край скамейки садился парень, на другой – девушка, между ними посередине скамейки ударяли ремнем, они поворачивали головы, если в одну сторону, то должны целоваться. Если девушка отказывалась целоваться, то ее стегали ремнем. Дальше садилась другая пара.

– уличные игры: «коронушки» (прятки), «палочки».

– выбирали водящего по палочке: держали палку вертикально, каждый рукой хватался за палку выше руки другого, чья рука оказывалась сверху, тот становился водящим.  

– «коронушки»: ломали 11 небольших палочек, которые складывали особым образом, по ним «щелкали». Пока водящий собирает разлетевшиеся палочки, все прячутся. Пока водящий ищет, один из спрятавшихся может подойти к палочкам и щелкнуть по ним, чтобы они снова разлетелись. Водящему снова надо собирать палочки.

– в «городки» играли парни и мужчины. «По деревне так и гонят рюху».

– маленькие девочки играли в куклы. Шили куклы сами. С куклами играли в больницу, в школу. Шили одежду для кукол: для мальчиков и девочек. Кукол из соломы не делали. Кукол могли лепить из глины. Раньше продавали расписные свистульки, которые привозили из Устюжны, в форме птичек. 

– раньше были резиновые мячики, мячики, скатанные из коровьей шерсти.

 

Репортаж

3.

О беседах:

 

– о переходе из младшей беседы в старшую: становились девчонки старше и переходили в другую беседу.

– для проведения беседы нанимали дом. Новых девушек на беседе садили ближе к кухне. Старшие девушки садились на почетном месте. Девушки пряли.

– парни садились «где попало», где место найдет. Ребята садились ближе к двери.

– шалили: парни поджигали «кудель» у девушек.

– раньше на беседе сидели с лучиной. Потом стали делать самодельные лампы – «пикушечки». (в банку наливали керосин, делали из сукна продолговатый фитиль, закрепляли на алюминиевой крышке). Лучину втыкали в стену. Длина лучины была 60-70 см. Если лучина сухая, то сгорает быстро. От лучин было светло. «Когда свет дали, тогда и лампы стали тёмно светить».

– с хозяйкой, которая пускает к себе в дом на беседу, расплачивались картошкой, дровами, мыли дом.

– на средней беседе была балалайка, а на старшей – гармонь.

– под балалайку плясали «Русского», пели частушки. Парни плясали по одному, а девушки плясали на пару. Использовали в пляске платочки.

 

Репортаж

4.

Как Пучнинская деревня,

Словно город Ленинград.

Там девчонки как малина,

А ребята – виноград.

 

– текст.

 

Частушка

 

5.

Как Пучнинская деревня,

Словно город Ленинград.

Там девчонки как малина,

А ребята – виноград.

 

– текст.

 

Частушка

6.

О беседах:

 

– девушки плясали на пару по 10 минут под балалайку, потом выходила плясать другая пара девушек.

– если не было музыкальных инструментов, то могли играть «языком».

 

Репортаж

7.

Наигрыш «под язык»

 

– наигрыш.

 

Наигрыш «под язык»

8.

Наигрыш «под язык» «Семеновна»

 

Эх, Семен, Семен, да где ты шляешься,

Да по ночам домой да не являесся.

– наигрыш.

 

Наигрыш «под язык» с частушками

9.

Эх, Семеновна, да моя тайница,

Да семерых любишь, тебе ж ударница.

 

– снач. комм.: «Семеновну» плясали по кругу с частушками. Пели частушку, а потом шли по кругу.

– напев с показом пляски.

– комм.: «Цыганочку» плясали под гармонь и балалайку, «языком» не играли. Пели любые частушки.

 

Частушка с пляской

10.

О плясках:

 

– «Кандрель» и «Лансей» – парные пляски. В «Кандрель» плясали 2 пары, а в «Ласней» плясали 4 пары.

– пляски: «Русского», «Семёновна», «Цыганочка».

