Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 2008-5 >>> Чагодощенский район   

 

АФ 401

 

<<< предыдущий

следующий >>>

399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 > 499
419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438
439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458
459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478
479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498

 

 

Вологодская обл.,

Чагодощенский р-н.,

Мегринский с/с.,

д. Серёдка

20.07.2008

 

Зап.:

Каданцев А. Ф.

Глебкова М. Р.

Козлова Т. Н.

Мезгина А.

 

Исп: Акуленко Евгения Ивановна, 1933 г. р., зд.

Степанов Михаил Осипович, зд. (сосед).

 

1.

О календарных обрядах и праздниках:

 

ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ

– приносят ветки вербы домой. Исп. ставит их в банку. Где-то в доме еще их «торчили».

ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ

– заготовляли мутовки. Не все заготовляли. Мутовку использовали для «сучения» супа. У мутовки должно быть 4 или 5 зубчиков.

РАДОНИЦА

– ходят на кладбище. Кладбище в д. Мегрино.

ТРОИЦА

– на Троицу ходят на кладбище. Веточками березы украшали крыльцо дома. Украшают дверь с обеих сторон. Венки на Троицу не делают. В д. Мегрино на Ивана Купала с 6 на 7 июля сейчас проводят праздник. Венки делают.

– в Троицу и в Троицкую субботу ходят на кладбище. Кто-то в один день, кто-то – в другой. Также было и раньше. С собой берут конфеты, печенье, пшено (посыпали), яйца. Оставляли всё на могилах. Сейчас втыкают в могилы цветы. Как было раньше, исп. не знает.

 

Репортаж

2.

О трудовых обрядах:

 

СЕНОКОС

– сенокос начинался в конце июня или в начале июля. Сенокосили в Глинном (в Пустыни), там жили в домике. Также сенокосили по р. Внина в сторону Бабаевского района, в 5 км от д. Львов Двор за болотом. Жили в домиках, которые назывались «стан» – сруб без окон с входной дверью. Внутри были обустроены «нары». Уезжали на сенокос на 1-2 недели. Косили обычными косами.

– сено убирали в «копны» и «стога». На копны накладывали, а стог метали. В центр будущего стога втыкали жердь – «тычина». По низу жерди также укладывали палки – для равновесия. Сначала сено складывали ближе к жерди, а потом на него вставал человек, который принимал сено и его приминал.

– здесь были только стога, «промешкалы» не делали (несколько тычин стоят в ряд, на них метали сено).

 

Репортаж

3.

О местных ремеслах:

 

– глиняной посуды раньше здесь не делали, покупали. Раньше ездили люди с горшками. Которые продавали.

– были местные сапожники. Петр Аккуратный шил раньше сапоги.

– валенки катал Фёдор Воробьёв, Фёдор Громов до войны. Валенки катали из черной, белой, серой шерсти – «какие овечки были».

– был печник – Зорин Павел с д. Мегрино. Он многим клал печи.

 

Репортаж

4.

О том, как мальчик потерялся в лесу.

 

– снач. комм.: одна старушка плутала по лесу недалеко от деревень.

– текст.

– комм.: мальчик был маленький – еще в школу не ходил. Одну ночь его не было. Нашел мальчика дед, который пошел в лес убирать сено, а мальчик сидит на копне сена.

– рассказ из жизни, как женщина потерялась.

 

Быличка о лесовом

5.

О разном:

 

– была одна бабушка, которая помогала со скотом – лечила. Это – Соловьева Мария из д. Залозно, жила в д. Низ.

– сноп не приносили. Лен убирали с поля руками – дергали. Затем отколачивали семя. Лен стлали на поле – чтобы «вылежал». Потом его сдавали государству.

– стояли качели на гумне. Ремни привязывали широкие.

– в бане ничего не говорят.

– раньше старые люди утром и вечером за столом молитву читали.

– маленьким детям дали еду отдельно. Все остальные ели из общей посуды.

 

Репортаж

Вологодская обл.,

Чагодощенский р-н.,

Мегринский с/с.,

д. Львов Двор

20.07.2008

 

Зап.:

Каданцев А. Ф.

