17. |
«Русского»
- комм.: низко
настроена струна на балалайке;
|
наигрыш на
балалайке |
18. |
«Русского»
|
наигрыш на
балалайке |
19. |
О приёмах игры
на балалайке:
- Шарикова М. Н. играет на всех
ладах балалайки, с переходом с одной позиции игры на другую, как
играли раньше в д. Переходная Володинского с/с;
- фрагмент наигрыша «Русского»;
- у балалайке один лад перевязан,
так как балалайка повреждена и постоянно используется Шариковой М.
Н.;
- первый наигрыш № 17 «Русского»
играли под пляску в д. Переходная Володинского с/с используя в игре
«переходы» для смены позиции игры на другом ладу;
- фрагмент наигрыша «Русского» на 1
ладу;
- фрагмент наигрыша «Русского» на
другом ладу;
- «перевод» одним не играли,
использовали «переход» для перехода игры на другом ладу;
- как только Шарикова М. Н. устанет
«по слуху» играть на одном ладу, или ослабнет струна на балалайке,
сразу «перебором» меняет позицию игры на другом ладу;
- фрагмент наигрыша «Русского»;
- «перебор» - это есть смена игры с
одного лада на другой;
- при игре можно «перебором» сыграть
так;
- фрагмент наигрыша «Русского»;
- можно «перебирать» по-разному, на
разных ладах;
- фрагмент наигрыша «Русского»;
- «всяко можно перебирать»;
- фрагмент наигрыша «Русского»;
|
репортаж |
20. |
«Русского» с
переходом «Под песни» (По деревне)
- снач. комм.: из-за перевязанной
струны балалайка не будет играть;
- проба;
- комм.: был переход наигрыша
«Русского» на наигрыш «Под песни», который используется для
исполнения частушек во время проходки по деревне;
|
наигрыш на
балалайке |
21. |
«Под песни»
- снач. комм.: «Под песни» можно
было сыграть и так;
- проба;
- комм.: под этот наигрыш тоже пели
частушки;
|
наигрыш на
балалайке |
22. |
«Под песни» с
частушками
|
наигрыш на
балалайке |
23. |
Девушки, любовь
гарячую,
Насите под
кол[по]ком
Я носила под
касынкай,
И думал
вечерком
|
частушка |
24. |
Из-пад берега
крутова,
Волга реченька
бежит.
За то, за то
люблю такова,
Кто любовью
дорожит
|
частушка |
25. |
Я искал их
втори ночи,
Стаят вторик
места.
А теперь я
расскажу,
В[с]каки любая
девушка
|
частушка |
26. |
«Под песни» на
1 ладу (игра № 1)
|
наигрыш на
балалайке |
27. |
«Под песни» на
другом ладу (игра № 2)
|
наигрыш на
балалайке |
28. |
«Под песни» на
другом ладу (игра № 3)
- проба;
- повтор;
- комм.: наигрыши № 26 – 28
использовали для исполнения частушек;
|
наигрыш на
балалайке |
29. |
О праздниках,
гулянках:
- раньше, в детстве, Шарикова М. Н.
выступала с балалаечными наигрышами в праздники, на выборах;
- в детские годы Шарикова М. Н.
стала рано выступать на сцене: играла на балалайке, плясала;
- раньше собирались для гулянки в
копании, на которых всегда был свой гармонист;
- Шарикова М. Н. ходила на гулянки,
где всегда было гостеприимно;
- в компании собирались для того,
чтобы отметить день рождение, выборы, 1 мая;
|
частушка |
30. |
Об обучении
игре на балалайке, гармони:
- в 5 лет Щарикова М. Н. наблюдала
за игрой на балалайке своего дядюшки;
- Шарикова М. Н. набрав и продав
ягоду, купила себе балалайку;
- Шарикова М. Н. приходила играть
вместе с дядюшкой на балалайке, где он показывал ей различные приёмы
игры;
- обучение игре на балалайке
продолжила в г. Вологда;
- у Шариковой М. Н. и по сей день,
остаётся желание игры на балалайке, «это как по крови такое идёт»;
- Шарикова М. Н. научилась играть на
балалайке в детские годы, а игре на гармони, когда уже была
постарше;
- у Шариковой М. Н. была потребность
научиться играть на балалайке, гармони, потому, что она очень любит
музыку;
- Шарикова М. Н. сама настраивает
балалайку;
|
репортаж |
31. |
О бытовании
инструментальных наигрышей:
- Шариковой М. Н. никогда не
приходилось бывать на деревенских праздниках и гуляниях;
- Шарикову М. Н. иногда зовут соседи
в гости поиграть наигрыш для исполнения частушек;
- в детские годы Шарикова М. Н.
играла на музыкальном инструменте в доме;
- Шарикова М. Н. до сих пор любит
музыку;
|
репортаж |
32. |
«Под песни»
|
наигрыш на
балалайке |
33. |
«Под песни»
|
наигрыш на
балалайке |
34. |
«Под песни» с
частушками
|
наигрыш на
балалайке |
35. |
Ох, гыварят-та
мине, да измена,
Пусь я да
изминённая.
