Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 2008-5 >>> Чагодощенский район   

 

АФ 399

 

<<< предыдущий

следующий >>>

399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 > 499
419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438
439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458
459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478
479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498

 

 

Вологодская обл.,

Чагодощенский р-н.,

Мегринский с/с.,

д. Серёдка

20.07.2008

Начало см. 398

Зап.:

Сысоева М. А.

Теричева М.В.

Редькина Ю.

 

Исп: Значитов Михаил Дорофеевич, 1928 г. р., зд.

 

1.

О лечении (продолжение):

 

– определяют живая скотина или нет: на голову сыплют соль. Если корова (или любое другое домашнее животное) встряхнет соль, значит – жить будет. Если не встряхнёт, то животное мертвое.

 

Репортаж

2.

О знающих людях:

 

– для поиска скота ни к кому не обращались – просто так искали.

– исп. пас коров 10 лет: колхозных и личных. Стадо было в 200 голов.

– исп. делал «обход» – и коровы не терялись.

– мать исп. Марфа Гавриловна. Помогала от головной боли.

– в п. Чагода живет Сорокина Мария (1922 г. р.), которая также лечит людей. Она – кума исп.

– рассказ из жизни: исп. женился, прожил с женой месяц, и его забрали в армию. Служил исп. 3 года 8 месяцев. За это время его жена была замужем 2 раза. Как исп. пришел из армии, она просилась к нему снова в жены. Исп. ей отказала. Она решила ему отомстить: когда исп. с другом крыл ей крышу лучиной, она накормила его заговоренной едой «на смерть». Исп. стало плохо – 2 месяца лежал при смерти, был очень худой. Его свезли в д. Низ к старушке, она его вымыла в бане несколько раз – и всё прошло. Старушка сказала исп., что ему было сделано «на смерть».

– эта старушка знала слова. Мать исп. не могла излечить сына, потому что не знала приговора. Она умела лечить скот, людей не лечила.

 

Репортаж

3.

Об одежде:

 

– мать исп. носила сарафан из «точи». Для мужчин шили рубашки и штаны также из «точи».

– подпоясывались веревкой, сделанной из мочала: драли в лесу лыко, мочили в реке – делали мочалки, веревки плели.

– сарафан был как юбка, которую подпоясывали веревкой.

 

Репортаж

4.

Об охоте, рыбалке:

 

– исп. охотник. Охотится на зверей с 10 лет. Исп. держал 3-4 собаки, были разные ружья (двухстволка, трехстволка, шумбалки)

– охотился на медведей, лосей, кабанов.

– исп. делал лодку-долбленку из осины. Выдалбливал из цельного дерева сердцевину, чтобы толщина стенок была в 2 пальца. Потом ставил лодку на огонь – нужно парить, чтобы стены расходились, чтобы лодка становилась широкой. Потом нужно обмазать лодку мазутом, чтобы не гнила.

– исп. рыбачил ночью острогой. Перед лодкой делали костер – освещал. Костер держался на «козе» (приспособление).

 

Репортаж

5.

О себе:

 

– исп. в детстве жил в Сибири за Омском и Томском. Работали на хуторе.

– в школу пошел уже дома до войны. 

– раньше сватались. Свадеб не устраивали.

 

Репортаж

Вологодская обл.,

Чагодощенский р-н.,

Мегринский с/с.,

д. Львов Двор

20.07.2008

 

Зап.:

Сысоева М. А.

Теричева М.В.

Редькина Ю.

 

Исп: Маркова Анна Ивановна, 1931 г. р., зд.

 

6.

О праздниках:

 

– в д. Львов Двор отмечали праздники – «Пречистая», Рождество.

– на 8 марта «обед варили».

– «Пречистая» – 21 сентября, Рождество – 7 января.

– на «Пречистую» изо ржи варили пиво. Когда ржи не стало – варили из свеклы.

– в каждый дом приходили гости. В первый день гуляют по домам. А на третий день – «гуляет уже вся деревня – все вместе».

– на праздниках песни пели женщины и мужчины. Мужчины пели «долгие песни». Песни: «О чем, дева, плачешь», «На Муромской дорожке».

– на Рождество также собирались гости – отмечали по домам. Девушки собирались в доме – «молодёжь снимали избу». Вешали керосиновую лампу. Собирались в доме у исп. – мать пускала. Девушки ей в качестве оплаты помогали вымыть избу.

 

Репортаж

7.

