Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
АФ 398 |
|
||||
|
|
299 | 300 | 301 | 302 | 303 | 304 | 305 | 306 | 307 | 308 | 309 | 310 | 311 | 312 | 313 | 314 | 315 | 316 | 317 | 318 | > 399 |
319 | 320 | 321 | 322 | 323 | 324 | 325 | 326 | 327 | 328 | 329 | 330 | 331 | 332 | 333 | 334 | 335 | 336 | 337 | 338 | |
339 | 340 | 341 | 342 | 343 | 344 | 345 | 346 | 347 | 348 | 349 | 350 | 351 | 352 | 353 | 354 | 355 | 356 | 357 | 358 | |
359 | 360 | 361 | 362 | 363 | 364 | 365 | 366 | 367 | 368 | 369 | 370 | 371 | 372 | 373 | 374 | 375 | 376 | 377 | 378 | |
379 | 380 | 381 | 382 | 383 | 384 | 385 | 386 | 387 | 388 | 389 | 390 | 391 | 392 | 393 | 394 | 395 | 396 | 397 | 398 |
Вологодская обл., Чагодощенский р-н, Лукинский с/с., д. Сиротово 18.07.2008 |
Совпадает с 385 № 21-43
|
Зап.: Теленков И. С. Лопатенко Н. М. Сысоева М. А. |
||
Исп: Янченкова Евдокия Васильевна, 1924 г. р., зд.
|
||||
1. |
О праздниках:
– Казанская (21 июля). Со всех деревень собирались люди на праздник. Собиралось очень много молодёжи. Молодёжь устраивала пляски у каждого дома в деревне. Молодые ребята дрались. На праздник варили пиво. Вместе собиралось 2-3 семьи и варили пиво. С пивом потом ходили по знакомым в деревне и угощали.
|
Репортаж |
||
2. |
Ране было запою, Не поддавалась соловью. А теперь я загубила Жизь висёлую свою.
– напев.
|
Частушка на долгий голос по деревне |
||
3. |
Ране было запою, Ребина закачаетца. А теперь я запою, Тово не получаетца.
– напев. – комм.: так пели частушки, когда шли по деревне.
|
Частушка на долгий голос по деревне |
||
4. |
Поиграй повеселее, Веселее этово, Залётку серые глаза Любила из-за этово.
– снач. комм.: когда идут плясать, мотив у частушек уже другой.
|
Частушка под пляску |
||
5. |
Поиграй повеселее, Веселитце я пошла, Четыре парня изменили, Я и пятово нашла.
– напев. – комм.: под пляску пели девушки и парни.
|
Частушка под пляску |
||
6. |
О плясках:
– раньше плясали «в восемь», «в четыре». Сначала пляшут два парня, затем обкруживались со своими девушками. Дальше плясать шли девушки. – парни пели частушки по-другому.
|
Репортаж |
||
7. |
За сударушку свою Из-за угла ухлопаю. Принудиловки дадут – В колхозе отработаю.
– напев. – комм.: так парни пели, когда шли по деревне.
|
Частушка парней по деревне |
||
8. |
Не заигрывай под драку Сокро будём начинать. Незнакомые ребятам Будем головы ломать.
– снач. комм.: под драку так пели. – напев.
|
Частушка под драку |
||
9. |
О молодежных гуляниях, беседах:
– раньше были гармошки, балалайки. – были две беседы: одна для старших, другая для детей, называлась «маленькая беседа». – ребята приходили на беседу с балалайками, играли, а девушки плясали. – «как ночи становятся длинными», так начинали проводить беседы: девушки приходили с прялками, вязанием. В основном зимой. – девушки сидели за прялками, а когда приходили парни, то каждый подсаживался к своей девушке около прялки. – девушкам мамы давали наказ – столько спрясть за беседу. – на беседах не играли. В основном пели и плясали.
