Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 2008-5 >>> Чагодощенский район   

 

АФ 403

 

 <<< предыдущий

следующий >>>

399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 > 499
419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438
439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458
459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478
479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498

 

 

 

Вологодская обл.,

Чагодощенский р-н.,

Мегринский с/с.,

д. Горка

22.07.2008

 

Зап.:

Каданцев А. Ф.

Глебкова М. Р.

Редькина Ю. А.

 

Исп: Иванова Мария Федоровна, 1930 г. р., род. – д. Низ.

 

1.

О беседах:

 

– исп. вышла замуж в д. Герасимово, прожила там 40 лет.

–  беседы исп. помнит в д. Низ, когда еще была девчонкой.

– беседы: большая и малая. «Большие нас выгоняли, чтоб не подслушивали». На беседах пряли куделю. «Которы плясуньи, дак пляшут, а которы стараютцы».

– парни приходили на беседы с гармошкой. Плясали «Русского», «В две во круг», «Большая кадриль» (4 пары), «маленькая кадриль» (2 пары).  Девушки могли плясать с ребятами или одни.

– Перский Василий Федорович и Михаил Федорович – братья исп., гармонисты.

– игра: «на один конец девка сядет, на другой – парень, и ремнем шлёпают, как повёрнутцы в одну сторону, и начнут, шо цоловатцы нады». Девушки чаще всего убегали, не хотели целоваться. Их за это ребята «хлестали» ремнем. Игра «в скамейку играли».

– ходили из д. Низ в клуб в д. Львов Двор берегом реки.

– девушки на беседе садились по кругу. Посередине комнаты горела лампа 10-тилинейная.

– в воскресение была беседа, когда прялки брали с собой, но не работали – плясали.  

 

Репортаж

2.

О календарных обрядах и праздниках:

 

– Спас (19 августа), Егорий зимний (9 декабря), Егорий весной (6 мая) отмечали в д. Низ.

– Масленица – праздник «обшее везде». 

– на праздники варили пиво изо ржи. Исп. варит пиво и сейчас, но уже не по старому рецепту. Раньше пиво варили в дошниках.

СВЯТКИ

– Святки начинаются после Рождества. Длятся 2 недели до крещения.

–  в Святки ходили «вырядухам». Они приходили на беседы. Рядились медведем, от него «куда которая заберется девка» – боялись его. Блинница приходила – «всех обработаёт»: наболтают снега с сажей в ведре, мочили в него мочалку и «шлёпали» по подолам одежды.

– раньше лошадью приходили, цыганами.

– «вырядухи» закрывали лицо марлей, масками, не разговаривали – чтобы не узнали. Если наряжались стариком и старухой, то приходили с палками.

– в Святки ходили с «колядой», гадали.

 

Репортаж

3.

Шла Каледа

Накануне Рожества.

Мы ходили, искали

Каледу святую.

Мы нашли Каледу

У (такого-т о) двора.

Старушка-голубушка,

Подай сочешок.

 

– текст.

– комм.: в Сочельник ходили, в канун Рождества.

 

Колядка

4.

Пришла Каледа

Накануне Рожества,

Мы ходили, искали

Каледу святую.

Мы нашли Каледу

У Иванова двора.

Иванов-то двор

Стоит на семи столбах.

Старушка-голубушка,

Подай сочешок.

 

– снач. текст.: пели в Сочельник.

– текст.

– комм.: «сочешок» – пекли сочни в Сочельник с картошкой.

 

Колядка

5.

О календарных обрядах и праздниках:

 

– в Крещение устраивали гулянье: пиво варили, по избам ходили в гости («у меня побыли, потом в другую избу – так и ходят»).

– церковь только в д. Мегрино. Священник воду не освящал. Исп. возили крестить в д. Пустынь Синеозерская.

 

Репортаж

6.

Господи, благослови.

 

– текст.

– комм.: исп. говорит так, когда встаёт утром и ложится спать.

 

Молитва

7.

Господу Богу не до порога.

 

– текст.

 

Поговорка

8.

Ангел мой, иди со мной, ты впереди, я за тобой.

