Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 56 >>> Бабаевский район

Оригинальная коллекция Бабаевского ЦТНК

АФ 628

 

<<< предыдущий

следующий >>>

592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 692 >
612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631
632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651
652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671
672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691

 

Вологодская область,
Бабаевский район,
Пяжозерский с/с
п. Пяжелка
07.06.02.

Гр.: Кукушкин А.В.
Куимова Н.В.
Цветкова Оля
Машичева Таня
Масияускас Наташа

Исп.: Виноградова Александра Михайловна, 1927 г.р., род. - д. Ракуново Комонёвского с/с 

01.

О похоронно-поминальных обрядах:

- в девять лет умер брат от свинки, не было лошадей свезти его до Борисово [сорок километров];
- когда плохо себя чувствовала: «в голове мураши бегали», в сон бросало, глаза закрывались;
- перед смертью брат [Борис] попросил прощение у матери за «не созданную жизнь», задрожал и помер;
- брат умер в пять часов вечера после бани: два раза «хамну», и голова сразу пала;
- привиделось: в окошке постучало – предвещает что-то;
- перед смертью брата [Бориса] стол три раза шатался [без пятнадцать двенадцать] ;
- мать тяжело умирала два дня от рака желудка, попросила дочь положить головой против матицы к печке, прочитать «воскресную молитву», поставить кружку с водой к голове;
- дочь спрыскивала мать из кружки водой, дала из ложечки попить – мать затряслась и умерла на полу;
- раньше, у кого грехов было много, – того мучает;
- грехи: «не воровать, не б…ть, чужих не обижать»;
- приведенье [души] делается на девятый, двадцатый день;
- двадцатый день положено не отмечать – «нет права ему [душе]»;
- на сороковой день зовут душу с кладбища – причитают, приводят [душу] до двенадцати часов;
- в двенадцать часов душа покойника уходит, а утром идут до моста и зовут её, в дом заводят;
- с девяти до двенадцати часов дня душа находится в доме;
- без десяти двенадцать выходят на улицу с причётом, и душу провожают;
- душа ходит до сорокового дня, а после к душе обращаются, когда ходят на «поминание» на кладбище;
- на двадцать лет после смерти брата [Бориса] будет готовить для поминания его: «кутью», «яишн[ы]ей» блин, маленькую [бутылочку чая];
- до сорокового дня [душа] не с кем не общается, она находится одна;
- после сорокового дня [душе] даётся право ходить по всем местам [где она раньше была в земной жизни];
- до сорокового дня [душа] имеет право прийти ко своим [в дом];
- раньше когда человек умрёт – его приходили отпевать;
- « на сорокоус» брали песочек и рассыпали на могиле;
- когда на кладбище душу проводили [после сорокового дня], - на второй день приходили на кладбище: ставили крест, сыпали песочек;
- чтобы не плакать по покойнику [не тосковать]: брали с его могилы «покойной» земельки, и пропускали через своё тело [чтобы не тяготило];
- покойника ладаном обносили – как воск церковный [чтобы не тяготило];
- крест на могилу ставили после сорокового дня;
- поминать ходили на кладбище только после сорокового дня;
- на сороковой день душа обязательно приходит на помин;
- кто повесился или утопился – это «грешники»;
- повешенных и утопленников не поминали, в церкви не отпевали;
 

репортаж

02.

Папа, (или) мама,
Розрешите вам похоронить
Вашего сына (или дочку)

-          текст;
-          снач. комм.: удавившегося хоронили со всеми «грешными», или просили разрешения у родителей;
-          комм.: которая сама себе жизнь не сделала по настоящему – «повесици или убьётци»;
 

приговор  для родителей

03.

