Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 56 >>> Бабаевский район

Оригинальная коллекция Бабаевского ЦТНК

АФ 640

 

<<< предыдущий

следующий >>>

592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 692 >
612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631
632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651
652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671
672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691

 

Вологодская область,
Бабаевский район,
Пяжозерский с/с
п. Пяжелка
10.06.03.

Гр.: Кукушкин А. В.
Мельников А. В.
Симиненко А. Н.
Зуев С. А.
Ванелик К. К.
Фомичёв И. П.

Исп.: Капитонова Анастасия Яковлевна, 1921 г.р., род. - д. Пекино Мамаевского с/с 

01.

Девушка, мышка и медведь

- фрагм. сказки
 

сказка

02.

О представлениях, верованиях:

- «егибиха» - нечистый дух;

- «кикимера» - прядёт пряжу, у той девушки, которая положила прялку, не перекрестив;

- «егибиха» по лесу ходит
 

репортаж

03.

Девушка, мышка и медведь.

Родители отвезли девочку «к мышке на пустошку» (к медведице) – в избушку на курьих ножках. Мышка попросила у девушки: «Кашки на ложку, блинка лепесток». Девушка накормила мышку и мышка предупредила, что придет медведь. Девушка наварила каши и медведю. Мышка спрятала девушку. На следующий день мышка опять попросила кашки. Девушка наварила ей и медведю. На третий раз девушка вышла к медведице. Медведица принесла ей кукшин золота. Родители приехали за девочкой, повезли ее домой, собаки лают: «Тяф, тяф, тяф! Старикова дочка едет и везет золота кукшин».
- комм.: «тяпшит» - ногами топает
 

сказка

04.

О «егибихе»

Кузнец кормил девочку пока она была маленькой, когда она выросла, «наковал костыльков, насушил сухарьков», отправил её в «иные земли». Девочка попала в избушку на «курьих ножках, на петуховых ляжках», попросила избушку: «Избушка, избушка, устойсе к лесу задом, ко мне передом». В избушке сидела Бабка-Яга на божнице, ноги на потолке. Девочка попросила поесть. Баба Яга «бз..ла, стейлянула, пёр..ла, стол сдёрнула» - накормила, положила её на голбец. Утром дала ей решето, чтобы наносить воды и натопить баню. Ворона подсказала девочке замазать решето глинкой да слинкой. Баба Яга велела девочке вымыть своих ребят – ящериц, лягушек. Ночью девочка увидела в кладовке одежду маленьких детей, которых «егибиха» убивала, на мясо молола. Девочка сбежала, встретила председателя  колхоза, всё рассказала, «егибиху» разоблачили.
 

сказка

06.

О представлениях, верованиях:

- когда начинали прясть, прялку перекрещивали, приговаривали: «Блогослови, Господи»; можно было произносить один, три раза; если прялка с веретеном  не перекрещена, то можно было услышать, как «кикимера» прядёт - «веретено шурчит»;
- было слышно, как «кикимера заходит»; «кикимера»: живёт в доме;
- в каждом доме есть хозяин дома;
- если живёшь с женой и с детьми в доме хорошо, то хозяин дома радуется;
- если хозяин дома с женой и с детьми живёт плохо, ругается, то хозяин дома плачет;
- в бане есть хозяин – «баеник»;
 

репортаж

07.

Паруша - матушка,
Розреши
помытцы

- снач. комм.: говорили, когда надо было идти в баню
 

приговор

08.

Спасибо паруша – матушка,
Тибе – на устойчивость в баенке,
А мине – на доброво здоровьё

- снач. комм.: выходя из бани, говорили;
 

приговор

09.

Как у лесового не попросились разжечь костер

- когда сама с отцом искали коров, ночью пытались разжечь костер и не смогли; утром увидели, что стоят на просеке;
- снач. комм.: в лесу есть лесовой
- комм.: на просеке надо  было попроситься : «Розрешите огонёк сделать»
- на просеке костер нельзя разводить;
- когда заблудишься, всегда надо идти «на правую руку».
 

быличка

10.

Блогослови, Господи (3)

- снач. комм.: идя в лес по ягоды и грибы, вставали на перекрёсток дорог, или по направлению дороги в лес, говорили;

- комм.: говорили, чтобы не заблудиться в лесу и пустой - без грибов и ягод не прийти; если дорога перекрещённая, «Господь поставит на дорогу»;

 

приговор

11.

