Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 2013-1 >>> Бабаевский район

Оригинальная коллекция Бабаевского ЦТНК

АФ 630

 

<<< предыдущий

следующий >>>

592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 692 >
612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631
632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651
652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671
672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691

  

Вологодская область,
Бабаевский  район,
Пяжозерский с/с
п. Пяжелка
09.06.02.

Гр.: Кукушкин А. В.
Куимова Н.В.
Жильченков Витя
Масияускас Наташа
Соколова Саша

Исп.: Евсеева Антонина Тимофеевна, 1922 г.р., род. - д. Пергумусь Конецкого с/с 

1.

О рекрутских обрядах:

-          раньше, перед уходом в армию каждый солдат проходя поле  подходил к берёзке возле болотины, сгибал её, навязывал на неё ленточек, завивал колечко;
-          солдат гадал по берёзке: если берёзка живёт – то значит придёт с армии, а если посохнет, листья завянут – значит к плохому;
 

репортаж

2.

О полевых обрядах:

-          раньше, жали на поле руками последним – таскали лён, дожинали пшеницу;
-          последний сноп приносили в дом, ставили под божницу, с верху снопа втыкали серпики, выламывали берёзовый веник;
-          жали  [Евсеева А.Т.] по двадцать соток;
-          сноп заносили в дом и берёзовым веничком прыскали воду;
-          женщины на поле дожинали;
-          женщины жали на поле, пели песни; 

репортаж

 

Вологодская область,
Бабаевский район,
Пяжозерский с/с
п. Пяжелка
11.06.02.

Гр.: Кукушкин А.В.
Куимова Н.В.
Жильченков Витя
Соколова Саша

 Исп.: Капитонова Анастасия Ÿковлевна, 1921 г.р., род. - д. Пекино Мамаевского с/с 

3.

О календарных обрядах и праздниках:

ПРЕСТОЛЬНЫЕ:
-          праздновали большой праздник «все святые» – двадцать первого июля, ходили с иконками;
-          в престольный праздник «все святые» ходили в церковь [семь километров от Пекина], рядом с ней было большое кладбище;
-          в церковь ходили утром;
КАЗАНСКАЯ:
-          в праздник двадцать первого октября крестьяне кололи у себя во хлеве овечек;
-          [говорила мать Капитоновой А.Я.] «головушку, да ношки» носили попу в церковь;
-          за три дня до Казанской мать родила Капитонову А.Я. и в Казанскую отнесла в церковь [для крещения];
-          ножки, головушку, мяса кусочек носили [мать Капитоновой] в церковь попу;
ПРЕСТОЛЬНЫЕ:
-          летом в  «пятницы», Покров, [в Пасху] – ходили все на Край в церковь на службу;
-          после службы в церкви приходили к себе в деревню, варили пиво в большом «шшану»;
-          воду на пиво брали с ключевого ручейка возле колодца;
-          молодёжь и их родители ходили в праздники (?) по деревням: Угловая, Ракита, Пекино, Офонино;
-          в тридцать втором году было раскулачивание [родителей Капитоновой А.Я., ей не было восемнадцати];
-          на праздник приходила родня из других деревень [тятины сёстры], пили пиво;
-          к  празднику на стол варили студень, вялили мясо, варили яйца, овсяный кисель, пекли блины;
-          овсяный кисель – варили, цедили, подавали к столу с суслом;
-          Капитонова А. Я. сорок три года отработала в пекарне;
-          на праздник пекли пироги с разной начинкой: картошка, свекла, морковь, ошарки, рыба;
-          пиво пили из деревянной чашки;
-          пивом обносили по кругу;
СВЯТКИ:
-          приходили ребятишки – плясали, пели «калиду»;
-          колядку пели в доме, за это хозяева дома их одаривали, садили за стол;
ПРЕСТОЛЬНЫЕ:
-          длинные песни пели за столом [мать Капитоновой А. Я. была песельницей] – «Тихо стонет за горами…» [знает Екатерина, сестра Капитоновой А.Я.];
 

репортаж

4.

О музыкальных инструментах:

-          частушки больше пели под гармонь;
-          гармони были хромки [Николай, брат Капитоновой А.Я. играл на хромке];
 

репортаж

5.

О полевых обрядах:

-          раньше, родители жали серпом, косили косой;
-          когда жали на поле, то пели песни [сестра Капитоновой А.Я.];
-          когда последним дожинали овёс, последний сноп приносили в дом, ложили в передний угол [делала Елена, сестра Капитоновой А.Я.];
 

репортаж

6.