О похоронно-поминальных обрядах:

-          раньше [и сейчас] ставили простой крест, памятников не ставили;
-          если на могиле «грешника» падал прогнившейся крест, то его не подымали;
-          если крест у пал у простого покойного, то его подымали;
-           по самоубийце причитали другим причётом, чем по обычному покойнику, и приговаривали что «грешен»;
-          в КРЕЩЕНЬЕ поп и четыре мужчины с крестом ходили с крестом по квартирам, [отпевали покойников];
-          если человек умерал в ПАСХУ, или на СВЯТОЙ, «Божественной» неделе, то считалось, что все ему земные грехи прощаются;
-          обряд по покойнику в Пасху и Святую неделю был такой же, что и в обычные дни;
-          когда ходили поминать на кладбище, то пекли «яичный» блин, варили «кутью» из риса с изюмом, брали бутылочку с чаем [не лимонадом];
-          раньше покойника вином не поминали;
-          в «божественные» дни: РАДОНИЦУ, в ТРОИЦУ, в субботу до ДМИТРЕВА дня, [и в годины] ходят поминать на кладбище;
 

репортаж

04.

Дедушка и бабушка,
Сохраните!

-          текст;
-          снач. комм.: если во сне показались дедушка или бабушка: просыпаясь, крестили глаза, переворачивались на левый бок, и говорили;
 

приговор

05.

Летят три ангела
Несут евангеля крес
Кресту поклонюсь
Я тибя не боюсь

-          текст;
-          снач. комм.: до сорокового дня, чтобы не бояться произносили молитву через порог в коридор;
 

приговор до сорокового дня

06.

Ангел мой, и я твоя
Спаси и сохрани
На ночь тёмную
(Раба Божьево такова) Александру

-          текст;
-          снач. комм.: говорили перед сном;
 

приговор на сон

07.

Егорий Боже милосливый,
Никола чудотворец,
Казанская божья мать,
Спасите и сохраните
Милых моих (там) дочинёк:
Галина, Татьяна,
Людмила и Любоф,
Олинька, т[к]ак же и зятя

-          текст;
-          снач. комм.: если хотелось поблагодарить внучат, дочерей, то говорили, что;
-          комм.: «по имени: Галина, Татьяна, вот у миня правнучки есь – Людмила и Любоф, Олинька, т[к]ак же и зятя»; как спать ложилась, каждую ночь сама сибе говорила эти слова, перед этим перекрестив глаза; 
 

приговор на сон

08.

О похоронно-поминальных обрядах:

-          когда везли на кладбище покойника, за ним кидали еловые лапки, и их не убирали – «это ему указывали дорошку домой»[чтобы душа знала обратную дорогу домой];
-          раньше по дороге на кладбище кидали маленькие еловые лапки;
-          еловые лапки сами по себе пропадали с дороги;
-          из деревни Пустая Слобода хоронить возили в Кьяму за пятнадцать километров, или в Борисово;
-          [раньше, когда человек умирал, то говорил напутствие, последние слова своим детям], «просил прощение», если обидел кого-нибудь из близких;
 

репортаж

09.

Николай, прости миня за фсё,
Может што тибе я в жизни
Не правильно сделала,
Может штем тебя я обидела

-          текст;
-          снач. комм.: умирающий перекрещивал глаза и говорил, что;
-          комм.: «три раза говорил, что: «прости», а потом «амин»;
 

приговор перед смертью

10.

Во имя отца и сына
И святова духа
Ни пресни
Во веки викоф
Амин!

-          текст;
-          снач. комм.: ещё говорили;
 

приговор

11.

О похоронно-поминальных обрядах:

-          душа с родственниками встречалась после сорокового дня;
-          на сороковой день причётом приглашали умерших родителей на помин;
-          после сорокового дня душа встречалась со своими родственниками, а на сороковой день «давали приглашение умершим родителям»;
-          после приглашения душу заводили и садили за стол в избе;
 

репортаж

12.

Я пришла сиротиночка
Посажу я госью милую
Со своей роднёй широкою
Привела роднова батюшка

-          фрагм. текста;
-          снач. комм.: перед тем как сесть за стол: подходили к столу и говорили;
-          комм.: когда причитала по мужу, говорила его родителей и своих, к кому есть приглашение, «им воли нет, они уже не будут за столом; только будет покойник, которому сорок дней отмечают; это как по старинке»;
 

поминальный причёт

13.

