Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 2009-4 >>> Нюксенский, Тарногский районы

 

АФ 459

 

<<< предыдущий

следующий >>>

399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 > 499
419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438
439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458
459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478
479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498

 

 

Вологодская обл.,
Тарногский р-н,
Маркушевское с/п
д.Заречье. 16.06.09 

Зап. Кулев А. В.
Коншин О.Н. (Пожарищенский ЭКЦ)
Лебедева О.А. (Маркушевский ДК)

Исп.: Ермолинский Николай Федорович, 1946 г.р., род. д.Баклановская
(гармони: Чайка, Рябинушка, Нотка) 

Trek 057-01

1.

О святой сосне у д.Баклановская (комментарии к фотографии) 

- до сосны провожали в армию, покойника, встречали около нее, она ограничивала
- в деревне была часовня
- по преданиям на сосне икона была
- если грозы идут, сосна отводила грозу
- фотографировал Нестеров Сергей Степанович
- молодежь подожгла эту сосну
- сейчас остатки от сосны около деревни лежат 

Репортаж

Trek 057-02 

2.

Под частушки (Страдания)  

- проба
- повторная запись
- комм.: под эту игру можно частушки петь, а если переделать – можно плясать
- проба этой же игры под пляску
- комм.: это частушки петь, когда сидят
 

Наигрыш на гармони

3.

По деревне 

- фрагмент
- комм.: похожа на нюксенскую, только там конец плавный, здесь раньше кончается
 

Наигрыш на гармони

4.

О гармонях, об обучении игре: 

- раньше развлечение – только гармонь была
- учились – смотрели, как другие играли
- раньше тульская гармонь была, тальянки были, сейчас тальянок нет, хромки были
- на тальянке другая игра, у тальянки колокольцы были; там звучание другое и игра другая, старые люди по-другому пели,
- одновременно были разные гармони
- у тульской гармони звучание было помягче
- вологодские, кирилловские, шуйские гармони были
- игра складывается постепенно, если все время играешь
- у самого отец играл, «как старой закалки гармонист» - они по тем временам считались, как профессионалы
- сами смотрели, как другие играли – так учились; старшие учили, показывали, с чего начать
- самого учил Пушников Александр играть; сначала показывал, как на басах играть
- сам самоучителями не пользовался
- сам начинал с басов (показ), чтобы пальцы привыкли, а потом правую руку подбирал (показ), звук сопоставлял (показ)
- в Вологде Анисимов Николай рассказывал, как парень учился – не мог по нотам играть, а без нот хорошо играл
- основа – самоучитель, а есть люди, которые обладают звуком, понятием
- как мехом водить (показ потряхивания мехом) – зависит от игры
- показ, как правая рука подбирается к левой
- потом раскладка делается (показ)
- сразу раскладку не сделать – пальцы не заходят
- показ, как совмещаются правая с левой
 

репортаж

5.

Русского (Под пляску) 

- комм.: для парней и для девушек игра одинаковая, побыстрее или помедленнее зависит от того, как человек пляшет
 

Наигрыш на гармони

6.

Под пляску (под Уточку) 

- проба
- повтор (фрагмент)
- повтор
 

Наигрыш на гармони

7.

О драках: 

- раньше дрались, но на гармони под драку не играли,
- партия на партию не дрались
 

репортаж

8.

По песням (для девушек) 

- комм: так девушки поют
 

Наигрыш на гармони

9.

По песням (для парней) 

- внач. комм.: для парней побыстрее
- комм.: женщины тянут, а ребята – нет
 

Наигрыш на гармони

10.

Об игре и обучении на гармони, гуляньях, пении: 

- раньше рядами ходили, гармонист с краю, ряд должен быть справа от гармониста
- ходили и вперемежку, и порознь, когда вперемежку, парни идут впереди
- когда ходят вперемежку, играют как для парней
- начал учиться играть еще в начальной школе
- еще когда учился в школе, играл старшим на игрищах
- в святки наряженками одевались, двери закрывали
- старшие просили поиграть на игрищах
- в Баклановской у гармониста была гармонь «клином» с клавишами-кнопками, а не планками
- старые женщины, когда пели, под конец больше тянули
- возил на тракторе женщин из Заречья (Уфтюги) на сенокос, велел им песни петь за то, что везет, сам им однажды на гармони подыграл
- когда поют, под гармонь подстраиваются, от этого голос зависит
 

Репортаж

11

О проводах в армию, похоронах:

- рекрута ходили с гармошкой – одни парни, провожали рекрутов с гармонью
- запевает тот, кто знает песню
- рекрута провожали с гармонью - шли до сосны, там ждала лошадь, машина или трактор
- на кладбище тоже провожали до сосны – несли на руках; вся деревня провожала до сосны
- свадьба около сосны не останавливалась
 

Репортаж

12.

Под частушки (Страдания) 

- фрагмент
 

Наигрыш на гармони

13.

Семеновна 

- внач. комм. играл Семеновну, Цыганочку
 

Наигрыш на гармони

14.

О плясках: 

- здесь больше пляшут под «Русского», а не под «Цыганочку»
- женщина плясала под «Елецкого», играется более «полого» 

Наигрыш на гармони

Trek 058-01 

15.

По песням (гармонь «Рябинушка») 

- фрагмент
- повтор - фрагмент
 

Наигрыш на гармони

16.

По песням (с мужскими песнями) 

- комм.: о частушке «Вот не стало, вот не стало из деревни одново»
- на похоронах не играют, частушки не поют, только причитают
- мужские поют по полчастушки, женские - цельно
 

Наигрыш на гармони

17.

По песням (с женскими песнями) 

- комм.: парни и девушки, когда идут по деревне поют поочередно
 

Наигрыш на гармони

18.

По песням (гармонь «Нотка») 

- фрагмент
- повтор – фрагмент
- повтор – фрагмент
- повтор – фрагмент
- повтор – фрагмент
- комм.: неправильно, пальцы не помещаются на кнопки
- повтор – фрагмент
 

Наигрыш на гармони

19.