|
Репортаж |
||
10. |
О календарных обрядах и праздниках:
СВЯТКИ – в Святки на беседу приходили ряженые. – делали «светлые вечера». На них собиралась молодёжь с соседних деревень. Вешали керосиновые лампы. – парень договаривался со своими друзьями, чтобы они пришли в дом, где шла беседа, подошли к девушке и утащили ее на улицу к этому парню. Если парень был «любо́й», то девушка оставалась. А если «не любо́й», то она говорила: «Ты что! Я не пойду с тобой! Нет, нет. Я не пойду с тобой», и уходила обратно в избу. Парень не будет ругаться, отпустит девушку обратно. – у исп. было много ухажеров, но парень был один. Исп. говорила остальным: «Ты ко мне не подходи в Казанскую. Вот этот мой парень».
|
Репортаж |
||
11. |
О драках:
– девушки во время драки защищали своих ребят. – парни из одной деревни дрались с парнями из другой. Например, 2 августа в Жёрновицах отмечали Илью, дак приходили на праздник Пикалевские ребята и дрались с местными. Местная молодёжь вся ушла. На следующий год на Казанскую (21 июля) на праздник в Олисово пришли ребята из Жёрновиц, дак местные Олисовские стали драться с ними. А у исп. двоюродный брат был из Жёрновиц, дак она его стала защищать – ставить подножки Олисовским, оттаскивать их. – дрались по-разному. Были колья – из огорода жердину вытаскивали. Атаманов не было. Тростей не было. – зимой на беседах драк не было.
|
Репортаж |
||
12. |
О молодежных гуляниях, беседах:
– если дети из «маленькой беседы» были «боевые», то их звали на «большую беседу». – на «большую беседу» молодежь приходила из других деревень: из Чикусова, Лукинского. – парни просто садились рядом с той девушкой, которая нравится. Ничем не угощали. – на гулянии парень подойдет к девушке, которая ему нравится, и посадит ее к себе на колени, и так на все время праздника. «Всё на коленях сидели». – исп. с подружкой сказали старшим ребятам: «Мы придём к вам на беседу». Им ответили: «Приходи́тя». Так они и перешли из «маленькой беседы» на «большую беседу». – когда маленькие ребята приходили на «большую беседу» просто посмотреть, то их выгоняли.
|
Репортаж |
||
13. |
О календарных обрядах и праздниках:
СВЯТКИ – в Святки рядились. «Хто как сумеет. Вся́ко реди́лисе». Рядились: цыганами, молодыми, приносили покойника. Его белили, клали. Все подводили покойника целовать. «Корягу ломать»: приходили на беседу парни и девчонок, на которых ребята в обиде, хватали и начинали катать и валять по полу – «ломали». – покойника потом уносили из избы, на улице он уже сам вставал и уходил. Его пудрили белым. Когда подводили целовать, то говорили: «Ну, прощай, Василей, прощай!» – молодыми рядились. Одевали старинные сарафаны и кофты – «по-старинному». Лицо было открыто. – закрывают лицо, чтобы не узнали. Такие ряженые плясали. Цыган, например, ряженый – лицо закрывали. Он гадал на картах – придумывали: «Вот этот-то тебя любит, а ты его не любишь». В конце потом «раскрыва́лисе». Если ряженые говорили, то немного изменяли голос. «Придет свой человек, дак сразу узнаешь – по походке – сразу узнаешь, а лица закрыты были». РОЖДЕСТВО – дети в Рождество пели Каледу.
|
Репортаж |
||
14. |
Каледа, Каледа Накануне Рожесва́ Мы ходили, мы искали Каледу святую. Нашли Каледу У Степана на дворе. Как Степанов-то двор На семи столбах, На восьми верстах. Столбы но́выи, Подзоло́чаные. А по́локи пирог Не ломай поперёк, Дай-ко це́линькой. Дай-ко бе́линькой.
