Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 56 >>> Бабаевский район

Оригинальная коллекция Бабаевского ЦТНК

АФ 642

 

<<< предыдущий

следующий >>>

592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 692 >
612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631
632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651
652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671
672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691

 

Вологодская область,
Бабаевский район,
Пяжозерский с/с
п. Пяжелка
17.06.03.

Гр.: Кукушкин А. В.
Железнякова Е. Е.
Мельников А. В.
Зуев С. А.
Смелков В. Ю.
Яковлева К. С.
Козлова И. Н.
Ванелик К. К.

Исп.: Меркушева Мария Лаврентьевна, 1923 г.р., род. - д. Вышкали Высоковского с/с Опочецкого р-на Псковской обл. 

01.

О драках:

- приходил обиженный парень в свою деревню, жаловался, собиралась артель ребят, шла стенкой на д. Вышкали;
- если переговоры на мир с другой деревней не действовали, то в драке шло в ход оружие: «хлыстики», кулаки;
- «хлыстик» - прут, палка (металическа) – больше метра длиной;
- если мужики «разъяряться», то в ход шло оружие: оглобля;
 

репортаж

02.

О том, как после драки бежал мужчина вслед за М. М. Л.:

- М. М. Л. пришла на гулянку, когда ещё не было её подруг;
- на М. М. Л. побежал взрослый мужчина, весь в крови;
- М. М. Л. испугалась, думала, что мужчина побежал за ней;
- М. М. Л. побежала в гору, а мужчина за ней;
- мужчина убегал от своей «партии», а М. М. Л. думала, что он гонится за ней;
- М. М. Л. бежала 3 км. от мужчины в крови, пока он не свернул в свою деревню;
 

бывальщина

03.

О драках:

- ребята, после драки, могли попадать в больницу;
- раньше правил в драке не было;
- раньше «атаманов» в драке не было;
- могли друг с другом поссориться, «заводилась» драка;
- обязательно, на всех гуляниях были гармони, без которых «нигде, нечего не проходило»;
- приходил гармонист на гуляние, уже могла идти драка;
- «вскоборя» играли в гармонь, шла «партия» ребят и взрослых девушек, пели песни;
- девчонки и ребята шли кучей, народ кругом шёл, вслед за гармонистом, пели песни;
- в драке могли ударить гармониста, которые передавал гармонь женщинам, которые уносили её из драки;
- гармонь и гармонистов раньше ребята берегли, «стояли за них горой»;
- драка шла: «куча на кучу», никто нечего не мог разобрать;
- иногда в драке попадало женщинам, в основном – «молодым людям»;
- оружие в драке: камни, кирпичи, палки;
- если мужики «разъяряться», то начиналась драка – деревня на деревню, оставалось только «брать ноги», и бежать «скорей, чтобы себе не напросить»;
 

репортаж

04.

О мужских причёсках, головных уборах:

- раньше ребята носили коротко остриженную причёску;
- на голове носили шапку, кепку – козырьком в перёд;
- «форсуны» любили форсить: поворачивали различным способом козырёк кепки вокруг головы;
 

репортаж

05.

О драках:

- девушки убегали во время драки – «огледням» больше доставалось;
- маленькие ребята были «зачинщиками» драки;
- шли парни на гулянку, со своей деревни: «пели песни, прискакивали, приплясывали»;
- парни, перед началом драки, давали маленьким ребятам «хлысты», прутья;
- пацан шёл с «хлыстом», прутом впереди «всей кампании деревенской», начинал трогать прутом парня с другой деревни, на что тот мог ответить: «Чё лезишь?»;
- после «заводки» на драку маленький парень убегал, а взрослому мужчине с другой деревней приходилось вести драку;
- парни поднимали прутьям  пыль на песчаной дороге, от чего у девушек противоположной деревни оседала на лицо пыль, что служило поводом  для начала драки;
 

репортаж

06.

Об одежде:

- раньше девушки носили домотканые сарафаны, платья;
- девушки носили в доме домотканые сарафаны, юбки;
- бабушка М. М. Л. носила всё время широкий домотканый сарафан, конец которого поднимала во время обряжения скотины в хлеву;
- раньше подпоясывались кушаком, под грудь, в низу широкая юбка, к которой с верху были пришиты ремешки или «завязки»;
- во время обряжения скотины в хлеву, прополки на огороде поднимали с обоих боков подол сарафана, привязывали «завязками», чтобы не запачкать сарафан;
- фартук одевали, когда женщина готовила еду, у печки;
- под сарафан надевалась длинная женская рубаха с длинным и коротким рукавом, собранным на резинку, тряпочку;
- ворот женской рубахи мог быть глухим и открытым;
- у «выходной» женской рубахи вышивались: рукав, ворот, «пелька» - где грудь;
- мужчины носили длинные, чуть выше колена, вышитые по низу рубахи;
- у мужской рубахи вышивались: «полочка», рукава;
- девушка, которая собиралась выходить за муж, вышивала своему жениху рубаху;
 

репортаж

07.

