Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
АФ 399 |
|
||||
|
|
399 | 400 | 401 | 402 | 403 | 404 | 405 | 406 | 407 | 408 | 409 | 410 | 411 | 412 | 413 | 414 | 415 | 416 | 417 | 418 | > 499 |
419 | 420 | 421 | 422 | 423 | 424 | 425 | 426 | 427 | 428 | 429 | 430 | 431 | 432 | 433 | 434 | 435 | 436 | 437 | 438 | |
439 | 440 | 441 | 442 | 443 | 444 | 445 | 446 | 447 | 448 | 449 | 450 | 451 | 452 | 453 | 454 | 455 | 456 | 457 | 458 | |
459 | 460 | 461 | 462 | 463 | 464 | 465 | 466 | 467 | 468 | 469 | 470 | 471 | 472 | 473 | 474 | 475 | 476 | 477 | 478 | |
479 | 480 | 481 | 482 | 483 | 484 | 485 | 486 | 487 | 488 | 489 | 490 | 491 | 492 | 493 | 494 | 495 | 496 | 497 | 498 |
Вологодская обл., Чагодощенский р-н., Мегринский с/с., д. Серёдка 20.07.2008 |
Начало см. 398 |
Зап.: Сысоева М. А. Теричева М.В. Редькина Ю. |
||
Исп: Значитов Михаил Дорофеевич, 1928 г. р., зд.
|
||||
1. |
О лечении (продолжение):
– определяют живая скотина или нет: на голову сыплют соль. Если корова (или любое другое домашнее животное) встряхнет соль, значит – жить будет. Если не встряхнёт, то животное мертвое.
|
Репортаж |
||
2. |
О знающих людях:
– для поиска скота ни к кому не обращались – просто так искали. – исп. пас коров 10 лет: колхозных и личных. Стадо было в 200 голов. – исп. делал «обход» – и коровы не терялись. – мать исп. Марфа Гавриловна. Помогала от головной боли. – в п. Чагода живет Сорокина Мария (1922 г. р.), которая также лечит людей. Она – кума исп. – рассказ из жизни: исп. женился, прожил с женой месяц, и его забрали в армию. Служил исп. 3 года 8 месяцев. За это время его жена была замужем 2 раза. Как исп. пришел из армии, она просилась к нему снова в жены. Исп. ей отказала. Она решила ему отомстить: когда исп. с другом крыл ей крышу лучиной, она накормила его заговоренной едой «на смерть». Исп. стало плохо – 2 месяца лежал при смерти, был очень худой. Его свезли в д. Низ к старушке, она его вымыла в бане несколько раз – и всё прошло. Старушка сказала исп., что ему было сделано «на смерть». – эта старушка знала слова. Мать исп. не могла излечить сына, потому что не знала приговора. Она умела лечить скот, людей не лечила.
|
Репортаж |
||
3. |
Об одежде:
– мать исп. носила сарафан из «точи». Для мужчин шили рубашки и штаны также из «точи». – подпоясывались веревкой, сделанной из мочала: драли в лесу лыко, мочили в реке – делали мочалки, веревки плели. – сарафан был как юбка, которую подпоясывали веревкой.
|
Репортаж |
||
4. |
Об охоте, рыбалке:
– исп. охотник. Охотится на зверей с 10 лет. Исп. держал 3-4 собаки, были разные ружья (двухстволка, трехстволка, шумбалки) – охотился на медведей, лосей, кабанов. – исп. делал лодку-долбленку из осины. Выдалбливал из цельного дерева сердцевину, чтобы толщина стенок была в 2 пальца. Потом ставил лодку на огонь – нужно парить, чтобы стены расходились, чтобы лодка становилась широкой. Потом нужно обмазать лодку мазутом, чтобы не гнила. – исп. рыбачил ночью острогой. Перед лодкой делали костер – освещал. Костер держался на «козе» (приспособление).
