Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 56 >>> Бабаевский район

Оригинальная коллекция Бабаевского ЦТНК

АФ 637

 

<<< предыдущий

следующий >>>

592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 692 >
612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631
632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651
652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671
672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691

 

Вологодская область,
Бабаевский район,
Пяжозерский с/с
п. Колошма
17.06.02.

Гр.: Кукушкин А. В.
Куимова Н. В.
Захаренкова Н. В.

Исп.: Сидорова Пелагия Михайловна, 1920 г.р., род. - д. Клёнозеро Ножмозёрского с/с,
Сидорова Мария Семёновна, 1926 г.р., род. - д. Пенгозеро Кривозёрского с/с,
Сидорова Евдокия Ивановна, 1927 г.р., род. - д. Шатозеро Кривозёрского с/с,
Сидорова Валентин Михайлович, 1931 г.р., род. - д. Клёнозеро Ножмозёрского с/с,
Сидорова Анастасия Михайловна, 1934 г.р., род. - д. Пяжозеро Пяжозёрского с/с,
Сидорова Мария Михайловна, 1927 г.р., род. - д. Клёнозеро Ножмозёрского с/с,
Сидоров Николай Прокопьевич, 1938 г.р., род. - д. Линжозеро Шимозёрского с/с,
 

1.

<…>И тудэ а даледота,
Да, и калиш, да акаги иуды,
И ради…иже и родитель и са…
И мати удэўзэ, и казы кузи ина… алиди

- фрагм. напева
 

похоронный причёт на вепсском языке

2.

О похоронно-поминальных обрядах:

- до сорокового дня «душа» по всем земным местам, где была, должна была пройти;
- поминальный обряд для утопленников, повешенных, не отмечался, «душу» в церкви не отпевали;
- если умирали дети, говорили, что будут как ангелочки на крылышках летать, то есть безгрешные;
- если человек умер во второй день Пасхи, сорочины отмечали;
- поминали во второй день после Пасхи, во вторник – «родительская Пасха»: варили яйца, пекли пасху;
- в родительскую Троицкую субботу ходили поминать на могилы;
- для поминок приносили «панафиду», яйца, пироги, рогульки, конфеты;
- раньше бабушка говорила: «помяните родителя, если рыбы нет, дак хоть косточкой рыбной», рыба должна была быть обязательно;
- поминали яйцом, картофельным киселём с клюквенным или брусничным сиропом;
- гроб обколачивали чёрным коленкором;
- крест на могиле ставили по середине, в голову;
- зерно на могилу бросали: пшено, ячмень;
- по ребёнку, по мужу не причитали;
- по родителям положено было причитать дочке: «Бох-то слушает, если родители умрёт, Бох двери откороет, да слушает, как читаешь?»;
- если женщина по мужу причитает: «Бог прокленяет», жена по мужу не причитала, грешно;
- по мужу причитала мать, по жене дочка;
- «пока живём тут, это, как роса утром придёт, так и внаша вжизнь, мы ф гостях живём здеся, живём в гостях, а втам уже дом»;
- в земной жизни человек живёт «в гостях», когда умирает уходит «в вечную жизнь, домой»;
- после поминок родня по солнышку круг стола выходила прощаться с «душой»;
- перед дорогой на кладбище в день похорон, в сорочины впереди несли блюдо с киселём;
- в девятый, двадцатый, сороковой день причитали: «как будто разбудят, зовут всех родственников; специально придут розбудить вдомой гостью, примерно, на празник, на твой»;
- беременная клала красную тряпочку за пазуху, близко к покойнику не подходила, а то родиться «бредни»;
- с месячными женщине было запрещено подходить к покойнику;
- если мужу было жалко усопшую жену, он мог причитать;
- раньше лапки еловые за покойником не кидали;
- во время войны не было венков для могил;
- муж умер, работали в колхозе: занимала у соседей литровую кастрюльку муки, давали триста грамм хлеба, сорок пятый размер сапогов носили всей семьёй;
- к сороковому дню всё в доме мыли;
- в доме делали уборку после того, как покойника увезут на кладбище;
- от покойника занавешивали зеркала – «покойник портит зеркало»;
 

репортаж

3.

Об окказиональных обрядах:

- в грозу зеркала закрывали – «молния ударит»;
- в первый гром кувыркались, чтоб спина не болела;
 

репортаж

4.