О девичьей причёске:

- на работу в поле, девушки заплетали волосы в косу, убирали под платок;
- на гуляние, вечеринку причёска девушки имела произвольный вид;
- в волосы девушки вплетались ленты различного цвета;
- в детстве М. М. Л. имела длинные волосы, которые мать заставляла убирать, так как это не считалось нормой: Боже упаси – русалка»;
- мать, заставляющая М. М. Л. убирать волосы, говорила: «Русалка, не чего ходить – русалка, сейчас. Давай заплету я тебе, уберу к†су»;
- мать М. М. Л. запрещала своей дочери ходить с распущенными волосами, в то время как взрослые девушки на гулянии могли это себе позволить;
 

репортаж

08.

О вере:

- «врусалка» - утопленица, которая могла выходить из воды и пугать людей;
 

репортаж

09.

О женских головных уборах:

- взрослые женщины ходили в платках;
- женщины могли носить платок «шапочкой»;
- бабушка М. М. Л. умерла в «кокошнике»;
- бабушка М. М. Л. заплетала волосы в косу и носила «повойник»: наподобие «шапочки», сзади завязки;
- бабушка М. М. Л. спала в «повойнике»;
- по верх «повойника одевался платок;
 

репортаж

10.

О плясках:

- пьяные выходили гурьбой плясать «Русского»;
- парень с девушкой плясали «Русского», перепевались частушками: парень пел свои частушки, девушка – свои;
- парень в «Русском» оплясывал девушку, которая шла по кругу;
- парень, вызывающий девушку на пляску, подходил к ней, говорил: «Пойдём, поиграем»;
- пьяный парень выходил плясать: «девчонки и парни наскачут» плясать, «только дом дрожит»;
 

репортаж

11.

О календарных праздниках и обрядах:

СВЯТКИ:
- в святки, с Рождества, начинались гуляния;
КРЕЩЕНЬЕ:
- в Крещенье ходили за святой водой;
СВЯТКИ:
- на беседу собирались в свободный дом, приносили по очереди керосин;
- если для беседы не было свободного дома, то ребята покупали деньгами дом у хозяйки;
- со слов матери М. М. Л – Ивановой Федосьи Абрамовны, 1812 г. р. родом с д. Косолапы.: «в посиделки» - приходили девушки с прялками;
- на беседу парни приходили, жгли куделью: парень, который хотел подшутить на беседе над девушкой, выходил из-за угла с зажжённой спичкой, папиросой, зажигал огнём вытрепанный, вычесанный лён;
- парни и девушки «ряженые» ходили по домам;
- «старик»: сгорбившийся – на плечи положена подушка, одевал широкий «балахон» или тулуп, льняная борода и волосы, с верху надевал шапку, менял голос;
- «старик»: приходил с гармошкой, говорил грубым голосом, лицо завешено длинными льняными волосами;
- «старуха»: завязан платок, лицо закрыто – «только глаза одни видать», надет длинный «балахон»;
- хозяева дома угощали «старика со старухой» вином, пирогами, чаем;
- «старик со старухой» плясали, дурачились;
- на молодёжную беседу маленьких детей не пускали;
- на молодёжную беседу ходили с 16 и старше лет;
- гадания: «жгли бумагу», «плавили олово»;
- «литьё олова, воска»: плавленое олово, воск, выливали в воду, по образовавшейся фигуре пытались определить судьбу;
- играли «в фанты»: играющие давали от себя по одному фанту, каждому из которых водящий давал задание: плясать, петь песни, дурачиться, бежать куда-нибудь и что-нибудь принести;
- раньше в бане гадали;
 

репортаж

12.

О том, как парня учили плясать, петь, играть в гармонь:

- отец М. М. Л. рассказывал, как один парень захотел стать гармонистом: парню люди посоветовали идти в баню, учиться плясать, играть в гармонь;
- парень пришёл в баню, где сидел старичок, он спросил у парня: «Ну, что милый, будем играть, танцевать, песни петь?»; на что парень ответил старику: «А, дедушка, всё вместе»; «Ну всё вместе» - старик начал учить парня вначале плясать, петь песни, потом играть в гармонь;
- парень от старика научился хорошо играть в гармонь;
- подошло время до расчёта, парень и спрашивает: «Дак, что ж мне за ученье тебе дедушка дать? За учительствование?»;
- старик парню ответил: «А, милок, мне не чего не надо. Дай в ж…у коленом пинка»;
- старик стоял на выходе из бани;
- парень думает: «сейчас я тебя угощу»;
- парень ударил коленом старика, и остался без ноги – выбил колено;
- парень остался инвалидом на всю жизнь, зато хорошо играл в гармонь и плясал;
 

быличка

13.

О вере:

- раньше говорили, что в бане «нечистая сила больше водится»;
 

репортаж

14.

Сужиный – ряженый,
Прихади каня паить

- снач. комм.: выкладывали из 4 спичек «колодец», говорили;
- комм.: если девушке была судьба, то ей во сне мог приснится будущий жених;
 

приговор на гадании

15.

Сужыный – ряженый,
Приходи косу плести

- снач. комм.: девушка прятала гребень под подушку, приговаривая;
 

приговор на гадании

16.

