Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 56 >>> Бабаевский район

Оригинальная коллекция Бабаевского ЦТНК

АФ 629

 

<<< предыдущий

следующий >>>

592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 692 >
612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631
632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651
652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671
672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691

 

  

Вологодская область,
Бабаевский район,
Пяжозерский с/с
п. Пяжелка
08.06.02.

Групп.: Кукушкин А.В.
Куимова Н.В.
Жильченков Витя

 Исп.: Свинцова Парасковья Ивановна, 1918 г.р., род. - д. Новосерково Тимошенского с/с 

1.

О свадебной одежде:

-          мать [Свинцовой П.В.] – тысяча восемьсот семьдесят восьмого года рождения;
-          на «красоту» нашивали разного цвета бисер: голубой, розовый, зелёный;
-          бисер на «красоту» был покупным;
-          в основу «красоты» была вшита «бумажена от коробки, или береста»;
-          основа «красоты» обворачивалась торговой тканью розового цвета;
-          «красота» была круглой формы, без дна;
-          на «красоте» свисал бисер;
-          с верху «красоты» надевался шёлковый платок, который не завязывали, а накидывали;
-          в церкви невесту венчали с «красотой»;
-          на ноги надевали «скороходы» - покупная обувь на каблучке, с небольшим голенищем;
-          у жених надевал на ноги начищенные до блеска ботинки;
-          на жених одевал покупной костюм из хорошего матерьяла;
-          раньше свадебное платье берегли до смерти, в нём могли хоронить;
-          одним платьем могла пользоваться не одна невеста;
-          дети жениху перегораживали «отводу» на дорогу, он откупался конфетами;
-          жених конфеты бросал на лужок [когда летом женился старший брат];
-          в свадьбу стреляли три раза из холостого ружья;
-          когда второго брата женили, в деревне было шесть гармонистов, все играли на отбор, никто нигде не учился, хорошо играли «под пляску»;
-          девушки и женщины очень хорошо умели петь;
-          мама и крёстная пели, «дак заглушат, только грёмом гремит фсё»;
раньше пьянкой не занимались, на беседу ходили все трезвые [девки и парни];
 

репортаж

2.

О том как «самоходкой» уходили:

-          в деревне просватали девку, прошёл девичник; девушка гуляла с другим парнем, просила родителей не отдавать за не любого: «тятинька и мамынька, не отдовайте миня, и некак не пойду»; жених был видный, с другой деревни, с К†манева», за десять километров; родители просватали, прошёл девичник, свадьба; девушка  [крёстная матери Свинцовой П.И.] ушла «самоходкой»; прошёл до свадьбы девичник, родители жениха сварили пиво, жених приехал за невестой, а девушка [Марья] уехала с другим парнем [«самодурцем»] «самоходкой»;
 

бывальщина

3.

О свадебном обряде:

-          раньше девушек замуж отдавали в девятнадцать, а не в шестнадцать лет, надо было, чтобы она умела работать;
-          раньше кривые, косые – все женились и жили семьями, все находили себе пару, не было холостяков, как сейчас шатаются;
-          инвалиды оставались жить при семьях;
-          раньше «не блажили, не было разврату»;
-          в Великий пост не сватались, а сватались больше осенью;
-          старший брат, забравший «самоходкой» жену [Павловну] венчался, но не сватался;
-          сватались всё больше осенью, когда убран урожай;
-          в Великий пост, на «страшной» неделе никогда не женились, соблюдали пост;
-          [перед проводом в церкву] мать молодых благословляла;
-          раньше молодым нечего не дарили, только деньги кидали (?);
 

репортаж

4.

