Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 2008-5 >>> Чагодощенский район   

 

АФ 400

 

<<< предыдущий

следующий >>>

399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 > 499
419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438
439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458
459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478
479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498

 

 

Вологодская обл.,

Чагодощенский р-н.,

Мегринский с/с.,

п. Чагода

21.07.2008

Начало см. 399

Зап.:

Сысоева М. А.

Лопатенко Н. М.

Редькина Ю.

 

Исп: Мишенкина Мария Сергеевна, 1930 г.р., род. – хутор Котынь недалеко от д.  Синеозерская Пустынь.

 

1.

О календарных обрядах и праздниках:

 

РОЖДЕСТВО

– Рождество – «всемирный праздник». Пекли пироги с черемухой (мололи ягоды), с черникой, черной смородиной, капустой и морковью. 

БЛАГОВЕЩЕНЬЕ

– на Благовешеньё пекли «птюшечки»: делали тесто, раскатывали на колбаски. Их завязывали узелком, один конец делали как хвост – ножиком разрезали, а второй конец формировали в головку с клювом. Вместо глаз вставляли чернику сушеную. Делали «кислое» тесто. Пресное тесто будет разваливаться.

 

Репортаж

2.

Каледа, Каледа

Накануне Рожества

Кто не даст пирога,

Тому сивая кобыла

Да и та без хвоста.

А кто даст перога,

Тому двор живота.

Здравствуйте, хозяюшки!

 

– снач. комм.: пели в Рождество.

– интонированный текст.

– комм.: хозяева подавали что-то. Девчонками бегали по домам. Всегда подавали – «хоть половинку сочня и то положат в корзину».

 

Колядка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Пожалуйте, пожалуйте, гости любяшши, гости любяшши.

 

– текст.

– комм.: так говорили хозяева.

 

Приговор хозяев колядующим

4.

О календарных обрядах и праздниках:

 

СВЯТКИ

– в Рождество ходили по домам ребятишки школьного возраста.

– с Рождества до Крещения проходят Святки. Взрослая молодежь шалила в Святки: если в разных деревнях живут жених и невеста (у которых скоро свадьба), то молодежь растряхивала стог сена от дома жениха до дома невесты. На следующее утро жениху и невесте нужно это сено убрать в стог.

– в Святки рядились: бабой и дедом, цыганкой. На лицо

надевали марлю или из газеты маску (вырезали глаза и рот). Если не узнавали, то лица открывали. Бабе делали горб (подушку под одежде засовывали). Деду из отрепей делали бороду, усы и брови мазали сажей, бабе делали щеки красные – мазали свеклой. Дед был одет в шубу, вывернутую мехом наружу, а баба – в точаной сарафан. 

 

Репортаж

5.

Подайте на Рожество, подайте на Рожество.

 

– текст.

– комм.: ряженые ходили по домам с Рождества до Крещения.

 

Приговор ряженых в Святки

6.

Ребятишкам молочишка дайте!

 

– снач. комм.: если ходили ряженой цыганкой, то брали с собой бидон и так говорили.

 

Приговор ряженых в Святки

7.

О календарных обрядах и праздниках (продолжение):

 

СВЯТКИ

– цыганка надевала большой шерстяной платок с кистями. Широкую юбку.

– до войны ходил в Святки «сеяльщик с лошадью»: сеяльщик разбрасывал по избе зерно. Лошадь: вставали два человека, у обоих жерди на плечах, сверху их накрывали шкурой лошадиной. Сеяльщик вел лошадь за узду. В руках у сеяльщика корзина или «дупленка» из бересты с зерном. Сеял зерном, «чтобы был хозяевам достаток в доме, нужды никогда не знали».

– молодежь озоровала: разбирали поленницу, заморозят дверь, санки привязывали к журавлю (длинная жердь у колодца), привязанное к другому концу журавля ведро опускали в колодец и там привязывали – получалось, что санки висели в воздухе.

