Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
АФ 401 |
|
||||
|
|
399 | 400 | 401 | 402 | 403 | 404 | 405 | 406 | 407 | 408 | 409 | 410 | 411 | 412 | 413 | 414 | 415 | 416 | 417 | 418 | > 499 |
419 | 420 | 421 | 422 | 423 | 424 | 425 | 426 | 427 | 428 | 429 | 430 | 431 | 432 | 433 | 434 | 435 | 436 | 437 | 438 | |
439 | 440 | 441 | 442 | 443 | 444 | 445 | 446 | 447 | 448 | 449 | 450 | 451 | 452 | 453 | 454 | 455 | 456 | 457 | 458 | |
459 | 460 | 461 | 462 | 463 | 464 | 465 | 466 | 467 | 468 | 469 | 470 | 471 | 472 | 473 | 474 | 475 | 476 | 477 | 478 | |
479 | 480 | 481 | 482 | 483 | 484 | 485 | 486 | 487 | 488 | 489 | 490 | 491 | 492 | 493 | 494 | 495 | 496 | 497 | 498 |
Вологодская обл., Чагодощенский р-н., Мегринский с/с., д. Серёдка 20.07.2008 |
|
Зап.: Каданцев А. Ф. Глебкова М. Р. Козлова Т. Н. Мезгина А. |
||
Исп: Акуленко Евгения Ивановна, 1933 г. р., зд. Степанов Михаил Осипович, зд. (сосед).
|
||||
1. |
О календарных обрядах и праздниках:
ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ – приносят ветки вербы домой. Исп. ставит их в банку. Где-то в доме еще их «торчили». ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ – заготовляли мутовки. Не все заготовляли. Мутовку использовали для «сучения» супа. У мутовки должно быть 4 или 5 зубчиков. РАДОНИЦА – ходят на кладбище. Кладбище в д. Мегрино. ТРОИЦА – на Троицу ходят на кладбище. Веточками березы украшали крыльцо дома. Украшают дверь с обеих сторон. Венки на Троицу не делают. В д. Мегрино на Ивана Купала с 6 на 7 июля сейчас проводят праздник. Венки делают. – в Троицу и в Троицкую субботу ходят на кладбище. Кто-то в один день, кто-то – в другой. Также было и раньше. С собой берут конфеты, печенье, пшено (посыпали), яйца. Оставляли всё на могилах. Сейчас втыкают в могилы цветы. Как было раньше, исп. не знает.
|
Репортаж |
||
2. |
О трудовых обрядах:
СЕНОКОС – сенокос начинался в конце июня или в начале июля. Сенокосили в Глинном (в Пустыни), там жили в домике. Также сенокосили по р. Внина в сторону Бабаевского района, в 5 км от д. Львов Двор за болотом. Жили в домиках, которые назывались «стан» – сруб без окон с входной дверью. Внутри были обустроены «нары». Уезжали на сенокос на 1-2 недели. Косили обычными косами. – сено убирали в «копны» и «стога». На копны накладывали, а стог метали. В центр будущего стога втыкали жердь – «тычина». По низу жерди также укладывали палки – для равновесия. Сначала сено складывали ближе к жерди, а потом на него вставал человек, который принимал сено и его приминал. – здесь были только стога, «промешкалы» не делали (несколько тычин стоят в ряд, на них метали сено).
|
Репортаж |
||
3. |
О местных ремеслах:
– глиняной посуды раньше здесь не делали, покупали. Раньше ездили люди с горшками. Которые продавали. – были местные сапожники. Петр Аккуратный шил раньше сапоги. – валенки катал Фёдор Воробьёв, Фёдор Громов до войны. Валенки катали из черной, белой, серой шерсти – «какие овечки были». – был печник – Зорин Павел с д. Мегрино. Он многим клал печи.
|
Репортаж |
||
4. |
О том, как мальчик потерялся в лесу.
