Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 56 >>> Бабаевский район

Оригинальная коллекция Бабаевского ЦТНК

АФ 633

 

<<< предыдущий

следующий >>>

592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 692 >
612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631
632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651
652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671
672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691

 

Вологодская область,
Бабаевский район,
Центральный с/с
д. Кийно
14.06.02.

Гр.: Кукушкин А. В.
Толстогузова Г. В.

Исп.: Алёшкина Полина Григорьевна, 1922 г.р., род. - д. Худяково Комонёвского с/с
Орлова Александра Павловна, 1925 г.р., род. – д. Слободка Новостаринского с/с
 

01.

О пастухах:

- пастух, выгоняя скотину рано утром из деревни в поле играл в «барабанку»;
- пастух брал обход на «барабанку», брал с собой в поле;
- [дед Михаил] пастух утром выгонял скотину в поле, днём спал, вечером забирался «на верх овина», играл  в «барабанку» – коровы шли все по одной;
- пастух возле кладбища пас, «пел» в «рожок»;
- «рожок»: раструб берестяной;
- пастух в поле играл, у кладбища собирал скотину, «выпевал, дак солнышко во фсе»;
 

репортаж

02.

О похоронно-поминальных обрядах:

- в Троицкую субботу, в Радуницу, в Дмитровскую субботу на кладбище ходили;
- на кладбище брали «опёканики», «кутью», «панафитку», кисель, чай;
- раньше считалось, что вино на кладбище брать нельзя: «Как хочите соседушки, не требуйте вина, пусь ни поминает меня вином, а кисилём, чаём»;
 

репортаж

03.

О том, как вино брали на кладбище:

- в 9 день пошли на кладбище, на поминки, взяли вина;
- на могилу налили и поставили маленькую стопочку вина;
- крошила пироги на могилу, случайно задела и опрокинула стопку с вином, вылелось на могилу: «Мама, бабушка у меня вино выпила»;
 

быличка

04.

О похоронно-поминальных обрядах:

- перед тем, как зайти в оградку – крестились, потом заходили, стелили беленькое полотенце на середину могилы;
- поминальную еду выкладывали в ноги;
- в Радуницу, катали яйцо по могиле;
- раньше на могилах свечи ставили;
- раньше причитали, когда хоронили человека;
- в поминальные дни не причитали;
 

репортаж

05.

О календарных обрядах и праздниках:

ТРОИЦА:
- приносили 3 берёзки, приколачивали ко крыльцу на гвоздик, стояли, пока не засохнут;
- в Троицкую субботу, на кладбище, в ноги втыкали веточки берёзы, или черёмухи, сирени;
- на некоторых могилах берёзки приживались;
ПЕТРОВ ДЕНЬ:
- раньше с д. Слободка уходили на праздник, в д. Комаровское;
- в деревне Комаровское, Шейно праздновали «Причистов» и Петров день, приходила молодёжь из других деревень;
ПАСХА:
- [Сергей Ромашкин, внук Орловой, в 5 лет] дети ходили по домам, яйца собирали;
ТРОИЦА:
- после Троицы разрешалось ломать берёзовый веник, «серяной, для здоровья»;
ИЛЬИН ДЕНЬ:
- в Ильин день не купались – «говорили, что грех»;
 

репортаж

06.

О полевых обрядах:

- начинали жать, как рожь поспевала, в конце августа;
- раньше хлеб дома пекли, в магазине не покупали;
- раньше последним жали овёс, последний сноп приносили в дом, ставили в передний угол, втыкали в его серпы;
- через неделю последний сноп скармливали лошадям [дедушка лошадям давал по горсточке];
- когда жали на поле, – пели песни «протяжно»;
 

репортаж

07.

 

Жала рожь зилёную,
Ввезала колосиночкой,
Я на веки деушка,
Россталась с ягодиночкой

- снач. комм.: когда жали, пели на голос;
 

частушка

08.

 

Ой, не ругай миня мамаша,
За висёлую гульбу,
Пройдут годы молодые,
Посылай, да не пойду

- комм.: «эдак пели»;
 

частушка

09.

О похоронно-поминальных обрядах:

- покойника мыли на полу, укладывали на лавку в переднем углу избы, головой к иконе, ногами к выходу, руки складывали на груди, в руках носовой платочек положен;
- когда покойника положили на лавку, начинали причитать;
 

приговор

10.