О гармони, об обучении игре: 

- эта игра несложная
- показ, как учился
- эту игру стал играть сразу, как научился
- Баклановская – «певучая деревня была»
- от деревни до клуба всегда ходили с гармошкой, с песнями
- один раз мужик замечание сделал, что без гармони пришли
- мотив игры мысленно продумываешь
- когда учишься, тоже надо мысленно, чтобы игра в уме была 

репортаж

 

Вологодская обл.,
Тарногский р-н,
Маркушевское с/п
д.Заречье. 16.06.09 

Зап. Кулев А. В.
Коншин О.Н. (Пожарищенский ЭКЦ)
Лебедева О.А. (Маркушевский ДК)

 Исполнители: Анкундинов Викентий Павлович, 1938 г.р., род. с д. Золотуха
Анкундинова Галина Дмитриевна, 1939 г.р.

(прожив.в Вологде: Ярославская, 44а-26, 71-45-82)

Trek 052-01 

20.

Адрес 

 

Trek 060-02

 

21.

Полька с переходом на Цыганочку
 

Наигрыш на гармони

22.

Под песни 

- комм.: по-деревенски; под парней и женщин одинаковый наигрыш
 

Наигрыш на гармони

23.

Семеновна
 

Наигрыш на гармони

24.

Под песни с песнями (поет Г.Д.)

- Поиграй повеселяе
<нрзб> ягодиночка….

- Вот спасибо говорю
Под белою березою

- комм.: в конце гармонисту надо «спасибо» спеть
- начал маленький играть, женщины просили поиграть под песни
- если гармонист не умеет играть, это «отвори да затвори»
 

Наигрыш на гармони

25.

Полька 

- комм.: можно плясать под эту игру (В.П.)
- комм.: это «неразбериха» (Г.Д.)
 

Наигрыш на гармони

26.

Под пляску (Русского)
 

Наигрыш на гармони

27.

Яблочко (смешано с Цыганочкой)
 

Наигрыш на гармони

28.

Под песни с мужскими песнями (поют В.П. и Г.Д.) 

- внач.комм.: деревенскую парни поют по половинам, игра одинаковая
- комм.: зимой и летом разницы в игре нет;
- когда с сенокоса шли, эти же песни пели
- на наволоке плясали парочку, шестерку
 

Наигрыш на гармони

29.

О гармонистах, плясках: 

- о современных гармонистах
- раньше гармонисты, которые постарше, играли хорошо, у них учился играть
- лондужские парни когда шли, за 2 км было слышно, как песни поют
- плясали Метелицу, Парочку, Шестерку, Восьмерку, Русского
- Сударушкой называется пляска Шестерка
 

Репортаж

30.

О Прокопьевской ярмарке: 

- на ярмарке ряды были – слышали от старших
- на Прокопьевскую девушки наряжались в сарафаны 

 

 Последующее от этих исполнителей с дублем на korg 1000: Trek 0436-01 

31.

По песням с женскими песнями (поет Г.Д.)
 

Наигрыш на гармони

32.

По песням с мужскими песнями (поют В.П., Г.Д.)
 

Наигрыш на гармони

33.

Об игре на гармони  

- комм.: в каждом сельсовете по-разному играют; на Уфтюге похоже играют
- под игру подыгрываются, кто умеет
- в других местах непонятно играют, поют по половинам
 

Репортаж

34.

О гуляньях, играх:  

- на Лондужке в Заговенье ходили рядами, качели в каждой деревне ставили, В Криуле – основная была круглая качуль
- в каждой деревне партии были - человек 5-8-10 собиралось, от деревни до деревни рядами собирались
- в 60-е г. жизнь начала изменяться
- зимой в деревне вечеринки делали – собирались человек по 15-20, плясали, играли
- играли: хлопали сзади, надо было отгадать; играли колечком, ручейком
 

Репортаж

35.

О гармони, обучении, о тальянках: 

- игра отходит, потому что молодые не хотят
- сам учился – у старшего брата была гармонь, у него просил; старшие за то, чтобы дать гармонь, давали какое-нибудь трудное задание, например, босиком обежать вокруг дома
- на тальянке играл гармонист с одной рукой
- сейчас тальянки ни у кого нет; тальянка – однорядка с колокольчиками; игра тальянки отличалась
- о тальяночном голосе – поиск; на низу похоже – на тальянке голос был потоньше
- начал играть с 10 лет
- в школу ходили – старший брат давал нести гармонь, старшие после школы сразу шли на вечерину, младшим велели нести обратно сумки; в школе тоже играли на гармони
- под тальянку также пели, после перебора; если не вовремя начнешь, спутаешь и гармониста и сама спутаешься
 

Репортаж

36.

По песням (на тонких голосах)

- комм.: это похоже на тальянку
 

Наигрыш на гармони

37.

По песням

- фрагмент
 

Наигрыш на гармони

38.

По песням (на тонких голосах) с песнями (поет Г.Д.)
 

Наигрыш на гармони

39.

По песням (на тонких голосах) с песнями (поет Г.Д.) 

- комм.: высокие голоса не соответствуют басам, из-за этого тяжелее играть
 

Наигрыш на гармони

40.

Полька 

- фрагмент
- повтор
 

Наигрыш на гармони

41.

Русского. 

- комм.: под эту игру пляшут и парни, и женщины
- «Уточку» женщина плясала – показ шага, здесь «Уточку» не плясали 

Наигрыш на гармони

 

Вологодская обл.,
Тарногский р-н,
Маркушевское с/п
д.Заречье. 16.06.09 

Зап. Кулев А. В.
Коншин О.Н. (Пожарищенский ЭКЦ)
Лебедева О.А. (Маркушевский ДК)

Исполнители: Виноградов Дмитрий Михайлович, 1930 г.р., род. с Лондужки
Виноградова Клавдия Павловна, 1932, род. с Верховья

Trek 061-01 

42.

