Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
АФ 407 |
|
||||
|
|
399 | 400 | 401 | 402 | 403 | 404 | 405 | 406 | 407 | 408 | 409 | 410 | 411 | 412 | 413 | 414 | 415 | 416 | 417 | 418 | > 499 |
419 | 420 | 421 | 422 | 423 | 424 | 425 | 426 | 427 | 428 | 429 | 430 | 431 | 432 | 433 | 434 | 435 | 436 | 437 | 438 | |
439 | 440 | 441 | 442 | 443 | 444 | 445 | 446 | 447 | 448 | 449 | 450 | 451 | 452 | 453 | 454 | 455 | 456 | 457 | 458 | |
459 | 460 | 461 | 462 | 463 | 464 | 465 | 466 | 467 | 468 | 469 | 470 | 471 | 472 | 473 | 474 | 475 | 476 | 477 | 478 | |
479 | 480 | 481 | 482 | 483 | 484 | 485 | 486 | 487 | 488 | 489 | 490 | 491 | 492 | 493 | 494 | 495 | 496 | 497 | 498 |
Вологодская обл., Чагодощенский р-н., Белокресткий с/с., д. Метелищи 25.07.2008 |
|
Зап.: Каданцев А. Ф. Глебкова М. Р. Козлова Т. Н. |
||
Исп: Смирнова (Сергеева – девичья) Мария Васильевна, 1922 г. р., зд. Натёкина (Сергеева) Анна Васильевна, 1923 г. р., зд. Проживает в г. Бокситогорск Ленинградской обл..
|
||||
1. |
О деревне:
– деревня имеет такое название давно. – деревня насчитывала 32 дома. Когда начали образовываться колхозы, основная часть населения из деревни уехала. – один край деревни называется Туманов конец, другой – Алексеев конец. – в 1 км отсюда находятся две деревни: Фофаново и Загорьё. – названия полей: Любохинское, Закосковское, Репишское, Косково, Репище. – названия лесов: Бор, Карабино. – Огарёвские репищи – участок около реки, на котором устраивали покосы. Там находился Огарёвский хутор. Мать исп.-ц рассказывала, что там жил помещик, на него работали крестьяне. Там была мельница, мост.
|
Репортаж |
||
2. |
О ремеслах:
– кузница находилась между деревнями Белые Кресты и Ерохово. Там работал кузнец с подмастерьем. Ковали лошадей. Была большая наковальня, металл раскаливали в огне, закаливали в воде. Разогревали мехами, между которыми находились раскаленные угли. – на Богровастице гнали серу и дёготь. Смолу собирали с сосен: подсечивали деревья рубцами «ёлочкой», подставляли воронки. Сера была желтоватого цвета. – в землянке варили в котле смолу, после ее расплавления образуется черная жидкость. Работали там серогоны. – дёготь привозили зимой в больших банках на дровнях. – муку мололи на мельнице. – горшки привозили из Шолохова за Избоищами. Сами делали кирпичи для печей. – названия глиняной посуды: кринка, горшок. Мать в большой горшок засыпала солод и ставила в печь, потом гнала сусло через солому. Был квасник деревянный со штырем внизу сбоку. – кринки использовали для молока. Были чашки глиняные, блюда. Ложки были деревянные. – делали игрушки из глины: свистульки, дудочки. Здесь не делали, это только покупали. Свистульки были расписные. – квашня была деревянная. – отец, брат и сыновья матери были бондари. Фамилия была Бондаревы. Делали кадушки, плели лапти, ушаты с ручками, шайки, корыта, подойники с рылом. – приходили «катали», которые катали валенки. Ходили по домам. Цвет у валенок зависел от цвета шерсти овец – серые, черные. Мастера били шерсть на толстых струнах, отчего она становилась мягкой. Потом шерсть подмачивали и катали на столе, чтобы слежалась. А потом подлаживали на колодке – выделывали валенок. – сапоги делали сапожники из Череповца – черепане. – прялки делали хозяева самостоятельно. Части прялки: голова со спицей, с помощью которой к прялке приделывали кудель. Прялки делали сплошные и из отдельных частей.
