Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
АФ 384 |
|
||||
|
|
299 | 300 | 301 | 302 | 303 | 304 | 305 | 306 | 307 | 308 | 309 | 310 | 311 | 312 | 313 | 314 | 315 | 316 | 317 | 318 | > 399 |
319 | 320 | 321 | 322 | 323 | 324 | 325 | 326 | 327 | 328 | 329 | 330 | 331 | 332 | 333 | 334 | 335 | 336 | 337 | 338 | |
339 | 340 | 341 | 342 | 343 | 344 | 345 | 346 | 347 | 348 | 349 | 350 | 351 | 352 | 353 | 354 | 355 | 356 | 357 | 358 | |
359 | 360 | 361 | 362 | 363 | 364 | 365 | 366 | 367 | 368 | 369 | 370 | 371 | 372 | 373 | 374 | 375 | 376 | 377 | 378 | |
379 | 380 | 381 | 382 | 383 | 384 | 385 | 386 | 387 | 388 | 389 | 390 | 391 | 392 | 393 | 394 | 395 | 396 | 397 | 398 |
Вологодская обл., Чагодощенский р-н, Лукинский с/с., д. Олисово 18.07.2008 |
|
Зап.: Теленков И. С. Лопатенко Н. М. Сысоева М. А. |
||
Исп: Коркко Александра Егоровна, 1923 г. р., зд.
|
||||
01. |
О себе:
– исп. местная. Родители местные. Отец с д. Мелово, мать – д. Брусничкино. – «всю жизь» прожила в этой деревне.
|
Репортаж |
||
02. |
О праздниках:
– главные праздники в д. Олисово – «Казанская». Праздновали два раза в год: 22 числа (летом. По православному календарю 21 июля – прим. Павлова К. В.) и 4 ноября. – в д. Олисово стояла часовня в честь Казанской иконы Божьей Матери. Перевезена в п. Чагоду.
|
Репортаж |
||
03. |
О святых местах, о церквях:
– раньше говорили, что «когда-то шла Литва» по этой местности. Когда в советские годы копали хранилище под картошку, в земле нашли много «косья́». – около часовни стояла большая ель. Потом она засохла. – «когда-то ра́не говорили или в библии, или где-то», что когда-то была «Литва», и они здесь «покончили с жизнью». – на месте часовни теперь стоит крест. Рядом с этим местом я росла ель. – в часовне проходили службы на Казанскую (два раза) и на Пасху – «приезжали попы». – главная церковь была в Лукинском. Потом ее «нарушили», и люди на службы ездили в Покровское. – жители разобрали «боженёк» (иконы – прим. Павлова К. В.) по домам, в часовне сделали клуб. Исп. тогда была маленькая. Дети боялись ходить в этот клуб: там жила птичка. Дети говорили: «Это Бо́женька летает».
|
Репортаж |
||
04. |
О праздниках:
– на праздник Казанской родственники со всех отдаленных мест приезжали в д. Олисово. Служба проходила в часовне. Когда своего священника не было, то приезжал священник из других мест. В последний раз специально приглашали священника из Устюжны.
|
Репортаж |
||
05. |
Об окказиональных обрядах:
– была «засу́ха», горело болото. Тогда стали «Бо́женьку» не признавать – убивать. Торф горит с сильным дымом, что в деревне «воздуха нет». Старые «бабки» решили отправить одного мужчину за священником, он не поспорил. Священник приехал. Люди собрались у «церквы» (часовни – прим. Павлова К. В.). в часовне «бо́женёк» уже не было. Только одна женщина из дома принесла две иконы – в честь Казанской и «Креститель». Через час пошел дождь, который продлился неделю, и потушил весь пожар. После пожара до сих пор сохранились воронки – так сильно выгорело болото.
