Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 34 >>> Чагодощенский район   

 

АФ 384

 

<<< предыдущий

 следующий >>>

299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 > 399
319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338
339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358
359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378
379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398

 

 

Вологодская обл.,

Чагодощенский р-н,

Лукинский с/с.,

д. Олисово

18.07.2008

 

Зап.:

Теленков И. С.

Лопатенко Н. М.

Сысоева М. А.

 

Исп: Коркко Александра Егоровна, 1923 г. р., зд.

 

01.

О себе:

 

– исп. местная. Родители местные. Отец с д. Мелово, мать – д. Брусничкино.

– «всю жизь» прожила в этой деревне.

 

Репортаж

02.

О праздниках:

 

– главные праздники в д. Олисово – «Казанская». Праздновали два раза в год: 22 числа (летом. По православному календарю 21 июля – прим. Павлова К. В.) и 4 ноября.

– в д. Олисово стояла часовня в честь Казанской иконы Божьей Матери. Перевезена в п. Чагоду.

 

Репортаж

03.

О святых местах, о церквях:

 

– раньше говорили, что «когда-то шла Литва» по этой местности. Когда в советские годы копали хранилище под картошку, в земле нашли много «косья́».

– около часовни стояла большая ель. Потом она засохла.

– «когда-то ра́не говорили или в библии, или где-то», что когда-то была «Литва», и они здесь «покончили с жизнью».

– на месте часовни теперь стоит крест. Рядом с этим местом я росла ель.

– в часовне проходили службы на Казанскую (два раза) и на Пасху – «приезжали попы».

– главная церковь была в Лукинском. Потом ее «нарушили», и люди на службы ездили в Покровское.

– жители разобрали «боженёк» (иконы – прим. Павлова К. В.) по домам, в часовне сделали клуб. Исп. тогда была маленькая. Дети боялись ходить в этот клуб: там жила птичка. Дети говорили: «Это Бо́женька летает».

 

Репортаж

04.

О праздниках:

 

– на праздник Казанской родственники со всех отдаленных мест приезжали в д. Олисово. Служба проходила в часовне. Когда своего священника не было, то приезжал священник из других мест. В последний раз специально приглашали священника из Устюжны.

 

Репортаж

05.

Об окказиональных обрядах:

 

– была «засу́ха», горело болото. Тогда стали «Бо́женьку» не признавать – убивать. Торф горит с сильным дымом, что в деревне «воздуха нет». Старые «бабки» решили отправить одного мужчину за священником, он не поспорил. Священник приехал. Люди собрались у «церквы» (часовни – прим. Павлова К. В.). в часовне «бо́женёк» уже не было. Только одна женщина из дома принесла две иконы – в честь Казанской и «Креститель». Через час пошел дождь, который продлился неделю, и потушил весь пожар. После пожара до сих пор сохранились воронки – так сильно выгорело болото.

 

Репортаж

06.

О праздниках:

 

– обе Казанские – это «годовые» праздники в д. Олисово. На них с разных мест приезжали родственники, которые могли. Пожилые родственники  оставались жить «подо́ле», а «рабочие» родственники - 2 дня.

– пива́ варили в печи в горшках. У исп. горшки по 1,5 ведра. Солод делали свой.

– праздновали 3 дня. Каждый день собирали стол. Исп. думает, что Казанская раз 2 раза в год – то это «Заветный» праздник.

– в соседней деревне (д. Сиротово – прим. РФ 08-5-137 Сысоевой М. А.) был свой праздник – Спас – Успеньё. Там была маленькая церквушка. Ее «свалили» в войну. Туда также поп приезжал.

 

Репортаж

07.

Об окказиональных обрядах:

 

– председатель был неверующий. Пожар был очень сильный, боялись, что пожар через поля ржи перейдет на деревню, и вся деревня сгорит. Жители у председателя попросили: «Привези попа», он согласился и отправил человека за священником.

 

Репортаж

08.

О разном:

 

– болото в Лукинском с\с продолжается в Тверской области. Люди часто плутали по этому болоту, даже уходили в Тверскую область.

– в лесу в середине 20-го века в направлении Тверской и Новгородской  области стоял «трехземельный столо́б», от которого в разные стороны шли три лесные дороги-просеки.

 

Репортаж:

09.

О праздниках:

 

УГОЩЕНИЕ

– «у ково́ чево́ есь, то и кушали». Пироги пекли. Пиво варили только на праздник.

