Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 56 >>> Бабаевский район

Оригинальная коллекция Бабаевского ЦТНК

АФ 627

 

<<< предыдущий

следующий >>>

592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 692 >
612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631
632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651
652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671
672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691

 

Вологодская область,
Бабаевский район,
Пяжозерский с/с
п. Пяжелка
07.06.02.

Зап.: Кукушкин А.В.
Куимова Н.В.
Жильченков Витя
Соколова Саша

Исп.: Медникова Анастасия Григорьевна, 1927 г.р., род. - д. Уконпустош
Медников Пётр Александрович, 1928 г.р., род. – д. Пондала Куйского с/с
 

01.

О свадебном обряде:

- когда молодые приезжали от венца, и невеста «в первый раз входила в дом», деревенские женщины, стоя на крыльце, пели «Ты река ли моя реченька»: одна запевала, а остальные подхватывали;
- раньше, когда начиналась свадьба – гуляла вся деревня;
- когда женщины - «певуньи» заходили в дом вместе с молодыми, то их садили за отдельный стол и угощали

- на свадьбу варили пиво (два литра), пекли много печенья из ржаной муки: «рогушки», «колобушки», «пергушки», обязательно «сканцы»;

- на свадьбе пели и плясали под гармонь, были «шутки-прибаутки», но допьяна не напивались;
- раньше на свадьбе всех обносили пивом всех
- раньше пиво пили из деревянного ковшика с ручкой, им обносили на свадьбе по кругу, когда было тесно в избе, то просто черпали, кто сколько мог зачерпнуть пива;
- молодых на свадьбе поздравляли, кричали – «горько», желали много детей;
 

репортаж

02.

Сурь падай яглат
Тиле сурт тервут
Техта енам влапсить
Иеса пойгат ки мне стютар
Дайсе папин та тамприлант

- снач. комм.: раньше на свадьбу варили в горшке из ячневой крупы крутую кашу – «кокунмтыгой пада яглат», туда добавляли сало, и ставили в печку; сват поднимал горшок с крутой кашей, кидал на печку в угол и приговаривал;
- текст на вепс. яз.

 

свадебный приговор

03.

О свадебном обряде:

- кроме свадебных песен все свадебные приговоры были на вепсском языке;
- женщины, стоя на крыльце, встречали молодых от венца песней «Отлетает…»;
- после того, как просватались договаривались о дне свадьбы, потом молодых благословляли;
 

репортаж

04.

Тежело тибе будет доченька,
Будить тибя будут ранёшенька
Спать тибя будут ложить познёшинька

- снач. комм.: «благословляли»: в присутствии родни и подруг невесты мать брала из переднего угла, с божницы большую икону «насвадебную» (специальную для невесты), невесту садили, сзади невесты стояли девушки, отец, бабушки, потом невеста вставала перед матерью на колени, мать благословляла
- комм.: при благословении – мать обносила над головой молодых три раза икону, а затем давала её целовать; когда благословляли - на божнице висела ломпатка, стояла свечка, потому что не было действующей церкви;
 

свадебный приговор

05.

-          снач комм.: фрагм. текста
 

свадебный приговор

06.

О свадебном обряде:

- невеста приходила с женихом к церкви, и просила потихоньку у своей бабушки на погосте разрешения на свадьбу: «Благословите на путь
?стенный»
- возле дома жениха невесту встречала свекровь с решетом в руках, в решете – ячменное зерно;
- когда вели невесту в дом жениха – на улице её встречала свекровь и крёстная мать жениха с хлебом и солью, или кто-то из родственников: сначала крёстная подавала хлеб и соль, а потом свекровь обсыпала молодым дорогу зерном;
- хлеб кусали при встрече с венца жених и невеста;
- для молодых перед домом настилали ковёр, домотканую дорожку, по которой их приводили в дом обсыпая зерном;
- когда невесту заводили в дом жениха – её подруги («хохотуньи») пели свадебные песни;
- жених заводил невесту в дом за руку: гости уже сидели за столом, молодые вставали на вывернутую на полу шубу, и их благословляла свекровь(точно так же как мать невесты);
- после благославления свекрови - молодые садились на скамейку с вывернутой наружу мехом шубу;
- при благословении невесты («своего человека») - свекровь снимала с невесты кофту, или что-нибудь из верхней одежды, которую специально одевали на неё, одевала на себя и плясала по кругу (с песней?);
- после благославления свекрови молодые садились за стол, где на полу и на скамейке лежали половики, или вывернутые наружу к верху мехом шкуры;