|
Репортаж |
||
3. |
Об одежде:
– шубы делали приезжие мастера. У женщин шубы были с «борам», мужчин – тулупы. Длина шубы была ниже колена. На шубе были пуговицы или крючки. У мужчин были шубенники – по короче. Тулупы использовали, когда ехали с кладью. Опоясывались поясом. Пояса ткали только для мужчин шириной 5-6 см одноцветный, делали кисти. – рубашки подпоясывали круглым (8-10 ниток) или плоским поясом. На праздники покупали пояса. Женщины подпоясывались лентами спереди или сбоку, или сзади. – в волосах носили ленты. Маленькие девочки завязывали волосы тряпочками. – «опорки» – старая обувь. Ее не выбрасывали, а отрезали голенища и продавали сапожнику, кожу сдавали. На отданный материал, сапожник давал деньги, на которые покупали гребенки, ленты. – по деревням раньше ездил татарин с товаром – продавал. Он собирал у населения кожу, резину, кости, «опорки», тряпки и после оценки на обмен давал им что-то. – на ногах носили лапти, ступни. Плели из бересты, липы. Прадед плел лапти – был мастером. На другом конце деревни тоже был мастер плести лапти. На сенокос одевали лапти с портянками, которые закрепляли «оборами» (веревками). Богатые носили туфли. Летом больше ходили босиком. Мужчины носили больше сапоги. Дети носили всякую рвань, бегали босиком уже по проталинкам. – из лыка плели кузовки. Из бересты плели корзины для куриц.
|
Репортаж |
||
4. |
О домашнем скоте:
– курицы дома не неслись, а неслись у соседки. Она в туалете поставила ящик с «покладом» (белый глиняный камень в форме яйца – подставное яйцо), и курицы ходили туда нестись. – в каждом доме была лошадь, корова, овцы (пара маток), поросята. Это до коллективизации. У каждого было по 30 соток своей земли. Гусей не было, потому что рядом нет воды. – во время колхозов нужно было сдать 290 л молока. При этом не разрешали косить для своих коров, поэтому кормили соломой. – рассказ из жизни о том, как женщина накосила травы на вельгах (промежутки между болотами), ее посадили на 2 года в тюрьму. – когда корова собирается телиться, то ей подстилали чистую подстилку и следили, не выпускали в «охожую». – если «не по двору скотинина» (часто болеет, плохо есть, домой не приходит), то приглашали бабушку, которая приговаривала, углы опрыскивала.
|
Репортаж |
||
5. |
Хозяин дворовой и хозяюшка, привел вам скотинку-животинку (кличка). Будьте добрыи: примите, накормите и напойте. А я вас обзолочу и накормлю.
– текст. – комм.: кладут денежки (копейки) в каждый угол. Говорят и делают 3 раза.
|
Приговор на новую скотину |
||
6. |
О новоселье, домовом:
– исп. купила дом и ничего не делала, когда переходила. – купила дом у родственников – «родство хорошоё идёт, как говорится, благодарность» - всё хорошо в доме. «А кто вредный человек, вот купите у вредного человека, вот тут может чево-нибудь напакостить».
|
Репортаж |
||
7. |
Хозяин с хозяюшкой, розрешите в баенке помытца.
– снач. комм.: исп. начинает топить баню и говорит. – текст. – комм.: 3 раза сказать нужно. Потом можно баню затоплять.
|
Приговор на топку бани |
||
8. |
Спасибо, хозяин с хозяюшкой, за паровую банюшку.
– снач. комм.: когда вымоешься, нужно говорить. – текст. – комм.: говорят 3 раза, при этом нужно покреститься на 4 стороны.
|
Приговор после бани |
||
9. |
Ангел мой, Хранитель мой, пойдем со мной.
– снач. комм.: когда идешь в лес, нужно говорить. – текст. – комм.: сказать 3 раза.
|
Приговор в лес |
||
10. |
Спасибо, лесок батюшки, родная земелюшка матушка, спасибо.
– снач. комм.: когда выходишь из леса, нужно говорить. – текст.
|
Приговор из леса |
||
11. |
Антошка, Антошка, набери целое лукошко.
– снач. комм.: дети шли в лес, кидали корзинку и говорили, чтобы набрать целую корзину грибов или ягод. – текст.
|
Приговор в лесу на корзинку |
||
12. |
Антошка, Антошка, набери целое лукошко.
– текст.
|
Приговор в лесу на корзинку |
||
13. |
Антошка, Антошка, помоги набрать целое лукошко.
– снач. комм.: просто баловались. – текст. – комм.: говорят, потом кидают корзинку в воздух.
|
Приговор в лесу на корзинку |
||
14. |
Баю, бай, Баю, бай. Баю, баюшки, баю, Не ложись на краю. Придёт серенький волчок, Хватит Вову за бочок.