 

– текст.

– комм.: «три раз скажу и пойду». Молитве этой «старушки» научили, которые старше исп.

 

Молитва в дорогу

9.

Святая вода на хороми, Христос в моём доме.

 

– снач. комм.: в Крещение берут святую воду и опрыскивают углы в доме.

– текст.

– комм.: исп. берет 3 веточки березы и начинает брызгать в доме, начиная с «пережнего» угла. Так опрыскивает все 4 угла, сходит на двор.

 

Приговор на Крещение

10.

О пастушеском и скотоводческом обряде:

 

– исп. держала корову в д. Герасимово. Когда привели новую корову в дом, то с ней управилась свекровь – она все знала.

– когда корову выпускают в первый день, то надо первые «три следочка» кинуть во двор, чтобы корова дома держалась.

– когда приводили новую корову, то хозяйка должна снять с себя пояс, положить его на земле, чтобы корова через него перешагнула.

– свекор исп. был пастухом. Когда он обходил корову на дворе, то за поясом у него был топор, который он «поторчил» над дверью в хлеву. При этом что-то говорил. Обходил в Егорий 6 мая. Утром рано обходил свою корову, а потом всех обходил на поле. С собой брали икону, пирог, яйцо и вербушки.

– хозяйка сама выпускала корову в первый раз. Брали для пастуха пирог, яйца, икону. В это время следочки кидали в хлев. Вербушку потом отдавали пастуху. Потом пастух все вербушки опускал в реку. Некоторые сами относили вербушки в воду.

– пастух в Егорий обходит стадо с иконой, пирогом или хлебом. Топор обязательно за поясом. Клали вербушки и пирог в блюдо или в решето. Слова произносит «сам про себя». Пастух обходил стадо 3 раза, каждый раз, как обходил, один из мужчин стрелял из ружья. «Три раз обойдет, три раз и выстрелит».

– повторно пастух может обходить стадо после Ильи. Но этот обход пастух делает в лесу, когда никто не видит.

– если корова стельная, то хозяева просили пастуха обойти ее дома отдельно.

– были чужие пастухи. Они питались «по очереди» во всех домах, где есть корова. Также было и с местными пастухами. Жили они в своем доме, а есть приходили в каждый дом по очереди. Хозяева готовили еду на обед пастуху с собой, чтобы он поел на пастбище.

– об инструментах пастуха исп. не знает.

 

Репортаж

11.

Господи, благослови.

 

– снач. комм.: «хоть чё делаешь, скажи да и всё».

– текст.

 

Молитва

12.

Крещёныя мылись, крещёныя мойтесь.

 

– снач. комм.: человек, который последним моется в бане, говорит.

– текст.

– комм: раньше говорили, что нельзя мыться в бане после 12 часов ночи.

 

Приговор в бане

13.

– на следующий день после мытья идут в баню мыть полы.

– воду из бани нельзя сразу выливать, потому что старые люди говорили, что «хозяин придёт помоетца». Поэтому воду выливали на следующий день.

– перед мытьем в бане снимали крест.

 

Репортаж

14.

О похоронно-поминальном обряде:

 

– у исп. давно уже приготовлена одежда на похороны. «Потому долго и живу».

– исп. хоронила брата в Татарии – там покойного в доме кладут ногами к углу с иконами, а головой к дверям – у них считается, что умерший смотрит на Бога. Здесь наоборот: ногами кладут к дверям, а головой в угол с иконами.

– раньше в гроб клали паклю – отрепи. Также могли укладывать дно гроба листьями от веников. Потом стелили «постелю», потом клали самого покойного.

– раньше на похоронах «причитывали».

– когда покойного выносят из дома, то все собравшиеся люди выходят «проводить». Потом остается в доме несколько человек, которые будут накрывать столы. Как гроб из дома вынесут, опрокидывают скамейку. На которой стоял гроб. Потом моют полы, ставят столы.  

– покойного в гробу «обкуривают» вересом. При этом читают молитву «Отче наш». Гроб обходят с вересом 3 раза против солнца.