Глебкова М. Р.

Козлова Т. Н.

Мезгина А.

 

Исп: Львовская Александра Григорьевна, 1920 г. р., зд.

 

6.

О беседах:

 

– раньше на беседах пряли. Была одна беседа. В прялке привязывали кудель. Беседу устраивали каждый день в разном доме – по очереди «сегодня у одной, завтра у другой». Беседы начинали устраивать осенью (с октября) в 6 часов вечера (летом не пряли) до 12 ночи. Раньше сидели с лучинами (из ели щипали). От еловых лучин идет треск. Если падают угольки, то подставляли таз, чтобы туда все отгоревшее падало. Потом появился «карасин», стали сидеть с лампами. Лучину ставили посередине комнаты, все рассаживались с прялками по кругу. Лучина сгорит, ее заменяли новой. Лампы были 10ти-линейные.

 

Репортаж

7.

О календарных обрядах и праздниках:

 

СВЯТКИ

– Святки начинались с Рождества до Крещения. В Святки на беседах пряли. Ходили «слушать» – «кому замуж надо»: приходили на поле, дели кружок и слушали. «Собаки залают – мы бегом домой».

 

Репортаж

8.

Сужёный, ряжёный, покажись ли, да иди в котору сторону…

 

– текст.

– комм.: гадали в поле. Чертили круг рукой на снегу и в него вставали. «Постоим, постоим, собака залаем – и уходим. Ничего больше». Раньше парни ходили пугать девчонок: брали «полога» и шли к месту, где девчонки гадали.

 

Приговор на гадание

9.

О календарных обрядах и праздниках:

 

СВЯТКИ

– гадание: слушали по домам. «Где чего говорят», кто-то хорошее услышит, а кто совсем ничего. Если прислышится, что ругаются, то «всю жизнь будешь ругатце с мужем со своим, со свекровам – выходили замуж дак».

– в баню не ходили гадать маленькие. Ходили в баню гадать постарше девушки. Маленькие боялись «перебаешника».

– гадание: жгли бумагу и смотрели, что покажется – свадьба или «чего ли».

 

Репортаж

10.

Суженый, ряженый, позови меня мыть избу.

 

– текст.

– комм.: исп. сама делала. Ей приснился этот дом, в котором сейчас живет. Но вышла замуж в другой дом. «Точно попала в эту избу на всю жиз[н]ь». Под подушку клали мочалку (сделана из мочала).

– повтор текста.

 

Приговор на гадание

11.

О календарных обрядах и праздниках:

 

СВЯТКИ

– гадание: сминали бумаги, поджигали ее на тарелке и смотрели, как бумага сгорела, что от нее осталось – присматривались .что покажется.

– «снарядухи» ходили в Святки. Они приходят и пляшут. Закрывали лицо марлей, платком – «закрывши совсем, придут». Ходили девчонки, постарше «бабки». Ходят цыганками – просят, им подают. Если говорят, то голос меняют, чтобы не узнали. Так по домам ходили на беседу.

– медведь приходил на беседу – «мял» девушек. Так одевались ребята. Медведь приходил в дом на четвереньках. Могли прийти несколько медведей. Валили на пол и катали, мяли. Все пугались, убегали медведей.

– цыганками ряжеными приходили – просили. «Дай милостину». Гадали на картах. Просили угощение: «Плати чем-нибудь».

– маленькие дети не ходили по домам, не рядились.

– «Каледу» пели на беседе.

 

Репортаж

12.

Каледа, Каледа

Накануне Рожества,

Я тебя, Каледу,

Накануне пою.

 

– текст.

– повтор.

– комм.: «она долгая – забыла». Молодежь в Святки не баловалась.

 

Колядка

13.

О церкви:

 

– часовня была «тут за нашим двором». Церковь в д. Мегрино. В Пасху ходили в часовню «брякать» в колокола, «Христос воскрес» петь.

– кто хотел, тот и «брякал».

 

Репортаж

14.

