Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 34 >>> Чагодощенский район   

 

АФ 402

 

<<< предыдущий

следующий >>>

399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 > 499
419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438
439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458
459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478
479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498

 

 

Вологодская обл.,

Чагодощенский р-н.,

Мегринский с/с.,

д. Горка

22.07.2008

 

Зап.:

Каданцев А. Ф.

Глебкова М. Р.

Редькина Ю. А.

 

Исп: Лопатина Татьяна Васильевна, 1929 г. р., зд.

Лопатин Виктор Иванович, 1928 г. р., род. – д. Мекса Череповецкого р-на.  

 

1.

О беседах:

 

– беседы: была большая и маленькая беседы. Девушки пряли «куделю». Ходили каждый день по домам по очереди на беседу. «То проозоруём, то пропляшом».

– играли: ставили скамейку, парень вызывал девушку к скамейке целоваться. Парень и девушка садились на скамейку спинами друг к другу, между ними палкой ударяли по скамейке, они оборачивались и целовались, если повернулись в одну сторону, если в разные стороны, то «ничево» – других вызывают.

– плясали «Русского», «Кадрель». «Русского» плясали по одному, «всяко было». Была также пляска «Лансей» - на 4 человека и 8 человек. Плясали парни и девушки.

 

Репортаж

2.

О календарных обрядах и праздниках:

 

СВЯТКИ

– зимой молодежь бегала по деревне и озоровала: разваливала поленницы, к дверям привязывали катушки («стукают потом).

– дети рядились в Святки, лица закрывали марлей лицо. Ходили по домам. Большие не ходили.

ЕГОРИЙ

– коров выгоняли в первый раз 6 мая в Егорий. Обходили корову на дворе мужчины. С собой брали топор, обходили 3 раза и в угол «тюкали». Брал с собой 2 яйца, горбок хлеба или пирог. Еду приносили домой обратно.

– выгоняли скот вербушками. Потом их носили в ручей. Яйца, пирог отдавали пастуху.

– на поле стадо коров обходили пастухи, потом мужчины стреляли из ружей. Только пастух обходил стадо. Женщины отдавали яйца пастуху.

 

Репортаж

3.

О праздниках:

 

– священник не ходил по домам в праздники.

– на Пасху пекли «паску», красили яйца.

– пиво варили в кадушках «розваром». Сначала делали солод. На круподерке пропускают солод – мололи. Добавляли овес. Пиво делали изо ржи. Кипятили воду, клали в кадку на мосту («на калидори»). Смотрели, пиво может «не заходить». В кадку опускали камни (их нагревали в печке). Когда «выходит» – спускали в корыто через дырку, которую закрывал «шворень». На дно кадки клали солому. Сусло стекало в корыто. Затем сусло наливали в бочечку, к нему добавляли хмель. Потом из этой бочечки и пили.  

– праздники: «Неопалимая» (17 сентября), Тихвинская (9 мая???). На праздник приходили родственники. «Перегащивали»: ходили по домам на угощение. Родственники ходили по родственникам. Если приходили чужие, то тоже приглашали за стол.

 

Репортаж

Вологодская обл.,

Чагодощенский р-н.,

Мегринский с/с.,

д. Горка

22.07.2008

 

Зап.:

Каданцев А. Ф.

Глебкова М. Р.

Редькина Ю. А.

 

Исп: Гарунова Мария Михайловна, 1932 г. р., зд.

 

4.

О беседах:

 

– в деревне было 3 беседы: большая, средняя, маленькая. Беседы устраивали по очереди в домах. Девушки пряли, вязали. Исп. в 6-м классе ходила на третью беседу – маленькую. В скольких домах в деревне есть подростки, в те и ходили на беседу по очереди по возрастам беседы зимой вечерами.

– переходили из одной беседы в другую: если маленькую девчонку приметят старшие девушки, они брали ее с собой на старшую беседу.

– ходили на беседу в обычной одежде. Носили юбки, платья ситцевые. Продавали ткань в магазине. Также была одежда из домотканого льна.

– прялки передавались по наследству от старушек. Раньше были мастера, которые изготавливали прялки. Даже маленькими девочками пряли на обычных по размерам прялках, но пряли самые худые «отрепи». Нитки из «отрепий» шли на ткачество половиков. За вечер можно было спрясть одно веретено.

– на беседах баловались, играли.

 

Репортаж

5.

