Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 56 >>> Бабаевский район

Оригинальная коллекция Бабаевского ЦТНК

АФ 667

 

<<< предыдущий

следующий >>>

592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 692 >
612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631
632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651
652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671
672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691

 

Вологодская область,
Бабаевский район,
Новостаринского с/с
д. Новая Старина
06.01.05.

Зап.: Кукушкин А.В.

Исп.: Лавишев Леонид Иванович, 1931 г. р., род. - г. Ленинград 

01.

«По деревне»

- комм.: данный наигрыш Лавишев Л. И. перенял от старика, проживающего в д. Аганино, а затем в д. Костеньково;
 

наигрыш на хромке

02.

«Русского»

- комм.: данный наигрыш Лавишев Л. И. освоил по слуху от местных игроков, понемногу добавляя свои элементы;
 

наигрыш на хромке

03.

«По деревне»

- снач. комм.: когда Лавишев Л. И. учился играть, у него первая игра «По деревне» была такой;
 

наигрыш на хромке

04.

«По деревне»

- снач. комм.: игра «По деревне», с которой учился играть Лавишев Л. И. в более медленном темпе;
 

наигрыш на хромке

05.

О гармонных наигрышах, гармонистах:

- наигрыш на более низких голосах, приём игры называется по местному «пониже»;
- у каждого игрока была своя манера игры;
- один тип наигрыша мог с помощью перехода перейти в другой тип: с наигрыша «По деревне» наигрыш мог перейти «Под пляску», или «Под драку», которые часто звучали в праздники;
- наигрыш «Под драку» очень похож на наигрыш «Под пляску»;
 

репортаж

06.

«Под драку»

- комм.: ребята сходились для драки с «задорными» песнями, по которым люди «чувствовали», что они идут драться;
 

наигрыш на хромке

07.

«Под драку» с переходом «Под пляску»

- снач. комм.: во время праздника наигрыш «Под драку» переходом мог смениться на наигрыш «Под пляску»;
- проба;
- комм.: примерно мог быть такой переход;
 

наигрыш на хромке

08.

Давайте партия на партию,
Которая возьмёт

- снач. комм.: бывало, что ребята шли с гармонью «партия на партию», даже так пелось в песне;
- фрагм. текста;
- комм.: шли ребята, настроенные на драку; ребята могли «расцапаюца» и без гармони;
 

частушка

09.

«По деревне» с переходом на «Русского»

- снач. комм.: наигрыш «По деревне» с переходом на «Русского» под пляску;
 

наигрыш на хромке

10.

«Семёновна» 
 

наигрыш на хромке

11.

О беседах:

- раньше иcпокон веков было заведено играть наигрыш «Семёновна», «так вроде бы и надо»;
- каждый день в какой-нибудь деревне Новостаринского сельсовета устраивалась молодёжная беседа, на которой плясали, пели «Семёновну»;
- даже летом устраивали беседы;
- вечером, после работы устраивали беседы;
- летом, устраивали беседы поздно вечером, так как летом долго работали, допоздна;
- несмотря на то, что нужно было вставать рано утром, в 4 часа, молодёжь ходила на беседы;
- раньше много молодёжи ходило на беседы, поэтому было весело;
- на беседу приходили парни и девушки;
- молодёжь выбирала специальный дом у какой-нибудь старушки, у которой в избе было достаточно места для беседы;
- девушки специально просили какую-нибудь старушку предоставить им избу для беседы, за что ей мыли полы, наводили в доме порядок;
- летом, в светлые ночи, молодёжь собиралась возле какого-нибудь крыльца, где была специальная площадка;
- летом молодёжь могла плясать на улице;
- на беседе плясали «Семёновну», «Русского», «Ланчика»;
- зимой, осенью, когда рано темнело, молодёжь собирались на беседу в избе;
- летом молодёжь собиралась на беседу на улице;
 

репортаж

12.

О плясках:

- «Русского» могли плясать по 2, по 3 человека;
- в основном парни и девушки плясали «Русского» по одному;
- в пляске «Русского» на пляску мог парень вызвать девчонку, либо девчонка парня;
- вызывая на пляску человека, к нему подходили с пляской, наклонялись к нему и топали ногой;
- девчонки девчат, ребята ребят, парень девчонку, девчонка парня могли вызвать на пляску частушкой;
- для «маленького Ланчика» собиралось 2 пары, а на «большой Ланчик» вставало 4 пары;
- пары, которые отплясали «Ланчик» могли сменить другие пары;
- пары могли плясать «Ланчик» за «Ланчиком»;
- пары могли сплясать «Ланчика», затем сплясать «Русского», затем опять сплясать «Ланчика»;
- различные типы плясок могли чередоваться по-разному;
 

репортаж

13.

