21. |
О церкви д.
Горка Комоневского с/с:
- церковь д. Горка была комоневского
прихода;
- у оборванных стен церкви клали
деньги;
|
репортаж |
22. |
Как бы, как бы,
не Германия,
И как бы не
война,
Не убили бы
молодиньково,
Дролю у миня
|
частушка |
23. |
Раньше пе[л]а,
запевала,
Запевать
хотелосе.
А теперя у миня,
Куда весельё
делосе
- снач. комм.: на поле, во время
жатвы серпом, пели частушки, долгие песни;
- комм.: «голос хреповатый ведь»;
|
частушка
жнивная |
24. |
У мня голас
хриповатой,
Хрипыватой, да
пою.
У мнё горад
влотцоватцо,
Вретцаватцово
люблю
|
частушка
жнивная |
25. |
Мамынька
радимая,
Побереги
родинова.
Замуж выйду,
спомену,
Поберегла на ма[л]оду
|
частушка
жнивная |
26. |
Дроля в армию
поедит,
Ей чево
накажите.
Я вни с кем
гулять не буду,
Если не
прикажите
|
частушка
жнивная |
27. |
Я ни вс кем
гулять не буду,
Не люби миня
никто.
Кто до армией
любила,
Дожидать буду
тово
|
частушка |
28. |
О качании на
качели, гуляниях, праздниках, беседе:
- частушка № 27 исполнялась раньше
на качелях;
- раньше бесед вечером не делали, а
гуляли вечером с гармонью по деревенской улице;
- в Пречистов день, Ильин день,
Троицу вечером гуляли с гармонью по деревенской улице;
- на качелях качались в любой день;
- вечером, молодёжь д. Горка гуляла,
качалась на качелях;
- в д. Горка собирались на беседу;
- качель была установлена на горке,
возле пожарной машины;
- девушки вставали на широкие
качели, держась за ручки, качались с песнями;
- качели были хорошие, крепкие;
|
репортаж |
29. |
О свадебном
обряде:
- после свадьбы устраивали гулянку;
- раньше отдавали молодку замуж,
приходили свататься;
- две женщины водили невесту «за под
запазухи»: невеста плакала, а женщины причитали;
- кто из женщин знал свадебные
причёты - тот был у невесты «подоплешницей», водил её под руки со
свадебными причётами;
- две «подоплечницы» водили невесту
под руки, а невеста плакала;
- на девичнике, когда выпивали,
колотили друг друга рукой в голову;
- каждый ударивший рукой, во время
игры, убегал;
- «такая была мода» стукать кулаком
в голову друг дружку, после чего убегали;
- во время свадьбы гуляли, плясали,
песни пели, пили;
- девичники были до тех пор, пока
молодожёнов венчали в церкви;
|
репортаж |
30. |
О календарных
обрядах и праздниках:
ПРЕЧИСТАЯ:
- в Пречистую ребята пели под
гармонь песни;
СВЯТКИ:
- Валентина Григорьевна пела коляду;
- «как только войдёт Новый год, зар†дится
коляда, Валентина Григорьевна против Нового года ходила петь
коляду»;
|
репортаж |
31. |
Колёда, колёда,
Зародилась
колёда,
Зародилась
колёда,
На кануне
Рождиства
- текст;
- комм.: Валентине Григорьевне дали
за колядку пол-литра самогонки; две женщины ходили колядовать;
|
колядка |
32. |
О календарных
обрядах и праздниках:
ПАСХА:
- в Пасху 5 «христомольцев» носили
кресты;
- жители деревни давали «христомольцам»
яйца, целовали кресты;
- священник пел «Христос воскреси»,
служил молебен на дворе, в избе родителей Флегантовой Т. Е.;
- священнику, «крестоносцам» давали
яйца, хлеб, кормили, поили;
- «крестоносцы» заходили первым
делом на вино, на обедню в родительский дом Флегантовой Т. Е.;
- «крестоносцы» клали к Андрею,
первому ребёнку в семье Флегантовых, кресты, шли по деревне пить
пиво до приезда священника;
- священник приезжал в деревне на
лошади;
- священника отвозили в д. Горка,
Артёмово, Истомино;
- «христоносцы» ходили по деревням
пешком, где их угощали яйцами, «мякушками»;
- две женщины собирали «кусочки» для
священника;
- для священника женщины в деревне
пекли хорошие пироги;
|
репортаж |
33. |
Христос
воскресе
Воистенной
воскресе
- интонирован;
|
выкрик на Пасху |
34. |
Колёда, колёда,
Зародилась
колёда,
На кануне
Рождества.