О календарных обрядах и праздниках:

 

СВЯТКИ

– в Святки ходили «вырядухам». Парни наряжались: юбки одевали, лица шапками закрывали – «глаз не видно», одевались «медведем» (шубы выворачивали) – катали и мяли девчонок. На 4-х ногах ходил. В деревне ходили 2 медведя («по одному не ходили»).

«цыганками» рядились девушки. Если идут в дальнюю деревню, то наряжалось много девушек. С собой брали гармониста.

– «вырядухи» закрывали лица, молчали – чтоб их  не узнали. Даже не узнавали, кто приходил наряженными. Их угощали, цыганкам, например, милостыню подавали. Подавали пироги (капустники, морковники)

ПАСКА

– пекли «паску» с крестиком. Божья Мать ходила в Паску – ходили люди с крестами. Яйца красили луковой шелухой.

– мужчины играли в яйца – бились. Держали в кулаках яйца: чье яйцо после удара разобьется – тот проиграл.

МАСЛЕНИЦА

– катались на конях.

– Масленицу отмечали один день. В этот день до обеда мужчины катали на лошадях. После войны уже не отмечали. Ничего не жгли.

– шалили: трубы затыкали, сани утаскивали от домов. Могли утащить сани за реку или оставить на самой реке.

– Егорий – праздник в д. Низ.

 

Репортаж

8.

О пастушеской и скотоводческой обрядности:

 

– в Егорий обходили дома скотину. Сначала обходила мать исп., а потом стал брат (отец рано умер). Обходили с топором на дворе. Потом пастух сделает «свой обход» для всего стада. На дворе обход: за пояс затыкали топор, брали блюдо с хлебом (или пирогом), 2 яйца и икону Егория. Яйца были вареные. Потом все съедали. Обходить нужно 3 раза (по аудио-репортажу не понятно –в какую сторону нужно обходить: по часовой стрелке или против).  

– в д. Низ люди знали приговоры на скот: как, например, сделать, чтобы корова приходила домой.

– чужой пастух (не местный) всё лето ходил жить и питаться по избам «по очереди». Начинал жить с крайнего дома в деревне.

– пастух в Егорий обходил коров. У каждого пастуха свой «обход» (молитва). У него также был топор, блюдо, икона. Когда обходил стадо вокруг, то что-то читал. Если не помнил на память текст, то книжка лежала в блюде – и он читал. Пастух обходил 3 раза. Стреляли из ружей. Женщины просто стояли у огорода. Потом женщины «замаливали» друг у друга коров – угощались пирожками, лепешками, рогушками.

как приходишь с обхода, нельзя ложиться спать.

– обход делали до обеда. Общий обход начинался в 9.30-10.00 утра. Пастух про приметы ничего не говорил, а матери говорили. Мать исп. говорила: «Девка, ты корову приведешь, дак не ложись спать, а то и корова спать будет».

 

Репортаж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примета

9.

О разном:

 

– в советское время стали отмечать Октябрьскую. Девушки ходили на праздники в Люботину, в Дубровку.

– исп. не помнит, как свадьбы отмечали.

– исп. родила первую дочь дома – были трудные роды. В деревне не было бабушек-повитух.

 

Репортаж

10.

Кура яйца несла,

По дороге [нрзбр]

 

– фрагмент текста.

 

Считалка

11.

О детстве:

 

– исп. в детстве была в няньках.

– в школу исп. ходила 1,5 года.

– кукол не из чего было шить.

 

Репортаж

12.

О праздниках:

 

ТРОИЦА

– в Троицу был праздник. Ходили пешком в д. Мегрино – там было кладбище. Мать показывала исп., где около церкви похоронен ее отец.

– вечером собирались на гуляние.

– раньше на Троицу «замечали» березы: девушки что-то говорили у березы и привязывали ленточки «у кого какая». Ходили в лес и привязывали на ветку ближе к верхушке ленточку. Что-то загадывали, а потом это исполняется.

 

Репортаж

13.

Об одежде:

 

– раньше ткали «дорожки» (половики), «точу». Все носили точаноё.

– бабушки раньше носили долгие юбки, бористые – были пышные. Носили шелковые платки. Кофты также были с бориками, плечиками. Застегивались на пуговицы, разной формы: и широкие, и приталенные.

– На голове носили шали, платки. Старушки носили особый головной убор – как колпачок, сзади затягивался резинкой – под него убирали все волосы. Старики носили кисеты – держали в нем табак.

 

Репортаж

14.

О плясках:

 

– плясали парами: «Большая» – плясали 4 пары (парень-девушка), «Маленькая» – плясали 2 пары (без ребят). Плясали по двое, по одному, плясали «Русского», «Цыганочку», «Семёновну».