|
Репортаж |
||
5. |
О себе:
– исп. в детстве жил в Сибири за Омском и Томском. Работали на хуторе. – в школу пошел уже дома до войны. – раньше сватались. Свадеб не устраивали.
|
Репортаж |
||
Вологодская обл., Чагодощенский р-н., Мегринский с/с., д. Львов Двор 20.07.2008 |
|
Зап.: Сысоева М. А. Теричева М.В. Редькина Ю. |
||
Исп: Маркова Анна Ивановна, 1931 г. р., зд.
|
||||
6. |
О праздниках:
– в д. Львов Двор отмечали праздники – «Пречистая», Рождество. – на 8 марта «обед варили». – «Пречистая» – 21 сентября, Рождество – 7 января. – на «Пречистую» изо ржи варили пиво. Когда ржи не стало – варили из свеклы. – в каждый дом приходили гости. В первый день гуляют по домам. А на третий день – «гуляет уже вся деревня – все вместе». – на праздниках песни пели женщины и мужчины. Мужчины пели «долгие песни». Песни: «О чем, дева, плачешь», «На Муромской дорожке». – на Рождество также собирались гости – отмечали по домам. Девушки собирались в доме – «молодёжь снимали избу». Вешали керосиновую лампу. Собирались в доме у исп. – мать пускала. Девушки ей в качестве оплаты помогали вымыть избу.
|
Репортаж |
||
7. |
О календарных обрядах и праздниках:
СВЯТКИ – в Святки ходили «вырядухам». Парни наряжались: юбки одевали, лица шапками закрывали – «глаз не видно», одевались «медведем» (шубы выворачивали) – катали и мяли девчонок. На 4-х ногах ходил. В деревне ходили 2 медведя («по одному не ходили»). – «цыганками» рядились девушки. Если идут в дальнюю деревню, то наряжалось много девушек. С собой брали гармониста. – «вырядухи» закрывали лица, молчали – чтоб их не узнали. Даже не узнавали, кто приходил наряженными. Их угощали, цыганкам, например, милостыню подавали. Подавали пироги (капустники, морковники) ПАСКА – пекли «паску» с крестиком. Божья Мать ходила в Паску – ходили люди с крестами. Яйца красили луковой шелухой. – мужчины играли в яйца – бились. Держали в кулаках яйца: чье яйцо после удара разобьется – тот проиграл. МАСЛЕНИЦА – катались на конях. – Масленицу отмечали один день. В этот день до обеда мужчины катали на лошадях. После войны уже не отмечали. Ничего не жгли. – шалили: трубы затыкали, сани утаскивали от домов. Могли утащить сани за реку или оставить на самой реке. – Егорий – праздник в д. Низ.
|
Репортаж |
||
8. |
О пастушеской и скотоводческой обрядности:
– в Егорий обходили дома скотину. Сначала обходила мать исп., а потом стал брат (отец рано умер). Обходили с топором на дворе. Потом пастух сделает «свой обход» для всего стада. На дворе обход: за пояс затыкали топор, брали блюдо с хлебом (или пирогом), 2 яйца и икону Егория. Яйца были вареные. Потом все съедали. Обходить нужно 3 раза (по аудио-репортажу не понятно –в какую сторону нужно обходить: по часовой стрелке или против). – в д. Низ люди знали приговоры на скот: как, например, сделать, чтобы корова приходила домой. – чужой пастух (не местный) всё лето ходил жить и питаться по избам «по очереди». Начинал жить с крайнего дома в деревне. – пастух в Егорий обходил коров. У каждого пастуха свой «обход» (молитва). У него также был топор, блюдо, икона. Когда обходил стадо вокруг, то что-то читал. Если не помнил на память текст, то книжка лежала в блюде – и он читал. Пастух обходил 3 раза. Стреляли из ружей. Женщины просто стояли у огорода. Потом женщины «замаливали» друг у друга коров – угощались пирожками, лепешками, рогушками. – как приходишь с обхода, нельзя ложиться спать. – обход делали до обеда. Общий обход начинался в 9.30-10.00 утра. Пастух про приметы ничего не говорил, а матери говорили. Мать исп. говорила: «Девка, ты корову приведешь, дак не ложись спать, а то и корова спать будет».
