Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
АФ 404 |
|
||||
|
|
399 | 400 | 401 | 402 | 403 | 404 | 405 | 406 | 407 | 408 | 409 | 410 | 411 | 412 | 413 | 414 | 415 | 416 | 417 | 418 | > 499 |
419 | 420 | 421 | 422 | 423 | 424 | 425 | 426 | 427 | 428 | 429 | 430 | 431 | 432 | 433 | 434 | 435 | 436 | 437 | 438 | |
439 | 440 | 441 | 442 | 443 | 444 | 445 | 446 | 447 | 448 | 449 | 450 | 451 | 452 | 453 | 454 | 455 | 456 | 457 | 458 | |
459 | 460 | 461 | 462 | 463 | 464 | 465 | 466 | 467 | 468 | 469 | 470 | 471 | 472 | 473 | 474 | 475 | 476 | 477 | 478 | |
479 | 480 | 481 | 482 | 483 | 484 | 485 | 486 | 487 | 488 | 489 | 490 | 491 | 492 | 493 | 494 | 495 | 496 | 497 | 498 |
Вологодская обл., Чагодощенский р-н., Первомайский с/с., д. Пучнино 23.07.2008 |
|
Зап.: Каданцев А. Ф. Глебкова М. Р. Редькина Ю. А. Козлова Т. Н. |
||
Исп: Назарова Анна Михайловна, 1929 г. р., род. – д. Пучнино.
|
||||
1. |
О беседах:
– в деревне было 3 беседы: старшая, средняя, младшая. На «старшую» беседу ходили замужние женщины. На «среднюю» беседу ходили девушки около 20 лет, на «младшую» – 16-18 лет. – на беседу собиралось 20 человек. Девушки на беседах пряли лен разных видов: «изгреби» – похуже, «пачеси» – получше, «лен» – самый лучший. «Проозоруют, дак ничего не напрядёшь». – прялки передавались от родителей. Начинали прясть с 8-10 лет. – на беседе пряли, плясали, песни пели («коротенькие» – частушки; длинные): «Последний нынешний денёчик», «На Мурманской дорожке», «Ванька-ключник». – парни приходили на беседу «только озоровать»: мешали девушкам прясть.
|
Репортаж |
||
2. |
Об играх:
– игра: парни садились на колени лицом в круг, соединяясь коленями; передавали друг другу ремень за спиной; один участник должен был угадать, у кого в руках ремень; если не угадывал, то его били этим ремнем. Угадывал водящий, с которого начинали передавать ремень по кругу. Водящего выбирали по жребию: в шапке были бумажки, на одной есть надпись, кто ее вытягивает, тот и водящий. – парни играли в карты. – игра: на один край скамейки садился парень, на другой – девушка, между ними посередине скамейки ударяли ремнем, они поворачивали головы, если в одну сторону, то должны целоваться. Если девушка отказывалась целоваться, то ее стегали ремнем. Дальше садилась другая пара. – уличные игры: «коронушки» (прятки), «палочки». – выбирали водящего по палочке: держали палку вертикально, каждый рукой хватался за палку выше руки другого, чья рука оказывалась сверху, тот становился водящим. – «коронушки»: ломали 11 небольших палочек, которые складывали особым образом, по ним «щелкали». Пока водящий собирает разлетевшиеся палочки, все прячутся. Пока водящий ищет, один из спрятавшихся может подойти к палочкам и щелкнуть по ним, чтобы они снова разлетелись. Водящему снова надо собирать палочки. – в «городки» играли парни и мужчины. «По деревне так и гонят рюху». – маленькие девочки играли в куклы. Шили куклы сами. С куклами играли в больницу, в школу. Шили одежду для кукол: для мальчиков и девочек. Кукол из соломы не делали. Кукол могли лепить из глины. Раньше продавали расписные свистульки, которые привозили из Устюжны, в форме птичек. – раньше были резиновые мячики, мячики, скатанные из коровьей шерсти.