О драках, праздниках:

- на беседах бывали драки;
- как и раньше было в «старине», д. Новая дралась с д. Шарапово;
- был «как закон», по которому д. Новая «цапалась», дралась с д. Шарапово;
- по большим праздникам новостринские ребята дралась с Пожарскими, поэтому с собой носили трость, цепь в кармане;
- причиной драк могло быть вино;
- иногда ребята могли между собой слегка «поцапаца», а иногда дрались здоровыми тростями;
- раньше вина было мало, большинство варили в больших количествах пиво, которым могли угостить любого постороннего человека;
- водку наливали для своих близких родственников;
- своёго хмельного пива варили «до отвалу»;
- пивом обносили по кругу в «старинном» деревянном, с ручками чаше, либо в стаканах;
 

репортаж

14.

«Цыганочка» 
 

наигрыш на хромке

15.

О гармонистах:

- в послевоенные годы в доме бабушки Леонида Ивановича, на квартире, жили девушки трактористки, когда трактористов было мало, и женщинам приходилось работать на тракторах;
- с одной из девушек дружил гармонист, который иногда приходил в гости;
- один раз гармонист пришёл к девушке в гости, которая лежала на печке;
- гармонист поставил гармонь на скамейку и полез по леснице на печку;
- Лавишев Л. И. взял гармонь в руки и сразу заиграл наигрыш «По деревне»; 
 

репортаж

16.

Об обучении игре на гармони:

- гармонист поставил гармонь на скамейку, а Лавишев Л. И., когда ещё был маленьким, взял в руки гармонь и сразу заиграл наигрыш «По деревне»;
- фрагмент наигрыша «По деревне»;
- несмотря на то, что игра была не настолько «чистой», соскочивший с лестницы гармонист был удивлён, и решил оставить гармонь Лавишеву Л. И.;
- по дороге с беседы, когда гармонист провожал свою девушку, оставлял гармонь Лавишеву Л. И. до следующей беседы, благодаря этому Лавишев Л. И. начал учиться игре на гармони;
- у Лавишева Л. И., в его детском возрасте не было своей гармони;
- у Лавишева Л. И. нет большого желания для игры на гармони;
- Спирин дядя Митя был большим любителем игры на гармони: вставал в 4 часа для того, чтобы поиграть на гармони, многим деревенским жителям не давал спать;
- Спирин дядя Митя, в одних кальсонах ходил по деревне с гармонью;
- Лавишев Л. И. берёт в руки гармонь, когда нужно поиграть на каком-нибудь вечере, гулянке;
- у Лавишева Л. И. не было своей гармони и большого желания играть на ней;
- Лавишев Л. И. осваивал гармонные наигрыши по слуху, кое где добавляя свои элементы игры;

репортаж

 

Вологодская область,
Бабаевский район,
г. Бабаево
30.05.05.

Зап.: Кукушкин А.В.

Исп.: Шарикова Мария Николаевна, 1929 г. р., род. - д. Переходное Вологодинского с/с 

17.

«Русского»

- комм.: низко настроена струна на балалайке;
 

наигрыш на балалайке

18.

«Русского» 
 

наигрыш на балалайке

19.

О приёмах игры на балалайке:

- Шарикова М. Н. играет на всех ладах балалайки, с переходом с одной позиции игры на другую, как играли раньше в д. Переходная Володинского с/с;
- фрагмент наигрыша «Русского»;
- у балалайке один лад перевязан, так как балалайка повреждена и постоянно используется Шариковой М. Н.;
- первый наигрыш № 17 «Русского» играли под пляску в д. Переходная Володинского с/с используя в игре «переходы» для смены позиции игры на другом ладу;
- фрагмент наигрыша «Русского» на 1 ладу;
- фрагмент наигрыша «Русского» на другом ладу;
- «перевод» одним не играли, использовали «переход» для перехода игры на другом ладу;
- как только Шарикова М. Н. устанет «по слуху» играть на одном ладу, или ослабнет струна на балалайке, сразу «перебором» меняет позицию игры на другом ладу;
- фрагмент наигрыша «Русского»;
- «перебор» - это есть смена игры с одного лада на другой;
- при игре можно «перебором» сыграть так;
- фрагмент наигрыша «Русского»;
- можно «перебирать» по-разному, на разных ладах;
- фрагмент наигрыша «Русского»;
- «всяко можно перебирать»;
- фрагмент наигрыша «Русского»;
 

репортаж

20.