Ой, подойду я сиротиночка,
Ой, по тесовому по полику,
Ой, ко тибе-го мила матушка,
Ой, как спрошу я горюшиночка

- снач. комм.: «первым начинали причитать»;
- фрагм. напева;
 

похоронный причёт

11.

Ты оставил сиротиночку,
Своих да малых детушек,
На ково ты клал заботушку?

- фрагм. текста;
 

похоронный причёт

12.

О похоронно-поминальных обрядах:

- сватья причитала в «сорочины»;
- когда везли покойника на кладбище начинали причитать «по новому»;
 

репортаж

13.

Прощайсе красно солнышко,
Со своёй, да светлой светлицей,
Со своёй, да светлой горницой

- снач. комм.: покойника выносили из дома на 3третий день, причитали;
- фрагм. текста;
 

похоронный причёт

14.

Со своим, да с милым детушком,
Со лесами со высокими,
Да со горами, да с речкой матушкой

- снач. комм.: «сватья причитала»;
- фрагм. текста;
 

похоронный причёт

15.

Ни бывать больши, ни хаживать,
Муравой травы ни таптывать,
Зеленых лугоф не кашивать,
Ко фстричи солнце красноё

- фрагм. текста;
- комм.: причитали, когда выносили покойника из дома;
 

похоронный причёт

16.

О похоронно-поминальном обряде:

- перед тем, как везли покойника на кладбище: гроб ставили на стулья, у кого был фотоаппарат – фотографировали, гроб со стульями ставили на машину, двери дома оставляли открытыми, скамейку, на которой лежал в доме гроб опрокидывали «к верху»;
- покойника везли на кладбище, еловые лапки кидали, чтобы душа домой дорогу не забыла;
 

репортаж

17.

Покидаешь, и уходишь от нас,
На ково там надешсе,
На ково кладёшь над¢жиньку,
На ково кладёшь великую

- снач. комм.: причитали на кладбище, до опускания гроба в яму;
- фрагм. текста;
- комм.: кто чего собирал, у каждого своё горе;
 

похоронный причёт

18.

О похоронно-поминальном обряде:

- гроб опускали в могилу, медные деньги туда кидали – «место выкупали»;
- после похорон, на могилу ставили палочку, навязывали белое полотенце, на котором несли гроб;
- палочка на могиле стояла до 40 дня, после ставили крест;
- после похорон все шли на поминки в дом, за столом, в переднем углу, для «души» стояла стопочка с тарелкой;
- «душу» поминали в 9, 20 и 40 дни;
- в 9 день поминали до 12 часов ночи;
 

репортаж

19.

 

Ой, вы подуйти-ко и буйныи ветры,
Ой, из под тиха потихохоньку,
Ой, как слекка, да полегохоньку,
Ой, вы роздуйти-ко буйныи ветры,

- снач. комм.: «душу» звали с кладбища причётом на 9 день;
 

поминальный причёт

20.

О похоронно-поминальном обряде:

- после приглашения «души» все шли с кладбища впереди, «а душа Бох знает, сама ведёт» [идёт];
- возле дома «душу» причётом встречали;
 

репортаж

21.

Выходи, да красно солнышко,
Во свою, да светлу светлицу,
Ко нам, ко сиротиночкам,
Мы тибя дожидалисе

- снач. комм.: возле дома «душу» причётом встречал кто-то из родственников, у кого дочка;
- фрагм. текста;
- комм.: «душа садилась со всеми за стол, её поминали»; 
 

поминальный причёт

22.

О похоронно-поминальном обряде:

- в 9 день до 12 часов читали «евангель» [дедушка];
- «евангель» читали на 9, 20, 40 дни, «грехи замаливали, там всё написано»;
- «грехи замаливали для души»;
- на 9, 20 дни поминали одинаково;
- в 40 день топили баню, шли, звали душу с кладбища, садились поминать;
- некоторые, в 40 день,  сначала мылись в бане, потом шли на кладбище «душу» звать;
- в бане для «души» ставили тазик с водой, мыло, чистое бельё на «грядке»;
 

репортаж

23.

