Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 2009-4 >>> Нюксенский, Тарногский районы

 

АФ 461

 

<<< предыдущий

следующий >>>

399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 > 499
419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438
439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458
459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478
479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498

 

 

Вологодская обл.,
Нюксенский р-н,
Лесютинская с/
д. Мартыновская

18
.06.2009

 

Зап. Кулев А.В., Коншин О.Н.

 

 Исполнитель: Хомякова Екатерина Андреевна, 1926 г.р.

Trek 082-03 

01

О своей жизни
 

Репортаж

02

О похоронном обряде

- раньше венков не клали на кладбище
- домовище раньше сами делали, сейчас делают плохие
- женщину хоронили зимой в мерзлую землю, у домовища крышка не закрылась, когда засыпали, мерзлый ком упал в домовище – покойница приснилась, сказала, что у нее плечо болит
- гроб можно веревками перевязать, если не закрывается 

Репортаж

Trek  082-04 

03

О похоронно-поминальных обрядах:

- поминали на 9, 20, 40-й, годовщину; раньше на 20-й день не поминали; сейчас ходят на кладбище и в день рождения, и просто так – богатые стали, поэтому стали часто поминать
- раньше причитали на кладбище
 

Репортаж

04

О жизни (см. № 15 дубль на другом магнитофоне):

- муж жену за ноги к матице привязал вниз головой
- раньше женщины лучше были
- раньше могли пирога у соседей попросить, если сами не испекли
- сама сейчас все деньги отдает детям, чтобы на похороны хранили, себе оставляет только на еду
- раньше дверь не запирали – палку приставляли
 

Репортаж

05

О причитаниях (см. № 16 дубль на другом магнитофоне):

- раньше причитали, когда умрет человек
- как на свадьбах причитали – не помнит, раньше было
- сейчас женщина научилась причитать
- в свадьбу напричитывают свату, тысячнику какому-то – не знает; когда сама выходила в 50-м г., этого не было
 

Репортаж

06

О свадьбе (см. № 17 дубль на другом магнитофоне):

- девушки в лесу после работы сделали (разыграли) «свадьбу»: налили воды в бутылки – «Давайте, девки, свадьбу сделаемте», были «свекровка», «теща», «тысячник»; старик был «тясячником», пел, две зареченские бабы выпевали тысячнику, сватам; сама ничего не запомнила; старик пел «Ты свекровка, выходи не выходи…» 
- раньше ездили сватом: богатые ездили к богатым, бедные – к бедным
- «Какие сами, так выйди на крылец да роспрокинь сани, да к тому и идь»
- к самой две недели парень ходил сватом, зашла к ним, мать парня сказала, чтобы ее мать пришла место смотреть, соседка не пустила, сказала, что парень в армию уйдет, золовки «зубатые» - не прожить
- девушка выходила за богатого - говорили, что ее приколдовали
 

Репортаж

07

О детском воспитании (см. № 18 дубль на другом магнитофоне):

- старушек приглашали в няньки, в няньки приглашали старушек из Маркуши
- сама ребенка у матери оставляла за 5 км – ездила 2 раза в неделю;
- сама всех детей до 5 лет грудью кормила
 

Репортаж

08

О своей жизни (см. № 19 дубль на другом магнитофоне):

- раньше все засевали, сейчас все травой заросло
- раньше свои дети зарабатывали, после школы пили дрова – купили утюг
- мать «пальчики» собирала, муку из них вытряхивала и сдавала в больницу – так зарабатывала; этой мукой детям опрелости присыпали
- раньше богатым считался тот, кто имеет много скота
- на поле полоски нарезали – у самих один надел был, узкая полоска – «прибороздок»
- мать выращивала поросят, кормила со сковороды, «чтобы жаркие были», продавала, привозила за них по два воза хлеба
- когда разделились, из дома выгнали, семья обедала на камне около мельницы
- мужик умер – неделю на козлах лежал до похорон – сторожа караулили
- мать приняла «домовика» - что скажет, он сделает, не скажет – сидит
- старух – и своих, и чужих – держали в няньках, потом до самой смерти держали, кормили
- на работе в обед или во время отдыха ребята играли на гармони, а женщины пели
 

Репортаж

09

О родах (см. № 20 дубль на другом магнитофоне):