Ох, я с измены
да не за[в]пяну,
Улица, да, да
зелёная
|
частушка |
36. |
«Русского»
|
наигрыш на
хромке |
37. |
«Русского»
|
наигрыш на
хромке |
38. |
«По деревне»
|
наигрыш на
хромке |
39. |
Об обучении
игры на гармони, балалайке:
- когда Шарикова М. Н. ходила в
школу, училась на курсах в Вологде;
- неподалёку от места, где училась
Шарикова М. Н. на курсах, была музыкальная школа, где учили игре на
гармони;
- Шарикова М. Н. стала ходить в
музыкальную школу играть на гармони, чтобы самостоятельно освоить
гармонные наигрыши;
- Шариковой М. Н. прислушивалась к
гармонным наигрышам своего мужа;
- как только Щарикова М. Н. купила
гармонь, то сразу же начала самостоятельно учиться играть на гармони
у себя дома;
- несмотря на большое количество
скота на дворе – коровы, поросята, гармонь у Шариковой М. Н. была на
первом месте;
- у Шариковой М. Н. постоянно была
потребность каждый день немножко поиграть на гармони, благодаря чему
она и научилась самостоятельно игре на гармони;
- когда Шарикова М. Н. училась на
курсах в Вологде, ей предлагали перейти учиться в музыкальную школу,
так как у неё есть слух;
- Шарикова М. Н. бежала учиться
играть в то место, где был какой-либо балалаечник;
- раньше старики учили молодёжь игре
на балалайке;
- Шарикова М. Н. прибегала с
просьбой поиграть на балалайке к дяде Мите, на что тот ей старался
отказать, так как по неопытности можно сорвать струны у балалайки;
- как только Шарикова М. Н. купила
свою балалайку за вырученные средства за сбор ягод, то начала
самостоятельно играть на своей балалайке;
- как только Шарикова М. Н. видела
играющего гармониста, то бежала к нему с просьбой дать ей поиграть
на гармони;
- свою гармонь Шарикова М. Н.
купила, когда вышла замуж;
- свою гармонь, которая уже была 2
раза в ремонте, Шарикова М. Н. бережно хранит, недоверяя её
посторонним людям;
|
репортаж |
40. |
О пляске:
- под плясовые наигрыши Шарикова М.
Н. плясала по одному «Русского», «зарабатывала все призы»;
- на беседах плясали «по-другому», а
на выступлениях Шарикова М. Н. пляшет всегда одна;
|
репортаж |
41. |
О беседах:
- раньше у соседа собирались на
беседу;
- за предоставление для беседы дома,
могли хозяйке в доме намыть пол, либо выполнить какую-нибудь другую
услугу;
- молодёжь собиралась на беседу в
дом, играла, затем плясала;
- девушки обычно плясали по одному;
- молодёжь собиралась на беседу
зимой;
- беседы начинались осенью, после
уборки урожая говорили: «теперь можно беседовать, теперь можно на
беседы ходить»;
- на беседы ходили с зимы до весны;
- не смотря на то, что на работу в
колхоз нужно было вставать рано утром, молодёжь на беседу всё равно
ходила;
- позже появились клуба, но молодёжи
зимой больше нравилось ходить на беседу, чем в клуб;
- в клубе гармонист не всегда мог
играть, а на молодёжной беседе всегда был свой гармонист, который
всегда играл на гармони;
- Шарикова М. Н. приходила на беседу
с вязаньем;
- в более зрелом возрасте Шарикова
М. Н. приходила на беседу без рукоделья поиграть в игры;
- на беседе всегда было весело;
- парни и девушки никогда не пили
водки;
- на беседе никогда не было пьяной
молодёжи;
- на беседе играли, всегда было
весело;
- на беседу всегда собиралось
большое количество молодёжи: девушки и парни;
- на беседе никогда не было драк;
- под конец беседы, если парню
нравилась девушка, парень загадывал на неё число у ведущего игры;
- звучал плясовой наигрыш, под
который плясала молодёжь;
- если девушка не отгадывала
загаданное число, то ей давали «штрафную» - заставляли плясать;
- после пляски, парень вызывал через
ведущего игры понравившуюся ему девушку;
- ведущий игры назначал девушке
положенное время для выхода из клуба со ждущим её парнем;
- таким образом, вся молодёжь
уходила из клуба парами;
- у кого не было пар, сидели на
своих местах, а у кого была пара уходили все из клуба;
- если парню нравилась девушка, или
девушке парень, и они стеснялись друг с другом познакомиться, то их
садили спиной друг к другу на доску;
- ведущий игру вставал по середине
доски и хлопал для того, чтобы парень с девушкой повернулись лицом
друг к другу;
- если парень с девушкой
поворачивались лицом друг к другу, то целовались, если в разные
стороны, то их меняла другая пара;
- поцеловавшиеся парень с девушкой
уходили из клуба домой в паре;
- если парень с девушкой
поворачивались после хлопка водящего лицом друг к другу, то их
прилюдно заставляли целоваться;
- кто из игроков отказывался
целоваться, того заставляли за провинность петь нецензурную песню –
не любовную, не похабную;
- игроки садились в ряд, а водящий
считал игроков по парам, говоря: «Но не обижайтесь, если кому пары
не будет, значит выйдешь за ворота»;
- оставшемуся лишним, без пары
игроку приходилось идти «с добротом»;
- за провинность игроку приходилось
плясать, так как не хотелось «зарабатывать вторую штрафную»;
- парень с девушкой плясали «на
перепляс»;
- руководящий спрашивал у молодёжи,
кто пойдёт плясать «на перепляс»;
- одна девушка – Ольга, «хоть до
пота, но всё равно перепляшет» парня, как бы он не старался;
- гармонисту приходилось долго
играть под пляску Ольги, которая была очень настырной;
- Ольга доводила в пляске парня до
пота, но всё равно его «переплясывала», поэтому парни «старались с
ней не связываться» для пляски на перепляс;
- плясали «Ланчика» на 8 пар;
- плясали «Кадриль»; |
репортаж |