|
Репортаж
Примета |
||
9. |
О разном:
– в советское время стали отмечать Октябрьскую. Девушки ходили на праздники в Люботину, в Дубровку. – исп. не помнит, как свадьбы отмечали. – исп. родила первую дочь дома – были трудные роды. В деревне не было бабушек-повитух.
|
Репортаж |
||
10. |
Кура яйца несла, По дороге [нрзбр]
– фрагмент текста.
|
Считалка |
||
11. |
О детстве:
– исп. в детстве была в няньках. – в школу исп. ходила 1,5 года. – кукол не из чего было шить.
|
Репортаж |
||
12. |
О праздниках:
ТРОИЦА – в Троицу был праздник. Ходили пешком в д. Мегрино – там было кладбище. Мать показывала исп., где около церкви похоронен ее отец. – вечером собирались на гуляние. – раньше на Троицу «замечали» березы: девушки что-то говорили у березы и привязывали ленточки «у кого какая». Ходили в лес и привязывали на ветку ближе к верхушке ленточку. Что-то загадывали, а потом это исполняется.
|
Репортаж |
||
13. |
Об одежде:
– раньше ткали «дорожки» (половики), «точу». Все носили точаноё. – бабушки раньше носили долгие юбки, бористые – были пышные. Носили шелковые платки. Кофты также были с бориками, плечиками. Застегивались на пуговицы, разной формы: и широкие, и приталенные. – На голове носили шали, платки. Старушки носили особый головной убор – как колпачок, сзади затягивался резинкой – под него убирали все волосы. Старики носили кисеты – держали в нем табак.
|
Репортаж |
||
14. |
О плясках:
– плясали парами: «Большая» – плясали 4 пары (парень-девушка), «Маленькая» – плясали 2 пары (без ребят). Плясали по двое, по одному, плясали «Русского», «Цыганочку», «Семёновну». – в плясках парных парни с девушками «вертелись». Бывало такое, что парни при обкруживании могли девушку поднять, что она не доставала до земли. – пели частушки – «коротушки». Песни пели и парни, и девушки.
|
Репортаж |
||
15. |
Задушевная товарочка, Ребятушки идут. Занавесивши кудёрочка, И мой залётка тут.
– текст.
|
Частушка |
||
16. |
Пойдём товарочка добегаем До горочки бегом. Наши дроли говорили: «Хоть и поздно, да придём».
– текст. – комм.: кто-то сочинял частушки давно, и они распространялись. Такие частушки пели, когда плясали. Когда шли по деревне, то пели другие частушки на другой голос – «тянули дольше».
|
Частушка |
||
17. |
О проходках по деревне, гармонистах, драках:
– девушки по деревне ходили «в две струи». Впереди шел гармонист с ребятами, а девушки шли сзади. Девушки брались под руки – в цепочку. «Другой играет хорошо, легко подпевать, а другой меняет басы, дак и не успеешь – и всё». Хорошо играли Михаил Минёвский, Иван Буслаев. – «под драку» играли «резко». Парни начинали петь «атаманистые» песни. «А потом и сходятце». Напьются, и начинается драка, а девушки разнимают. Девушку во время драки могли задеть только нечаянно. Если дерется злой человек, то может и гармонисту «влетит».
|
Репортаж |
||
Вологодская обл., Чагодощенский р-н., Мегринский с/с., п. Чагода 21.07.2008 |
|
Зап.: Сысоева М. А. Лопатенко Н. М. Редькина Ю. |
||
Исп: Мишенкина Мария Сергеевна, 1930 г.р., род. – хутор Котынь Синеозерской Пустыни.