«Русского» с переходом «Под песни» (По деревне)

- снач. комм.: из-за перевязанной струны балалайка не будет играть;
- проба;
- комм.: был переход наигрыша «Русского» на наигрыш «Под песни», который используется для исполнения частушек во время проходки по деревне;
 

наигрыш на балалайке

21.

«Под песни»

- снач. комм.: «Под песни» можно было сыграть и так;
- проба;
- комм.: под этот наигрыш тоже пели частушки;
 

наигрыш на балалайке

22.

«Под песни» с частушками 
 

наигрыш на балалайке

23.

Девушки, любовь гарячую,
Насите под кол[по]ком
Я носила под касынкай,
И думал вечерком
 

частушка

24.

Из-пад берега крутова,
Волга реченька бежит.
За то, за то люблю такова,
Кто любовью дорожит
 

частушка

25.

Я искал их втори ночи,
Стаят вторик места.
А теперь я расскажу,
В[с]каки любая девушка
 

частушка

26.

«Под песни» на 1 ладу (игра № 1) 
 

наигрыш на балалайке

27.

«Под песни» на другом ладу (игра № 2) 
 

наигрыш на балалайке

28.

«Под песни» на другом ладу (игра № 3)

- проба;
- повтор;
- комм.: наигрыши № 26 – 28 использовали для исполнения частушек;
 

наигрыш на балалайке

29.

О праздниках, гулянках:

- раньше, в детстве, Шарикова М. Н. выступала с балалаечными наигрышами в праздники, на выборах;
- в детские годы Шарикова М. Н. стала рано выступать на сцене: играла на балалайке, плясала;
- раньше собирались для гулянки в копании, на которых всегда был свой гармонист;
- Шарикова М. Н. ходила на гулянки, где всегда было гостеприимно;
- в компании собирались для того, чтобы отметить день рождение, выборы, 1 мая;
 

частушка

30.

Об обучении игре на балалайке, гармони:

- в 5 лет Щарикова М. Н. наблюдала за игрой на балалайке своего дядюшки;
- Шарикова М. Н. набрав и продав ягоду, купила себе балалайку;
- Шарикова М. Н. приходила играть вместе с дядюшкой на балалайке, где он показывал ей различные приёмы игры;
- обучение игре на балалайке продолжила в г. Вологда;
- у Шариковой М. Н. и по сей день, остаётся желание игры на балалайке, «это как по крови такое идёт»;
- Шарикова М. Н. научилась играть на балалайке в детские годы, а игре на гармони, когда уже была постарше;
- у Шариковой М. Н. была потребность научиться играть на балалайке, гармони, потому, что она очень любит музыку;
- Шарикова М. Н. сама настраивает балалайку;
 

репортаж

31.

О бытовании инструментальных наигрышей:

- Шариковой М. Н. никогда не приходилось бывать на деревенских праздниках и гуляниях;
- Шарикову М. Н. иногда зовут соседи в гости поиграть наигрыш для исполнения частушек;
- в детские годы Шарикова М. Н. играла на музыкальном инструменте в доме;
- Шарикова М. Н. до сих пор любит музыку;
 

репортаж

32.

«Под песни» 
 

наигрыш на балалайке

33.

«Под песни» 
 

наигрыш на балалайке

34.

«Под песни» с частушками 
 

наигрыш на балалайке

35.

Ох, гыварят-та мине, да измена,
Пусь я да изминённая.
Ох, я с измены да не за[в]пяну,
Улица, да, да зелёная
 

частушка

36.

«Русского» 
 

наигрыш на хромке

37.

«Русского» 
 

наигрыш на хромке

38.

«По деревне» 
 

наигрыш на хромке

39.

Об обучении игры на гармони, балалайке:

- когда Шарикова М. Н. ходила в школу, училась на курсах в Вологде;
- неподалёку от места, где училась Шарикова М. Н. на курсах, была музыкальная школа, где учили игре на гармони;
- Шарикова М. Н. стала ходить в музыкальную школу играть на гармони, чтобы самостоятельно освоить гармонные наигрыши;
- Шариковой М. Н. прислушивалась к гармонным наигрышам своего мужа;
- как только Щарикова М. Н. купила гармонь, то сразу же начала самостоятельно учиться играть на гармони у себя дома;
- несмотря на большое количество скота на дворе – коровы, поросята, гармонь у Шариковой М. Н. была на первом месте;
- у Шариковой М. Н. постоянно была потребность каждый день немножко поиграть на гармони, благодаря чему она и научилась самостоятельно игре на гармони;
- когда Шарикова М. Н. училась на курсах в Вологде, ей предлагали перейти учиться в музыкальную школу, так как у неё есть слух;
- Шарикова М. Н. бежала учиться играть в то место, где был какой-либо балалаечник;
- раньше старики учили молодёжь игре на балалайке;
- Шарикова М. Н. прибегала с просьбой поиграть на балалайке к дяде Мите, на что тот ей старался отказать, так как по неопытности можно сорвать струны у балалайки;
- как только Шарикова М. Н. купила свою балалайку за вырученные средства за сбор ягод, то начала самостоятельно играть на своей балалайке;
- как только Шарикова М. Н. видела играющего гармониста, то бежала к нему с просьбой дать ей поиграть на гармони;
- свою гармонь Шарикова М. Н. купила, когда вышла замуж;
- свою гармонь, которая уже была 2 раза в ремонте, Шарикова М. Н. бережно хранит, недоверяя её посторонним людям;
 