Приходи, для тебя байна истоплена,
Ключева вода сокороплена,
Как за эту пору времечко,
Уж цветно платье запылилосе

- снач. комм.: «душу», в баню, причётом звали;
- текст;
 

поминальный причёт

24.

Приходи, для тибя байна истоплена,
Ключева вода сукроплена

- фрагм. текста;
- комм.: «душу» звали в баню, шли сами мыться после души;
 

поминальный причёт

25.

О похоронно-поминальном обряде:

- с кладбища шли, у бани встречали, в баню заводили «таким же причётом»;
- после бани садились за стол, причитали;
 

репортаж

26.

Прощайсе,
Со своей, да светлой светлицой,
Со своим, да милым детушкам,
Сестрам, голубушкам, и братьям,

- снач. комм.: в 40 день из-за стола вставали, причитали, прощались;
- фрагм. текста;
- комм.: по мужу так причитали;
 

поминальный причёт

27.

Ты уходишь от нас,
На веки, да на викушшыи,
В незнакомую деревенку,
В ниизвесную губеренку

- снач. комм.: в 40 день, прощаясь с душой причитали;
- фрагм. текста;
- комм.: «сорок дней покойник там находитце, и не опридилён, а после сорока дней опридиляют: или в ад, или в рай, вот это Господь определял»;
 

поминальный причёт

28.

О похоронно-поминальном обряде:
- с избы, калитки, выходили, душу провожали 2, до самого кладбища провожали, днём, в 12 часов;

репортаж

 

Вологодская область,
Бабаевский район,
Центральный с/с
д. Морозово
14.06.02.

Гр.: Кукушкин А. В.
Куимова Н. В.
Толстогузова Г. В.

Исп.: Спиридонов Николай Михайлович, 1921 г.р., род. - д. Аганино Новостаринского с/с,
Спиридонова Александра Васильевна, 1929 г.р., род. - д. Морозово
Иванова Мария Петровна, 1926 г.р., род. - д. Круглая Заозерского с/с, Кадуйского р-на
 

29.

По песням с частушками
(аккомпанирует: Кукушкин А. В.)
 

наигрыш  на «хромке»

30.

Кабы не было германий,
Ни была бы и война,
Милку в армию ни взяли,
Не гуляла бы одна, ух!
 

частушка

31.

На военную на коечку,
Поду, да и ривлю,
Ни письма, ни ягодиночки,
Дождатце не могу
 

частушка

32.

Городсково увизли,
Вагоны синиватые,
Пока сплю, дак забывают,
Глазки сероватые
 

частушка

33.

Милку в армию забрили,
Проводить ни удалось,
Вруки белые, а ни делали,
И ретивой не рвалось
 

частушка

34.

Ягодиночка уехал,
Он уехал и гулять,
Он уехал в красну армию,
Фашистоф убивать
 

частушка

35.

Ягодиночку убили,
У моих, у самых ног,
Я сказала: «До свиданьице»,
Но он сказать не мок
 

частушка

36.

Роспроклятая Германия,
Затеела войну,
Какой жо милинький воятка,
На семнатцетом году
 

частушка

37.

Проводила дорогова,
До дорошки вторные,
А проводила, и сказала:
«Прощай глазки чёрные»
 

частушка

38.

Ягодиночку убили,
И мине бы умиреть,
Ни который, ни которова,
Не станет и жалеть
 

частушка

39.

Мой милаша на войне,
Ни знаю, в коей староне,
Не ходят письма от забавочки,
Не нат-ко ль мне, мине
 

частушка

40.

Милый, в армию пойдёшь,
Одень рубашку белую,
Читыри года буду ждать,
Изменушки ни сделаю

- комм.: был наигрыш и частушки «под драку»;
 

частушка

41.

По деревне

- проба;
 

наигрыш  на «хромке»

42.

 

Хой, я по беришку, да иду,
А берег, да осыпаетца,
Ой, я к милашечки, да иду,
Фторая, дак дожидаетца

- комм.: вот так пели «под драку»;
 

частушка

43.

 

Ой, две берёзки – оби тонкие,
Которую, да рубить?
А две милашки щерноглазые,
Каторую, да любить

- комм.: «в такой манере пели»;
 

частушка

44.

