Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
АФ 405 |
|
||||
|
|
399 | 400 | 401 | 402 | 403 | 404 | 405 | 406 | 407 | 408 | 409 | 410 | 411 | 412 | 413 | 414 | 415 | 416 | 417 | 418 | > 499 |
419 | 420 | 421 | 422 | 423 | 424 | 425 | 426 | 427 | 428 | 429 | 430 | 431 | 432 | 433 | 434 | 435 | 436 | 437 | 438 | |
439 | 440 | 441 | 442 | 443 | 444 | 445 | 446 | 447 | 448 | 449 | 450 | 451 | 452 | 453 | 454 | 455 | 456 | 457 | 458 | |
459 | 460 | 461 | 462 | 463 | 464 | 465 | 466 | 467 | 468 | 469 | 470 | 471 | 472 | 473 | 474 | 475 | 476 | 477 | 478 | |
479 | 480 | 481 | 482 | 483 | 484 | 485 | 486 | 487 | 488 | 489 | 490 | 491 | 492 | 493 | 494 | 495 | 496 | 497 | 498 |
Вологодская обл., Чагодощенский р-н., Мегринский с/с., д. Кочубино (Мегрино) 22.07.2008 |
|
Зап.: Сысоева М. А. Теричева М. В. |
||
Исп: Удальцова Айна Ивановна, 1931 г. р., род. – д. Парголово Ленинградской области (финнка).
|
||||
|
О себе:
– исп. вышла замуж в 1950 году.
|
Репортаж |
||
1. |
О праздниках:
– праздники деревенские: Илья (2 августа), Никола зимняя (в декабре), Спас (19 августа). – на праздники варили пиво. – готовили еду: со своего огорода, держали коров, поросенка, овец, кур. – на праздники приходили гости из других деревень. – праздник отмечали 1 день – «Нам некогда было».
|
Репортаж |
||
Вологодская обл., Чагодощенский р-н., Мегринский с/с., д. Мегрино 22.07.2008 |
|
Зап.: Сысоева М. А. Теричева М. В. |
||
Исп: Удальцова Василий Петрович, 1930 г. р., род. – д. Тухово. Удальцова Раиса Вениаминовна, 1930 г. р., род. – д. Савино, Подосиновский р-н., Кировская обл.
|
||||
2. |
О себе:
– исп. родился 15 февраля. Мать заболела на следующей день «рожей». Отец исп. увез ее в Сомино на лечение. На другой стороне реки в д. Валунь жила тетя.
|
Репортаж |
||
3. |
О праздниках:
– праздник деревенский – Ильин день. Исп. на 2-й день после праздника пошел в лес косить траву и потерял брусок. Говорят, что нельзя работать в праздник. – Праздник Ильин – «досыта поедим, вот и праздник». Еда: лебеда, охвостье от колосков, кислуха, картошка. – до 1940-го года ели «досыта».
|
Репортаж
Примета |
||
4. |
О ткачестве:
– до 1940 года было мало мануфактурной ткани, поэтому ткали сами. – пряли – получали «порочки», затем на «основательнице» собирали основу для ткачества. Затем заправляли в «кросна» на вал, потом нитки проходили через «ниченки». В конце нитки пропускали через пластины в «бедро» («бердо» – прим. Павлова К. В.) – ткань, вытканную в домашних условиях, называли «точа». – краски натуральные: ольховая кора (охра). – раньше носили домотканое. Красили природными красками. Праздничная одежда – «поддевка» (теплая куртка, приталенная, расклешенная книзу). Раньше носили сарафаны на лямках. Раньше праздничную одежду одевали 3 раза в год на большие праздники.