ПРАЗДНИК

– во время праздника играли гармошки. Люди ходили друг к другу в гости. Дядя исп. из д. Анишино, когда на праздниках выпивал, «закувыривался», «подкапывался».

– за одним столом сидели и старые, и молодые. Молодёжь уходила на гуляние. «И у стариков гармошки-то были тоже».

 

Репортаж

10.

О музыкальных инструментах и об игре на них:

 

ГАРМОШКИ

– у родственника исп. была маленькая гармошка «свистулька какая-то». У ребят были «Хромки».

– «Минорка» – маленькая гармошка. У Трофимова была такая гармошка – «маленькая красненькая».

– скорее всего гармошки были ручной работы. Исп. точно не уверена.

– были наигрыши «под пляску» - «по́-просту». Играли на обычных гармошках. А под танцы играли на больших заводских гармонях.

– на старинных гармонях играли «под пляску» и «под песни». Ходили по деревне с песнями. Игра «под пляску» и «под песни» была та же, только «под песни» была «дли́нне», «протяжнее».

– песни (частушки – прим. Павлова К. В.) под гармонь, когда шли по деревне, «тянули».

 

Репортаж

11.

Дорогой ты, дорогой,

Любовь неверная с тобой.

Потому неверная:

Ты богач, я бедная.

 

– снач. комм.: частушка «по деревне».

– напев.

– комм: «протяжно» пели.

– наигрыша «Завидовка» здесь не было.

 

Частушка

 

12.

О плясках:

 

–  была пляска на восемь человек и пляска на четыре человека. Стоят по парам (парень-девушка) 4 пары – на восьмерых, 2 пары – на четверых.

ОПИСАНИЕ ПЛЯСКИ

– пляска на 8 человек: стоят 4 пары напротив друг друга. Сначала идут в центр плясать 4 мужчины «с песням». «Песни поют и припля́сываютца». Затем возвращаются к своим девушкам. Потом идут в круг плясать девушки.

– в пляске, когда звучит частушка, не пляшут. «Когда пляшут, не поют».

– когда пляшут 2 пары, то стоят друг напротив друга. Когда пляшут 4 пары, стоят пара напротив пары.

 

Репортаж

13.

О музыкальных инструментах:

 

–   балалайки были. Существовали «еще до на́шево века».

– гитар не было.

– в д. Олисово у 3 парней были балалайки. На балалайках играли только ребята, девушки не играли.

– гуслей не было. Исп. не помнит, чтобы у кого-то были.

 

Репортаж

14.

О праздниках:

 

– «Креститель» – 22 января, а Крещение – 19 января. До сих пор празднуют. Считается «деревенским» праздником.

– совместно с д. Олисово «Казанскую» и «Крестителя» отмечали еще две деревни.

– только одна соседняя деревня (д. Сиротово – прим. РФ 08-5-137 Сысоева М. А.) отмечала свой отдельный праздник «Успеньё». Рядом с прогоном стояла церквушка. Священник приезжал в этот праздник и окроплял святой водой скот (лошадей и коров), которых прогоняли рядом с часовней. Это было в августе.

– Пасха – праздник, который отмечали везде. «Это уж векове́шный праздник». Приезжали близкие родственники. 

– в праздник «Успеньё» священник стоял около церквушки, а коров и коней прогоняли рядом, и священник их окроплял святой водой. На конях сидели хозяева, а коров гнали стадом.

 

Репортаж

15.

О пастушеской и скотоводческой обрядности:

 

– в «Его́рей» обходили скотину с иконой. Икона «Его́рея» была больших размеров и хранилась у одной женщины в деревне.

– в Егорий коров выгоняли в первый раз.

– у настоящего пастуха был «обход». «Без обхода коров не опасёшь». У него есть книжка, в которой записан «обход».

– польза «обхода» в том, что если коров оставить одних, то они «друг от дружки не отойдут», а будут держать вместе. Потому что пастух обошёл кругом все стадо.

– женщины не обходят, только мужчины.

– пастух обходит стадо «встречь солнца», а «куды́ это девают – не знаю» («обход» – прим. Павлова К. В.). Пастух обходит стадо против часовой стрелки со словами, которые он запомнил или читал по книжке. Пастух обходит стадо три раза, за поясом у него топор.

– дома обходят скотину с иконой Егория и яйцом на тарелке. Тарелка не должна быть «пустая». Также обходят «встречь солнца».

– когда был пастух «излега́вистой», которому «Боженьки не надо», дак у него все коровы разбегались – «хоть за хвост лови». Он пас коров без «обхода».