|
Репортаж |
||
3. |
О беседах:
– о переходе из младшей беседы в старшую: становились девчонки старше и переходили в другую беседу. – для проведения беседы нанимали дом. Новых девушек на беседе садили ближе к кухне. Старшие девушки садились на почетном месте. Девушки пряли. – парни садились «где попало», где место найдет. Ребята садились ближе к двери. – шалили: парни поджигали «кудель» у девушек. – раньше на беседе сидели с лучиной. Потом стали делать самодельные лампы – «пикушечки». (в банку наливали керосин, делали из сукна продолговатый фитиль, закрепляли на алюминиевой крышке). Лучину втыкали в стену. Длина лучины была 60-70 см. Если лучина сухая, то сгорает быстро. От лучин было светло. «Когда свет дали, тогда и лампы стали тёмно светить». – с хозяйкой, которая пускает к себе в дом на беседу, расплачивались картошкой, дровами, мыли дом. – на средней беседе была балалайка, а на старшей – гармонь. – под балалайку плясали «Русского», пели частушки. Парни плясали по одному, а девушки плясали на пару. Использовали в пляске платочки.
|
Репортаж |
||
4. |
Как Пучнинская деревня, Словно город Ленинград. Там девчонки как малина, А ребята – виноград.
– текст.
|
Частушка
|
||
5. |
Как Пучнинская деревня, Словно город Ленинград. Там девчонки как малина, А ребята – виноград.
– текст.
|
Частушка |
||
6. |
О беседах:
– девушки плясали на пару по 10 минут под балалайку, потом выходила плясать другая пара девушек. – если не было музыкальных инструментов, то могли играть «языком».
|
Репортаж |
||
7. |
Наигрыш «под язык»
– наигрыш.
|
Наигрыш «под язык» |
||
8. |
Наигрыш «под язык» «Семеновна»
Эх, Семен, Семен, да где ты шляешься, Да по ночам домой да не являесся. – наигрыш.
|
Наигрыш «под язык» с частушками |
||
9. |
Эх, Семеновна, да моя тайница, Да семерых любишь, тебе ж ударница.
– снач. комм.: «Семеновну» плясали по кругу с частушками. Пели частушку, а потом шли по кругу. – напев с показом пляски. – комм.: «Цыганочку» плясали под гармонь и балалайку, «языком» не играли. Пели любые частушки.
|
Частушка с пляской |
||
10. |
О плясках:
– «Кандрель» и «Лансей» – парные пляски. В «Кандрель» плясали 2 пары, а в «Ласней» плясали 4 пары. – пляски: «Русского», «Семёновна», «Цыганочка». – «Цыганочку» плясали по одному. Парни не плясали «Цыганочку», плясали только «Русского». Девушки плясали «Семеновну». Вместе плясали «Кандрель» и «Лансей».
|
Репортаж |
||
11. |
О календарных обрядах и праздниках:
СВЯТКИ – Святки длились от Рождества до Крещения. В Святки рядились, ходили ряженые, гадали. – в Святки ходили «Рожество славили». – ходили по домам и под окнами пели «Каледу».
|
Репортаж |
||
12. |
Каледа, Каледа, Как ходила Каледа По светым вечерам. Как пришла Каледа У Иванова двора. А Иванов двор на семи столбах, А Иванова жена пирожки пекла, Да в окошечко дала, дала, дала. Кто не даст пирога, Уведу корову за рога.
– напев. – комм.: стояли под окном и пели громко (1 раз), чтобы хозяева слышали. Потом хозяева что-нибудь выносили (пирог, сахар, деньги).
|
Колядка |
||
13. |
О календарных обрядах и праздниках:
СВЯТКИ – ходили петь «Каледу» мальчики и девочки. Только девочки под окном пели, а парни заходили в дом и просили угощение. Ходили по всем домам. – после «Каледы» со всем собранным приходили на беседу и угощались. – с «Каледой» ходили на Рождество. – в Святки ходили ряженые: парни одевались девушками, девушки – парнями. Ряженые плясали, молча, лица закрывали. Наряжались страшно, смешно. Ряженые ходили по домам и на беседы. – ряженые: медведь (шубу выворачивали), лошадь (5 человек приходили: сверху закрывались «пологами», голову делали) – «придет такая образина, все и испугаются». Голову лошади делали из соломы. Лошадь водил человек. Лошадь лягалась. Медведь бродил по дому, девушек не катал. – в д. Стулово на беседы ходили «с блинам»: в кастрюле наводили муку с водой. Брали сковородку и брызгали на девушек. – озоровали: дверь подпирали жердью. Дети привязывали в ручке двери нитку, дергали – она «брякочет». – гадания: слушали под окнами. В Рождество (первую неделю) при гаданиях «зачиркивались» в кругу.
|
Репортаж |
||
14. |
Слава Богу, не забрели, На коленях посижу. У милахи толсты ляхи, На коленях посижу
– текст.
|
Частушка |
||
15. |
О календарных обрядах и праздниках:
– рассказ из жизни: одна девушка в Святки слушала под окном, а там частушку проговорили: «Слава Богу, не забрели…На коленях посижу». Значит, что девушка в этом году замуж не выйдет. – под подушку клали что-то, что хотелось бы, чтобы приснилось: полотенце или еду. Клали и приговаривали.
|
Репортаж |
||
16. |
Кто кусок этот будет доедать, С тем и буду доживать.