|
Репортаж |
||
5. |
О праздниках:
– в праздники гуляли на улице. «Земля не успевала зарастать, все отплясано было». Ходили в соседние деревни: д. Мегрино, д. Горка. – пляски: «Русского», «Кадриль», «Цыганочка». – ходили по деревне: впереди шеренгой шли парни, сзади шли шеренгой девушки по 15 человек. Песни пели по очереди – частушки. – «мат» в деревню пришел после войны из города. – в частушках выражали свое состояние: кто горе, кто радость, кто-то пел про измену, кто-то про нескольких парней. – «а какой праздник, если без драки». Дрались из-за девушек «деревня на деревню». Дд. Замошье, Тухово, Кучебино, Мегрино, Залозно – «это всё одна компания», называли «разницы». Д. Горка – большая деревня – была другая компания. – дрались кулаками, тростями (железный прут загнутый), жердина (из огорода). – гармонисту могло попасть «невзначай». – девушки пытались растащить своих ребят. Атаманов не было. До войны было много драк на праздниках. – Неопалимая – праздник в д. Горка. Во время сенокоса молодежь после работы приходила на этот праздник за 20 км.
|
Репортаж |
||
6. |
О плясках:
– плясали раньше вприсядку. – пляски: «Русская пляска», «Кадриль». Плясали «Русского» по-одному, на пару. – парами плясали «Кадриль»: 2 пары или 4 пары. Могли плясать одну «Кадриль» 1,5 часа. – описание «Кадрили» (если пляшут две пары – парень-девушка, парень-девушка): 1 фигура: выходят на перепляс парни с песнями, затем выходят плясать девушки с песнями.
|
Репортаж |
||
7. |
О календарных обрядах и праздниках:
– Рождество отмечали. – родители исп. еще пели длинные песни. СВЯТКИ – в Святки «Каляду» не пели здесь. – ходили «снарядухами» по домам: они плясали, хозяин мог им поиграть на гармони, балалайку или в сковороду. Потом их угощали. «Снарядухами» ходить могли и дети, и взрослые. Заходили во все дома. – «Святки» и «снарядухи» – это «одно и то жо понятие». – до войны рядились «медведем»: шубу выворачивали, он тискал девушек. Зубы делали из картошки – наряжались «демоном».
|
Репортаж |
||
8. |
О беседах:
– на беседы обиралась молодежь: девушки пряли, парни шутили – кудель поджигали – «и всё веселье тут». – игра на скамейке: ставили скамейку, ведущий-парень выбирал девушку, сажал ее на один конец скамейки и спрашивал: «Какого тебе парня на другой конец надо?». Девушка отвечала. Парень садился, ведущий хлопал ремнем между ними по скамейке, они должны были повернуть голову: если в одну сторону, то целовались. Если девушка отказывалась целоваться, то ее ведущий мог стегнуть ремнем.
|
Репортаж |
||
9. |
О календарных обрядах и праздниках:
– на Масленицу катались на лошадях на санях, потом на розвальнях ездили. – потом уже в клубное время стали делать на Масленицу чучело. Раньше этого не было. – раньше отмечали один день и только катались на лошадях. Украшений на лошадях не было. – на Пасху угощались, «чокались» яйцами. – Ильин день, Введенье, Пасха, Троица – всемирные праздники. Потом уже появился праздник – День Победы.
|
Репортаж |
||
10. |
О рекрутском обряде:
– рекрута были до войны. – провожали парня на «большую дорогу».
|
Репортаж |
||
11. |
О святых местах:
– святое место – Пустынь. Евфросин Синеозерский – святой, который там жил. – у церкви есть ключ. Также в д. Мегрино есть ключ. Там вода мягкая – камней в почках не будет. – про сонны и холмы в деревне исп. не знает. Были разговоры, что давно на этом месте была битва («то ли с татарами – врать не буду») и холмы – это братские могилы, где похоронены воины.
|
Репортаж |
||
12. |
О музыкальных инструментах:
– у исп. гармонь 23х12. – гармони: хромка (в обе стороны – голос один), балаговка (на разжимание мехов «один голос», на сжатие – «другой голос»). – исп. купил гармонь в 1948 году и старика из д. Залозно. Его сын хорошо играл на гармони.
