Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
АФ 400 |
|
||||
|
|
399 | 400 | 401 | 402 | 403 | 404 | 405 | 406 | 407 | 408 | 409 | 410 | 411 | 412 | 413 | 414 | 415 | 416 | 417 | 418 | > 499 |
419 | 420 | 421 | 422 | 423 | 424 | 425 | 426 | 427 | 428 | 429 | 430 | 431 | 432 | 433 | 434 | 435 | 436 | 437 | 438 | |
439 | 440 | 441 | 442 | 443 | 444 | 445 | 446 | 447 | 448 | 449 | 450 | 451 | 452 | 453 | 454 | 455 | 456 | 457 | 458 | |
459 | 460 | 461 | 462 | 463 | 464 | 465 | 466 | 467 | 468 | 469 | 470 | 471 | 472 | 473 | 474 | 475 | 476 | 477 | 478 | |
479 | 480 | 481 | 482 | 483 | 484 | 485 | 486 | 487 | 488 | 489 | 490 | 491 | 492 | 493 | 494 | 495 | 496 | 497 | 498 |
Вологодская обл., Чагодощенский р-н., Мегринский с/с., п. Чагода 21.07.2008 |
Начало см. 399 |
Зап.: Сысоева М. А. Лопатенко Н. М. Редькина Ю. |
||
Исп: Мишенкина Мария Сергеевна, 1930 г.р., род. – хутор Котынь недалеко от д. Синеозерская Пустынь.
|
||||
1. |
О календарных обрядах и праздниках:
РОЖДЕСТВО – Рождество – «всемирный праздник». Пекли пироги с черемухой (мололи ягоды), с черникой, черной смородиной, капустой и морковью. БЛАГОВЕЩЕНЬЕ – на Благовешеньё пекли «птюшечки»: делали тесто, раскатывали на колбаски. Их завязывали узелком, один конец делали как хвост – ножиком разрезали, а второй конец формировали в головку с клювом. Вместо глаз вставляли чернику сушеную. Делали «кислое» тесто. Пресное тесто будет разваливаться.
|
Репортаж |
||
2. |
Каледа, Каледа Накануне Рожества Кто не даст пирога, Тому сивая кобыла Да и та без хвоста. А кто даст перога, Тому двор живота. Здравствуйте, хозяюшки!
– снач. комм.: пели в Рождество. – интонированный текст. – комм.: хозяева подавали что-то. Девчонками бегали по домам. Всегда подавали – «хоть половинку сочня и то положат в корзину».
|
Колядка
|
||
3. |
Пожалуйте, пожалуйте, гости любяшши, гости любяшши.
– текст. – комм.: так говорили хозяева.
|
Приговор хозяев колядующим |
||
4. |
О календарных обрядах и праздниках:
СВЯТКИ – в Рождество ходили по домам ребятишки школьного возраста. – с Рождества до Крещения проходят Святки. Взрослая молодежь шалила в Святки: если в разных деревнях живут жених и невеста (у которых скоро свадьба), то молодежь растряхивала стог сена от дома жениха до дома невесты. На следующее утро жениху и невесте нужно это сено убрать в стог. – в Святки рядились: бабой и дедом, цыганкой. На лицо надевали марлю или из газеты маску (вырезали глаза и рот). Если не узнавали, то лица открывали. Бабе делали горб (подушку под одежде засовывали). Деду из отрепей делали бороду, усы и брови мазали сажей, бабе делали щеки красные – мазали свеклой. Дед был одет в шубу, вывернутую мехом наружу, а баба – в точаной сарафан.
|
Репортаж |
||
5. |
Подайте на Рожество, подайте на Рожество.
– текст. – комм.: ряженые ходили по домам с Рождества до Крещения.
|
Приговор ряженых в Святки |
||
6. |
Ребятишкам молочишка дайте!