– взрослые не ругали за шалости молодежь, потому что это давно уже заведено. Старики могли только сказать: «Ну, озорники! Ну, озорники!».

– для ряженых лошадью использовали настоящую шкуру лошади, настоящую голову и хвост. Это припасали заранее.

 

Репортаж

8.

Суженой, ряженой, приходи ко мне кушать.

 

– снач. комм.: на Крещение гадали. Вечером перед сном брали что-то из еды и говорили.

– текст.

– комм.: еду эту клали под подушку и загадывали.

 

Приговор на гадание

9.

О календарных обрядах и праздниках:

 

СВЯТКИ

– гадания: ходили гадать на кресты. Ребята узнавали, что девушки пошли гадать на кресты, подкрадывались и свистели – пугали. Девушки очерчивали себя палкой и приговаривали, а потом слушали. Девушки как слышали свист, так сразу: «Чур! Чур! Чур!». Свист в гадании означал, что нечистая сила подходит.  

– ходили под окна слушать: если говорят хорошее, то год будет хороший; если говорят о плохом, то год будет плохой.

– в д. Мегрино гадали со свечками. Олово лили: разогревали олово, а потом выливали его на бумагу. Оно застынет, и смотрели, какую форму приобретет, что можно увидеть.

МАСЛЕНИЦА

– на Масленицу на озере делали костер, через него все прыгали. Костер делали из дров. Песен не пели.

БЛАГОВЕЩЕНЬЕ
– делали птичек из картовного теста.

– на праздники Пасха, Троица большого праздника не устраивалось. Просто отмечалось по домам. На Троицу дома украшали березовыми веточками. Много веток ставили на крыльце и в окна. Засохшие ветки сжигали в печке.

 

Репортаж

10.

О пастушеской и скотоводческой обрядности:

 

– на Егорий пастух обходил все стадо. Ему подавали мясо, крашеные яйца, сочни, молоко. Пастухов было 2-е, потому что стадо было большое. В нем были и личные коровы, и колхозные. У пастуха всегда с собой был топор, икона Егория Победоносца. Еду отдавали пастухам за «обход».

– пастухи запрещали чужим людям ходить в стадо.

– в Егорей утром обходили дома свою корову. В вербное воскресение вербушки втыкали во дворе в «вершник» (над дверями). А в Егорий эти веточки берешь и выгоняешь. Рвали специально длинную.

 

Репортаж

11.

О разном:

 

– в войну и после войны старушки служили в церкви на праздники: Пасху, Покров, Троицу. Делали «крадучи».

– церковь в д. Пустынь Покрова Пресвятой Богородицы. На праздник Покрова Пресвятой Богородицы ничего особенного не готовили.

– исп. не помнит, чтобы при выгоне коров нужно обязательно быть обутым.

 

Репортаж

12.

Об играх:

 

– «Лапта», «Круговая лапта» – выбивали мячик.

– играли в прятки.

– мячик делали из тряпок или из коровьей шерсти. Когда корова линяет, ее гладили – собирали шерсть, скатывали в шарик. Потом опускали его в кипяток, и он становился плотным, крепким.

– «Круговая лапта»: у каждого игрока есть свой круг, один водящий с мячиком без круга. Он кидает мячик в какой-либо круг и бежит туда. Тот, кто стоит в кругу, должен успеть выбить мяч из своего круга, пока туда не прибежал водящий. Если не успел, то становился водящим. У каждого была круглая палка, чтобы отбивать мяч.

– «Выбегательная лапта»: использовали палку другую (один конец ее был в форме лопатки). Описание игры: один бьет по мячу, а другой должен его поймать и бежать. Если мяч «прокараулил», то водишь.

 

Репортаж

13.