– текст.
|
Приговор на гадание |
||
17. |
С кем кусок этот буду доедать, С тем и век свой буду доживать.
– текст. – комм.: «кому-то снилось, кому-то не снилось».
|
Приговор на гадание |
||
Вологодская обл., Чагодощенский р-н., Первомайский с/с., д. Пучнино 23.07.2008 |
|
Зап.: Каданцев А. Ф. Глебкова М. Р. Редькина Ю. А. Козлова Т. Н. |
||
Исп: Назарова Анна Михайловна, 1929 г. р., зд. Назаров Александр Петрович, 1932 г.р., род. – хутор Мосеиха.
|
||||
18. |
О календарных обрядах и праздниках:
– церковь была в деревне на берегу реки. – праздники: Соловецкие (10 октября), Крещение (19 января), Тихвинская (9 июля). – на праздник собирался народ со всех ближних деревень. Было много гармонистов, приходили родственники и гости из других деревень на столования. Праздник гуляли 3 дня. Ходили по деревне с гармонями артелями других деревень (д. Озерово Ленинградской обл, п. Смердомский). На праздник приходил народ с 7 соседних деревень. – в праздники были драки между ребятами из разных деревень. В драках использовали бутылки, камни. Не ладили между собой Озеровские и Смердомские.
|
Репортаж |
||
19. |
О деревне:
– название д. Пучнино происходит от слова «пучина». В окрестностях деревни много трясин, пучин. – было много хуторов: Ластиха, Мосеиха, Городёнка. – когда в 20-е гг. деревня Пучнино сгорела, то все жители разъехались жить по хуторам. – хутора: Мосеиха (13 домов), Городёнка (10 домов), Власиха, Порочино, Подпорочино, Силюхино, Ластиха. – рядом с х. Мосеиха был «жальник», на котором кто-то похоронен: там была часовня, все выложено камнем, была ограда. Старики не знали, кто там похоронен.
|
Репортаж |
||
20. |
О календарных обрядах и праздниках:
– в Масленицу пекли блины, катались на лошадях. Костры не жгли, чучел не делали. – после Масленицы начинался Великий Пост. Раньше его старались соблюдать. – в Вербное воскресение ломали вербушки. – в Великий Четверг ничего не делали. – мутовки заготавливали ранней весной, когда начинается сокодвижение. – помело делали из сосновых веток. Сосновые ветки хуже горят, поэтому их и использовали. – в Пасху ходили «стукаться» яйцами. Яйца не катали. – в Егорий обходили скот.
|
Репортаж |
||
21. |
О скотоводческой и пастушеской обрядности:
– в Егорий дома скот должен обходиться обязательно мужчина (даже если в доме есть только мальчик 10 лет). – подвязывали ремень, за ремень втыкали топор, брали с собой икону, свечу и хлеб в решето. Обходил 3 раза. Топор после обхода «тюкали» над дверью во дворе. Яйца приносили домой, хлеб скармливали скоту. – в этот же день коров выгоняли. Вербушки с Вербного воскресения до Егория лежат рядом с иконами. – на общий обход женщины приносили из дома вербушки и складывали в одну груду, которую пастух после обхода забирал и опускал в ручеек. – пастух обходил стадо 3 раза, каждый раз, как он обходил стадо кругом, мужчины стреляли из ружей. – пастух обходил стадо с иконой Егория. Потом пастуха угощали. – пастух опускал вербушки в воду для того, чтобы коровы давали больше молока. – пастух брал у кого-то «обход». После обхода пастух «обход» куда-то девал. – пастухи играли в рог (трубочка с дырочками, к ней присоединяли трубу, скрученную из бересты ). – «другой пастух играет хорошо – хоть пляши, а другой и не умеет». – пастух играл утром, как надо выгонять коров. Проходил по деревне, играл в рог, и хозяйки выпускали коров. – пастух ругался, если хозяйка выпускала корову без платка или голоногая. – летом в какой-то день пастух еще обходит стадо, но точной даты никто не знает. – пропавшую корову искали всей деревней. Если не находят, то пастух не платил за ее потерю.