- у самой схватки начались на работе – мельник мешки сносил, саму привязал и отправил
- сама перед самыми родами работала, добежала до больницы, сразу родила
- как сама первый раз рожала – не хотела ребенка – муж гулял с другой
 

Репортаж

10

О своей жизни с мужем (см. № 21 дубль на другом магнитофоне):

- плохо с мужем жила, потому что гулял с другой – делились много раз
 

Репортаж

11

О похоронно-поминальных обрядах (см. № 22 дубль на другом магнитофоне):

- сейчас мужика схоронили в том, в чем умер
- полагается обмывать, наряжать
- женщину положили в платье до колена – приснилась, попеняла
- хоронят зимой в валенках, летом – в ботинках; в тапках не хоронят
- мужика хоронили - покрышка гроба не сошлась, положили в тапках, а ботинки рядом
- мужику в гроб кладут расческу. женщине – гребенку; кладут на подушку, не в голову; расческу мужику могут положить в карман;
- сейчас кладут полотенце, мыло, раньше не клали, полотенце на угол вешали
- партийному полотенце на угол не вешали, клали с собой
- мужику надо положить папиросы – там надо угощать
- женщина говорила, чтобы на кладбище последними не ходили – покойник ходит, собирает куски; если пришла первой, на могиле помянула, то он не пойдет по кладбищу
- раньше на кладбище в корзине носили пироги, рыбники; домой потом не носили – все на кладбище раздавали – проходящих просили приворотить, помянуть
- на кладбище носят только целые, нераспечатанные бутылки с вином, там распечатывают и всех угощают
- сейчас не приглашают на могилы помянуть
- то, что приносят на кладбище, там и оставляют, кладут на могилу к кресту или сейчас – на гробницу; если много умерших – разносят и раскладывают по могилам
- первой испеченной шаньгой поминают
- сыплют крупу около могилы – на могилы не сыплют, чтобы вороны не спихнули
- раньше на могилке поминали, столиков не было;
 

Репортаж

12

О скатертях (см. № 23 дубль на другом магнитофоне)

- на кладбище ходили со специальной скатертью, слали скатерть на могилу, когда шли с кладбища, скатерть споласкивали
- молодым большую скатерть с выкладеными (вышитыми) концами стлали – один конец со стола свешивался, второй на столе оставляли
- на могиле целиком скатерть стелили
 

Репортаж

13

О похоронно-поминальных обрядах (см. № 24 дубль на другом магнитофоне)

- раньше кресты не поновляли, если сгниют – выкидывают за ограду
- умершего «покутывали» портном – с одной стороны зашивали; сейчас закрывают полотном
- у портна для покойника края не подшивали
- шить портно и наволочку для покойника надо только руками, нельзя на машине
- раньше считалось, что покойнику должна быть перьевая подушка, сейчас – не перьевая; в перьевой подушке попадаются и петушиные перья – с нее голова болит
- раньше в домовище клали немного стружек, горсточку шерсти, чтобы скот велся, не умирал, сена – для скота, ломоть хлеба с солью под руку; этот ломоть надо обязательно солить и положить, что угощал знакомых, когда придет (на тот свет)
- старые люди говорили, что на том свете встречается
- в церкви говорят, что душа ходит
- в первый год после смерти покойник, если сердитый, может какую-нибудь скотину из дома увести – умрет скотина; может человека увести
- мужик умер, через 8 месяцев умерла жена – увел
 

Репортаж

14

О колдовстве (см. № 25 дубль на другом магнитофоне)

-  колдуны могут сделать - скот увести, самой сделали – одна кошка осталась; потом нашли под закладным бревном, где корова проходит, падья (от пропавшей скотины) кость
- у самой корова пала – наколдовали
- когда дом или двор ставят, мелкие щепки нельзя выкидывать, под полом оставляют, чтобы скотине не умерла
- если скотина умерла во дворе, в притворе (в воротах) копают яму и закапывают ее стоймя – сама так делала, не помогло
- помело нужно поставить в притвор, чтобы скотина не погибла – тоже самой не помогло
- раньше колдуны делали, что если парень не берет девушку замуж, она накормит его наколдованным, и он полюбит и возьмет

-
колдунья предлагала мужа приворожить
- колдунья Орина приворожила парню жену  

репортаж

Trek 437-01 

 

Адрес записи

 

 

Trek 438-01

 