О куклах:

 

– маленькие дети делали кукол из тряпок. Рисовали глаза чернилами. Куклы чаще всего переходили от старших сестер. Голову шили отдельно, на ней рисовали чернилами глаза, рот и т.д. Платье делали из кусочка ткани, сложено пополам. На сгибе делали дырочку для головы. Платье получалось формы распашонки. На голову делали косынку, которую пришивали. Туловище, руки и ноги тоже делали из тряпок. На руках делали пальчики. Руки и ноги пришивали. Их шили как мешочек, потом выворачивали и набивали тканью, чтобы стали плотными, а потом пришивали. Платье сшивали, на ногах не было сапог. На голове была косынка – волос не делали. Кукла была таких размеров, чтобы она влезала в руку.

– кукол «байкали». С куклами ходили в гости к подружкам – это называлось «гостьбишшо». Искали битую посуду, собирали траву, из глины делали пирожки.

 

Репортаж

14.

О приготовлении сусла, пива, кваса:

 

– приготовление сусла. Были крынки для теста «мякотницы». Рожь в этих крынках ставили преть в печь – она становится коричневого цвета. Затем рожь раскладывали, сушили, мололи. Снова закладывали  в крынках с кипятком в печи париться. Была кадка «квасник» с дырочкой. Из соломы делали жгут, через который будет течь сусло. Жгут нужно сделать правильно, иначе, сусло может не потечь: бывает «тёка» и «не тёка».

– сусло сцеживали, в него добавляли хмеля и дрожжей – сколько-то времени пиво «ходит».

– летом в сенокос добавляли в сусло теплой воды, оно квасилось – брали с собой, ставили под кустами.

 

Репортаж

15.

О домашней утвари:

 

– были лужёные чугуны, глиняные чугуны (тушили картошку, кипятили молоко). Щи, супы варили в лужёных чугунах. Чугуны были разных размеров. У горшков были крышки (как у чайника). Покупали посуду в Устюженском районе в магазинах, на ярмарках. В Устюжне делали посуду.

– бельё парили в корчагах (черного цвета). Они были больших размеров. бельё парили в печках.

– крынка для молока была «долгая» на 1 литр или 1,5 литра.

– чугуны (горшки) для тушения картошки и кипячения молока были красного цвета (сделаны из красной глины). Узоров на них не было. Внутри были покрыты чем-то, от чего поверхность становилась гладкой, блестящей, желтого цвета.

– были чугунные сковороды. Были чашки, граненые стаканы, алюминиевые кружки.

– ели из общей посуды. Тарелки использовали под пироги. Блюда были алюминиевые, ложки деревянные (ольховые). Были самовары.

 

Репортаж

16.

О еде:

 

– чай: сушили морковь (чтобы была «подзараживши»), зверобой, Иван чай (листья с цветами собирали во время цветения, закрывали, чтобы он «погорчел», потом пропускали на мясорубке или резали ножом; затем сминали, сушили). Чай назывался «капорский».

– сушили свеклу – была вместо конфет. Свеклу сушили сырую. Когда ее разжуешь, то она становится как жвачка. Резали свеклу пластинками.

– выращивали репу, брюкву, турнепс. Репу, брюкву пекли в печи: просто клали целый овощ в печь – он запекался, потом вытаскивали с помощью крюка, отскабливали кожуру и ели. 

– «паренка»: турнепс парили в горшках (отскабливали кожуру).

– овес парили в горшках, сушили на противнях, мололи на жерновах – получалась овсяная крупа «запса». Мололи крупно.

 

Репортаж

17.

О святых местах:

 

– Старая Пустынь – святое место. Евфросин Синеозерский – «наш угодничек» со своими помощниками в этом месте вырыл землянку. Потом стали строить Пустынь – саму деревню. Были в деревне церкви: одна церковь Ивана Богослова и Николая Чудотворца, вторая – Покрова Пресвятой Богородицы (в ней служили на Покров, Пасху, Троицу, Благовещенье).

– на иконе святого изображена церковь Покрова. Церкви были деревянные.

– исп. помнит обе церкви. Церковь Ивана Богослова и Николы сгорела во время грозы в праздник Николы в войну 22 мая. В этой церкви был клуб. Когда начался пожар, стали бить в набат – длинными короткими ударами.