– после выноса гроба из дома его ставят на улице на табуретки.

– по дороге на кладбище бросают еловые ветки – «Дорогу чтоб знал, куда придтить».

– могилу могли копать любые люди, «только не родные».

– до опускания гроба в могилу кидают деньги. Нужно также бросить по 3 горсти песка в могилу на гроб.

– в гробу на тело умершего посыпают песком в форме креста.

– деревянный крест ставят в могилу в ноги.

– в п. Чагода если не правильно кладут гроб в могилу, то говорят «Всю жизнь воду будет пить» – кладут против течения реки.

– в левую руку покойному кладут «подорожный носовой платок». Считается, что покойный утром встречает солнце (смотрит на него), молится и крестится правой рукой. Поэтому платок кладут в левую руку.

– на кладбище в похороны поминают, потом идут домой, садятся за столы. Людей с кладбища встречают на улице с водой и полотенцем, чтобы все помыли руки.

 

Репортаж

15.

Был да нету, был да нету, нету и не нады, да земля была – в землю ушла, все страсти и ужасти с собой унесла.

 

– снач. комм.: чтобы не бояться покойника, кричат в трубу.

– текст.

 

Выкрик в трубу

16.

Был да нету, нету и не нады, земля была. В землю ушла, все страсти и ужасти с собой унесла.

 

– текст.

 

Выкрик в трубу

17.

О похоронно-поминальном обряде:

 

– на следующий день после похорон идут на кладбище – «завтрак носят». Приходят на могилу и «крошат чего-нибудь».

– следующие поминальные дни – Девятины, Полусорочины, Сорочины.

– накануне поминальных дней не поминают. Душу на поминки в дом приглашают в Сорочины: «тут уж старушка кака-нить приглашает, она уж знает, чё сказать».

 

Репортаж

18.

Подуйте ветры буйныи,

Откройси гробова доска,

Вот приходи (имярек)

Сёдни на свой праздничёк.

И приглашай всех родных и близких.

 

– текст.

– комм.: 3 раза нужно сказать. Ставят стопку с хлебом.

 

Поминальный причет – звать душу

19.

О похоронно-поминальном обряде:

 

– душу дома не встречают.

– в 11.45 в Сорочины все идут на улицу – провожать усопшего. С собой берут все, что было наложено для умершего. Если навстречу кто-то попадется, то этому человеку нужно дать стопку – помянуть. Если никто не попался, то содержимое стопки и угощение в левую сторону выливают и выбрасывают.

– для усопшего баню не топят.

– до 40-го дня для покойного стоит тарелка с угощением. Если вино высыхало в стопке, то подливали новое только в 40-й день.

– никто не видел, как душа приходит. «Враг» приходит к тем, кто «плачет да шалевает».

 

Репортаж

20.

О домовом:

 

– рассказ из жизни о том, как девушки ночевали в лесу в стану. С ними ночевал маленький «дедушко». Он сказал им: «Я тут живу».

 

Репортаж

21.

Баю, баюшки, баю,

Не ложися на краю.

Придёт серенькой волчок,

Тебе схватит за бочок.

 

– текст.

– комм.: «это и теперь [поют]».

 

Колыбельная

22.

Баю, баюшки, баю,

Жил-был барин на краю.

Он не беден, не богат.

У ево много ребят.

У ево много ребят,

Все по лавочкам сидят.

Все по лавочкам сидят,

Кашу маслену едят.

Каша масленая,

Ложка крашеная.

Ложка гнётцы,

Нос тресётцы,

Сердце радуетцы.

 

– текст.

 

Колыбельная

23.

Дорожка, дорожка, дорожка Танешки.

 

– снач. комм.: чтобы ребенок лучше ходил, перед ним секли ножиком по полу.

– текст.

– комм: рассказ о том, как перед девочкой засекали ножиком, и она пошла сама. Пересекли 3 раза.

– повтор текста.

 

Репортаж

24.

Мышка, мышка, на тебе репный, дай мне костяной.

 

– снач. комм.: просят у мышки в замен на выпавший молочный зуб новый коренной зуб.

– текст.