– у кого-то «обход» брали. В д. Олисово такого человека не было.

– каждая хозяйка дома на дворе обходила свою корову с иконой, тарелкой с двумя яйцами (одно сырое, другое варёное) и хлебом. Сырое яйцо должно быть «с кровью», то есть первое яйцо, которое снесет курица. Это яйцо опускали в воду, где поглубже. Говорят, что так у коровы молоко не убывает. Клали так, чтобы его никто не нашел. В д. Олисово яйца носили в родник. Варёное яйцо разрезали и съедали семьей. Хлеб скармливали скоту – каждому животному давали кусочек от этого хлеба.

– в Егорий утром в каждом доме сначала обходили свою корову, а потом на пастбище пастух обходил все стадо.

– икону Егория после обхода снова ставили на «божницу».

– ломали прут для первого выгона («лозиночка»), который после обхода коровы во дворе втыкали в двери с внутренней стороны. Это «лозиночка» находилась там до конца выпаса – до осени. Так нужно делать каждый год. Брали веточку из веника, который еще не был «в ходу». Веточка должна быть с листьями.

 – «с лозино́й» за коров не нужно бегать. Она своё место знает.

– также на тарелку для обхода дома клали веточку вербы, принесенную в Вербное воскресение. А если не было, то ходили за свежей. Веточку втыкали в дверь.

– дома свою корову обходила женщина.

– накануне Егория топили баню, мылись в ней. А утром обходили скотину. «Грязным не надо».

– босиком нельзя выгонять коров. Пастух таких людей прогонял, не разрешал им. Про платки исп. не знает, так как раньше все женщины ходили в платках.

– история об одном пастухе, как он собирал коров. Они паслись без него. Ко времени сбора он крикнул 3 раза: «Э-э-э!», и все коровы собрались. 

– у пастуха была деревянная дудка «протяжная», «как свистулька, только протяжная». Берестяного раструба у нее не было. Звук у дудки был «с визгом». Пастух дудкой собирал коров.

– пастух утром сообщал, что нужно коров выгонять – играл в дудку или просто кричал. На доске не играли.

 

Репортаж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16.

Коров! Коров! Коров выгоня́йте!

 

– снач. комм.: пастух шел по деревне и кричал, чтобы хозяйки выпускали коров.

– выкрик.

– комм.: как пастух пройдет по деревне, хозяйки начинали выпускать коров.

 

Выкрик на выгон коров

17.

О пастушеской обрядности:

 

– пастух пас «по чередам» – по очереди.

– с пастухом какой-нибудь из мужиков заключал договор, где они устанавливали цену за выпас каждой коровы. Если две коровы, то хозяева платят пастуху за две коровы. Платили деньгами. У кого денег не было, расплачивались хлебом.

– пасли коров с Егория до Покрова. В Покров хозяйки дома снова обходили своих коров. Коров закармливали: брали целый хлеб, горбок отрезали – он не нужен, и весь хлеб делили между коровами. «Корки» не давали. Мама исп. говорила, что корку нельзя давать. В угол хлева клали яйцо и хлеб с приговором.

– закармливали либо хлебом в буханках, либо сами пекли ватрушки.

 

Репортаж

18.

Дворовой хозяин, дворовая хозяюшка с малым детушкам. Я вас дарую вот хлебцем и пивцом. А вы береги́тя мою скотинушку и да́руйтя меня теляткам.

 

– снач. комм.: пиво должно быть не пробованное. Если не пиво, то вода – но тоже не тронутая.

– текст.

– комм.: так говорят в Покров, когда хозяйка приходила закармливать корову. В угол хозяйка клала хлеб и яйцо, с которыми обходили. Прятали от куриц, чтобы они не съели.

– для закармливания ватрушку пекли с картошкой. Ее прятали. 

 

Приговор домовому на закармливание скота

19.

Я вас со всево́ веника, а вы с поля со всем молоком.

 

– снач. комм.: когда выпускали скот со двора, открывали двери настежь, хозяйка в одну руку брала сухой веник, в другую – ковшик с водой. Когда коровы начинают выходить, их опрыскивать. И говорить слова.

– текст.

– комм.: мама рассказала. Что у людей исп. не знает.

– говорили три раза, также три раза прыскали водой.

– повтор текста.

– когда выгоняешь, то говоришь в начале «Дворовой хозяин батюшка». А когда с поля, то «Полевой хозяин батюшка».

