Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 56 >>> Бабаевский район

Оригинальная коллекция Бабаевского ЦТНК

АФ 641

 

<<< предыдущий

следующий >>>

592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 692 >
612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631
632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651
652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671
672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691

 

Вологодская область,
Бабаевский район,
Пяжозерский с/с
п. Пяжелка
15.06.03.

Гр.: Кукушкин А. В.
Железнякова Е. Е.
Мельников А. В.
Зуев С. А.
Яковлева К. С.
Козлова И. Н.
Ванелик К. К.

Исп.: Алексеева Таисия Кузьминична, 1930 г.р., род. - д. Пожар Конецкого с/с  

01.

Нас угонят, (2)
Нас угонят вдалеко,
Где советские снаряды
Роют землю глубоко

- напев
 

частушка

02.

Не могли похоронить,
Нас не отцы, не матери,
Не ужели похоронят,
Немцы неприятели

- снач. комм.: «а бабы сразу и заревят»;
- напев
- комм.: Бойцев Павел Осипович 1925 года рождения, родом с деревни Орехово Конецкого сельсовета, сгорел в танке;
 

частушка

03.

О рекрутском обряде:

- на войну, из деревни Орехово уходило пять ребят, с войны не вернулся только Бойцев Павел Осипович;

- до войны Бойцев П. О. был секретарём сельсовета;
- детей на беседу рекрутов не пускали;
- беседа рекрутов деревни Орехово была вечером, на кануне уезда в военкомат села Борисово, в доме Бойцева П. О.;
- во время беседы Бойцев П. О. пел своей матери частушки (под № 1, 2, которые запомнила А. Т. К.);

репортаж

 

Вологодская область,
Бабаевский район,
Пяжозерский с/с
п. Пяжелка
16.06.03.

Гр.: Кукушкин А. В.
Железнякова Е. Е.
Мельников А. В.
Зуев С. А.
Яковлева К. С.
Козлова И. Н.
Ванелик К. К.

Исп.: Балукова Анна Николаевна, 1923 г.р., род. - д. Пельпахта Новолукинского с/с  

04.

О календарных обрядах и праздниках:

ПРЕСТОЛЬНЫЕ:

- в деревне Пельпахта справляли праздники: КИРИКИ УЛИТЫ – двадцать восьмого июля, ВЗДВИЖЕВ день – 27 сентября;

ВЗДВИЖЕНЬЕ:

- все звери в этот день собираются в лесу в кучу, в лес ходить нельзя;

КИРИКИ УЛИТЫ:

- на праздник, в деревню Пельпахта приходили из деревень: Сушка, Костино, Завод – в пятнадцати километрах от Пельпахты;

- на праздник варили дома, в катке со штырём, пиво: ложили солод, наливали кипяток, - это всё отстаивалось, затем вынимали штырь, спускали в посуду сусло;
- пекли пироги с разной начинкой: ягоды, творог;
- гуляющие по деревне, заходили в дом к своим родственникам: садились за стол, хозяева дома наливали в стаканы пиво, подавали гостям;
- на празднике пели частушки, длинные песни;
- частушки пели под гармонь, балалайку;

репортаж

 Исп.: Евгеньев Илья Никифорович, 1926 г.р., род. - д. Подол Первушенского с/с Окуловского р-на Новгородской обл. 

05.

О календарных обрядах и праздниках:

ПРЕСТОЛЬНЫЕ:
- в деревне Подол раньше были престольные праздники: ПАСКА, ТРОИЦА, ПЯТНИЦЫ – летом;

- на праздники приходили с деревень: Новинки – в трёх километрах от деревни Подол, Борок – в четырёх километрах от деревни Подол, Гористовка – в двух километрах от деревни Подол, Горшки – в семь километров от деревни Подол;

- в праздники на столе пироги с разной начинкой: картофель, творог, ягоды;
- в праздники, сидя за столом пели «длинные» песни;
- в праздники детей отправляли гулять на улицу, «редко когда возвращались к обеду»;
 

репортаж

6.