– комм.: молочный зуб кидают на печку через голову.

– повтор текста.

 

Приговор на новый зуб

25.

О лечении, воспитании детей:

 

– если ребенок долго плачет или смеется и не может успокоиться, то его нужно помыть водой, пропущенной через дверную скобу.

– грыжу закусывают. При закусывании что-то говорят шёпотом.

– «щетинку» лечат шариком из ржаного теста: катали шарик по спине ребенка в бане – и «щетинка» выходила.

– раньше дети шили кукол.

 

Репортаж

26.

Дожжик, дожжик, перестань.

Я поеду в Ерестань,

Богу молитцы,

Христу поклонитцы.

Есть у Бога сирота

Открывает ворота,

Ключки-замочки,

Белые платочки.

 

– текст.

– комм.: «это всё прискакивали и кричали на улицы».

 

Выкрик на дождь

27.

Дожжик, дожжик, перестань.

Я поеду в Ерестань,

Богу молитцы,

Христу поклонитцы.

Есть у Бога сирота

Открывает ворота,

Ключки-замочки,

Беленьки платочки.

 

– текст.

– комм.: громко кричали до тех пор, пока дождь не перестанет.

 

Выкрик на дождь

28.

Солнышко, роспеки,
Красноё, роспеки,

Твои дети плачут,

На камушки скачут.

 

– текст.

 

Выкрик на солнце

29.

Дожик, лей, лей, лей

На меня и на людей.

На меня каплюшку,

На людей – кадушку.

 

– сна. комм.: когда дождь пойдет, кричали.

 

Выкрик на дождь

30.

Антошка, Антошка,

Набери лукошко.

С верхи верхам,

С перекатышкам.

 

– снач. комм: дети ходили в лес за ягодами или грибами, в лесу кидали корзинки, чтобы набрать целую. Могли кидать так, что ломали корзинки.

– текст.

– комм.: с «перекатышкам» – с бугром. Корзинку бросали и кричали. Потом примечали, как корзинка встанет: на дно – целую соберешь, на бок – половину соберешь.

 

Выкрик в лесу

Вологодская обл.,

Чагодощенский р-н.,

Первомайский с/с.,

п. Смердомский

23.07.2008

 

Зап.:

Каданцев А. Ф.

Глебкова М. Р.

Редькина Ю. А.

Козлова Т. Н.

 

Исп: Абраменков Виктор Семёнович, 1937 г. р., род. – д. Пучнино.

 

31.

О гармони:

 

– народ очень любит гармони. Исп. Играет на многих мероприятиях.

– мастер гармони: Почёлкин Иван Владимирович из д. Загорье, Ферапонтовский с\с, Кирилловский р-н. Гармонь сделана в нач. 60-х гг.

 

Репортаж

32.

«По деревне»:

 

– проба наигрыша.

– комм.: с этой игрой молодежь ходила по деревне с песнями. Пели и парни, и девушки.

– проба наигрыша.

– наигрыш.

– комм.: в Чагодощенском р-не играли «Русского», «Цыганочку», «Цыганского», «Семёновну», «Частушки».

 

Наигрыш на гармони под песни

33.

«Цыганочка»:

 

– наигрыш.

Наигрыш на гармони под пляску

34.

Вот спасибо, поиграли.

Я бы потомилася,
Сердце биться перестало,

Кровь остановилася.

 

– текст.

 

Частушка

35.

«Рекрутские» с частушками (тип «По деревне»):

 

Ой, скоро здесь-та меня не будет.

Скоро я не запою.

Ой, скоро здешнему-ту народу

До свиданьица скажу.

 

Ой, все цветочки-то василёчки

В сентебре повянете,

Ой, рекрута-то плохие были,

Девушки спомянете.

 

Ой, скоро сероё-то [нрзбр]

Придётца [нрзбр]

Ой, скоро милку-то чернобровую

Придётца забывать.

 

– снач. комм.: когда провожали ребят в армию, то ходили по деревне и пели частушки. Тот же наигрыш, что и «По деревне».

– наигрыш с напевом.