О календарных обрядах и праздниках:

КРЕЩЕНЬЕ:
- в Крещенье ходили за святой водой;
СВЯТКИ:
- в канун Рождества, вечером можно было идти «куролесить, чудить, дурачиться» 2 недели, до самого Крещенья;
КРЕЩЕНЬЕ:
- в Крещенье «закрещивались все святки, балагуры, гадания»;
- в 12 часов ночи брали святую воду, приносили домой;
- у М. М. Л. святая вода стояла больше 10 лет – «нет ни одного осадка на дне»;
- в доме невестки М. М. Л. прыскали святую воду куриным крылышком по углам дома;
 

репортаж

17.

На Масленой неделе,
Со стола блины лители

- снач. комм.: раньше говорили;
- фрагм. текста;
- комм.: родственники и чужие люди приходили в гости на блины;
 

масленичная припевка

18.

О календарных обрядах и праздниках:

МАСЛЕНИЦА:
- в п. Пяжелка дети катались на лошадях, жгли костры;

репортаж

 

Вологодская область,
Бабаевский район,
Пяжозерский с/с
п. Пяжелка
17.06.03.

Гр.: Кукушкин А. В.
Железнякова Е. Е.
Мельников А. В.
Зуев С. А.
Смелков В. Ю.
Яковлева К. С.
Козлова И. Н.
Ванелик К. К.

 Исп.: Гладкова Павла Александровна, 1925 г.р., род. - д. Новосерково Тимошенского с/с 

19.

О календарных обрядах и праздниках:

ПРЕСТОЛЬНЫЕ:
- в д. Новосерково справляли праздники: «ПРИЧИСТОЙ Божьей матери», НИКОЛА;
- праздник «Пречистая» - 21 сентября;
 

репортаж

20.

О церкви:

- деревня Новосерково была Комонёвского прихода;
- в десяти километрах от Комонёвского прихода был Кьямский приход;
- возле церкви Комонёвского прихода был погост, где хоронили покойников;
- церковь Комонёвского прихода находилась на горке д. Комонево, в километре от деревни Новосерково;
- в церковь приходили каждое воскресенье;
 

репортаж

21.

О календарных обрядах и праздниках:

ПАСХА:
- в Пасху, с иконами «богоносцы» ходили по деревням, заходя в каждый дом;
- к приходу «богоносцев» хозяева дома готовили стол, на столе решето, в решете: зерно, яйца, пасха;
- «колдоносцы» - 6 человек, забирали угощение, которое лежало на столе, в доме хозяев, дети целовали икону;
- в избу «богоносцы» заносили иконы, затем шли в поле с попом;
- Г. П. А. со своей тётей, когда была ещё ребёнком, ходили к всенощной в церковь д. Кьяма;
- в Пасху, священники, вместе со своими прихожанами обходили вокруг церковь, давали детям  и взрослым причащенье: они кланялись, молились стоя на коленях;
- священнослужители причащали детей из чайной ложечки, в порядке очерёдности;
ПРЕЧИСТАЯ:
- приходили в д. Новосерково с деревень: Комонево, Край – в 10 километрах от д. Новосерково, Край, и с других приходов;
- гуляли вдоль деревни с гармошками, плясали;
- в след за 2 гармонистами шло 10 человек мужчин, в зади их 30 человек девушек;
- маленькие ребята выдёргивали и дарили своим девочкам ленты, выдернутые из кос девушек;
- мальчики подбегали к девушкам с зади, выдёргивали ленты;
- в праздник, на столе: яйца, пиво, пироги, начинённые блином, пшеничной, мелкой крупой, овсяная напаренная крупа с салом – в крынках, кисель, рыбники;
- на стол подавали первым сковородные «мякушечки», хлеб, затем – рыбник, щи или уху;
- за столом обносили гостей пивом из деревянной, расписной чаши;
- молодёжь пила пиво из двухведёрного кувшина;
- пиво варили на огне, в двухведёрном кувшине;
- любого, заходящего в дом, угощали;
- на мужскую гулянку приходили родственники и друзья из других деревень, пели старинные длинные песни, пили пиво;
- мужчины и женщины пели длинные песни, дети сидели на печке, слушали;
 

репортаж

22.

О плясках:

- плясали «Русского» по одному, «Ланчика»;
- «Ланчика» плясали в 4-6 пар, потом могли «боронить» и плясать «Борисовского»;
- подростки самостоятельно учились плясать «Ланчика»: собирались в летней пристройке богатого хозяина, девочки – с прялками, приходили ребята начинали учиться плясать «Ланчика»;
- учились плясать в строящемся дому, где уже были настланы полы: ребята приносили балалайку, начинали вместе с девочками учиться плясать «Ланчика»;
- раньше играли под «язык»;
- когда Г. П. А. ходила в 7 класс школы, директор школы играл на мандолине, а она с подружкой «выигрывали всяким манерам» под «язык»;
 

репортаж

23.

Вты, та-ты, та-ты, ты-ты

- снач. комм.: по сковороде ложкой, ножом «барабанили»; брали сковороду и играли;
- фрагм. напева:
- комм.: «наигрывают» по сковороде, «получается – как играют»;
 

имитация игры на сковороде

24.