Об укладе единоличной жизни:

-          при единоличной жизни родители давали невесте корову, овечку;
-          мать готовила приданое невесты;
-          отец обрабатывал землю, купил «пружинку», веялку;
-          отец при обработке земли «как хлеб» воротил каменья;
-          сбывать хлеб было некуда, товаров не было, работали в лесу на лесозаготовках;
-          в снег возили домой дрова;
-          с заработанными на лесозаготовках деньгами ездили, ещё только первый снег растает, в село Борисово на ярмарку;
-          к ярмарке закрывали лесозаготовки, не давали работать;
-          раньше всё было домотканое: постели, наволочки, сарафаны – всё пряли, ткали;
-          семя была: двенадцать человек, жили вместе в одном доме, скандалов не было;
-          семья двенадцать человек: две невестки, у одной было трое, у другой двое детей, тятя, мама и я [Свинцова П.И.];
-          до колхозов было пять коров, две лошади;
-          по весне работников никого не было, брат уходил для заработки денег на сплав, потому, что хорошо умел ездить на бревне;
-          хлеба были целые амбары;
-          «в старину жили худо»: были чёрные печки, барин не давал рубить лес;
-          лес разрешили рубить при Ленине;
-          двенадцать человек жили в двух избах: зимняя и летняя;
-          зимняя изба была маленькая, а летняя большая;
-          до колхоза брату построили избу, и при колхозе разделились;
 

репортаж

5.

О грамотности и школе:

-          «тятя не дал ходить двух зим в школу»;
-          старший брат, сестра [Шура] были не грамотные;
-          нужно было присмотреть за детьми, но отец не отпускал;
-          отец и мать были не грамотные, не могли расписаться;
-          позже на Кьярде была открыта ШКМ;
-          позже раскулачили, пришлось идти жать, потом работать;
-          раньше грамотных было мало, все за землёй гонялись, за грамотой не тянулись;
-          второй брат [Павел] полторы зимы отходил в школу;
-          те [Свинцова П.И.], кто хотя бы отходил в школу, могли расписаться, почитать книжку;
-          многие грамоту не считали нужным;
-          в школе, в Трушине были парты;
-          учителя приезжали учить на конях, останавливались жить на квартирах, возле которых стояли кони, интернатов не было;
 

репортаж

6.

О гуляниях:

-          раньше не вредили друг другу, были все добрые, словесные, мучила совесть;
-          раньше, девушкой гуляла, было весело – «ыш† бы молодось вернули, дак побыл бы ышо»;
-          работали, успевали погулять, не напивались, от ребят худых слов не слышали, пьяных девушек и парней не было;
 

репортаж

7.

О календарных обрядах и праздниках:

-          на праздник ходила звать девушек, «не одно застолье» приводила девушка [Свинцова П.И.] домой, мать угощала: кто пиво «глон¢т», кто пообедает;
-          ни каких не было игрушек, но все были весёлые;
-          гармоней было много, девушки «орали» коротенькие песни под гармошку;
-          по три девушки «откалываясь» пели песни без гармони;
 

репортаж

8.

Я люблю как росцветает
У картошки травушка
Я люблю как заиграёт
Весело за… бавушка

-          интонирован;
-          снач. комм.: «откалываясь» пели девушки таким голосом;
-          комм.: «голос-то у меня не бежит»; «откалываясь», девушка пела песни с одной, с двумя подругами без гармони;
 

частушка

9.

О музыкальных инструментах:

-          «под язык» не играли, так как были свои гармонисты среди ребят;
 

репортаж

10.

Об обучении игры на музыкальных инструментах:

-          сын хорошо играет на гармошке, нигде не учился;
-          мать [Свинцова П.И.] купила сыну гармонь, он сам в избе начал учиться играть;
-          бывало, что в праздник сын подсаживался к гармонисту, смотрел, прислушивался к его игре;
-          сын на покупной гармони [ему пятьдесят второй год] учился играть «под песни»;
 

репортаж

11.

По деревне с песнями:
[аккомпанирует: Кукушкин А.В.]
 

наигрыш на хромке

12.

[Ой, гармо]ниста я любила,
Гармониста тешила
Ой, гармонисту на плечо
Фсама гармошку весила

-          фрагм. напева;
 

частушка

13.

Ой, задушевная товарочка
Попали-то куда?
От любови да не лечивий
Не какие, да доктора

-          напев;
 

частушка

14.

Ой, ягодиночку убили,
И мине бы пореветь,
Ой, не которой, да некоторово
Не стали бы жалеть

-          напев;
 

частушка

15.