 

Наигрыш на гармони под песни с частушками

36.

«Цыганочка» с частушками:

 

Говорят, что я – цыганочка,

Цыганская потерь,

Цыгане ехали и бросили,

Вот шляюсь я теперь.

– наигрыш с напевом.

 

Наигрыш на гармони под песни с частушками

37.

«Семёновна» с частушками:

 

Эх, Семёновна, такая бойкая,

Увидишь милую да передай привет.

 

[Нрзбр] где колоситца рожь,

[Нрзбр] да на меня похож.

 

А на меня похож – [нрзбр] с челочкой,

А он не стал гулять старой девчоночкой.

– наигрыш с напевом.

 

Наигрыш на гармони под песни с частушками

38.

«Частушки» под девушек:

 

– наигрыш.

Наигрыш на гармони под песни девушек

39.

Теперь она забытая,

Гитарами забитая.

Кадриль наша русская,
Никому не нужная.

 

– текст.

 

Частушка

40.

«Русского» с частушками:

Говорят, что я старуха,

Я в старухи не гожусь.

Я от дедка и от [нрзбр]

Никогда не откажусь.

 

Говорят, что я старик,

Да ли всё не веритца,

[Нрзбр],

[Нрзбр] всё шевелитца.

 

А старик свою старуху

Променял на молодуху.

Это не лихачество,

А борьба за качество.

 

– наигрыш с напевом.

– комм.: «к каждому слову была песня, всё было на песни переведёно».

 

Наигрыш на гармони под пляску с частушками

41.

О плясках:

 

– пляски: «Семеновна», «Русского», «Кадриль» (плясали пара на пару). В Кадриль становилось много человек по парам. В пляске пели частушки. «Русского»  девушки в основном плясали вдвоем.

– в д. Марёно собирался народ из 3-х областей: Вологодской, Новгородской и Ленинградской. Там отмечали Петров день (12 июля). Собиралось много народа. Все сразу в пляску не совались, заказывали гармонисту, что для них сыграть. Когда на празднике было много гармонистов с гармошками, то в разных местах устраивались пляски.

 

 

42.

«Под драку» с частушками:

Поиграй, гармонь, под драку,

Скоро будем начинать.

 

Ты [нрзбр] играешь,

Где-нибудь [нрзбр].

Атамана навернули,

Полетел с дороги в лес.

 

– снач. комм.: игра такая же, как и «По деревне», «токо чаше».

– наигрыш с напевом.

 

Наигрыш на гармони под песни с частушками

43.

О календарных обрядах и праздниках:

 

– раньше на религиозные праздники собирался народ со всех близлежащих деревень.

– на праздники варили брагу, пиво. Можно было зайти в любой дом. Хозяева говорили: «Заходи, гостем будешь».

– между игрой новгородской, ленинградской и вологодской разница не большая.

 

Репортаж

44.

Наигрыш «под язык»:

 

– снач. комм.: исп. запоминал в уме «переборчик», а потом его языком «тарарыкаешь» и на гармонь переводишь.

– проба наигрыша.

– комм.: запоминали один какой-то небольшой мотив.

 

Наигрыш «под язык»

45.

О домашней утвари:

 

– в 1948 году в деревнях стала появляться алюминиевая посуда (блюда, чашки, вилки). Ездили в Ленинградскую область за посудой.

– продавали глиняную посуду. Раньше в деревнях делали глиняную посуду. Делали кустарно.

– продавали бельевые пуговицы, булавки.

 

Репортаж

46.

Наигрыш «под язык»:

 

– снач. комм.: двоюродный брат исп. очень хорошо «тарарыкал». Сложно запомнить какой-либо перебор, не заучив его «тарарыканием».

– наигрыш.

 

Репортаж

47.

О гармонях:

 

– в данной местности бытую гармони-хромки.

– у исп. есть гармонь, которая старше его по возрасту. Две гармони-хромки: 23х12 и 25х25. Есть гармонь «Нотка».

– «Кирилловская» гармонь – гармонь, сделанная не на фабрике, а отдельным мастером.

– мастеров в Чагодощенском районе не было.