– снач. комм.: если ходили ряженой цыганкой, то брали с собой бидон и так говорили.
|
Приговор ряженых в Святки |
||
7. |
О календарных обрядах и праздниках (продолжение):
СВЯТКИ – цыганка надевала большой шерстяной платок с кистями. Широкую юбку. – до войны ходил в Святки «сеяльщик с лошадью»: сеяльщик разбрасывал по избе зерно. Лошадь: вставали два человека, у обоих жерди на плечах, сверху их накрывали шкурой лошадиной. Сеяльщик вел лошадь за узду. В руках у сеяльщика корзина или «дупленка» из бересты с зерном. Сеял зерном, «чтобы был хозяевам достаток в доме, нужды никогда не знали». – молодежь озоровала: разбирали поленницу, заморозят дверь, санки привязывали к журавлю (длинная жердь у колодца), привязанное к другому концу журавля ведро опускали в колодец и там привязывали – получалось, что санки висели в воздухе. – взрослые не ругали за шалости молодежь, потому что это давно уже заведено. Старики могли только сказать: «Ну, озорники! Ну, озорники!». – для ряженых лошадью использовали настоящую шкуру лошади, настоящую голову и хвост. Это припасали заранее.
|
Репортаж |
||
8. |
Суженой, ряженой, приходи ко мне кушать.
– снач. комм.: на Крещение гадали. Вечером перед сном брали что-то из еды и говорили. – текст. – комм.: еду эту клали под подушку и загадывали.
|
Приговор на гадание |
||
9. |
О календарных обрядах и праздниках:
СВЯТКИ – гадания: ходили гадать на кресты. Ребята узнавали, что девушки пошли гадать на кресты, подкрадывались и свистели – пугали. Девушки очерчивали себя палкой и приговаривали, а потом слушали. Девушки как слышали свист, так сразу: «Чур! Чур! Чур!». Свист в гадании означал, что нечистая сила подходит. – ходили под окна слушать: если говорят хорошее, то год будет хороший; если говорят о плохом, то год будет плохой. – в д. Мегрино гадали со свечками. Олово лили: разогревали олово, а потом выливали его на бумагу. Оно застынет, и смотрели, какую форму приобретет, что можно увидеть. МАСЛЕНИЦА – на Масленицу на озере делали костер, через него все прыгали. Костер делали из дров. Песен не пели.
БЛАГОВЕЩЕНЬЕ – на праздники Пасха, Троица большого праздника не устраивалось. Просто отмечалось по домам. На Троицу дома украшали березовыми веточками. Много веток ставили на крыльце и в окна. Засохшие ветки сжигали в печке.
|
Репортаж |
||
10. |
О пастушеской и скотоводческой обрядности:
– на Егорий пастух обходил все стадо. Ему подавали мясо, крашеные яйца, сочни, молоко. Пастухов было 2-е, потому что стадо было большое. В нем были и личные коровы, и колхозные. У пастуха всегда с собой был топор, икона Егория Победоносца. Еду отдавали пастухам за «обход». – пастухи запрещали чужим людям ходить в стадо. – в Егорей утром обходили дома свою корову. В вербное воскресение вербушки втыкали во дворе в «вершник» (над дверями). А в Егорий эти веточки берешь и выгоняешь. Рвали специально длинную.
|
Репортаж |
||
11. |
О разном:
– в войну и после войны старушки служили в церкви на праздники: Пасху, Покров, Троицу. Делали «крадучи». – церковь в д. Пустынь Покрова Пресвятой Богородицы. На праздник Покрова Пресвятой Богородицы ничего особенного не готовили. – исп. не помнит, чтобы при выгоне коров нужно обязательно быть обутым.
|
Репортаж |
||
12. |
Об играх:
– «Лапта», «Круговая лапта» – выбивали мячик. – играли в прятки. – мячик делали из тряпок или из коровьей шерсти. Когда корова линяет, ее гладили – собирали шерсть, скатывали в шарик. Потом опускали его в кипяток, и он становился плотным, крепким. – «Круговая лапта»: у каждого игрока есть свой круг, один водящий с мячиком без круга. Он кидает мячик в какой-либо круг и бежит туда. Тот, кто стоит в кругу, должен успеть выбить мяч из своего круга, пока туда не прибежал водящий. Если не успел, то становился водящим. У каждого была круглая палка, чтобы отбивать мяч. – «Выбегательная лапта»: использовали палку другую (один конец ее был в форме лопатки). Описание игры: один бьет по мячу, а другой должен его поймать и бежать. Если мяч «прокараулил», то водишь.