О похоронно-поминальных обрядах:

-          раньше вывешивали чёрную тряпочку – что в этом доме покойник;
-          в Чёбсаре обычай был: вывешивали тряпочку как похоронят, а девять, двадцать и сорок дней не делали;
-          в Пяжелке  поминали: утром наливали стакан чаю покойнику и себе, ложили конфеты, печенье;
-          раньше, когда умирал муж, первым причитала жена, мать не причитала;
-          по ребёнку не причитали, а только плакали;
 

репортаж

14.

Дорогая мамынька
Помоги моим детям

-          текст;
-          снач. комм.: когда выкопали могилу  для ребёнка, ходила просить свою мать на кладбище: «руки положила на крест, просила маму, што»;
 

приговор у могилы матери

15.

О похоронно-поминальных обрядах:

-          места не было, дак подкапывали к могиле матери, одного в голову, а другого в ноги – маленькие могилки;
-          причитают по большим детям – с девяти до двенадцати, пятнадцати лет;
-          стружки от гроба раньше жгли на улице - выносили за огород;
-          у покойника в доме с девяти, десяти часов утра зажигали свечку, если она не сгорала до без пятнадцати двенадцать, то её гасили, и «он уже на спокое»;
-          одежду и постель покойного сжигали, а хорошие вещи раздавались родственникам;
-          полотенце вешать на могилу не положено;
-          когда гроб начинали опускать, то с него снимали полотенце и отдавали старшей или младшей дочке, или кому-нибудь из родственников для хранения;
-          когда хоронила мать, не было досок для гроба: снимали три доски с бани, для гроба, оклеивали его обоями внутрь;
-          за изготовление гроба, после сорокового дня, рассчитывались больше деньгами;
-          кто обмывал покойника – им дарили платочек, или полотенце;
-          кто человека обмывал – тому прощаются земные грехи при у ходе в загробную жизнь;
-          бывало тяжело мыть покойника, или везти его на кладбище;
-          когда везли в Пяжелку из Ленинграда Денисову Ульяну Фёдоровну, то спустило колесо на кладбище – «бабушке что-то не впонраву пришлось;
-          тот кто мог – сидел у покойника всю ночь [сидела с Борисом];
-          когда опускают гроб с крышкой и землёй – тогда покойник уже ничего не слышит;
-          пока покойник лежал в доме - полы не мыли, и не подметали – «не положено»;
-          когда покойника похоронили – всё везде мыли, и в первую очередь начинали опрыскивать святой водой с переднего угла;
-          перед тем, как вынести покойника на улицу, его, и место где он лежал, обносили ладаном, потом выносили на улицу;
-          душа, обнесённая ладаном, идёт впереди машины;
-          после того, как вынесли из дому ладан , душа шла впереди, а за ней несли венки;
-          если умерала беременная женщина - «всё ровно тоже там родит»;
-          когда хоронят, нельзя смотреть в окно, дорогу покойнику запрещаешь;
 

репортаж

16.

Фстреча тибе со своим ротственникам

-          текст;
-          снач. комм.: когда везли покойника: перекрещивали глаза, и говорили;
-          комм.: глаза перекрещивали и кланялись;
 

приговор

17.

О похоронно-поминальных обрядах:

-          если во время похорон в доме забалуются, заиграются дети, им не запрещали, «детям всё роздозволено»;
-          до похорон: ругаться и напиваться нельзя;
-          покойника старались выносить в двери, а не в окно;
-          в гроб ложили иконку «пресвятой матери Богородицы»;
 

репортаж

18.