О драках:

- раньше дрались деревня на деревню;
- «под драку» играли на гармонях: тальянка, «кирилловская»;
- драка «заводилась» игрой на гармони «под драку»;
- гармониста в драке не трогали;
- бывали случаи, когда меха гармони протыкали ножом, а гармониста отбрасывали в сторону, говоря: «Ты, уходи, мы тебя не тронем!»;
- в драке применялось оружие: нож, палка, кол – с изгороди;
- перед дракой ребята шли опустив вниз головы;

- дети наблюдали за началом драки: деревня Гористовка дралась с деревне Новики палками;

- перед дракой гармонист шёл впереди, ребята с зади, девчонки – убегали;
- какому парню попадало в драке сильно, того девушки уносили в сторону;
- в драке лежачего били;
 

репортаж

7.

О плясках:

- в праздники деревни Подол плясали «Русского», «Кадриль»;
- «Русского» плясали по одному, пять, шесть человек;
- пляску «Русского» у ребят заводили выходящие две девушки;
- «Русского» плясали: две девушки пели песни, двигаясь «по кругу» друг на против друга, бочком, остальные присутствующие только плясали;
- «Русского» вызывал парень девушку плясать, оплясывая её;
- «Кадриль» плясали в четыре, шесть пар;
 

репортаж

8.

О календарных праздниках и обрядах:

СВЯТКИ:
- «ряженные» ходили по домам: «медведь», «заяц», «волк»;
- «медведь»: шуба, шапка – вывернутая мехом наружу;
- в дом заходил «медведь», говорил «прибаутки» с закрытым лицом, хозяйка дома одаривала «медведя» пирогами, яйцами;
- «заяц»: надевал уши, со вставленной в них проволокой, чтобы не падали, лицо – закрывал платком;
 

репортаж

9.

Хозяюшка, мине чево-нибудь надэ,
А то я ись хочу, хоть марковину дай

- снач. комм.: забегающий в дом заяц кричал;
- текст
- комм.: «заяц» менял голос, произнося слова на вдох;
 

приговор

10.

О календарных обрядах и праздниках:

СВЯТКИ:
- в зади «ряженных» ребят в дом забегал «волк», чтобы никто не убежал из дома;
- «волк»: выглядел по образу «собаки»;
- один дед в деревне делал для «волка» из полена, картона голову с длинным носом  – тоненькую, лёгонькую;
- для сильного парня или девчонки дедушка делал голову из полена, для слабых – из картона, просил, чтобы не помяли;

- редко, на беседах, парни страивали шалости: бросали в присутствующих парней и девчонок – горох, зерно, потом убегали, чтобы не попало;

- дети раньше колядовали по домам: лицо закрыто, одеты обыденно;
- дети пели колядку, за что хозяева дома одаривали их конфетами, сахаром;
КРЕЩЕНЬЕ:

- в триста километров деревни подол ходили на ручей в двенадцать часов ночи, воду приносили домой, наливали в бутылки, она стояла в течение всего года;

МАСЛЕНИЦА:
- за деревней Подол жгли костёр в поле;

- для большого костра ребята собирали солому, тонких палок, дров;

 

репортаж

11.

О, нам на костёр надэ
- О, иди, вот там возьми, там возьми


- снач. комм.: дети ходили по деревне, собирали для костра солому, палки, дрова, говорили;

- текст
- комм.: костёр поджигали взрослые парни, девчонки;
 

приговор

12.

О календарных обрядах и праздниках:

МАСЛЕНИЦА:
- ребята по деревне, по другим деревням катались на лошадях;

- кататься запрягали тройку, украшенную бубенцами по дуге: по середине большой, по краям – маленькие, с обоих сторон дуги были навешаны шаркунки;

- перед катанием на тройке в гриву «коренной» лошади вплетались ленты различного цвета;
- на тройке катались ребята или пожилой хозяин лошадей;
- старик катался на колхозных лошадях, которые только его слушались;
- тройка «по колено в снегу» бежала «только шум стоял»;
- на тройке катались взрослые мужики, пели песни под тальянку;
- пекли пироги с разной начинкой: ягоды, творог, размятый картофель;
- из набитых яиц пекли блины, разрезая на четыре части ели;
ВЕЛИКИЙ  ПОСТ:
- ели постное масло, рыбу;
- в пост творог, сметану, мясо не ели;
- в одно из воскресенье Великого поста позволяли себе съесть яйца, творог;
БЛАГОВЕЩЕНЬЕ:

- хозяйка дома пекла из теста птичек, на следующий день их «утаскивали» дети, съедали;

- обрезали коровам, лошадям хвосты;
ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ:

- родители детей посылали за вербой, они приносили домой, её ложили на божнице, в переднем углу;

ПАСХА:

- в субботу, перед Пасхой варили холодец, красили яйца, пекли пироги и пасху;

- перед Пасхой, в восемь-девять часов вечера родители ходили в церковь к всенощной, возвращались в три-четыре часа утра;
- по приходу с всенощной домой, хозяйка растопляла печь, начинала готовить еду;
- хозяйка после всенощной спать не ложилась;
 

репортаж

13.