 

Ох, хулиган, да, парнишка я,
Миня ни любят девушки,
Только любят городские,
Да и те за денёшки

- комм.: «вот, в таком мы слашали»; 
 

частушка

45.

 

А говорил сосет соседа,
Опрокинуф им оппять,
А бей сосет жену к обеду,
А перед ужином опять
 

частушка

46.

А мужичонка встанет хилым,
Тот, кто водочки ни пьёт,
А век жине не будет милый,
Кто жену свою не бьёт

- интонирован;
 

частушка

47.

А как воспитывать молодёшь,
А тем и опсуждаетце?

- фрагм. текста;
- комм.: «ойх, эту нильзя наверное»;
 

частушка

48.

О драках, гармонистах:

- гармонист шёл вровень со «стенкой» ребят, с частушками;
- хоркали, трости были из берёзы;
- в д. Новая Старина были свои гармонисты: Лавишов Леонид – играл «деревенского», «развального», «под пляску» учились у его играть, лучший гармонист был;
 

репортаж

49.

О драках:

- драки были по религиозным деревенским праздникам;
- в д. Аганино Ново-Старинского был большой праздник «Посева – 8 июля», приходили из Новостаринского, Центрального сельсоветов, с Комонево, Кьямы;
- на многолюдном празднике гармонист сидел на крыльце, остальные плясали «паром», «ленчика»;
 

репортаж

50.

О том, как брат Спиридонова Н. М. «чужих» из деревни выгнал:

- после войны была большая драка между ребятами д. Аганино и ребятами из воинской части с. Борисово-Суда;
- в д. Новая «чужаки» зажали сельских ребят, они дрогнули, убежали;
- в д. Новиково «чужаки» посшибали деревенских камешками и тростью;
- брат Спиридонова Н. М. был гармонист, с 1910 г.р., к ему пришли деревенские ребята с жалобой: «Наших теснят Борисовские солдаты»;
- брат Спиридонова Н. М. организовал стенку, как «атаман», с условием, что деревенские ребята в драке с Борисовскими солдатами не разбегутся;
- брат Спиридонова Н. М. был физически, атлетически мощным, у всех Борисовских ребят в драке повырывал ремни с бляхами, вёрткий был: у кого с брюк повыдернул ремни, кого с ног сшиб;
- многие ребята с Борисовской военной части после драки попали в больницу, а кто уцелел – убежали;
- после драки брата Спиридонова пригласили в военком, где он на их жалобу ответил: «Не распускайте своих солдат, им на религиозном празднике делать не чего»;
 

бывальщина

51.

О драках:

- драка начиналась после «проходки»;
- солдаты часто использовали в драке «виртовям» ремни;
- деревенские ребята часто в драке использовали трость, камни, резиновый шланг;
- в драке ножи не применяли;
- трость: металлический прут, с загнутым концом;
- в драке применяли фунтовые (259 гр.) гирьки на резинке, на сыромятном ремне;
- ребята «ловкачи» могли засунуть гирю с резинкой в рукав, могли незаметно «шлёпнуть», и убрать обратно;
- многих ребят в драке фунтовой гирей калечили;
- девушки наблюдали за дракой за 150 м.;
- девушка, у которой брат дрался могла спасать его;
- опьяневшему, «безмысленно» рвавшемуся в бой, в драке попадало;
- маленькие мальчики, 12-13-15 подтаскивали в драке камни;
- ребята 18 лет, «смельчаки», физически развитые, участвовали в драке;
- в драке участвовали люди 1910 г. р.;
- ребята с 1927 г. р. Ново-Старинского сельсовета драк уже не видели, вместе друзьями шли в армию;
- крупные драки раньше были в Пожарском, Крайском сельсоветах;
- в Пожарском сельсовете в драке резали ножом;
- после драки в праздник «Все святые» лежачих ребят везли в больницу,[Кудряшову, из Борисова разбили в драке гирей череп];
- парень, который видел, что за его девушкой ухаживает чужой парень, мог подговорить своих ребят на драку с ним, начиналась драка: деревня на деревню, сельсовет на сельсовет;
- в Кадуйском районе драки были из-за девушек;
- в д. «Коммуна» [ныне Кривец] Кадуйского района ребята из д. Круглая Заозерского сельсовета парня ткнули ножиком в печень, за то, что их ребят на гулянке «зажимали»;
 

 репортаж

52.