Христос воскресе из мертвых,

Смертию смерть поправ.

Сушим во гробе живот д[а]ровав.

 

– проба напева.

– комм.: на гумнах катались на качелях и пели «Христос воскресе».

 

Пасхальный тропарь

15.

О календарных обрядах и праздниках:

 

ПАСХА

– в Пасху ходили в часовню барабанить в колокола, петь «Христос воскресе». Пели «Христос воскресе» на гумнах на качелях. Яйца катали на лотке (если яйцо, пока катится, заденет другие, то выиграл – забираешь все задетые яйца; если прокатилось, никакое не задев, остается на месте – проиграл). Мужчины играли с молодежью. Яйца катали в избах. Яйцо спускали с лотка, оно закатывалось в круг к другим яйцам.

– в Пасху варили яйца, кашу (пшенная), холодец из свинины, творог, пекли рогушки, пироги с рыбой. «В Паску – тут уж обеды хорошие». Делали «паски» из пшеничной муки, рисовали крест, посыпали сахарным песком.  

 

Репортаж

16.

О плясках:

 

– раньше были балалайки, гармони. Муж исп. Играли на гармони.

– пляски: «Лантей», «Кандрель», «Русского», «В две», «Частушки пели».

– «Кандрель» плясали 4 человека, а «Лантей» – 8 человек. Плясали ребята и девушки.

– если плясали «В две», то частушки пели часто, если плясали «Лантей», то частушки пели реже.

 

Репортаж

17.

Ты играешь, и играй,

Приятка чернобровенькой.

Постелю под вашу веточку

Платочек новенькой.

 

– снач. комм.: частушка поется чаще.

– напев.

 

Частушка

18.

Ты сыграй повеселее,

Веселее нады мне.

Не забуду глазки серы,

Где бы не были [оне].

 

– напев.

– комм.: вот это частушки.

 

Частушка

19.

Поиграй-ко, ягодина,

В хромочку усталую.

Я ешо поприпеваю

Про любовь про старую.

 

– снач. комм.: под «Лантей» частушки поются реже.

– напев.

– комм.: это «Лантей» пляшем.

 

Частушка

20.

Где мы с милыим стояли,

Снег ростаял до земли.

С росхорошим роспрощались,

Ручеёчки потекли.

 

– снач. комм.: так же пела, как щас, вот в поле и поёшь.

– напев.

– комм.: так же и по деревне пели, токо пореже.

 

Частушка

21.

Все я песенки припела

Да ешо одну спою.

Много горя претерпела

За отчаянность свою.

 

– интонированный текст.

– комм.: «по деревне поем».

 

Репортаж

22.

О плясках:

 

– «Русского» плясали по двое – ходили по кругу с частушками.

– чтобы пойти плясать, просили у гармониста: «Поиграй, я пойду плясать». Пляску никаким названием не называли.

– «Семёновну», «Цыганочку» плясали и пели.

 

Репортаж

23.

Я цыганочку плясать

Ровно не умела,

Пойду раз, пойду два –

Может навырею.

 

– интонированный текст.

 

Частушка

24.

Я цыганочку плясать

Ровно не умею.

Выйду раз, выйду два –

Может навырею.

 

– текст.

– комм.: «навырею» – научусь. «Цыганочку» и «Семёновну» плясали «во круг».

 

Частушка

25.

О музыкальных инструментах:

 

– гармони: «Венка», «Вятка», «Балаговка». «У кого какая ведь. Середские с балаговкой ходили всё».

– так же были гармони «Хромки».

– маленькая гармошка есть у Моряковой Марии Петровны.

 

Репортаж

26.

Об одежде:

 

– вся одежда была «точаная».

– ткали ткань в разную клетку. Шили из такой ткани юбки.

– были сарафаны с «лямкам» тоже делали из клетчатой ткани. «А всё равно клетчасто всё». Ткали изо льна.

– красили пряжу красным, зеленым, черной, синей краской. Краску покупали.