Об иконе из деревни Берег [Макарьевская]:

-          осталась из церкви возле деревни Берег большая деревянная икона, которую надо реставрировать;
-          одна икона, привезённая из деревни Берег, «сделанная щеточкам» – на ней нарисовано семь Богов;
-          иконы из церкви понесли на свалку, и Виноградова Александра Михайловна их забрала к себе;
-          на иконе, «сделанной щиточком», изображены семь Богов [среди них Никола чудотворец], скотина – коровушка и телёнок;
-          другая икона хранится от Черкасских, проживающих в леспромхозе;
 

репортаж

19.

О похоронно-поминальных обрядах:

-          на кресте делали перекладину на искосок – это «благословение» [душе];
-          крест делали на кладбище - «так у Господа Бога заведено»;
-          [в том мире] тоже молятся;
-          раньше, выкладывали могилу красным кирпичом [камнями];
-          раньше, на могилы ложили плиты – камни найденные на полях;
-          раньше в селе Борисово была церковь;
-          возле церкви в селе Борисово были похоронены батюшка, его жена, и дети; на их могилы положены каменные плиты, которые уже обвалились;
-          беременной женщине не положено было быть при похоронах покойника, даже своего мужа;
-          беременным нельзя касаться проблем похорон, так как может что-нибудь случится с ребёнком; 

репортаж

 СТОРОНА В 

Исп.: Виноградова Александра Михайловна, 1927 г.р., род. - д. Ракуново Камонёвского с/с 

20.

О похоронно-поминальных обрядах:

-          когда кто-нибудь умер, у своих родственников просили разрешения возле похоронить, брали земельку с могил родственников;
-          когда не было возможности хоронить у себя на родине, то с того места, где похоронили, брали с килограмм земли с собой на родину, где делали могилу;
-          если встречали по дороге машину с покойником, то всегда отходили в левую сторону, давали ему дорогу по правой стороне;
-          конфетами поминали, когда на улице отправляли в последний путь;
-          после покойника зимой сани оставляли на улице под снегом, а летом телегу оставляли под дождём, или окатывали её водой;
-          раньше, большую часть делали святую воду, когда нужно было освятить в доме: девятнадцатого декабря , в КРЕЩЕНЬЕ, приносили с ручья из старой Пяжелки воду, обмывали ей иконку;
-          после покойника, дом святили: делали небольшой веничек, святой водой опрыскивали комнаты, кровать, затем выносили веничек на улицу;
-          к покойнику с месячными не ходили: «если кто идёт к покойнику, то должна быть чистая, переодетая»;
 

репортаж

21.

О сне про нечистоплотность во время похорон:

-          у матери был сороковой день; маминой сестре снилось: «кумушка, оботри ты пороги, а то мне домой не зайти, всю ночь на улице; мне не много осталось»; тётя [Паша] обтирала мочалкой, и посыпала солью [соль всё уносит] все пороги и дорожки;
 

бывальщина

22.

О похоронно-поминальных обрядах:

-          в сорочины, умерших на великий пост поминали, «Господь всё разрешает»;
-          еду, оставшуюся после поминок, если много приготовлено, выносили  собачкам, птицам;
 

репортаж

23.

Сон о запрете сыпать зерно на могилу:

-          на могилу, не в коем случае нечего нельзя было сыпать; было «предвещанье»: умерла тёща, приснилась дочке, сказала, что «все глаза выклевали»;
 

бывальщина

24.

О похоронно-поминальных обрядах:

-          поминальную еду ложили на столик: хлеб, крупу, но не сыпали на землю;
-          крупу сыпали на столик – «господь поминает, птички поминают»;
-          если кладбище находилось близко, то во все дни поминали, особенно в «урошные»;
 

репортаж

25.

О том как синица залетела в окно:

-          сидела с соседкой на кухне, пила чай, была открыта форточка; в открытую форточку на кухне залетела синица, облетела всё и обратно вылетела; синица села возле окна, стала стучать клювом в окно; через два дня принесли телеграмму с известием, о том, что умер сын; 

быличка

  

Вологодская область,
Бабаевский район,
Пяжозерский с/с
п. Пяжелка
08.06.02.