– в плясках парных парни с девушками «вертелись». Бывало такое, что парни при обкруживании могли девушку поднять, что она не доставала до земли.

– пели частушки – «коротушки». Песни пели и парни, и девушки.

 

Репортаж

15.

Задушевная товарочка,

Ребятушки идут.

Занавесивши кудёрочка,

И мой залётка тут.

 

– текст.

 

Частушка

16.

Пойдём товарочка добегаем

До горочки бегом.

Наши дроли говорили:

«Хоть и поздно, да придём».

 

– текст.

– комм.: кто-то сочинял частушки давно, и они распространялись. Такие частушки пели, когда плясали. Когда шли по деревне, то пели другие частушки на другой голос – «тянули дольше».

 

Частушка

17.

О проходках по деревне, гармонистах, драках:

 

– девушки по деревне ходили «в две струи». Впереди шел гармонист с ребятами, а девушки шли сзади. Девушки брались под руки – в цепочку. «Другой играет хорошо, легко подпевать, а другой меняет басы, дак и не успеешь – и всё». Хорошо играли Михаил Минёвский, Иван Буслаев.

– «под драку» играли «резко». Парни начинали петь «атаманистые» песни. «А потом и сходятце». Напьются, и начинается драка, а девушки разнимают. Девушку во время драки могли задеть только нечаянно. Если дерется злой человек, то может и гармонисту «влетит».

 

Репортаж

Вологодская обл.,

Чагодощенский р-н.,

Мегринский с/с.,

п. Чагода

21.07.2008

 

Зап.:

Сысоева М. А.

Лопатенко Н. М.

Редькина Ю.

 

Исп: Мишенкина Мария Сергеевна, 1930 г.р., род. – хутор Котынь Синеозерской Пустыни.

 

18.

О себе:

 

– родилась на хуторе Котынь. В 1938 году, когда стали отменять хуторную систему, семью исп. перевезли в д. Синеозерская Пустынь. Здесь был святой – Евфросин Синеозерский.

– переселили семью перед Финской войной. Финская война была с 1939 по 1940 гг.

– в школу в 1-й класс исп. пошла с хутора. Он находился в 5 км от д. Пустынь.

 

Репортаж

19.

О праздниках:

 

– деревенские праздники: Петры и Павлы (12 июля), Иван Купало (7 июля). Тихвинскую в д. Пустынь не отмечали.

– везде отмечали Крещение, Паску, Троицу, Покров (14 октября).

– Иван Богослов (9 октября), 19 декабря и 22 мая – Никола. Иванов день – 21 мая.

 

Репортаж

20.

О церкви:

 

– в д. Пустынь сгорела церковь (там были престолы Ивана Богослова и Николая Чудотворца): в войну в 1944 году 22 мая садили картошку, была сильная гроза – «от грозы загорелась церква». В «кумпол» ударила молния.

– мать умерла, когда исп. было 9 лет, сестре 13 лет, Толе 9 лет, Сереже 7 лет. Отец пропал без вести в июне 1942 года. Жили без родителей.

 

Репортаж

21.

О праздниках:

 

– в Петры и Павлы был сенокос. Косили по реке Чагодоще вместе деревни из Чагодощенского и Устюженского р-на. На общий покос собирался народ с Чагодощенского района из дд.: Лешутина Гора, Марьина, Колобово, Мардас, Мегрино, Залозно, Семенково. А также из Устюженского р-на дд.: Новая Деревня, Савино, Малое Медведево, Кишкино, Медведевское, Долоцкое, Марфина, Козлово. Были большие гуляния, на которые собиралось много народа, были гармошки, драк не было. «Только треск идёт»: «там пляшут, там пляшут, там пляшут». На праздники приход народ из деревень, которые находятся по другую сторону реки Чагодощи.

– плясали «Русского», Кадрель (2 пары), Лансей (4 пары). «Русского плясали «по паре», по одному. Также плясали «Цыганочку», «Факстрот» – «весело».

– праздник был в деревне. Ходили по деревне с гармошкой и песнями. Девушки ходили, взявшись под руки. Приходил народ только на Петров день, т. к. была пора сенокос – «не досуг каждый день ездить». Гуляли на улице, а ночевали в домах или просились на сеновал немного отдохнуть, потому что гуляли до самого утра. А потом снова уходили на сенокос.

– в праздник одевали «тряпочку получше».

 

Репортаж

22.