– напев. Интонирование текста. – комм.: хозяева давали какое-то угощение. Всегда давали.
|
Колядка |
||
15. |
О календарных обрядах и праздниках:
РОЖДЕСТВО – приходили в дом и у порога сразу же запевали. Хозяева слушали, а потом несли пирог, блины или еще что-нибудь и подавали. – в «кануны» Рождества ходили ряженые цыгане, которым нужно было что-то подавать: сметану, мясо. Заходили в дом и говорили: «Желанная, дай я тебе погадаю, всю правду тебе росскажу́. Дай моим хоть смета́нки или молочка».Так ходили свои деревенские. Хозяева спрашивали: «Дак чево́ дать-то?» Отвечали: «Не жалко, дак дай мяска, хоть чево́». – если не подавали после Колядки, то ничего «плохого» не пели. В основном молодёжь ходила и пела Колядки, а также ходила ряжеными. Также могли дети 10-11 лет ходить ряжеными и петь Колядки. И взрослые могли ходить петь. – ходили так накануне Рождества петь Колядки и ряжеными. Рождество – 7 января. Ранним утром не ходили, чуть позже. ПАСХА – в Пасху дети бегали «сто́сатце»: заходили в каждый дом, говорили «Христос Воскресе», потом всех целовали, и пришедшим давали по яйцу. Потом приносили целые «беру́хи» яиц. – яйца по лоткам катали: победитель с крепким яйцом забирает разбившиеся яйца других участников. – яйцами «шо́лкалисе» (бились), чьё яйцо крепче. – лоток делали из полена – «выстругивали». Катали яйца в избе. Приходили родственники или знакомые биться яйцами и катать. Эти забавы были для всех – «кому не лень». – раньше батюшко (священник) на Пасху ходил по всем деревням. Молодые женщины или девушки носили иконы Богоматери. Хозяйки готовились к приходу: настилали на стол самую лучшую скатерть, ставили «паску» с яйцами. «Приходила Богоматерь», «служили службу». Так в каждый дом заходили с иконами, служили. «Все молодые иконы носят». ЕГОРЕЙ – в Егорей священник с иконой Богоматери с людьми ходил вокруг деревни – от пожаров. Егорей 6 мая. Так же в этот день выгоняют скот на пастбище. Мужчины стреляют в небо из ружей – от зверей. Стадо обходят в Егорей. А потом обходили вокруг деревни. Женщины ходят вокруг деревни. Пастух обходит стадо, мужики стреляют, а потом садятся на «ме́жу»: «Замоли мою-то коровушку, замоли мою-то коровушку, замоли мою-то коровушку» - угощают друг друга. «Вот давай ты мою коровушку замоли, а я твою». А потом угощают пастуха. Приносили яйца и открытые пироги с картошкой («ватрушки»).
|
Репортаж |
||
16. |
О пастушеской и скотоводческой обрядности:
– пастух в Егорея обходит стадо коров «встречь» солнышка 3 раза. У него есть молитва, которую он читает про себя. Потом пастух опускал вареное яйцо в реку в воду, где его никто не найдет. Во время обхода яйцо у пастуха в кармане. В руках у него ничего нет. – рано утром в Егорея хозяева обходили в своем дворе свою корову. У исп. муж рано умер, поэтому она делала сама: завязывала пояс, затыкала за него топор и шла обходить корову, овец и других животных. Обходила три раза против часовой стрелки – «встречь» солнца и читала молитву. Потом этот топор во дворе исп. втыкала в стену у потолка. – в первый раз выгоняют скот с лозинкой, которую на улице не бросают, а приносят домой во двор. «Она там так и стоит».
|
Репортаж |
||
17. |
Полевой батюшко, островно́й батюшко, боло́тной батюшко, водяной батюшко и ваша матушка, и ваши милы детушки, спасите и сохраните мою скотинушку.