Ангел мой, хранитель мой,
Пойдём со мной

- снач. комм.: выходя из дома, говорили;

- комм.: говорили один раз, выходя из дома; идя в лес, надо сказать приговор, чтобы набрать много грибов и ягод;

 

приговор

12.

Господь у постели,
Исус во дверях

- снач. комм.: перед сном говорили;
- фрагм. текста;

- комм.: этим словам научил  поп в церкви г. Вологда;

 

приговор

13.

Ложуси спать,
Со мной – Божья мать,
По бокам – Спаситиль,
В головах, и в ногах – Исус Христос

- комм.: ложились на кровать, говорили один раз;
 

приговор

14.

О календарных обрядах и праздниках:

КРЕЩЕНЬЕ:
- мать крестила углем что-то в доме, и что-то говорила;
 

репортаж

15.

Христос воскресе

- снач. комм.: в доме, до Троицы, углы перекрещивали, говорили; с Троицы говорили – «Исус Христос»;
 

приговор

16.

Блогослови, Господи

- комм.: после Троицы, говорили три раза, перекрещивая каждый угол дома;
 

приговор

17.

Христос воскреси

- снач. комм.: перекрещивая углы в доме, говорили;
- комм.: «вспомни Господа, ак спишь лучши»;
 

приговор

18.

Как в Воздвиженье в лес ходили:

- пошла с подругой на межу по ягоды в лес, куда не шли, попадали не на ту дорогу и место, вернулись;
- комм.: в этот день не положено ходить в лес, коров не пасли;
 

Быличка

19.

О пастухах:

- за пастьбу детям в мешок, корзину давали гостинцев: пироги, яйца;
- отец ходил к кому-то за «обходом», брал на скотину, чтобы «Бок сохранил»;
- отец пас с барабанкой, барабанил утром;
 

репортаж

20.

Как медведь показался:

- после Ильина дня отец послал её с братом в подпаски, сказал, что придёт собачка в стадо, велел закрыть глаза, и не открывать, вдруг появился медведь, они с братом испугались, пали на землю; отец потом сказал, что приходил медведь, пеньё изрыл, а коров не видел

- комм.: если бы они с братом закричали, что много было бы  потери в стаде;

 

Быличка

21.

Баюш(и)ки - баю, да
Жил боярин на краю,
У ниво много ребят,
Все по лавочкам сидят

- снач. комм.: байкали детей, пели;
- текст
- напев

- комм.: пели, когда маленьких качали; у отца была сплетена из дранки зыбка; мать пряла, ногой качала; сама от матери «перенимала песню»;

колыбельная

 

Вологодская область,
Бабаевский район,
Пяжозерский с/с
п. Пяжелка
15.06.03.

Гр.: Кукушкин А. В.
Железнякова Е. Е.
Мельников А. В.
Зуев С. А.
Яковлева К. С.
Козлова И. Н.
Ванелик К. К.

Исп.: Воронова Александра Александровна, 1927 г.р., род. - д. Ширяевская Афанасовского с/с 

22.

О полевых работах:

- мать брала в поле лён таскать, складывать снопы;
- мать жала лён и рожь серпом;
 

репортаж

23.

О беседах:

- сама утаскивала на беседу «простень», как будто напряла на беседе, а сама разговаривала с девушками;
- девушки друг к другу ходили на беседы
- ходили девушки с прялками с 12 лет;
- мать учила прясть поровнее

- дети учились прясть грубошёрстный лён, из которого ткали потом мешки;

- на беседе сидели одни девушки, парни не приходили;
 

репортаж

24.

О календарных обрядах и праздниках:

СВЯТКИ:
- ходили «кудеса»;
- «старуха»: длинное платье «до земли», лицо закрыто, заходила на беседу молча;
КРЕЩЕНЬЕ:
- ходили за водой в д. Большой Двор на ключ;
 

репортаж

25.

Розрешите взять нам святой водицы,
На доброэ здоровье

- снач. комм.: в Рождесто, Новый год, ходили на ключ за святой водой с приговором, просили прощенья;
- текст
- комм.: воду приносили в дом, хранили, опрыскивали водой все четыре угла дома;
 

приговор

26.