- по сторонам от молодых сидели родственники: крёстный, крёстная, дядюшки и сёстры, а родители принимали гостей;

- для подруг невесты был отдельный приготовленный стол, что бы им всем вместе присутствовать;
- жених заводил после благословения невесту за стол, гости все садились и начиналась свадьба, на которой звучали пожелания для молодых, песни под гармонь;
- в начале свадьбы, когда все гости сели за столы и прозвучали поздравления для молодых, то гости начинали дарить дары;
- жених, да невеста на свадьбе вина не пили, а только пиво;
- гости дарили дары (у кого чего было, бедно жили);
 

репортаж

07.

Вот тибе плимянница, пожалуста, на свадьбу

- снач. комм.: «тётушка – принесла подушку под мышкой»;

- комм.: «дак ну что ж? Пригодится в семье подушка, это было тогда роскошью; полотенца дарили, у кого что было»;

 

свадебный приговор

08.

Если розрешишь мамой назвать?
Назову тибя мамой,
Дарю тибе вот этот

- снач. комм.: раньше невеста раздавала в доме жениха подарки для его родственников, невеста должна была приехать с приданым; невеста дарила свекровь и приговаривала;
- комм.: невеста дарила много подарков родственникам (тёте, дяде) жениха сделанные своими руками: полотенца – вышитые и вытканные по два метра, концы полотенца вышиты крючком;
 

свадебный приговор

09.

Спите знайте, да ладком

- снач. комм.: молодым могли перед сном подарить матрас;
- фрагм. текста;
- комм.: на первый день по окончанию свадьбы молодых отправляли спать;
 

свадебный приговор

10.

Ну ко спать, спать!

- снач. комм.: в первый день, по окончанию свадьбы  провожали с кнутом молодых спать;
- фрагм. текста;
- комм.: «там уже постель была налажена, кровать приготовлена, шутили всяко»;
 

свадебный приговор

11.

С кем спишь?

- снач. комм.: когда хлестал кнутом (?), спрашивал;
- фрагм. текста;
- комм.: «во всю глотку орал»;
 

свадебный приговор

12.

- С кем спишь?
- С Настей.
- Спите долго, фсю жизнь

- фрагм. текста;
- комм.: раньше было много различных загадок;
 

свадебный приговор

13.

Жених,
Грязь топтал?
Или лёд ломал?

- снач. комм.: на утро спрашивали у жениха;
- текст;
- комм.: «вот это было первое про целомудрие»;
 

свадебная загадка

14.

О свадебном обряде:

- на второй день свадьба была в доме жениха, а на третий день в доме невесты;
- на второй день опохмелялись, а на третий день все родственники жениха были в доме невесты;
- шутили по всякому: молодым щелчки давали по головам, так было принято; очень весело было на свадьбах;
- в первую ночь невесту могли увести, унести, украсть, куда-нибудь спрятать от жениха;
- раньше после всех работ гуляли на свадьбе;
- раньше глиняной горшок «трахали» об пол так, что никакой лопатой не выгрести, заставляли невесту мести пол;
- на третий день родители невесты приглашали всех родственников жениха, всех, кто желал, к себе в дом;
- раньше, хоть кто на свадьбу заходил - все были гости, «попросту сказать – гостеприимный народ»;

- раньше жили не богато, замков не было, когда не было дома никого, то ставили палочку;

- на свадьбе пели: романсы («Ехали солдатики …»), песни под гармошку;
- встречая молодых от венца - пели свадебные песни, на самой свадьбе - пели романсы, песни под гармонь;
- раньше в деревне было много гармонистов, каждый второй самоучка играл «под пляску», «под песни»;
 

репортаж

15.