– «Цыганочку» плясали по одному. Парни не плясали «Цыганочку», плясали только «Русского». Девушки плясали «Семеновну». Вместе плясали «Кандрель» и «Лансей».

 

Репортаж

11.

О календарных обрядах и праздниках:

 

СВЯТКИ

– Святки длились от Рождества до Крещения. В Святки рядились, ходили ряженые, гадали.

– в Святки ходили «Рожество славили».

– ходили по домам и под окнами пели «Каледу».

 

Репортаж

12.

Каледа, Каледа,

Как ходила Каледа

По светым вечерам.

Как пришла Каледа

У Иванова двора.

А Иванов двор на семи столбах,

А Иванова жена пирожки пекла,

Да в окошечко дала, дала, дала.

Кто не даст пирога,

Уведу корову за рога.

 

– напев.

– комм.: стояли под окном и пели громко (1 раз), чтобы хозяева слышали. Потом хозяева что-нибудь выносили (пирог, сахар, деньги).

 

Колядка

13.

О календарных обрядах и праздниках:

 

СВЯТКИ

– ходили петь «Каледу» мальчики и девочки. Только девочки под окном пели, а парни заходили в дом и просили угощение. Ходили по всем домам.

– после «Каледы» со всем собранным приходили на беседу и угощались.

– с «Каледой» ходили на Рождество.

– в Святки ходили ряженые: парни одевались девушками, девушки – парнями. Ряженые плясали, молча, лица закрывали. Наряжались страшно, смешно. Ряженые ходили по домам и на беседы.

– ряженые: медведь (шубу выворачивали), лошадь (5 человек приходили: сверху закрывались «пологами», голову делали) – «придет такая образина, все и испугаются». Голову лошади делали из соломы. Лошадь водил человек. Лошадь лягалась. Медведь бродил по дому, девушек не катал.

– в д. Стулово на беседы ходили «с блинам»: в кастрюле наводили муку с водой. Брали сковородку и брызгали на девушек.

– озоровали: дверь подпирали жердью. Дети привязывали в ручке двери нитку, дергали – она «брякочет».

– гадания: слушали под окнами. В Рождество (первую неделю) при гаданиях «зачиркивались» в кругу.

 

Репортаж

14.

Слава Богу, не забрели,

На коленях посижу.

У милахи толсты ляхи,

На коленях посижу

 

– текст.

 

Частушка

15.

О календарных обрядах и праздниках:

 

– рассказ из жизни: одна девушка в Святки слушала под окном, а там частушку проговорили: «Слава Богу, не забрели…На коленях посижу». Значит, что девушка в этом году замуж не выйдет.

– под подушку клали что-то, что хотелось бы, чтобы приснилось: полотенце или еду. Клали и приговаривали.

 

Репортаж

16.

Кто кусок этот будет доедать,

С тем и буду доживать.

 

– текст.

 

Приговор на гадание

17.

С кем кусок этот буду доедать,

С тем и век свой буду доживать.

 

– текст.

– комм.: «кому-то снилось, кому-то не снилось».

 

Приговор на гадание

Вологодская обл.,

Чагодощенский р-н.,

Первомайский с/с.,

д. Пучнино

23.07.2008

 

Зап.:

Каданцев А. Ф.

Глебкова М. Р.

Редькина Ю. А.

Козлова Т. Н.

 

Исп: Назарова Анна Михайловна, 1929 г. р., зд.

Назаров Александр Петрович, 1932 г.р., род. – хутор Мосеиха.

 

18.

О календарных обрядах и праздниках:

 

– церковь была в деревне на берегу реки.

– праздники: Соловецкие (10 октября), Крещение (19 января), Тихвинская (9 июля).

– на праздник собирался народ со всех ближних деревень. Было много гармонистов, приходили родственники и гости из других деревень на столования. Праздник гуляли 3 дня. Ходили по деревне с гармонями артелями других деревень (д. Озерово Ленинградской обл, п. Смердомский). На праздник приходил народ с 7 соседних деревень.