Групп.: Кукушкин А.В.
Куимова Н.В.
Жильченков Витя

 Исп.: Свинцова Парасковья Ивановна, 1918 г.р., род. - д. Новосерково Тимошенского с/с 

26.

О свадебном обряде:

-          раньше, в праздник приходили свататься к невесте с вином: жених, его отец, крёстный, крёстная;
 

репортаж

27.

Мы идём к вам,
У нас жених вот созрел,
За невестой

-          текст;
-          снач. комм.: крёстный и крёстная заходили в дом к невесте, говорили;
-          комм.: раньше, если родителям невесты нравился жених, то отдавали за муж без согласия дочери;
 

приговор

28.

О свадебном обряде:

-          приходили свататься: если родители соглашались на свадьбу, то приглашали сесть родителей жениха на лавку ко столу, для угощения и гулянки, а если отказывали, то сватовья уходили не попивши вина;
-          за столом сватовьёв угощали вином, чаем;
-          раньше сватовьёв принимали «с душой», сразу просили сесть на лавку;
 

репортаж

29.

У нас вот созрел парень,
А у вас невеста есь,
Пожалуста, выдайте нам

-          текст;
-          снач. комм.: говорили те, кто сватали жениха;
-          комм.: «родители невесты соглашались»;
 

приговор

30.

О свадебном обряде:

-          зажигали свечку в переднем углу, мать благословляла со свечкой, свечкой обносила над головой молодых;
-          все стояли перед передним углом: молились, мать обносила над головами молодых три раза свечку;
-          после благославления давали небольшой срок [неделю], делали девичник в доме невесты;
-          вечером в доме невесты скоплялась на «гостёбу»: родня,  подруги;
 

репортаж

31.

Как на чужой-то на сторонушке
Насежуся уш голодом
(эта) Крынки-то глубокие
Не достать да будет может колоба

-          фрагм. текста;
-          снач. комм.: на девичнике, кто-то из подруг невесты, начинал причитать как «подложная» невеста, когда приходил на «гостёбу» жених; «ну, причитала, вот и всё»;
 

свадебный причёт

32.

О свадебном обряде:

-          навстречу «подложной» невесте,  другая девушка, со стороны жениха, «не лихо» отпричитывала, невеста с подругами сидели за столом;
 

репортаж

33.

Не волнуйтесь ко родители
Не волнуйтесь вы любимые
Будет жись у ей прекрасная
Будет цвести да как роза алая

-          фрагм. текста
-          снач. комм.: со стороны жениха девушка начинала причитать ответно «подложной» невесте;
-          комм.: потом все начинали хлопать, веселиться, жених, и его друзья, близкие садились за стол;
 

свадебный причёт

34.

О свадебном обряде:

-          на столе была накрыта закуска, водка;
-          раньше до пьяна на свадьбе не пили;
-          весь вечер все гуляли, веселились, шикарно плясали, пели долгие песни;
-          на свадьбе долгие песни пели долгим громким голосом: «этольнэ фсё грёмом гремит»;
 

репортаж

35.

Ой, не обидте молодёшиньку
Не найдите словом гробеньким
На чужой-то на сторонушке

-          фрагм. текста;
-          комм.: причёт со стороны невесты (?);
 

свадебный причёт

36.

Мы будём беречь,
Да как уш розу алую
Нашу доченьку любимую

-          фрагм. интонирования;
-          снач. комм.: весело отвечала девушка со стороны жениха;
-          комм.: раньше у девушек молодых голоса были хорошие, как у «сирюг», «дак позавидовать можно»;
 

свадебный причёт

37.