- О, мама – тибя с праздником
- Ну ладно, раз с праздником –
Тогда, чо с вами делать?
Придётца по яичку дать

- снач. комм.: дети поздравляли утром родителей с Пасхой, говорили;
- текст;
 

приговор  на Пасху

14.

О календарных обрядах и праздниках:

ПАСХА:

- игры с яйцами: яйцами бились, стукались остриём яйца, друг с другом, у кого разбивалось, тот его отдавал;

 

репортаж

15.

О том, как гусиным яйцом куриные яйца выбивал:

- родители держали гусей;
- мать покрасила гусиное яйцо, Е. И. Н. Выбил им десять штук куриных яиц;
- гусиное яйцо оказалось крепче куриных яиц: как с Е. И. Н. другие дети не бились, всё приходилось ему отдавать;
- так Е. И. Н. навыбивал в Пасху много яиц;
 

бывальщина

16.

О календарных обрядах и праздниках:

ПАСХА:
- ходили по деревням «богоносцы»;
- на краю деревни Подол была часовня;
- поп ходил с иконой по деревням: заходил в деревню, возле которого дома останавливался, там ему хозяйка дома выносила сырые яйца;
- «богоносцы» заходя в деревню несли иконы с полотенцами на руках, пели тропарь «Христос воскресе», затем шли в другие деревни;

- в Пасхальное воскресенье «богоносцы» приходили в деревню Подол, затем в этот день шли в деревню Новики, потом шли дальше по деревням;

 

репортаж

17.

О похоронно-поминальных обрядах:

- в хорошую погоду, в Радуницу – ходили поминать на кладбище, в плохую погоду – не ходили;

- на кладбище, для поминок брали: шесть-семь яичных блинов на тарелке, разрезанные по полам;

 

репортаж

18.

О календарных обрядах и праздниках:

ТРОИЦА:
- дети приносили берёзки, сломанные взрослой молодёжью;
- берёзки топором не рубили;
- берёзки ставили на улице, вешали у двери по три-четыре штуки;
- высохшие берёзки не выбрасывали, а сжигали в печке;
 

репортаж

19.

О похоронно-поминальных обрядах:

- в Троицкую субботу ходили на кладбище, приносили яйца;
- водку на кладбище не брали: «Боже, упаси»;

- если могила была грязная, то вначале стелили газету, а сверху полотенце, потом уже раскладывали еду;

 

репортаж

20.

О пастухах:

- пастух для обхода выпускал скотину в одно место;
- в посёлке Пяжелка пастух обходил при обходе всё стадо;
- в деревне Подол пастух указывал хозяевам скотины место обхода, куда пригонялась скотина;
- скотину пригоняли в поле, в трёхстах метрах от деревни Подол;
- пастух обходил стадо на поле один раз;
- при обходе, «обязательно», на пастухе был надет головной убор, подпоясан;
- при обходе стада пастухом – стояли хозяева скотины, пока он не давал разрешения гнать скотину домой;
- пастух мог брать обход на «рожок», пионерский горн;
- пастух, взявший обход на «рожок» не кому его не давал;
- у пастуха при пастьбе был запрет брать руками ягоды, ему приносили дети, высыпали в шапку;
- были запреты пастуху на сбор грибов;
- при пастьбе пастуху не запрещалось ходить через лаз, забор;
- в начале пас пастух деревни Подол, пока не состарился и умер, затем появился «пришлый» пастух, которому на срок пастьбы был отведён дом;
- кормили пастухов деревенские жители по очерёдности домов, в зависимости от поголовья имеющегося скота: одна корова – один день, две – два дня;
- пастуху, пасшему колхозных коров, председатель колхоза начислял трудодни;
- до ПОКРОВА пас – один пастух, после ПОКРОВА – пастух брал подпаска;
- пастух играл в «рожок только на выгон»;
- «рожок»: деревянный пищик – пятнадцать сантиметров в длину, с полым отверстием, с выскобленным деревянным язычком, в котором вырезались дырочки для игры сигнала;

- вокруг деревянного пищика наматывался берестяной раструб, длиной – в двадцать сантиметров;

- пастух, во время пастьбы, мог брать «рожок» с собой, или оставлять дома, его никто не трогал: «Боже, упаси, иначе обход нарушишь»;
- если был нарушен обход: скотину могли задрать волк, медведь;
 

репортаж

21.