– в праздники были драки между ребятами из разных деревень. В драках использовали бутылки, камни. Не ладили между собой Озеровские и Смердомские.

 

Репортаж

19.

О деревне:

 

– название д. Пучнино происходит от слова «пучина». В окрестностях деревни много трясин, пучин.

– было много хуторов: Ластиха, Мосеиха, Городёнка.

– когда в 20-е гг. деревня Пучнино сгорела, то все жители разъехались жить по хуторам.

– хутора: Мосеиха (13 домов), Городёнка (10 домов), Власиха, Порочино, Подпорочино, Силюхино, Ластиха.

– рядом с х. Мосеиха был «жальник», на котором кто-то похоронен: там была часовня, все выложено камнем, была ограда. Старики не знали, кто там похоронен.

 

Репортаж

20.

О календарных обрядах и праздниках:

 

– в Масленицу пекли блины, катались на лошадях. Костры не жгли, чучел не делали.

– после Масленицы начинался Великий Пост. Раньше его старались соблюдать.

– в Вербное воскресение ломали вербушки.

– в Великий Четверг ничего не делали.

– мутовки заготавливали ранней весной, когда начинается сокодвижение.

– помело делали из сосновых веток. Сосновые ветки хуже горят, поэтому их и использовали.

– в Пасху ходили «стукаться» яйцами. Яйца не катали.

– в Егорий обходили скот.

 

Репортаж

21.

О скотоводческой и пастушеской обрядности:

 

– в Егорий дома скот должен обходиться обязательно мужчина (даже если в доме есть только мальчик 10 лет).

– подвязывали ремень, за ремень втыкали топор, брали с собой икону, свечу и хлеб в решето. Обходил 3 раза. Топор после обхода «тюкали» над дверью во дворе. Яйца приносили домой, хлеб скармливали скоту.

– в этот же день коров выгоняли. Вербушки с Вербного воскресения до Егория лежат рядом с иконами.

– на общий обход женщины приносили из дома вербушки и складывали в одну груду, которую пастух после обхода забирал и опускал в ручеек.

– пастух обходил стадо 3 раза, каждый раз, как он обходил стадо кругом, мужчины стреляли из ружей.

– пастух обходил стадо с иконой Егория. Потом пастуха угощали.

– пастух опускал вербушки в воду для того, чтобы коровы давали больше молока.

– пастух брал у кого-то «обход». После обхода пастух «обход» куда-то девал.

– пастухи играли в рог (трубочка с дырочками, к ней присоединяли трубу, скрученную из бересты ).

– «другой пастух играет хорошо – хоть пляши, а другой и не умеет».

– пастух играл утром, как надо выгонять коров.  Проходил по деревне, играл в рог, и хозяйки выпускали коров.

– пастух ругался, если хозяйка выпускала корову без платка или голоногая.

– летом в какой-то день пастух еще обходит стадо, но точной даты никто не знает.

– пропавшую корову искали всей деревней. Если не находят, то пастух не платил за ее потерю.

 

Репортаж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примета

Вологодская обл.,

Чагодощенский р-н.,

Первомайский с/с.,

д. Пучнино

23.07.2008

 

Зап.:

Каданцев А. Ф.

Глебкова М. Р.

Редькина Ю. А.

Козлова Т. Н.

 

Исп: Назарова Анна Михайловна, 1929 г. р., зд.

Назаров Александр Петрович, 1932 г. р., род. – хутор Мосеиха (гармонист).

Абраменков Виктор Семенович, 1937 г. р., зд.

 

22.

«Цыганочка» (А.П.)

 

– наигрыш.

Наигрыш на «Тульской» гармони под пляску

23.

«Цыганочка» (А.П.)

 

– наигрыш.

 

Наигрыш на «Тульской» гармони под пляску

24.

«Яблочко» (А.П.)

 

– проба наигрыша.

 

Наигрыш на «Тульской» гармони

25.