О похоронно-поминальных обрядах:

- по которой дороге везли покойника на кладбище, по той и возвращались;
- пшено на могилу для птиц кидали;
- для поминок на могиле еду готовили до обеда, ходили поминать днём, вечером не тревожили;
- хоронили «по солнышку», в двенадцать часов;

- пришлось осенью в Петрозаводске, в шестнадцать часов хоронить;

- Кривозёрские хоронили без оградки, говорили, что покойнику оградка не положена;
 

репортаж

5.

О сне:

- бабушке, в 83 года приснилась покойная подружка, говорила, что бригадиром «там» поставили, документы забыла;

- бабушка ходила в церковь за «подорожной», закапывала в землю, «видимо сила есть какая-то»;

 

бывальщина

6.

О похоронно-поминальных обрядах:

- покойнику зимой валенки одевали, одежду из белого ситца;

- если ткань была не белым цветом, вешали на солнце, чтобы «сгорело до белого»;

- раньше была льняная ткань, покойника льняным саваном закрывали, ситцем, теперь тюлью;
- дедушка был инвалидом, на третей группе, больше ста штук гробов сделал, денег не брал;
 

репортаж

7.

О пастухах:

- в сорок пятом году Нестором Андреевичем работал в Вехней Ножеме старшим пастухом;
- место для скота было огорожено, для сохранения посевов;
- пастухи играли в «барабанку»;
- от Нестора Андреевича учились пасти скотину другие пастухи;
- барабанили утром – на выгон, днём, по необходимости, вечером, – когда домой гнали скотину;
- утром пастух шёл по деревне, барабанил, скотину собирал;
- летом возили овёс в село Борисово, слышали, как днём играл пастух в рожок;
 

репортаж

8.

Имитация игры на барабанке

- комм.: мог ребёнок плясать; звонкий «барабан» был;
 

наигрыш  на стуле

9.

О музыкальных инструментах:

- «барабан»: осиновая доска, длиной в один метр, шириной один метр;
- палочки: берёзовые, длиной семьдесят сантиметров;
 

репортаж

10.

О пастухах:

- во время войны, девочкой, пасла в селе Борисово тридцать шесть коров;
- в селе Борисово во время войны был свой пастух, три года пас;
- девочка два года пасла коров дома, до того как наниматься в пастухи;
- в войну девочка хотела есть, нанималась в пастухи;
- колхозное собрание разрешило девочке пасти коров;
- колхозные коровы, во время войны, были тощие, падали;

- возле деревни Петраково, в реке, утонула у девочки красная колхозная корова, девочка подумала, что в тюрьму посадят;

- девочку оставили пасти коров, хорошо кормили;
- одна семья плохо кормила девочку, половина молока с водой налили в бутылку;
- у девочки не было документов, когда в войну пасла в Верхней Ножеме скотину;
- девочка жила у Мироновой Ефросии, милиционер Амосов из деревни Акишево проверял документы у жителей деревни Верхняя Ножема, не разрешал жить без документов;
- милиционер Амосов написал девочке протокол, что жила без документов в Верхней Ножеме;
- вместе с девочкой жил брат Валентин, ходил в школу;
 

репортаж

11.

О грамотности и школе:

- днём работали в лесу, вечером, с восьми до двенадцати учились;
- в Верхней Ножеме была четырёхлетняя школа;
- в Шимозере была семилетняя школа;

- брат Валентин закончил первый, второй класс в деревне Клёнозеро, с третьего учился в Верхней Ножеме;

- в Верхней Ножеме жили и учились в большом бараке;
- не было бумаги, писали на газете;
- книг, не хватало, передавали друг другу: история, хрестоматия, родная речь, география, естествознание;
- были журнал «Звезда», газеты: «Красная звезда», «Красный север», «Голос колхозов» – ныне «Наша жизнь»;
 

репортаж

12.

О территориальном разделе:

- Верхняя Ножема до пятьдесят третьего относилась к Оштинскому району, потом стала относиться к Вытегорскому району, затем к Бабаевскому району;

 

репортаж

13.

О военных и после военных годах:

- в войну, в Оште был фронт: все дома разбомбили;
- везде по сторонам дороги были мины;
- заканчивали по три класса, работали в колхозах;
- колхозы справок не давали, без которых не куда из деревни не выпускали;
- колхозы появились в двадцать восьмом, двадцать девятом году;
- председателем колхоза работал человек, закончивший четыре класса в царское время;
 

репортаж

14.