Об одежде:

 

– раньше кофты вышивали крестиком по канве на груди, по рукавам. Рукава делали прямые – «не пришитые». Были кофты с «пышечкам». Кофту затягивали шнурком вокруг горла, делали на веревке кисточки. Горловина была широкая, с помощью веревки его стягивали по размеру.

– носили юбки «росклещёные»: делали сборкой и клиньями (4, 6, 8 клиньев). Люди постарше носили домотканую одежду, а поколение исп. уже носили одежду из покупной ткани.

– раньше была точаная ткань – «тик» («соткано в клеточку»). Используют нитки разного цвета, чтобы получить мелкую разноцветную клетку. Коричневые нитки – из ольшины, розовые – из рябины, из ржавчины и «медвежьего ушка» (или «толокнянка» – похожа на бруснику, только цвет ягод другой) получается черная вода – делали черные нитки. Нитки, покрашенные натуральными красителями, не лезет, не выгорает. Использовали для получения красителя, например, кору рябины, ольхи.  

– на голове носили ситцевые платочки. Были разные платки. Их покупали. Раньше приезжали люди из районного магазина, привозили разные ткани и обменивали у жителей деревень на кору ивы (в коре много дубильных веществ, необходимых для выделки кожи).

– люди до войны носили ситцевые юбки со сборками, длинные юбки, кофты (распашонкой, приталенные, с планкой и пуговицами).

 

Репортаж

23.

О календарных обрядах и праздниках:

 

– после «пожинальницы» начинали устраивать «светлые вечера».

–  «пожинальница» – праздник в честь окончания жатвы, уборки. Делали последний сноп и уносили его домой в «пережний угол». Одевали на него красный платок узелком вперед. Кто последний дожинал, тот несет сноп в дом и наряжает сноп. Устраивали гуляние в правлении колхоза.

– на «пожинальницу» варили пиво.

– последний сноп уносили в кладовую правления колхоза.

– «светлые вечера» начинали устраивать с праздника Ивана Богослова.

– «кокша» – как мотыга.

– последний сноп делали из овса. Лен не выращивали. Здесь драли кору липы – делали «мочальё», и обменивали в Устюженском районе на лен.

 

Репортаж

24.

О молодежных гуляниях:

 

– молодежь устраивала по вечерам «светлые вечера». Днем работали в колхозе: возили сено, навоз и т.д. а вечером собирались по «беседу».

– на «беседу» девушки приходили с работой – пряли, вязали, вышивали.

– на «светлый вечер» приглашали молодежь из других деревень – гуляли, устраивали праздник. Одного человека отправляли в соседние деревни «нарошным» – он должен был позвать всех на «светлый вечер»: он шел в соседнюю деревню, встречал кого-то из молодежи, отдавал ему записку со словами, чтобы позвали всех остальных на вечер. В записке могло быть написано: «Завтра у нас светлый вечер». Молодежь плясали, гуляла одну ночь. А утром все уходили на работу.

– «беседы» как и «светлые вечера» начинались с Ивана Богослова 9 октября. Приходили с работой, но также и плясали Кадрель, Русского, Лансей.

– в Устюженском районе была игра на беседах: парень и девушка садились на скамейку спиной друг к другу; третий человек хлопал ремнем по скамейке, и парень с девушкой должны были повернуть головы и целоваться. Если поворачивались в одну сторону, то целовались, если в разные стороны – не целовались.

 

Репортаж

25.

О календарных обрядах и праздниках:

 

– Николу зимнего отмечали 19 декабря – деревенский праздник.

– после войны в 1947 году был голод – ели гнилые олашки, давали по 150 г. в день на человека. Раньше все должны были отдавать государству: мясо, молоко, картошки и т.д.

– пекли «сочни картовные»: варили картошку, толкли, добавляли муку или мякину (шелуха от зерна), мазали молоком. Делали круглыми лепешками. Клали на противень.

 

Репортаж

26.

Не приведи Господь ни другу, ни ворогу.

 

– текст.

 

Пословица

27.

О еде:

 

– булки пекли: терли на терке мелкую картошку, крахмал отделить, выжимки клали в полотняный мешок под камень. Толченая картошка киснет на печке. Эту картошку утром замешивают выжимками, делали колобки. Их смазывали молоком и выпекали – получались булки. Ели мороженую картошку.

 

Репортаж

 

 

 

 

 

Продолжение см. 400

 

Конец записи

Сост. реестра: Павлова К. В.

 

 

<<< предыдущий

следующий >>>

399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 > 499
419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438
439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458
459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478
479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498