|
Репортаж |
||
06. |
О праздниках:
– обе Казанские – это «годовые» праздники в д. Олисово. На них с разных мест приезжали родственники, которые могли. Пожилые родственники оставались жить «подо́ле», а «рабочие» родственники - 2 дня. – пива́ варили в печи в горшках. У исп. горшки по 1,5 ведра. Солод делали свой. – праздновали 3 дня. Каждый день собирали стол. Исп. думает, что Казанская раз 2 раза в год – то это «Заветный» праздник. – в соседней деревне (д. Сиротово – прим. РФ 08-5-137 Сысоевой М. А.) был свой праздник – Спас – Успеньё. Там была маленькая церквушка. Ее «свалили» в войну. Туда также поп приезжал.
|
Репортаж |
||
07. |
Об окказиональных обрядах:
– председатель был неверующий. Пожар был очень сильный, боялись, что пожар через поля ржи перейдет на деревню, и вся деревня сгорит. Жители у председателя попросили: «Привези попа», он согласился и отправил человека за священником.
|
Репортаж |
||
08. |
О разном:
– болото в Лукинском с\с продолжается в Тверской области. Люди часто плутали по этому болоту, даже уходили в Тверскую область. – в лесу в середине 20-го века в направлении Тверской и Новгородской области стоял «трехземельный столо́б», от которого в разные стороны шли три лесные дороги-просеки.
|
Репортаж: |
||
09. |
О праздниках:
УГОЩЕНИЕ – «у ково́ чево́ есь, то и кушали». Пироги пекли. Пиво варили только на праздник. ПРАЗДНИК – во время праздника играли гармошки. Люди ходили друг к другу в гости. Дядя исп. из д. Анишино, когда на праздниках выпивал, «закувыривался», «подкапывался». – за одним столом сидели и старые, и молодые. Молодёжь уходила на гуляние. «И у стариков гармошки-то были тоже».
|
Репортаж |
||
10. |
О музыкальных инструментах и об игре на них:
ГАРМОШКИ – у родственника исп. была маленькая гармошка «свистулька какая-то». У ребят были «Хромки». – «Минорка» – маленькая гармошка. У Трофимова была такая гармошка – «маленькая красненькая». – скорее всего гармошки были ручной работы. Исп. точно не уверена. – были наигрыши «под пляску» - «по́-просту». Играли на обычных гармошках. А под танцы играли на больших заводских гармонях. – на старинных гармонях играли «под пляску» и «под песни». Ходили по деревне с песнями. Игра «под пляску» и «под песни» была та же, только «под песни» была «дли́нне», «протяжнее». – песни (частушки – прим. Павлова К. В.) под гармонь, когда шли по деревне, «тянули».
|
Репортаж |
||
11. |
Дорогой ты, дорогой, Любовь неверная с тобой. Потому неверная: Ты богач, я бедная.
– снач. комм.: частушка «по деревне». – напев. – комм: «протяжно» пели. – наигрыша «Завидовка» здесь не было.
|
Частушка
|
||
12. |
О плясках:
– была пляска на восемь человек и пляска на четыре человека. Стоят по парам (парень-девушка) 4 пары – на восьмерых, 2 пары – на четверых. ОПИСАНИЕ ПЛЯСКИ – пляска на 8 человек: стоят 4 пары напротив друг друга. Сначала идут в центр плясать 4 мужчины «с песням». «Песни поют и припля́сываютца». Затем возвращаются к своим девушкам. Потом идут в круг плясать девушки. – в пляске, когда звучит частушка, не пляшут. «Когда пляшут, не поют». – когда пляшут 2 пары, то стоят друг напротив друга. Когда пляшут 4 пары, стоят пара напротив пары.
|
Репортаж |
||
13. |
О музыкальных инструментах:
– балалайки были. Существовали «еще до на́шево века». – гитар не было. – в д. Олисово у 3 парней были балалайки. На балалайках играли только ребята, девушки не играли. – гуслей не было. Исп. не помнит, чтобы у кого-то были.