 

Репортаж

48.

Наигрыш «Под песни» (По деревне)

 

– проба наигрыша.

– комм.: на этой гармони одна октава.

– наигрыш.

 

Наигрыш на гармони «Нотка»

49.

Об игре на гармони:

 

– игра под пляску девушек и ребят не отличается. Раньше «все скопом» не плясали.

– плясали по-одному, на пару.

 

Репортаж

50.

Выходи плясать на парочку,

Товарищ дорогой.

Я люблю твою походочку,

Качаешь головой.

 

– текст.

 

Частушка

51.

«Под пляску» с частушками:

Где мы, где мы не бывали,

Где мы не работали,

Под открытым небом спали,

[нрзбр]

 

– наигрыш с напевом.

 

Наигрыш на гармони «Нотка» с частушками

52.

О музыкальных инструментах:

 

– Назаренков Михаил Иванович – гармонист. В день окончания войны играл на гармони.

– раньше в Тихвине продавали гармони «Волжанка» с одним рядом для правой руки.

– после войны было мало гармоней. Если не было гармошек, то играли на сковородке, на противне, языком. Так играли женщины.

– в деревне гуслей не было. Первая гармонь на памяти исп. появилась в деревне в 1947 году.

– женщины играли «языком».

– рассказ о войне.

– были балалайки до гармоней. Играл на балалайке Нахратов Анатолий. 

– на балалайке играли под пляску, по деревне.

– женщины на балалайках играли.

 

Репортаж

53.

О календарных обрядах и праздниках:

 

– раньше ходили по деревне с гармошками.

– молодежь собиралась на гуляние каждый вечер. В советские годы ходили в клуб.

– гармонист шел впереди, а девушки партиями шли позади него, взявшись за руки. Ходили по деревне из конца в конец. В одном краю деревни играла одна гармонь, в другом краю – другая.

– молодежь из других деревень приходила на праздники. Были драки.

– деревенские праздники: Крещение (19 января), Тихвинская (9 июля), Соловецкие (10 октября).

– Рождество, Пасха и Троица – всемирные христианские праздники.

– Казанская – д. Волешница. Успеньё – д. Стуново.

– праздник гуляли 3 дня. Приглашали молодежь из других деревень. Местная молодежь договаривалась между собой, кто в какой день праздника будет угощать гостей. «На голодный желудок много не погуляешь».

– к празднику готовили пироги, брагу, пиво.

– на праздник приходили вечером, на следующий день гуляли и только к вечеру третьего дня уходили домой. Ночевали на сеновалах.

– в праздники песни пели, плясали. Если ребята не поладят друг с другом, то раздерутся. Драка могла быть в любой день праздника. В драках использовали палки, камни.

 

Репортаж

54.

О календарных обрядах и праздниках:

 

СВЯТКИ

– Святки длились с Рождества до Крещения.

– ходили колядовать, ряженые ходили.

 

Репортаж

55.

Каледа, Каледа,

Как ходила Каледа

По Ивановым дворам.

А Иванов-то двор

На семи столбах,

На семи верстах.

Иванова жена пироги пекла.

Выносила да всем по пирогу давала.

 

– текст.

– комм:  Коляду кричали на улице. Если хозяева потом пригласят в дом, то заходили.

 

Колядка

56.

О календарных обрядах и праздниках:

 

– с колядой ходили дети, их угощали. Специально рядились, чтобы хозяева не узнали.

– в Святки ходили ряженые, которые пугали. Также ходили «с блинам»: на сковородку клали подтаявший снег и мочальной кисточкой всех мазали на беседе. Одевались так, «кто как мог нарядитцы». «С блинами» могли прийти как девушки, так и ребята. Если приходили девушки, то больше «угощали блинами» ребят. Если приходили парни с блинами, то угощали ими девушек.

– рядились медведем: шубу выворачивали мехом наружу.

– от «блинов» на беседе старались спрятаться.

– игра: один садился с одного края скамейки, другой – с другого, между ними били ремнем по скамейке, поворачивались; если повернутся в одну сторону – заставляли целоваться.

