Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 56 >>> Бабаевский район

Оригинальная коллекция Бабаевского ЦТНК

АФ 626

 
 

<<< предыдущий

следующий >>>

592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 692 >
612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631
632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651
652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671
672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691

 

Вологодская область,
Бабаевский район,
Пяжозерский с/с
д. Красная Гора
07.12.01.

Зап.: Кукушкин А.В.

Исп.: Тришкина Мария Семёновна, 1927 г.р., зд. 

01.

О календарных обрядах и праздниках:
- СПАСОВ ДЕНЬ: раньше 19 августа в Пяжозерском сельсовете все деревни праздновали три дня;
- на второй день приходили гулять в д. Красная Гора;
- раньше гуляло всё Пяжозеро, приходили с Шимозера; родня с Ножемы, с Янишева: ходили из дома в дом, угощались;
- готовили: колобы,  калитки, блины, рыбу;
- к празднику в Кодозере, в Пяжозере мужики ловили рыбу;
- в больших глиняных горшках в печках варили пиво.
 

репортаж

02.

О глиняной посуде:

- раньше зимой в Красную Гору привозили на продажу глиняную посуду, покупали горшки;
- глиняную посуду изготовляли и возили с деревни Вознесенье Вытегорского района;
- из Вознесенья привозили латки, «блюдышки».
 

репортаж

03.

Об исполнении песен:

- раньше, женщины, бабушки на праздниках пели за столом песни;
- бабы, старухи пили пиво в доме, пели романс «Ехали солдатики со службы домой»;
 

репортаж

04.

О свадебном обряде:

- на свадьбах бабушки пели «свадёбные» песни;

- раньше, до войны было много свадеб, на которых была молодёжь, парни, в войну всех забрали;

- пели частушки за столом, плясали «русского», «ланчика», «кадрель»;
- «по двое» сватовья плясали;
- дети, сидя на печке, наблюдали за свадьбой;
- невеста, жених, сваты сидели за столом, угощались, затем «сватовья» плясали;
- невесту пропивали, а пьяненькие старухи пели песни, потом заигрывал гармонист, и все шли плясать;
 

репортаж

05.

О календарных обрядах и праздниках:

- О ГУЛЯНЬЯХ: в две и четыре пары плясали «ланчика», «кадрель»;

- вечером, днём после обеда, в праздники, с гармонистом прохаживались по деревне: гармонист шел впереди, а за ним девушки, женщины;
- где-нибудь «в толчке», в сторонке, стояли пьяные парни;
- когда в гармонь играл мужик – плясали бабы, а когда парень – девки;
- в Спасов день плясали мужики, женщины помоложе, две гармошки играли;
- девушки под ручку ходили сзади гармониста с песенками;
- СВЯТКИ: раньше и теперь «чудеса ходят»;
- с Рождества (7 января) «святки пойдут по вечерам» до Крещенья (19 января);
- рядились «девкой», мужиком», «парнем»;
- «девка»: надевала на себя сарафан, кофту, платок получше, дубина в руке;
- «парень»: чёрные брюки, белая рубаха, глаза завязаны, фуражка;
- ряженые шли по улице с открытым лицом, в дом заходили – лицо закрывали платком, марлей, тюлью;
- ряженые плясали, пели, у кого из хозяев дома была гармонь, балалайка – играли ряженым
- ЮРЬЕВ ДЕНЬ: ходили за речку к часовне;

- в часовне: икона большая, на ней было повешено полотенце, две маленькие иконки, столик;

- деревянная часовенка была покрыта тёсом и деревом;
- старик в часовенку приходил днём печки топить;
- в часовенке, зимой, в Юрьев день (9 декабря), на тарелочку клали денежки, яичко, шерсть, кто что напечёт;
- д. Григорьевская праздновала весенний Юрьев день, все ходили к часовенке возле леса, с ручейком;
- в Юрьев день ходили на ручей возле часовенки: кидали денежки, брали оттуда водичку, приносили домой, вечером святили животину;
 

репортаж

06.

Об обрядах со скотиной:

- раньше, и теперь, женщины отелившейся корове обрезают хвост, шерсть затыкают в хлеву в паз под матицу;
- перед первым выгоном животины, пастух делал обход;
 

репортаж

07.

Господь, благослови мою животинку,
Красное солнышко пониже,
Моя коровушка к дому поближе


- снач. комм.: в хлеву обход делали – иконку брали, вокруг коровушки обходили три раза, приговаривали;
 

приговор на обход скотины

08.