О календарных обрядах и праздниках:

ВОЗДВИЖЕНЬЕ:
-          ходили [Капитонова А.Я.]в лес за клюквой, не кого из зверей не видели;
ПОКРОВ:
-          пекли пироги, варили пиво [делала мать Капитоновой А.Я.];
-          у родителей Капитоновой А.Я. был большой дом, семья в десять человек, держали много скотины;
ЕГОРИЙ:
-          обходили скотину;
-          Капитонова А.Я. пасла скотину с тятей, десять лет, в деревне Колпино, делали обход;
-          перед обходом тятя ходил за обходом к дедушке, или к бабушки;
-          при обходе: тятя загонял скотину в одно место, обходил вокруг с поводом три раза, скотина стояла спокойно;
 

репортаж

7.

Спаси маю коровушку
На фсё тёплоё лето

-          текст;
-          снач. комм.: присутствующие на обходе хозяева скотины говорили;
 

приговор

8.

Спаси там [как звали? Манька ли]
Спаси мою коровушку
На фсё тёплоё лето

-          текст;
-          снач. комм.: «я слышу, это говорили»;
-          комм.: хозяева произносили слова и крестились после каждого обхода стада пастухом – три раза;
 

приговор

9.

Об обрядах со скотиной:

-          пастух обходил скотину с голой головой;
-          пастух делал обход с решетом, решето покрыто домотканым полотенцем с вышитыми концами, в решете: веточка (?), соль, яичко, хлеба буханка;
-          за обход хозяева скотины одаривали пастуха, давали: «рогульки», «мекушки», хлеб, яйца;
-          при обходе закрывали ключом замок, ключи и замок ложили в реку, или в ручей, чтобы не кто не трогал – чтобы скотина ходила «правильно» домой;
 

Репортаж

10.

О том как обход нарушили:

-         
у тяти обход был взят на барабан; потерялись палочки, которые привязывались к барабанке; у хозяйки [Александры Гридиной] потерялась корова; подпаски [Капитонова А.Я.] плакали, искали палочки от барабана, нигде не могли найти; тятя пошёл к колдуну; колдун сказал: «ну што? Выйт, лучше бы у этова тракториста взяли коровушку; у бабы бедной, пятеро ребят»; на что тятя колдуну ответил: «ага, етот тракторист пойдёт сёдне корову купит, и фсё, а ети, гыт, будут плакать»; «наш, гыт, вот ето нада»; «видишь как делаитце»;
 

Бывальщина

11.

Об обрядах со скотиной:

-          пастух прятал обход, не стригся, не брился;
-          в  «кужонку» из бересты подпасок собирал ягоды пастуху;
-          пастух ягод сам не рвал;
-          пастух пас только с «барабаном»;
 

репортаж

12.

Имитация игры на барабанке

-          комм.: «передохни, и опять; вот так барабанят;
 

наигрыш  на детском стуле

13.

Имитация игры на барабанке 

наигрыш  на барабанке

14.

О пастухах:

-          тятя когда пас не ходил жить по очереди по домам;
-          после того как родителей Капитоновой раскулачили, они все жили бедно, ходили по миру;
-          тятя нанялся в пастухи, подпаски [Капитонова А.Я.] помогали ему пасти, стали есть досыта вся семья;
-          в праздник подпаскам хозяева скотины выносили гостинца: «микушку», хлеба горбушку, «рогульку», два яйца;
-          в сорок первом году Капитонова А. Я. оформилась на работу;
-          пасли с весны и до осени, до самого первого снега, до Покрова;
 

репортаж

15.

О верованиях:

-          мама [Капитоновой А.Я.] говорила: «не кладите прялку так, а тэ егибиха придёт, весь кужель опредёт»;
-          «егибиха» - хозяйка дома;
мама [Капитоновой А.Я.] говорила: «егибиха придёт, и весь кужель опредёт; бласловись, говрит, кладите» - нельзя оставлять на ночь с кужелью;
 

репортаж

16.

Благослови господи (2)

-          текст;
-          комм.: прялку клали на «скамельку», или ставили в угол, три раза перекрещивали; напрядут «пройчни», и прялку убирали;
 

приговор

17.