– снач. комм.: одна старушка плутала по лесу недалеко от деревень. – текст. – комм.: мальчик был маленький – еще в школу не ходил. Одну ночь его не было. Нашел мальчика дед, который пошел в лес убирать сено, а мальчик сидит на копне сена. – рассказ из жизни, как женщина потерялась.
|
Быличка о лесовом |
||
5. |
О разном:
– была одна бабушка, которая помогала со скотом – лечила. Это – Соловьева Мария из д. Залозно, жила в д. Низ. – сноп не приносили. Лен убирали с поля руками – дергали. Затем отколачивали семя. Лен стлали на поле – чтобы «вылежал». Потом его сдавали государству. – стояли качели на гумне. Ремни привязывали широкие. – в бане ничего не говорят. – раньше старые люди утром и вечером за столом молитву читали. – маленьким детям дали еду отдельно. Все остальные ели из общей посуды.
|
Репортаж |
||
Вологодская обл., Чагодощенский р-н., Мегринский с/с., д. Львов Двор 20.07.2008 |
|
Зап.: Каданцев А. Ф. Глебкова М. Р. Козлова Т. Н. Мезгина А. |
||
Исп: Львовская Александра Григорьевна, 1920 г. р., зд.
|
||||
6. |
О беседах:
– раньше на беседах пряли. Была одна беседа. В прялке привязывали кудель. Беседу устраивали каждый день в разном доме – по очереди «сегодня у одной, завтра у другой». Беседы начинали устраивать осенью (с октября) в 6 часов вечера (летом не пряли) до 12 ночи. Раньше сидели с лучинами (из ели щипали). От еловых лучин идет треск. Если падают угольки, то подставляли таз, чтобы туда все отгоревшее падало. Потом появился «карасин», стали сидеть с лампами. Лучину ставили посередине комнаты, все рассаживались с прялками по кругу. Лучина сгорит, ее заменяли новой. Лампы были 10ти-линейные.
|
Репортаж |
||
7. |
О календарных обрядах и праздниках:
СВЯТКИ – Святки начинались с Рождества до Крещения. В Святки на беседах пряли. Ходили «слушать» – «кому замуж надо»: приходили на поле, дели кружок и слушали. «Собаки залают – мы бегом домой».
|
Репортаж |
||
8. |
Сужёный, ряжёный, покажись ли, да иди в котору сторону…
– текст. – комм.: гадали в поле. Чертили круг рукой на снегу и в него вставали. «Постоим, постоим, собака залаем – и уходим. Ничего больше». Раньше парни ходили пугать девчонок: брали «полога» и шли к месту, где девчонки гадали.
|
Приговор на гадание |
||
9. |
О календарных обрядах и праздниках:
СВЯТКИ – гадание: слушали по домам. «Где чего говорят», кто-то хорошее услышит, а кто совсем ничего. Если прислышится, что ругаются, то «всю жизнь будешь ругатце с мужем со своим, со свекровам – выходили замуж дак». – в баню не ходили гадать маленькие. Ходили в баню гадать постарше девушки. Маленькие боялись «перебаешника». – гадание: жгли бумагу и смотрели, что покажется – свадьба или «чего ли».
|
Репортаж |
||
10. |
Суженый, ряженый, позови меня мыть избу.
– текст. – комм.: исп. сама делала. Ей приснился этот дом, в котором сейчас живет. Но вышла замуж в другой дом. «Точно попала в эту избу на всю жиз[н]ь». Под подушку клали мочалку (сделана из мочала). – повтор текста.
|
Приговор на гадание |
||
11. |
О календарных обрядах и праздниках:
СВЯТКИ – гадание: сминали бумаги, поджигали ее на тарелке и смотрели, как бумага сгорела, что от нее осталось – присматривались .что покажется. – «снарядухи» ходили в Святки. Они приходят и пляшут. Закрывали лицо марлей, платком – «закрывши совсем, придут». Ходили девчонки, постарше «бабки». Ходят цыганками – просят, им подают. Если говорят, то голос меняют, чтобы не узнали. Так по домам ходили на беседу. – медведь приходил на беседу – «мял» девушек. Так одевались ребята. Медведь приходил в дом на четвереньках. Могли прийти несколько медведей. Валили на пол и катали, мяли. Все пугались, убегали медведей. – цыганками ряжеными приходили – просили. «Дай милостину». Гадали на картах. Просили угощение: «Плати чем-нибудь». – маленькие дети не ходили по домам, не рядились. – «Каледу» пели на беседе.
|
Репортаж |
||
12. |
Каледа, Каледа Накануне Рожества, Я тебя, Каледу, Накануне пою.
– текст. – повтор. – комм.: «она долгая – забыла». Молодежь в Святки не баловалась.
|
Колядка |
||
13. |
О церкви:
– часовня была «тут за нашим двором». Церковь в д. Мегрино. В Пасху ходили в часовню «брякать» в колокола, «Христос воскрес» петь. – кто хотел, тот и «брякал».
|
Репортаж |
||
14. |
Христос воскресе из мертвых, Смертию смерть поправ. Сушим во гробе живот д[а]ровав.