Под пляску

- снач. комм.: в святки, «кудеса» заходили в избу, кто играл «языком»;
- фрагм. напева;
 

наигрыш  под «язык»

25.

Под пляску

- фрагм. напева;
- комм.: это под «язык»; под хромку «языком» не играли;
 

наигрыш  под «язык»

26.

О календарных обрядах и праздниках:

СВЯТКИ:
- «кудесам» хозяйка дома в сковороду играла, одаривала пирогом, сахаром;
- святки с Николы до Крещенья;
- в Крещенье «кудесам» было ходить грех;
 

репортаж

27.

О беседах:

- с длинных ночей - начинались беседы по возрастам: маленькие, молодёжные, взрослые, где пряли;
- в войну, для беседы готовили дом: ребята возили дрова, девочки мыли пол;
- на беседу приходили со всех деревень, ребят было мало, так как многих в войну забирали на фронт;
- на беседу приглашали гостей из соседних деревень, рассылая записки;
- на беседе горела керосиновая лампа, под свет которой плясали;
- на беседе играли «в ремень»: по оба конца скамейки спиной садились девочка и мальчик, один парень хлопал ремнём по скамейке, после чего мальчик и девочка поворачивались лицом друг к другу, целуясь, если в разные – то расходились;
- «в копейку»: прятали среди игроков копейку, водящий должен был отгадать, у кого спрятана копейка;
- играющие «в копейку» сидели на скамейках кругом избы;
 

репортаж

28.

Копейка – ко мне

- снач. комм.: водящий говорил;
- текст;
- комм.: если игрок, которого была спрятана копейка успевал выбежать из сидящих на скамейке игроков, то водящему «опять работать надо»; 
 

игровая

29.

Кому укол зделать? (2)

- снач. комм.: сдоблялись «медиком»: в белом платье, в сумке стекляшки, бегал;
- комм.: лицо закрыто – менял голос, не закрыто – не менял; «врач» закрывал лицо платком;
 

приговор ряженных

30.

О календарных обрядах и праздниках:

СВЯТКИ:
- «медведя» приводили;
- «медведь»: надевал перевёрнутую мехом наружу шубу, заводили на верёвочке;
- «лошадь» делали;
- парень или женщина приводила «медведя на верёвке»;
- «медика» могли «выхлестать»;
- «медиком» рядились женщины;

репортаж

Исп.: Гладкова Павла Александровна, 1925 г.р., род. - д. Новосерково Тимошенского с/с 

31.

О календарных обрядах и праздниках:

СВЯТКИ:
- «медведь»: в войну – женщины наряжались, «хозяин» заводил на верёвочке;
- «медведь»: девочек и детей катал по полу, хватал лапами, рычал, «хозяин» - хлестал ремнём;
- до войны, молодые, здоровые парни рядились «лошадью», подростки от испуга забирались на печку;
- «лошадь»: 2 человека, «лошадиная» голова;
- «хозяин» гнал на беседе «погонялкой» - вожжами прыгающую «лошадь»;
- «хозяин лошади»: лицо парня закрыто маской, с «погонялкой»;
- «лошадь»: лягалась, зад – «мякинный» кузов;
- «мякинный» кузов плели из дранки, в которых с овинов носили мякину;
- «лошадь»: хвост, лягалась задними «копытами», пугала присутствующую на беседе молодёжь и уезжала;
- «покойник»: вставные брюквенные зубы, лицо в муке, ложили на скамейку;
- ребята девушек подтаскивали «покойника» целовать, чтобы боялись, потом уносили;
- «покойник»: страшные зубы из брюквы;
- Г. П. А., когда была молодой, бегала с 10 человеками за 3 км. «кудесам», хозяева дома одаривали сахаром;
- мать Г. П. А. колядовала, когда это ещё было «в моде»;
- колядку пели под окном, в дом не заходили;
 

репортаж

32.

О том, как в войну под окном девушки гадали:

- в войну 5 девушек гадали, после ужина, перед 12 часами ночи;
- девушки брали завёрнутую со стола скатерть, подъезжали на санках к окну старушки, слушали разговор;
- бабушка в доме охала: «Ой, хо-хой, ой, хо-хой-хой»;
- девушки загадывали: когда война кончится;
- девушки поняли, что к плохой жизни;
- Г. П. А. ругала подруг, за то, что пошли гадать к дому бабушки Елены: «Девчонки, зачем пошли к «горю» - бабке? Ну, когда война кончиться? – всё охает, да охает»;
- бабушку Елену звали «горем»;
 

бывальщина

33.

О том, как в конюшне, амбаре гадали:

- Г. П. А. с подругами гадала в конюшне: если лошадь скоблила копытом – к хорошей жизни, если нет – то к плохой;
- при гадании лошадь копытом заскоблила, все из конюшни убежали;
- ходили слушать в амбар как сыплется зерно;
 

бывальщина

34.

Черти-черточки

- снач. комм.: ходили на «кресты» гадать, чертились сковородником, в котором пекли блины, говорили;
- фрагм. текста;
- комм.: зачерчивали сковородником стоящих в кругу, слушали;
 

приговор  на гадании

35.