«По деревне» (А.П.)

 

– проба наигрыша.

– комм.: ходили по деревне партиями – гармонист впереди, а девушки сзади «табуном».

 

Наигрыш на «Тульской» гармони под песни

26.

«По деревне» с частушками (В.С.)

 

Эх, пучнинские ребятушки

Отчаянный народ.

Ой, да они в тёмные-то ноченьки

Гуляют напролёт.

 

Ой, да мы опять-то пошли гулять,

Смотрите, председатели.

Ой, да на мне надо-то трудодни,

Пошли к [нрзбр] матери.

 

Ой, да поиграла эта хромочка

Потешила людей.

Ой, да пообманывала девушек,

У [нрзбр] матерей.

 

Ой, да эта хромка да не моя

Да семимехая.

Ой, да эта милка-та не моя,
Моя рожать уехала.

 

Ой, да где мы-то не бывали,

Где мы не работали.

Ой, да под открытым небом спали,

Ноченьки коротали.

 

Ой, да мы с товарищем попляшем,
Поиграй гармошка нам.

Ой, да из деревен выселяют,

Будем жить по городам.

 

– наигрыш с пением.

 

Наигрыш на «Тульской» гармони под песни

27.

«По деревне» с хулиганскими частушками

 

Ой, да я не буду-то хулиганить

И охальных песен петь.

Ой, сяду к милке-то да на колени,

На её буду глядеть.

 

Ой, хулиганила-то головушка

[нрзбр]

Ой, до чего дохулиганила

Тюряги [нрзбр].

 

Ой, вологодская тюрьма,

Знаю, чем ты украшена.

Ёлками, берёзками,

Ребятами-подростками.

 

Ой, посадили-то за решётку

И повесили замок.

Ой, да там не выйдешь-то на гуляночку

Весёлый паренёк.

– наигрыш с напевом.

 

Наигрыш на «Тульской» гармони под хулиганские песни

28.

Вологодская тюрьма,

Да знаю, чем украшена.

Ёлками, берёзками,

Ребятами-подростками.

– текст.

 

Хулиганские частушки

29.

Дожжик, дожжик, пушше.

Наварим мы гушши.

Мы поставим под кровать,

Будут курицы клевать.

 

– интонированный текст.

 

Выкрик на дождь

30.

Дожжик, лей, лей, лей,

На меня и на людей.

На людей по ложке,

На меня – ни крошки.

 

– текст.

 

Выкрик на дождь

31.

Дожжик, дожжик, перестань,

Я поеду на растань,

Богу молиться,

Попу поклониться.

 

– текст.

– комм.: было какое-то продолжение.

 

Выкрик на дождь

32.

Радуга, дагуй,

Не давай дожжа.

Давай солнышка

Вышеколнышка.

 

– текст.

– комм.: пацаны кричали, как только увидят радугу.

 

Выкрик на радугу

33.

«Про плакунчика, про певунчика» (В.С.)

 

– снач. комм.: исп. рассказывал своим внукам.

– текст в пересказе.

 

Сказка

34.

«Про бабу-Ягу» (А. М.)

 

– фрагмент текста.

– комм.: был прадед Никита Харитонович, который сам сочинял сказки и рассказывал. «Сказки-то всё взрослые, не для детей». Про других сочинителей.

 

Сказка

35.

«Под язык» с частушкой

Лёва-Лёва с Кобелёва

Голова сосновая,
У их Павленька косой,

А Панюшка шалёная.

 

– наигрыш с напевом.

– комм.: частушка сочинена одним мужчиной.

 

Наигрыш «под язык» с частушкой

36.

Ондрий кудренцу построил,

Всё дрова еловыи,

Анна семью нарожала,

Всё толстоголовыи.

 

– напев.

 

Частушка

37.

Под окошечком Бабай,

Кричит: «Ваденька продай».

Я Бабай на ответ:

«У нас Вади дома нет».

 

– текст.

 

Колыбельная

38.