О грамотности и школе:

- ученикам ставили оценки в ведомость;
- учились хорошо;
- родители за хорошую учёбу могли сыну купить пальто;
 

репортаж

15.

О церкви, часовне:

- Нефёдов Павел Васильевич ломал церковь, всё опухло потом;
- в деревне Клёнозеро часовня была нарушена Богдановым Титом Богдановичем, по приказу председателя сельсовета;

- часовня деревни Клёнозеро была разобрана на кругляк для мельницы;

- из брёвен часовни была построена мельница, которая сгорела;
- Богданов Тит Богданович воевал в Оште, позже руки отнялись, ходил к местным колдунам, просил прощения;
- «истина правда, сила какая-то есть», что наказывают того, кто ворует, или не верует, «немножко совести надо иметь человеку»;
 

репортаж

16.

О похоронно-поминальных обрядах:

- отец умирал, наказывал: «дети, смотрите, живите своей силой, не воруйте, не скандальте с людьми, и живите как положено, а я теперь умираю», и умер;

 

репортаж

17.

Об укладе жизни:

- сделали плот, с проволокой, для перевоза лошадей для пахоты;
- раньше пахали, возили всё на быках;
- перевозили быка, трёх лошадей на плоту, бык взад тронулся, опрокинул плот;
- лошади и бык поплыли по озеру, через острова: быка нашли кормящегося на острове, одна лошадь запуталась, сдохла;
- зимой работали на лесозаготовках, до весны;
- девочки работали в неполные пятнадцать лет на лесозаготовках, катали брёвна;
- не было валенков, ходили в магазин босиком;
- некоторые носили на ногах сшитые из голенищ кирзовых сапог ботинки – «шиньги»;
- носили льняные балахоны;
- некоторые родители пришивали льняной ниткой подошву своим детям;
- дома родители, если ребёнок застыл садили в мешок с мурашевниками, обданными кипятком, чтобы не преставал ревматизм;
- во время посева, одна из колхозниц без спроса ушла в отпуск, вызывали через участкового, собирали колхозное собрание, выгнали из колхоза, выселили с больной матерью из деревни;

репортаж

 

Вологодская область,
Бабаевский район,
Пяжозерский с/с
д. Яковлевская
19.06.02.

Гр.: Кукушкин А. В.
Куимова Н. В.

Исп.: Прохоров Василий Иванович, 1928 г.р., род. - д. Яковлевская 

18.

Утром

- снач. комм.: раньше барабанили, а теперь не барабанят, так гонят;

- комм.: утром, днём – в лесу, в поле барабанили от волков и медведей; утром, чтобы хозяйки слышали, что нужно выпускать коров;

наигрыш  на барабанке

 

Вологодская область,
Бабаевский район,
Пяжозерский с/с
д. Красная Гора
19.06.02.

Гр.: Кукушкин А. В.
Куимова Н. В.
Соколова Саша

Исп.: Кузнецова Надежда Фёдоровна, 1927 г.р., род. - д. Красная Гора 

19.

Утром

- комм.: «дед-то хорошо барабанит, двадцать четыре года пас»; играли утром – на выгон, в лесу; пасли по дням; утром барабанили – на спуск коров, чтобы хозяева слышали; в лесу, – чтобы собирались в одно стадо;
 

наигрыш  на барабанке

20.

О свадебном обряде:

- раньше свадьбы справляли, пели длинные старинные песни, мать знала – Тришкина Евдокия Андреевна (сейчас 87 лет), родом с деревне Миначево, административное название – Никитинская;
 

репортаж

21.

О похоронно-поминальных обрядах:

- поминали в Радуницу, Троицкую и Дмитровскую субботу, в Спасов день;

- поминать брали: крашенные яйца, рыба, пироги, пряники, конфеты;
 

репортаж

Исп.: Зарецкая Галина Петровна, 1937 г.р., род. - д. Красная Гора 

22.

О свадебном обряде:

- сватать приходил жених с родителями;
- для сватов готовили маленькое угощенье; 

репортаж

СТОРОНА В 

Исп.: Зарецкая Галина Петровна, 1937 г.р., род. - д. Красная Гора 

23.