|
||||
18. |
О себе:
– родилась на хуторе Котынь. В 1938 году, когда стали отменять хуторную систему, семью исп. перевезли в д. Синеозерская Пустынь. Здесь был святой – Евфросин Синеозерский. – переселили семью перед Финской войной. Финская война была с 1939 по 1940 гг. – в школу в 1-й класс исп. пошла с хутора. Он находился в 5 км от д. Пустынь.
|
Репортаж |
||
19. |
О праздниках:
– деревенские праздники: Петры и Павлы (12 июля), Иван Купало (7 июля). Тихвинскую в д. Пустынь не отмечали. – везде отмечали Крещение, Паску, Троицу, Покров (14 октября). – Иван Богослов (9 октября), 19 декабря и 22 мая – Никола. Иванов день – 21 мая.
|
Репортаж |
||
20. |
О церкви:
– в д. Пустынь сгорела церковь (там были престолы Ивана Богослова и Николая Чудотворца): в войну в 1944 году 22 мая садили картошку, была сильная гроза – «от грозы загорелась церква». В «кумпол» ударила молния. – мать умерла, когда исп. было 9 лет, сестре 13 лет, Толе 9 лет, Сереже 7 лет. Отец пропал без вести в июне 1942 года. Жили без родителей.
|
Репортаж |
||
21. |
О праздниках:
– в Петры и Павлы был сенокос. Косили по реке Чагодоще вместе деревни из Чагодощенского и Устюженского р-на. На общий покос собирался народ с Чагодощенского района из дд.: Лешутина Гора, Марьина, Колобово, Мардас, Мегрино, Залозно, Семенково. А также из Устюженского р-на дд.: Новая Деревня, Савино, Малое Медведево, Кишкино, Медведевское, Долоцкое, Марфина, Козлово. Были большие гуляния, на которые собиралось много народа, были гармошки, драк не было. «Только треск идёт»: «там пляшут, там пляшут, там пляшут». На праздники приход народ из деревень, которые находятся по другую сторону реки Чагодощи. – плясали «Русского», Кадрель (2 пары), Лансей (4 пары). «Русского плясали «по паре», по одному. Также плясали «Цыганочку», «Факстрот» – «весело». – праздник был в деревне. Ходили по деревне с гармошкой и песнями. Девушки ходили, взявшись под руки. Приходил народ только на Петров день, т. к. была пора сенокос – «не досуг каждый день ездить». Гуляли на улице, а ночевали в домах или просились на сеновал немного отдохнуть, потому что гуляли до самого утра. А потом снова уходили на сенокос. – в праздник одевали «тряпочку получше».
|
Репортаж |
||
22. |
Об одежде:
– раньше кофты вышивали крестиком по канве на груди, по рукавам. Рукава делали прямые – «не пришитые». Были кофты с «пышечкам». Кофту затягивали шнурком вокруг горла, делали на веревке кисточки. Горловина была широкая, с помощью веревки его стягивали по размеру. – носили юбки «росклещёные»: делали сборкой и клиньями (4, 6, 8 клиньев). Люди постарше носили домотканую одежду, а поколение исп. уже носили одежду из покупной ткани. – раньше была точаная ткань – «тик» («соткано в клеточку»). Используют нитки разного цвета, чтобы получить мелкую разноцветную клетку. Коричневые нитки – из ольшины, розовые – из рябины, из ржавчины и «медвежьего ушка» (или «толокнянка» – похожа на бруснику, только цвет ягод другой) получается черная вода – делали черные нитки. Нитки, покрашенные натуральными красителями, не лезет, не выгорает. Использовали для получения красителя, например, кору рябины, ольхи. – на голове носили ситцевые платочки. Были разные платки. Их покупали. Раньше приезжали люди из районного магазина, привозили разные ткани и обменивали у жителей деревень на кору ивы (в коре много дубильных веществ, необходимых для выделки кожи). – люди до войны носили ситцевые юбки со сборками, длинные юбки, кофты (распашонкой, приталенные, с планкой и пуговицами).