– проба напева. – комм.: на гумнах катались на качелях и пели «Христос воскресе».
|
Пасхальный тропарь |
||
15. |
О календарных обрядах и праздниках:
ПАСХА – в Пасху ходили в часовню барабанить в колокола, петь «Христос воскресе». Пели «Христос воскресе» на гумнах на качелях. Яйца катали на лотке (если яйцо, пока катится, заденет другие, то выиграл – забираешь все задетые яйца; если прокатилось, никакое не задев, остается на месте – проиграл). Мужчины играли с молодежью. Яйца катали в избах. Яйцо спускали с лотка, оно закатывалось в круг к другим яйцам. – в Пасху варили яйца, кашу (пшенная), холодец из свинины, творог, пекли рогушки, пироги с рыбой. «В Паску – тут уж обеды хорошие». Делали «паски» из пшеничной муки, рисовали крест, посыпали сахарным песком.
|
Репортаж |
||
16. |
О плясках:
– раньше были балалайки, гармони. Муж исп. Играли на гармони. – пляски: «Лантей», «Кандрель», «Русского», «В две», «Частушки пели». – «Кандрель» плясали 4 человека, а «Лантей» – 8 человек. Плясали ребята и девушки. – если плясали «В две», то частушки пели часто, если плясали «Лантей», то частушки пели реже.
|
Репортаж |
||
17. |
Ты играешь, и играй, Приятка чернобровенькой. Постелю под вашу веточку Платочек новенькой.
– снач. комм.: частушка поется чаще. – напев.
|
Частушка |
||
18. |
Ты сыграй повеселее, Веселее нады мне. Не забуду глазки серы, Где бы не были [оне].
– напев. – комм.: вот это частушки.
|
Частушка |
||
19. |
Поиграй-ко, ягодина, В хромочку усталую. Я ешо поприпеваю Про любовь про старую.
– снач. комм.: под «Лантей» частушки поются реже. – напев. – комм.: это «Лантей» пляшем.
|
Частушка |
||
20. |
Где мы с милыим стояли, Снег ростаял до земли. С росхорошим роспрощались, Ручеёчки потекли.
– снач. комм.: так же пела, как щас, вот в поле и поёшь. – напев. – комм.: так же и по деревне пели, токо пореже.
|
Частушка |
||
21. |
Все я песенки припела Да ешо одну спою. Много горя претерпела За отчаянность свою.
– интонированный текст. – комм.: «по деревне поем».
|
Репортаж |
||
22. |
О плясках:
– «Русского» плясали по двое – ходили по кругу с частушками. – чтобы пойти плясать, просили у гармониста: «Поиграй, я пойду плясать». Пляску никаким названием не называли. – «Семёновну», «Цыганочку» плясали и пели.
|
Репортаж |
||
23. |
Я цыганочку плясать Ровно не умела, Пойду раз, пойду два – Может навырею.
– интонированный текст.
|
Частушка |
||
24. |
Я цыганочку плясать Ровно не умею. Выйду раз, выйду два – Может навырею.
– текст. – комм.: «навырею» – научусь. «Цыганочку» и «Семёновну» плясали «во круг».
|
Частушка |
||
25. |
О музыкальных инструментах:
– гармони: «Венка», «Вятка», «Балаговка». «У кого какая ведь. Середские с балаговкой ходили всё». – так же были гармони «Хромки». – маленькая гармошка есть у Моряковой Марии Петровны.
|
Репортаж |
||
26. |
Об одежде:
– вся одежда была «точаная». – ткали ткань в разную клетку. Шили из такой ткани юбки. – были сарафаны с «лямкам» тоже делали из клетчатой ткани. «А всё равно клетчасто всё». Ткали изо льна. – красили пряжу красным, зеленым, черной, синей краской. Краску покупали. – под сарафан одевали точаные рубахи: верх рубах шили из тонкого полотна, а низ из «почесей» (грубое полотно, основу заправляли не в каждый зуб). Рубахи вышивали. – «укотельник» – полотенце, которым вытирали руки. Также вышивали.
|
Репортаж |
||
27. |
О праздниках:
– праздники д. Львов Двор: «Пречистая» (21 сентября), «Рожество» (7 января), «Микола» (19 декабря). – на праздники варили пиво, пели песни, плясали под гармонь, ходили по деревне. Молодежи в деревне было мало.