Адрес 

 

 Trek 062-01 

43

О гармони: 

- раньше играл на тальянке, поэтому на этой гармони хорошо на басах не может научиться
- тальянка была с гребнем, колокольчиками, можно было переводить планки, чтобы на другом тоне играла
- хорошую гармонь с немецким строем купил за барана
- раньше у всех были тальянки, самому давал дядя поиграть, когда приходил на Троицу и Заговенье из Шебеньги
- на сенокос ходили за 6-7 км с гармонью; как питались на сенокосе
- у отца была полувенка, хорошо играл
- семья была – 8 человек: мать, отец, бабушка и пятеро детей
 

Репортаж

44

О своей семье, о колхозах: 

- отец погиб под Старой Руссой
- как переехали в другую деревню
- в Лондужке было три колхоза, потом их объединили в один
 

Репортаж

45

По песням (в развале) 

- фрагмент наигрыша
- комм.: по району по-разному играют
- о работе в колхозе
- повтор наигрыша
- комм.: не может научиться на басах играть
- повтор наигрыша
 

Наигрыш на гармони

46

По песням с песнями 

- внач.комм.: раньше, когда идешь на вечеринку, это первая песня была
- частушку не обязательно эту первую пели, поешь, какую вздумаешь
 

Наигрыш на гармони

47

По песням
 

Наигрыш на гармони

48

По песням с песнями 

- «Раз забрели, раз забрели…»
- брата провожали в армию – он на лошади с колокольчиками катался, на выездных санях, две ночи дома ночевал
 

Наигрыш на гармони

49

Семеновна (в развале) 

- фрагмент
- повтор
- комм.: учился на тальянке, поэтому на басах сейчас путается:
 

Наигрыш на гармои

50

О гармонях: 

- на тальянке слева было три клавиши, а одним пальцем колокольчики подбрякиваешь
- тальянки раньше в магазине продавали, но плохие, «советского производства»
- самому давал тальянку дядя, который не умел играть
- на тальянке одновременно подколачиваешь, чтобы колокольчик звенел, басы, и на правой руке; было 10-12 клавиш, планки на тальянке переводились барашками, была украшена медными узорчиками по углам
- у тальянки веселей голоса были – там планки медные, и голос медный
- славились кирилловские гармони, лучшего мастера там так и звали – «гармоншиком»
- отсюда ездили в Кириллов, заказывали там гармони
 

Репортаж

51

О работах: 

- старая дорога в Нюксеницу была через Уфтюгу
- когда на сенокос ходили, там слышали как петухи из д. Заболотье (Уфтюга) пели
- о сенокосе
- с сенокоса раньше с гармонью и песнями дорогой ходили; в обед на сенокосе играли, женщины песенки пели
 

Репортаж

52

О пастушестве, обрядах со скотиной: 

- колхозных коров отпускали самостоятельно, они сами на дойку приходили; лошадей тоже одних выпускали
- техники раньше не было, все на лошадях возили
- у пастуха хробост был - трещетка из дранок;
- хробостом сторож лошадей пугали, когда они на поле забредали
- об устройстве хробоста
- лошадей раньше не кормили, они сама паслись, кормили, только если лошади в работе
- пастух на барабане играл: сухая дощечка с веревками, палочками барабанил
- барабаном коров собирали; два пастуха по-разному играли
- пастух далеко за коровами не ходил, по-за улицей поиграет, коровы сами домой бежали
 

Репортаж

53

На паству  

- комм.: коровы понимали, для чего этот звук
- каждый по-своему барабанил
- барабан на груди висел, пастух палочками играл
 

имитация сигнала на барабанке

54.

О музыкальных инструментах: 

- пастухи из бересты делали рожки: закручивали широкое лыко, две губки в конце, в которые дул; на рожке тоже сигналы были
- лосей подманивали специальными рогами
- у пастуха был барабан, а для интересу делал рожок
- дудки делали – свистки; дудки (растение) ели; из них свистки делали
- из ольхи свистки делали
- из жести делали свистки – «для интересу»
- из ольхи делали свистки: палку обколачивали, кожуру снимали, в середине делали дырочку; также, с дыркой делали и из дудок
- струнки на дощечку натягивали – как балалайка: гвозди на доску наколачивали, к ним струны привязывали, от нечего делать, на них «боркают», под такой инструмент старухи песни пели – одна играет, остальные поют
- на заслонке играли палками,
- кольца выколачивали из монеток
- под досочку со струнами старушки плясали парочку, пели песни: струны через гвоздик натягивали
- старушка на досочке играла, пальцем нажимала
- досочка – это балалайка, у нее три струны было
- на досочке и под пляску, и под частушки играли
- такая досочка в деревне Верховье была, во время войны, когда мужики были на войне, женщины под такое веселились
 

Репортаж

55

О плясках: 

- плясали Парочку, Метелицу, Восьмерку, Оттопа, Растяпу
- показ пляски, как старухи плясали – у них одно колено было, шли в кружок; смеялись: «не пляска, а одна тряска»
- под игру Д.М. так не плясали, плясали современное – Метелицу, Восьмерку, под эти пляски играли Русского
 

Репортаж

56

О календарных праздниках и обрядах: 

- по деревне ходили рядами – по 10 человек в ряд, в несколько рядов
- а Лондужке самый хороший праздник был Заговенье
- рядами ходили – «как стеной», брались под руки («под крендель»), гармонист сбоку
- парни тоже ходили рядами, когда ходили в другие деревни
- драк раньше не было; в Тотемском районе под драку играют
- на вечеринку просто так не опускали, надо прясть
- пели «Волюшку» - какие-то старинные песни
- в праздник мужики за столом пели песни
- женщины пели старинные песни, когда ходили хороводом – в рядах; ходили к качели
- на праздник много народу собиралось
- перед войной большая драка была, началась из-за гармони; гармонь разорвали, пацаны камни подносили – как война началась
СВЯТКИ
- раньше в святки завешивали лица, заходили в дом, чего-то пели
- завешивались, чтобы не опознали, кто поет
- когда попоют, чего-нибудь давали: картошину, блин, оладью
- наряженками сам ходил – бороду из пакли привязывал, женщина, к которой пришел, ткнула горящей лучиной, борода загорелась
- как льняную тресту в детстве возили
- в святки двери примораживали или завязывали, трубу закрывали – наряженки безобразили
- в святки парни смоляную бочку подожгли около дома девушек-сирот
- «покойника» носили: одевали в белое, заносили в избу, потом выносят
- причитали на свадьбах, на похоронах; когда причитали, завешивались платком
- женщины в святки навязывали колокольчики и с ними плясали, одевались в репсовые шали
- наряженки могли украсть лошадь и поехать в другую деревню, когда в комнату заходили лица закрывали
- наряженки в дома заходили, а не на вечерину
- парни были в своей одежде, но лица тоже завешивали
- наряженок угощали, если родственники, могли и чаем напоить
- сейчас к святкам готовятся, покупают для колядовщиков
- раньше с красивыми зобеньками ходили, когда просили
 

 

57.