– снач. комм.: исп. выпускает корову со двора и за ворота и на все 4-е стороны говорит. – текст. – хозяин есть в каждом месте.
|
Приговор на выгон скота |
||
18. |
О пастушеской и скотоводческой обрядности:
– коровы могли уйти с пастбища на болото и там утонуть. – рассказ из жизни о том, как пропала корова. Долго не могли найти. Одна старушка шептала на «жеребки́» (палочки от веника) и сказала, что корова цела, ее нужно идти искать. Нужно эту палочку взад себя выкинуть. Корова застряла в развилке дерева. – хозяева нанимали пастуха пасти их коров. – у каждого пастуха свой «обход». Один коров созывает, кричит: «Э-э-э-э!!!». Коровы собираются, услышав его голос. – пастух идет по деревне и играет в березовую дудочку с берестяным раструбом. На его игру все хозяйки выпускают коров. – нельзя корову выпускать босиком – говорят: «Корова не на след наступит», она может заблудиться и пропасть. Также нельзя без платка. – пастуху нельзя бриться до Покрова. – пастуху, которого нанимали, платили деньгами, продуктами. Пастух жил «по чередам»: один день в одном доме, другой день – в другом. Ему готовили постель, кормили ужином, завтраком, а обед давали с собой – называлось «придти на череду́».
|
Репортаж
Выкрик
поговорка |
||
19. |
О календарных обрядах и праздниках:
МАСЛЕНИЦА – праздновали неделю. – провожали Масленицу в воскресение: брали на санки, подвешивали колокольчики, ленточки, клали солому и поджигали. Кричали при этом.
|
Репортаж |
||
20. |
Масленца, бл..ь, Не дала погулять.
– выкрик.
|
Масленичный выкрик |
||
21. |
О календарных обрядах и праздниках:
МАСЛЕНИЦА – кричали и жгли солому на санках. Один раз чуть мужчину, севшего на эти сани, не сожгли. – так провожали взрослые. – встречали – просто собирались компанией. СВЯТКИ – гадали в доме. Опускали в колодец лучину, загадывали что-то, а потом ее жгли. Что-то говорили. Если лучина хорошо горит, то человек будет хорошо жить. – гадали на Евангелие. Задумывали что-то и «какой стих попадёт» в книге. – на блюдцах гадали – духов вызывали. На бумаге писали цифры и т.д. и ставили блюдце. Загадывали что-то, блюдце «вот и ходит». – после гадания все «зачуркивались» – говорили: «Чур на этом месте! Чур на этом месте!». – «Начинаешь гадать, дак нады Бога не вспоминать». – «зачуркивались» говорили слова, а потом крестились. – гадание на дороге на перекрестке, где две дороги перекрещиваются. Чертили круг сковородником и говорили: «Чур, чур», вставали внутрь. Загадывали и слушали, что послышиться. Исп. услышала голоса, которые про нее говорили. А подруга исп. была тогда беременна. Ей послышалось, что голоса говорят про ее беременность. В конце «зачурнулись» - говорили «Чур на этом месте!». – на Крещение кресты не делали. ТРОИЦА – Троицу праздновали. Раньше нужно было подмести улицу. И около дома сажали березку. Потом ломали березки и втыкали в окна, двери. Березки срубали в лесу, приносили домой и втыкали в землю перед домом. Засохшие березки на дрова. – приносили березки на Троицу – вечером. Топили баню. ЕГОРЕЙ – на Егорея топили баню, чтобы обходить и выпускать коров «чистыми». Также, чтобы остаться «чистыми», нельзя мужу с женой в эту ночь спать.
|
Репортаж
|
||
22. |
Жала жито, не овёс, Еврей в речку увёз. Еврей нечистова лица Евреечка красавица.
– снач. комм.: на жатве пели обычные частушки. – напев. (с перерывом) – комм.: напев такой же как и частушек «по деревне». Между парами строчек есть перерыв: «Так у нас введё́но».
|
Частушка на жатве |
||
23. |
Частушки заиграли, Девушку обидели. Вы гуляли – не видали, Росставались – видели.