|
Репортаж |
||
14. |
О праздниках:
– «Креститель» – 22 января, а Крещение – 19 января. До сих пор празднуют. Считается «деревенским» праздником. – совместно с д. Олисово «Казанскую» и «Крестителя» отмечали еще две деревни. – только одна соседняя деревня (д. Сиротово – прим. РФ 08-5-137 Сысоева М. А.) отмечала свой отдельный праздник «Успеньё». Рядом с прогоном стояла церквушка. Священник приезжал в этот праздник и окроплял святой водой скот (лошадей и коров), которых прогоняли рядом с часовней. Это было в августе. – Пасха – праздник, который отмечали везде. «Это уж векове́шный праздник». Приезжали близкие родственники. – в праздник «Успеньё» священник стоял около церквушки, а коров и коней прогоняли рядом, и священник их окроплял святой водой. На конях сидели хозяева, а коров гнали стадом.
|
Репортаж |
||
15. |
О пастушеской и скотоводческой обрядности:
– в «Его́рей» обходили скотину с иконой. Икона «Его́рея» была больших размеров и хранилась у одной женщины в деревне. – в Егорий коров выгоняли в первый раз. – у настоящего пастуха был «обход». «Без обхода коров не опасёшь». У него есть книжка, в которой записан «обход». – польза «обхода» в том, что если коров оставить одних, то они «друг от дружки не отойдут», а будут держать вместе. Потому что пастух обошёл кругом все стадо. – женщины не обходят, только мужчины. – пастух обходит стадо «встречь солнца», а «куды́ это девают – не знаю» («обход» – прим. Павлова К. В.). Пастух обходит стадо против часовой стрелки со словами, которые он запомнил или читал по книжке. Пастух обходит стадо три раза, за поясом у него топор. – дома обходят скотину с иконой Егория и яйцом на тарелке. Тарелка не должна быть «пустая». Также обходят «встречь солнца». – когда был пастух «излега́вистой», которому «Боженьки не надо», дак у него все коровы разбегались – «хоть за хвост лови». Он пас коров без «обхода». – у кого-то «обход» брали. В д. Олисово такого человека не было. – каждая хозяйка дома на дворе обходила свою корову с иконой, тарелкой с двумя яйцами (одно сырое, другое варёное) и хлебом. Сырое яйцо должно быть «с кровью», то есть первое яйцо, которое снесет курица. Это яйцо опускали в воду, где поглубже. Говорят, что так у коровы молоко не убывает. Клали так, чтобы его никто не нашел. В д. Олисово яйца носили в родник. Варёное яйцо разрезали и съедали семьей. Хлеб скармливали скоту – каждому животному давали кусочек от этого хлеба. – в Егорий утром в каждом доме сначала обходили свою корову, а потом на пастбище пастух обходил все стадо. – икону Егория после обхода снова ставили на «божницу». – ломали прут для первого выгона («лозиночка»), который после обхода коровы во дворе втыкали в двери с внутренней стороны. Это «лозиночка» находилась там до конца выпаса – до осени. Так нужно делать каждый год. Брали веточку из веника, который еще не был «в ходу». Веточка должна быть с листьями. – «с лозино́й» за коров не нужно бегать. Она своё место знает. – также на тарелку для обхода дома клали веточку вербы, принесенную в Вербное воскресение. А если не было, то ходили за свежей. Веточку втыкали в дверь. – дома свою корову обходила женщина. – накануне Егория топили баню, мылись в ней. А утром обходили скотину. «Грязным не надо». – босиком нельзя выгонять коров. Пастух таких людей прогонял, не разрешал им. Про платки исп. не знает, так как раньше все женщины ходили в платках. – история об одном пастухе, как он собирал коров. Они паслись без него. Ко времени сбора он крикнул 3 раза: «Э-э-э!», и все коровы собрались. – у пастуха была деревянная дудка «протяжная», «как свистулька, только протяжная». Берестяного раструба у нее не было. Звук у дудки был «с визгом». Пастух дудкой собирал коров. – пастух утром сообщал, что нужно коров выгонять – играл в дудку или просто кричал. На доске не играли.
|
Репортаж
|
||
16. |
Коров! Коров! Коров выгоня́йте!