О свадебном обряде:

-          когда начинался девичник, вечером на него собирались близкие друзья жениха, девушки подрушки, гуляли;
-          на девичник приходили пожилые бабы, пели молодым свадебные долгие песни;
-          подружки невесты раньше знали много долгих свадебных песен, голосили на девичнике, аж «в избе всё гремело»;
-          на девичник (вечеринку) скоплялись поздно вечером после работы: гуляли, в гармонью играли;
-          срок до свадьбы давали неделю, полторы, чтобы успеть пива сварить;
-          пиво раньше варили дома, на улице «шшаном», каменьям;
-          невеста жила до венца у своих родителей;
-          перед поездкой в церковь жених заезжал за невестой, в дом её родителей, невесту прятали;
-          жених заходил в дом невесты, ему выводили подругу невесты - «подножную невесту», для смеха, он раскрывал её;
-          у «подножной невесты» лицо было закрыто красивым, розоватым, шелковым платком;
-          невесту раньше, «не лихо» прятали в избе, жених искал её «по обычаю», и находя открывал вместе с крёстной;
-          раньше с женихом отец не приезжал, а приезжал крёстный с крёстной, которые купали его в купели;
-          раньше на свадьбу кони были нарядные: дуги праздничные, сбруя серебренная, навешено много шаркунков, разных красивых шёлковых ленточек на дугу: красных, голубых;
-          на лошади бренчали маленькие шаркунки, большой звонкий колокольчик на дуге «звоном звонил»;
-          в деревне были все не богатые, но к венцу свадебный поезд ехал на «тарантасах», в каждый из которых запрягали по две лошади;
-          впереди всех к венцу ехал на «тарантасе» жених с невестой и «врожеником»;
 

репортаж

38.

О том как дедушка расколдовал коней:

-          у брата была свадьба; доехали до отвода, кони зафыркали, встали; ездили за дедушкой - колдуном в деревню Новосерк†во, в Мамаево; приехал дедушка, «что-то походил», сразу же кони поехали к венцу; мать всю жизнь горевала, что: «хоть бы чо не нашутили, и свадьбу не испортили»;
 

бывальщина

39.

О свадебном обряде:

-          в церковь заходила вся родня, которая ехала к венцу;
-          из деревни Новосерково ездили венчаца в церковь «за десять километров»;
-          после венчания в церкви ехали  в дом жениха;
-          из церкви невеста ехала вместе с женихом в одном «тарантасе»;
-          молодых после венца встречали подруги невесты,  женщины со свадебными песнями, мать жениха;
-          с женихом в церковь ездил отец, мать готовилась в доме к встречи молодых;
-          после венца мать встречала молодых с ковригой хлеба, полотенцем, решетом с насыпанным туда житом;
-          хлеб ложили поверх вышитого, распущенного полотенца;
 

репортаж

40.

Жилось штобы хорошо
Как это житой сею

-          фрагм. текста;
-          снач. комм.: жито бросали в ноги, чтобы жилось хорошо, и приговаривали;
 

приговор

41.

О свадебном обряде:

-          после того как молодых побросали житом, они заходили в дом, садились «рядом»за стол, потом заходила вся родня [тогда Свинцовой П.И. не было ещё и семи лет];
-          жених шёл «рядом» с невестой, на голову которой была одета «красота»;
-         «красота»: широкая, обделанная бисером (раньше продавали);
-        на невесту надевали всякие бусы, поверх головы -  шёлковый платок, а сверху его «красота, как обруч»;
-        лицо невесты закрывали платком, чтобы жених её не видел, так раньше было принято;
-        за столом, когда ещё никто не угощался, снимали с невесты «красоту», её ложили в  пустое решето с раскинутым полотенцем, ещё до гулянки, туда родня сколько могла бросала деньги;
-        хлеб после встречи молодых от венца, мать жениха ложила на стол;
 

репортаж

42.

Жилось бы хорошо
Детей много родилось
Здоровых, крепких


-         
текст;
-         
снач. комм.: после того как невеста сняла красоту, поздравляли молодых: вставал крёстный, и говорил;
-         
комм.: потом девушки начинали петь свадебные песни, все садились за стол, угощались;
 

приговор

43.