– напев. (без перерыва) – комм.: под пляску. Это называли частушками. – о частушка на жатве: их пели с перерывом. Первую часть называли «первое колено» или «первый куплет», а вторую часть – «второе колено» или «второй куплет».
|
Частушка |
||
|
Совпадает с 386 № 1-4 |
|
||
24. |
Об одежде:
– бабушка исп. шила себе «сборник» в старости – головной убор, который был в форме шапочки (на лбу гладко, а сзади на затылке стягивалось веревками, волосы убирались под шапочку). – носили сарафаны. Наверх могли одевать кофту. Сарафан носили с фартуком. Также были юбки однотонные или в мелкую клетку. Мать исп. сарафан уже не носила.
|
Репортаж |
||
25. |
О еде:
– их солодовой муки делали тесто, которое ели с ягодами. – готовили щи, супы, каши. – пекли житные «колобу́шки», пшеничные пироги. «Колобу́шки» делали с ягодами, картошкой. Пироги делали с черникой, луком и яйцом. Пироги также делали с рыбой: голову отрезали, жарили, а потом запекали в пирогах. У такого пирога снимали верхнюю корку или просто разрезали кусками. – кисель варили из клюквы. Делали густым. Овсяный кисель готовили. – холодец был обязательным блюдом на любом празднике. Варили из головы и ног коров, свиней, овец. Называли «студень». – делали «яи́шницу»: варили пюре картофельное жидкое, потом на сковородке перемешивали с яйцами и жарили. – готовили мясо с картофелем в печи.
|
Репортаж |
||
26. |
О воспитании детей:
– исп. с 5 лет нянчилась со своими младшими братьями и сестрами. – детям из хлеба делали соску: в «то́чаную» тряпочку заворачивали хлеб. И ребенок ее сосал. – шили кукол. Шили куклу целиком. Руки и ноги пришивали. – мать наказывала ремнем. Мать была строгая.
|
Репортаж |
||
Вологодская обл., Чагодощенский р-н, Мегринский с/с., д. Серёдка 20.07.2008 |
|
Зап.: Сысоева М. А. Теричева М.В. |
||
Исп: Значитов Михаил Дорофеевич, 1928 г. р., зд.
|
||||
27. |
О праздниках:
– Октябрьскую отмечали – все собирались вместе. – на праздники варили пиво изо ржи. Рожь выписывали в колхозе 20-30 кг. – праздники: Спасов день 19 августа, 21 числа Михайлов день (месяц исп. не помнит). Эти два праздника – праздники д. Серёдка. В д. Низ отмечали Егорей. – водки было мало на праздниках, больше пили пиво. Ходили по очереди отмечать праздник. Делали супы, каши, картошку с мясом, щи. – гуляли по деревне артелью – «дождём не смочить». В одну деревню на праздник приходил народ из других деревень. Ходили артелью по деревне с песнями: впереди шли парни с гармонью, а сзади – женщины и девушки. Все пели песни.
|
Репортаж |
||
28. |
Мине милка изменила Эдакого мальчика. Тебе первая награда – Пуля из наганчика.
– текст.
|
Частушка парней |
||
29. |
Моя милочка красивая, Я и сам тому не рад. Ходим два, зырит на Вологду, Другой – на Ленинград.
– текст.
|
Частушка парней
|
||
30. |
О драках:
– в праздники были драки редко. «Росспорят из-за девок или еще чего» – и началась драка. Рассказ из жизни о том, как в д. Львов Двор дрались парни из д. Серёдка и парни из д. Осипово: 30 парней напало на 3 ребят, один мужчина защищал их с топором.
|
Репортаж |
||
31. |
О беседах, одежде:
– по домам устраивали беседы. Девушки пряли – раньше носили домотканую одежду. Был председатель колхоза, который хорошо шил одежду. Исп. попросил у него сшить костюм. Девушки пряли всю зиму. – мать исп. красила ткань какими-то листьями – и ткань становилась красной. – весной начинают нитки сновать, а потом заправляли кросна и ткали. – девушки пряли на беседах. А парни заигрывали с ними. Чаще всего просто ждали, чтобы проводить до дома.