– раньше в деревне стояли качели 5 м в высоту. Одновременно на ней могли кататься 12 человек. Парни катались даже в круговую. Катались на качелях летом, чтобы комары не кусали, и песни пели.

– зимой катались на санях. Масленицу раньше не делали.

– после жатвы приносили сноп домой.

– после войны устраивали колхозные праздники.

– сноп стоял в конторе колхоза. По домам не ставили.

 

Репортаж

57.

О святых местах, родниках:

 

– в Смердомле есть родник. «Вся деревня родником питается», т. к. там нет колодцев. Раньше денежки бросали в него.

– в д. Ушаково на всю деревню один родник, из которого люди берут воду.

– на берегу реки Смердомка также есть родник.

 

Репортаж

58.

Последний нынешний денёчик

Гуляю с вами я друзья.

А завтра рано чуть светочик

Заплачет вся моя семья.

А завтра рано чуть светочик

Заплачет вся моя семья.

 

Заплачут братья, мои сёстры,

Заплачет мать и мой отец.

Ешшо заплачет дорогая,

С которой три года гулял.

 

– снач. комм.: «это жо теперь забытая песня». Песня на проводы в армию. «Старая песня».

– наигрыш с напевом.

– комм.: длинная песня.

 

Наигрыш на гармони под песню с напевом

59.

О рекрутском обряде:

 

– собирали «вечер». Раньше в армию провожали всей деревней.

– собиралась на вечер вся деревенская молодежь: парни и девушки.

– пели песни «коротенькие» на проводах.

– рекрута не одевали по-особому.

– раньше в армию уходили в возрасте 19-20 лет.

 

Репортаж

60.

О местных названиях:

 

– были телеги. Чтобы больше вместилось на одну повозку, например, сена, прикрепляли решетки.

– зимой использовали дровни, сани.

– на голову лошади одевали уздечку, также были «подгарки», «обрать». На «подгарках» были прикреплены «шаркунки» (12 шт.) или «подгарки». Состав сбруи для лошади: хомут, дуга, седёлка, шлея, подпруга,  черезсидельник, муштук.

– телятам одевали колючий ошейник, чтобы он не сосал молоко из вымени.

 

Репортаж

 

61.

О скотоводческом обряде:

 

– когда в дом приводили новую корову, то приглашали специальных людей, которые совершали весь обряд, чтобы корова домой ходили, знала его.

– рассказ о том, как одна старушка помогла брату исп. с коровой, чтобы она знала свой новый дом.

 

Репортаж

62.

Хозяин, хозяюшка, примите скотину, милую животинку.

 

– текст.

– комм.: «никаких хитростей не знали». Были люди, которые знали, что делать. Прадед исп. умел кровь останавливать, обладал гипнозом.

 

Приговор на новый скот

63.

О скотоводческой и пастушеской обрядности:

 

– у пастухов были рожки. Делали из ивы трубочку, а рожок навивали из бересты.

– пастух играл на рожке только утром.

– рассказ из жизни: в деревне жил пастух, который за коровами в лес не ходил. Он поднимался на гору, садился на камень и играл в рожок. Утром коровы под его игру уходили на пастбище и вечером, как услышат его игру, возвращаются домой. У него был «обход».

– обходят коров в Егорий. На обход берут: фонарь, топор за поясом, решето с яйцами (вареные), иконой. Обходили 3 раза. Так обходили и дома, и общее стадо. Сначала утром обходил хозяин свою скотину, а потом «в обхожую» всё стадо обходил пастух.

– обходили стадо коров для того, чтобы «зверь не тронул».

– раньше говорили, если «обход хороший, то «медведь зайдет в стадо и не увидит скотину – не тронет».

– при обходе стреляли из ружей. Пастух делает круг вокруг стада, и мужчины стреляли, снова обойдет круг, снова стреляют. Так стреляют 3 раза.

 

Репортаж

         

 

Конец записи

Сост. реестра: Павлова К. В.

 

 

 <<< предыдущий

следующий >>>

399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 > 499
419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438
439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458
459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478
479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498