По песням с частушками
(аккомпанирует: Кукушкин А. В.)
 

наигрыш  на «хромке»

53.

<…>
До свиданья говори,
До свиданья ухажорочка,
Одну тибя любил

- фрагм. напева;
 

частушка

54.

Роспроклятая Гирмания,
Гирманская война,
Взяли милиньково в армию,
И осталасе одна
 

частушка

55.

Взяли дроличку во флот,
По морюшку не плавывал,
Нету девушки, вдодут,
В карсетах, ни говарива[э]т
 

частушка

56.

Задушевная товарочка,
Полюбим марекоф,
За весёлую улыпку,
За красу воротникоф
 

частушка

57.

Ягодиночки убили,
Но германских на полях,
Ево верная винтовочка,
Лежала з головах
 

частушка

58.

Ягодиночку убили,
Пять минут девятово,
Дайте ножик, я зарежу,
Гитлера хохлятово
 

частушка

59.

Ягодиночки убили,
Да и мне бы умирить,
Ни которой ни которово,
Не стали б и желеть
 

частушка

60.

Ягодиночка оставил,
Молодой миня вдовой,
Опсиротимых малых детушек,
Выращивать одной
 

частушка

61.

Ягодиночка убит,
Убит товарка милая,
Тело белоё лежит,
У кустика, у милыва
 

частушка

62.

[Яго]диночку убили,
А другово ранили,
Да хоть бы раниново дролечку,
В домой отправили
 

частушка

63.

Ягодиночку убили,
А другово взяли в плен,
Села девушка на лавочку,
Проплакала весь день
 

частушка

64.

На войну поедешь дролечка,
Возьми миня с собой,
Буду я носить винтовочку,
Зови миня сестрой
 

частушка

65.

Дроля в армию пошёл,
Остановился в поли-то,
Серой кепочкой махнул,
Ни видыватце боли-то
 

частушка

66.

Дроля в армию пошёл,
Одень рубашку белую,
Да, хоть три года не придёшь,
Изменушки ни сделаю
 

частушка

67.

Ягодиночко-то в армии,
И ево желеет мать,
Я желею пуще матери,
Не весело гулять
 

частушка

68.

Я старухой умираю,
Скоро очереть моя,
Я купи, вот ящик вотки,
Хто бы умер за миня
 

частушка

69.

Обижают ветеранов,
Будто бы и ни нарот,
Если даже обижают,
Выше нос, и груть в пирёт
 

частушка

70.

Внаредилсы внакодить,
Су дедко попил, день, другой,
Да выгнали с дома старуху,
И сошёлсэ с молодой
 

частушка

71.

На реке лежит туман,
Ох, плохая видимость,
На берегу лежит мужик,
Русская недвижимость
 

частушка

72.

Раз пошла я в магазин,
Штоп купить колбаски,
Погледела я на цены,
Опустила глазки

частушка

СТОРОНА В 

Исп.: Спиридонова Александра Васильевна, 1929 г.р., род. - д. Морозово
Иванова Мария Петровна, 1926 г.р., род. - д. Круглая Заозерского с/с, Кадуйского р-на
 

73.

Под песни с частушками:
(аккомпанирует: Кукушкин А. В.)
 

наигрыш  на «хромке»

74.

На старухи бы жинитцы –
Это очень хорошо,
Да, ей и так чесоф не надэ,
Да и пенсия ишшо
 

частушка

75.

Мой милёнок голодал,
И ни ел всё лето,
В институте он типерь,
Работает скелетом
 

частушка

76.

Давай милая попляшем,
Хоть жилудки и пусты,
Но зато в наших желудках,
Не заводятцы глисты
 

частушка

77.

Я в двухтысечном году,
Мами зделаю биду,
Или влюличку повешу,
Или зятя приведу
 

частушка

78.

Хорошо до Бори жили,
Споминают старики,
Типерь ходим по помойкам,
Где п картошенку найти
 

частушка

79.

Я любил коня, так горё,
Страшно, жалко заходить,
Типерь за булку хлеба чёрно,
Шесть рубля нада платить
 

частушка

80.

Мни начальник по бошке,
Лишь одни риформы,
Обищают лечь на рельсы,
А с какой платформы?
 

частушка

81.