репортаж

40.

О пляске:

- под плясовые наигрыши Шарикова М. Н. плясала по одному «Русского», «зарабатывала все призы»;
- на беседах плясали «по-другому», а на выступлениях Шарикова М. Н. пляшет всегда одна;
 

репортаж

41.

О беседах:

- раньше у соседа собирались на беседу;
- за предоставление для беседы дома, могли хозяйке в доме намыть пол, либо выполнить какую-нибудь другую услугу;
- молодёжь собиралась на беседу в дом, играла, затем плясала;
- девушки обычно плясали по одному;
- молодёжь собиралась на беседу зимой;
- беседы начинались осенью, после уборки урожая говорили: «теперь можно беседовать, теперь можно на беседы ходить»;
- на беседы ходили с зимы до весны;
- не смотря на то, что на работу в колхоз нужно было вставать рано утром, молодёжь на беседу всё равно ходила;
- позже появились клуба, но молодёжи зимой больше нравилось ходить на беседу, чем в клуб;
- в клубе гармонист не всегда мог играть, а на молодёжной беседе всегда был свой гармонист, который всегда играл на гармони;
- Шарикова М. Н. приходила на беседу с вязаньем;
- в более зрелом возрасте Шарикова М. Н. приходила на беседу без рукоделья поиграть в игры;
- на беседе всегда было весело;
- парни и девушки никогда не пили водки;
- на беседе никогда не было пьяной молодёжи;
- на беседе играли, всегда было весело;
- на беседу всегда собиралось большое количество молодёжи: девушки и парни;
- на беседе никогда не было драк;
- под конец беседы, если парню нравилась девушка, парень загадывал на неё число у ведущего игры;
- звучал плясовой наигрыш, под который плясала молодёжь;
- если девушка не отгадывала загаданное число, то ей давали «штрафную» - заставляли плясать;
- после пляски, парень вызывал через ведущего игры понравившуюся ему девушку;
- ведущий игры назначал девушке положенное время для выхода из клуба со ждущим её парнем;
- таким образом, вся молодёжь уходила из клуба парами;
- у кого не было пар, сидели на своих местах, а у кого была пара уходили все из клуба;
- если парню нравилась девушка, или девушке парень, и они стеснялись друг с другом познакомиться, то их садили спиной друг к другу на доску;
- ведущий игру вставал по середине доски и хлопал для того, чтобы парень с девушкой повернулись лицом друг к другу;
- если парень с девушкой поворачивались лицом друг к другу, то целовались, если в разные стороны, то их меняла другая пара;
- поцеловавшиеся парень с девушкой уходили из клуба домой в паре;
- если парень с девушкой поворачивались после хлопка водящего лицом друг к другу, то их прилюдно заставляли целоваться;
- кто из игроков отказывался целоваться, того заставляли за провинность петь нецензурную песню – не любовную, не похабную;
- игроки садились в ряд, а водящий считал игроков по парам, говоря: «Но не обижайтесь, если кому пары не будет, значит выйдешь за ворота»;
- оставшемуся лишним, без пары игроку приходилось идти «с добротом»;
- за провинность игроку приходилось плясать, так как не хотелось «зарабатывать вторую штрафную»;
- парень с девушкой плясали «на перепляс»;
- руководящий спрашивал у молодёжи, кто пойдёт плясать «на перепляс»;
- одна девушка – Ольга, «хоть до пота, но всё равно перепляшет» парня, как бы он не старался;
- гармонисту приходилось долго играть под пляску Ольги, которая была очень настырной;
- Ольга доводила в пляске парня до пота, но всё равно его «переплясывала», поэтому парни «старались с ней не связываться» для пляски на перепляс;
- плясали «Ланчика» на 8 пар;
- плясали «Кадриль»;

репортаж

 

 

<<< предыдущий  

следующий  >>>

592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 692 >
612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631
632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651
652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671
672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691