|
Репортаж
Примета |
||
Вологодская обл., Чагодощенский р-н., Первомайский с/с., д. Пучнино 23.07.2008 |
|
Зап.: Каданцев А. Ф. Глебкова М. Р. Редькина Ю. А. Козлова Т. Н. |
||
Исп: Назарова Анна Михайловна, 1929 г. р., зд. Назаров Александр Петрович, 1932 г. р., род. – хутор Мосеиха (гармонист). Абраменков Виктор Семенович, 1937 г. р., зд.
|
||||
22. |
«Цыганочка» (А.П.)
– наигрыш. |
Наигрыш на «Тульской» гармони под пляску |
||
23. |
«Цыганочка» (А.П.)
– наигрыш.
|
Наигрыш на «Тульской» гармони под пляску |
||
24. |
«Яблочко» (А.П.)
– проба наигрыша.
|
Наигрыш на «Тульской» гармони |
||
25. |
«По деревне» (А.П.)
– проба наигрыша. – комм.: ходили по деревне партиями – гармонист впереди, а девушки сзади «табуном».
|
Наигрыш на «Тульской» гармони под песни |
||
26. |
«По деревне» с частушками (В.С.)
Эх, пучнинские ребятушки Отчаянный народ. Ой, да они в тёмные-то ноченьки Гуляют напролёт.
Ой, да мы опять-то пошли гулять, Смотрите, председатели. Ой, да на мне надо-то трудодни, Пошли к [нрзбр] матери.
Ой, да поиграла эта хромочка Потешила людей. Ой, да пообманывала девушек, У [нрзбр] матерей.
Ой, да эта хромка да не моя Да семимехая.
Ой, да эта милка-та не моя,
Ой, да где мы-то не бывали, Где мы не работали. Ой, да под открытым небом спали, Ноченьки коротали.
Ой, да мы с товарищем попляшем, Ой, да из деревен выселяют, Будем жить по городам.
– наигрыш с пением.
|
Наигрыш на «Тульской» гармони под песни |
||
27. |
«По деревне» с хулиганскими частушками
Ой, да я не буду-то хулиганить И охальных песен петь. Ой, сяду к милке-то да на колени, На её буду глядеть.
Ой, хулиганила-то головушка [нрзбр] Ой, до чего дохулиганила Тюряги [нрзбр].
Ой, вологодская тюрьма, Знаю, чем ты украшена. Ёлками, берёзками, Ребятами-подростками.
Ой, посадили-то за решётку И повесили замок. Ой, да там не выйдешь-то на гуляночку Весёлый паренёк. – наигрыш с напевом.
|
Наигрыш на «Тульской» гармони под хулиганские песни |
||
28. |
Вологодская тюрьма, Да знаю, чем украшена. Ёлками, берёзками, Ребятами-подростками. – текст.
|
Хулиганские частушки |
||
29. |
Дожжик, дожжик, пушше. Наварим мы гушши. Мы поставим под кровать, Будут курицы клевать.
– интонированный текст.
|
Выкрик на дождь |
||
30. |
Дожжик, лей, лей, лей, На меня и на людей. На людей по ложке, На меня – ни крошки.
– текст.
|
Выкрик на дождь |
||
31. |
Дожжик, дожжик, перестань, Я поеду на растань, Богу молиться, Попу поклониться.
– текст. – комм.: было какое-то продолжение.
|
Выкрик на дождь |
||
32. |
Радуга, дагуй, Не давай дожжа. Давай солнышка Вышеколнышка.
– текст. – комм.: пацаны кричали, как только увидят радугу.
|
Выкрик на радугу |
||
33. |
«Про плакунчика, про певунчика» (В.С.)
– снач. комм.: исп. рассказывал своим внукам. – текст в пересказе.
|
Сказка |
||
34. |
«Про бабу-Ягу» (А. М.)
– фрагмент текста. – комм.: был прадед Никита Харитонович, который сам сочинял сказки и рассказывал. «Сказки-то всё взрослые, не для детей». Про других сочинителей.
|
Сказка |
||
35. |
«Под язык» с частушкой Лёва-Лёва с Кобелёва
Голова сосновая, А Панюшка шалёная.