Придсидатель наш в испуге,
Тут доярки постухи,
А будить их на работу,
Отказались петухи
 

частушка

82.

Придсидатель наш на ферме,
Поевилсе первый раз,
Как увидел, што творитце,
Окосел на левый глаз
 

частушка

83.

В санаторию старушек,
На носилках унесли
Две нидельки отдохнули,
Старикоф искать пошли
 

частушка

84.

Трудно русскому Ивану,
Стало жить не по корману,
Но он пляшет, и поёт,
Ево горе ни бирёт
 

частушка

85.

Ой, скорей откройте двери,
Хто-то там стучитце,
То пришёл, ко мне сосед
Пойдём на печь личитца
 

частушка

86.

Голова моя седая,
И седая борода,
Абы шапка молодая,
Ни стареет никогда
 

частушка

87.

На диету сел старик,
Я ли чем ему не рада,
Ведь уменьшилась в размере,
У нево не то, што нада
 

частушка

88.

Раньше не было таково,
Сертца роспроклятово,
Да там он Клинтына сгубил,
А у нас Скуратова
 

частушка

89.

Хорошо у нас живёт –
Якубович Лёничка,
Мы всем миром ево кормим,
Точно поросёночка

- комм.: частушки пели в любое время: в библиотеке, в клубе 9 мая, в день пожилых людей»;
 

частушка

90.

О гуляниях, плясках:

- в войну, после войны женщины собирались на беседу, частушки пели про своё горе: у кого муж с войны не вернулся, дети остались без отца;
- вечером женщины собирались на беседу, пряли, пели частушки и плясали без вина;
- «Русского» плясали «по одному», «по два» парень с парнем, девушка с девушкой – одна пела частушки, другая «отпевала» ей;
- в Сибири, в праздник, во время пляски частушку пели все сразу, «ни понимаешь, кто чево поёт»;
- парень девушку, или девушка парня могли вызывать на пляску;
- плясали: «кадриль» – в 4 пары, «ланчика» – в 4, в 2 пары – «как боронили»;
- мать по просьбе своих детей пела дома «Сашенька, друг не оцененный», в праздник таких грустных песен не пели, старались петь что-нибудь повеселее;
 

репортаж

91.

И биз тибя мой дорогой

- снач. комм.: раньше пели «Кругом, кругом осиротала»;
- фрагм. текста;
- комм.: дети «не переняли» романс от своих родителей;
 

поздняя лирика

92.

Уш как отдал мине батюшко,
Да за вора, за розбойничка,
За вора, за розбойничка,
За ночнова душегубничка

- снач. комм.: мать Спиридоновой А. В. пела балладу своим детям, они плакали [сестра Спиридоновой А. В. на 6 лет моложе её]; Спиридонова А. В. успела перенять песню от своей матери;
- фрагм. текста;
 

баллада

93.

Ой, уш как отдал мине батюшка,
Да, ой, за вора, за розбойничка,
Ой, ой за вора, за розбойничка,
Да, за ночново душегубничка

- комм.: на беседе, зимой, в д. Морозово, после Покрова старушки и женщины пели балладу, мужчины не подпевали; на беседе пили чай;
 

баллада

94.

Мамышинька бранила, вза милово друшка,
Всама про то ни знала, ф ковош я влюблена, (2)
Пришло письмо пичально, што милый мой убит,
Евонно бело тело пот кустичком лежит
Евонно бело тело пот кустышком лежит

- комм.: в религиозный, престольный праздник, в своей деревне, старушки собирались, пели эту песню; в д. Морозово, престольный праздник – Тихвинская (9 июля); Изосимий (10 октября); в других деревнях собирались в Старый год, в Петров день;
 

поздняя лирика

95.

Што же ты лучинушка, не ярко горишь,
Или ты мая лучинушка, в пичи ни была,
Я была, была в пичи, во вчерашней во ночи,
Лютая моя свекровь в печку лазила,
И миня, миня лучинушку одобрила

- фрагм. текста;
- комм.: на «небольшой» беседе старушки пели;
 

поздняя лирика

96.

Пряла наша Дуня, ни тонко, ни толсто,
Ох, Дуня, Дуня, Дуня тонкопряха,
Потоньше полена, потолше оглобли,
Ох, Дуня, Дуня, Дуня тонкопряха
 

плясовая

97.