О том, как медведь коров не тронул:

- пастух собрался на обед;
- летом коров доили три раза;
- пастух увидал в стаде медведя, сел ждать, когда уйдёт;
- медведь походил в стаде, но скотину не тронул;
- пастуха дети спрашивали: «Дедо, дак как же? Ну, ни уш-то мидведь ходит, да ни уш-то он коров не видит, или тилёнка каково?»;
- пастух детям ответил, что медведь «не понимает, не знает»;
 

репортаж

22.

О календарных обрядах и праздниках:

ВОЗДВИЖЕНЬЕ:

- в лес не ходили, так как в Воздвиженье – звери в кучу собираются;

 

репортаж

23.

О полевых обрядах:

- для определения посева: брали землю в руку, мяли;

- первым сеяли в мае овёс, так как он не боится заморозков, затем яровую рожь и пшеницу;

 

репортаж

24.

О календарных обрядах и праздниках:

ТРОИЦА:
- с Троицы – начинали ломать берёзовые веники, купаться;
ИЛЬИН ДЕНЬ:
- в Ильин день можно было купаться, Е. И. Н. сам купался;
 

репортаж

25.

О полевых обрядах:

- жать начинали со второго августа, Ильина дня, пекли первый, свежий хлеб;

- сенокос начинался после летнего Кузьмы-Демьяна, пятнадцатого июля, до тех пор, пока не портилась погода – июль, август, сентябрь;

 

репортаж

26.

О том, как ломали церковь в деревне Окулово:

- в деревне Окулово была церковь высотой в семь метров;

- один забрался на крышу церкви, пытался сорвать верёвкой с церкви крест – не получилось, привязал трос, толщиной в шесть-восемь миллиметров – вместе с тросом упал на смерть в низ;

 

быличка

27.

О запрете держать в доме иконы:

- начальство запрещало хозяевам дома держать в доме иконы, приходилось прятать;

 

репортаж

28.

О церкви деревни Окулово:

- в тридцать шестом, тридцать седьмом годах государственная власть закрывала все церкви;

- в деревне Окулово первоначально из церкви сделали зернохранилище – стало пропадать зерно, сделали сенник – стало пропадать сено;
- церковь деревни Окулово была каменная;
- кирпич, сброшенный с церкви деревни Окулово, оставался целым, «не лопался», был крепким;
- в церковь деревни Окулово приходили по религиозным праздникам: Пасха, Рождество, Новый год;
- кладбище находилось в одном километре от деревни Подол;

репортаж

 Исп.: Евгеньев Савелий Никифорович, 1931 г.р., род. - д. Подол Первушенского с/с Окуловского р-на Новгородской обл. 

29.

О запрете религиозной веры:

- церковь деревни Окулово закрыли, приспособили под зернохранилище;

- иконы в домах прикрывали занавесками;
 

репортаж

30.

О календарных обрядах и праздниках:

ПАСХА:
- в деревне Подол праздновали Пасху;
МАСЛЕНИЦА:
- на масленичной недели жгли костёр;
- дети собирали для масленичного костра: лукошки, снопы;
- на лошадях катались редко, так как лошади были колхозные;
- на горке, дети катались на деревянных санках, лыжах;
ВЕЛИКИЙ  ПОСТ:
- в еде – соблюдали пост, ели, что давали;
 

репортаж

31.

О драках:

- в драке только двух зарезали ножом, в основном дрались кулаками;

- в драке были зарезаны: один с деревни Старьи, другой – с деревни Подол, преследовал убийцу весь сельсовет;

- старшие ребята, собирающиеся идти в армию – дрались кольями;

репортаж

 Исп.: Меркушева Мария Лаврентьевна, 1923 г.р., род. - д. Вышкали Высоковского с/с Опочецкого р-на Псковской обл. 

32.