15

О жизни: (см. № 4 дубль на другом магнитофоне)

- муж жену за ноги к матице привязал вниз головой
- раньше женщины лучше были
- раньше могли пирога у соседей попросить, если сами не испекли
- сама сейчас все деньги отдает детям, чтобы на похороны хранили, себе оставляет только на еду
- раньше дверь не запирали – палку приставляли
 

Репортаж

16

О причитаниях: (см. № 5 дубль на другом магнитофоне)

- раньше причитали, когда умрет человек
- как на свадьбах причитали – не помнит, раньше было
- сейчас женщина научилась причитать
- в свадьбу напричитывают свату, тысячнику какому-то – не знает; когда сама выходила в 50-м г., этого не было
 

Репортаж

17

О свадьбе (см. № 6 дубль на другом магнитофоне):

- девушки в лесу после работы сделали (разыграли) «свадьбу»: налили воды в бутылки – «Давайте, девки, свадьбу сделаемте», были «свекровка», «теща», «тысячник»; старик был «тясячником», пел, две зареченские бабы выпевали тысячнику, сватам; сама ничего не запомнила; старик пел «Ты свекровка, выходи не выходи…» 
- раньше ездили сватом: богатые ездили к богатым, бедные – к бедным
- «Какие сами, так выйди на крылец да роспрокинь сани, да к тому и идь»
- к самой две недели парень ходил сватом, зашла к ним, мать парня сказала, чтобы ее мать пришла место смотреть, соседка не пустила, сказала, что парень в армию уйдет, золовки «зубатые» - не прожить
- девушка выходила за богатого - говорили, что ее приколдовали
 

Репортаж

18

О детском воспитании (см. № 7 дубль на другом магнитофоне)::

- раньше за старухами молодые ухаживали – приглашали в няньки
- старушек приглашали в няньки, в няньки приглашали старушек из Маркуши
- сама ребенка у матери оставляла за 5 км – ездила 2 раза в неделю;
- сама всех детей до 5 лет грудью кормила
 

репортаж

19

О своей жизни (см. № 8 дубль на другом магнитофоне):

- раньше все засевали, сейчас все травой заросло
- раньше свои дети зарабатывали, после школы пили дрова – купили утюг
- мать «пальчики» собирала, «муку» из них вытряхивала и сдавала в больницу – так зарабатывала; этой «мукой» детям присыпали опрелости
- раньше богатым считался тот, кто имеет много скота
- на поле полоски нарезали – у самих один надел был, узкая полоска – «прибороздок»
- мать выращивала поросят, кормила со сковороды, «чтобы жаркие были», продавала, привозила за них по два воза хлеба
- когда разделились, из дома выгнали, семья обедала на камне около мельницы
- мужик умер – неделю на «козлах» лежал до похорон – сторожа караулили
- мать приняла «домовика» - мужика, что скажет ему, он сделает, не скажет – сидит
- старух – и своих, и чужих – держали в няньках, потом до самой смерти держали, кормили
- на работе в обед или во время отдыха ребята играли на гармони
 

Репортаж

20

О родах (см. № 9 дубль на другом магнитофоне):

- у самой схватки начались на работе – мельник мешки сносил, саму привязал и отправил
- сама перед самыми родами работала, добежала до больницы, сразу родила
- когда сама рожала – не хотела ребенка, потому что муж гулял с другой
 

Репортаж

21

О своей жизни с мужем (см № 10 дубль на другом магнитофоне):

- первые два года жили – муж к ней не притронулся
- плохо с мужем жила, потому что он гулял с другой – делились много раз – женское к женскому, мужское к мужскому, после дележа она обратно все спинывала
- как муж заставлял все делать после родов
- как муж над ней издевался, грозился зарубить топором
 

Репортаж

22

О похоронно-поминальных обрядах (см. № 11 дубль на другом магнитофоне):