О календарных обрядах и праздниках:

ПАСХА:
- варили и красили яйца, потом ели;
- в д. Ширяевская была церковь вместе с погостом;
ЕГОРИЙ:
- выпускали скотину, делали обход;
ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ:
- ходили за вербой, приносили домой;
 

репортаж

27.

О беседах:

- в д. Ширяевская на улице играли дети;
- на беседах играли на балалайке «под пляску»; плясали «Ланчик (в 2,4 пары), «Кадрель» (2 пары); «Русского» - по одному (парень с девкой, девка с девкой);
- на беседу приходили парни с гармонью;
- в д. Ширяевская приглашали парней на беседу: писали записки по деревням;
- парень плясал «Русского» на беседе: дробил, топал перед девушкой - вызывал на пляску; девушка тоже топала – приглашала на пляску
- на середине избы плясали «Русского» по двое: отпевали песни друг другу;
 

репортаж

28.

О календарных обрядах и праздниках:

ТРОИЦА:
- ломали берёзки, приносили в дом, ставили в бутылке с водой на окно, на стол, к окну, потом выкидывали;

репортаж

  

Вологодская область,
Бабаевский район,
Пяжозерский с/с
п. Пяжелка
15.06.03.

Гр.: Кукушкин А. В.
Железнякова Е. Е.
Мельников А. В.
Зуев С. А.
Яковлева К. С.
Козлова И. Н.
Ванелик К. К.

 Исп.: Капитонова Анастасия Яковлевна, 1921 г.р., род. - д. Пекино Мамаевского с/с 

29.

Об играх:

- кукол ба
йкали, шили платья, куклу качали в зыбке, сплетённой из дранки;
- с куклами играли: «в дочки – матери»;
- вместо соски детям клали в тряпку нажёвыванный хлеб
- кукле «родители» давали заданье что-нибудь сделать; играли по 2-3 и больше человек;
- кукле пришивали на голову волосы изо льна, чтобы на лбу был лён;
 

репортаж

30.

О представлениях, верованиях:

- если прялку клали «не благословясь» можно было услышать как «кикимера» прядёт – веретено журчит, если клали «благословясь»: «Благослови, Господи», ничего не слышали;
- «Благослови, Господи» говорили три раза
- в доме есть хозяин;
 

Репортаж

31.

О беседах:

- на беседе ели рябину с «голошыны»; «голоши» - ветка с сучками, на которую вешали рябину - сушили
- для беседы нанимали дом: мыли полы, приносили керосин;

- для бесед искали дом вдовы, старухи, которая на беседе присматривала за своим ребёнком;

- беседы начинались осенью, как только всё было убрано с полей;
 

репортаж

32.

<…> роскулачили,
Девчонок молодых,
А увезли в пустынь, далёко,
Не увидим дорогих

- снач. комм.: на беседе пряли, пели песни;
 

Частушка

33.

А на биседушку пришли,
Дак, мы ни из-за дролечок,
Ак, покажите-ко ребята,
Ваших ухажорочок


- комм.: на беседе пели – «долго голосом тянули, всякие песни пели»;

 

Частушка

34.

О плясках:

- на беседах не было гармони, только в воскресенье парни приходили с гармонью, плясали: «Ланчик», «Кадрель», «Русского» - по одному;
- «Кадрель»: плясали в 4 пары, «Ланчик» - в 8 пар, «Русского» - по одному, по двое - редко;
- «смелый» плясал «Русского» по одному;
- «Русского» ребята плясали: дробили, пели всякие песни;
- топали ногой - на пляску вызывали, надо было «выручить»;
- «Русского» по двое плясали парень с парнем, парень с девушкой, отпевали частушки друг другу; 

репортаж

СТОРОНА В

 34а

Задушевный ты мой да товарищ,
Выходи на перепляс,
А если ты меня не выручишь,
И я последний раз

- комм.: парни на беседе пели, парня приглашал
 

Частушка

 34б

Задушевный мой товарищ,
Выходи на первую,
А лучше всех тебя считаю,
Из подружёк верную

- комм.: парень девушку вызывает, поёт 

Частушка

 

 

 

35.