Кто даст колёды
- снач. комм.: Флегантовой Т. Е.
никогда раньше не приходилось петь калядку, только слышала её в
исполнении Валентины Григорьевны;
- фрагм. интонирования;
- фрагм. текста;
|
колядка |
35. |
О календарных
обрядах и праздниках:
СВЯТКИ:
- колядовщикам выносили на тарелке
сканцы, давали «куски» (пирога);
- Валентина Григорьевна, с 2
женщинами и мальчиком сбирали целую корзину «мякушек»;
МАСЛЕНИЦА:
- раньше, в Масленицу, катающиеся на
конях пели хорошие песни;
|
репортаж |
36. |
О беседе:
- на беседе плясали, пели песни;
- в каждый праздник зимой делали
беседы;
- летом бесед не было, на улице
гуляли;
- на беседу приходили в избу с
прялками пряжу прясть;
- на беседу приходили ребята с
гармонью, плясали;
- ребят на беседе была целая изба;
- много молодых ребят было убито на
войне;
- ребята звали девушек ко «столбу»
целоваться;
- Пешенька Вальцева сдобляли
«покойником», валили на лавку, делали из редьки долгие «зубы»,
вставляя в полый рот ;
- Флегантова Т. Е. не боялась
подходить к «покойнику»;
- иную девушки ребята волокли к
«покойнику» как «падину», потому что она его боялась;
- младшая сестра Флегантовой Т. Е.
Маша боялась «покойника», на что ей она говорила: «Привезут
«покойника» - не бойся, туда же живой человек повалён»;
- на беседу приезжала «мельница» -
со сковородой;
- сдобленными руководил Пеша
Николаичев;
- приезжали «с блинами» - по ж..пе
лопатой хлопали;
- «мельница»: мололи дресвяным
камнем о сковороду;
- «мельник» спрашивал, что нужно
«смолоть», на что его просили смолоть жито, горох, столочь их в
ступе;
- приходили «бабы – пьяницы» с
бутылками, во внутрь которых наливали воду;
- «бабы – пьяницы сдоблялись
кудесами», шли с корзинами по деревне, полоскали на беседе девушек
водой, разливая её по всей избе из бутылок;
- пока всю воду из бутылок «бабы –
пьяницы» не выльют по избе, с беседы никуда ни уходили;
- девушки убегали от «баб – пьяниц»
в разные стороны, чтобы не попасть под струю воды;
- на большой беседе ребята играли в
карты;
|
репортаж |
37. |
Ой, уж я сяду
сиротиночка,
Ой, ко
хрустальнаму окошечку,
Ой, я спрашу а
сиротиночка,
Ой, ты куда жо
насдобиласе
- комм.: «вот и причёты»; «што
дольше, потом больше»; покойник лежал на лавке, а причётница возле
окна выпричитывала ему, что он умер;
|
похоронный
причёт |
38. |
О
похоронно-поминальном обряде:
- раньше покойник лежал в доме 2
дня;
- в доме причитали до выноса гроба;
- покойника клали в гроб с причётом;
- по дороге на кладбище причитали
сзади гроба;
|
репортаж |
39. |
Ой, ты
простись-ка мая милая,
Ой, со своёй,
да, светлой светлицей.