Баю, баю, бай,

Под окошечком Бабай.

Под окошечком Бабай,

Кричит: «Ваденьку продай».

Я Бабаю на ответ:

«У нас Вади дома нет».

 

– напев.

 

Колыбельная

39.

[Баю баюшки, баю,

Жил-был барин на краю].

Он не беден, не богат,

У ево много ребят.

У ево много ребят,

Все по лавочкам сидят.

Все по лавочкам сидят,

Кашу маслену едят.

Каша масленая,
Ложка крашеная.

Ложка гнётци,
Нос трясётци,

Душа радуетца.

 

– напев.

 

Колыбельная

40.

Баю, баюшки, баю,

Не ложись спать на краю.

Вадик с краю упадёшь

И головку розобьёшь.

 

– напев.

 

Колыбельная

41.

Баю, баюшки, баю,

Жил-был барин на краю.

Он не беден, не богат,

У ево много ребят.

У ево много ребят,

Все по лавочкам сидят.

Все по лавочкам сидят,

Кашу маслену едят.

Каша масленая,
Ложка крашеная.

Ложка гнётци,
Нос трясётци,

Душа радуетца.

 

– напев.

 

Колыбельная

42.

О сплаве леса:

 

– в районе раньше был сплав по реке Чагодоще. Сплавляли лес на 3 стекольных завода, которые работали на дровах.

– много леса утоплено.

– зимой лес складывали на берегах рек, а весной начинали сплавлять.

– делали «запани» около мостов. Здесь был простой сплав.

– 70% лиственных деревьев (осина, береза) при сплаве уходил на дно, хвойные деревья (ель, сосна) доходили до места.

– сплав закончился, примерно,  в 1964 году, но до 1970 года люди еще доставали лес и им отапливали дома.

 

Репортаж

43.

О ремеслах и промыслах:

 

– глиняные горшки, игрушки привозили с Устюжны.

– были свои печники.

– в 19 веке раньше здесь делали пучнинские горшки.

– было много столяров, плотников.

– колодцы делали. Воду искали с помощью проволоки: загибали две проволоки, брали в руки и ходили – когда проволоки сойдутся концами, значит, здесь в земле бьет родник. Когда проволоки не было ,использовали сухие еловые ветки.

– Тяпин Алексей Васильевич был катовалом. Артелей катовальных не было. Все были сапожниками. Кожу выделывали сами.

– одежду шили руками. В конце 50-х годов стали появляться швейные машинки.

– «шорник» – был мастером изготовления конской упряжи.

– раньше держали много скота: 50 лошадей, 200 коров, 200 телят, 400 овец. «У каждого стадо своё» было. Разводили пчел, куриц.

– пчел помещали в улья. Дуплянки были в Ленинградской области.

– сани, телеги также делали самостоятельно.

 

Репортаж

44.

Всё искал мужик на мести

И старалсы делать сам.

Санки, дровни и телеги,

Он не верил чудесам.

Как же так могло случиться,

Как же так и почему?

Что земля не стала нужной

Поколенью моему?

 

– фрагмент текста.

– комм.: у Абраменкова В.С. написана целая поэма про деревню.

– текст.

 

Стихотворение

45.

О полевых работах:

 

– весной перед посадкой картофеля все жители вывозили навоз на поле. Это делали до обеда, а после обеда начинали сажать картошку.

– раньше заготовляли в колхозах торф на болотах. Болото осушали с помощью камней.

– раньше старики вели подсечное земледелие. В 1-й год сажали овес. Следующие 2-3 года овес рос без удобрений.

– раньше коров кормили «мякиной» (отходы от молотьбы: шелуха и зерна).

 

Репортаж

46.

О хозяйственных постройках:

 

– хозяйственные постройки: гумно, пелевня, сарай, рига. В деревне была «магазея». «Лодонь» в гумнах делали из половины бревна – «плахи».

– в 1988 году в Падуне сожгли мельницу на реке. Там была бумажная фабрика.