|
репортаж |
||
13. |
О полевых работах:
– снопы сушили на «риге». Исп. с отцом сушил снопы. – мололи снопы на «молотилке». – «Ригу» называли «именницей» в день, когда заканчивали работы со снопами: их высушили, обмолотили, обмолоченные снопы ставили в «риге». – потом стали устраивать «День работника сельского хозяйства».
|
Репортаж |
||
Вологодская обл., Чагодощенский р-н., Мегринский с/с., д. Мегрино 22.07.2008 |
|
Зап.: Сысоева М. А. Теричева М. В. |
||
Исп: Молодцова (Соколова – девичья) Зоя Фёдоровна, 1937 г. р., род. – д. Пустынь.
|
||||
14. |
О календарных обрядах и праздниках:
– Пасху отмечали 2 дня. Ходили по домам «артелями»: «у меня посидели, потом пошли в другой дом, потом в третий». На 3-й день «опохмелялись». – готовили на праздник пироги (с творогом – рогушки, с ягодами – черникой, черемухой молотой, с грибами закрытые). К Пасхе делали домашний сыр: творог на марле смешивали со сметаной, яйцами – клали под гнет. – красили яйца на Пасху. – на кладбище ходили с яйцами в Пасху, катали ими по могиле и пели: «Христос воскресе». Яйцо приносили домой. – в Радованицы пекли «опекиши» – оладьи на дрожжах с яйцом, мукой. Носили на тарелке на кладбище, крошили, поминали. Исп. не помнит, делали в этот день кутью. – Троица, Петров день, Спас (19 августа), Иван Богослов (9 сентября) – гуляли праздники в д. Пустынь. На все праздники ходили по домам. В праздники ничего нельзя делать. Гуляли по деревне с гармошками, переходили из дома в дом. Мужчины с гармонистом шли впереди, а женщины – позади, пели частушки. – «Пожинальница» – праздник, гуляли 3 дня окончание уборки. Приходили в самый большой дом, ставили сноп в угол, повязывали его самым красивым платком с кистями. Сноп приносили женщины. Куда его девали, исп. не знает. – Никола (19 декабря) – также праздновали. Еда: картошка тушеная, щи, холодец, «латка» (блюдо из рыбы). – Рождество в д. Пустынь «гулять не гуляли, но придерживались»: то есть по домам не собирались. Дети ходили по домам, «Каледу» пели, наряжались в большие платки. В ответ хозяева угощали их. – в Святки наряжались, лицо закрывали, плясали – бегали по домам. Плясали, пели частушки.
|
Репортаж |
||
15. |
Меня мама била – ой! Об лежанку головой.
– Вот тебе изба читальня! – Вот тебе и дорогой! – текст.
|
Частушка |
||
16. |
О календарных обрядах и праздниках:
– наряжеными бегали по домам, голос при пении пытались изменять, но «всё равно узнавали». – гадание: слушали на крестах (пересечение 2-х дорог) – «чё прислышится» – колокольчики забрякали, значит, девушка замуж выйдет. Чертили круг, одна девушка в круг этот встает и слушает. Круг обводили палкой, говорили: «Чур меня!». Если девушка услышит, что колокольчики бренчат, значит, в нынешнем году выйдет замуж. – гадание: ходили слушать под окна «чё прислышится». Если говорят про покойника, значит, кто-то умрёт. – гадание: жгли бумагу, смотрели на тень.
|
Репортаж |
||
17. |
Покажи милёнка пояс.
– снач. комм.: под подушку клали пояс, расческу. При этом приговаривали что-то. Исп. приснился при гадании парень, за которого потом и вышла замуж. – фрагмент текста.
|
Приговор на гадание |
||
18. |
Суженый, ряженый, приходи причесатцы, покажи сам себя и посмотри на меня.