Ой, суит ли
царства есть угрюмые,
Ой, хижинька,
да, не весёлае
- снач. комм.: при выносе покойника
из дома причитали;
- комм.: «вот и проводишь-то, идёшь,
причитаешь»; этот причёт причитали при выносе покойника из дома;
причитали при выносе покойника на улицу; по дороге до погоста не
причитали; на кладбище причитали;
|
похоронный
причёт |
40. |
Ой, поманити,
да, помешкайте,
Ой, дорогии вы
товэйрещи,
Ой, опускать,
да, свово товэйрюща,
Ой, как у вас,
да, добры молодцы
- снач. комм.: на кладбище
причитали;
- комм.: «если мужик умер»; «вот и
опустит, и охоронят»;
|
похоронный
причёт |
41. |
О
похоронно-поминальном обряде:
- 4 человека опускали гроб на
верёвках в могилу;
- при опускании гроба в могилу молча
кидали мелкие медные и серебряные деньги;
- к сорочинам пекли «мякушки»,
варили пиво, покупали вино;
- в настоящее время справляют 9, 20
дни, у кого есть возможность выставить накрытый стол;
- хороший человек всегда помянет в
9, 20, 40 дни;
- в 40 день сидели вечером, а днём
провожали;
- вечером, накануне 40 дня топили
баню, ходили поминать на могилу;
- после кладбища садились поминать
за стол;
- всех родственников звали на
кладбище поминать душу усопшего, где причитали;
- в 39 день ходили на кладбище
поминать душу усопшего, которую причётом звали за поминальный стол;
|
репортаж |
42. |
Ой, я иду не
сиротиночка,
Ой, я веду, да,
гостя милово,
Ой, милово, да,
го любимово,
Ой, в очи ясны
не видимово
- снач. комм.: отпричитав на могиле,
причётница подходя к дому причитала;
- комм.: «вот тут и сбираешь прицёты»;
«всех и посадят, всех и поминают»; по дороге с погоста Флегантова Т.
Е. шла с причётом; данный причёт звучал, когда Флегантова Т. Е. шла
с погоста, садила за стол душу с родственниками;
|
похоронный
причёт |
43. |
Ой, уж я выйду
сиротиночка,
Ой,
повс[т]ричаю гостя милово,
Ой, милово, да,
я любимово,
Ой, ты
садись-ко нашо милоё
- снач. комм.: встречающая возле
дома душу усопшего причитала;
- проба;
- проба;
- фрагм. напева;
- комм.: зайдя в дом, душу садили за
стол с причётом;
- фрагм. текста;
- фрагм. напева;
- комм.: после причёта все
родственники поднимали стопки, поминали всех, поминали «сродителей»;
|
похоронный
причёт |
44. |
Ой, уш я встану
сиротиночка,
Ой, я ка
столику, да, дубово[й]му,
Ой, я попоˉшою,
поˉествую,
Ой, дорогово гостя
милово
- снач. комм.: после поминок, душу
провожали из-за стола причётом;
- фрагм. текста;
- напев;
- комм.: причитали, когда провожали
душу из-за стола, спрашивали у души, понравились ли ей кушанья;
после поминок душу провожали из-за стола;
|
похоронный
причёт |
45. |
О
похоронно-поминальном обряде:
- душу из-за стола провожали по
дороге причётом до церкви;
- поминали в 9, 20, 40 дни, в
Троицу, в Радуницу;
|
репортаж |
46. |
[Ой, уж я сяду
сиротиночка,]
Ой, роспушу я
быстру речиньку,
Ой, по ограде
белокаменной,
Ой, подплыву я
серой уточкой,
Ой, ко
могилыньке, к высокою
- снач. комм.: в поминальные дни на
погосте причитали;
- фрагм. напева;
- комм.: у Флегантовой Т. Е. 12 июля
у брата именины, понему нужно в этот день причитать;
- фрагм. текста;
- фрагм. напева;
- фрагм. текста;
- комм.: в д. Худяково остались у
Флегантовой Т. Е. только сын, да дочка, братья и сёстры Флегантовой
Т. Е. все умерли;
|
поминальный
причёт |
47. |
О
похоронно-поминальном обряде:
- для поминок на кладбище пекли
«мякушки», блины, которые клали на могилку;
- крошили на могилу яйца, которые
съедали птицы;
- по могиле катали яйцо, которое
потом разбивали, чистили и клали на могилку;
- в «поминочный» день, в сорочины
ходили на погост с яйцами;
- «мякушки» - это «панафида»;
- «мякушки» затваривали на дрожжах;
- пекли из яиц, как «колотиху»
блины;
- на каждой могиле крошили блин;
- сверху блюда «мякушек» клали
яичный блин;
- для поминок брали яйца по
количеству усопших;
- по каждой могиле катали яйцо,
которое затем крошили на могилу;
- на каждую могилу клали любое
количество «мякушек» и 1 блин;
- на могилу крошили «мякушки», чтобы
птички их съедали и усопших родителей поминали;
- если на погосте не было птиц, то
поминальную еду съедали собаки;
- Флегантова Т. Е. клала поминальную
еду на могилы своих родственников: маме, тяте, сестре, зятю, брату;
- в настоящее время памятник ставят
после 40 дня;
- раньше деревянный крест можно было
ставить только после 40 дня; |
репортаж |