А по деревне с колотушкой

- фрагм. текста;
- комм.: «ходили», «такая частушка есть»;
 

частушка

16.

О гуляниях:

- шёл гармонист, с ним несколько парней с озорными частушками, а сзади девчата;
- девушки пели про «милёночка, да ягодиночку»;
 

репортаж

17.

У нас девочки красивые
На ять, на ять, на ять
У них юбочки коротеньки
Коленочки видать

- снач. комм.: «частушек теперь я наверно ни одной не помню»;
- текст;
 

частушка

18.

А говорят, я не красива
Ну и ни красавица
Ни за красу рибята любят
Кто кому понравитца

- фрагм. напева;
- комм.: «нету видно голосу петь»;
 

частушка

19.

О гуляниях:

- молодёжь собиралась летом гулять на лужайку, когда ещё не было клубов;
- позже появилась изба читальня;
- кто играл в балалайку, кто в гармошку;
 

репортаж

20.

О музыкальных инструментах:

- были гармони хромки, (у Василия Ивановича) трёхрядки – голосистые, большинство «кирилловских»;
- гармонисты играли «под пляску»;
 

репортаж

21.

О плясках:

- девушка начинала плясать -  вызывала парня: «давай вдвоём»;

- парень мог вызвать девушку на пляску, «оплясывал» её с частушками («кто как умел, тот так и смел»);

- плясали: парень с парнем, «в четыре», «кадриль» – «в шесть», «ланчика» – «в восемь» (четыре пары);
- «кадриль»: в восемь человек, отплясывали друг перед другом с частушками, пол дрожал, щепки летели с полу ( у ребят на сапогах наколочены были железные скобки);
 

репортаж

22.

О драках:

- раньше шли по деревне, и играли «под драку»;
- раньше ребята дрались – «келяжона юшебляки»;
- деревня Красная Гора дралась с Григорьевской – по праздникам, для забавы, кто сильнее;
- в драке был атаман – кто смелее, драчун;
- драка начиналась после игры «под драку» и пляски;
- на драку заводили песней: одна кампания пела другой песню, а та отвечала;
- перед дракой проходили между собой, топтались, «приплясывали - до потолка подпрыгивали»;
- дрались только руками;
- в деревнях: в Серхлове и в Колпино – «хоркали»;
 

репортаж

23.

Хобаря потешново
Штобы брюхо не болело
У миня у грешнава

- снач. комм.: пели хобаря» перед дракой;
- фрагм. текста;
 

частушка

24.

Задушевный мой товарищ

- фрагм. текста;
 

частушка

25.

Ты сыграй-ко мне
Хобаря потешново
Штобы брюхо ни болело
У миня у грешново

- текст;
- комм.: «хобаря» парни пели с матюгами, девочки были очень скромными, не пели песни с матюгами и не матюгались;
 

частушка

26.

О драках:

- девочки бегали разнимать драки;
- если свой убегал из драки , то говорили, что «он трус»;
- в драке кидались камнями;
- как только какая-нибудь группа сдавала - приослабла, тогда подносили камешки: «вот ты, и сзади ещё за этой группой и гонишь, пыляешь»;
- парни шли в два, три реда, а девушки сзади под ручку;
- когда начиналась драка – девушки бежали разнимать её: «ну ко, ковалера там набьют»;
- после драки устраивали «мировую» – вместе пили пиво ковшиком из ушата;
- раньше сильных драк не было: «малость поцопаютца, порезвятца»;
- могли драться на праздниках из-за девчонок;
 

репортаж

27.

О календарных обрядах и праздниках:

- СПАС: на праздник  (в деревню Уконпустош, 19 августа) приезжали из Пондалы, Куи, Ножемы, Шимозера, Кривозера, Клёнозера;
- во всех деревнях были свои праздники, на которые друг к другу приезжали родственники, приходила молодёжь: во всех домах принимали, кормили;

- на праздник принимали всех в деревне;
 

репортаж

28.