– под сарафан одевали точаные рубахи: верх рубах шили из тонкого полотна, а низ из «почесей» (грубое полотно, основу заправляли не в каждый зуб). Рубахи вышивали.

– «укотельник» – полотенце, которым вытирали руки. Также вышивали.

 

Репортаж

27.

О праздниках:

 

– праздники д. Львов Двор: «Пречистая» (21 сентября), «Рожество» (7 января), «Микола» (19 декабря).

– на праздники варили пиво, пели песни, плясали под гармонь, ходили по деревне. Молодежи в деревне было мало.

 

Репортаж

28.

О свадьбе:

 

– СВАТОВСТВО: приходят сваты в дом невесты и стоят у порога – матицу не переходят. Хозяева спрашивают: «Зачем пришли? Садись!». А сваты отвечают: «Мы пришли не посидеть, а посвататцы». Если «отказ», то сваты уходят; если «приказ» (невеста согласна), то хозяева начинают греть самовар. Невеста во время сватовства была здесь. Если невеста против, то она говорила: «Не пойду, не пойду! Уходи!». «Вот сватов выгоняешь вон».

– сватались вечером. «А не знаю – всё вечерам ходят. А днём на роботы: досуг днём заниматься сватовством».

– жениху «позорно», если девушка на сватовстве ему отказала.

– свататься приходила мать, тётка или отец. Кто-то со стороны жениха. Сваты как заходили в дом, так и стояли у порога, не переходя матицы, пока им не дадут ответ. У них спрашивали: «Чего пришли, садись!» А сваты отвечали: «Мы не сидеть пришли, а свататцы». Сватам нельзя проходит за матицу до тех пор, пока им не дадут положительного ответа. Если отказали – то они уходят из дома.

– когда сидят за столами, то сваты хвалят жениха: «Будешь хорошо жить».

– при положительном ответе все садились за стол пить чай и говорили, о том как жить: «Богу помолились, дак нады договариватце жить».

– СВАДЬБА: дату свадьбы «отлаживают» на 1-2 недели, чтобы успеть сварить пиво, зарезать поросенка, набирают молока, творога, варили кисель.

– приданое: если у невесты было что-то приготовлено, то уходя на житье в дом жениха, она все это забирала с собой. А если нет ничего, то уходила просто так. «Когда к ним переходишь, тогда и приданое везёшь».

– переходят жить в избу жениха на 2-3 день после свадьбы.

– «девишник» устраивали перед свадьбой (накануне). Приглашали девушек, ребят из деревни. Плясали, играли.

– невесту в байну не водили.

– приданое: полотенца (на стены вешать, одеяло праздничное и будничное, постель, подушки, своё белье налаженное).

– на свадьбу специально шили платье невесте. Невеста должна была подарить жениху две рубахи, свекрови – что-то дарили,  свекру – вышитой кисет. У исп. было зеленое батистовое платье на 1-й день, на 2-й день (когда к жениху переходили) было розовое платье. Покупали туфли. На голове у исп. ничего не было. У невесты был головной убор «кафта» – «красота» (АО кругу были цветы, сзади марля и ленты). 

– в девишник жених приезжал к невесте на лошади. Сани были украшены лентами. Девишник был вечером, со стороны жениха оставляли лошадей на улице или во дворе, сами заходили в избу. Жених приезжал с родителями. Садились за столы.

– раньше венчались.

– молодых благословляли иконой: стелют шубу в «пережнем углу», касаются головой до иконы, читали молитву. Мать обводит. Молодые вставали на колени на шубу.

– невесту не выкупали.

– если в деревне узнают, что парень собирается свататься к девушке, то ему дорогу «городили». Тут никак не выкупали.

– когда ехали на венчание – тоже загораживали дорогу. Выкупали дорогу вином, самогоном, пирогом.

– к венцу невеста ехала с родителями.

– после венца ехали к жениху. Встречали с «укотельником», хлебом.

 

Репортаж

         

 

Конец записи

Сост. реестра: Павлова К. В.

 

<<< предыдущий

следующий >>>

399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 > 499
419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438
439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458
459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478
479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498