О скотоводческих обрядах: 

- коровам и лошадям колокольчики вешали
- раньше скотину обходили, когда выпускали, обходила пожилая женщина; коровы после этого не плутались, ходили домой
 

Репортаж

58

Об обходе от пожара:

- когда пожар, засиженные яйца в огонь кидали; с иконой обходили дом, который горит
- засиженные (испорченные) яйца не выбрасывают, специально берегут на случай пожара; эти яйца называются «болтуны»
 

 

59.

О календарных праздниках, обрядах:

- в Троицу маховые качели ставили; за каченье давали вареные яйца - около качели висел пестерь
- качельники были – специальные мужики, посменно качали
- в Троицу и Заговенье варили селянку – с рыбой и без рыбы
- за каченье носили вареные яйца, а сырые для селянки брали у хозяина – того, кто руководил строительством качели
- могут еще и на следующий день Троицы покачать
- об изготовлении селянки; селянку варили на улице или перед печью
- пиво к праздникам варили на реке в котле
- для братшины зерно складывали, а пиво варил один человек
- об изготовлении пива
- пиво варили на Октябрьскую – тогда братшины делали по бригадам
- в других местах женщины собираются только своей компанией
- к братшине зайцев ловили – в огородах-изгородях на заячьих тропах петли ставили
 

репортаж

60.

О ремеслах, быте: 

- горшки делали в деревнях сами для себя; трубы – «трубаки» делали гончары в Озерках
- кринки, розлевы, корчаги делали гончары
- ведра, подойники, шайки были деревянными
- на лесопунктах женщины и мужчины вместе в баню ходили
- раньше были бани с каменками, в печах не мылись
- об устройстве бани по-черному
- белье стирали – «бучили», складывали в большой «бук» и с золой бучили
 

Репортаж

61.

О вере, представлениях, похоронных причитаниях: 

- раньше старушки-богомолки были, тайком молились и служили
- кто богу молится, про них частушки сочиняли – просмеивали на концертах
- раньше по покойнику причитали
- чтобы причитать, надо уметь складывать слова
- если человеку при жизни плохо сделаешь, он после смерти придет
 

Репортаж

62.

О детском воспитании, родинах, крещении, лечении: 

- детей в зыбках качали
- кормили из коровьего соска; сосок высушивали, одевали на коровий рог и привязывали ниткой – называлось «роговухой»
- грыжу завораживали: кастрировали котов, варили их яйца и этим поили
- уроки с трех угольков заговаривали – девка, баба, мужик; на котором зашипит, тот и обурочил; «как к нему ничего не пристает, так бы и ко мне ничего не приставало» - водой обрызгивают человека
- если уроки, начинает знобить, пот льет, голова болит
- от уроков старушка лечила – камешки с отверстиями в воду опускала, они шипеть начинали, она наговаривала и брызгала этой водой,
- «крещали» старушки сами, не в церкви
- рожали дома, могли на жниве родить
- старушки-повитухи новорожденного правили: обмывали, головку правили, если длинное, тело; они же и роды принимали; если женщина мается – водичкой брызгали
- если женщина при родах мучается, муж должен напоить ее водой из своего рта 
- муж мог быть при родах
- ребенка пеленали в рубаху отца, перевязывали поясом - перекрещивали
- если не пеленать, вырастет косолапым
- показ, как пеленали – перекрещивали (на видео) 

Репортаж

Trek 062-02 

63.

О детском воспитании, лечении: 

- о пеленании
- старушки лечили детей на зарю, от уроков, от грыжи
- если у ребенка была шерстинка, делали сочень, щетинка вытягивается сама по себе
- ходили просить сна для ребенка: «вечерняя заря, дай сна и покоя», можно всегда ходить, когда ребенка спать укладываешь
- определяли – мальчик или девочка: в разных местах живота, девочка бойчей
- лучше быть беременной девочкой
- раньше сразу ребенка не записывали, может умереть, и метрики умершего ребенка для другого не использовали
- если ребенок умер, следующего его именем не называют – обязательно умрет 

Репортаж

 

Вологодская обл.,
Тарногский р-н,
Маркушевское с/п
д.Заречье.
16.06.09 

Зап. Кулев А. В.
Коншин О.Н.
Лебедева О.А.

Исполнитель: Вячеславов Рафаил Иванович, 1938 г.р.

Trek 063-01 

64.

О гармонях: 

- к кирилловскому мастеру ездят ремонтировать гармони
- первая гармонь появилась в 1954 году
- отец раньше играл на тальянке 

Репортаж

Trek 064-01 

65.

Под пляску

- внач. комм.: на этой гармони не нравится тон
 

Наигрыш на гармони

66.

Подгорная
 

Наигрыш на гармони

67.

По песням 

- внач. комм.: раньше по деревне ходили под песни
- фрагмент
- комм.: в основном для себя играет песни
- повтор
 

Наигрыш на гармони

68.

По песням с песнями 

- комм.: мужские и женские песни отличаются, а игра почти что одинаковая
- это маркушевская игра, но у разных гармонистов отличается
 

Наигрыш на гармони

69.

Под пляску 

- в этой игре переходит на верх, на низ; меняет, чтобы не надоела игра
- повтор
 

Наигрыш на гаромни

70.