О свадебном обряде:

- раньше молодых встречали колобом;
- колоб: украшали, делали рисунки из теста: крестик, колоски;
- молодых встречали хлебом с солью, чтобы было всего в достатке и были богаты, «штоп Бох помогал»;

- без родительского благославления нельзя было жениться, молодых родители благословляли – «обряд-то надо было старый держать»;

- могли уйти «самоходкой»: за девушкой приходил парень, и звал с собой жить в дом, договаривались и уходили;
- в Великий пост не сватались;
- осень – свадебное время, народ освобождался от работы; летом свадьбы не справляли; весной – пораньше, до полевых работ;
- в Рождественский пост свадьбы не справляли;
- ближе к Масленке, с Крещения – начинали свататься;
- по осени свадьбы начинались после Покрова, когда убрано всё с полей, и все «ослаблены»;
- летом свадьбы не справляли: жарко, свадьба могла длиться неделю – работа остановиться;
- на невесту надевали бусы, платье, приталённое нашивными кружевами, в косу вплетали ленты;
 

репортаж

29.

Пусь на следущий год
Будет такой же урожай


- снач. комм.: раньше жали руками, последним дожинали овёс: на поле оставляли «зайчика» – не дожатый кружок;

- текст;
- комм.: наверное приговаривали (?);
 

приговор

30.

О полевых обрядах:

- женщина дожинала по кругу, последний сноп приносила в дом, ставила в передний угол с приговором на вепсском языке, чтобы был хороший урожай, богатый, чтобы хватило хлеба на год;
- сноп приносили в дом, и ставили в передний угол для того, чтобы на следующий год рос;
 

репортаж

31.

Вот, работу-та кончили
Типерь хлеб сжали
Штоп на год хватило

- снач. комм.: первым делом говорили, что;
- текст;
- комм.: «дак вот ни знаю, кака приговаривать?»
 

приговор с последним снопом

32.

Окалийбат фатиб водакс

- текст;
- комм.: «значит: пусть хлеба хватит на год»;
 

приговор с последним снопом

33.

О полевых обрядах:

- серпики втыкали в низ завези снопа: с низу, пару с одной стороны и с другой;

- сноп стоял в переднем углу, из него собирали осыпанное и выколоченное до весны зерно;

- солому от последнего снопа сушили, и использовали для сушки рыбы в русской печке;
 

репортаж

34.

Помоги господи
Прокормица этот год
Нам сытно и Христохфы

-          снач. комм.: раньше мать в отдельную чашечку ложила зерно до весны, и приговаривала;
-          текст;
 

приговор с зерном

35.

О календарных обрядах и праздниках:

- ПЕТРОВ ДЕНЬ: ходили богоносцы с иконами и крёстным ходом;
- КАЗАНСКАЯ: двадцать первого июля отмечали маленькую Казанскую, делали крёстный ход вокруг церкви и часовни;

- часовня располагалась не доезжая деревни Григорьевская и Пяжозера, с полкилометра между ними;
- ПАСХА: ходили богоносцы по домам, всех крестили, и со всеми жителями деревни пели тропарь «Христо воскресь»;
- богоносцы светили внутри дома водой с веничка, обходили вокруг деревни три раза от разных бедствий и пожаров;
- когда не было дождей: богоносцы приходили с иконами, и всей деревней молились;
- есть предположение о наличие в церкви барометра, который помогал предсказывать священнослужителям дождь, так как после молебнов на следующий день шёл дождь;
 

репортаж

36.

Ты дай нам,
Помоги там

- снач. комм.: говорили, просили у Господа Бога;
- текст;

- комм.: попы крестились, стоя на коленях в поле: «вдруг тучи пошли, гром загримел, и дошть пошол»;

 

приговор на дождь

37.