 

Приговор на выпуск коров со двора

20.

О домовых:

 

– есть дворовой хозяин, есть полевой хозяин. Кто они такие, «Бог ево́ знает». «Нам Бо́женька не́ дал узнать».

– в каждом месте есть свой хозяин. В лесу – лесовой. Он «всем нам заведует». «Где в жизни чово́ есь, положено по жизни, там и хозяин». В доме есть хозяин.

 

Репортаж

21.

Об обрядах в новом доме:

 

– когда переезжали в новый дом, то брали с собой кошку. Мать исп. говорила: «Пехни́ вперед кошку».

– «Кто вперёд идёт, тот вперёд умрёт».

– когда родители исп. заходили в новый дом, то отец держал «петуна́» (петух – прим. Павлова К. В.), а мать – кошку. Отец пустил первого в избу петуха, который забился в угол и спрятал голову под крыло. А мать выпустила кошку, которая всю первую ночь бегала по дому. После этого отец прожил не долго, а мать много прожила. Примечали, как животные себя ведут при новоселье, так и люди, выпустившие их, будут жить.

 

Репортаж

 

 

Поговорка

 

 

 

Примета

22.

О семье:

 

– отец был ранен в ногу в Гражданскую войну (осколок так и остался в ноге). Потом началось заражение, и отец умер.

– у родителей трое детей. Исп. – старшая дочь с 1923 года. В 1925 году родилась вторая дочь, и в 1929 году третья.

 

Репортаж

23.

Домовой хозяин, домова́ хозяюшка с малым детушкам…

 

– текст.

– повтор.

– комм.: так говорили, когда переходили в новый дом.

Вы поделились, и мы поделились.

– продолжение текста.

– повтор.

– комм.: эти слова говорили в конце.

– повтор.

 

Приговор в новый дом

24.

Ба́енный хозяин, ба́енна хозяйка с малым детушкам, давайте помогайте мне.

 

– снач. комм.: в бане тоже есть хозяин.

– текст.

– комм.: так говорят каждый раз, как приходят баню топить.

 

Приговор в бане

25.

О домовых:

 

– в лесу есть хозяин. Когда идешь в лес за ягодами или грибами, то тоже надо что-то говорить.

– рассказ из жизни о том, как исп. заблудилась в лесу и по солнцу вышла.

– сын исп. родился в 1949 году, а дочь в 1952 году.

 

Репортаж

26.

О глиняной посуде:

 

– у исп. раньше было много горшков.

– «кри́ночки» были красного цвета, горшки были черные. Они были сделаны из глины.

«Не Боги горшки делают, тот же народ»

– мастера местного не было. Горшки возили из Устюжны.

– «кри́нки» внутри были как «облито́е». В них топили молоко в печах. Горшки были черные. Крышек у «кри́нок» не было. «Кри́нки» внутри были блестящие. По объему они были литровые. Внизу они были широкие, а горлышко было длинное и узкое. «Кри́нка» с «пле́чикам», потому что у нее длинное и узкое горлышко.

– были умывальники глиняные. У них были ручки, в которые продевали веревку, а также рыльце.

 

Репортаж

 

 

 

Поговорка

27.

О святых местах, о церкви, о вере:

 

– исп. один раз ходила обедать в п. Чагоде к часовне в честь Казанской иконы Божьей Матери, которую перевезли из д. Олисово. Одна женщина ее упрекнула. На что исп. ответила: «Я с Казанской пришла обедать». Исп. на носовой платок отложила еды для Казанской, помолилась. Женщину пригласила отобедать вместе с ней. А так же под уголок положила копеечки.

– «Казанская у нас всегда нас спасала». Когда на душе тяжело, исп. говорит: «Господи, помоги. Дай ты, Господи. Дай ты мне, Господи, Господи. Ты терпел, и нам надо как-то протерпеть».

– «Бог терпел, и нам велел».

– «Спасает нас Господь, дураков».

 

Репортаж

 

 

 

 

 

 

Молитвенный приговор

 

Поговорка

28.

Господь Милостливый, сын Божий, Казанская матушка, Николай Чудотворец батюшко, Мать Пресвятая Богородица. Встаю я Александра, благословясь, иду перекрестясь.

 

– снач. комм.: исп. «по́просту» просит помощи у Бога.

– текст.

– комм.: исп. утром читает после умывания.

 

Молитва утренняя

29.

Ложусь, крешусь, крест с собой, крест перед собой. Мать Пресвятая Богородица, ложись спать со мной.