– наигрыш с напевом. – комм.: частушка сочинена одним мужчиной.
|
Наигрыш «под язык» с частушкой |
||
36. |
Ондрий кудренцу построил, Всё дрова еловыи, Анна семью нарожала, Всё толстоголовыи.
– напев.
|
Частушка |
||
37. |
Под окошечком Бабай, Кричит: «Ваденька продай». Я Бабай на ответ: «У нас Вади дома нет».
– текст.
|
Колыбельная |
||
38. |
Баю, баю, бай, Под окошечком Бабай. Под окошечком Бабай, Кричит: «Ваденьку продай». Я Бабаю на ответ: «У нас Вади дома нет».
– напев.
|
Колыбельная |
||
39. |
[Баю баюшки, баю, Жил-был барин на краю]. Он не беден, не богат, У ево много ребят. У ево много ребят, Все по лавочкам сидят. Все по лавочкам сидят, Кашу маслену едят.
Каша масленая,
Ложка гнётци, Душа радуетца.
– напев.
|
Колыбельная |
||
40. |
Баю, баюшки, баю, Не ложись спать на краю. Вадик с краю упадёшь И головку розобьёшь.
– напев.
|
Колыбельная |
||
41. |
Баю, баюшки, баю, Жил-был барин на краю. Он не беден, не богат, У ево много ребят. У ево много ребят, Все по лавочкам сидят. Все по лавочкам сидят, Кашу маслену едят.
Каша масленая,
Ложка гнётци, Душа радуетца.
– напев.
|
Колыбельная |
||
42. |
О сплаве леса:
– в районе раньше был сплав по реке Чагодоще. Сплавляли лес на 3 стекольных завода, которые работали на дровах. – много леса утоплено. – зимой лес складывали на берегах рек, а весной начинали сплавлять. – делали «запани» около мостов. Здесь был простой сплав. – 70% лиственных деревьев (осина, береза) при сплаве уходил на дно, хвойные деревья (ель, сосна) доходили до места. – сплав закончился, примерно, в 1964 году, но до 1970 года люди еще доставали лес и им отапливали дома.
|
Репортаж |
||
43. |
О ремеслах и промыслах:
– глиняные горшки, игрушки привозили с Устюжны. – были свои печники. – в 19 веке раньше здесь делали пучнинские горшки. – было много столяров, плотников. – колодцы делали. Воду искали с помощью проволоки: загибали две проволоки, брали в руки и ходили – когда проволоки сойдутся концами, значит, здесь в земле бьет родник. Когда проволоки не было ,использовали сухие еловые ветки. – Тяпин Алексей Васильевич был катовалом. Артелей катовальных не было. Все были сапожниками. Кожу выделывали сами. – одежду шили руками. В конце 50-х годов стали появляться швейные машинки. – «шорник» – был мастером изготовления конской упряжи. – раньше держали много скота: 50 лошадей, 200 коров, 200 телят, 400 овец. «У каждого стадо своё» было. Разводили пчел, куриц. – пчел помещали в улья. Дуплянки были в Ленинградской области. – сани, телеги также делали самостоятельно.
|
Репортаж |
||
44. |
Всё искал мужик на мести И старалсы делать сам. Санки, дровни и телеги, Он не верил чудесам. Как же так могло случиться, Как же так и почему? Что земля не стала нужной Поколенью моему?
– фрагмент текста. – комм.: у Абраменкова В.С. написана целая поэма про деревню. – текст.
|
Стихотворение |
||
45. |
О полевых работах:
– весной перед посадкой картофеля все жители вывозили навоз на поле. Это делали до обеда, а после обеда начинали сажать картошку. – раньше заготовляли в колхозах торф на болотах. Болото осушали с помощью камней. – раньше старики вели подсечное земледелие. В 1-й год сажали овес. Следующие 2-3 года овес рос без удобрений. – раньше коров кормили «мякиной» (отходы от молотьбы: шелуха и зерна).
|
Репортаж |
||
46. |
О хозяйственных постройках:
– хозяйственные постройки: гумно, пелевня, сарай, рига. В деревне была «магазея». «Лодонь» в гумнах делали из половины бревна – «плахи». – в 1988 году в Падуне сожгли мельницу на реке. Там была бумажная фабрика. – в деревне Пучнино на горушке стоял «Ветряк» – переворачивали мельницу относительно ветра – «ветер ловили». – был «льнотрепак», полностью сделанный из дерева. – дранку делали сами. Каждую крышу крыли дранкой.