Ой, кабы, кабы не гармони
Не эта бы война
Ой, были дети, да не сироты
И я бы не фдова

- напев;
 

частушка

16.

Ой, мы-то два поцеловались
Серцо взволновалосе
Ой, верно понело одно
Што навеки росталосё

-          напев;
 

частушка

17.

Под пляску с частушками:
[аккомпанирует: Кукушкин А.В]
 

наигрыш на хромке

18.

[Я пой]ду и поплешу
По полу суховатому
За весёлую игру
Спасибо кудреватому

-          фрагм. напева;
 

частушка

19.

Поливай, не поливай
Берёска не обтронитце
Вспоминай, не вспоминай
Любоф-то не воротитцэ

-          напев;
 

частушка

20.

О свадебном обряде:

-          раньше магазинов не было, на свадьбу - варили «студень», тушили мясо, «пряженики пряжели», пекли «сочни», пироги;
-          раньше, мяса было много;
-          пекли пироги с рыбой, река протекала рядом с деревней Новосерково, было много рыбы;
-          братья, сестра [Шурка], тятя, приносили раньше по корзине рыбы в килограмм семнадцать, ловли за полтора часа;
-          пекли «преженички»: «сочни пряжёне на свадьбу обезательно»;
-          свекровь встречала молодых большой, не украшенной ковригой хлеба, с солью на верху;
-          девушки, вечером, на девичнике, расплетали у невесты косы, одевали «красоту», вплетали ленты;
-          после свадьбы косы некогда не заплетали; 

репортаж

  

Вологодская область,
Бабаевский район,
Пяжозерский с/с
п. Пяжелка
09.06.02.

Групп.: Кукушкин А.В.
Куимова Н.В.
Жильченков Витя
Масияускас Наташа
Соколова Саша

Исп.: Семёнова Нина Михайловна, 1931 г.р., род. - д. Кривозеро Кривозёрского с/с 

21.

О свадебном обряде:

-          сперва сватались в доме невесты, потом давали срок;
-          жених ехал за невестой к венцу, в деревне зажигали на лошадях «кошели»;
-          «кошель»: берестенный, в нём носили ягоды;
-          «кошель» вешали «на городу» [на огород];
-          «кошель» горел на шесте, где костры горели, пока молодые ехали лошади;
-          раньше, на свадьбе гуляли всей деревней, «приходили все, кому не лень»;
-          со стороны жениха приходили свататься: отец, братья, кто ещё с œтой стороны;
-          сваты стояли, пока им родители невесты не велели садиться;
-          после договора родители невесты приглашали сесть родителей жениха за стол;
-          на столе: пироги, «рогульки», «курники» [рыбники], блины;
-          родители знали о приходе сватов, заранее готовили стол;
-          молодых, как просватали, благословляли: проходили вокруг их с иконой, говорили какие-то слова (?);
-          при благословении молодых [Семёновой Н.М]: они стояли, а вокруг их обходили с иконой три раза, возле переднего угла;
 

репортаж

22.

О том как сватались:

-         
рассказывала одна женщина: сосватали, тётя [Машичева Мария] купила три бутылки водки, хватило на сватовство, свадьбу, и три «гост¢бы»; «вот как раньше сватали»;
 

бывальщина

23.

О свадебном обряде:

-         
срок давали - «кто сколько мог»;
-         
в наше время - хозяйство, и дом жениха не смотрели, девичник не делали;
-         
в прежние времена, в Кривозере – делали девичник, топили баню, расплетали косы [у невесты], плакали;
-         
баню топили, косу заплетали в доме невесты, и мать причитала вс¢ время;
-         
после того, как невеста вымылась в бане, её садили на стул, плели косу, и мать причитала;
-         
невеста только ревела, подруги и мать – причитали;
-         
подруги причитали мало, а мать прощалась;
-         
раньше старые умели причитать, а теперь никто;
-         
на девичнике пели (?)«Отлетает …», причитали;
-         
в наше время, красоту не одевали, одевали специально купленные «щепчики с крышкой, завязкой, как резинкой натягивались с зади, прикрывало - хвостик, волосы»;
-         
при нас, на красоту платок не одевали, лицо невесты было всегда открыто;
-         
зимой - жених приезжал «на карете, где были сидячие места»;
-         
летом сватались мало;
-         
жених выкупал невесту у её подруг, они  ему невесту не отдавали, песней просили откуп, цепью вставали, загораживли дорогу жениху;
 

репортаж

24.