Об играх:

- играли в «лапту», используя дорогой резиновый мяч;
- мяч: по весне, брали у линяющего скота шерсть, скатывали в клубочек – делали крепкий мяч;
- «лапта»: делились на две «партии», одна «партия» - в городе, другая – за городом;
- дети, находящееся в «городе», били «битой» по мячу в сторону противоположной «партии» игроков;
-  игроки «партии», находящейся за «городом» - ловили руками мяч, стараясь запятнать игроков, находящихся в «городе», после этого игроки менялись местами;
- ребята играли в «городки»;
- в «кузнечика»: брали заострённую с обоих концов палку – «скачок», сантиметров двадцать в длину, чертили на земле квадрат;
- в квадрат ложили обычную палочку, небольшой длины, с верху её ложили конец «скачка»;
- по концу «скачка», лежащего на палке, ударяли «битой» - он летел;
- в «кузнечика» играли две «партии» игроков;
- игроки противоположной «партии скачок» ловили, стараясь потом  попасть им в квадрат;
- игроки, стоящие у квадрата старались «скачок» отбить «битой»;

- в игры: «лапта», «кузнечик», «городок», «скакухи» - играли по весне;

- на высокой горе – «кургане», зимой, дети катались на санках;
- дети воровали у родителей зимой дровни, катались с горы, спускаясь через железнодорожное полотно в болото;
- раньше, перед игрой в «прятки» считались: вставали в большой круг, выставляли по два кулака;
 

репортаж

33.

Вмать, мать, вчево втебе дать?
Што ты выбераешь?
«Ачки», или «палку»?

- снач. комм.: перед игрой в «лапту», к двум водящим подходило по два игрока, у каждого из которых был загадан определённый предмет;
- текст
- комм.: один из водящих выбирал сказанный предмет, после чего один из игроков переходил к одному водящему, выбравшему его предмет, другой – к другому;
 

приговор считалки

34.

Шла кукушка вмимо сети,
И кричала: «Куда дети?»
Куку мак – выбирай адин кулак


- снач. комм.: перед игрой в «прятки», один из игроков, стоящий в кругу, начинал говорить «присказку»;

- фрагм. текста
- комм.: после того как, в конце считалки игрок, которому ударили по кулаку, его убирал, считались дальше;
 

считалка

35.

Шла кукушка вмимо сети,
А за нею встая дети,
И кричали: «Куку мак» -
Убирай адин кулак

- текст;

- комм.: после того, как последнее слово считалки попадало на одного из игроков, убравшего все кулаки – он становился водящим;

 

считалка

36.

Об играх:

- раньше, дети больше всего играли в «лапту»;

- в «горелки»: игроки вставали парами в одну большую цепочку, держась за руки, один водящий, проходя через цепь всех игроков, становился впереди её;

 

репортаж

37.

Гари, (2) ясной,
Штобы не погасла,
Задняя пара – пых на перёт

- снач. комм.: водящий, в игре «горелки» начинал выкрикивать;
- текст;
- комм.: задняя пара пробегала по обеим сторонам шеренги, стараясь соединить руки, а водящий старался схватить одного из игроков бегущей пары за руку, чтобы образовать с ним новую пару; лишний игрок, оставшийся без пары становился водящим;
 

игровая

38.

Гари, (2) ясно,
Штобы не погасло,
Взадняя пара – пых на перёт

- текст
- комм.: водящий кричал, чтобы слышали игроки задней пары;
 

игровая

39.

Гари, (2) ясна,
Штобы не пагасла,
Взадняя пара – пых на перёт

- снач. комм.: водящий громко кричал, что;
- текст
- комм.: водящий кричал «на весь гул»;
 

игровая

40.

А мы просу сеяли, сеяли,
А мы просу вытапчим, вытапчим,
Худо-лада вытапчим, вытапчим,
А мы коней выпустим, выпустим

- снач. комм.: в игру «А мы просо сеяли» играли в школе;
- фрагм. текста
- комм.: ходили  шеренгой по очереди, навстречу друг друга, «партия» мальчиков и девочек, ведя диалог между собой; «партия» мальчиков называло имя выбравшей девочки, которая затем уходила в шеренгу мальчиков;
 

игровая

41.

В нашем палку убыло, убыла,
В нашем полку прибыло

- фрагм. текста
- комм.: шеренга девочек пела, а мальчики им отвечали;
 

игровая

42.

А мы просу сеяли, сеяли,
Хой, дид-ладо, сеяли, сеяли,
А мы просу вытопчем, вытопчем

- фрагм. напева-текста
 

игровая

43.