 

– текст.

– комм.: исп. ложиться спать и говорит эти слова.

– повтор.

Дай, Господи, мне уснуть, а утром проснуться.

 

Молитва вечерняя на сон

30.

Господь Милостливый, сын Божий, спаси и сохрани, где бы они ни были и что бы ни делали.

 

– снач. комм.: исп. так говорит, когда провожает родственников в дорогу.

– текст.

– комм.: в конце текста молитвы называет имена родственников.

– «как бы не сказала, но я от души говорила-то». Для Бога не важно, какими словами ты к нему обращаешься, главное, чтобы они шли от души.

– «Не было бы Бога, и нас, дураков, не было»

 

Молитва на выход из дома

 

 

 

 

 

 

 

Поговорка

31.

О календарных обрядах и праздниках:

 

СВЯТКИ

– в Святки ряженые ходили.

– делали «светлые вечера» – гуляния детей и молодежи в период Святок. Собирались без угощения.

– рядились парнем, стариком (борода, корзинка). Лицо закрывали: платком, сеткой. Парнем рядились в новую одежду: брали мужскую одежду.

– когда ряженые приходят, сначала никто не узнает, кто пришел. Потом открывались. Ряженые не разговаривали, больше плясали.

– «светлые вечера» в Новый год.

– страшно не наряжались.

– в животных одевались, они всех хватали и «тискали». Другого ряженого заставляли целовать.

– ряженые ходили не только в дом, где молодёжь собиралась на «светлые вечера», но ходили по другим домам к знакомым. Там их угощали.

– ряженые заходили в дом, кланялись, потом плясали и пели – поздравляли. А в конце открывались. Хозяева могли их пригласить за стол и так отпустить.

– ряженые по домам ходят только в Рождество. А в сам период Святок – только на гуляния к молодежи.

БЕСЕДЫ

– беседы устраивались каждый вечер в новой избе, где жили девушки: «сегодня у меня, а завтра у тебя». Беседы устраивали в будние дни. Светлые вечера – «совсем другое», здесь гуляние было.

 

Репортаж

32.

О вере, святых местах, о церкви:

 

– исп. с подругой, когда еще были детьми, пошли в клуб на гуляние. Клуб был сделан в часовне после того, как оттуда люди унесли «бо́женёк». Девочки заметили, что под потолком, где было светло от керосиновых ламп, бились две птички. Исп. тогда сказала: «Это Бо́женьки оба». И ушли.

– люди говорили, что когда по этой местности когда-то шли враги и убивали всех подряд, то на этом месте Казанская их ослепила. Когда здесь рыли хранилище под картошку, то нашли много костей.

 

Репортаж

 

 

 

 

 

Легенда

33.

О молодежных гуляниях, беседах:

 

– вечера были только в Святки.

– на беседах работали: пряли. Исп. ходила на беседы до тех пор, пока замуж не вышла. Исп. вышла замуж в 1948 году в Покров, беседы еще устраивали. Муж исп. был родом с хутора Терем. Там было всего 10 домов.

– парни приходили на беседы. Плясали в 8, в 4.

 

Репортаж

34.

О свадьбе:

 

– на сватовство к исп. приходил дядя жениха.

– исп. у парней была как друг, они к ней ходили советоваться, доверяли ей, потому что она никогда не болтала.

 

Репортаж

35.

Игра «КОРОНУШКИ»

 

– играли в «корону́шки» - по типу пряток. Один «ткнётце», «закро́етце», а «нас – вся артель – коро́нимся, хто где». Когда все спрячутся, кто-то кричал: «Шур!». Это было сигналом для водящего, что можно идти искать. «Если кто вперёд забежит, ему опять снова надо. Он не успел, а хто-то выскочил (ведь много нас), хто-то выскочил, «Чур!» кричит на этом [месте]. Ему опять кокова́ть». «Он ткнётце опять. Другому-то некак не быть [водящим], потому што только думает: вышел, отвернулся, а хто-то в это времё подбежал к тому [месту], где он был-то» – и человек снова водит. Так этот человек будет водящим до тех пор, пока «палочка-выручалочка» не появится: человек, кто его «зару́чит» – заменит его, будет новым водящим.

– так играли летом на улице. 

Игра  

 

 

 

 

 

Продолжение см. 385

 Конец записи.

Сост. реестра: Павлова К. В.

 

<<< предыдущий

 следующий >>>

299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 > 399
319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338
339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358
359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378
379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398