О свадебном обряде:

- девушка, вместе с парнем могла уходить «самоходкой» к родителям жениха;
 

репортаж

24.

О похоронно-поминальных обрядах:

- на могилы ходили поминать раньше, и теперь в Радуницу, Троицкую и Дмитровскую субботу;
- перед тем как зайти в оградку, поминать на могилу, перекрещивались;
- в первый годовой праздник на могиле причитали;
- после причёта, на могиле поминали: стелили на могилу полотенце, или скатерть, или марлю;
- для поминок «душ» родительских приносили яйца, яичный блин (один, два), рыбу;
- в Троицкую субботу в ноги могилы втыкали берёзовые веточки;
- крест на могиле всегда ставили в ноги;
- цветы на могилу не сеяли;
- раньше каменных памятников на могилу не ставили, «не было такого груза»;
- раньше, на могиле стоял всегда деревянный крестик, с верху и по краям могилы ложили дёрн;
- на некоторых могилах по краям, вверху, ложили камушки;
- крест ставили после сорокового дня;
- до сорокового дня «душу» поминали: наливали в стаканы чай;
- поминали в девятый, двадцатый, тридцатый, сороковой дни;
- в девятый, двадцатый, тридцатый дни поминали до вечера, в крайнем случае, до полпервого, до часу;
- на кануне девятого, двадцатого, тридцатого дня ходили звать «душу» на кладбище, с угощениями, причитали;
- «душу» с кладбища звали причётом;
- перед девятым, двадцатым, тридцатым, в сороковой день звали «душу» причётом в баню, в бане причитали;
- после бани «душа» ночевала дома;
- в сороковой день, в четыре часа вечера ходили на кладбище, «душу» звали домой;
- в доме для поминок столы приготавливали, «душу» встречали с кладбища на улице, с причётом, с киселём;
- в тридцать девятый день, после встречи с кладбища «души», все заходили в дом, двери открыты настежь;
- в тридцать девятый день для «души» баню топили, жена, мать приносили одежду, причитали;
- в нынешнее время причитальщиц нанимают;
- раньше, если мать умерла, дочь или кто-нибудь из родственников причитали, а дочь сидела с опущенной головой, слушала, как «чужие» причитают;
- на войне мужиков убивали, сорок дней по им справляли, причитали;
- верили, что «душа» до сорокового дня ходит;
- «душа» могла подавать знак: стук в коридоре;
- в старину боялись «души», которая показывалась до сорокового дня, детей «стращали»;
- до сорокового дня двери в доме не запирали, «душа придёт»;
- некоторые старушки говорили: «я умру, дак дверь запирайте, я найду место, откуда прийти, зайти в дом», «такое было, не все ведь смерти боялись, были рады люди смерти, что хоть смерть пришла»;
- человек умирал, обязательно что-нибудь в доме открывали: «скорей душа уйдёт на небо»;
- говорили: «тяжело умирать», если в доме не заслонку, не двери, не окошко не откроешь;
- водичку около печки ставили, выше умывальника: «душа до сорокового дня руки мыла»;
- раньше на могилы ничего не «сорили»: крошки хлеба, крупу;
- раньше, шли с кладбища, если на встречу попадался ребёнок, подавали на тарелке яйца, конфеты, сахар;
- когда покойника хоронили, кидали по обе стороны дороги еловые лапки, дорогу стелили;
- «душу» за стол звали причётом на вепсском языке, угощали гостей, знакомых;
- когда звали «душу» с кладбища, звали всю «родню»;
- покойника хоронили, передавали с «душой» поклончики «родственникам»;
- за столом, «душе» место оставляли, ставили стаканы, угощение, стопку с вином;
- «душу» с причётом провожали до какого-нибудь места (могилы), народ кланялся, возвращался обратно той же дорогой;
- по которой дороге ходили на могилу «душу» звать до сорокового дня, по той ходили потом поминать на могилу;
- на кладбище перед гробом причитали, прощались «с телом»;
- гроб опускали, серебреные денежки кидали, «землю покупали покойнику», земельку горсточкой кидали, потом лопатой;
- стружки от гроба жги на огороде, за домом, чтоб искры не летели;
- одежду покойника стирали, раздавали родственникам;
- в гроб, в подушечку ложили берёзовые листья (вату), белым домотканым коленкором (ситцем) покрывали;