|
Репортаж |
||
Вологодская обл., Чагодощенский р-н., Мегринский с/с., д. Валунь 24.07.2008 |
|
Зап.: Каданцев А. Ф. Глебкова М. Р. Редькина Ю. А. Козлова Т. Н. |
||
Исп: Собакина Зоя Васильевна, 1928 г. р., зд. Проживает в п. Чагода, ул. Кирова, д. 26, кв. 43.
|
||||
47. |
О молодежных посиделках:
– посередине деревни раньше стоял «гигант» – качель. В центре стоял столб, к которому были привязаны 4 веревки с петлями на конце. В эти петли садились, другие 4-ре человека раскручивали. Могли раскручивать шестами, которыми упирались в узлы около петель. – молодежь собиралась у барского дома на крыльце. Ребята играли на баяне, гармошке, мандолине, гитаре. – летом так собирались каждый вечер. Зимой собирались в барском доме реже. В барском доме была контора и начальная школа. В коридоре показывали немое кино. – на беседе песни пели, плясали «маленькую кадриль» (4 пары) и «большую кадриль» (8 пар). – пляски: «Цыганочка», «Русского», «Семеновна» и «Кадриль». Летом плясали каждый вечер. Плясали под какой-то один инструмент. Под мандолину пели песни и танцевали. – игры: ходили на берег играть в «лапту». Так играли парни. Также играли в «рюхи» – городки. Девушки и парни играли в «третий лишний». – «галдарея» – длинное крыльцо с навесом около амбара, куда также ходила молодежь. – клуб не было. Потому собирались у барского дома или на «галдарее».
|
Репортаж |
||
48. |
О хозяйственных постройках:
– в деревне была рига (сушили зерно), гумно (молотили зерном «цеп»). Молотили зерно. Лен не сеяли. – в деревне была кузница и дом «шорника» (кто ремонтировал конную упряжь). – сани, телеги каждый хозяин делала себе сам. – зимой делали ледяную горку. Специально у санок, дровней замораживали полозья, чтобы лучше катились с горы. – история из жизни о том, как дети, катающиеся с горки на дровнях, подцепили мужчину.
|
Репортаж |
||
49. |
О календарных обрядах и праздниках:
СВЯТКИ – ряжеными бегали в соседние деревни: Семёнково, Клеменино. – у одной старушки муж в царское время был важным человеком, у нее было много красивой, богатой одежды. В неё и рядились в Святки. Одежда: сарафаны, юбки со сборками, кофты. – исп. наряжалась цыганкой. Ряженые закрывали лицо сеткой, чтобы их не узнали. – ряжеными ходили по соседним деревням и по своей деревне по домам. Красиво одевались ряженые только один раз – в начале Святок. А ряжеными бегали все Святки. – ряженых пускали в дома, они плясали. Хозяева пытались ряженых раскрыть, а ряженые не давались. Хозяйки часто накрывали стол и сажали ряженых за стол. – лицо закрывали тюлью, канвой («через неё видно нам-то, а нас не видно»). – ребята также рядились красиво: вышитые рубашки-косоворотки, кнут брали, сапоги одевали – ходили цыганами. Цыгане гадали. – игр в Святки исп. не помнит. – с «Каледой» не ходили. – шалили: двери подпирали. ФРОЛЫ И ЛАВРЫ – в конце деревни была часовня, где сейчас растут большие сосны. В этот день к часовне водили коней, священник святил их водой. – мать рассказывала. – отмечали Рождество, Новый Год. – в д. Семёнково также отмечали Фролы и Лавры. – сначала водили коней к часовне, потом гуляли. На праздник варили пиво. – перед д. Клеменино есть Мельничий ручей, где бьют ключи. Вода очень холодная. В д. Семенково также есть ключ. МАСЛЕНИЦА – в Масленицу катались на лошадях, привязывали ленты к гриве. На дровнях и санях катались. Катались взрослые и дети. – пекли блины, рогушки. – на ПАСХУ ходили за вербой к реке, ставили в воду к иконам. Во дворе возможно ставили. – в ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ мать исп. обходила дом и двор с иконой. ПАСХА – в Пасху красили яйца. Ходили с ними по домам. Угощали пирогами. – дети бегали по домам, стукались яйцами. Пели «Христос воскресе» – «вспоминали Иисуса Христа».
|
Репортаж |
||
50. |
– Христос воскрес! – Во истину, во смятку!