– снач. комм.: пастух шел по деревне и кричал, чтобы хозяйки выпускали коров. – выкрик. – комм.: как пастух пройдет по деревне, хозяйки начинали выпускать коров.
|
Выкрик на выгон коров |
||
17. |
О пастушеской обрядности:
– пастух пас «по чередам» – по очереди. – с пастухом какой-нибудь из мужиков заключал договор, где они устанавливали цену за выпас каждой коровы. Если две коровы, то хозяева платят пастуху за две коровы. Платили деньгами. У кого денег не было, расплачивались хлебом. – пасли коров с Егория до Покрова. В Покров хозяйки дома снова обходили своих коров. Коров закармливали: брали целый хлеб, горбок отрезали – он не нужен, и весь хлеб делили между коровами. «Корки» не давали. Мама исп. говорила, что корку нельзя давать. В угол хлева клали яйцо и хлеб с приговором. – закармливали либо хлебом в буханках, либо сами пекли ватрушки.
|
Репортаж |
||
18. |
Дворовой хозяин, дворовая хозяюшка с малым детушкам. Я вас дарую вот хлебцем и пивцом. А вы береги́тя мою скотинушку и да́руйтя меня теляткам.
– снач. комм.: пиво должно быть не пробованное. Если не пиво, то вода – но тоже не тронутая. – текст. – комм.: так говорят в Покров, когда хозяйка приходила закармливать корову. В угол хозяйка клала хлеб и яйцо, с которыми обходили. Прятали от куриц, чтобы они не съели. – для закармливания ватрушку пекли с картошкой. Ее прятали.
|
Приговор домовому на закармливание скота |
||
19. |
Я вас со всево́ веника, а вы с поля со всем молоком.
– снач. комм.: когда выпускали скот со двора, открывали двери настежь, хозяйка в одну руку брала сухой веник, в другую – ковшик с водой. Когда коровы начинают выходить, их опрыскивать. И говорить слова. – текст. – комм.: мама рассказала. Что у людей исп. не знает. – говорили три раза, также три раза прыскали водой. – повтор текста. – когда выгоняешь, то говоришь в начале «Дворовой хозяин батюшка». А когда с поля, то «Полевой хозяин батюшка».
|
Приговор на выпуск коров со двора |
||
20. |
О домовых:
– есть дворовой хозяин, есть полевой хозяин. Кто они такие, «Бог ево́ знает». «Нам Бо́женька не́ дал узнать». – в каждом месте есть свой хозяин. В лесу – лесовой. Он «всем нам заведует». «Где в жизни чово́ есь, положено по жизни, там и хозяин». В доме есть хозяин.
|
Репортаж |
||
21. |
Об обрядах в новом доме:
– когда переезжали в новый дом, то брали с собой кошку. Мать исп. говорила: «Пехни́ вперед кошку». – «Кто вперёд идёт, тот вперёд умрёт». – когда родители исп. заходили в новый дом, то отец держал «петуна́» (петух – прим. Павлова К. В.), а мать – кошку. Отец пустил первого в избу петуха, который забился в угол и спрятал голову под крыло. А мать выпустила кошку, которая всю первую ночь бегала по дому. После этого отец прожил не долго, а мать много прожила. Примечали, как животные себя ведут при новоселье, так и люди, выпустившие их, будут жить.
|
Репортаж
Поговорка
Примета |
||
22. |
О семье:
– отец был ранен в ногу в Гражданскую войну (осколок так и остался в ноге). Потом началось заражение, и отец умер. – у родителей трое детей. Исп. – старшая дочь с 1923 года. В 1925 году родилась вторая дочь, и в 1929 году третья.
|
Репортаж |
||
23. |
Домовой хозяин, домова́ хозяюшка с малым детушкам…
– текст. – повтор. – комм.: так говорили, когда переходили в новый дом. Вы поделились, и мы поделились. – продолжение текста. – повтор. – комм.: эти слова говорили в конце. – повтор.
|
Приговор в новый дом |
||
24. |
Ба́енный хозяин, ба́енна хозяйка с малым детушкам, давайте помогайте мне.