Под частушки (Страдания) 

- внач. комм.: слышал в Леваше
- комм.: перебор делаешь, чтобы подготовили песню
- о гармонистах
- перебор, чтобы песню подготовили и не одно и тоже было
 

Наигрыш на гармони

71.

Песня (?)
 

Наигрыш на гармони

72.

Об игре на гармони:  

- за гармонь взялся, когда Заволокины начали
- купил отцу саратовскую гармонь вместо тальянки, отец не стал играть – «строй не тот»
- игра на тальянке и гармони отличаются, на гармони можно песни сыграть
- раньше в основном плясовую и по деревне играли, играли на тальянке
- о гармонистах
- раньше не было простых гармоней, тальянки делали кустари, в Брусенце мастер делал тальянки
 

Репортаж

73.

О музыкальных инструментах:  

- рожки из лыка вязали – закручивали лыко, вставляли лычко, свернутое на двое (язычок) – это детская забава
- весной пацаны делают из ивы или ольхи свистки;
- об изготовлении свистка
- на рожке звук – как лось орет
- хробост (трещетку) делали, чтобы пугать лошадей с поля
- об изготовлении и устройстве хробоста

репортаж

  

Вологодская обл.,
Нюксенский р-н,
Уфтюгское с/п
д.Заборье.
16.06.09

Зап. Кулев А. В.
Коншин О.Н.
 

 Исполнитель: Пудова Лидия Анатольевна, 1933 г.р.

Trek 066-01 

74.

О похоронно-поминальных обрядах: 

- через 2 часа после смерти начинают мыть, одевают,
- до похорон дома держат ночь или две
- причитать начинают, когда обмоют, оденут и положат на стол
- причитать учились от родителей; причитать жизнь научит- сама осталась в 7 лет без отца, ничего доброго не видала, поэтому, когда причитаешь, само идет
- причитают, когда выносят, на кладбище – все причеты разные
 

репортаж

75.

Ты куда сподобилоси
Да ты куда снарядилоси
Моё сердечное дитятко
Ведь ты собрался не на празднички весёлые
Не на гуляночки весёлые,
А пошел же ты, дитятко,
На годочики долгие,
Да на веки нерушимые
… Серые-то песочики,
Жёлтые камешочики

- внач. комм.: когда на стол положили- текст
- комм.: складываешь причет от себя – какое у тебя горе, все выкладываешь
- комм.: сына убили
 

Похоронное причитание

76.

Ты куда сподобилася
Да ты куда снарядиласи
Посмотри-ко ты, Валенька,
На своих сердешных-то детонёк
Ведь они приехали, детоньки,
Да из далёково волоку
На лебединых-то крылышках,
На гусиных-то пёрышках
…Посмотри-ко на ближных соседушок
Да ходили к тебе да соседушки
Да беседы вели да беседовали
- внач. комм.: когда гости приезжают

- текст
 

похоронное причитание

77.

Дайте вы насмотритися,
Дайте вы наглядитися
На родимую мамушку.
Пошла же ты, мамушка,
На годочики долгие,
Да на веки рушимые,
Дак не напишешь жо ты, мамушка,
Ты письма да ни грамотки,
Не придёшь жо ты, мамушка,
Да на праздники великие

- внач. комм.: перед тем, как гроб в могилу опускают, прощаются
- текст
- комм.: все это от себя, какое горе, дак то и причитаешь, тяжело это
- просят попричитать, а причитать – это не песни петь
- у самой в 1993 году сына убили, в 1997 муж дом зажег и сам сгорел
 

Похоронное причитание

78.

О жизни, работе: 

- о современной жизни – все запустили;
- сами в войну все делали, государству продукты сдавали, поля обрабатывали
 

Похоронное причитание

79.

О причитаниях: 

- когда выходят замуж, причитали «охти, мнеченьки»
- по покойнику просто «ой»: «Ой, ты куда снарядиласи»
- мама рассказывала, что раньше замуж выходили, невеста причитала, хлопалась – все локти отбила, причитала «охти мнеченьки»
 

Репортаж

80.

Поди, сынушко, на чужую сторонушку, будь ты, сынушко, на воде не топшшоё, в лесу не заблудяшшоё, в воздухе не кружашшое, на огне не горяшшое. Четыре тебе дороги на службу, одна дорога – домой. Спаси тебя, Господи, сохрани от всякого врага и напасти» 

- внач.комм.: когда в армию забирают, причитали: «Пошел ты, дитятко, на службу тяжелую»
- сейчас не ревят, дают благословление: когда все выходят из избы, рекрут остается, мать благословляет иконой
- комм.: когда слова скажешь, иконой перекрещивают
- благословляют, когда выходят из-за стола, рекрут стоит спиной к двери
 

Заговор-благословление

81.

Сынушко, пошел ты на чужую сторонушку, благословляю тебя на службу великую, в лесу-ту  не блудящее, в огне  не горяшшее, в воздухе не кружашшое, в воде не топяшое. Поди со Христом и с Богом на службу тяжелую. Четыре дороги на службу, одна дорога – домой» 

- комм.: после этих слов рекрут целует икону, мать – его
- благословляют, когда все выйдут, один рекрут остается
- когда рекрут выходит из дома, оставляет шапку, возвращается за шапкой, в это время и благословляют; рекрут обязательно оставляет шапку – надо, чтобы он за ней вернулся; это так положено - все знают, что он возвращается за благословлением
- если мать дала благословление, все равно должен вернуться со службы
- веточки не оставляли, могут понять, что как на память оставляет
- сама учила женщину благословить сына;
- благословление хранит
- благословление можно давать, если веруешь Богу и крещеная
- как солдата мамино благословление спасло
 

Заговор-благословление

82.

Я вас благословляю, ваши сердца в одно соединяю  

- внач. комм.: молодых другими словами благословляли 

Заговор-благословление

Trek 067-01 

83.