О календарных обрядах и праздниках:

ПРЕСТОЛЬНЫЕ:
- в деревне Пекино был праздник «ВСЕ СВЯТЫЕ», двадцать первого июня;
- на праздник «ВСЕ СВЯТЫЕ», в деревню Пекино приходили из деревень: Офонино, Угловая, Ракита, Подберёзка, Мамаево;

- на праздник приходили парни и девушки, у которых были друзья в деревне Пекино;
ТИХВИНСКАЯ:

- в деревне Пекино заболели глаза у сестры К. А. Я. – Елены, мать сходила в церковь, ей посоветовали сводить свою дочь в Тихвинскую на ручей, возле деревни Кийно Центрального сельсовета;

- мать К. А. Я. купала свою дочь девять, десять лет на ключе в Тихвинскую, благодаря чему вылечила ей глаза;
- сестра Елена умерла в восемьдесят пять годов – «глазами глядела»;
- К. А. Я. и ныне ходит в Тихвинскую на ручей;
- в Тихвинскую: подходили к ручью – кланялись, снимали с себя крестик, привязывали к камешку;
- в Тихвинскую, заходили на кладбище;
- в Тихвинскую, на ручей брали: свечку, два, три яйца, хлеб, соль, лук, конфет, печенье;
 

репортаж

36.

Тихвинская Божья матушка,
Я прошу тибя убидительнё,
Штобы мне, пока я могу,
Дак, мне, штоп,
Буду к вам ходить в кажную Тихвинскую


- снач. комм.: в Тихвинскую, К. А. Я. кланялась возле ручья, говорила;

- текст
 

приговор

37.

О календарных обрядах и праздниках:

ТИХВИНСКАЯ:
- К. А. Я.. и другая женщина купалась в Тихвинскую с плота в реке, чтобы лучше видеть;
- вода с ручья считается целебной;
- чистая вода в ручье бежит из-под берега;
- воду брали из ручья – кидали монетку;
- выходя из реки – кидали в реку серебряную монетку;
- в Лазаря лечили глаза;
- вода, взятая в Тихвинскую, помогала от всех болезней;
- воду в ручье брали: на себя, сколько зачерпнётся;
КРЕЩЕНЬЕ:
- в Крещенье – брали воду на реке;
 

репортаж

38.

Бериг – Иван, Ульяна водичка,
Розрешите взять водички,
Ни на хитрость, ни на мудрость,
А на доброэ здоровьё

- текст
- комм.: говорили три раза;
 

приговор

39.

Берек – Иван, Ульяна водичка,
Розрешите взять водички,
Ни на хитрость, ни на мудрость,
А на доброэ здоровьё

- текст
 

приговор

40.

О календарных обрядах и праздниках:

ПРЕСТОЛЬНЫЕ:
- в деревне Пекино в праздник «ВСЕ СВЯТЫЕ» гуляли по деревне, ходили в церковь;

ТИХВИНСКАЯ:
- Тихвинская - всегда девятого июля;
ПРЕСТОЛЬНЫЕ:

- в праздник «ВСЕ СВЯТЫЕ» гуляли с гармонью по деревне, пели частушки;

- в заде гармониста – шли девушки под ручку, парни – кто как;
- когда гуляли по деревне с гармонистом: парни пели частушки, а девушки им отвечали;
 

репортаж

41.

Задушевново втоварища,
Зарезали во рже,
Дак, молодая кровь горячая,
Кипела на ноже

- напев
- комм.: парня зарезали;
 

частушка

42.

О драках:

- вышел спор, парень пошёл, его подкараулили, зарезали ножом во рже, потом его товарищи жалели его, придумали песню;
- деревня Пекино дралась с деревней Угловая;
- в деревне Угловая парни были высокие, здоровые;
- в деревне Угловая гармонист играл «под драку»;
- деревня Угловая нападала на деревню Пекино;
- драка начиналась не сразу;

- атаман: боевой, высокий, стройный, руководил дракой, все его боялись;

- атаман приходил на беседу – все успокаивались;
- перед дракой пели частушки «под задир»;
- в драке пели частушки, матюгались, кричали, ломали жерди;
- девушки растаскивали драку;
- девушка упавшего любимого парня во время драки прикрывала свои телом, обнимала за шею, ноги, садилась в ноги, чтобы его спасти;
- перед дракой гармонист играл «под драку»;
- перед дракой, начинал громче играть «Русского», чтобы быстрее начиналась драка;
- в драке кидались дровами, камнями, разбивали в кровь голову;
 

репортаж

43.