– текст. – комм.: так дети баловались – говорили. – повтор текста.
|
Шуточный Пасхальный диалог |
||
51. |
О календарных обрядах и праздниках:
– раньше на кладбище ходили в Радоницу, в Троицу. С собой брали пироги, яйца, крупу, конфеты. Ходили на кладбище до обеда. Ходили старее, молодые, дети, мужчины и женщины. – на кладбище нужно ходить накануне Троицы – в Троицкую субботу. – мать исп. говорила: «С могил ничего не берите. Если чё возьмёте, покойник ночью придёт и заставит вас снести и положить на то место». – вещие сны: часто снились в войну.
|
Репортаж
Примета
|
||
52. |
О домовых:
– в доме есть домовой, во дворе следит за скотом дворовой, в лесу- лесовик. – рассказ из жизни: ходили драть лыко на мочала. Срубали небольшие липы, замачивали лыко в лесном озере. Один раз услышали, что кто-то кричит. Стали звать, никто не пришел. А оказалось, что это был медведь.
|
Репортаж |
||
53. |
О разном:
О пастушеском и скотоводческом обряде: – хозяйка обходила во дворе с иконой, читала молитву – обходила корову. Так делали в Егорий. – после Егория выгоняли скот на пастбище. О ткачестве: – мать исп. ткала половики на кроснах.
|
Репортаж |
||
54. |
Придёт серенький волчок, Тебя схватит за бочок И потащит во лесок За ракитовый кусток.
– фрагмент текста.
|
Колыбельная |
||
55. |
Все по сёлам спят, По деревням спят. Одна бабушка не спит, На моей шкуре сидит. Мою косточку грызет, Мою шёрсточку прядёт.
– текст.
|
Песенка к сказке |
||
56. |
Все по сёлам спят, По деревням спят. Одна бабушка не спит, На моей шкуре сидит. Мою шёрсточку прядёт, Мою косточку грызет.
– текст. – комм.: кто пел, кто просто говорил.
|
Песенка к сказке |
||
57. |
Дождик лей, лей, лей, На меня и на людей. На людей по ложке, На меня по крошке.
– текст.
|
Выкрик на дождь |
||
58. |
[Дождик, дождик, перестань], Я поеду в Ерестань, Богу молитца, Христу поклонитца.
– текст.
|
Выкрик на дождь |
||
59. |
[Дождик, дождик], перестань, Я поеду в Ерестань, Богу молитца, Христу поклонитца.
– текст.
|
Выкрик на дождь |
||
60. |
Радуга-дуга, Не давай дождя, Дай солнышка Из-под брёвнышка.
– текст.
|
Выкрик на радугу |
||
61. |
Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Гляньте на небо – Птички летят, Колокольчики звенят.
– текст.
|
Игра |
||
62. |
Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Гляньте на небо – Птички летят, Колокольчики звенят.
– текст.
|
Игра |
||
63. |
Аты-баты, шли солдаты, Аты-баты, на базар. Аты-баты, что купили? Аты-баты, самовар.
– текст.
|
Считалка |
||
Конец записи
Сост. реестра: Павлова К. В.
|
|
399 | 400 | 401 | 402 | 403 | 404 | 405 | 406 | 407 | 408 | 409 | 410 | 411 | 412 | 413 | 414 | 415 | 416 | 417 | 418 | > 499 |
419 | 420 | 421 | 422 | 423 | 424 | 425 | 426 | 427 | 428 | 429 | 430 | 431 | 432 | 433 | 434 | 435 | 436 | 437 | 438 | |
439 | 440 | 441 | 442 | 443 | 444 | 445 | 446 | 447 | 448 | 449 | 450 | 451 | 452 | 453 | 454 | 455 | 456 | 457 | 458 | |
459 | 460 | 461 | 462 | 463 | 464 | 465 | 466 | 467 | 468 | 469 | 470 | 471 | 472 | 473 | 474 | 475 | 476 | 477 | 478 | |
479 | 480 | 481 | 482 | 483 | 484 | 485 | 486 | 487 | 488 | 489 | 490 | 491 | 492 | 493 | 494 | 495 | 496 | 497 | 498 |