– в деревне Пучнино на горушке стоял «Ветряк» – переворачивали мельницу относительно ветра – «ветер ловили».

– был «льнотрепак», полностью сделанный из дерева.

– дранку делали сами. Каждую крышу крыли дранкой.

 

Репортаж

Вологодская обл.,

Чагодощенский р-н.,

Мегринский с/с.,

д. Валунь

24.07.2008

 

Зап.:

Каданцев А. Ф.

Глебкова М. Р.

Редькина Ю. А.

Козлова Т. Н.

 

Исп: Собакина Зоя Васильевна, 1928 г. р., зд.

Проживает в п. Чагода, ул. Кирова, д. 26, кв. 43.

 

47.

О молодежных посиделках:

 

– посередине деревни раньше стоял «гигант» – качель. В центре стоял столб, к которому были привязаны 4 веревки с петлями на конце. В эти петли садились, другие 4-ре человека раскручивали. Могли раскручивать шестами, которыми упирались в узлы около петель.

– молодежь собиралась у барского дома на крыльце. Ребята играли на баяне, гармошке, мандолине, гитаре.

– летом так собирались каждый вечер. Зимой собирались в барском доме реже. В барском доме была контора и начальная школа. В коридоре показывали немое кино.

– на беседе песни пели, плясали «маленькую кадриль» (4 пары) и «большую кадриль» (8 пар).

– пляски: «Цыганочка», «Русского», «Семеновна» и «Кадриль». Летом плясали каждый вечер. Плясали под какой-то один инструмент. Под мандолину пели песни и танцевали.

– игры: ходили на берег играть в «лапту». Так играли парни. Также играли в «рюхи» – городки. Девушки и парни играли в «третий лишний».

– «галдарея» – длинное крыльцо с навесом около амбара, куда также ходила молодежь.

– клуб не было. Потому собирались у барского дома или на «галдарее».

 

Репортаж

48.

О хозяйственных постройках:

 

– в деревне была рига (сушили зерно), гумно (молотили зерном «цеп»). Молотили зерно. Лен не сеяли.

– в деревне была кузница и дом «шорника» (кто ремонтировал конную упряжь).

– сани, телеги каждый хозяин делала себе сам.

– зимой делали ледяную горку. Специально у санок, дровней замораживали полозья, чтобы лучше катились с горы.

– история из жизни о том, как дети, катающиеся с горки на дровнях, подцепили мужчину.

 

Репортаж

49.

О календарных обрядах и праздниках:

 

СВЯТКИ

– ряжеными бегали в соседние деревни: Семёнково, Клеменино.

– у одной старушки муж в царское время был важным человеком, у нее было много красивой, богатой одежды. В неё и рядились в Святки. Одежда: сарафаны, юбки со сборками, кофты.

– исп. наряжалась цыганкой. Ряженые закрывали лицо сеткой, чтобы их не узнали.

– ряжеными ходили по соседним деревням и по своей деревне по домам. Красиво одевались ряженые только один раз – в начале Святок. А ряжеными бегали все Святки.

– ряженых пускали в дома, они плясали. Хозяева пытались ряженых раскрыть, а ряженые не давались. Хозяйки часто накрывали стол и сажали ряженых за стол.

–  лицо закрывали  тюлью, канвой («через неё видно нам-то, а нас не видно»).

– ребята также рядились красиво: вышитые рубашки-косоворотки, кнут брали, сапоги одевали – ходили цыганами. Цыгане гадали.

– игр в Святки исп. не помнит.

– с «Каледой» не ходили.

– шалили: двери подпирали.

ФРОЛЫ И ЛАВРЫ

– в конце деревни была часовня, где сейчас растут большие сосны. В этот день к часовне водили коней, священник святил их водой.

– мать рассказывала.

– отмечали Рождество, Новый Год.

– в д. Семёнково также отмечали Фролы и Лавры.

– сначала водили коней к часовне, потом гуляли. На праздник варили пиво.