За эту цену, мы тибе не отдадим

-         
текст;
-         
подруги не отпускали невесту жениху, приговаривали, что «мало даёт» откупа за невесту;
 

свадебный приговор

25.

О свадебном обряде:

-         
друзья жениха откупали невесту;
-         
когда жили бедно, дак «мало мальски дадут» откупа подругам невесты, и невесту отдавали, давали место для прохода;
-         
могли сватам отказать в свадьбе;
-         
молодых провожали к венцу и встречали от венца песней (?);
-         
после венца первыми встречали молодых родители, заходили домой с буханкой хлеба, и с солью;
 

репортаж

26.

Катька, взамуж будете выходить, дак старайтесь укусить,
Штобы было чево


-         
текст;
-         
снач. комм.: хлеб давали молодым кусать: с перва невесте, потом жениху, меряли: который больше укусил, тот будет хозяином в дому;
 

свадебный приговор

27.

О свадебном обряде:

-         
буханка хлеба лежала на полотенце, родственники кидали куда попало зерно из решета;
-         
невесте, в косу вплетали различных цветов ленточки -  большинство красные, розовые;
-         
ленты после свадьбы хранились всю жизнь у женщины;
 

репортаж

28.

Дай Бох вам щастья

-         
текст;
-         
снач. комм.: хлеб кусали молодые, его проносили три раза над их головами;
-         
родители ревели,  подруги невесты гуляя на свадьбе кричали;
 

свадебный приговор

29.

О свадебном обряде:

-         
жених невесту заводил «под руку» в дом, они садились за столы;
-         
молодые садились на лавку, на которой были постланы половики;
-         
по сторонам невесты и жениха за столом сидела их родственники;
-         
ближе к жениху и невесте садились мать, отец;
-         
вся родня встречая гостей, проводила их в дом;
-         
в Кривозере на свадьбу пива не варили, вина не покупали, покупали водку;
-         
за столом водку наливали в «пуйманские» стаканы [двести пятьдесят грамм], рюмочки, кричали: «горько»;
-         
первыми молодых поздравляли родители, благословляли, чтобы «жили по настоящему всю жизнь»;
-         
после родителей молодых поздравляли подруги, друзья;
-         
на свадьбе маленьких «за стол не пускали»;
-         
в первый день гуляли в доме невесты, а на второй день гуляли в доме жениха;
-         
гуляя в первый, второй день – крали невесту;
-         
после первого дня мать с причётами [приговорами] провожала молодых спать; 

репортаж

СТОРОНА В 

Исп.: Семёнова Нина Михайловна, 1931 г.р., род. - д. Кривозеро Кривозёрского с/с 

30.

Любишь ево? Любишь?
Ты любиж ево? Любишь


-         
текст;
-         
снач. комм.: после первой ночи, пока ещё молодые спали, брали кнут, и стегая им по попе, «вдоль и поперёк», приговаривали;
-         
комм.: «вот и стегают»;
 

свадебный приговор

31.

Ну э теперь, давайте, фстовайте

-         
текст;
-         
комм.: «это уже жениха стегали; в наше время стегали»;
 

свадебный приговор

32.

О свадебном обряде:

-         
после первой ночи, у жениха про что-то спрашивали;
-         
мать, с причётом провожала молодых спать;
-         
на второй день гуляли в доме жениха, и после этого свадьба заканчивалась;
-         
в первый, второй день, на свадьбе плясали, пели песни;
-         
раньше, романсы старики не пели, потому что не знали, пели на свадьбе только свадебные песни;
-         
на свадьбе пели «Ты река ли моя реченька… », другие песни;
-         
романсы «и типерь, кто умерли, наши матери, дак век не знали этих песен»;
 

репортаж

33.