Амин (2)

- снач. комм.: после гадания расчерчивались, произнося;
- фрагм. текста;
- комм.: после этих слов подростки 15-16 лет с гадания убегали;
 

приговор  на гадании

36.

О календарных обрядах и праздниках:

СВЯТКИ:
- в войну подруги вместе с Г. П. А. гадали только в амбарах и в конюшне;
КРЕЩЕНЬЕ:
- святую воду приносили со своего колодца;
- утром, в Крещенье, мать заставляла Г. П. А. святить водой на чердаке дома, говоря: «Ты девка не грешная, дак иди»;
- в ведро клали крестик, серебряные деньги, святили водой на чердаке, потом в квартире, во хлеве, во дворе, в бане;
- берёзовым веничком кропили всё для очищения;
МАСЛЕНИЦА:
- катались молодёжь на лошадях по деревне, по 10 человек;
- племянник отца Г. П. А., в колхозные времена, загнал лошадь, которая потом упала;
- в масленицу гуляли: пекли блины, варили пиво, звали гостей;
- масленицу праздновали дома;
ВЗДВИЖЕНЬЕ:
- праздновали в д. Мамаево, Савинская – Кьямского прихода;
- было 4 деревни Кьямского прихода;
- из д. Новосерково приходили гулять к церкви д. Кьяма;
«ВСЕ СВЯТЫЕ»:
- из д. Новосерково, за 10 километров приходили на праздник в д. Край Крайского прихода, там гуляли по деревням;
ПРИЧИСТАЯ:
- праздновали в д. Новосерково и Комонево;
 

репортаж

37.

Птичка – гнёздышка ни вьёт,
А девушка – головушки не чешет

- снач. комм.: «волосья не расплетай и не чеши», потому, что;
- комм.: не чесали волос, запрещали чесать волосы;
 

приговор  на Благовещенье

38.

Птичка – гнёздышка ни вьёт,
А девушка – косы ни плитёт

- комм.: «Божья воля»;
 

приговор  на Благовещенье

39.

О календарных обрядах и праздниках:

ВЕЛИКИЙ ПОСТ:
- боялись выходить из дома в «страшную неделю»;
ЕГОРИЙ:
- в Егорий, 6 мая, подрезали коровам хвосты;
- обходили во дворе скотину рано утром, ложили в решето 3 варёных яйца, буханку хлеба, иконку;
- ребёнка, делающего обход опоясывали верёвкой, затыкали за пояс топор;
- ребёнок во дворе обходил скотину 3 раза, за что родители ему давали яйцо;
ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ:
- иногда приносили вербу;
ТРОИЦА:
- чистили улицы;
- родители мыли в Троицкую субботу детей в бане, отправляли в лес рубить 4 берёзки, ставили от крыльца «рядком»;
- улица была чисто выметена, негде не было «порошинки»;
ИВАНОВ ДЕНЬ:
- после Иванова дня, когда поспевала земляника, можно было ломать берёзовые веники;
 

репортаж

40.

О сроках и месте купания:

- с мая месяца, если тепло – купались;
- до сентября месяца дети ходили босиком;
- купались на плотине, на мелководье возле мельницы;
 

репортаж

41.

О полевых работах:

- Г. П. А. работала в войну бригадиром в колхозе;
- женщина за трудодень могла нажать до гектара пшеницы;
- жали серпом на поле с песнями;
- сорок Мамаевских девушек, проживающих в деревне, разделяющейся от д. Новосерково рекой Кьярда пели песни на поле до вечера, когда уже на небе «выкатился месяц»;
- утром, после схода росы выходили женщины жать на поле;
- когда жали – пели песни, чтобы спина не болела;
- лён теребили с песнями;
 

репортаж

42.

 

Задушевная товарочка,
Пойдём на перепляс,
А если ты меня не выруцишь –
И я в последний раз
 

жнивная частушка

43.

 

Жито жала, не устала,
Резала – по колосу,
Весь динёчик песни пела –
Не узнал по голосу

- комм.: каждый жал на своей полосе, «вытягивал» голосом;
 

жнивная частушка

44.

 

Я по берешку ходила,
В речка видела ерша,
Раньше я тебя любила,
А теперь – товарища
 

жнивная частушка

45.

 

Я по берешку ходила,
В речка видела ерша,
Раньше я тебя любила,
А теперь – товарища
 

жнивная частушка

46.

О полевых обрядах:

- последний сноп приносили в дом, ставили в передний угол дома, возле божницы;
- в доме, садились за стол ужинать, сноп стоял напротив иконы, там же где и стол;
- последний сноп жали на поле, приносили домой;
 

репортаж

47.

О хлебе:

- в Ильин день пекли блины;
- сукали сочень из муки, которая готовилась из крупно смолотой зелёной «слатимой» ржи;
- раньше рожь была «вкусная, ароматная, с узибью – сладкая»;
 

репортаж

48.

О календарных обрядах и праздниках:

ПРЕСТОЛЬНЫЕ:
- в д. Тимошино праздновали – ИВАНОВ ДЕНЬ, в 2 км. от д. Новосерково: гуляли по деревням, пили пиво;
 

репортаж

49.