- сейчас мужика схоронили в том, в чем умер
- полагается обмывать, наряжать
- женщину положили в платье до колена – приснилась, попеняла
- хоронят зимой в валенках, летом – в ботинках; в тапках не хоронят
- мужика хоронили - покрышка гроба не сошлась, положили в тапках, а ботинки рядом
- мужику в гроб кладут расческу. женщине – гребенку; кладут на подушку, не в голову; расческу мужику могут положить в карман;
- сейчас кладут полотенце, мыло, раньше не клали, полотенце на угол вешали
- партийному полотенце на угол не вешали, клали с собой
- мужику надо положить папиросы – там надо угощать
- женщина говорила, чтобы на кладбище последними не ходили – покойник ходит, собирает куски; если пришла первой, на могиле помянула, то он не пойдет по кладбищу
- раньше на кладбище в корзине носили пироги, рыбники; домой потом не носили – все на кладбище раздавали – проходящих просили приворотить, помянуть
- на кладбище носят только целые, нераспечатанные бутылки с вином, там распечатывают и всех угощают
- сейчас не приглашают на могилы помянуть
- то, что приносят на кладбище, там и оставляют, кладут на могилу к кресту или сейчас – на гробницу; если много умерших – разносят и раскладывают по могилам
- первой испеченной шаньгой поминают
- сыплют крупу около могилы – на могилы не сыплют, чтобы вороны не спихнули
- раньше на могилке поминали, столиков не было;
 

Репортаж

23

О скатертях (см. № 12 дубль на другом магнитофоне)

- на кладбище ходили со специальной скатертью, слали скатерть на могилу, когда шли с кладбища, скатерть споласкивали
- молодым большую скатерть с выкладеными (вышитыми) концами стлали – один конец со стола свешивался, второй на столе оставляли
- на могиле целиком скатерть стелили
 

Репортаж

24

О похоронно-поминальных обрядах (см. № 13 дубль на другом магнитофоне)

- раньше кресты не поновляли, если сгниют – выкидывают за ограду
- умершего «покутывали» портном – с одной стороны зашивали; сейчас закрывают полотном
- у портна для покойника края не подшивали
- портно и наволочку для покойника надо шить только руками, нельзя на машине
- раньше считалось, что покойнику должна быть перьевая подушка, сейчас – не перьевая; в перьевой подушке попадаются и петушиные перья – с нее голова болит
- раньше в домовище клали немного стружек, горсточку шерсти, чтобы скот велся, не умирал, сена – для скота, ломоть хлеба с солью под руку; этот ломоть надо обязательно солить и положить, чтобы угощал знакомых, когда придет (на тот свет)
- старые люди говорили, что на том свете встречается
- в церкви говорят, что душа ходит
- в первый год после смерти покойник, если сердитый, может увести из дома какую-нибудь скотину – умрет скотина; может человека увести
- мужик умер, через 8 месяцев умерла жена – увел
 

Репортаж

25

О колдовстве (см. № 14 дубль на другом магнитофоне, здесь не до конца)

-  колдуны могут сделать - скот увести, самой сделали – одна кошка осталась; потом нашли под закладным бревном, где корова проходит, падья (от пропавшей скотины) кость
- у самой корова пала – наколдовали
- когда дом или двор ставят, мелкие щепки нельзя выкидывать, под полом оставляют, чтобы скотине не умерла
- если скотина умерла во дворе, в притворе (в воротах) копают яму и закапывают ее стоймя – сама так делала, не помогло
- помело нужно поставить в притвор, чтобы скотина не погибла – тоже самой не помогло 

репортаж

Trek 438-02 

26

О колдовстве:

- если скотина умрет во дворе, в притворе копают яму и ставят туда умершую скотину на ноги
- раньше колдуны привораживали парней – девушки скармливали парням наколдованное, и они их брали замуж
- самой колдунья предлагала мужа приворожить
- в Пожарище была колдунья – приворожила загулявшего парня к жене
 

Репортаж

27

О похоронно-поминальных обрядах:

- раньше поминали обязательно рыбой (рыбник) и мясом
- на кладбище носили рыбник
- дома, когда садишься за стол, всегда поминаешь, поминают за рыбником, за яичком, за чаем – крестятся, кланяются
- сейчас все с крестиками, а раньше и у самой, и у мамы крестиков не было
- причеты отдельные свадебные от похоронных
- когда поминают – если жалеют, то причитают на кладбище
- причитали громко – наваливались на могилу и причитали
- как живешь – то и причитают
- когда покойник в доме лежит – тоже причитают, если не умеешь причитать – обхвати его и реви
 

Репортаж

28

Ой ты, моя милая ладушка, пошёл-покативсе,
В путь-дороженьку собравсе-снарядивсе
В нарядочку новую в покуточку белую
А пошёл да в путь-дороженьку дальную

- внач. комм.:  мужику причитают
- текст
- комм.: что в голову «прибредет», то потом и говори
- это когда покойник лежит в доме
 

Похоронный причет

29

Прилетите-ко вы, белые лебеди,
Да ко родимому дяденьке,
Да распросните-ко вы песочики жёлтые,
Да камешочики серые.