|
Репортаж |
||
28. |
О свадьбе:
– СВАТОВСТВО: приходят сваты в дом невесты и стоят у порога – матицу не переходят. Хозяева спрашивают: «Зачем пришли? Садись!». А сваты отвечают: «Мы пришли не посидеть, а посвататцы». Если «отказ», то сваты уходят; если «приказ» (невеста согласна), то хозяева начинают греть самовар. Невеста во время сватовства была здесь. Если невеста против, то она говорила: «Не пойду, не пойду! Уходи!». «Вот сватов выгоняешь вон». – сватались вечером. «А не знаю – всё вечерам ходят. А днём на роботы: досуг днём заниматься сватовством». – жениху «позорно», если девушка на сватовстве ему отказала. – свататься приходила мать, тётка или отец. Кто-то со стороны жениха. Сваты как заходили в дом, так и стояли у порога, не переходя матицы, пока им не дадут ответ. У них спрашивали: «Чего пришли, садись!» А сваты отвечали: «Мы не сидеть пришли, а свататцы». Сватам нельзя проходит за матицу до тех пор, пока им не дадут положительного ответа. Если отказали – то они уходят из дома. – когда сидят за столами, то сваты хвалят жениха: «Будешь хорошо жить». – при положительном ответе все садились за стол пить чай и говорили, о том как жить: «Богу помолились, дак нады договариватце жить». – СВАДЬБА: дату свадьбы «отлаживают» на 1-2 недели, чтобы успеть сварить пиво, зарезать поросенка, набирают молока, творога, варили кисель. – приданое: если у невесты было что-то приготовлено, то уходя на житье в дом жениха, она все это забирала с собой. А если нет ничего, то уходила просто так. «Когда к ним переходишь, тогда и приданое везёшь». – переходят жить в избу жениха на 2-3 день после свадьбы. – «девишник» устраивали перед свадьбой (накануне). Приглашали девушек, ребят из деревни. Плясали, играли. – невесту в байну не водили. – приданое: полотенца (на стены вешать, одеяло праздничное и будничное, постель, подушки, своё белье налаженное). – на свадьбу специально шили платье невесте. Невеста должна была подарить жениху две рубахи, свекрови – что-то дарили, свекру – вышитой кисет. У исп. было зеленое батистовое платье на 1-й день, на 2-й день (когда к жениху переходили) было розовое платье. Покупали туфли. На голове у исп. ничего не было. У невесты был головной убор «кафта» – «красота» (АО кругу были цветы, сзади марля и ленты). – в девишник жених приезжал к невесте на лошади. Сани были украшены лентами. Девишник был вечером, со стороны жениха оставляли лошадей на улице или во дворе, сами заходили в избу. Жених приезжал с родителями. Садились за столы. – раньше венчались. – молодых благословляли иконой: стелют шубу в «пережнем углу», касаются головой до иконы, читали молитву. Мать обводит. Молодые вставали на колени на шубу. – невесту не выкупали. – если в деревне узнают, что парень собирается свататься к девушке, то ему дорогу «городили». Тут никак не выкупали. – когда ехали на венчание – тоже загораживали дорогу. Выкупали дорогу вином, самогоном, пирогом. – к венцу невеста ехала с родителями. – после венца ехали к жениху. Встречали с «укотельником», хлебом.
|
Репортаж |
||
Конец записи
Сост. реестра: Павлова К. В.
|
|
399 | 400 | 401 | 402 | 403 | 404 | 405 | 406 | 407 | 408 | 409 | 410 | 411 | 412 | 413 | 414 | 415 | 416 | 417 | 418 | > 499 |
419 | 420 | 421 | 422 | 423 | 424 | 425 | 426 | 427 | 428 | 429 | 430 | 431 | 432 | 433 | 434 | 435 | 436 | 437 | 438 | |
439 | 440 | 441 | 442 | 443 | 444 | 445 | 446 | 447 | 448 | 449 | 450 | 451 | 452 | 453 | 454 | 455 | 456 | 457 | 458 | |
459 | 460 | 461 | 462 | 463 | 464 | 465 | 466 | 467 | 468 | 469 | 470 | 471 | 472 | 473 | 474 | 475 | 476 | 477 | 478 | |
479 | 480 | 481 | 482 | 483 | 484 | 485 | 486 | 487 | 488 | 489 | 490 | 491 | 492 | 493 | 494 | 495 | 496 | 497 | 498 |