Об играх:

- на горе стояли маховые качели: вкопанные в землю два столба, с подпорками, на верху, между столбами весел валик, к нему крепилось по две жерди, к которым крепились доски;

- на маховой качели качались по два-три человека детей, с песнями – в зависимости от настроения;
- на качелях качалась взрослая молодёжь, которая играла с детьми в «лапту»; 

 

репортаж

Вологодская область,
Бабаевский район,
Пяжозерский с/с
п. Пяжелка
17.06.03.

Гр.: Кукушкин А. В.
Железнякова Е. Е.
Мельников А. В.
Зуев С. А.
Смелков В. Ю.
Яковлева К. С.
Козлова И. Н.
Ванелик К. К.

       

Исп.: Меркушева Мария Лаврентьевна, 1923 г.р., род. - д. Вышкали Высоковского с/с Опочецкого р-на Псковской обл. 

44.

Об играх:

- играли «в ножечки»: кидали в песок нож, переворачивая с каждого пальца руки;
- если нож входил в землю длиной в два пальца руки – то игрок выигрывал, если нож падал – то игрок проиграл;
- «в ножечки»: нож кидали в песок со всех частей человеческого тела – с каждого пальца руки, с локтя, с груди, со лба, с лица и так далее;
- «в ножечки» играли мальчики и девочки;
- в игры начинали играть с семи-восьми лет, как только начинали ходить в школу;
- когда дети гоняли в поле пасти скотину, девочки собирались играть в «камушки»;
- для игры в «камушки»: собирали пять ровненьких, круглых, плоских, одинаковых по величине камушек;
- перед началом игры в «камушки»: пять камушков клали на ладонь, подкидывали в верх и ловили на тыльной стороне ладони;
- каждый камушек имел число десять;
- если игрок ловил на тыльной стороне хотя бы один камень, то он записывался на игру в «камушки»;
- в «камушки»: игрок записывал определенное число, не более пятидесяти, после чего один камень кидали в верх с тыльной стороны ладони, стараясь поймать камень лежащий на земле и летящий с верху; после этого подкидывали с тыльной стороны ладони два камня, стараясь поймать с земли один камень и так до четырёх камней;
- после пойманных четырёх камней начиналась игра в «ступу»;
- «ступа»: записывались на число – не более пятидесяти, после чего кидали с тыльной стороны ладони камень к верху, стараясь поймать оставшиеся на земле четыре камня и летящий с верху – один;
- затем с тыльной стороны ладони кидали вверх два камня, стараясь поймать с земли три оставшиеся и летящие два – с верху, и так до четырёх камней на тыльной стороне ладони;
- каждая пойманная «ступа» считалась одним очком;
- после игры в «ступу» начинали играть в «мать»;
- «мать»: подкидывая один камень к верху, нужно было успеть перебросить через стоящую на пальцах тыльную ладонь все четыре камня и запихать в отверстие между пальцами один камень, и так до четырёх раз;
- в «камушки» играли летом;

- в «рюхи»: чертили на земле квадрат, на середине которого выкладывались из «рюх» фигуры, которые выбивались битой с определённого расстояния;

- если игрок битой выбил на второй раз не все «рюхи» фигуры, то передавал очередь другому игроку;
- «рюха»: ровные, обточенные, сантиметров пятнадцать-двадцать в длину палочки;
- в игре использовалось не более десяти «рюх»;
- фигуры были самыми различными, в зависимости от фантазии игроков;
- играли в «пятнашки», «кошки-мышки»;
- «кошки-мышки»: играющие стоя в кругу держались за руки, по считалке выбирая «кота» и «мышку»;
- в игре «мышку» пропускали везде, «кота» старались не пускать;
- «кошки-мышки»: «кот» за кругом, «мышка» - в кругу;
- «кот» не имел права разрывать цепь игроков стоящих в кругу;
- «прятки»: водящий стоял в определённом месте, пока остальные игроки прятались;
 

репортаж

45.

Раз, два, три, четыре, впять –
Я иду искать,
А кто не спрятался –
Ты не винават


- снач. комм.: водящий, стоящий в игре в «пятнашки», приговаривал;

- текст
- комм.: после этих слов водящий начинал искать игроков;
 

игровая

46.

Взабит

- снач. комм.: водящий «пряток», найдя первого игрока, говорил;
- текст

- комм.: после этих слов водящего игрок выбывал из игры, а водящий начинал искать остальных игроков;

 

игровая

47.