– снач. комм.: детей «баюкали», песенки пели. – текст. – комм.: много было колыбельных.
|
Колыбельная |
||
15. |
Сорока-ворона кашу варила, Гостей закликала, Давно гости не бывали, Моей каши не едали. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала. Этому не досталось. Ты – мал, Круп не драл, В лес не ходил, Дров не рубил, Кашу не варил.
– снач. комм.: с детьми надо разговаривать, даже если он еще в животе. – текст. – комм.: «и опять: «Сорока-ворона».
|
Потешка |
||
16. |
Сорока-ворона кашу варила, Гостей закликала, Давно гости не бывали, Моей каши не едали. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала. Этому не досталось. Ты – мал, Круп не драл, В лес не ходил, Дров не рубил.
– интонированный текст. – комм.: и опять снова.
|
Потешка |
||
17. |
О воспитании детей:
– когда ребенок начнет делать первые шаги, между его ног проводили – «перерезали путо». Чиркали ножом 3 раза. – если ребенок испугался, то звали знахарей. Они водой опрыскивали.
|
Репортаж |
||
18. |
Мышка, мышка, На тебе зуб простой, А мне дай золотой.
– снач. комм.: бросали молочный зуб на печку. – текст. – комм.: мог бросить ребенок или взрослый. Бросали зуб через левое плечо на печку.
|
Приговор на зубы |
||
19. |
«Утопленник» Прибежали в избу дети, Стали спрашивать отца: «Тятя, тятя, наши сети Притащили мертвеца»…
– снач. комм.: исп. рассказывала внукам. – текст. – комм.: известное стихотворение.
|
Стихотворение |
||
20. |
О колдунах, знающих людях:
– рассказ из жизни о том, как детей пугали милиционером. – детей пугали колдунами. – рассказ и жизни о том, как у соседки украли свеклу. Когда она обнаружила пропажу, то кричала по всей деревне, что пойдет к знакомому колдуну, и он найдет вора. Исп. потом снится сон о том, как вор кричит по-петушиному.
|
Репортаж |
||
21. |
Дождик, дождик, перестань, Я поеду в горостань, Богу молиться, Христу поклониться. Я у Бога сирота, Открываю ворота
Крючкам, замочкам,
– снач. комм.: чтобы дождь закончился. – текст.
|
Выкрик на дождь |
||
22. |
Дождик, дождик, сикони, Всех с работы угони.
– текст.
|
Выкрик на дождь |
||
23. |
Дождик, дождик пуще, Наварю я гущи И поставлю под кровать, Чтобы курицам клевать.
– текст.
|
Выкрик на дождь |
||
24. |
Радуга-дуга, Не давай дождя, Дай солнышка Опеколнышка.
– фрагмент текста – фрагмент текста. – текст.
|
Выкрик на радугу |
||
25. |
О детях:
– если после купания в ушах осталась вода, то нужно попрыгать на одной ноге. – куклы шили из тряпок, рисовали химическим карандашом глаза, нос, рот. Куклы набивали куделью, голову шили отдельно. Одежду для кукол делали: юбки, штаны. Шили мальчиков и девочек. – игра в куклы – «как в гости, как праздник». Черепки собирали – заменяли тарелки. Рвали траву – была за место еды. В «папу и маму» не играли.
|
Репортаж |
||
26. |
В нашей маленькой компании Кто-то сильно навонял. Раз, два, три. Это, наверно, ты.
– текст.
|
Считалка |
||
27. |
Аты-баты, шли солдаты, Аты-баты, на базар. Аты-баты, что купили. Аты-баты, самовар. Аты-баты, сколько стоит. Аты-баты, три рубля.
– текст.
|
Считалка |
||
28. |
Об играх:
– игра в мяч – «яры бросали»: водящий кричал чье-то имя и кидал мяч, кого выкликнули, должен мяч поймать. – мячи были тряпочные. Потом появился резиновый – был редкостью. – «рюхи» – «городки».
|
Репортаж |
||
29. |
О пище:
– дети драли сосновую кору струнами, сворачивали ее в трубочку и ели. – дети жевали сосновую серу – зубы чистили. – съедобная трава – пестыши и кислица. Их жарили на сковородке.