– фрагмент текста.
|
Приговор на гадание |
||
19. |
Колодчик, колодчик. Суженый, ряженый, приходи коня поить.
– снач. комм.: из спичек под подушкой делали колодчик, говорили слова. – текст. – комм: жених должен присниться.
|
Приговор на гадание |
||
20. |
О календарных обрядах и праздниках:
– в Святки парни озоровали: двери закрывали, сани со двора увозили на другой конец деревни, могли подвесить к журавлю у колодца и отпустить. Раньше на такое озорство взрослые не сердились. – молодежь соломой или золой выстилали дорогу от крыльца парня к крыльцу девушки, которые дружили. – Масленицу справляли: по домам ходили. Пели частушку.
|
Репортаж |
||
21. |
Масленца, бл.. Не дала нам погулять. Говорила: «До Петрова дни». Не дала и до Христова дни.
– текст. – комм: так Масленицу встречали и провожали.
|
Частушка |
||
22. |
О календарных обрядах и праздниках:
– на Масленицу ни на чем не катались, просто гуляли по домам. Ничего не жгли. – в Троицу в «простенок» между окнами ставили ветки березки, и с обеих сторон у крыльца. Неделю березы стояли, потом куда-то убирали – скорее всего, сжигали в бане.
|
Репортаж |
||
23. |
Об одежде:
– бабушка исп. носила широкую юбку со «сборам» и кофтой поверх юбки, книзу расширялась. – на голове носили платок. – юбка и кофта были синего цвета в мелкий цветок. Ткань была покупная. Домотканая одежда шла на исподнее. Называли «точа». – платья всегда подпоясывали. Платья в молодости: шестиклинки, клеш.
|
Репортаж |
||
24. |
О беседах:
– девушки ходили на беседы вязать и вышивать, уже не пряли. Каждый вечер ходили в разные дома. «Сегодня – ко мне, завтра – к другой девчонке». Парни приходили на беседу. – парни «озоровали» – рукоделие отнимали. – игра «ремень кидали»: кидали ремень, говорили: «Коля Молодцов тонёт». Девушка этого парня должна была идти и тащить его. Если девушка не идет, то ее ремнем «колотят». – игра «ручеёк»: вставали по двое в ряд, первая пара проходила под всеми руками и вставала в конце. Играли просто так, без музыки и песен. – пляски: «Кандрель» (по 2 и 4 человека), «Лансей» (8 человек).
|
Репортаж |
||
25. |
О скотоводческом и пастушеском обряде:
– раньше был закон: «Замуж выходишь, сразу чтоб корова была». – в Егорий хозяин во дворе обходил скотину утром 3 раза с топором за поясом и с тарелкой (хлеб свежеиспеченный, яйцо, икона Егория) с приговором. К корове впускали овец, и хозяин обходил всех. Обходили «по путе солнца». – общее стадо обходил пастух.
|
Репортаж |
||
26. |
Вслед домой и коровушка домой.
– снач. комм.: когда корову выпускают со двора на улицу, нужно встать спиной к выходу, лицом ко двору и 3 раза бросить песок во двор со словами. – текст. – повтор. – комм.: так делали,чтобы корова приходила домой.
|
Приговор на выпуск коровы |
||
27. |
О скотоводческом и пастушеском обряде:
– у пастухов был кнут. – когда обходили общее стадо, то 3 раза стреляли из ружья. – в первый раз весной на выпас каждая хозяйка гнала свою корову сама. С собой она несла тарелку с яйцами, пирогами – «целые корзинки накладут пастухам». – пастух также обходил с топором, тарелкой (яйцо, икона). – у пастухов был «обход» – слова особые. Кто-то передавал. «Раньше были люди и на худоё, были и на хорошоё». «Обход» передавали скорее всего на бумаге, а потом пастух уже наизусть выучит. – один пастух за коровами не следил, не боялся, что они разбредутся по лесу и потеряются. Он был всегда уверен, что они придут – и приходили. У него был «обход». Коровы вечером сами к нему подходили, чтобы он гнал их домой. – в д. Новая (Устюженский р-н) была старушка, которая «всё знала». Она помогала искать коров, овец и т.д.