Буравом наставит, топором ударит,
Шила, прошивала-та

- снач. комм.: «как же топором точет, да ставит топором?»;
- фрагм. текста;
- комм.: исполняли ради шутки, на беседе, на празднике пиво пили, и шли плясать под эту песню; песню пела мать Спиридоновой А. В. в д. Морозово Центрального сельсовета;
 

плясовая

98.

 

Получила письмицо,
Малинькая марочка,
Да не умею прочитать,
Прочитай товарочка

- напев на вепсском языке;
- напев на русском языке;
 

частушка

99.

 

Написала письмицо,
Повесила на ёлочку,
Чёрный ворон, будь почтовый,
Перидай милёночку

- напев на вепсском языке;
- напев на русском языке;
 

частушка

100.

Частушка на вепсском языке

- фрагм. напева;
 

частушка

101.

Частушка на вепсском языке

- напев;
- комм.: «переводить не буду, - сексуальная»;
 

частушка

102.

Ни пойду за любимово взамуш,
Поговорочка не та,
Поговорка: «тула-танна»,
А у нас: «иди сюда»

- текст;
- комм.: раньше пели финны, когда в Заозерье жил финн Рэйно, игравший в гармонь, веселивший местных жителей, играл в клубе для танцев; [местные жители переняли частушку от финнов, с тех пор поют];
 

частушка

103.

О названии частей прялки:

- донце прялки – «гузно»;
- прялки изготавливали «целиковые», из ствола дерева, с загнутым корнем;

репортаж

 

Вологодская область,
Бабаевский район,
Центральный с/с
д. Морозово
14.06.02.

Гр.: Кукушкин А. В.
Куимова Н. В.
Толстогузова Г. В.

 Исп.: Алексеева Анастасия Яковлевна, 1914 г.р., род - д. Посыпкино
Спиридонова Александра Васильевна, 1929 г.р., род. - д. Морозово
 

104.

О свадебном обряде:

- «красота»: бусы полые стеклянные, взади ленты нашиты;
- невеста ходила по деревне, всех на свадьбу пиглашала;
- «красота»: ленты – розовые, красные, сиреневые, на лбу – широкая повязка с нашитыми бусами;
- повязка: белый коленкор обворачивал бумажную основу;
- повязка: нашивали бусы;
- дорогу молодым загораживали дровами, заставляли выкупать;
- невеста делала «девишник», жених делал «парнешник»;
- вначале делались «смотрины», затем «рукобитье» - договаривались о согласии на свадьбу жениха с невестой;
- бедный жених, приезжал свататься на одной лошади, мог занять лошадей у соседей;
- мать Алексеевой А. Я. – Ревикторовна Флеля Антоновна, 1892 г. р., жила в д. Кябелево Верхнеконецкого сельсовета, выходила за муж за жениха, жившего за 20 – д. Истомино;
 

репортаж

105.

О том, как сватались к Ревикторовне Ф. А.:

- в первый раз приезжал свататься жених Спиридон, отказали, потому, что драчун;
- во второй раз приезжал Спиридон свататься на трёх лошадях, двух лошадей занимал у соседей, уговаривал родителей невесты;
- ехали свататься: на сани настилали тулупов, для того чтобы прихвастнуть, что живут богато, на самом деле в хозяйстве была 1 лошадёнка, 1 коровёнка;
- Ревикторовна вышла за муж, стала смотреть хозяйство во хлеве: 1 корова, 1 телёнок, 1 лошадь;
 

быличка

106.

О свадебном обряде:

- невеста могла не знать, и не видеть до сватовства жениха;
- перед венцом жених заезжал за невестой в дом её родителей;
- молодых родители в церкви благословляли;
- «по приданию», раньше, был «девишник», где девушки помогали невесте готовить «приданное» для свадьбы: пришивали вязаные «подзоры», полотенца готовили;
- в приготовлении приданного участвовала вся родня невесты: тётки;
- как только в семье рождалась девочка, её мать начинала копить ей приданное на свадьбу, и складывала в сундук;
- девушка [ходила на беседы,] пряла, готовила приданное на свадьбу;
- перед венцом невесте готовили баню, невеста в бане мылась, потом шла звать гостей на свадьбу;
- подруги к бане приходили, причитали;
- «подложная невеста» на свадьбе причитала;
- после невеста со всеми садилась за стол;
- венчались до свадьбы;
 

репортаж

107.