Благослови, Господи, мою коровушку
Красное солнышко пониже,
Мо[я]ю коровушка, приди к дому поближе

- комм.: когда в хлеву обходили, то топор клали в ноги, потом его втыкали куда-нибудь в бревно, и сверху топора ставили иконку; потом его вынимали;
 

приговор на обход скотины

09.

О О календарных обрядах и праздниках:

- ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ:
- ходили за вербушкой к деревне Макарьевская (Берег), где Кодозеро – приносили в дом, ставили в передний угол, брали в первый день выгона коровы, ею гнали

- в Вербное воскресенье скотину тихонечко хлестали вербушкой сзади;

- ПАСХА: раньше ходили по деревням с иконами;
- в первый день поп с дьяконами обходили деревни: Григорьевская, Погорелая, Яковлевская, Берег, Тарасовская, Ивановская

- на второй день шли по деревням, начиная с Красной Горы;
- в третий день обходили деревни, которые не успели обойти, последней заходили в Голодную Гору
- служили службу в церкви
- попа угощали крашенными яйцами
- поп крестил (коленцы) маленьких детей;
- рано утром старики и старухи уходили в д. Тарасовская на службу в церковь; кто оставался дома с детьми
- утром, всех поздравляли с праздником, стол накрывали, ждали богоносцев; их угощали
- богоносцы, поп, старики, старухи, в доме и на улице пели: «Христос воскреся … »;
- раньше по маленьким и большим праздникам ходили на службу в церковь;
 

репортаж

10.

О похоронно-поминальных обрядах:

- раньше в Радуницу, в Троицкую субботу, в Троицу, в Дмитровскую субботу на кладбище ходили поминать; перед заходили в церковь;
- перед тем как зайти в оградку, крестились, потом заходили;
- раньше причитали, когда умирал человек; некоторые причитали, когда приходили поминать на могилу, потом садились поминать
- стелили на могилу белую скатерть, раскладывали еду – яички, блины, «яичные блины», рогульки, «оладьи»; раньше вина не брали, а теперь вино пьют; брали «опёканики», те, кто «
kittali» брали кутью, а кто не «kittali», то брали в глиняных кувшинах пиво;
- в Троицкую субботу приносили на кладбище берёзовые веточки, клали их на могилу в ноги;

- яйца ставили или крошили на могиле;
- городские на могилу крупу сыпали, птички сразу прилетали;
- в Масленицу ходили на могилы;
- в Радуницу умерших родителей поздравляли с праздником;
- раньше в Радуницу приходили в церковь, клали денежки;
 

репортаж

11.

Еркин, иряерьгин, (2)
Геркин

- снач. комм.: за мутовкой ходили в лес; искали в лесу ёлку для мутовки с пятью ветками, резали, считали;
- текст на вепс. яз.; перев. на рус.: «Мутовка – не мутовка»

- комм.: в лесу из можжевельника веники рвали, для опахивания печи;

 

приговор на Великий четверг

12.

О полевых работах:

- раньше жали всё серпом;
- первым жали ячмень, потом рожь, овёс, теребили горох, лён;

- когда жали, на поле пели песни;
 

репортаж

13.

О календарных обрядах и праздниках:

- ТРОИЦА: после Троицы заготавливали на зиму берёзовые веники, когда лист поспевал, становился большим и толстым;
- ПЕТРОВ, ИВАНОВ ДЕНЬ: справляли именины в деревнях, у кого Пётр именинник или Иван;
 

репортаж

14.

О воспитании детей:

- зыбку подвешивали к матице через палку в кольцо;
- палку изготавливали из берёзы;
- зыбку изготавливали из сосновой ласты, в форме корзины с ушками, ушки делали из берёзовых прутьев;
- в зыбку стелили солому, затем постельник и подушку, а сверху прикрывали пологом;
- зыбку качали рукой, двумя руками, ногой; старуха могла ногой «Гачать» ребёнка и прясть;
- раньше бабушки пели внукам колыбельные;
- когда была маленькой, мама закрывала на замок, нянькаться с девочками - «погодками»;
 

репортаж

15.

Об игрушках:

- для маленьких девочек делали куклы: тряпку заворачивали, или платок;
- для мальчиков изготавливали деревянный молоток, мячик маленький из бересты; им играли на улице в «лапту», маленькие дети по полу катали;

 

репортаж

16.

О календарных обрядах и праздниках:

- ПАСХА: дети ходили по домам, собирали яйца, ничего не просили, хозяйка сама знала, что надо яйцами дарить, дети благодарили; у кого нет яиц, давали конфеты;

- БЛАГОВЕЩЕНЬЕ: раньше и теперь пекут птичек: тесто завязывали узелком, глазки делали; 

репортаж

 

Вологодская область,
Бабаевский район,
Пяжозерский с/с
д. Красная Гора
08.12.01.