Об окказиональном обряде:

- при падеже скота: его выводили к часовне;

- от часовни, ближе к Пяжелки, на лево, возле ручья, раньше был сделан специальный «струбиль», куда в случае падежа выводили скотину, со «струбика» светили воду, опрыскивали святой водой скотину;

- возле «струбика» молились, чтобы не болела скотина, и болезнь уходила;
- раньше были всякие болезни (ящур); 

репортаж

СТОРОНА В

38.

О календарных обрядах и праздниках:

- в две Николы и Казанские молились;
- КАЗАНСКАЯ: ходили на ручей за святой водой (?);
 

репортаж

39.

Помоги господи

- снач. комм.: воду брали по течению, сколько зачерпнётся, в нёе кидали серебристые монетки, ложили нательный крестик в посуду и приговаривали;
- фрагм. текста;
- комм.: если заболел человек, или ребёнок;
 

приговор на воду

40.

О календарных обрядах и праздниках:

- КАЗАНСКАЯ: святую воду приносили домой, где она не портилась до следующего года;
- святой водой опрыскивали скотину, давали пить детям и всем людям;

- животину опрыскивали святой водой изо рта с головы до хвоста три раза;

- маленьких детей опрыскивали святой водой изо рта, как защита от сглазу;
 

репортаж

41.

Дай  Господи

- снач. комм.: когда ребёнок плохо спал, воду лили через скобку, приговаривая
- фрагм. текста;
- комм.: «наверно просили Господа», этой водой начиная с темечка мыли ребёнка;
 

приговор на сглаз

42.

О лечении:

- святую воду прыскали изо рта: когда ребёнок не спал, или болел – раньше этому учила бабушка;
 

репортаж

43.

О религиозной вере:

- раньше бабушка вечером вставала на колени перед иконой и молилась, а дети, в подражание ей, делали то же самое;
- бабушка говорила: «ребятки молитесь», когда уже запрещали это делать;
 

репортаж

44.

О лечении:

- от «золотухи» раньше обводили золотым кольцом, «грыжу» -заговаривали;

- лечили «утин»: один был первый, а другой последний рожденный;

 

репортаж

45.

Винь чапат?
Эй кайду сам

- снач. комм.: один ложился головой на улицу, другой брал метёлку и топор, рубил и спрашивал у того, кто лежал;

- текст на вепс. яз.

- комм.: тот, кто спрашивал больного – рубил топором по метле, спрашивая: «чево рубишь?», а тот кто лежал на пороге отвечал: «утин рублю»; приговор произносили три раза, после чего метёлку и топор бросали в коридор;
 

приговор на утин

46.

- Чево рубишь?
- Утин рублю.
- Руби на фсю жись
 

приговор на утин

47.

- Чапа игастейкекс

- фрагм. текста;
- комм.: тюкали три раза по метле, потом опять спрашивали  -так по три раза;
 

приговор на утин

48.

Минь чапат?
Эй каду
Игакстейкет

- снач. комм.: «потом уже спрашивали»;
- комм.: «ну и бросали метлу и топор»;
 

приговор на утин

49.

Баю, баю, баюшки,
Да, не ложись на краюшке
Ложись-ка на серёдочку
Держись-ка за верёвочку

- снач. комм.: когда качали в зыбке, приговаривали;
- фрагм. текста;
- комм.: «и дальше, дальше, там плетёшь»;
 

колыбельная

50.

Магадаске минулап
Сеё крепко шти
Да эй очома шти
Соптэ сирмэйжэп

- напев на вепс. яз.
 

колыбельная

51.

Минулидет, линдуй не
Эй, о пень лапсут
Магадаске чома шти
Эё о плотна шти

- напев на вепс. яз.
 

колыбельная

52.

Ладушки (2)
Где были бы?
У бабушки
Што ели

- снач. комм.: раньше играли в ладушки, приговаривая;
- текст;

- комм.: «шу, полители» - ручки прикладывали к головушке; ребёнок потом привыкал;

 

пестушка

53.

Спи, спи

- текст;

- снач. комм.: ребёнка, качали на ногах, приговаривали, чтобы спал;

 

приговор

54.