– снач. комм.: в бане тоже есть хозяин. – текст. – комм.: так говорят каждый раз, как приходят баню топить.
|
Приговор в бане |
||
25. |
О домовых:
– в лесу есть хозяин. Когда идешь в лес за ягодами или грибами, то тоже надо что-то говорить. – рассказ из жизни о том, как исп. заблудилась в лесу и по солнцу вышла. – сын исп. родился в 1949 году, а дочь в 1952 году.
|
Репортаж |
||
26. |
О глиняной посуде:
– у исп. раньше было много горшков. – «кри́ночки» были красного цвета, горшки были черные. Они были сделаны из глины. «Не Боги горшки делают, тот же народ» – мастера местного не было. Горшки возили из Устюжны. – «кри́нки» внутри были как «облито́е». В них топили молоко в печах. Горшки были черные. Крышек у «кри́нок» не было. «Кри́нки» внутри были блестящие. По объему они были литровые. Внизу они были широкие, а горлышко было длинное и узкое. «Кри́нка» с «пле́чикам», потому что у нее длинное и узкое горлышко. – были умывальники глиняные. У них были ручки, в которые продевали веревку, а также рыльце.
|
Репортаж
Поговорка |
||
27. |
О святых местах, о церкви, о вере:
– исп. один раз ходила обедать в п. Чагоде к часовне в честь Казанской иконы Божьей Матери, которую перевезли из д. Олисово. Одна женщина ее упрекнула. На что исп. ответила: «Я с Казанской пришла обедать». Исп. на носовой платок отложила еды для Казанской, помолилась. Женщину пригласила отобедать вместе с ней. А так же под уголок положила копеечки. – «Казанская у нас всегда нас спасала». Когда на душе тяжело, исп. говорит: «Господи, помоги. Дай ты, Господи. Дай ты мне, Господи, Господи. Ты терпел, и нам надо как-то протерпеть». – «Бог терпел, и нам велел». – «Спасает нас Господь, дураков».
|
Репортаж
Молитвенный приговор
Поговорка |
||
28. |
Господь Милостливый, сын Божий, Казанская матушка, Николай Чудотворец батюшко, Мать Пресвятая Богородица. Встаю я Александра, благословясь, иду перекрестясь.
– снач. комм.: исп. «по́просту» просит помощи у Бога. – текст. – комм.: исп. утром читает после умывания.
|
Молитва утренняя |
||
29. |
Ложусь, крешусь, крест с собой, крест перед собой. Мать Пресвятая Богородица, ложись спать со мной.
– текст. – комм.: исп. ложиться спать и говорит эти слова. – повтор. Дай, Господи, мне уснуть, а утром проснуться.
|
Молитва вечерняя на сон |
||
30. |
Господь Милостливый, сын Божий, спаси и сохрани, где бы они ни были и что бы ни делали.
– снач. комм.: исп. так говорит, когда провожает родственников в дорогу. – текст. – комм.: в конце текста молитвы называет имена родственников. – «как бы не сказала, но я от души говорила-то». Для Бога не важно, какими словами ты к нему обращаешься, главное, чтобы они шли от души. – «Не было бы Бога, и нас, дураков, не было»
|
Молитва на выход из дома
Поговорка |
||
31. |
О календарных обрядах и праздниках:
СВЯТКИ – в Святки ряженые ходили. – делали «светлые вечера» – гуляния детей и молодежи в период Святок. Собирались без угощения. – рядились парнем, стариком (борода, корзинка). Лицо закрывали: платком, сеткой. Парнем рядились в новую одежду: брали мужскую одежду. – когда ряженые приходят, сначала никто не узнает, кто пришел. Потом открывались. Ряженые не разговаривали, больше плясали. – «светлые вечера» в Новый год. – страшно не наряжались. – в животных одевались, они всех хватали и «тискали». Другого ряженого заставляли целовать. – ряженые ходили не только в дом, где молодёжь собиралась на «светлые вечера», но ходили по другим домам к знакомым. Там их угощали. – ряженые заходили в дом, кланялись, потом плясали и пели – поздравляли. А в конце открывались. Хозяева могли их пригласить за стол и так отпустить. – ряженые по домам ходят только в Рождество. А в сам период Святок – только на гуляния к молодежи. БЕСЕДЫ – беседы устраивались каждый вечер в новой избе, где жили девушки: «сегодня у меня, а завтра у тебя». Беседы устраивали в будние дни. Светлые вечера – «совсем другое», здесь гуляние было.