Я в дорогу провожаю ладушку свою, Матерь Божья я вручаю Тебе ево, будь заступницей, святая на пути…  … Будьте мои слова крепки и лепки. Во веки веков. Аминь (читает по тетради) 

- внач. комм.: молитва сыну
- комм.: молитву можно выучить и самому прочитать
- эту молитву можно читать, если на машине ездишь
- молитву дала бабушка в Вологде в больнице в 1993 году 

Апокриф.молитва

Trek 067-03 

84.

Ляг камешком, встань перышком 

- внач. комм.: «без Бога не до порога»
- молитвы от бабушек узнала
- бабушка научила водичку делать, чтобы ребенка лечить
- комм.: надо верить, чтобы лечить, Бог любит веру
 

Заговор

85.

Как этот нож не боится ни страсти, ни ужасти, так бы мой Олег не боялся ни страсти, ни ужасти 

- внач. комм.: ребенок не ходит, потому что боится
- когда ребенок начинает ходить, мама перед ребенком крестила ножом
- комм.: когда слова скажешь, у ребенка страсть (страх) пропадает
- каждый может перед ребенком крестики ножом сделать
- повтор текста
 

Заговор

86.

Грыжа мозговая, грыжа кровяная, грыжа серцёвая, грыжа пуповая, грыжа паховая, грыжа суставная, грыжа жильная, выйди, грыжа, из живого тела, из живой крови. Грыжа не боли ни в мясе, ни в сале, ни в костях, ни в жилах. Зубы за зубы. У тебя, грыжа, зубы, у меня – двои, у тебя – двои, у меня – трои, у тебя – трои, у меня – четверы, у тебя четверы – у меня – пятеры, у тебя – пятеры, у меня – шестеры, у тебя – шестеры, у меня – семеры, у тебя – семеры, у меня – восьмеры, у тебя – восьмеры, у меня – девятеры. Бойся меня, грыжа, я тебя съем. Печка-матушка, уголек-батюшка, нет у вас ни тоски, ни печали, ни болезни никакой, так бы в этом младенце ничево не было, ни болезни никакой. Будьте мои слова крепки, лепки, пользительны.  

- внач.комм.: пуповая грыжа видна у ребенка; грыжа оттого, что сейчас перевязывают высоко пупок
- есть 9 грыж
- грыжи лучше сразу заговаривать, когда первый раз обмывают ребенка
- первый раз ребенка споласкивают с локотка
- комм.: когда слова скажешь, грыжи надо закусывать – зубами забрать за груди, потом пупик, пахи, у мальчика – мошоночку, мозговая у ребенка еще не должна быть
- перед заговором в водичку опускают три уголька, после того, как закусают грыжу, ребенка умывают и кладут спать
- угольки – от уроков, если ребенок не спит,
 

Заговор

87.

Свое хитро, возьми свое нутро 

- внач.комм.: есть такие люди, что посмотрят, и ребенок не спит; таких людей можно почувствовать; от таких людей можно защититься – булавку воткнуть, две-три солинки положить; на соль ничего не пристает
- комм.: хитрая, так забирай свое хитро
- сама встретила женщину, поговорила, всю разбило, зашла к бабушке; бабушка опрыскала водичкой
- люди могут и сами не знать, что глазят, скажут «ой»
 

Заговор

88.

С ветру пришло, дак на ветер поди, от людей пришло, дак на людей поди 

- внач. комм.: водичку когда делают, опускают три уголька и слушают: первый – от бабы, второй – от девки, третий – от мужика; который уголек зашипит, такой человек и обурочил; потом этой водичкой надо умыться и вылить на перекресток со словами 
- комм.: водичку надо выплескивать левой рукой наотмашь
- могут уроки и по ветру отправить
- воду надо набирать по течению
- сама воду наговаривает
- через речку надо наговоренную воду переносить – сжать зубы
- когда несешь воду, со встречными надо отворачивать в правую сторону, чтобы встречный был с левого плеча
 

Заговор

89.

О народной магии: 

- сама лечит людей
- сама мертвая родилась, отводили (оживляли) – сожгли 4 сосновых помела, которыми заметали в печке; над дымом ребенка держали, чтобы дыму хватил и зачихал
 

Репортаж

90.

Как этот сук сохнет-обсыхает, никакой болезни не знает, так бы этот нарыв сох-обсыхал, никакой болезни не знал. Будьте слова крепки и лепки. Во веки веков. Аминь. 

- внач. комм.: кожные болезни (нарыв, прыщ) сама очерчивает – вокруг сучка пальцем водит
- комм.: три раза вокруг сучка обводят; сначала над сучком, потом вокруг нарыва
- повтор текста
- комм.: обводят безымянным пальцем правой руки
 

Заговор

91.

Господи истинный Христос, Пресвятая Божья Мать, прости меня душу грешную, а помоги…  

- внач. комм.: «Воскрёсную» читает, когда лечит
- прежде, чем заговаривать, надо у Бога попросить прощенья
- комм.:  умение заговаривать «Богом дано», кому-то дается, кому-то нет, в память не заходит
 

Заговор

92.

О народной магии: 

- хочет своим дочкам передать, чтобы они переписали, а если память хорошая, можно так запомнить
- после «Будьте мои слова крепки и лепки…» самое последнее нужно сказать «Помоги, Господь»
 

репортаж

93.

Сними, Господи, тоску-сухоту с раба божия Олега, штобы пил-ел, в тёмной ночи спал, не думал, не сухотовал по рабу божию…

- «тоску» снимают водой – там много слов
- «Выйду я из дверей в двери…» читают от уроков, когда кладут в воду угольки
 

Заговор

94.

Это чистая вода, это – нечистая вода 

- внач. комм.: когда дети не спят, ложки поновляют – поят с ложек, 9 ложек обливают водой
- комм.: потом моешь ребенка водой, которая чистая; это тоже самое, что «живая вода, неживая вода»
- 9 ложек кладешь в блюдо с водой, ставишь два пустых блюда и с десятой ложки черпаешь и поочередно выливаешь в эти блюда: «это чистая вода, это нечистая вода» - 9 раз; 9 ложек неделимые, поэтому 10-й ложкой
- после этого тоже надо говорить «Будьте  мои слова крепки и лепки…» и «Помоги, Господи»
 

Заговор

95.