|
Репортаж |
||
13. |
О куклах:
– маленькие дети делали кукол из тряпок. Рисовали глаза чернилами. Куклы чаще всего переходили от старших сестер. Голову шили отдельно, на ней рисовали чернилами глаза, рот и т.д. Платье делали из кусочка ткани, сложено пополам. На сгибе делали дырочку для головы. Платье получалось формы распашонки. На голову делали косынку, которую пришивали. Туловище, руки и ноги тоже делали из тряпок. На руках делали пальчики. Руки и ноги пришивали. Их шили как мешочек, потом выворачивали и набивали тканью, чтобы стали плотными, а потом пришивали. Платье сшивали, на ногах не было сапог. На голове была косынка – волос не делали. Кукла была таких размеров, чтобы она влезала в руку. – кукол «байкали». С куклами ходили в гости к подружкам – это называлось «гостьбишшо». Искали битую посуду, собирали траву, из глины делали пирожки.
|
Репортаж |
||
14. |
О приготовлении сусла, пива, кваса:
– приготовление сусла. Были крынки для теста «мякотницы». Рожь в этих крынках ставили преть в печь – она становится коричневого цвета. Затем рожь раскладывали, сушили, мололи. Снова закладывали в крынках с кипятком в печи париться. Была кадка «квасник» с дырочкой. Из соломы делали жгут, через который будет течь сусло. Жгут нужно сделать правильно, иначе, сусло может не потечь: бывает «тёка» и «не тёка». – сусло сцеживали, в него добавляли хмеля и дрожжей – сколько-то времени пиво «ходит». – летом в сенокос добавляли в сусло теплой воды, оно квасилось – брали с собой, ставили под кустами.
|
Репортаж |
||
15. |
О домашней утвари:
– были лужёные чугуны, глиняные чугуны (тушили картошку, кипятили молоко). Щи, супы варили в лужёных чугунах. Чугуны были разных размеров. У горшков были крышки (как у чайника). Покупали посуду в Устюженском районе в магазинах, на ярмарках. В Устюжне делали посуду. – бельё парили в корчагах (черного цвета). Они были больших размеров. бельё парили в печках. – крынка для молока была «долгая» на 1 литр или 1,5 литра. – чугуны (горшки) для тушения картошки и кипячения молока были красного цвета (сделаны из красной глины). Узоров на них не было. Внутри были покрыты чем-то, от чего поверхность становилась гладкой, блестящей, желтого цвета. – были чугунные сковороды. Были чашки, граненые стаканы, алюминиевые кружки. – ели из общей посуды. Тарелки использовали под пироги. Блюда были алюминиевые, ложки деревянные (ольховые). Были самовары.
|
Репортаж |
||
16. |
О еде:
– чай: сушили морковь (чтобы была «подзараживши»), зверобой, Иван чай (листья с цветами собирали во время цветения, закрывали, чтобы он «погорчел», потом пропускали на мясорубке или резали ножом; затем сминали, сушили). Чай назывался «капорский». – сушили свеклу – была вместо конфет. Свеклу сушили сырую. Когда ее разжуешь, то она становится как жвачка. Резали свеклу пластинками. – выращивали репу, брюкву, турнепс. Репу, брюкву пекли в печи: просто клали целый овощ в печь – он запекался, потом вытаскивали с помощью крюка, отскабливали кожуру и ели. – «паренка»: турнепс парили в горшках (отскабливали кожуру). – овес парили в горшках, сушили на противнях, мололи на жерновах – получалась овсяная крупа «запса». Мололи крупно.
|
Репортаж |
||
17. |
О святых местах:
– Старая Пустынь – святое место. Евфросин Синеозерский – «наш угодничек» со своими помощниками в этом месте вырыл землянку. Потом стали строить Пустынь – саму деревню. Были в деревне церкви: одна церковь Ивана Богослова и Николая Чудотворца, вторая – Покрова Пресвятой Богородицы (в ней служили на Покров, Пасху, Троицу, Благовещенье). – на иконе святого изображена церковь Покрова. Церкви были деревянные. – исп. помнит обе церкви. Церковь Ивана Богослова и Николы сгорела во время грозы в праздник Николы в войну 22 мая. В этой церкви был клуб. Когда начался пожар, стали бить в набат – длинными короткими ударами. – в набат били – подавали сигнал утром в 7.00 ч. на работу и вечером в 19.00 ч. с работы. – Долоцкая Ольга Михайловна – дочь дьякона жила у церкви.