- внач. комм.: на кладбище
- текст
 

Похоронный причет

30

Милая ты ладушка, да
Оставляешь ты меня да одну-то одинёшеньку

- комм.: если детей нет, причитают «одну одинёшеньку»

Да не с кем мне думушки подумати,
Да не с кем мне слова-то молвити

- текст
 

Похоронный причет

31

Как муж умирал:

- умирает человек – надо отворить двери, чтобы смерть пришла, легче умер
- когда двери отворила, муж сказал «спасибо, что хорошо ухаживала» наказывал, чтобы жила дома
- перед смертью муж сказал, что никто не придет
- когда третий раз сказал «спасибо» и умер
- слыхала, что не надо слезы на покойника пускать, ему тяжело бывает
- перед смертью муж говорил, что на улице легче
- когда последний раз в баню сходили, велела ему попрощаться с баней, с рекой, сходил простился с водой, с сенокосом, с лесом
 

Репортаж

32

Прощай ты, банечка,
На веки-ти вечные,
Я пошёл от вас
На годочки-то рушены,
На ночки-ти тёмные.
Прощай, банька

- учила мужа прощаться перед смертью
 

Прощание перед смертью

33

Прощай, лесок и поженка,
Больше поженкой не хаживать,
Дороженек не таптывать

- фр.текста
 

Прощание перед смертью

34

Прощай, водиця серебристая,
Прощаюся я с тобой,
Больше мне к тебе не хаживать
Больше мне тебя не видывать.
Расстаёся мы на веки вечные,
На ночки тёмные,
На годочки рушены.

- комм.: если попрощаешься, будет легче умирать
 

Прощание перед смертью

35

О похоронно-поминальных обрядах:

- как муж умирал:
- догадалась, что умирает, потому что пряник не смог съесть
- перед смертью весь в поту был, а ноги холодные
- умер легко
- покойнику деньги кладут на тарелку
- на столик покойнику ставят кроме тарелки бутылку вина, стопку, на другую тарелку – закуску, шаньги, чтобы приходящие выпили и сразу закусили
- в Нюксенице такой моды нету, там на кладбище помянут и домой сразу уходят
- обмывали старые люди
- деньги, которые кладут покойнику, стопку, которая около него стоит, оставляют на сорокоуст – доливают если высыхает,
- на положенные покойнику деньги справляют сорокоуст
- покойнику кладут на тарелку шаньги, хлеба, пирога – все стоит до «сорокоусу»
- с собой покойнику обязательно кладут посоленный черный хлеб
- покойника в доме кладут головой в сутки, ноги – к дверям
- покойнику подстилали портно, могли покутать разорванным мешком
- сейчас покойника кладут на столы, раньше – на лавки, к голове стулик ставили с едой
- раньше деньги не клали
- нижнюю одежду с покойного надо класть на потолок (чердак) под перевод, а остальную одежду можно и носить
- когда обмывают, воду на улицу не выливают, выливают где-нибудь в хоромах, на дворе, и тряпку, которой обмывают – туда же бросают
- женщина вылила воду с покойника и выкинула белье на улицу – грозой у нее снесло крышу
 

репортаж

36

Как родимая мамушка лёжит не тресёцце,
Так бы мой домик стоял не тряссе

- внач.комм.: женщина после смерти матери велела положить нижнее белье на чердак под перевод и сказать
- комм.: три раза так надо сказать
- если так сказать, то «погода» рядом пройдет, не тронет
- женщина выкинула белье, дак у нее унесло крышу; выкинула в огород, и крышу снесло в огород
 

Приговор на покойника

37

О похоронно-поминальных обрядах:

- если одежда не нужна – жгут, выкидывают
- стружки от гроба жгут сразу, как сделают домовище
- раньше домовище выдалбливали из осины
- если домовище не сходится – могут наставить
- в причёте «серебряная лесенка» - только название такое
 

Репортаж

 