Встану я благословесь, пойду перекрестесь из  ворот в ворота, в чистое полё. В чистом поле синее море, в синем море лебедь-шшука с поля камень берёт, с моря пену жрёт. Так бы снимала уроки, призоры, лихие разговоры с раба божья (имярек).  

- комм.: это надо переговорить 3 раза, потом «Будьте мои слова крепки и лепки…» и «Помоги, Господь»
- когда говорит слова « в чистое поле, в синее море», все это представляет; лебедь-шшука  представляется лебедью, но она похожа, как на щуку; лебедь с поля камешки берет –клювом.
- это все переговаривается три раза в водичку, потом этой водичкой умывается, и водичку выливают налево наотмашь
- когда говорит «Выйду в чистое поле…», думает (представляет), как выходит в чистое поле
- наговаривает на столе
 

Заговор

96.

О представлениях, верованиях 

- в похоронных причетах «прилетите гуси серые…» тоже представляется, видится
- когда причитают, накидывают на лицо платок, чтобы не ронять слезы на покойника
- не надо слез на покойника, «он и на этом свите сколько слез-то пролил»
- в гроб клали стружку, шерсть
- шерсть кладут, чтобы скот оставался дома
 

Репортаж

97.

Мария (по отчеству), ты  пошла на свое место, а у нас из дому ничего не тряси с места. 

- внач. комм: когда выносят покойника, надо встать у дверей, из которых выпускают скотину, руки сцепить в замок (крест сделать),  и стоять, пока гроб не погрузят на машину
- комм.: это, чтобы ничего не увела; бывает, что покойник уводит скотину
- стоять в дворовых воротах должен кто-нибудь из родственников – надежный человек; некоторые люди могут скота увести
- покойник может скотину увести – голова
- покойнику под подушку справа кладут хлеб
 

Приговор покойнику

98.

О похоронно-поминальных обрядах, представлениях: 

- душа уходит на тот свет, когда человек умирает,
- когда человек тяжело умирает, открывают окно, ставят около кровати воду, чтобы душа, когда выйдет, выполоскалась в этой воде, пошла чистая
- если тяжело умирает, можно перетворить двери – открыть и закрыть двери
- душа сразу после смерти уходит на небо
- в 40 день душу провожают, до 40-го дня душа ходит
- для души от похорон оставляют стаканчик (с вином) и олашки
- в Озерках справляли 9, 20, 40-й дни, а здесь только 9 и 40-й
- полотенце вешают – душа сорок дней ходит, ей надо утирать лицо
- самой на поминальный день свекровь приснилась, что сидит на завалинке; пригласила ее в дом, свекровь сказала: «За немытые пороги нас не пускают»; мама сказала, что если некогда в избе вымыть, нужно утром в субботу (поминальный день) обтереть пороги
- покойник не стоит, а все знает – душа все знает, видит, какой непорядок; если непорядок, то она состукает; после 40 дня, когда проводишь, уже всё
- обычно провожают в 13.45 – так положено 

Репортаж

Trek 068-01 

99.

Пойдем-ко ты, Валенька,
Ты на гостьбу великую.
Она идет да шатается
Словно стинь да болтаецци
Бадожком подпирается 

-  внач. комм.:  в 40 день приглашают душу
- текст
 

Поминальное причитание

100

Поднимись-ко ты, Валенька,
На высокоё крылячико,
Заберись-ко ты, Валенька,
За златое колячико
Да проходи-ко ты, Валюшка,
Да за столы за дубовые,
За скатерти клитчаты,
Да погости-ко ты, Валенька,
Со всей роднёй да родимою,
Да со всеми знакомыми,
С подруженькам ближними

- внач. комм.: причитают, когда поднимаются на крыльцо
- текст
- комм.: для души тарелка поставлена, душа сидит гостит
- душу садят за стол, если не причитают, то так словами приглашают
 

Поминальное причитание

101.

Пойдём-ко ты, Валенька,
На своё мистичико,
На годочики долгие,
Да на веки рушимые
На свое место данное
На вечноё и бесконечноё

- текст
- комм.: когда из-за стола выходят
 

Поминальное причитание

102.

О похоронно-поминальных обрядах, представлениях: 

- когда провожают, встают на коленки, кланяются
- провожают на росстани
- воду тоже выливают на росстани, потому что там много людей ходит – кто назлит, тот пускай и отвечает
- когда душу провожаешь, на росстанях встречных надо угощать, чтобы помянули
 

Репортаж

103.

На тебе грош, а нас не тревожь 

- денежку кладут умершему
- раньше землю не выкупали, сейчас в могилу кидают денежку
- у всех хоронят по-разному
- в Ларинской перед выносом около стола, на котором стоит гроб, ставят второй стол, всем наливают по стопке – в последний путь пошла; потом покойника выносят; на могиле, когда похоронят, поминают, а потом дома поминают
- в другой деревне гроб ставят ногами в сутки (здесь наоборот), чтобы на Бога смотрел (на иконы)
- покойнику икону ставят в руки, сейчас могут поставить и в ноги
- если покойник стоит ногами в сутки, то во время выноса гроб надо развернуть
 

Приговор покойнику

104.

Поднимитесь-ко вы, ветры буйные,
Развейте крутую могилушку,
Расщиплите гробову дощечечку 

- внач. комм.: на кладбище причитают
- фрагмент текста
- комм.: тогда и приглашают: «Пойдем ты на гостьбу великую»
 

Поминальное причитание

105.