- покойник лежал в доме головой в передний угол, ногами к выходу, руки на груди, в руках церковные бумажки – «подорожная», на лбу «подорожная»;

- у покойника в руках платочек, «нужен живому и мёртвому вытираться»;
- если покойник носил крестик, с крестиком хоронили;
- покойнику ложили в гроб иконку;
- прощались с покойником: родственники покойного целовали, соседи целовали иконку;
- иконка у покойного лежала до кладбища;
- если умирала женщина, в гроб ложили женскую икону («Богородица»), мужчине другую;
- утопленников, повесившихся хоронили как обычно, было на поминках место за столом;
- утопленников искали по берегу озера на лодках;
 

репортаж

25.

Об окказиональных обрядах:

- при пожаре дом обходили с иконой «пресвятой Богородицы»;

- в лес за ягодами ходила, видела, как в засуху молились на дождь по среди деревни, многим, за отсутствие на работе поставили прогул;

 

репортаж

26.

О часовне, церквях, вере:

- раньше, были часовни, иконы, церкви, - люди молились, после войны всё разорили;
- раньше, ходили в Юрьев день в заречье к часовне молиться;
- за мостом деревни Красная Гора ходили к часовне в летнюю Казанскую, двадцать первого июля;
- заходили в церковь, возле Кодозеро в Пасху, Крещение, в поминальные дни, перед тем, как идти на могилу;
- в деревне, возле Пяжелки, в Иван Купалу, седьмого июля, водили в купель лошадей, к часовне;
- в деревне Григорьевская ходят на ручеёк, денежки кидали, брали воду в бутылку с приговором;
 

репортаж

27.

Утром

- комм.: утром на выгон коров играли; барабанили в лесу, в двенадцать часов;

 

наигрыш  на барабанке

28.

О музыкальных инструментах:

- барабанка сделана из сосны;

- барабанку изготавливали из осины, чтоб была лёгкой, и слышали;

- палочки изготавливали из ивы;
- барабанке и палочкам, на которой был сыгран наигрыш – около тридцати лет;
 

репортаж

29.

Утром

- снач. комм.: «если бы играла каждый день, ты бы в пляс пошёл»;

- комм.: «хватит, а то коровы заревут»;
 

наигрыш  на барабанке

30.

О музыкальных инструментах:

- палочки были горбатенькими, чтобы бить горбышком по барабану;

- можно было барабан держать горизонтально, так пастухи «фарсуны барабанили», палочками били об край доски;
 

репортаж

31.

О пастухах:

- пастух барабанили утром, когда гнал стадо в лес, в лесу, в двенадцать часов, собирал стадо в одно место, чтоб легло спать, отдохнуть;

- пастух барабанил под вечер, в четвёртом часу, собирал стадо домой;
- раньше пастух стадо пригонял домой в семь часов вечера;

репортаж

 

Вологодская область,
Бабаевский район,
Пяжозерский с/с
п. Пяжелка
20.06.02.

Гр.: Кукушкин А. В.
Куимова Н. В.
Жильченков Витя

Исп.: Евсеева Нина Федотовна, 1932 г.р., род. - д. Яковлевская (Заболотье) 

32.

О календарных обрядах и праздниках:

ПРЕСТОЛЬНЫЙ:
- в деревне Яковлевская праздновали Спасов день, на праздник приходили с Ножемы, деревни Пяжелка: шли с гармонью, перепляской толпой молодёжь;

- в праздник в деревне Григорьевская, перед заходом в деревню, начинали приплясывать на ходу, возле сельсовета, в середине деревни, их поджидали местные жители: «О, Пяжелка идёт»;

- плясали «Русского», «ланчика», «кадриль»;
- плясали «ланчика» – в четыре, шесть, восемь, сколько было пар, в большой круг вставали;
- «кадриль» плясали на улице в шесть, и больше пар, друг против друга;
- «Русского» плясали «по одинке», по два, по трое человек, девушка вызывала подругу на пляску, с частушками;
- «по двое», по трое «Русского» плясали девушки, парень мог оплясывать;
 

репортаж

33.