О полевых обрядах:

ПРЕЧИСТАЯ:
- старались пожаться до Пречистой, 21 сентября, после Пречистой мог выпасть снег;
- старались до Пречистой убрать всё с полей и огородов;
- до Пречистой надо было успеть убрать хлеб в скирды, стога, который потом зимой молотили;
- сушить хлеб в риги возили зимой на лошадях;
- хлеб молотили в 6 цепов;
- в 3 цепа девочки молотили клевер;
- в 16 лет, когда была война, мать Г. П. А. отправила свою дочку молотить;
- девочки, в возрасте 16 лет вставали с женщинами молотить в 3 цепа;
 

репортаж

50.

Тук (4)
А я: ты-тык

- снач. комм.: Г. П. А. молотила с женщинами в 3 цепа;
- интонирован;
- комм.: после данного перестука женщины говорили Г. П. А.: «Ну, сегодня, на хромой кобыле все проехали»;
 

имитация молотьбы цепом

51.

Тук, (10) так

- снач. комм.: в 3 цепа нужно было молотить так;
- интонирован;
- комм.: в 4-6 цепов в риге было молотить легче;
 

имитация молотьбы цепом

52.

Молотьба в 4 цепа:

- снач. комм.: имитация молотьбы в 4 цепа ударами пальцев двух рук по стулу;
- комм.: в молотьбе нужно было угадать, когда ударить цепом;
 

имитация молотьбы цепом

53.

О молотьбе:

- в овине расстилали снопы во всю длину овина, и шли по обеим сторонам овина, ударяя цепом;
 

репортаж

54.

Молотьба в 4 цепа

- снач. комм.: имитация молотьбы в 4 цепа ударами пальцев двух рук по стулу;
- комм.: цепами ударяли ровно, было слышно в далеке как молотят;
 

имитация молотьбы цепом

55.

О бытовании песен:

- пахали, возили навоз, косили, плясали – голос отличался от жнивной частушки;
- дядюшка Павел сказал Г. П. А.: «Доживёшь, что негде не услышишь песни» а Г. П. А. и говорит – «Не уж-то так, песен миллион знаем, да никто петь не будет?» - «А вот, никто не поёт, видишь – всё заткнулось»;
- в праздники – за столом, в пляске, на жатве – пели песни;
- молотили, колотили лён – песен не пели;
 

репортаж

56.

О календарных обрядах и праздниках:

ПОКРОВ:
- до Покрова заваливали с наружи дом, в доме все щели затыкали и заколачивали, вставляли рамы, утепляли дом;
- Г. П. А. и в наше время старается до Покрова утеплить дом, подпол;

репортаж

 

Вологодская область,
Бабаевский район,
Центральный с/с
д. Морозово
18.06.03.

Гр.: Кукушкин А. В.
Толстогузова Г. В.
Железнякова Е. Е.
Мельников А. В.
Зуев С. А.
Яковлева К. С.
Козлова И. Н.

Исп.: Спиридонов Николай Михайлович, 1921 г.р., род. - д. Аганино Новостаринского с/с
Спиридонова Александра Васильевна, 1929 г.р., род. - д. Морозово Центрального с/с
 

57.

О жатвенных частушках:

- раньше на поле много песен пели;
- раньше женщины вечером пели на поле песни;
- перед уходом домой женщины песни пели – «поднимали дух»;
- песни на поле пели «длинным голосом»;
- маленькие дети теребили лён;
- раньше работая до заката солнца, до темноты, пели «по заре» на поле песни;
- «пели вечером по зорьке, голос, звук раздавался – далеко слышно: в деревне слышно, как поют песни» на поле;
 

репортаж

58.

О календарных обрядах и праздниках:

ТИХВИНСКАЯ:
- могли петь частушки без гармони, кто знал «мелодию»;
- в престольные праздники всегда мужики ходили по деревням с гармонями;
- в д. Киино и Акишево ходили «от конца до конца» деревни: в переди шёл гармонист, около его шли девушки, молодые женщины, парни;
- старики ходили смотреть на деревенское гуляние;
- в д. Киино и Акишево справляли праздники: ТИХВИНСКАЯ, ИЗОСИМ И САВАТИЙ – 10 октября, эти праздники считались престольными;
- в Тихвинскую ходили на ручей за водой;
- «божественные женщины приходили на кладбище с водой, взятой с ручья, освещали воду: опускали в воду икону «Тихвинской Божьей матери», произносили молитвы»;
- приезжала с д. Керняшово пожилая женщина, приходила на кладбище, ставила в углубление камня икону «Тихвинской Божьей матери», произносила молитву, ложила на стол поминальную еду: пироги, конфеты;
- для поминок на кладбище брали кругленькие, маленькие пирожки с разной начинкой внутри: яйцо, рис с яйцом, рис с изюмом, морковь;
- в углублении камня ставили икону «Тихвинской Божьей матери», свечи;
- женщины набирали с ручья святую воду;
- в ручей заходили люди, у которых болели ноги, руки;
- раньше родители завещали: при болезни, при случае каком, человек болезнь снимет, если в престольный праздник Тихвинскую искупается в ручье;
- в ручье мыли руки, ноги – заходя по колено, лицо с приговором, чтобы снять с себя болезнь: это помогало тем, кто верил;
- в Тихвинскую, вечером, устраивали гуляние по деревне;
- в Тихвинскую, приходили в д. Киино из деревень: Шилово, Янишево, Апучево, Петраково, Пестово, Есино, Тарасово – Ножемского сельсовета, п. Пяжелка, родственники Пяжозерского сельсовета – шли на ручей за водой, после шли в гости к родственникам д. Киино;
- вечером старики ходили смотреть, как молодёжь гуляет: гармонисты собирались в «круг» на деревенской площадке;
- раньше в Тихвинскую, в дом заходили только «званые родственники», если хозяин дома был простым мужиком, то мог вынести на улицу, и поставить на стол кувшин с пивом и повешенным на него ковшиком, чашей – для голодных;
- чужие заходили в ограду, возле дома угощались от добродушного хозяина дома пивом из большой, деревянной чаши, деревянной бочки;
- раньше пиво деревенское варили на берегу реки в больших чанах;
- молодёжь, после застолья шли вечером гулять по деревне;
- гармонист шёл впереди, взади его шли парни и девчонки попарно под ручку по деревенской улице в несколько линий;
- проходя по деревне с гармонистом: девушка запевала частушку, другие девушки подхватывали;
- в проходке по деревне девушки и парни пели свои частушки, не перебивая друг друга;
 

репортаж

59.

О плясках, частушках:

- плясали «Русского» по 2, парень и девушка, перепиваясь, друг с другом частушкой;
- в «кругу» плясали «Ланчика»;
- парень с девушкой плясали «Кружка» перепеваясь друг с другом частушкой;
- девушка плясала с «супостаткой» отбившей у неё парня, перепиваясь, друг с другом хорошими и худыми частушками;
- парень плясал с девушкой, пел ей в частушках: «чтобы измены не было – с упрёком, чтобы девушка ждала парня, о поведении девушки»;
- девушки, вечером, заходя в деревню, тревожили частушками сердце молодой жены, которая рано вышла за более старшего по возрасту мужа, и теперь не могла с молодёжью погулять;
- молодую жену муж не отпускал гулять с молодёжью;
 

репортаж

60.

Ни ходити дефки замуж,
За мужем – худая жись,
Муж ни пустит на биседу,
Скажет: «Рядышком ложись»

- текст;
 

частушка

61.

Супостатка вносит шапочку,
А я ношу бирет,
Ни которая ни знает –
Дроля любит или нет
 

частушка

62.

<Вни ход>ите дефки взамуш,
За мужом худая жись,
Муж ни пустит на биседу,
Скажет: «Рядышком ложись»

- фрагм. напева;
 

частушка

63.

Не ходите дефки взамуш,
В хитрую симеюшку,
Не полюбят – дак погубят,
Молодую девушку
 

частушка

64.

 

Походил да, середним, дак полём,
Потоптал да, весенних, дак рос
Ой, не ужели, дак всерноглазая,
Да, измену, измену зделаёшь
 

частушка

65.

Ох, я иду да, мимо-то ограды,
 Встало дак, серце, дак замирать,
Ой, не в твои да, товарищ годы,
Во сырой да, земле-то лежать

- комм.: пели на гулянье по деревне;
 

частушка

66.

О гуляниях:

- раньше могли убить в драке ножом, камнем, молодого парня, после чего деревенские жители сочиняли про это песню;
- хороший гармонист играл, возле его шли ребята, при встрече с другой «партией» начинали петь частушки на «перехлёст – кто лучше, чья гармонь резовей играет»;
- молодёжь, гуляющая по деревне, останавливалась, вставала в «кружок» петь частушки;
- девушка раньше пела своей супостатке и парню, который ей изменил, частушки про измену, те ей отвечали – «кто резовей» напоёт;
- раньше пели частушки «задористые»: девушки между собой «женихов делили»;
 

репортаж

67.

 

Яровоё дак, полюшко,
Жердемя да, огорожено,
Ой, не грозись да, милашечка,
Не много дак, было, да хожено
 

частушка

68.

 

У сударушки да, во спаленке,
Да, ломпадочка да, горит,
О, вкачат девочку, да и мальчика,
Да, обня да, благадарит
 

частушка

69.

Голова моя седая,
И седая борода,
Но душа-то молодая –
Не стареет никогда

- текст;
 

частушка

70.

 

Хой, голова да, моя да, седая,
И седая дак, борода,
Но душа-та вмолодая –
Не стареёт дак, никогда
 

частушка

71.

 

Хо, четыри года дак, не дирались,
Кулаки да, заржавили,
Все ребята убежали –
Одново да, оставили
 

частушка

72.

<…> с некрутом да, гулять,
Поберегись да, сударушка,
Не прошла бы да, про тибя,
Вкака плохая дак, славушка

- фрагм. напева;
- комм.: «вот это некрута пели девкам»;
 

рекрутская частушка

73.