Об играх:

- последний игрок в «прятках» становился водящим;
- «прятки с выручалом»: так же как «прятки», только, когда все, кроме одного игрока водящим найдены, последний игрок мог остальных игроков выручить;
 

репортаж

48.

Чур, (2) выручаю всех

- снач. комм.: последний игрок, обходил водящего, подходил к его месту, стучал «битой» и кричал;

- текст
 

игровая

49.

Об играх:

- «пятнашки с выручалом»: последний игрок, старался подобраться к месту водящего и ударить битой, после чего игра начиналась заново, с прежним водящим;

- если водящий, после того как находил последнего игрока, успевал добежать до своего места и ударить «битой», то последний игрок становился водящим;
 

репортаж

50.

Оля, (или Маши, Втоли, или Вмиши)
Выходити из игры – вы пойманы

- снач. комм.: водящий, каждый раз находя игрока должен был добежать до своего места, ударить «бито» и прокричать;
- текст
 

игровая

51.

А…у…у

- снач. комм.: когда ходили в лес по грибы, по ягоды, то аукались;

- интонирован
 

ауканка

52.

А…у

- интонирован

- комм.: кричали в лесу, чтобы кто-нибудь подал свой голос, чтобы человеку не заблудиться и идти по следу остальных попутчиков;

 

ауканка

53.

О календарных обрядах и праздниках:

- раньше праздновали Новый год, Рождество;
ПРЕСТОЛЬНЫЕ:
- в деревне Вышкали был «внастольный» праздник – ПОКРОВ;
- на столах: пиво, закуска;
- пиво варили на улице в чанах;
- пироги с разной начинкой: с капустой;
 

репортаж

54.

Об изготовлении пирогов с капустой:

- капусту в начале рубили мелко сечкой, затем обжаривали перед русской печкой;

- обжаренную капусту ложили на один слой теста, накрывая с верху вторым слоем, и обжаривали пирог на сковороде;
 

репортаж

55.

О посуде, еде:

- посуда была как привозная, так и изготовленная мастерами, ходившими по деревням;
- родители М. М. Л., в основном, ездили за посудой в город;
- посуда: глиняные миски, латки, «утятницы», деревянные ложки;
- в «утятнице» готовили утку, куру, начинённую крупой, облитую маслом или густыми сливками, закрытую наглухо крышкой;
- в глиняных крынках держали молоко, которое было вкуснее, и не быстро квасилось;
- в эмалированной и стеклянной посуде молоко быстро портилось;
- намытую глиняную посуду обжаривали в русской печке, для закала, чтобы продукты меньше кисли;
 

репортаж

56.

Об изготовлении масла:

- раньше родители М. М. Л. выращивали лён, коноплю;

- созревший лён с поля убирали, сушили, молотили, выветривали, сушили в печке, затем толкли пестом в глубокой деревянной ступе;

- после того, как конопля, лён становились в ступе мягкими, его просеивали на решете и везли на ручную маслобойню;
- на ручной маслобойне: взбитую массу конопли, льна ложили в мешок, а затем в специальный станок, под которым стояло блюдо под готовое масло;
- в станке мешки с льном, коноплёй зажимали крепко специальными зажимами, после чего готовое масло стекало в низ, в посуду;
- оставшийся после изготовления масла жмых ела молодёжь;
 

репортаж

57.

О гуляниях:

- мать М. М. Л. очень любили петь за столом, вместе с подпевающими подвыпившими гостями песни;

- летом, после полевых работ собирались на улице петь песни;
 

репортаж

58.

Об играх:

- молодёжь играла в мяч на улице, во время гулянки взрослых;

- «арабский мяч»: был с размер сахарницы, крепкий – при ударе человека, у его появлялся синяк;

- с «арабским» мячом в основном дети играли в «лапту»;
 

репортаж

59.

О плясках:

- в ПОКРОВ: приходили в деревню Вышкали родственники с близлежащих деревень, плясали;

- «Цыганочку» плясали – «только дом дрожит»;
 

репортаж

60.

О драках:

- в деревне Кисково была больница, церковь;

- между двух озёр деревни Кисково парами по пять-шесть человек прогуливалась молодёжь;

- если, во время гулянки кто кому не угадил, поругался, то обиженный приходил в «партию» своей деревни и жаловался на своего обидчика;

репортаж

 

<<< предыдущий  

следующий  >>>

592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 692 >
612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631
632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651
652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671
672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691