– в набат били – подавали сигнал утром в 7.00 ч. на работу и вечером в 19.00 ч. с работы.

– Долоцкая Ольга Михайловна – дочь дьякона жила у церкви.

 

Репортаж

18.

О школе:

 

– двухэтажная школа в д. Синеозерская Пустынь раньше была приходской школой. Там было 4 класса. Были предметы: естествознание, русский, математика, география. Преподавателем был Петр Васильевич Плотников. После войны школа уже была обычная, но называли ее все равно «приходской».

 

Репортаж

19.

О святых местах:

 

– Синичье озеро считается святым. Также в Старой Пустыни недалеко от места, где была землянка Евфросина Синеозерского, есть «Вещая лужа» – «накупаесси – сто пудов с тебя свалится». В войну и после войны с «большой дороги» в Старую Пустынь ездили люди, чтобы покупаться в «Вещей луже» и набрать воды из святого колодца.

– в Старой Пустыни на месте землянки стоит часовня. Она не закрывается.

– Вещая лужа была недавно вся покрыта мхом – заросла. Потом пригнали технику и убрали его – вернули луже ее прежний вид. Также дети из православного лагеря каждый год ездят в Пустынь и облагораживают место.

 

Репортаж

20.

О похоронно-поминальном обряде:

 

– покойного в доме клали на скамейку в «домовину» (гроб). Покойного клали головой к «пережнему» углу наискосок.

– «огарочки» (остатки свечей) зажигали ночью у покойного в голове на «домовину». Раньше все запрещали, поэтому делали это тайно.

– покойных обмывали сами.

– исп. одела свою покойную мать в платье, сапоги и платок.

– раньше в «домовину» (гроб) клали стружки, которые остаются после выделки гроба, сверху закрывали колинкором. Подушку делали со стружкой или брали перьевую.

– в правую руку покойному клали «поддорожную». «Как уж у стариков было заготовлено». Был еще «пропуск», на котором написано: «Новопреставленной (имярек)» или «Новопреставленная (имярек)». Там же написана молитва. Это «пропуск» на тот свет. Так всегда раньше делали.

– 6 лет назад «шесть человек из сорочин не вышли».

– «Поддорожная»: это веночек. Исп. не знает, где их брали раньше. Сейчас их берут в церкви.

– руки складывали одна на другую: сверху правая рука. «Пропуск» клали в руки. Руки завязывают, а когда нужно хоронить, развязывают.

– хоронили на 3-й день. «Стариков» хоронят до обеда, а молодых – после обеда, после 12 часов. Старших хоронили так, чтобы до 12 часов дня успеть сесть за стол и помянуть.

– гроб из дома выносят ногами вперед. Сначала несут венки, потом крышку, потом «домовину» с покойным. Родственники идут позади гроба.

– проводить покойного выходят все люди, которые были в доме. Потом уже остаются несколько человек, которые накрывают столы для поминок.

– родственники идут самые первые за «домовиной» и с кладбища после похорон первые заходят в дом.

– скамейки и табуретки опрокидывали после выноса гроба. Родственники должны были через них перешагнуть.

– раньше гроб несли на кладбище на полотенцах. На кладбище  могилу бросают монеты – «место выкупаешь». Кидали «красненькие» копейки (медные).

– кидали до опускания гроба. Также до опускания гроба в могилу кидали стопку, в которой дома около гроба в соли стояла свеча. Кидают «в ноги».

– когда идут к кладбищу, то кидают еловые ветки на дорогу от дома до самой могилы. Так делают – «дорогу закрывают», чтобы домой «не ходил» покойный.

– когда гроб опущен в могилу, родственники кидают по горсти песка. При этом ничего не говорят.

– дома покойного в гробу «опевают».

 

Репортаж

21.

Со Святыми упокой, Христе Боже, Новопреставленного (имярек) или Новопреставленную (имярек). Вечная память. Вечная память. Вечная память.