38

Передай-ко ты, милая ладушка,
Да передай-ко ты своей родимой-то мамушке
Да поклонцик

- комм.: в причете передают поклоны
- фрагмент текста
 

Похоронный причет

39

Передай-ко ты милой-то моей невестоцке
Да поклонцик от милой-то ладушки
Да оставила ты милую-ту ладушку
Да с малым-то детонькам

- фрагмент текста
-комм.: это раньше звали «поклонцики»
 

Похоронный причет

40

О похоронно-поминальных обрядах:

- ладушка – это муж
- родной дядюшка – родимой ты дяденька
- двоюродный – двоюродной дяденька
- причитали в несколько голосов – каждый свое
- покойника раньше возили на лошади, на дровнях – жена и сестра вставали на полозья саней и причитали
- летом возят на бричке, переправляют за реку в лодке, на другом берегу берут другую лошадь
 

Репортаж

41

Ты милая ты подруженька,
Да сделали тебе домичок,
Да домик-от сделали
Да без окон без дверей
Да без выходные трубы.

- фрагмент текста
- внач. комм.: причитала Анна Яковлевна на изготовление гроба
 

Похоронные причет

42

О похоронных, свадебных причитаниях:

- причеты «перехватывали» друг от друга
- саму старушка учила причитать: «Прилетите вы белые лебеди»
- раньше невесты выпричитывали целую неделю – их учили
- невеста «хлопалась» родителям, спасибо говорила
 

репортаж

43

Спасибо, родимая матушка
За хлеб, за соль
Да ты меня выкормила,
Вспомила, вскормила

- проба текста
 

Свадебный причет

44

О похоронно-поминальных обрядах, представлениях:

- прощание мужу сама выдумала – горе взяло, слыхала, что если простишься, так легче умирать
- если ты виноват, то такую смерть и Бог даст
- женщина много абортов наделала – это самый большой грех
- у покойника причетом просят прощения
- умирающие благословление дают
- как легко умирают
- смерти двери открывают, но ее не видят
- когда покойника выносят, дверь надо быстрее захлопывать, не выпускать весь народ из избы; если выпустишь из избы, то скоро кто-нибудь опять умрет.
- когда покойника выносят, стол, на котором лежал покойник, обливают водой и опрокидывают,
- по покойнику стол стоит вдоль половиц
- стол опрокидывают от дверей
- когда гроб выносят – сразу двери затворяют, сколько-нибудь народу надо оставить в избе
- покойник должен видеть весь дом, чтобы увидел, могут обнести гроб вокруг дома
- сначала гроб несут, перед тем, как ставят в телегу – прощаются
- провожают до росстаней, тут ничем не угощают
- в сорокоуст ходят с корзиной и всем встречным подают угощение
- когда покойника ставят на машину, тарелку бьют
- когда мужа хоронила, тарелка не разбилась – ногой по ней топали
 

репортаж

45

Как эта торелочка розбиласе, так моя жизнь развалиласи
 

Приговор на похоронах

46

О похоронно-поминальных обрядах, представлениях:

- чтобы не бояться, выдергивали из портна покойника ниточку и привязывали на руку – до сорокоуста носили, держались за ноги
- покойник может во сне привидеться, в причете просят, чтобы не казался
- к самой муж во сне приходит,
- перед смертью мужу дала теплой воды вместо студеной (святой) воды или вина – или легче умирать будет, или поправится
- святая вода – это где ручеек бежит из земли
- икону поновляют
- когда увозят на погост – женщине кладут Божью Мать, а мужику – Иисус Христос, икону не хоронят, убирают перед тем, как закопать
- раньше тоже большую икону клали
- Бога не хоронят 

 

Trek 438-03 

47

По могилушке хожу
Да медной крёс ишшу,
Медной крёс нашла
Да милу ладушку будить пришла

- текст
 

Поминальная частушка

48

По могилушке хожу
Могилка россыпаеццы
Милу ладушку бужу,
Она не просыпаеццы

- текст
 

Поминальная частушка

49

По могилушке хожу –
Милу ладушку бужу.
Розбужу, не розбужу,
А на сонново погляжу

- текст
- комм: заречаны попричитают, а потом пели эти песни
 

Поминальная частушка

50

По могилушке хожу
Да медной крёс ишшу,
Медной крёс нашла
Да милу ладушку будить пришла