|
Репортаж |
||
32. |
О вере, святых местах, о церкви:
– исп. с подругой, когда еще были детьми, пошли в клуб на гуляние. Клуб был сделан в часовне после того, как оттуда люди унесли «бо́женёк». Девочки заметили, что под потолком, где было светло от керосиновых ламп, бились две птички. Исп. тогда сказала: «Это Бо́женьки оба». И ушли. – люди говорили, что когда по этой местности когда-то шли враги и убивали всех подряд, то на этом месте Казанская их ослепила. Когда здесь рыли хранилище под картошку, то нашли много костей.
|
Репортаж
Легенда |
||
33. |
О молодежных гуляниях, беседах:
– вечера были только в Святки. – на беседах работали: пряли. Исп. ходила на беседы до тех пор, пока замуж не вышла. Исп. вышла замуж в 1948 году в Покров, беседы еще устраивали. Муж исп. был родом с хутора Терем. Там было всего 10 домов. – парни приходили на беседы. Плясали в 8, в 4.
|
Репортаж |
||
34. |
О свадьбе:
– на сватовство к исп. приходил дядя жениха. – исп. у парней была как друг, они к ней ходили советоваться, доверяли ей, потому что она никогда не болтала.
|
Репортаж |
||
35. |
Игра «КОРОНУШКИ»
– играли в «корону́шки» - по типу пряток. Один «ткнётце», «закро́етце», а «нас – вся артель – коро́нимся, хто где». Когда все спрячутся, кто-то кричал: «Шур!». Это было сигналом для водящего, что можно идти искать. «Если кто вперёд забежит, ему опять снова надо. Он не успел, а хто-то выскочил (ведь много нас), хто-то выскочил, «Чур!» кричит на этом [месте]. Ему опять кокова́ть». «Он ткнётце опять. Другому-то некак не быть [водящим], потому што только думает: вышел, отвернулся, а хто-то в это времё подбежал к тому [месту], где он был-то» – и человек снова водит. Так этот человек будет водящим до тех пор, пока «палочка-выручалочка» не появится: человек, кто его «зару́чит» – заменит его, будет новым водящим. – так играли летом на улице. |
Игра |
||
|
|
|
|
|
Продолжение см. 385
Конец записи.
Сост. реестра: Павлова К. В.
|
|
299 | 300 | 301 | 302 | 303 | 304 | 305 | 306 | 307 | 308 | 309 | 310 | 311 | 312 | 313 | 314 | 315 | 316 | 317 | 318 | > 399 |
319 | 320 | 321 | 322 | 323 | 324 | 325 | 326 | 327 | 328 | 329 | 330 | 331 | 332 | 333 | 334 | 335 | 336 | 337 | 338 | |
339 | 340 | 341 | 342 | 343 | 344 | 345 | 346 | 347 | 348 | 349 | 350 | 351 | 352 | 353 | 354 | 355 | 356 | 357 | 358 | |
359 | 360 | 361 | 362 | 363 | 364 | 365 | 366 | 367 | 368 | 369 | 370 | 371 | 372 | 373 | 374 | 375 | 376 | 377 | 378 | |
379 | 380 | 381 | 382 | 383 | 384 | 385 | 386 | 387 | 388 | 389 | 390 | 391 | 392 | 393 | 394 | 395 | 396 | 397 | 398 |