Зап.: Кукушкин А.В.

Исп.: Кузнецов Алексей Михайлович, 1931 г.р., род. - д. Голодная Гора Пяжозерского с/с
Кузнецова Надежда
Фёдоровна, 1927 г.р., зд.
 

17.

Пастушеский сигнал

- комм.: играли утром и в лесу – «одна привычка, одна игра»;
 

наигрыш на барабанке

18.

О мастерах росписи:

- прялки и шкафы расписывал Кононов Федот Михайлович – родом их деревни Яковлевская (Заболотье), занимался росписью до колхозов, до тридцатых годов, точил верётна, делал рамы, любые изделия из дерева;
- в Куе расписывал шкафы Климов Дмитрий Иванович;

репортаж

 

Вологодская область,
Бабаевский район,
Пяжозерский с/с
д. Красная Гора
08.12.01.

Зап.: Кукушкин А.В.

 Исп.: Евсеева Матрёна Николаевна, 1928 г.р., зд. 

19.

О календарных обрядах и праздниках:

- СПАСОВ ДЕНЬ: справляли в д. Красная Гора 19 августа;
- праздновали два дня: ходили по домам с гармошками, с песнями;
- на улице гуляли летом, если хорошая погода, плясали, пели;
- в деревне по улице ходили;
- раньше были гармони хромки;
- на праздник приезжали из д. Шимозеро, Пондала, Куя;
- раньше девушки выходили замуж в Пондалу;
- в старые годы варили пиво; в послевоенные годы начали варить бражку;
- пекли «сканцы», «пиргушки», «колобы», «калитки», «курники» с рыбой и мясом, делали «калитки» с разной начинкой: толокно, картошка, пшено;
- раньше пели за столом много песен: «Там в саду при долине громко пел соловей», «Никто-то меня не пожалеет, не с кем разделить печаль»;
 

репортаж

20.

Никто-то судьбы моей не знает
Никто …

- проба напева;
 

поздняя лирическая

21.

Сашинька, мой друг ниоценён …

- проба напева;
 

поздняя лирическая

22.

Никто-то судьбы моей не знает

- фрагм. текста;
 

поздняя лирическая

23.

Ехали солдатики со службы домой,
На плечах погоники, на грудях кресты.
Ехали дорожинькой, навстречу отец:
«Здорово папаша! Здоров ли семья?»

- фрагм. напева
 

поздняя лирическая

24.

Ехали сол(ы)датики со службы домой,
На плечах погоники, на грудях кресты.
Ехали дорожинькой, на встречу отец:
«Здорово папаша. Здороф ли семьям?»

- комм.: на пивном празднике пели;

 

поздняя лирическая

25.

О календарных обрядах и праздниках:

- О ГУЛЯНИЯХ: на праздниках, на работе, до войны, после войны, весело жили, несмотря на большое горе;
- некоторые взрослые гуляли отдельно от детей;
- на празднике могла присутствовать молодёжь;
 

репортаж

26.

Ф том ф саду, при долине,
Громко пел соловей
[А я мальчик на чужбине],
Позабыт от людей.

- фрагм. текста;
- комм.: раньше много песен знала
 

поздняя лирическая

27.

Об исполнении песен:

- раньше пели «Зачем ты милой ходишь … »;
- пели «в кругу», на работе, везде, пели артелью романсы, свадебные песни;
- вечером собирались на беседу по домам, пряли;
- везде, на улице, в доме, в праздники пели:  «Запил Ванюша, загулял», «Недозрелая калинушка … »;
 

репортаж

28.

О календарных обрядах и праздниках:

- ЮРЬЕВ ДЕНЬ: весной, 6 мая ходили на ручей, за д. Григорьевская; зимой 9 декабря, ходили гулять в д. Заречье, к деревянной часовне,  за речку, (1 км. от д. Красная Гора);
- ИВАНОВ ДЕНЬ: 7 июля ходили на ручей за д. Григорьевская, кидали медные денежки, брали воду навстречу в посуду, приносили её домой, умывались, святили животинку – прыскали рукой с головы до хвоста;

 

репортаж

29.

Об обрядах со скотиной:

- когда телилась корова,  мыли иконку в Ивановской воде, и ей мыли вымя, и саму корову, обрезали ей хвост;
- через три, четыре дня после отёлу: корову мыли Ивановской водой;
 

репортаж

30.