Сорока, ворона,
Кашку варила
Деток кормила
Этому дала (3)

- фрагм. текста;
- комм.: так раньше в «сороку-ворону играли, «потегушечки»;
 

пестушка

55.

О грамотности и школе:

- раньше в деревне (Уконпустош) учились в шестилетней школе, а потом ходили учиться далеко в Шимозеро;
- в Шимозере был интернат в школе, если там не хватало места, то размещались в деревне (Шимозеро) по квартирам;
- позже почты появились журналы и газеты;
- в школе выдавали учебники, был мел и доска;
- раньше школьных форм не было;
- когда учились в школе: километрами измеряли расстояние, была рулетка тринадцати метровая;
- рулеткой, землемером измеряя расстояние ставили столбы;
- в колхозе землемеркой бригады меряли землю;
- когда ставили столбы, то меряли землю двадцати метровой рулеткой;
- урок раньше был по времени так же, как и сейчас;
- отметки, когда начали в школу ходить: «уд», «не уд», «посредственно», «хорошо», «отлично»;
- «уд» – это тройка;

- звонок раньше на урок и перемену хорошим, звонким колокольчиком подавал дежурный;

- четыре класса учили – Ксения Петровна и Василий Иванович Преображенские: местные, которые закончили училище в Вытегре;
- раньше учились в приходских школах;
- Преображенский  - сын дьякона, репрессирован и увезён;
 

репортаж

56.

О церкви:

- всех попов, дьяконов выселили, ликвидировали, церковь сломали;
- церковь ломали коммунисты, с верху был указ;
- церковные иконы женщины прятали в подполье, которые и по сей день ещё у кого-то хранятся;
- иконы прятали раньше для того, чтобы никто не знал, а иначе могли сжечь;
 

репортаж

57.

Об окказиональных обрядах:

- раньше икону клали в нос лодки, чтобы найти утопленника;

- утопленников искали иконой «Демьяна честного, бедного, который помогал искать утопленников»;

 

репортаж

58.

Демьян чесной, бедной
Помоги найти там утопленика
Раба божьево [ Василия, или Ивана]

- снач. комм.: «вот только помню, что все молились»;

- комм.: «икону наверное ложили на воду, держали в лодке, в носу; потом наверное на воду ложили не на долго, потому, что если волны, дак потом не найти ведь её»;

 

приговор на утопленника

59.

О колдунах:

- раньше большинство были знахари, которые знали, предсказывали, говорили, что где-то должен быть [утопленник];

- раньше люди много знали, было много знахарей в Пондале, в Куе;
- знахарям от природы было что-то дано;
- раньше врачей не было, дак должен был кто-то [знахарь] этим заниматься;
 

репортаж

60.

О календарных обрядах и праздниках:

- ПРЕСТОЛЬНЫЕ: раньше [в деревне Киндаево] был праздник СПАСОВ день [девятнадцатого августа] и КАЗАНСКАЯ [четвёртого ноября];
- ПАСХУ, ТРОИЦУ, ИЛЬИН дни отмечали, но были не престольными;
- раньше праздники распределяли в церкви;
- в деревни Уконпустош был престольным праздником КАЗАНСКАЯ, был приход [Казанской божьей матери];
- в деревни Киндаево был престольным праздником СПАСОВ день, была церковь «Спаса Преображенского»;
- в деревне Берег [административное название Макарьевская] была деревянная церковь Казанская, Спаса, там напротив (нашего дома) стояли дома, где жили попы и дьяконы, вся деревня раньше была поповская;
- в деревне Берег [Макарьевская] раньше было два престольных праздника – КАЗАНСКАЯ, и СПАСОВ день;
- в деревню Берег по престольным праздникам (КАЗАНСКАЯ, СПАС) приходили и приезжали на лошадях из деревень: Пондала, Куя, Шитозеро, Клёнозеро, Кривозеро, Нажмозера;
- раньше с Шимозера (тридцать два километра), с Пяжелки были дороги, приезжали из Пондалы (восемнадцать километров по лесу, по заречью);
- раньше (по словам матери) до обеда жали, а после обеда отпускали в Пондалу на [престольный праздник] ИЛЬИН день;