– перед д. Клеменино есть Мельничий ручей, где бьют ключи. Вода очень холодная. В д. Семенково  также есть ключ.

МАСЛЕНИЦА

– в Масленицу катались на лошадях, привязывали ленты к гриве. На дровнях и санях катались. Катались взрослые и дети.

– пекли блины, рогушки.

– на ПАСХУ ходили за вербой к реке, ставили в воду к иконам. Во дворе возможно ставили.

– в ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ мать исп. обходила дом и двор с иконой.

ПАСХА

– в Пасху красили яйца. Ходили с ними по домам. Угощали пирогами.

– дети бегали по домам, стукались яйцами. Пели «Христос воскресе» – «вспоминали Иисуса Христа».

 

Репортаж

50.

– Христос воскрес!

– Во истину, во смятку!

 

– текст.

– комм.: так дети баловались – говорили.

– повтор текста.

 

Шуточный Пасхальный диалог

51.

О календарных обрядах и праздниках:

 

– раньше на кладбище ходили в Радоницу, в Троицу. С собой брали пироги, яйца, крупу, конфеты. Ходили на кладбище до обеда. Ходили старее, молодые, дети, мужчины и женщины.

– на кладбище нужно ходить накануне Троицы – в Троицкую субботу.

– мать исп. говорила: «С могил ничего не берите. Если чё возьмёте, покойник ночью придёт и заставит вас снести и положить на то место».

– вещие сны: часто снились в войну.

 

Репортаж

 

 

 

 

 

Примета

 

 

52.

О домовых:

 

– в доме есть домовой, во дворе следит за скотом дворовой, в лесу-  лесовик.

– рассказ из жизни: ходили драть лыко на мочала. Срубали небольшие липы, замачивали лыко в лесном озере. Один раз услышали, что кто-то кричит. Стали звать, никто не пришел. А оказалось, что это был медведь.

 

Репортаж

53.

О разном:

 

О пастушеском и скотоводческом обряде:

– хозяйка обходила во дворе с иконой, читала молитву – обходила корову.  Так делали в Егорий.

– после Егория выгоняли скот на пастбище.

О ткачестве:

– мать исп. ткала половики на кроснах.

 

Репортаж

54.

Придёт серенький волчок,

Тебя схватит за бочок

И потащит во лесок

За ракитовый кусток.

 

– фрагмент текста.

 

Колыбельная

55.

Все по сёлам спят,

По деревням спят.

Одна бабушка не спит,

На моей шкуре сидит.

Мою косточку грызет,

Мою шёрсточку прядёт.

 

– текст.

 

Песенка к сказке

56.

Все по сёлам спят,

По деревням спят.

Одна бабушка не спит,

На моей шкуре сидит.

Мою шёрсточку прядёт,

Мою косточку грызет.

 

– текст.

– комм.: кто пел, кто просто говорил.

 

Песенка к сказке

57.

Дождик лей, лей, лей,

На меня и на людей.

На людей по ложке,

На меня по крошке.

 

– текст.

 

Выкрик на дождь

58.

[Дождик, дождик, перестань],

Я поеду в Ерестань,

Богу молитца,

Христу поклонитца.

 

– текст.

 

Выкрик на дождь

59.

[Дождик, дождик], перестань,

Я поеду в Ерестань,

Богу молитца,

Христу поклонитца.

 

– текст.

 

Выкрик на дождь

60.

Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Дай солнышка

Из-под брёвнышка.

 

– текст.

 

Выкрик на радугу

61.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Гляньте на небо –

Птички летят,

Колокольчики звенят.

 

– текст.

 

Игра

62.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Гляньте на небо –

Птички летят,

Колокольчики звенят.

 

– текст.

 

Игра

63.

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

 

– текст.

 

Считалка

         

 

Конец записи

Сост. реестра: Павлова К. В.

 

<<< предыдущий

следующий >>>

399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 > 499
419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438
439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458
459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478
479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498