О полевых обрядах:

- раньше жали серпом, косили косой;
- на поле работали – пели песни «протяжно»;
- сестра К. А. Я . – Елена, пела песни по заре, когда заканчивали жатву, и шли домой;
- на поле пели «протяжным» голосом, «раздовалось в деревнях, в лесу, на поле, везде»;
- в поле каждая женщина пела на своей полосе;
 

репортаж

44.

О календарных обрядах и праздниках:

ПРЕСТОЛЬНЫЕ:
- за столом, в праздник «ВСЕ СВЯТЫЕ»: пили пиво из деревянной чашки, когда закачивалось – снова подливали;

- на праздник приходили родственники, угощались пивом, женщины, старики пели длинные песни, молодёжь подтягивала;

- длинные песни пели на улице: собирались старушки, садились на лавку возле дома, искали в голове вшей, с горя начинали петь длинные песни;
ТИХВИНСКАЯ:

- с Новостаринского сельсовета приходила женщина с крестом, женщины ей давали денег, на эти деньги женщина ездила в Ленинград покупать свечи;

- в Тихвинскую, с многих деревень приезжали народ на лошадях за водой;
- гуляли по деревне Кийно;

репортаж

 Исп.: Алексеева Таисия Кузьминична, 1930 г.р., род. - д. Пожар Конецкого с/с 

45.

Рожь зелёную – не жнут,
Мокрую – не вяжут-то,
Про меня, про девушку,
Чево (2) не скажут-то

- напев
 

частушка

46.

Рожь высокую, густую,
Жала – наклонялася,
Перед дролей – трепачом,
Стояла – извинялася

- напев
 

частушка

47.

Рошку жала, в кучки клала,
Резала по колосу,
Узнавай миня милаша,
Вечером по голосу

- напев
 

частушка

48.

Хорошо бы жито жать,
Худо снопики везать,
Хорошо бы выйти вза муш,
Надэ мужа уважать

- напев
- комм.: так пели на поле, голос был «протяжным», «поля трешшали»;
 

частушка

49.

Рожь высокую, густую,
Жала – наклонялася,
Пирит дролей – трипачом,
Встояла – извинялася

- напев
- комм.: «пели эти частушки, поля трешшали»;
 

частушка

50.

О полевых обрядах:

- парни – пахали;
- А. Т. К., когда была девочкой, работала вместе с Валентиной Брызгаловой на поле;
- когда женщины жали на поле, пели частушки – «поля трешшали»;
 

репортаж

51.

Вскоро кончица война,
Через две неделюшки,
Будём празновать победу,
Дорогии девушки


- снач. комм.: плясали «Русского», «Ланчика» пели не на протяжный голос военные частушки;

- напев
 

частушка

52.

Вот и кончилазь война,
Прошли бои великие,
Вдомой солдатики пришли,
Который не убитые

- напев
 

частушка

53.

Говорят: «Война кончаеца»,
Победы не видать,
Если дроля не вернётца,
С кем же я буду гулять?

- напев
 

частушка

54.

Задушевный мой товарищ,
Давай «Чурина» кончать,
Я не знаю боле песен,
И ни знаю, што сказать


- снач. комм.: на беседе плясали «Ланчик - Чурина», пели частушки; парень с парнем плясали в парах с девушками «Чурина», отпевали друг другу песни;

- напев
- комм.: вначале плясали «Ланчик», затем начинали плясать «Чурина»: подходила поочерёдно пара к паре, стоящая на против, пела частушки;
 

частушка

55.

<Задушевный мой то>варищ,
Давай «Чурина» кончать,
Я не знаю боле песен,
И ни знаю, што сказать

- напев;

- комм.: затем, в пляске «Чурин», подходит к противоположной паре другая пара;

 

частушка

56.

Ты плеши, плеши товарищ,
Говори, што: «Не устал»,
Втибя милка изминила,
Говорит, што: «Сам отстал»

- напев
- комм.: затем подходит противоположная пара;
 

частушка

57.