О календарных обрядах и праздниках:

- ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ: ходили за вербой на дорогу, или рвали по пути на погост;
- ходили в церковь с вербой;
- раньше церковь была с обшивкой;
- из церкви вербу приносили домой, ставили её в бутылку с водой на окошко;
- весной, в первый выгон овец, били их вербой;
 

репортаж

31.

Об обрядах со скотиной:

- раньше, перед первым выгоном скотины, делали обход: брали иконку в правую руку, под правую руку нож, или топор, остриём вниз;

- скотину обходили в хлеву три раза, потом втыкали топор между брёвен при выходе из хлева во двор, сверху на топор ставили иконку;

- на Великий четверг обрезали хвосты животине и курочкам;
 

репортаж

32.

 

Дорогой, ты дорогой,
Не по закону делаешь
А иссушил моё сирдечко
Разу не спроведаешь

- снач. комм.: раньше, когда жали серпом на поле, то пели песни;
- проба напева;
- напев;
 

частушка

33.

 

Задушевная товарочка
Угрюмою не буть
Развисёлую дефчоночку
Полюбит кто-нибуть

- фрагм. напева;
- напев;
- комм.: «ну вот таким манера»; «громко» разносилось; пели по очереди, по одному пели женщины;
 

частушка

34.

О полевых работах:

- первые жнеи, завязывали кругом себя соломенный жгут;

- первым жали рожь, вторым ячмень, третьим овёс, сеяли  пшеницу, горох, лён;

- последний сноп приносили в дом;
- летом первым сеяли озимые, в августе до Успенья, сеяли рожь, весной, сначала сеяли овёс, потом пшеницу, горох, ячмень;
- после посева, на восьмую неделю, жали ячмень;
 

репортаж

35.

О календарных обрядах и праздниках:

- СВЯТКИ: с 7 января и до Крещенья;
- рядились, ходили по домам: «медведь», «покойник», «солдат»;

- «солдат»: одевались в солдатское, плясал, стукал палкой, лицо было закрыто;

- гадали: «на кресты», «под окна» ходили слушать, утром 7 января, девушка воровала первый испечённый матерью блин, смотрела с улицы в окошко своего дома, чего увидит;

- КРЕЩЕНЬЕ: раньше, ходили на прорубь за водой, в церковь, к деревне Макарьевская, возле Кодозера;

- некоторые смелые, кто рядился в святки, купались в проруби;
- в д. Макарьевская была служба в церкви, поп воду светил;
 

репортаж

36.

Мутовка – ни мутовка
Мутовка – ни мутовка

- снач. комм.: в Великий четверг, перед Пасхой, ходили за мутовкой в лес; на мутовке должно быть пять рожек, считали

- комм.: надо, чтобы на пятое слово бала «мутовка»; ломали веник, которым опахивали печи;

 

приговор на Великий четверг

37.

В Благовещенье девушка кос не заплетёт,
А птичка гнёздыщка ни заведёт.

- снач. комм.: в Благовещенье не работали;
- текст
- комм.: нельзя волосы чесать;
- повтор
- комм.: нельзя заплетать и чесать волосы;
 

приговор в Благовещенье

38.

О календарных обрядах и праздниках:

- ИЛЬИН ДЕНЬ: до обеда в лес ходить нельзя, а после обеда - можно
- ВОЗДВИЖЕНЬЕ: в этот день не гуляли;

- в Пяжелке не выпускали коров;

- ПЕТРОВ ДЕНЬ: ели сухой творог, носили на могилки;

- гуляли в Шимозере;

- ПАСХА: дети собирали яйца, заходили в дом, хозяева дома давали им варёные яйца;

- пекли пасху; за столом поздравляли
- за столом резали пасху, яичко на всех;
- в Пасхальную неделю, ходили по деревням, начинали с д. Макарьевская, по всем деревням, четыре, пять дней, ходили с иконой богоносцы;
- из деревни Тарасовская богоносцы шли по деревням в направлении к деревням: Яковлевская, Полатушка, Утишье;
- через три дня, богоносцы шли в д. Ивановская [Голодная Гора], потом в Красную Гору, Заречье;
- богоносцы ходили по домам, несли иконы, кресты, пели: «Христос воскреся … », их одаривали, кто чем мог;

- СВЯТКИ: 7 января ходил поп по домам;

- в ночь, на 7 января колядовали, коляду пели в доме;
- из Шимозера приходила одинокая старушка, её одаривали;
- колядовщиков хозяева дома одаривали, кто, чем мог;
- ИВАНОВ день: до и после 7 июля ломали веники, купаться начинали после 7 июля;

- ТРОИЦА: раньше ставили две берёзки, возле крыльца;
- ИЛЬИН ДЕНЬ: запрещали купаться, вода становилась холодной;
- ВЕЛИКИЙ ПОСТ: раньше пост соблюдали;

- «гноили» творог, сметану;
- сейчас говорят, что в среду, в пятницу, нельзя есть молоко; 

репортаж

 

Вологодская область,
Бабаевский район,
Пяжозерский с/с
д. Красная Гора
08.12.01.