|
Репортаж |
||
32. |
О календарных обрядах и праздниках:
СВЯТКИ – медведя делали: шубу одевали. Медведь приходил на беседу и начинал мять девушек. Все девушки разбегаются. Медведю шубу выворачивали мехом наружу – как медвежья шкура. Медведя приводили парни на веревке. РОЖДЕСТВО – гадания: исп. ходил слушать в поле, у окошка. Ходили слушать, что прислышится, то и будет: жизнь хорошая. Девушки загадывали на жениха. Ходили слушать на кресты – собирались компанией. – также гадали на бумаге: ее сжигали на железном листе и смотрели, какую форму приобретает сгоревшая бумага – что напоминает (жизнь, смерть, гроб и т.д.). Так гадали в доме. – ходили слушать под окна: вставали под окном чужого дома и слушали. Если в доме что-то скрипнуло – к смерти, если разговаривают – прислушиваются, о чем именно говорят. Также ходили слушать к амбару: в амбаре заскрипело – хлеба не будет, будет голодный год. – в бане не гадали.
|
Репортаж |
||
33. |
О домовых:
– когда вся семья вымоется в бане, то все принадлежности оставляли там (мыло, мочалки) – чтобы хозяин помылся. Родители запрещали после мытья ходить в баню, потому что там хозяин моется. – хозяин есть в доме. Змей в деревне трогать нельзя – они хозяева домов.
|
Репортаж |
||
34. |
О пастушеской и скотоводческой обрядности:
– исп. был пастухом. Пастухи передавали друг другу тексты приговоров. У исп. остались бумажки «Егорий Храбрый». Исп. попросил у одного старого пастуха: «Дедо, отдай мне свой Егорий Храбрый». Исп. держит бумажки «у Бога». – в первый раз выпускают коров в Егорий. Женщины давали пастухам пироги, яйца. Пастух обходит стадо в поле 3 раза. Проходя круг, мужчины стреляют из ружей – «коровы притихли». Ходит пастух по солнцу. Бумажки пастух держал дома, чтобы «коров домой шли». – исп. пас коров еще с одним пастухом в поле недалеко от Липовца в 10 км. от д. Серёдка. Когда вечером нужно коров гнать домой, то один пастух оставался впереди, а другой уходил назад – подгонял последних коров. Первый пастух собирал коров на поляне: «Ложитесь, отдыхайте, пока остальные не пришли». Коровы слушались. Когда собиралось все стадо, то пастухи гнали их домой: «Идитя». – дома также обходили свою корову. Во дворе исп. обходил «по солнцу», читал слова. Его мать просила и за обход давала яйцо – его съедали. Со двора на улицу корову в первый раз выпускала мать. – пастух утром играл на дудке, чтобы хозяйки выпускали коров.
|
Репортаж |
||
35. |
О лечении:
– мать исп. лечила скот, болезни у людей. Если болит голова, то мать брала воду, из печи 3 уголька, что-то говорила – и вода сама закипала, пропускала ее через скобу и куда-то выливала – головная боль проходила. – у одной женщины заболел поросенок: мать исп. нашептала на соль, положила ее в уши поросенку – и он выздоровел.
|
Репортаж |
||
|
|
|
|
|
Продолжение см. 399
Конец записи
Сост. реестра: Павлова К. В.
|
|
299 | 300 | 301 | 302 | 303 | 304 | 305 | 306 | 307 | 308 | 309 | 310 | 311 | 312 | 313 | 314 | 315 | 316 | 317 | 318 | > 399 |
319 | 320 | 321 | 322 | 323 | 324 | 325 | 326 | 327 | 328 | 329 | 330 | 331 | 332 | 333 | 334 | 335 | 336 | 337 | 338 | |
339 | 340 | 341 | 342 | 343 | 344 | 345 | 346 | 347 | 348 | 349 | 350 | 351 | 352 | 353 | 354 | 355 | 356 | 357 | 358 | |
359 | 360 | 361 | 362 | 363 | 364 | 365 | 366 | 367 | 368 | 369 | 370 | 371 | 372 | 373 | 374 | 375 | 376 | 377 | 378 | |
379 | 380 | 381 | 382 | 383 | 384 | 385 | 386 | 387 | 388 | 389 | 390 | 391 | 392 | 393 | 394 | 395 | 396 | 397 | 398 |