- вечером по дороге (за мост через речку) бегали на праздник в Пондалу;

- ТРОИЦА: украшали берёзками крыльцо, дом;
- на берёзку вешали ленточки, «банточки»;
- заплетали ромашки и васильки во ржи, и гадали на что-нибудь, или на кого-нибудь: высохнут или выпадут;
- цветы [васильки и ромашки во ржи] приходили смотреть через день, два;
- на берегу озера ловили лилии, плели венки и пускали по озеру – гадали: куда уплывали, на какую сторону, - туда и за муж выйдешь;
- венки (на голову) и бусы из лилий могли на себя одевать в любой день и в Троицу («сильно делали»);
- ИВАНОВ ДЕНЬ: почитали, плели венки, собирали полевые травы;
 

репортаж

61.

Любишь,
Не любишь

- снач. комм.: играли: дёргая листочки ромашки;
 

приговор на гадание

62.

О календарных обрядах и праздниках:

- ВОЗДВИЖЕНЬЕ: «все звери гуляют, нельзя ходить в лес, потому, что там погул идёт, настоящий гон»;

- раньше рассказывали, что: «в лес ходить нельзя, сегодня там медведей, лосей, змей – страшных зверей (которые носили девять месяцев) гул, до весны они унесут, чтобы родились детёныши к весне», так объясняли, и никто не ходил в лес, боялись;
 

репортаж

63.

Скоро празничек Петров день
Будем травушку косить

- фрагм. текста
- комм.: «Петроф день прошол, значит начался сенокос»;
 

частушка

64.

О календарных обрядах и праздниках:

- ПЕТРОВ ДЕНЬ: дома делали яичницу;

- ИЛЬИН ДЕНЬ: огня не разрешали на улицах разводить из-за пожаров;

- ДУХОВ ДЕНЬ: «землю не копали, потому, что земля имининица, отдыхает, - нельзя копать, нельзя трогать землю» -  так говорили;
- ВОЗНЕСЕНИЕ: ходили к церкви, сидели;
 

репортаж

65.

Мала, ещё давай.
Ещё давай , не отдадим.
Давай ещё, не отдадим.

- снач. комм.: раньше выкупали, денег просили;

- комм.: «там сколько? - всякие копилки были»; деньги ложили на маленький поднос, кто по нему стукал, и деньги все рассыпались, «и вот собирайте потом, откупайте невесту теперь, и вот начинается «гульба-хотьба»»;

 

свадебный приговор

66.

Об обработке льна:

- беседы начинались после ПОКРОВА;
- до ПОКРОВА было много работы: приготавливали лён;
- после ПОКРОВА, ближе к СВЯТКАМ – тогда только лён был очищен;
- лён: дёргали, выстилали в редки;
- женщины раньше умели приговаривать «от себя и под себя»;
- когда первый раз садились прясть – наверное чего-нибудь приговаривали, «благословясь начинали»;
 

репортаж

67.

О беседах:

- парни приходили на беседу, в карты, в домино, в лото, в гармошку играли, плясали;
- для беседы избу снимали: приходили к старухе, женщине одинокой, вдове, приносили из дому для неё хлеба, просили -  «баба Настя, пусти нас сёдне поплесать»;
- вечером на беседу приходили парни -  плясали до упаду;
- к одиннадцати часам девушки с беседы должны были быть строго дома, а теперь в одиннадцать часов гулять идут;ъ
- родители на беседу давали задание, девушки крали из дому веретено – «вертин» (по вепсски);
- раньше напрясть нужно было ровненько, красиво;
- веретено с напрядённым приносили из дому, и втыкали в прялку на беседе;
- на беседу ходили с пятнадцати лет – «толкались»;
- в шестнадцать, семнадцать лет родители «сторожили» девушек, держали их в строгости;
- на беседу приходили «ряженые» - кто как мог, тот так и ходил;
- «покойник»: приносили завёрнутого в белое, одевали «индиевую» рубаху, портки – кальсоны, лицо закрывали белым платком;
- «покойник»: большинство заходил сам, смотрел – в каком доме как принимали;
- коммунисты, комсомольцы потом запретили на беседу рядится «покойником»;
- «медведь», «волк»: надевал тулуп наизнанку, на ноги – валенки, лицо закрывал сеткой;
- «медведь»: плясал, девок и ребят цапал; руки в шубниках вывернутых наизнанку;
- «медведь»: заходя  рычал, тискал девок, которую девку свалил – катал по полу;
- «пекли блины», если разрешала хозяйка дома;
- (мама рассказывала) раньше ребята хулиганили: до прихода девушек сыпали на пол махру, во время пляски девушками «кадриля», «ланчика» начинали завиваться сарафаны «до полки», и вся беседа чихала, а хозяйка всех выгоняла на улицу: «убирайтесь все отсюда»;
- «печь блины»: брали лопату и стукали ею всех девушек;
- девушкины полушубки (овчинные, с отделкой цветами) парни снимали с печки, окунали в бочку с водой стоящую в коридоре или в сенях и выносили на мороз;
- могли привести на беседу живую лошадь;
- «лошадь»: грива – из лошадиного хвоста, голова – свёрнутая из картона, на одного накидывали полог, хвост – с лошадиного хвоста, ржала, прыгала, лягалась;
- хозяин приводил  за вожжи  «лошадь», предлагал покататься;
- «лошадь» баловалась: лягала девок, танцевала, плясала;
 

репортаж

68.

О календарных обрядах и праздниках:

- СВЯТКИ: раньше девушки ходили гадать в баню, «на камелки» свечку зажигали, было страшно;

- ходили «на кресты», «под окно» - про что в доме говорили: если хорошее, дак к хорошей жизни, (не было занавесок) какая тень на стене покажется;
- шалости: под конец беседы крыльцо на улице разбирали: снимали брёвна подальше, чтобы не досадить – «один, второй, третий летели вниз»; дровни убирали;
- шалости: увозили дровни (в заречье) на гору от хозяина из конюшни, и катались на них с горы;
- шалости: разбирали поленицы – «в детстве, молодости, юности всё одно»;
- КРЕЩЕНЬЕ: ходили за водой на иордань возле церкви: поп светил там воду, в ней купались;
- поп светил воду на иордани: с крестом и кадилом обходил вокруг большой проруби (с эту комнату) три раза, а потом некоторые смельчаки купались – окунались и выскакивали из воды, одевали на себя тулуп;
- бывали среди окунающихся в иордани смельчаков женщины;
- мужчины окунались в иордань озера в нательном белье от берега метров десять, пятнадцать;
- иордань располагалась на озере, в месте, где обычно купались;
- крещёную воду брали из церкви: приходили, зачерпывали с разрешения батюшка;
- когда начали запрещать справлять праздники и обряды (ещё при нас) , то родители тайком ходили в церковь (могли в школе вывесить плакат);
- МАСЛЕНИЦА: качались на качелях: делали на большущем сарае, привязывали домотканое полотно, чтобы мягко было качаться – оно оттягивалось;
- полотно белили: расстилали на снег по «по насту» на озере целую «трубу»;
- в Масленицу «трубу домотканого» полотна навязывали на качель, и качались «до потолка, только ноги сверкают»;
- раньше (ещё до нас) жгли костры, прыгали и праздновали возле костров (по рассказам родителей);
- костёр жгли вечером, припевали наверное что-то;
- катались на горке, на лошадях, пекли блины, ходили друг к другу в гости;
- лошадей украшали колокольцами, у каждого хозяина раньше был сделан набор на дугу;
- в масленицу, на свадьбу, на середину дуги крепили большой колокол, а по краям маленькие колокольчики, на дугу навивались ленты; 

репортаж

 

<<< предыдущий  

следующий  >>>

592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 692 >
612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631
632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651
652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671
672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691