|
Репортаж |
||
28. |
Об обряде новоселья, домовых:
– говорят, что при переходе в новый дом надо первой впустить кошку. – «везде хозяин свой есть».
|
Репортаж |
||
29. |
Хозяин дома, батюшко, хозяйка дома, матушка, и малые ваши детушки, спасите и сохраните меня от тёмной ноченьки. Дайте, Господи, мине здоровьица, да чтобы хорошо уснуть.
– снач. комм: исп. ложится спать и говорит. – текст. – комм: исп. так делает, потому что боится всего. Так легче.
|
Молитвенный приговор на сон |
||
30. |
Ангел мой, ляг со мной. А ты, сатана, уходи стороной.
– текст.
|
Молитвенный приговор на сон |
||
31. |
Спасибо на баенке, хозяин батюшко.
– снач. комм.: исп. вымоется в бане и говорит. – текст. – комм.: в каждом строении есть свой хозяин.
|
Приговор в бане |
||
32. |
О домовых:
– исп. каждый вечер кладет на стол кусок хлеба для домового хозяина. – у одной старушки в деревне все шкафы в доме ходили ходуном. – исп. не знает «настоящей молитвы, а вот так «всё поприговариваю.
|
Репортаж |
||
33. |
Крест на мне, крест подо мной, Пресвятая Богородица всегда со мной.
– текст.
|
Молитва |
||
34. |
Господи, благослови, Христос.
– снач. комм: когда выходишь из дома, надо говорить. Вариант 1. – текст.
|
Молитва |
||
35. |
Благослови меня, Господи, на сей день Божий.
– снач. комм: когда выходишь из дома, надо говорить. Вариант 2. – текст. – комм: «в привычку войдёт и уже не забывается». «Надо всему как-то верить».
|
Молитва |
||
36. |
Об играх:
– играли в мячик: кидали об стену. Мяч был резиновый. – играли – «кружки чертили». – игра «выбегательная»: рисовали черту с двух противоположных сторон и кидали мяч. – шили кукол из тряпок. Бабушки просто могли «скомать» простую тряпку, повязать веревкой – «вот и куколка». Голову, туловище чем-нибудь набивали, к бокам пришивали руки, снизу – ноги. Шили одежду для кукол. Набивать могли опилками. На руках делали пальцы. Лицо вышивали нитками. На ногах делали каблучок. Волосы не делали, завязывали косынку. – кукол-мальчиков не делали. – кукол завяртывали, будки делали из досок, кровати делали – укладывали спать. – ходили друг к другу с куклами, заворачивали, как детей. Это было, как «по-взрослому».
|
Репортаж |
||
Конец записи
Сост. реестра: Павлова К. В.
|
|
399 | 400 | 401 | 402 | 403 | 404 | 405 | 406 | 407 | 408 | 409 | 410 | 411 | 412 | 413 | 414 | 415 | 416 | 417 | 418 | > 499 |
419 | 420 | 421 | 422 | 423 | 424 | 425 | 426 | 427 | 428 | 429 | 430 | 431 | 432 | 433 | 434 | 435 | 436 | 437 | 438 | |
439 | 440 | 441 | 442 | 443 | 444 | 445 | 446 | 447 | 448 | 449 | 450 | 451 | 452 | 453 | 454 | 455 | 456 | 457 | 458 | |
459 | 460 | 461 | 462 | 463 | 464 | 465 | 466 | 467 | 468 | 469 | 470 | 471 | 472 | 473 | 474 | 475 | 476 | 477 | 478 | |
479 | 480 | 481 | 482 | 483 | 484 | 485 | 486 | 487 | 488 | 489 | 490 | 491 | 492 | 493 | 494 | 495 | 496 | 497 | 498 |