О свадебном обряде:

-         
все наливали первые рюмочки, вставали, поздравляли молодых;
-         
в перву очередь наливали водку, пиво пили потом;
-         
на свадьбе пели много «резких» песен, пели под гармонь;
-         
раньше петь «не практиковались – просто велось так в жизни»;
-         
раньше женщины пели песни на свадьбе, «аж звон звонел, и было правильно: молодые, все веселые, голоса у всех хорошие»;
-         
гармошка играла «под песни» – «это ведь красота одна была»;
-         
гуляя на свадьбе, молодых заставляли целоваться;
-         
когда пили вино, то говорили, или кричали «горько»;
-         
на свадьбе песни пели, гармошка играла, потом все пивом угощались, и начинали плясать;
-         
плясали: «звёздочку» - по четыре девушки, «кадриль», «ланчика», «русского» - по два;
-         
«русского» вызывали плясать: «девка парня, или девка девку»;
-         
«жених в перву очередь оплясывал  невесту»;
 

репортаж

44.

О [свадебной] одежде:

-         
раньше ткани были торговые, «и они до смерти не выгорали, не линяли»;
-         
на девушку всегда одевали розовое свадебное платье;
-         
раньше носили широкие сарафаны без лямочек, шитые, подхваченные в талии кофты, с длинным рукавом;
-         
на невесту всегда одевали кофту;
-         
рукава кофты не вышивали;
-         
раньше на ярмарке покупали пояски: широкие - с три пальца, по концам три кисточки;
-         
поясом раньше подвязывались, чтобы кисточки были с правой стороны;
-         
раньше «друшка» руководил свадьбой;
-         
на «дружке»: костюм, подвязан полотенцем;
-         
летом на свадьбе пиджаки снимали, и были в одной рубахе;
-         
раньше рубахи девушки расшивали: подол, рукава;
-         
рубахи белого цвета – праздничные, а в клетку – будничные;
-         
раньше все девушки умели вышивать: в крестик, гладью;
-         
расшитые рубахи берегли: надевали на праздник, потом стирали, и убирали – «на всю жизнь одной рубахи хватало», две, три рубахи покупали;
 

репортаж

45.

О свадебных дарах:

-         
невеста дарила много даров после венца -  коробка целая;
-         
невеста дарила на свадьбе всё своё, ситцевого было мало: рубахи [мужские и женские], полотенца, наматрасники;
-         
невеста одаривала всех родственников жениха: свекровь, свёкра, крёсную, крёснова, жениха, деверья, сестёр, тётушек;
-         
невеста подавала рукой дары, родственники  её благодарили;
-         
невеста дарила дары - к каждому подходила, называла по имени, отчеству;
 

репортаж

46.

Марья, иди это …

-         
фрагм. текста;
-         
снач. комм.: дружка вызывал каждого из родственников к коробке с дарами;
 

приговор

47.

Спасибо за твои золотые рученьки

-         
фрагм. текста;
-         
снач. комм.: принимая от невесты дары, её благодарили;
-         
комм.: невеста «всё расшитое дарила»;
 

приговор

48.

О свадебном обряде:

-         
на второй день свадьбы гуляли в доме жениха, потом все разъезжались, расходились;
-         
в первый день свадьбы били тарелку или рюмку;
-         
били об пол тарелку на счастье, невеста подметала осколки тарелки берёзовым веником;
-         
на второй день невесте бросали на пол деньги, невеста их подметала, «оберала», а играли гармони без перерыва, все плясали;
-         
шутили на свадьбе: парни снаряженные девушками  с платками всех смешили;
-         
наряженные парни на свадьбе представлялись «подругами невесты», все присутствующие «хахали»;
 

репортаж

49.

О матери Свинцовой Парасковьи Ивановны:

-         
мать: Максимова Елена Осиповна, родом с Камонёвского сельсовета, деревни Выдеково; 

репортаж

 

<<< предыдущий  

следующий  >>>

592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 692 >
612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631
632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651
652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671
672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691