Об играх:

 

– игра «скамейка»: ставили по середине пола скамейку, на нее садились спинами друг к другу парень и девушка; между ними другой человек ударяет ремнем по скамейке, пара должна повернуть головы – если в одну сторону, то целуются; если в разные – нет. «Смухлявывали»: девушки подсказывали девушке, сидящей на скамейке, в какую сторону повернуться, чтобы не целоваться. За такое «ремнем попадало». Одна пара поцеловалась или не поцеловалась, они уходят, вместо них садилась другая пара на скамейку – «кого там парень выберёт». Руководил игрой парень с ремнем. Многие «целованья» боялись – это грех был.

– играли на улице: «Лапта», «Лёхи», «Ходули».

– «Лёхи» – ставили брусочки рядом друг с другом, большой палкой их сбивали.

– в мячики играли, катались на качелях. Мячики были либо резиновые, либо катали из шерсти (коней или коров).

– могли в игре рассчитываться – выбирать водящего. Могло быть и так, что наиболее бойкий парень предлагал игру, он же и становился водящим.

– «Попа гоняли» парни на улице.

– качели были у каждого дома. Общих качелей не было.

– около школы стояли большие высокие качели.

– зимой катались на санках, лыжах. Молодежь на конных санях возила одного старичка.

– в детстве исп. в 20 домах жило 50 человек молодежи.

 

Репортаж

6.

О календарных обрядах и праздниках:

 

СВЯТКИ

– ряженые ходили.

– праздники: Новый Год, Троица, Неопалимая (17 сентября) – деревня горела когда-то в этот день и стали праздник отмечать. Раньше на работе отпрашивались на праздники. Могли не отпустить. Праздник Тихвинская (9 июня???), Покров (14 октября).

– Рождество (7 января) – праздник в д. Герасимово.

– в каждой деревне был свой праздник. Варили много пива, поэтому гуляли 2-3 дня. Родственники ходили в праздники в гости.

– на праздники готовили клюквенный кисель, картошку, пшенная каша.

– хозяева угощали родню за столом, наливали пиво. Потом начинали петь песни, плясать под гармонь.

– пляски: «Лансей», «Русского», «Цыганочка», «Семеновна».

– драки были на праздниках. Парни дрались с ребятами из чужой деревни. «Не поладят и дерутци». Дрались кулаками, ножами, кольями, тростями.

– каждое воскресение 5-6 женщин собирались в одном доме прясть, разговаривать. Также к женщинам могли прийти мужчины.

– раньше помогали друг другу мыть дома: собирались по 5-6 человек. Скоблили ножом стены, столы, скамейки, кровать. Так делали каждый год. 

 

Репортаж

7.

О церкви:

 

– 2 года назад восстановили церковь.

– о советском времени, о колхозе.

– раньше была часовня, у ручья была церковь с кладбищем. Сейчас на этом месте магазин, клуб. Говорят: «На костях построено».

– когда строили дома, магазин, клуб на месте церкви и старого кладбища, то были найдены два склепа, выложенные кирпичами и кости.

– в д. Горка сейчас стоит молельный дом. Его построили, пока восстанавливали церковь.

 

Репортаж

8.

О местных названиях:

 

– «ризьё» – хлам, заброшенный дом, одежда старая и т.д.

– улица, на которой живет исп., называется «Задворочек».

– один край деревни называется «Волчий край», другой конец деревни – «Собачий край». Улица, которая ведет в бывший Низовский с\с, называется «Сопляково», потому раньше эта улица была очень грязная. 

– каждое поле имеет свое название: Климово – поле в сторону д. Герасимово, Зайково, Ручевое поле – поле за огородами, по берегу реки есть поле – Карачуны.

– части леса также имеют названия: Кички, Краски (в этом месте раньше драли лыко, крушину, собирали краски для покраски нитей).

– рядом с деревней течет река Чагодоща. Есть озера – Климовское, Герасимовское, Царевские два озера, Суховское озеро.

– есть два ключа. На одном раньше стояла мельница. Другой ключ находится рядом с церковью.

– д. Горка называется так потому, что деревня стоит на бугре.

 

Репортаж

9.

О календарных обрядах и праздниках:

 

МАСЛЕНИЦА

– в Масленицу пекли блины, катались на санках и на конях.

– раньше чучело не жгли.

– в гости ходили, теща звала в гости зятя.

– на «шалашках» катались.

ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ

– в Вербное воскресение «вербушок сощипнешь да и всё».

ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ

– хозяин дом обходил с «образцом» и хлебом, кормили куриц. Дом обходили 3 раза.

– куриц кормили в верёвке.

– дом обходят ночью после 12 ночи со среды на четверг.  Был приговор.

 

Репортаж

10.