 

Ты река ли моя реченька
Ты река ли моя быстрая[м]
Речка быстрая струлистрая
По чему течёшь? По сахару[м]


-         
фрагм. напева;
-         
комм.: «не буду, больши и ни знаю»;
 

лирическая

34.

 

Ты постой, постой-ка дочинька
Позабыла золоты ключи[м]
Не обманывай-ко маминька
Не забыла золотых ключей
Позабыла я веть маминька
Свою вольную-то волюшку


-         
фрагм. напева;
-         
комм.: «вот и фсё; это пели подруги, а невеста плакала на дивишники, и на свадьбе эти песни пели фсе, ды и … »;
 

лирическая

35.

О свадебном обряде:

-         
на девичнике, невеста, громко, долго, ревела[плакала], а девушки пели;
-         
при нас появились гармони на свадьбах;
-         
на свадьбе плясали: «ланчика», «кадрель», «русского»;
-         
«русского» плясали по два, по три, в зависимости от того кто кого пригласит; парень с парнем; парень оплясывал девушку; с песнями;
-         
на свадьбу: варили холодец, жарили рыбу, варили всякие щи, что надо было – пекли;
-         
в наши дни, о салатах не имели понятия;
-         
на свадьбе было еды всякой, большинство домашняя: жаренная рыба, печённые курники, варёное;
-         
рыбник, по местному «курник»: закрытая в тесте рыба;
-         
рыбу ловили в озере;
-         
в пирог добавляли свежую, не сушеную рыбу;
-         
раньше дедушка с озера сразу же приносил корзину рыбы;
-         
самые вкусные рыбники получались из налима;
-         
у всех на свадьбе была всегда на столе яичница, тогда держали куриц;
-         
мать делала в большущей сковороде яичницу: била яиц, сколько хотела, с молоком делала;
-         
зятю тёща делали без молока целиковую яичницу, чтобы зять любил больше дочку;
-         
«рваных» горшков раньше не выкидывали, обвязывали берестой, мешали в нём сметану;
-         
били покупные блюдечки, невеста веником подметала пол;
-         
свадебные платья после свадьбы [матери] берегли, «всю жизнь берегли свои наряды»;
-         
после войны, свадебные наряды перешивали на детей;
-         
невеста носила длинное платье, без фартука;
-         
сарафана невеста не носила;
-         
при нас, рубахи косоворотки не носили;
 

репортаж

36.

О грамотности и школе:

-         
закончила три класса, стала работать – «впрягалась за место лошади»;
-         
три класса заканчивала в Кривозере;
-         
школа была двухэтажная, в низу раздевалка, два класса, и жил учитель;
-         
в то время учителями были: Иван Михайлович и Ирина Михайловна Прохоровы;
 

репортаж

37.

Ну-ко, ски там, [эти, штуки-то скут на] рогульки.
Умеешь, или нет?!


-         
текст;
-         
снач. комм.: «раньше, [на утро], после свадьбы, сразу будили» [молодых, и приговаривали];
-         
комм.: «всё заставляли делать раньше, узнавали, что за молодка пришла в дом»;
 

свадебный приговор

38.

О свадебном обряде:

-         
молодые, свой дом сразу не строили;
-         
мать прожила двадцать шесть лет со свекровью, потом только построили свой дом;
-         
в наше время, мать давала в приданое своей дочке корову;
-         
невеста -  одаривала свёкра и свекровь;
-         
в наше время, когда все садились за стол, то невеста своими руками дарила подарки родственникам жениха;
 

репортаж

39.

Можно мне тебя назвать матерью?
Можно тебя отцом назвать?


-         
текст;
-         
снач. комм.: невеста одаривая свекровь и свёкра, спрашивала;
-         
комм.: когда невеста дарила дары, тогда и спрашивала;
 

свадебный приговор

40.

О свадебном обряде:

-         
на свадьбе был «друшка»;
-         
приходили свататься – крёстный, крёстная опоясаны полотенцем «с право на лево»;
-         
мать выходила за муж в восемнадцать лет, Семёнова Н.М в двадцать четыре, сестра - не было восемнадцати, племянница -  нету семнадцати, дочь - на двадцать четвёртом году;
-         
мать вышла в восемнадцать лет, отец был старше на шесть лет;
-         
раньше старых дев не было;
-         
не вышла за муж женщина инвалид [тётя Валентины Александровны];
-         
родители невесты могли отказать сватам в свадьбе, их поили чаем, и они уезжали со двора, об этом знала вся деревня;
 

репортаж

41.