|
Репортаж |
||
23. |
О календарных обрядах и праздниках:
– после «пожинальницы» начинали устраивать «светлые вечера». – «пожинальница» – праздник в честь окончания жатвы, уборки. Делали последний сноп и уносили его домой в «пережний угол». Одевали на него красный платок узелком вперед. Кто последний дожинал, тот несет сноп в дом и наряжает сноп. Устраивали гуляние в правлении колхоза. – на «пожинальницу» варили пиво. – последний сноп уносили в кладовую правления колхоза. – «светлые вечера» начинали устраивать с праздника Ивана Богослова. – «кокша» – как мотыга. – последний сноп делали из овса. Лен не выращивали. Здесь драли кору липы – делали «мочальё», и обменивали в Устюженском районе на лен.
|
Репортаж |
||
24. |
О молодежных гуляниях:
– молодежь устраивала по вечерам «светлые вечера». Днем работали в колхозе: возили сено, навоз и т.д. а вечером собирались по «беседу». – на «беседу» девушки приходили с работой – пряли, вязали, вышивали. – на «светлый вечер» приглашали молодежь из других деревень – гуляли, устраивали праздник. Одного человека отправляли в соседние деревни «нарошным» – он должен был позвать всех на «светлый вечер»: он шел в соседнюю деревню, встречал кого-то из молодежи, отдавал ему записку со словами, чтобы позвали всех остальных на вечер. В записке могло быть написано: «Завтра у нас светлый вечер». Молодежь плясали, гуляла одну ночь. А утром все уходили на работу. – «беседы» как и «светлые вечера» начинались с Ивана Богослова 9 октября. Приходили с работой, но также и плясали Кадрель, Русского, Лансей. – в Устюженском районе была игра на беседах: парень и девушка садились на скамейку спиной друг к другу; третий человек хлопал ремнем по скамейке, и парень с девушкой должны были повернуть головы и целоваться. Если поворачивались в одну сторону, то целовались, если в разные стороны – не целовались.
|
Репортаж |
||
25. |
О календарных обрядах и праздниках:
– Николу зимнего отмечали 19 декабря – деревенский праздник. – после войны в 1947 году был голод – ели гнилые олашки, давали по 150 г. в день на человека. Раньше все должны были отдавать государству: мясо, молоко, картошки и т.д. – пекли «сочни картовные»: варили картошку, толкли, добавляли муку или мякину (шелуха от зерна), мазали молоком. Делали круглыми лепешками. Клали на противень.
|
Репортаж |
||
26. |
Не приведи Господь ни другу, ни ворогу.
– текст.
|
Пословица |
||
27. |
О еде:
– булки пекли: терли на терке мелкую картошку, крахмал отделить, выжимки клали в полотняный мешок под камень. Толченая картошка киснет на печке. Эту картошку утром замешивают выжимками, делали колобки. Их смазывали молоком и выпекали – получались булки. Ели мороженую картошку.
|
Репортаж |
||
|
|
|
|
|
Продолжение см. 400
Конец записи
Сост. реестра: Павлова К. В.
|
|
399 | 400 | 401 | 402 | 403 | 404 | 405 | 406 | 407 | 408 | 409 | 410 | 411 | 412 | 413 | 414 | 415 | 416 | 417 | 418 | > 499 |
419 | 420 | 421 | 422 | 423 | 424 | 425 | 426 | 427 | 428 | 429 | 430 | 431 | 432 | 433 | 434 | 435 | 436 | 437 | 438 | |
439 | 440 | 441 | 442 | 443 | 444 | 445 | 446 | 447 | 448 | 449 | 450 | 451 | 452 | 453 | 454 | 455 | 456 | 457 | 458 | |
459 | 460 | 461 | 462 | 463 | 464 | 465 | 466 | 467 | 468 | 469 | 470 | 471 | 472 | 473 | 474 | 475 | 476 | 477 | 478 | |
479 | 480 | 481 | 482 | 483 | 484 | 485 | 486 | 487 | 488 | 489 | 490 | 491 | 492 | 493 | 494 | 495 | 496 | 497 | 498 |