Хозяин домой, хозяюшка домовая, спаси наши хоромы от пожара, от нещастных всякого врага.

 

– проба текста.

– комм.:  с образом Николая Чудотворца обходили.

– текст.

– комм.: говорить надо 3 раза в «пережний угол».

 

Приговор на обход дома

11.

Хозяин домой, хозяюшка домовая, спаси наши хоромы от всякого зла, несщастья, от пожаров. Во веки веков. Аминь, Аминь.

 

– текст.

– комм.: говорят 3 раза. Если не получилось обойти дом в Великий Четверг, то обходили в Пасху.

 

Приговор на обход дома

12.

О календарных обрядах и праздниках:

 

ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ

– кормят куриц в веревке: веревку кладут на землю в форме круга, туда сыплют корм, и пусть курицы поклюют. Так делают, чтобы курицы никуда не убегали, клали яйца только на своем дворе.  

– коровам обрезают хвосты.

– мутовки в лесу срезали. На мутовке должно быть 3-4 сучка.

ПАСХА

– исп. на Пасху печет «паску» и внукам говорит: «Ребята, не трогайте, родители придут» (умершие родственники). В субботу моются в бане, потом ставят на стол «паску». «На Паску завсегда в бани моютци».

– раньше говорили, если надеть на себя дугу и хомут, сесть на печь, то можно увидеть «родителей». Смотреть нужно через хомут в 12 часов ночи.

 

Репортаж

13.

О деревне:

 

– раньше река имела другое русло: где сейчас находится д. Горка, там раньше было русло реки. Его перенаправили, отвели от деревни. От старого русла реки в д. Мегрино остались два озера: одно еще сейчас заметно.

 

Репортаж

14.

О календарных обрядах и праздниках:

 

ПАСХА

– исп. для «родителей» печет «паску»: круглый хлебец, поверх которого узор из теста.

– эту же «паску» потом съедают.

– раньше дети ходили в Пасху по домам.

– «трехун» – замок.

– раньше дома не закрывали. Взрослые уходили в церковь на службу, которая длилась всю ночь до утра. Раньше в Пасху до беда спали.

– после обеда была традиция: если навстречу попадет старик или мужчина, то нужно говорит: «Христос воскресе», ответ: «Во истину Христос», потом целовались.

– дети собирали яйца по домам: заходили в дом, говорили «Христос воскрес», хозяева в ответ подавали яйцо. Большие дети не ходили. Дети бегали в основном по родственникам: к бабушкам, тетям.

– старые люди пели в церкви «Христос воскресе из мертвых».

– яйца красили луковым перьем – становились красными. Также красили листьями от веника – становились зеленые.

– за столом ели с одного блюда, делили одно яйцо на всех.

– яйцами бились.

– отец мог за столом «ложкой свистнуть» по лбу ребенку, если тот плохо себя ведет: смеешься.

– качелей не ставили на Пасху. Летом были качели.

РАДОНИЦЫ

– через неделю после Пасхи – Радоницы. Ходили на кладбище. Делали кутью из пшеницы, булочки, яйца. Все это клали на могилу. Поминали: «Царство Небесно, легкое лежаньё». Раньше бросали на могилы еду. На могилы и садились. Когда шли с кладбища, то старались угостить детей едой, которой поминали на кладбище. «Детям – хорошо, говорят».

ТРОИЦА

– ходят на кладбище. Ходили и в воскресение, и в субботу. Правильно ходить в субботу. Женщины, старушки ходили на кладбище раньше. Носили то же самое, что и в Радоницу. Цветы ставили в могилы.

– убирали дом к празднику: скоблили пол мочалками до желтизны. Улицу пахали дети, чтобы чисто было.

– в лесу рвали ветки березы и украшали дома. «Все знают, что Троица». Так же веточки ставили в доме.

– гуляли на улице: парами ходили по деревне. В гости звали за столы, на улице плясали.

– праздники: Неопалимая, Паска, Троица. Новый Год раньше не отмечали. Покров отмечали в д. Залозно (7 км от д. Горка), Неопалимая (17 сентября). На праздники гуляли 2-3 дня. Егорий – «ну так-то тожо праздник, но так не праздновали». Это праздник для скотины.

 

Репортаж

15.

О пастушеской и скотоводческой обрядности:

 

– в Егорий обходили скот: на дворе свой скот обходили мужчины, потом общее стадо на поле обходил пастух. Важно, «чтоб мужичок обходил» – соседка-старушка просила мужа исп. обойти ее скот.

– в Егорий нельзя спать весь день, а то «корову проспишь».