|
Репортаж |
||
30. |
– Желанная, желанная, накорми меня и моего цыганенка. – Ой, да нечем накормить-то. – Ну дай что-нибудь на руку, погадать не хочешь? – Не, не! Гадать не надо. Денег нету. – Ну, дак ты чем-нибудь уплати. – Ну, чем? – Ну, дай сахаринку, дай сальцинку, дай мясинку, дай сметанки, хлебца кусочик, картошинку. – снач. комм.: в Святки рядились: исп. рядилась цыганкой с женщиной, которая ходила с кнутом. Заходили ряженые в каждый дом – просили чего-нибудь. – текст. – комм.: когда ряженые соберут все поданное им угощение в мешок, старший из ряженых цыган говорит: «Ну, спляши колесом». Младший начинает плясать. Заходили в каждый дом, потом все собранное делили.
|
Диалог ряженых с хозяевами |
||
31. |
О календарных обрядах и праздниках:
– в Святки одевали «самое хорошее». Лицо закрывали марлей или сеткой, чтобы не узнали. Все равно узнавали по голосу или по выходке. – парни ходили «медведем»: выворачивали шубу, рычал, пугал девок. Приносили «покойника». – гадание: ходили на трактовую дорогу, зачёркивались в круг и слушали на перекрестке. Так загадывали, куда замуж девушка выйдет.
|
Репортаж |
||
32. |
Откуда жених…
– фрагмент текста.
|
Приговор на гадание |
||
33. |
Чур моему гаданию.
– снач. комм.: в конце гадания просто «закрестишь всё и уходишь». – текст.
|
Приговор на гадание |
||
34. |
О календарных обрядах и праздниках:
– в Святки слушали слушать под окно: где ругаются, пьют или тишина – оттуда уходили. – шалили: привязывали «коковки» (веретено с пряжей) к планкам у 3-4 домов и дергали. – гадание: брали с поленницы охапку дров и загадывали – если в охапке четное количество дров, то выйду замуж, если нечетное, то не выйду.
|
Репортаж |
||
35. |
Суженый, ряженый, приди меня расчесать и себя показать.
– снач. комм.: под подушку клали расческу и говорили. – текст.
|
Приговор на гадание |
||
36. |
Суженый ряженый, приходи спинку потереть и тебя посмотреть.
– снач. комм.: могли под подушку положить мочалку. – текст.
|
Приговор на гадание |
||
37. |
О календарных обрядах и праздниках:
– в Масленицу катались по деревне на лошадях. – жгли веник, поторченый на палку, бегали по деревне. – костер на Масленицу не делали. – раньше зятья ездили в гости к теще. – катались с горок. – деревенская качель была в Загорье, но туда не пускали. На гумнах катались на качелях на веревках. – на Пасху не разрешали «хулиганить и бедокурить». – мать не разрешала брать изюм: «Только изюм не возьмите, а то вас Боженька палкой. Боженька увидит и палкой по рукам». – на Пасху красили яйца. Яйца катали на могилах на кладбище – со всех 4-х сторон могилки скатывали и оставляли.
|
Репортаж |
||
38. |
О скотоводческом и пастушеском обряде:
– в Егорий коров выпускали. Пекли пироги. – с решетом на поле пастух обходил стадо коров. Были все хозяева коров. – пастух нес икону, решето с пирогом, яйцами. Знал текст. Обходил «встречь солнца» 3 раза. – пастух давал себе «завет», что не будет собирать ягод и грибов, а будет следить за коровами. За поясом у пастуха был топор. – дома обходили скот взрослые: родители. Дома обходили с пирогом, яйцами. Делали так, чтобы дома «сытно» было.
|
Репортаж |
||
|
|
|
|
|
Конец записи
Сост. реестра: Павлова К. В.
|
|
399 | 400 | 401 | 402 | 403 | 404 | 405 | 406 | 407 | 408 | 409 | 410 | 411 | 412 | 413 | 414 | 415 | 416 | 417 | 418 | > 499 |
419 | 420 | 421 | 422 | 423 | 424 | 425 | 426 | 427 | 428 | 429 | 430 | 431 | 432 | 433 | 434 | 435 | 436 | 437 | 438 | |
439 | 440 | 441 | 442 | 443 | 444 | 445 | 446 | 447 | 448 | 449 | 450 | 451 | 452 | 453 | 454 | 455 | 456 | 457 | 458 | |
459 | 460 | 461 | 462 | 463 | 464 | 465 | 466 | 467 | 468 | 469 | 470 | 471 | 472 | 473 | 474 | 475 | 476 | 477 | 478 | |
479 | 480 | 481 | 482 | 483 | 484 | 485 | 486 | 487 | 488 | 489 | 490 | 491 | 492 | 493 | 494 | 495 | 496 | 497 | 498 |