 

– снач. комм.: с вересинкой обходишь гроб и говоришь.

– текст.

– комм.: ветку вереса кладут на совок, зажигают и обходят гроб 3 раза – обкуривают дымом.

 

Молитва об усопшем во время отпевания

22.

Со Святыми упокой, со Святыми упокой, Христе Боже, Новопреставленного (имярек) или Новопреставленную (имярек). Вечная память. Вечная память. Вечная память.

 

– текст.

 

Молитва об усопшем во время отпевания

23.

О похоронно-поминальном обряде:

 

– полотенце на улице не вывешивали, когда человек умрет. В доме закрывают зеркала. Если не закрыть, то в зеркале останется «лик усопшего».

– родственники после кладбища на улице первые моют руки и вытирают полотенцем, потом первые заходят в дом.

– поминальная еда: кутья (рис, изюм, сахар). Когда могилу зарыли, один человек дает каждому присутствующему на кладбище съесть ложку кутьи. Если кутья останется, то ее выкладывают вокруг могилы – с кладбища не уносят кутью.

– в семье у исп. заведено: все, что взято на поминки на кладбище, с собой домой не берут – оставляют на кладбище.

– на поминках из первой бутылки наливают стопку для усопшего. Стопку накрывают хлебом, и так стоит до сорочин. Содержимое стопки может за 40 дней испариться, может немного остаться – это выливают. В 40-й день наливают новую стопку на время поминок. Когда потом пойдут провожать усопшего, то первому встречному человеку дают выпить. Если никто не встретится, то выливают и выпивку из стопки и закуску на «пережний» угол.

– поминальные дни: Завтрак (на следующий день после похорон), Девятины, Сорочины. «Завтрак» – 4-й день после смерти (следующий день после похорон), ходят на кладбище поминать. Также поминают на Девятины. В 20-й день поминают в узком семейном кругу.

– на похороны никого не приглашают: кто хочет прийти, пусть приходит. «Вались комар и муха, хоть бомж или кто ли». Кто приходит на похороны, «отдают последний долг усопшему».

– на Сорочины людей приглашают людей, которых хотят видеть. Близкие родственники сами придут.

– также поминают на Годины.

– говорят, что в День Рождения усопшего на кладбище не ходят. В деревне ходят на кладбище в День Рождения усопшего.

– на кладбище ходят поминать в Троицкую субботу. В Троицу не ходят. «Троица – это праздник, а на усопших ходят – Родительская суббота есть» – так исп. сказал ее дядя Никита. Он пел на «клыросе».

– на кладбище ходили на Радоницу.

– обязательная поминальная еда – кутья.

– в Родительскую субботу приносили яйца. Кто-то яйца разбивал на кладбище, кто-то просто так оставлял.

– раньше венки делали из «дерюги» (ликоподий – лекарственное растение). Пыльца этого растения обеззараживает раны, хорошо идет вместо присыпки для детей.

– раньше столов не было на кладбище, поэтому на могилу стлали скатерть и на ней поминали.

– на могилу ставили деревянный крест. Делали ограды также деревянные. Кресты делали из вереса.

– еду с кладбища домой не уносят. Скатерть забирают.

 

Репортаж

24.

Со Святыми упокой, Христе Боже, Новопреставленного (имярек) или Новопреставленную (имярек). Вечная память. Вечная память. Вечная память.

 

– текст.

– комм.: с вересинкой (зажженная на сковороде, совке или блюде) обходят гроб и говорят.

 

Молитва об усопшем во время отпевания

25.

О похоронно-поминальном обряде:

 

– раньше готовились к смерти, заранее собирали одежду.

– «домовину» (гроб) делают, когда человек умрет. Делали из сосны. Раньше просили у старых людей, чтобы они сделали гроб.

 

Репортаж

 

 

 

 

 

 

Конец записи

Сост. реестра: Павлова К. В.

 

<<< предыдущий

следующий >>>

399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 > 499
419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438
439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458
459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478
479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498