Задушевный мой товарищ,
Впаринёк фортовинькой,
Не тужи по старой милке,
Наживём по новинькой

- напев
- комм.: пара, которая спела частушку – отходит, подходит противоположная пара;
 

частушка

58.

Вмине в армию забрели,
Мне всево семнатцеть лет,
Заставляют рыть окопы,
Не черта силёнки нет

- напев
 

частушка

59.

Мине в армию забрели,
Из диревни одново,
Две сударушки остались,
А ни знаю, на ково

- напев

- комм.: в «Чурине» пели только парни; плясали «Ланчик» маленький – в две пары, большой – в шесть, по очереди ходили пары;

 

частушка

60.

Задушевный мой товарищ,
Выходи на перепляс,
Если ты миня не выручишь,
И я в последний раз

- напев
 

частушка

61.

«Русского» с частушками

наигрыш  под «язык»
 

62.

Задушевный мой товарищ,
Задушевный, дорогой,
Полюбилося сударушка,
За Судой, за рекой

- напев
 

частушка

63.

Я сударушку свою,
По сарафану узнаю,
По сарафану синему,
По личику красивому

- напев
 

частушка

64.

Я милашу опояшу,
Втоненькой рерьбиночкой,
Раз петнатцеть поцелую,
Вназову – вкартиночкой

- напев
 

частушка

65.

Мине милка изменила,
Говорит: «Погуливай»,
Я один гулять не буду,
Впо сибе подумывай

- напев
 

частушка

66.

Мою милушку хвалили:
«Вмилушка, да, вмилушка»,
К угороду привалили,
Зделали – Ефимушка

- напев
 

частушка

67.

Моя милка вышла взамуш,
И не долг она жила,
Пообедала, поужинала,
И чаю не пила

- напев
 

частушка

68.

Я иду, из-за пригорочка,
Сударушка идёт,
Она полноё ведёрочко,
Воды на чай несёт

- напев
 

частушка

69.

Во своёй диревне милка,
Из окошечка видать,
Где же эдакую ягодку,
Таваришшу отдать

- напев
 

частушка

70.

Не последнеё ли лето,
Не последний ли я раз,
В поле выпахал я пашенку,
Колхознички для вас

- напев
 

частушка

71.

Мы с товаришшом гуляём,
Постоянно пьяные,
Из-за этово не любят,
Девушки румянные

- напев
 

частушка

72.

Некрута, некрутики,
Ломали в поле прутики,
Ломали, да и ставили,
Сударушок оставили


- снач. комм.: когда забирали парней в некрута, они у себя дома беседу; когда забирали парней в некрута, они у себя дома беседу;

- напев 
 

частушка

73.

Вминя в армию забреют,
Из диревне одново,
Две сударушки осталисе,
Не знаю, на ково

- напев
 

частушка

74.

Повезут в солдатушки,
От родимой матушки,
От родимой-то не што,
От сударушки пошто

- напев
 

частушка

75.

Забревали, ни сказали,
Куда милую вдевать,
Я ие возьму в солдаты,
Самовар разагревать
 

частушка

76.

О рекрутских обрядах:

- некрута веселились, плясали «ловко»;
- для беседы топили печь в пятистенке;
- в том доме, из которого уходил  некрут, устраивали беседу, на которой плясали;
- для гулянки некрута в доме готовили стол, на котором было пиво, самогон;
- на беседу к некруту собиралась молодёжь: пели песни, плясали;
- при отъезде некрута из дома, его провожала вся деревня;

- в пятьдесят первом году, девятого июля, забирали брата А. Т. К. и ещё четырёх парней, у них были сёстры, которые провожали их до самого Борисова;

- в селе Борисово, возле приема, когда некрута садились на машины, их провожали с песнями, плясками;
- некрутов везли в село Борисово на лошадях, с колольчиками;
- провожали некрутов: все плясали, пели хорошие песни;
 

репортаж

77.

О полевых обрядах:

- мать А. Т. К. пахала;
- А. Т. К. собирала на поле снопы;

- рожь перестояла, стала осыпаться, крёстная А. Т. К. посоветовала рожь не собирать, подождать, пока «отмякнет», когда солнце сядет;

- на следующий день рано будили детей, помогать молотить снопы;
- А. Т. К. в семь лет ходила помогать матери, жать на поле;
- в пятнадцать лет, когда кончилась война, А. Т. К. уже сама жала на поле;
- раньше жили бедно, дверь дома на замок не закрывали, приставляли палочку;
- раньше пахали на лошадях;
 

репортаж

78.