О том как сватались:

-         
приходил свататься жених [Сидоров Николай / Алексей к девушке [Маше], которая была старше его на десять годов; она ему отказала, жених уехал; с «рёвом» жених приехал, и дошёл до дому; дедушка его успокаивал: «дак не беспокойся; Маша не прейдёт, дак ыш† сорок невест есь за тобой»; на второй раз пошли свататься, да девушка [Маша] и пришла к жениху [Сидорову Николаю / Алексею]; с тех пор и живут по сегодняшний день в Колошме;
 

бывальщина

42.

О свадебном обряде:

-         
молодые на лошадях ехали к венцу, их останавливали по дороге, около дома;
-         
к венцу в основном ездили на двух лошадях;
-         
свататься ездили на одной лошади;
-         
сват ехал к венчанию вместе с молодыми в одной карете;
 

репортаж

43.

Ты река ли моя реченька
Ты река ли мая быстрая
Речка быстрая струлистрая
По чему течёшь? По сахару


-         
текст;
-         
комм.: «фсё это пели на девишнике»; 

лирическая

 Исп.: Евсичева Антонина Тимофеевна, 1922 г.р., род. - д. Пергумусь Конецкого с/с 

44.

О календарных обрядах и праздниках:

ПРЕСТОЛЬНЫЕ:
-         
в деревне Пергумусь были праздники: вешняя ПŸТНИЦА, не в точном числе в году, УСПЕНЬ¡;
-         
раньше, когда не было «дожжа», говорили, что обходили с иконой деревню [Пергумусь], потом пошёл «дожжик»;
-         
церковь находилась на особом поле, в двух километрах от деревни Пергумусь, и через поле от деревни Пожары, Ходинская;
-         
на поле стояла Вознесенская каменная церковь;
-         
из Вознесенской церкви приходили в деревню Пергумусь – поп, дьякон, прихожане, обходили вокруг деревни три раза, чтобы пошёл «дожжик»;
ВОЗДВИЖЕНЬЕ:

-         
кто ходил, кто не ходил в лес;
-         
кто боялся зверей, тот в лес не ходил;
-         
раньше говорили, что: «во здвиженье звери ходят по лесу»;
ПЯТНИЦА:

-         
раньше гуляли в весеннюю и осеннюю [десятого ноября] пятницы;
-         
в первый день гуляли в Пожарах, Одинской, Ореховой, - маленькие деревнюшки, рядом с церковью;
-         
на второй день приходили в деревню Пергумусь; на третий день расходились по деревням: в Осиево, в Конец [семь километров от Пергумусь];
-         
на праздник пива варили;
-         
раньше, весело гуляли в праздники: молодёжь шла впереди, девчонки вслед за гармонистом с песнями, «табуном» плясали;
-         
пиво варили – кто дома, кто на улице, на костре;
-         
чистую воду для пива брали с колодца;
-         
раньше «люди были простыми, всех гостей за стол садили, не кого не оставляли – чужой, ли свой, всех за стол садили»;
-         
на стол ставили всё что наготовлено, пироги с разной начинкой:  рыба, ягоды; холодец варили, мясо тушили; вяленное мясо вешали на стенке;
-         
весной, в марте, вялили мясо завешивали им все стенки, накрывали марлей;
-         
осенью - животину закалывали, засаливали мясо, весной его вялили;
-         
на праздник пекли «рогушки», блины, варили крахмальный кисель с клюквенным соком;
-         
«калитка»: сукали сочень, в него добавляли капустную начинку;
 

репортаж

45.