|
Репортаж |
||
18. |
О школе:
– двухэтажная школа в д. Синеозерская Пустынь раньше была приходской школой. Там было 4 класса. Были предметы: естествознание, русский, математика, география. Преподавателем был Петр Васильевич Плотников. После войны школа уже была обычная, но называли ее все равно «приходской».
|
Репортаж |
||
19. |
О святых местах:
– Синичье озеро считается святым. Также в Старой Пустыни недалеко от места, где была землянка Евфросина Синеозерского, есть «Вещая лужа» – «накупаесси – сто пудов с тебя свалится». В войну и после войны с «большой дороги» в Старую Пустынь ездили люди, чтобы покупаться в «Вещей луже» и набрать воды из святого колодца. – в Старой Пустыни на месте землянки стоит часовня. Она не закрывается. – Вещая лужа была недавно вся покрыта мхом – заросла. Потом пригнали технику и убрали его – вернули луже ее прежний вид. Также дети из православного лагеря каждый год ездят в Пустынь и облагораживают место.
|
Репортаж |
||
20. |
О похоронно-поминальном обряде:
– покойного в доме клали на скамейку в «домовину» (гроб). Покойного клали головой к «пережнему» углу наискосок. – «огарочки» (остатки свечей) зажигали ночью у покойного в голове на «домовину». Раньше все запрещали, поэтому делали это тайно. – покойных обмывали сами. – исп. одела свою покойную мать в платье, сапоги и платок. – раньше в «домовину» (гроб) клали стружки, которые остаются после выделки гроба, сверху закрывали колинкором. Подушку делали со стружкой или брали перьевую. – в правую руку покойному клали «поддорожную». «Как уж у стариков было заготовлено». Был еще «пропуск», на котором написано: «Новопреставленной (имярек)» или «Новопреставленная (имярек)». Там же написана молитва. Это «пропуск» на тот свет. Так всегда раньше делали. – 6 лет назад «шесть человек из сорочин не вышли». – «Поддорожная»: это веночек. Исп. не знает, где их брали раньше. Сейчас их берут в церкви. – руки складывали одна на другую: сверху правая рука. «Пропуск» клали в руки. Руки завязывают, а когда нужно хоронить, развязывают. – хоронили на 3-й день. «Стариков» хоронят до обеда, а молодых – после обеда, после 12 часов. Старших хоронили так, чтобы до 12 часов дня успеть сесть за стол и помянуть. – гроб из дома выносят ногами вперед. Сначала несут венки, потом крышку, потом «домовину» с покойным. Родственники идут позади гроба. – проводить покойного выходят все люди, которые были в доме. Потом уже остаются несколько человек, которые накрывают столы для поминок. – родственники идут самые первые за «домовиной» и с кладбища после похорон первые заходят в дом. – скамейки и табуретки опрокидывали после выноса гроба. Родственники должны были через них перешагнуть. – раньше гроб несли на кладбище на полотенцах. На кладбище могилу бросают монеты – «место выкупаешь». Кидали «красненькие» копейки (медные). – кидали до опускания гроба. Также до опускания гроба в могилу кидали стопку, в которой дома около гроба в соли стояла свеча. Кидают «в ноги». – когда идут к кладбищу, то кидают еловые ветки на дорогу от дома до самой могилы. Так делают – «дорогу закрывают», чтобы домой «не ходил» покойный. – когда гроб опущен в могилу, родственники кидают по горсти песка. При этом ничего не говорят. – дома покойного в гробу «опевают».
|
Репортаж |
||
21. |
Со Святыми упокой, Христе Боже, Новопреставленного (имярек) или Новопреставленную (имярек). Вечная память. Вечная память. Вечная память.
– снач. комм.: с вересинкой обходишь гроб и говоришь. – текст. – комм.: ветку вереса кладут на совок, зажигают и обходят гроб 3 раза – обкуривают дымом.
|
Молитва об усопшем во время отпевания |
||
22. |
Со Святыми упокой, со Святыми упокой, Христе Боже, Новопреставленного (имярек) или Новопреставленную (имярек). Вечная память. Вечная память. Вечная память.