– в Егорий как в праздник ничего не делали – только выпускали коров.

– раньше пастух брал на лето «обход». Ему несли на общий обход пироги, яйца. Было два пастуха – они нанимались. Пастухи обходили стадо с «образом», потом стреляли из ружей 3 раза, чтобы коровы были «потише», были сытые.

– веточка вербы, «образ», тарелка с пирогом. С этим обходили коров. Потом веточки опускали в реку.

– обходили свою корову дома рано утром 3 раза. При этом при каждом круге стукали топором в стену. В итоге получается: 3 раза обходит и 3 раза стукает об стену. Мужчина завязывал ремень, за него затыкал топор, в руки брал блюдце с пирогом, яйцом, иконой и вербушками. Стукали топором в ворота, где выпускают корову со двора. Топор оставляли во дворе до следующего года.

– на общий обход несли тарелки с пирогом, яйцами, вербушками. Тарелки составляли в одном месте. После обхода вербушки выбрасывали в ручей. Яйца и пирог отдавали пастуху.

– муж исп. пас коров 5 лет. «Обход» помогал пастухам.

– про запреты исп. не слышала.

– пасли коров в лесу и по рекам.

– инструментов у пастухов исп. не помнит.

 

Репортаж

 

 

 

Примета

16.

О полевых работах:

 

– исп. с матерью жала серпами зерновые. Жали женщины – «мужикам своя работа была».

– чтобы спина не болела, в первый гром нужно 3 раза «кувырнуться» через голову.

– ставили снопы, суслоны. Во время жатвы пили квас.

– «работали за полосой» и пели во время работы, когда отдыхали.

– раньше были деревянные бороны.

– сноп последний домой не приносили.

 

Репортаж

 

 

Примета

17.

О домовых:

 

– есть домовые.

– на дворе тоже есть хозяин.

– когда входит в хлев, открываешь дверь, нужно кашлянуть – предупредить хозяина. Рассказ из жизни: исп. зашла в хлев, не кашлянув, перед глазами все было мутное, как паутина. «Вспомнила Бога» – все сразу пропало.

 

Репортаж

 

 

 

Примета

18.

Хозяин домовой, хозяюшка! Теби хлеб, соль и я даю тебе серебро. А ты мине отплати тем жо. Дай в доми, чтоб всё в сохранность…

 

– снач. комм.: когда в хлев приносят нового поросенка, то нужно «вспомнить домового» и бросить в хлеву мелкие деньги.

– текст.

– комм: кусок хлеба посолишь, поставишь в «пережнёй». Женщина из Чагоды научила.

 

Приговор домовому

19.

[Хозяин домовой], хозяюшка! Я вас дарю хлебом-солью, серебром. А вы меня отблагодарите от всех нечистых зверей, и дайте нам покой.

 

– текст.

 

Приговор домовому

20.

Вокруг нашего двора стоит каменная стена.  На той стене печать Иисуса Христа. Кто к ней подойдет, к моему двору, кто думает попасть, пошлю Господа на него, страсть, реки, болота, леса запутаны глаза врагу-лиходею. Аминь, Аминь, Аминь.

 

– текст.

– комм.: «это как от дома я обходила». Если замечаешь что-то нехорошее около своего дома, то можно обойти дом с такими словами. Хоть каждый день можно обходить.

 

Приговор от Еросима-лиходея

21.

Бог впереди, я позади. Бог глазы мине розведи.

 

– снач. комм: это надо говорить, когда куда-то собираешься идти. «Ты иди, выйдешь за порог и скажи».

– текст.

 

Молитва защитная

22.

Впереди Иисус Христос, позади – Матерь Божья, по бокам –Архангелы, сверху – Ангел. Аминь.

 

– текст.

– комм.: 3 раза нужно сказать.

 

Молитва защитная

23.

Вокруг дома обойду, всё цепями обойду. Ангельские замком загорожу, Матери Божей ключи доверяю. Аминь, Аминь, Аминь.

 

– текст.

– повтор текста.

 

Молитва

24.

Не сама я иду и еду, Иисус Христос со мной и идет, и едёт. Я по следам иду, Иисусу Христосу крест несу, Матери Божей корону, а мене – от Святого Духа оборони. Аминь, Аминь, Аминь.

 

– текст.

 

Молитва в дорогу

25.

Господи Исусь, прости меня и очисти сердце от всего греха. Господи Иисус, войди в моё сердце и в мою жизнь и живи там вечно.

 

– текст.

 

Молитва

26.

Грыжа верховая, грыжа нутреная, грыжа жоловая. В нутро не розвивайси…

 

– фрагмент текста.