О беседах:

-         
собирались в доме [Евсичевой А.Т]каждый вечер на беседу: кругом стола садились с прялками, на столе – капуста, клюква, мороженная рябина с ветками;
-         
[когда Евсичевой было шестнадцать, семнадцать лет] «картомили» у соседей большой дом для беседы, где собиралась молодёжь;
-         
за дом рассчитывались с хозяйкой кто чем мог;
-         
на кануне Рождества девчонки, парни ходили с дровнями колядовать, что насобирают, приносили на беседу, ели, а что оставалось – отдавали хозяйке за дом;
 

репортаж

46.

О святочных обрядах:

-         
колядовали, собирали, кто чего давал;
-         
коляду больше пели на мосту;
-         
когда переехали в Колпино, то мать хорошо знала колядку, ходила колядовать по соседям;
 

репортаж

47.

Зародилась каледа
На кануне Рождиства
Кто подаст перога
[Тому двор живота]
А хто не даст,
Дак курица одна


-         
фрагм. текста;
-         
комм.: «не знаю, забыла уж всё, память-то худая, уж теперь забываю всё»;
 

колядка

48.

О беседах:

-         
на беседу приходили парни, садились к прялкам, каждый кавалер к своей барышне;
-         
на беседе плясали «ланчика»: Ладбольского и Борисо-Судского - в четыре пары, Белозерского;
 

репортаж

49.

О качели:

-         
на ниве, у деревни была сделана большая качель, летом, весной, когда было тепло, садилось человек шестнадцать девушек, парней;
-         
качель делали взрослые парни; качались все вместе – девушки и парни, раскачивались так, что переворачивались через вал;
-         
на беседе играли «в номера»;
 

репортаж

50.

О календарных обрядах и праздниках:

СВЯТКИ:

-         
раньше гадали: в колодец, в воду, опускали зажёную лучину; барышни загадывали о том – выйдет ли в сей год за муж; если лучина загоралась -  значит выйдет за муж, если тухла -  значит нет;
-         
гадали «на крестах»: вставали все в круг, кругом очерчивались палкой три раза;
-         
«под окнами» слушали, о чём говорили в доме: если говорили про хорошее -  значит жит будешь хорошо, а про плохое -  значит к худой жизни;
-         
«ходили, всяко сдоблялись: «медведем», кто как;
-         
«медведь»: шубу выворачивал на левую сторону, в рукава запихивал ноги, полз как «медведь»;
-         
два брата чудака, не женатые, заносили скамеечку, брата «насдобляли «покойником»»;
-         
«покойник»: одевали в белое, приносили, лицо закрывали белым платком;
-         
на беседе от «покойника» все пугались, убегали из избы;
-         
«покойника» заносили парни, держали двери, потом двери отпускали, выносили «покойника» обратно с беседы;
-         
«медведь»: лицо закрыто [кожей], шёл на четвереньках, подходил к барышням, фыркал на них;
-         
«лошадью» «сдоблялись»;
КРЕЩЕНЬЕ:

-         
ходили [и до сих пор ходят]на ключ за водой, далеко за болото;
-         
раньше, в деревне Пергумусь, набирали воду на ключике на кануне Крещения, в двенадцать часов, сколько зачерпнётся, без приговора;
-         
в Пяжелке ходили на ручеёк, на ключ, или возле дома на колодец;
-         
воду приносили в дом, светили все углы, делали веничек из берёзового веника, выламывали поменьше;
-         
светя дом, начинали прыскать «с переднего угла»;
-         
на дверь приколачивали подкову, ставили дёгтем крестик с обеих сторон двери;
-         
во хлеву святили животину водой, корову – с головы до хвоста;
 

репортаж

51.

О сне про крестик:

-         
когда приехали в Пяжелку, у матери раньше во хлеве был железный крестик, в углу, как заходишь; мать умерла; пришла соседка [Павла Бульёнова], и сказала: «дефка, мыне севодне в сон приснилоси – бабушка твоя, и говорит: «чо-то Тонька-то думает, веть ей крестик, вот говорит, под ногам находетцы»»; дочь [Евсичева А.Т.]покопалась в углу, крестик оказался у дверей, дак это диво;
 

быличка

52.