– текст.
|
Молитва об усопшем во время отпевания |
||
23. |
О похоронно-поминальном обряде:
– полотенце на улице не вывешивали, когда человек умрет. В доме закрывают зеркала. Если не закрыть, то в зеркале останется «лик усопшего». – родственники после кладбища на улице первые моют руки и вытирают полотенцем, потом первые заходят в дом. – поминальная еда: кутья (рис, изюм, сахар). Когда могилу зарыли, один человек дает каждому присутствующему на кладбище съесть ложку кутьи. Если кутья останется, то ее выкладывают вокруг могилы – с кладбища не уносят кутью. – в семье у исп. заведено: все, что взято на поминки на кладбище, с собой домой не берут – оставляют на кладбище. – на поминках из первой бутылки наливают стопку для усопшего. Стопку накрывают хлебом, и так стоит до сорочин. Содержимое стопки может за 40 дней испариться, может немного остаться – это выливают. В 40-й день наливают новую стопку на время поминок. Когда потом пойдут провожать усопшего, то первому встречному человеку дают выпить. Если никто не встретится, то выливают и выпивку из стопки и закуску на «пережний» угол. – поминальные дни: Завтрак (на следующий день после похорон), Девятины, Сорочины. «Завтрак» – 4-й день после смерти (следующий день после похорон), ходят на кладбище поминать. Также поминают на Девятины. В 20-й день поминают в узком семейном кругу. – на похороны никого не приглашают: кто хочет прийти, пусть приходит. «Вались комар и муха, хоть бомж или кто ли». Кто приходит на похороны, «отдают последний долг усопшему». – на Сорочины людей приглашают людей, которых хотят видеть. Близкие родственники сами придут. – также поминают на Годины. – говорят, что в День Рождения усопшего на кладбище не ходят. В деревне ходят на кладбище в День Рождения усопшего. – на кладбище ходят поминать в Троицкую субботу. В Троицу не ходят. «Троица – это праздник, а на усопших ходят – Родительская суббота есть» – так исп. сказал ее дядя Никита. Он пел на «клыросе». – на кладбище ходили на Радоницу. – обязательная поминальная еда – кутья. – в Родительскую субботу приносили яйца. Кто-то яйца разбивал на кладбище, кто-то просто так оставлял. – раньше венки делали из «дерюги» (ликоподий – лекарственное растение). Пыльца этого растения обеззараживает раны, хорошо идет вместо присыпки для детей. – раньше столов не было на кладбище, поэтому на могилу стлали скатерть и на ней поминали. – на могилу ставили деревянный крест. Делали ограды также деревянные. Кресты делали из вереса. – еду с кладбища домой не уносят. Скатерть забирают.
|
Репортаж |
||
24. |
Со Святыми упокой, Христе Боже, Новопреставленного (имярек) или Новопреставленную (имярек). Вечная память. Вечная память. Вечная память.
– текст. – комм.: с вересинкой (зажженная на сковороде, совке или блюде) обходят гроб и говорят.
|
Молитва об усопшем во время отпевания |
||
25. |
О похоронно-поминальном обряде:
– раньше готовились к смерти, заранее собирали одежду. – «домовину» (гроб) делают, когда человек умрет. Делали из сосны. Раньше просили у старых людей, чтобы они сделали гроб.
|
Репортаж |
||
|
|
|
|
|
Конец записи
Сост. реестра: Павлова К. В.
|
|
399 | 400 | 401 | 402 | 403 | 404 | 405 | 406 | 407 | 408 | 409 | 410 | 411 | 412 | 413 | 414 | 415 | 416 | 417 | 418 | > 499 |
419 | 420 | 421 | 422 | 423 | 424 | 425 | 426 | 427 | 428 | 429 | 430 | 431 | 432 | 433 | 434 | 435 | 436 | 437 | 438 | |
439 | 440 | 441 | 442 | 443 | 444 | 445 | 446 | 447 | 448 | 449 | 450 | 451 | 452 | 453 | 454 | 455 | 456 | 457 | 458 | |
459 | 460 | 461 | 462 | 463 | 464 | 465 | 466 | 467 | 468 | 469 | 470 | 471 | 472 | 473 | 474 | 475 | 476 | 477 | 478 | |
479 | 480 | 481 | 482 | 483 | 484 | 485 | 486 | 487 | 488 | 489 | 490 | 491 | 492 | 493 | 494 | 495 | 496 | 497 | 498 |