О военной жизни колхоза «Пролетарское знамя»:

- в семьдесят третьем году, с войны, раненый вернулся Васильчиков Тимофей Семёнович, его посадили на бронь, и он остался работать в тылу;

- В. Т. С. попросил женщин собрать сырых яиц, чтобы кормить ими работающих мужчин;
- Председатель колхоза – В. Т. С. и председатель сельсовета вернулись работать в тыл, с войны, инвалидами;
- мужчины пили сырые яйца, благодаря этому сеяли, жали;
- после уборки урожая все гуляли;
 

репортаж

79.

<Во солдатушки> ребятушки,
Вдорошка вширока,
Вы гуляйте дефки – матушки,
Годов до сорока
 

частушка

80.

Во солдаты забревают,
Всё ребят отчаенных,
Хватит, (2) поносили,
Кушакоф мочаленных
 

частушка

81.

Вминя в армию забрели,
Из деревни – одново,
Две сударушку осталисе,
Не знаю, на ково
 

частушка

82.

Забревайте кудреватыф,
Мы не кудреватые,
Нечево не понимают,
Доктора плешатые
 

частушка

83.

Полем, помню подгоняли,
В эту пору – грянул дошь,
Все начальники – молчали,
Доктора кричали: «Гошь!»
 

частушка

84.

Всё я, лето – сено косим,
Втонинькой литовочкой,
Всё я думыл – не забреют,
Назовут – браковочкой
 

частушка

85.

Браковали, (2)
Ни могли обраковать,
Лет с семнатцети сударушку,
Оставил горевать

- комм.: эти частушки пели солдаты своим девушкам;
 

частушка

86.

Ягодиночка погиб –
За Родину, за Сталина,
Пуля вражеская, злая,
Помереть заставила 
 

частушка

87.

Не ужели пуля вражеская,
Вмилово убьёт,
Пуля – в лево, пуля – с право,
Пуля зделай поворот
 

частушка

88.

Девушки, восьмово мая,
Будем часто вспоминать,
Потому, што красна армия,
Кончала воевать
 

частушка

89.

Поносила бы, я девушки,
Платочка краснова,
Победил – товарищ Сталин,
Гитлера несщаснова

- комм.: «вот эти песни хорошие»;
 

частушка

90.

О беседе:

- под «язык» плясали «Русского»;
- были две беседы: большая и маленькая;
- маленьких девочек на беседу не брали;
- в сорок втором году из деревни забрали всех мужчин;
- «дековались»: плясали босиком в доме;
- девушки по очереди ходили на беседу в деревню Конецкая, которая граничила с Кадуйским и Белозерским районами, ближе к деревне Сосновка;
- в состав Конецкого сельсовета, колхоза «Орехово» входило три деревни: Пожар, Ходинская, Орехово;
- девушки приходили по очереди на беседу в деревни: Пожар, Ходинская;
- на большой и маленькой беседах плясали «Русского» под «язык»;
 

репортаж

91.

Русского

- снач. комм.: «вот так, как языком играю, в окурат плясали» раньше «Русского» на беседах;

 

наигрыш  под «язык»

92.

О календарных обрядах и праздниках:

ПРЕСТОЛЬНЫЕ:
- в бывшем Конецком сельсовете, колхозе «Орехово», в деревнях Орехово, Пожар справляли праздники: ЗДВИЖЕВ день, ПЯТНИЦЫ – после Троицы, через полторы недели, на второй неделе после Троицы, в пятницу;
- ПЯТНИЦА – был престольным праздником, была Воскресенская церковь, вместе с погостом;

- гулять в первый день ПЯТНИЦЫ начинали с деревни Пожар, заканчивали в деревне Орехово;

- на второй день ПЯТНИЦЫ ходили гулять в деревни Конецкая, Пергумусь;
- на ПЯТНИЦЫ приходили гулять с Белозерского и Кадуйского районов;
- в праздник «Русского» плясали – дробили;
 

репортаж

93.