О масленичном обряде:

-         
масленица раньше была богатой, на лошадях, на санях, из деревни в деревню, вдоль деревни  катались;
-         
из Пергумусь катались в масленицу в деревню Пожары, Ходынскую, Конецкую;
-         
дети катались с горок, детям взрослые помогали горки заливать;
-         
с горки катались только на санках;
-         
в первую очередь жарили блины, волнушки; 
 

репортаж

53.

Об укладе семейной жизни:

-         
в семье [у дедушки Вани, у отца Маши] было четыре сына, все женились;
-         
отец каждому сыну после женитьбы срубил по дому [«хороме»], хлеву и двору;
-         
раньше, старики с младшим сыном доживали;
 

репортаж

54.

О календарных обрядах и праздниках:

МАСЛЕНИЦА:

-         
ходили в гости к тёще;
-         
была не на году, всю неделю праздновали;
-         
мать отжила тридцать два года с зятем, скандалов не бывало;
-         
на дровни накладывали костёр, увозили жечь;
-         
с санями дровенками дети и взрослые собирали палки для костра;
-         
дровни с палками свозили в поле, где находилась церковь, дожигали масленицу;
ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ:

-         
обрезали курочкам хвосты, деньги  считали, меряли матерьял [ситец], чтобы водилось;
-         
коровам в каждый год обрезали хвосты, в хлев обирали, под матицу затыкали;
ЕГОРИЙ:

-         
во хлеве хозяйки делали обход;
-         
делал пастух общий обход в день выпуска скотины в поле;
-         
хозяева животины приносили за общий обход пастуху: яиц, денег, кто чего;
-         
раньше, пастух делал обход с молитвой, с решетом, в решето пастуху ложили яйца, которые он потом забирал себе;
-         
пастух обходил животину три раза, на голове одет головной убор;
-         
если пастух видел, что хозяйка гонит животину босая, и с открытой головой, то наказывал;
 

репортаж

55.

О том как зверь задрал скотину, после срока пастьбы:

-         
мама рассказывала: как-то давно пас пастух [Евсичева А.Т. была ещё маленькая], отпас весь срок, всё лето ходил с бородой; пастух допас до числа, выпал снег, ростаел; все начали просить пастуха, чтобы он ещё попас животину; пастух стал отказывать: «я не погоню, я не могу гнать»; скотину выгнали после срока пастьбы, зверь всю испотрашил; по обходу – нельзя было больше выгонять скотину: пастух побрился, подстригся, и его заставили пасти; пасли раньше до конца осени, пока снег не выпадет; вот так было, мама рассказывала;
 

бывальщина

56.

О пастухах:

-         
яйца, принесённые за обход пастух забирал себе;
-         
пастухи красиво барабанили в барабанку, теперь так не умеют;
-         
утром, на выгон барабанили в барабанку;
-         
барабанка: доска – полтора метра, с дырочками для верёвки, должно быть звонкое дерево, две небольшие палочки;
 

репортаж

57.

О календарных обрядах и праздниках:

ВОЗНЕСЕНЬЕ:

-         
приходили со всех деревень в Вознесенскую церкву, приезжали с Кадуйского района, молились, слушали как поп поёт;
ПАСХА:

-         
ходили, приезжали на лошадях с Осиево в церкву к всенощной;
-         
возле церкви была келья, для священников, там жил дьячок, кто не мог уехать из прихожан в Пасху, оставались у дьячка на ночлег;
-         
после всенощной, утром все возвращались домой, потом опять ездили в церковь святить яйца, которые там оставляли попу и дьячку;
-         
утром, перед поездкой в церкву, в доме накрывали праздничный стол;
-         
пасху, до ухода в церкву, оставляли на столе, потом её разрезали на всех членов семьи;
-         
в «катальные» праздники – НИКОЛА, ТРОИЦА, «скоплялись на улице: кто в карты играл, кто катал яйца по латку, чьё разбивали, того яйцо забирали;
-         
латок: из дерева, с выемкой, клали - со стола [табуретки] на землю;
-         
катали яйца в каждые «катальные» праздники [Троица, Никола];
ТРОИЦА:

-         
ставили берёзки воле крыльца дома, кто сколько мог; 

репортаж

 

<<< предыдущий  

следующий  >>>

592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 692 >
612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631
632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651
652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671
672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691