– комм.: 3 раза пальцем нужно обвести – грыжа проходит. Так заговаривают грыжу, которая образовалась на пупке. Обводят пальцем и говорят.

– фрагмент текста.

– комм.: обводят 3 раза несколько дней подряд. Обводят безымянным пальцем. Заговаривают в доме ближе к ночи. Также грыжу закусывают зубами. То же самое говорят, а потом чуть-чуть зубами кусают пупок.

 

Приговор от грыжи

27.

О детских болезнях:

 

– рассказ из жизни о том, как брата исп. в детстве «трясло», дак старушки открыли подполье, накрыли мальчика «зевом» – и всё прошло. Ребенка держали над открытым подпольем. Так лечили «испуг». Слова были – исп. не помнит.

 

Репортаж

28.

С гор вода, с Марии вся недуга. Дай Бог здоровья детям, внукам, правнукам – всем здоровья. А тебе, баенка и каменка, легкого стоянья.

 

– снач. комм.:  когда заканчиваешь мыться в бане, нужно встать под матицу, окатиться 3 раза и сказать.

– текст.

– комм.: 3 раза окатиться, 3 раза сказать. «Там польза-не польза, от старух я это делаю».

 

Приговор в бане

29.

Баенка, теби легкого стоянья, нас обмыла, обстирала, а теби легкого стоянья. Аминь.

 

– снач. комм.: выходишь из бани, крестишься и говоришь.

– текст.

 

Приговор после бани

30.

Что с гор вода, с Марии вся недуга. Дай Бог здоровья всем своим детям, внукам, правнукам – всем своим здоровья. А тебе – легкого стоянья.

 

– текст.

– комм.: окатишься водой – говоришь, снова окатишься – снова говоришь. Так 3 раза. «Так меня учили старухи ранние».

 

Приговор в бане

31.

Господи, благослови, спаси и сохрани меня, дай здоровья.

 

– снач. комм.: исп. встает утром, крестится и говорит.

– текст.

 

Молитва

32.

Аминь, Аминь. Все окна и двери зааминь.

 

– снач. комм.: когда исп. ложится спать или идет гроза, говорит.

– текст.

– комм.: исп. ничего не перекрещивает.

 

Молитва на ночь

33.

Бог впереди, я позади. Бог мне глазы розведи.

 

– снач. комм.: «за порог выйдешь, и говорю»

– фрагмент текста.

– текст.

– комм.: исп. научила Иванова Мария.

 

Молитва в дорогу

34.

Хозяин дворовой, хозяюшка! Спасите и сохраните мою скотинку.

 

– снач. комм.: когда впускаешь во двор новую «скотинину», то в углы нужно кидать кусочки хлеба с солью и говорить.

– текст.

– комм: можно кинуть не хлеб, а монеты. Свекровь исп. что-то делала, когда привели новую корову в хлев, стлала шубу, крюк брала.

 

Репортаж

35.

Баюшки, баю…

Месяц на луну…

 

– снач. комм.: детям пели «песенки».

– фрагмент текста.

– комм: я мало «вращаласи» с маленькими.

 

Колыбельная

36.

Баюшки, баю,

Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки, баю…

 

– фрагмент текста.

 

Колыбельная

37.

О воспитании детей:

 

– детей укладывали спать в зыбки на «очепе».

– «лягуха» – точаная тряпица с нажеванным хлебом. Давали ребенку вместо соски.

 

Репортаж

38.

О хозяйственных постройках:

 

– в деревне была кузница. В ней работали два кузнеца: Кузнецов Дмитрий Никанорович, Чугунов Василий Аверьянович.

– в каждом доме была маслобойка – выжимали масло. Жмых (что остается от зерен) ели.

– мельница стояла на ключе. На мельнице мололи зерно, мяли лен. Ручей «шёл фунтаном» и крутил колесо мельницы.

– в сараях хранили сани, телеги.

– раньше были бани, риги, овины, гумна.

– «рига» – помещение, где топится печь, чтобы сушить снопы. На «колосниках» (жерди) устанавливали снопы – сушили. Приходили на гумно молотить снопы на «ладони». «Бадаг» – палка для молотьбы снопов. «Колосники» находятся в овине. Вместе молотило 5-6 человек. Молотить надо «всклад». Потом на «ладонях» в веялках зерно пропускали – освободить от шелухи.

 

Репортаж

         

 

Конец записи

Сост. реестра: Павлова К. В.

 

<<< предыдущий

следующий >>>

399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 > 499
419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438
439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458
459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478
479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498