Штобы [вы] мы жили в мире,
В согласии, дружно, богато

- снач. комм.: после венчания молодых встречали родители с хлебом, с солью: мать на подносе с полотенцем выносила каравай хлеба, с солоночкой на верху, говорила разные пожелания;
- текст;
- комм.: молодые кусали каравай: кто больше откусит – тот будет хозяином в доме; обсыпали житом, внучки обсыпали пшеном;
 

свадебный приговор

108.

Красота ты моя красота

- снач. комм.: подложная невеста сидела за столом в «красоте», закрытая, причитала, что;
- фрагм. текста;
 

свадебный причёт

109.

Красота ты моя красота,
Красота ни по головушке,
Ни по головушке косыночка,
Ни по девушки дитиночка

- снач. комм.: «подложная невеста» «так и пела»;
- фрагм. напева-текста;
- комм.: «подложная» невеста потом говорила, что: «Вы ездили, да хвастали»; говорили словами: «Сними красоту-ту у ней, да, сними красоту» – большим кашемировым платком, с кистями, жених снимал красоту с «подложной» невесты, закрыл покрывалом;
 

свадебный причёт

110.

Красота ты моя красота,
Красота ни по головушке,
И дитинушка ни по девушке,
Вы и ездили, да хвастали

- снач. комм.: «подложная» невеста причитала;
- фрагм. напева;
- комм.: у жениха с д. Истомино лошадь была «пегатая»;
 

свадебный причёт

111.

О свадебном обряде:

- за столом, жених снимал кашемировым платком «красоту» с «подложной» невесты, покрывал покрывалом;
- раньше, невеста сидела по правую руку в переднем углу, а жених к порогу, крестные сидели по сторонам молодых;
- по правую руку садилась невеста со своими родителями, потом родственники в порядке родства: сёстры, тёти, бабушки, дедушки, по левую таким же образом у жениха;
- раньше в стаканах, на подносе пиво подносили гостям: гость брал стакан с пивом, кидал на поднос пятачок;
 

репортаж

112.

Горько!

- снач. комм.: молодых поздравляли в первый день свадьбы;
- комм.: в первый день свадьбы говорили гости 3 раза – поздравляли, молодые «тихонечко» целовались;
 

свадебный приговор

113.

О свадебном обряде:

- в первый день свадьбы невесту привозили в дом родителей жениха на паре лошадей, после свадьбы невесту вместе с сундуком, с приданным, привозили в дом жениха, где она одаривала всех его родственников: золовушку, свекровь, свёкра, братьев жениха – деверей;
- невеста дарила родственникам жениха приданное: свёкру – рубашку, он благодарил её, говорил: «Спасибо»;
 

репортаж

114.

Ак носи родимый батюшка

- комм.: невеста дарила подарком свёкра, называя его «батюшком»;
 

свадебный приговор

115.

Здраствуй матушка, батюшко

- снач. комм.: невеста заходила в дом родителей жениха, говорила;
- комм.: отца с матерью называли «маминька», «тятенька», раньше говорили «матушка», «батюшко»; свёкру и свекрови невеста дарила рубашку [вышитую крестом], рукава со сборками;
 

свадебный приговор

116.

Средь полей широоких, я как клён цвела,
Жись моя счесливая, как река текла, (2)
В хороводах и кругах, фсюду милый мой,
Не сводил с миня очей, фсё любовалсэ мной (2)

- снач. комм.: запевает Алексеева А. Я.; Алексееву А. Я. учила петь её подружка Алексеева Ефстолья Михайловна, 1911 г. р., родом с д. Посыпкино;
- комм.: пели песню «Васельки, васельки»;
 

поздняя лирика

117.

Там в лесу, при долине, громко пел соловей,
А я мальчик на чужбине, позабыт от людей, (2)
Позабыт, позаброшен, с молодых юных лет,
Я остался сиротою, фщасья доли мне нет (2)

- фрагм. напева;

поздняя лирика

 

 

<<< предыдущий  

следующий  >>>

592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 692 >
612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631
632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651
652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671
672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691