Зап.: Кукушкин А.В.
Сорокина Г.В.
Румянцева Е.М.

Исп.: Гришина Мария Петровна, 1918 г.р., зд.

39.

Лесной хозяин, хозяюшка,
Все пресвятые, все Богородицы,
Примите мою коровушку
Назову дочку,
Кормите, напоите,
Благополучно отправляйте домой

- текст на вепс. яз.;

- комм.: это произносили около дома, когда отпускали животину со двора; икону ставили над дверью, топор, ухват клали под порог, и, выгоняя корову на улицу, говорили три раза;

- текст на рус яз.;
- комм.: утром, когда надо отпускать животину в поле, её обходили на дворе; 

приговор на выгон скотины

 

Вологодская область,
Бабаевский район,
Пяжозерский с/с
д. Красная Гора
08.12.01.

Зап.: Кукушкин А.В.

Исп.: Тришкина Устинья Фёдоровна, 1927 г.р., зд. 

40.

[Там] в саду при долине
Громко пел соловей
А я мальчик на чужбине
Позабыт от людей

- текст;
- комм.: пели в д. Красная Гора, когда опьянеют;
 

поздняя лирическая

41.

О свадебном обряде:

- раньше пели: «Ехали солдатики со службы домой … », «Запил Ваня, загулял … »;
- в свадьбу, в доме жениха и невесты пили вино, плясали, пели песни;
- в первый день гуляли в доме жениха, поздравляли молодых;

репортаж

 

Вологодская область,
Бабаевский район,
Пяжозерский с/с
п. Пяжелка
07.06.02.

Зап.: Кукушкин А.В.
Куимова Н.В.
Жильченков Витя
Соколова Саша

 Исп.: Медникова Анастасия Григорьевна, 1927 г.р., род. - д. Уконпустошь Пяжозерского с/с 

42.

Здравствуйте!
Хозяева и хозяюшки, если можно, мы заходим к вам
Мы за добрым делом, да за сватовством
У вас невеста краса, вон какая коса

- снач. комм.: саму сватали в 1947 г., приходил дядюшка с гармошкой на плече, жених, дружок
- комм.: родители невесты ставили на стол самовар, мать жениха свататься не ходила;
 

свадебный приговор

43.

О свадебном обряде:

- раньше свадебный приговор говорил «главный сват» – дядюшка жениха, который играл в гармонь;
- после того, как родители давали согласие на свадьбу, все садились за стол, и начинали свататься;
- у невесты спрашивали о согласии на свадьбу: «взамуш пойдёшь?»;
- после того как посватались, начинали петь, плясать, потом утром, к рассвету уходили домой
- «срок» давали, договаривались родители невесты и жениха, потом благословляли молодых;
- «срок» по продолжительности был разным: неделя, месяц, пока пиво варят;
- пиво раньше варили дома, чтобы было «ядрёное», хмельное; варили в больших русских печах, в больших глиняных горшках со своим хмелем, потом сливали в ушаты;
- хозяйство у жениха в деревне не смотрели, потому, что знали «всё наизусть друг друга, всех женихов и невестоф»;
- мать невесты готовила приданное заранее, с самого рождения девочки: полотенце – свекрови, свёкру – рубаху, исподки, косоворотки, домотканые рубахи из тонкого полотна в клеточку;
- после «срока»: за невестой приходил жених с дружком или друзьями, что-то говорил;
- подружки одевали невесту, заплетали, выводили, заплетали косу на две половины, на две косы, украшали её: вплетали розовые, красные, белые ленты;

- когда ехали венчаться в церковь, большие волосы приплетали, покрывали сверху маминым «гарусным», цветастым, покупным платком; полностью распускали платок на голове невесты; когда уводили невесту к жениху

- до приезда жениха, раньше, был «девичник», на который приходили девушки невесты и пели ей свадебные песни, плясали, может, плакали; 

репортаж

Конец записи 

 

<<< предыдущий  

следующий  >>>

592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 692 >
612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631
632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651
652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671
672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691