<Тут> зашла чужая дак, тётка,
Не клеви да, родную мать,
Хо, всё равно четыре дак, года,
На биседе дак, не бывать

- фрагм. напева;
 

рекрутская частушка

74.

 

Было мне дак, рекрутику,
Не спитца дак, тёмна дак, ночинька,
Ой, жалко, жалко остаётце,
У соседа дак, дочинька
 

рекрутская частушка

75.

 

Ой, с головы катитце дак, солнышко,
Да, нагреетце да, земля,
Ой, на тибя моя, да, хорошая,
Да, надеятце да, нельзя
 

рекрутская частушка

76.

 

Голова, ты голова,
Дак, голова в навозе-то,
А научилась голова,
Дак, воровать в колхозе-то

- комм.: «воровали раньше»;
 

рекрутская частушка

77.

<Бежит> речка дак, по песочку,
Ручеёк да, по нивушке,
Ох, долго-долго не видалсэ –
Соскучал да, по милушке

- фрагм. напева;
 

рекрутская частушка

78.

<…> дак, миня ранили,
Скажите дак, Шурочке,
А пусь-ко раны перевяжут,
Дак, в узиньком да, заулочке

- фрагм. напева;
 

частушка

79.

 

А из нагана пуля, да, резка,
Прахватила да, стенушку,
Давай таварищ поколотим,
Милку за изменушку
 

частушка

80.

<Сёдне> тихая погода,
Соловей лети-лети,
Мине милка изминила,
Но и чёрт-то с неё, прости

- фрагм. интонирования;
 

частушка

81.

Ай, ху-ху да, ай, ху-ху,
Конь – ни ходит во саху,
Запрегёмьте в борону,
Дак он – воротит в сторону

- интонирован;
- комм.: «не путняя лошадь»;
 

частушка

82.

<Потерял> дак, не воротишь,
Горькая да, рябинушка,
А больше пить вина ни буду,
Дорогая вмилушка

- фрагм. напева;
 

частушка

83.

Я у батька сын один,
Дак, ни чиво ни делаю,
А летом – ягоды биру,
Зимой – за дефкам бегаю

- интонирован;
 

частушка

84.

 

Хой, запрыгай-ко дак, батько, дак лошадь,
Серую да, лысатую,
Ой, на примете дак, есе дифчонка,
Съежу да, посватаю
 

частушка

85.

Ох, поиграла, дак, эта да хромочка,
Да потешила да миня,
Ой, надоела, дак, мине да молодцу,
Да чужая, да сторона
 

частушка

86.

<На лу>ушке, на камишке –
Симён обедает,
Да, поцелую я милашку –
То за мной забегает

- фрагм. интонирования;
 

частушка

87.

Хо, мы с товарищем да, гуляли,
В поле дак, барабанили,
Ой, одну дефку да, просмияли,
Душу да, опоганили

- интонирован; 
 

частушка

88.

 

Ой, хромка весело играет,
Верно, драка дак, где-ни есь,
Ой, надобнули дак, атаману,
Полетел да, из рук обрез
 

частушка

89.

Наша подоль – с вашу рядом,
Поперёк одна межа,
А кто к милашке рядом сядет –
Дак, тот отведает ножа

- интонирован;
 

частушка

90.

<Ой, миня> в армию забрэют,
И умру наверно там,
А покупайте девки шапку –
За сто семесет продам

- фрагм. текста;
 

рекрутская частушка

91.

Ой, миня в рамию да, забреют,
И умру наверно там,
А покупайте девки шапку –
За сто семесет отдам

- интонирован;
- комм.: «рекрута пели»;
 

рекрутская частушка

92.

 

Ох, миня в армию да, забрэют –
Матка в обморок да, падёт,
А чернобровая да, сударушка,
Адна домой да, пойдёт
 

рекрутская частушка

93.

<Ой, я иду> мимо играды –
Стало да, серце замирать,
Ох, не в твои товарищ годы,
Во сырой земле да, лежать

- фрагм. интонирования;
 

частушка

94.

Ой, я иду мимо ограды –
Стало серце замирать,
Не в твой товарищ годы,
Во сырой земле лежать

- интонирован;
 

частушка

95.

<Лу>чше реште дак, хулиганы,
Реште до птисёночки,
Все ровно гулять не вздам,
Молодинькой дифчоночки

- фрагм. интонирования;
 

частушка

96.

Всяких песен двести знаю,
А молтвы дак, не одной,
Не ужди мине не высватать,
Сударушки одной

- фрагм. интонирования;
 

частушка

97.

Это чьи да, такие да саночки,
Да, воронинький да, конёк,
Ох, в эти саночки да, садилсы,
Чернобровый да, паренёк

- интонирован;
 

частушка

98.

 

Ой, закачались да, всёднэ да, саночки,
Да, затопал да, вороной,
Ой, забирай да, милашка дак, тряпочки,
Да, поехали да, со мной
 

частушка

99.

<…> по полю ходила,
Истоптала дак, полосу,
Ой, я с тобой гулять да, не стану,
Ты да, лишёна дак, голосу

- фрагм. напева;

частушка




 

<<< предыдущий  

следующий  >>>

592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 692 >
612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631
632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651
652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671
672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691