О похоронно-поминальных обрядах, представлениях: 

- на тот свет не надо передавать приветы и поклоны
- женщина передавала приветы своему мужу, бабушка заругалась, что этому покойнику придется на том свете носиться с этими приветами; это не положено; ему придется разыскивать умерших, кому передали приветы
- «если есть вера, то помяни ты дома»
- мать на 40-й день привиделась дочери: сидела с женщинами у костра – кипятили гудрон, потом то же увидела в годовщину, спросила зачем; мама ответила, что на поминках вино оставляют, а пьяницы все выпивают, поэтому они делают чашечки, чтобы не уносили (?) – на том свете покойники работают
- в снах покойники рассказывают о том свете
- подруге привиделось во сне женщина, она прилегла к этой женщине (запись прервана телеф.звонком) 

Репортаж

 Trek 069-01 

106

О похоронно-поминальных обрядах, представлениях: 

- самой мать приснилась, сказала, что работает на кирпичном заводе
- курящему человеку всегда с собой сигареты кладут; очки, вставные зубы – все под подушку кладут
- сейчас полотенце под подушку кладут, раньше не клали
- если что-то покойнику забыли, приходит
- женщина умерла, с нее сняли цепочку, которую она не велела снимать; она приснилась, велела положить - закапывали в могилу возле креста
- если не оденут кофту, а умерший там озябнет, то тоже зарывают в могилу; «они насчет этого требовательные» - во сне видятся
- по наказу на похоронах могли поиграть в гармонь, сама наказывала детям, чтобы проводили с гармонью; в 40-й день можно поиграть
- женщина наказала на поминках песню спеть, ее как поминают, поют эту песню  

Репортаж

 Trek 070-01 

107

О похоронно-поминальных обрядах, представлениях: 

- как женщина парня убила
- у самой сына убили, ей предложили поставить свечку за упокой того, кто убил; батюшка посоветовал поставить свечку за здравие; если бы поставила свечку за упокой, рассчитывалась бы не сама, а три последующих поколения: дети, внуки и правнуки
- как своего сына убили; обмывала убийцу, простила ему обиды
- сама ни на кого обиды не держит
- сколько покойников вымыла, никто не привиделся
- увидела во сне сына, рассказала ему, что поставила свечку за здравие за убийцу, он ответил, что видел, и попросил больше не реветь, так как ему от этого тяжело
- приснилась собака: стукнула ее по голове, шкура отлетела, оказался сын, сказал, что он в отпуске на 15 дней – недалеко, 400 км отсюда; спросила, встречается ли с отцом? сказал, что нет, они не на одной параллели
- сын не любил, когда причитала
- после кладбища, когда выпричитаешься, как гора с плеч; а за неделю до того, как идти на кладбище, как камень на душе
- собралась на могилу к матери, мать постучала в окно, спросила: «Долго ли?»; покойники очень ждут
- поминают хлебушком, яичком
- сама поминает в любое время, когда испечет олашку или сварит яичко, садится, говорит: «Дай, Господи, цярство небесное»
- первой шаньгой поминаешь; поминаешь отца, мать, потом всех: «…всем честным родителям»
- можно поминать утром, в обед, вечером не поминают – не надо вечером трясти
- если поздно приезжаешь на кладбище, просишь прощения  

репортаж

 

Вологодская обл.,
Тарногский р-н,
Маркушевское с/п
д.Заречье. 16.06.09

Зап. Кулев А. В.
Коншин О.Н. (Пожарищенский ЭКЦ)
Лебедева О.А. (Маркушевский ДК)

 Исполнители: Анкундинов Викентий Павлович, 1938 г.р., род. с д. Золотуха
Анкундинова Галина Дмитриевна, 1939 г.р.

(прожив.в Вологде: Ярославская, 44а-26, 71-45-82)
 

Trek 0436-001 

дубль на korg 1: №№ 31-41 настоящего реестра 

108

По песням с женскими песнями (поет Г.Д.)
 

Наигрыш на гармони

109.

По песням с мужскими песнями (поют В.П., Г.Д.)
 

Наигрыш на гармони

110.

Об игре на гармони  

- комм.: в каждом сельсовете по-разному играют; на Уфтюге похоже играют
- под игру подыгрываются, кто умеет
- в других местах непонятно играют, поют по половинам
 

Репортаж

111

О гуляньях, играх:  

- на Лондужке в Заговенье ходили рядами, качели в каждой деревне ставили, В Криуле – основная была круглая качуль
- в каждой деревне партии были - человек 5-8-10 собиралось, от деревни до деревни рядами собирались
- в 60-е г. жизнь начала изменяться
- зимой в деревне вечеринки делали – собирались человек по 15-20, плясали, играли
- играли: хлопали сзади, надо было отгадать; играли колечком, ручейком
 

Репортаж

112

О гармони, обучении, о тальянках: 

- игра отходит, потому что молодые не хотят
- сам учился – у старшего брата была гармонь, у него просил; старшие за то, чтобы дать гармонь, давали какое-нибудь трудное задание, например, босиком обежать вокруг дома
- на тальянке играл гармонист с одной рукой
- сейчас тальянки ни у кого нет; тальянка – однорядка с колокольчиками; игра тальянки отличалась
- о тальяночном голосе – поиск; на низу похоже – на тальянке голос был потоньше
- начал играть с 10 лет
- в школу ходили – старший брат давал нести гармонь, старшие после школы сразу шли на вечерину, младшим велели нести обратно сумки; в школе тоже играли на гармони
- под тальянку также пели, после перебора; если не вовремя начнешь, спутаешь и гармониста и сама спутаешься
 

Репортаж

113

По песням (на тонких голосах)  

- комм.: это похоже на тальянку
 

Наигрыш на гармони

114

По песням  

- фрагмент
 

Наигрыш на гармони

115

По песням (на тонких голосах) с песнями (поет Г.Д.)
 

Наигрыш на гармони

116

По песням (на тонких голосах) с песнями (поет Г.Д.) 

- комм.: высокие голоса не соответствуют басам, из-за этого тяжелее играть
 

Наигрыш на гармони

117

Полька 

- фрагмент
- повтор
 

Наигрыш на гармони

118

Русского.

- комм.: под эту игру пляшут и парни, и женщины
- «Уточку» женщина плясала – показ шага, здесь «Уточку» не плясали 

Наигрыш на гармони

 

<<< предыдущий  

следующий  >>>

399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 > 499
419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438
439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458
459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478
479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498