О драках:

- раньше дрались деревня с деревней;
- ребята из Красной Горы дралась с ребятами из других деревень, «кто кого вышибет»;

- в Спасов день ребята шли гулять по деревням, в дома заходили, в гости приходили большой артелью;

- на праздник в деревню родня в гости приходила, хозяева дома угощали, «чем богаты»;
- на праздник приходили с Клёнозеро, Кривозера, к ним на праздник потом приходили;
- в Пяжелку приходили в Покров;
- в Клёнозере праздновали «Пирагникат»;
- к празднику, дома, в горшках, бочках пиво варили, пироги пекли, хлеб и квас с привкусом соломы;
- на праздник пекли: «пиргушки», «рогульки», «сканцы»;
- пироги пекли с разной начинкой: творог, толокно, ягоды;
- за столом пели позднюю лирику: «Там в саду при долине», «Ехали солдатики»;
- позднюю лирику пели старики, молодёжь, были подпевалы;
- когда приходили гости в дом, дети уходили гулять на улицу, или к подружке, за столом не сидели;
 

репортаж

34.

Об играх:

- перед игрой в прятки считались;
- раньше в больших семьях детям играть было некогда;
 

репортаж

35.

О трудовом воспитании:

- девочки начинали помогать по дому с пяти лет: мать уходила на работу, девочка с братом могли воду наносить, печку истопить, скотину в хлеву кормить;

 

репортаж

36.

О няньках:

- девочки нянчились со своими братьями, сёстрами, укладывая спать, говорили: «Спи, нет дак выкину оттуда»;

- летом люльку занавешивали, чтобы мухи не кусали;
- под заборки, в кольцо просовывали берёзовую палку, качать люльку;
- для того, чтобы девочка нянчилась со своими братьями, сёстрами, мать опускала зыбку низко, стелила на пол соломенные матрасы, чтобы младенец случайно уроненный нянькой падал на солому;
- раньше спали на полу, на домотканом мешке, набитым соломой;
- младенец сосал коровью титьку, приделанную к коровьему рогу с молоком;
- мякиш жевали с песком, ложили в тряпочку, завязывали ниткой, давали сосать ребёнку;
 

репортаж

37.

О лечении:

- если ребёнок не спал по какой-либо причине, то его заговаривали;

- сглаженный ребёнок не так себя держал, заговаривали;
- от грыжи ребёнка заговаривали;
- раньше колдунов было много, от всего умели заговорить;
 

репортаж

38.

Об окказиональных обрядах:

- в первый гром кувыркались, чтоб спина не болела;
- в пожар, маленькие обходили вокруг дома три раза;
- если не было дождя, делали молебен у часовни, церкви;
- в деревне Макарьевская, Красная Гора, делали молебен;
- после того, как исчезла часовня в деревне Макарьевская, большую икону забрали, и хранили в доме, выносили, когда из других деревень приходили молиться в засуху на дождь, после попов;
 

репортаж

39.

О пастухах:

- был один, общий пастух для деревень: Погорелая, Яковлевская, Полатушка, Макарьевская, пас одним стадом Марков Михаил Иванович, местный старик, родом с деревни Голодная Гора;
- Марков Н. М. делал обход стада, утром барабанил, собирая скотину, гнал её до места обхода, шёл до вечера домой;
- поп обходил коров вокруг, три раза, хозяева стояли рядом;
- в п. Пяжелка обходили с решетом, и иконой впереди;
- утром пастух провожали коров до места обхода, и шёл домой;
- вечером пастух приходил к месту обхода, сидя барабанил, коровы шли, одна за одной;
- Марков Н. М. много годов пас, обходил скотину на поляне, возле деревни Голодная Гора;
- хозяйка не имела права выгонять скотину гологоловой и голоногой, если выходила, то пастух стегал прутом;
- пастух пас до первого снега, до Покрова, если снег раньше выпадал, то раньше заканчивал пасти;
- иногда, если не выпадал снег на Покров, пастух пас скотину дольше положенного срока;
- во время обхода пастуху приносили гостинца; 
 

репортаж

40.

О календарных обрядах и праздниках:

ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ:
- в деревне Яковлевская, ходили за вербой в лес;
- родители приносили вербу домой, ставили на шкаф, в хлеве;
МАСЛЕНИЦА:
- катались на лошадях;
- масленицу провожали, за деревней жгли солому;
- в деревне, солому ставили на кол, и поджигали;

репортаж

  

 

<<< предыдущий  

следующий  >>>

592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 692 >
612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631
632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651
652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671
672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691