О драках:

- деревня Пергумусь дралась с деревней Лойда, Белозерского района;

- деревни Конецкого сельсовета не принимали участия в драке, их некто не трогал;
 

репортаж

94.

О драке в деревне Пергумусь:

- в сорок восьмом году была драка с деревней Пергумусь;
- А. Т. К. шла в дождь домой, после работы на сплаве;
- у А. Т. К. запуталась овца в «народе», она ходила к крестной за пальтом, по дороге встретила избитого Белозерскими ребятами Яковлева Василия Парфёновича, который проживал в деревне Пергумусь, его сестра убежала за лошадью;
- Я. В. П. попросил А. Т. К. проводить его до дому, обещая ей купить гребёнку;
 

бывальщина

95.

Ты играй мине под драку,
Больше ноги не стоят,
Паразитов будем резать,
Как нерезаных тилят

- снач. комм.: на беседе играли в гармонь «под драку»;
- текст
 

частушка

96.

Ты играй мине «под драку»
Больше ноги не стоят,
Паразитов будем резать,
Как нерезаных тилят

- текст
- комм.: так пели парни «под задор»;
 

частушка

97.

Задушевный мой товарищ,
«Под задор», дак, «под задор»

- фрагм. текста
 

частушка

98.

Задушевный мой товарищ,
«Под задор» - не запевай,
Отпеватце – не умеешь,
Косолапый роздолбай

- текст
- комм.: «всякие пели песни»;
 

частушка

99.

О гуляниях:

- гармонист шёл впереди, в заде его шли парни, девушки – «под ручку»;

- вдоль деревни, из края в край деревенской улицы, ходили: гармонист, парни с девушками, пели песни;
- если начиналась драка, то дрались кулаками;
- если гармонист заигрывал «под драку», его  гармонь – чужие ребята зажимали (с деревни Лойда Белозерского района);
 

репортаж

100.

О драке:

- на беседе, во время пляски «Ланчик» разодрались между собой Яковлев Василий и моряк – Мехеев Михаил, с деревни Лойда Белозерского района;
- на гармони играл - Евсичев Николай Петрович;
- от удара Мехеева Михаила - Яковлев Василий упал на пол, Мехеев – Василию ударил ногой в лицо, от чего у его вскочил синяк;
 

бывальщина

101.

О драке:

- дрались: кулаком, тростью, жердью, оглоблей;
 

репортаж

102.

О том, как над раненым Егором смеялись:

- с войны  вернулся  инвалидом  парень – Егор, его забирали в армию (двадцать шестого года рождения);

- девушки над хромоногим  Егором в деревне смеялись;
- Егор хорошо играл в гармонь, родом был с Белозерского района, деревни Иштомар;
- раньше парни носили брюки на выпуск;
- девушки над Егором смеялись: «Ой, Егор-то храмой, ой храмой, да ышо плесать храмому надэ»;
- зять А. Т. К . – Андреянов Алевсандр (двадцать шестого года рождения), отругал девушек, за то, что они смеялись над хромоногим Егором, сказав: «Што вы делаете, гыт, с ума сошли? И вы бы знали, и ён попал в плен. Вы бы знали, посмотрели евонное, гыт, тело. Ён весь на шрамах, а вы смиитесь»;
 

репортаж

103.

О драке:

- Павлов Николай, родом с Белозерского района, вернулся с войны инвалидом на одну ногу, ругал Гитлера;

- Чурилов Василий Кириллович, из деревни Пожар, во время Драки поднял на Павлова Николая оглоблю, но ударить не смог, тот сослался на то, что его Гитлер не убил;
 

бывальщина

104.

О драке:

- в драке были «заводилы», которые песню споют или скажут что не ладно;
- драка могла начаться из-за песни или игры «под драку»;
- молодёжь с Белозерского района пела хорошие песни;
 

репортаж

105.

О песнях Бойцева Павла, вернувшегося с войны:

- Бойцев Павел, двадцать пятого года рождения, вернулся в сорок третьем году с войны, ему тётя Екатерина истопила пятистенок, он по дороге запел песни – все женщины в деревне ревели;
- Алексеева Таисия Кузьминична запомнила только две частушки;

репортаж

 

 

<<< предыдущий  

следующий  >>>

592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 692 >
612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631
632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651
652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671
672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691