- текст
- комм.: как в поминки причитают
 

Поминальная частушка

51

О похоронно-поминальных обрядах и представлениях:

- покойнику нельзя целовать – может дыхнуть, целуют лоб и руки, или прощаются словами
- раньше гроб опускали в могилу на портне,
- сами придумали опускать на полотенце
- богатые опускали портно в могилу, если скупые, могли забрать обратно
- когда захоронят, раньше обтаптывали землю, чтобы гробница была ровной, могли кирпичами, кафельной плиткой обложить
- если человек наказывалы с гармонью похоронить, то могли играть и петь во время похорон
- если девушка умирает, не причитают – играли в гармонь и девушки пели песни – деревенские частушки
- отца хоронили – сама маленькой была – сидела на  домовище 

 

Trek 439-01 

52

 

Ой, ты милая ладушка,
Ой, как ты лёжишь-то во сырой-то земель…
Ой, как ты оставил меня да вдовушкой да сиро…

- комм.: раньше во время причёта не договаривали слово

Ой, как прилитите-ко белы-те лебеди, да
Ой, как распорсните-ко песочики серые

- комм.: это едешь на могилу
 

Поминальный причет

53

Ой, да ох те мнеченьки, да
Ой, да милая ты да ладушка,
Ой, да ох ти мнеченьки

- внач.комм.: раньше пели «Ох те мнеченьки»
 

Поминальный причет

54

О похоронно-поминальных обрядах

- когда проходит сорокоуст, выходят из-за стола, садятся в избе под порог на скамейку и причитают
- в сорокоуст приводят умершего с кладбища, а потом провожают – всю дорогу причитают, потом останавливают, угощают тем, что на подносе, и опять причитают
 

Репортаж

55

О жизни другой женщины
 

Репортаж 

56

Не проживёшь в одном перьи всю жизнь

- комм: женщина сначала жила хорошо, а под конец жизни намаялась
- если сначала хорошо живешь, потом – худо, если сначала худо – потом хорошо
 

поговорка

57

О своей жизни с мужем

- как муж изменял с другой 

репортаж

 

Вологодская обл.,
Нюксенский р-н,
С.Нюксеница

18
.06.2009

 

Зап. Кулев А.В.,

 

 Фольклорный ансамбль «Волюшка», рук. А.Н.Семенова 

Trek 440-01 

58

Частушки под балалайку (плясовые)

Наигрыш на балалайке с частушками

Trek 441-01 

59

Частушки под балалайку (плясовые)

Наигрыш на балалайке с частушками

Trek 442-01 - пустой
Trek 44
3-01 

60

Частушки под балалайку (по долгому)

Наигрыш на балалайке с частушками

Trek 444-01 

61

Частушки под балалайку (по долгому)

Наигрыш на балалайке с частушками

Trek 445-01

62

Частушки под гармонь по долгому (играет Теребов В.А.)

Наигрыш на гармони с частушками

Trek 446-01 

63

Частушки под гармонь по долгому (играет Теребов В.А.)

Наигрыш на гармони с частушками

Trek 447-01 

64

Частушки под гармонь по долгому (играет Теребов В.А.)

Наигрыш на гармони с частушками

Trek 448-01 – пустой
Trek 44
9-01

65

Частушки под язык

Наигрыш под язык с частушками

 Trek 450-01 

66

Частушки под язык

Наигрыш под язык с частушками

Trek 451-01 

67

На прикрутеньких мистечках
На зелёненьких лужочках
Стоял виноград, да
Стоял зелен сад. 

Хороводная

 Trek 452-01

68

Эй, комарочки не давали ночки ночки спать.
Стосковалосе сердечико моё.

лирическая

 Trek 453-01

69

Э-ой, как отошла подружке волюшка,
Дивья-то во…, дивья волюшка дорогая 

Лирическая

Trek 454-01 

70

Малолетняя-то Дуняша,
Э-ой, уродиласе ой, хороша

- проба

Лирическая

 Trek 455-01 

71

Малолетняя-то Дуняша,
Э-ой, уродиласе ой, хороша

- проба

Лирическая

 Trek 455-01 

72

Малолетняя-то Дуняша,
Э-ой, уродиласе ой, хороша

- проба

лирическая

 

<<< предыдущий  

следующий  >>>

399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 > 499
419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438
439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458
459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478
479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498