Об обработке льна:

-          мама [Капитоновой А.Я.] заставляла свою дочь шерсть «шиньгать», и прясть;
-          первый раз когда садилась девушка прясть, к ней подсаживалась мать, «кужель» привязывала, учила прясть;
 

репортаж

18.

О беседах:

-          в древне Пекино были беседы, на которые приходили тётеньки с деревни Угловая;
-          беседа проходила в большой избе, на которой сидели с прялками, керосиновой лампой – десяти линейкой;
-          на беседе пряли, ели красную не сушеную рябину, чтобы не хотелось спать;
-          красную рябину вешали на чердаке, на «голошу»;
-          «голошу» с рябиной ложили в блюдо, и приносили на беседу;
-          «галоша» – прут, на который на чердаке чего-то вешают;
-          девушки [Елена, сестра Капитоновой А.Я.]за один вечер пряли два «простыня», две «навивки»;
 

репортаж

19.

О календарных обрядах и праздниках:

СВЯТКИ:
-          приходили «страшным», и всякими ряжеными;
-          «страшной»: вставные зубы, одет в белое, лицо белым завешено, сам заходил на беседу;
-          «медведь»: надевал шубу, приходил на беседу, девушек катал;
-          «медведь»: надевал вывернутую [шубу] тулуп, катал девушек на беседе, кричал, заходил на четвереньках с мужиками «баловнями», которые хохотали;
-          «медведь»: рычал, катал по полу в грязи девушек, надетых в чистое;
-          «покойник»: заходил с друзьями, во рту вставные зубы, страшной, на беседе все пугались его, и разбегались;
КРЕЩЕНЬЕ:
-          ходили на реку, на колодец за водой;
 

репортаж

20.

Беру водички
Ни на хитрось
А на доброё здоровьё

-          фрагм. текста;
-          снач. комм.: «гужо де вот те[п] как говорили»;
-          комм.: «ну, сложнее, как то было интиреснее»;
 

приговор на Крещенье

21.

Беру водичку
Ни на хитрось, ни на мудрось
А на доброё здоровьё

-          текст;
 

приговор на Крещенье

22.

Беру водичку
Ни на хитрось, ни на мудрось
А на доброё здоровьё

-          текст;
-          комм.: поддевая воду, говорили три, четыре, один раз; воду брали по течению реки [ключа] в двенадцать часов;
 

приговор на Крещенье

23.

О календарных обрядах и праздниках:

КРЕЩЕНЬЕ:
-          водичку приносили домой;
-          пол литра воды [мама Капитоновой А.Я.] ставили к божнице, она никогда не портилась;
-          если болела скотина, то от головы [мама Капитоновой А.Я.] спрыскивали водой, если скотина не мотала головой – значит будет болеть, а если мотала головой – значит поправится;
-          воду на больную животину прыскали изо рта;
-          после первого отёлу [мама Капитоновой А.Я.] корову мыли водой, в воду ложили крестик, берёзовый веник; мыли у коровы вымя, «фшочки», хвост;
-          крестили углем окошки;
 

репортаж

24.

Я - с теплом
А хозяюшка – с винцом

-          текст;
-          снач. комм.: когда печку в новой избе сложили, хозяин дома говорил;
 

приговор на новую печь

25.

Я – с теплом
А хозяюшка – с винцом

-          текст;
-          снач. комм.: три раза печник  говорил, ему хозяева дома выставляли пива, или вина [откупались], вместе с ним пили;
 

приговор на новую печь

26.

Ложусе спать
Со мной Божья мать
По бокам спаситель
В головах, и в ногах Исус Христос

-          текст;
-          снач. комм.: говорили [мать Капитоновой А.Я.], когда ложились спать;
           

молитва

27.

Ложусе спать
Со мной Божья мать
По бокам спаситель
В головах, и в ногах Исус Христос

-          текст;
-          комм.: говорили три раза, крестились, перед тем как лечь спать; говорили, если не спалось, и после засыпали;
 

молитва

28.

Хозяин, хозяюшка
Бабушка, дедушка
Розрешите помытца
Не на хитрось, не на мудрось
А на доброё здоровьё

-          текст;
-          снач. комм.: «в байну, дак»;
 

приговор в бане

29.

Хозяин, хозяюшка
Бабушка, дедушка
Малые детушки
Розрешите помытца
Не на хитрось, не на мудрось
А на доброё здоровьё

-          текст;
-          снач. комм.: говорили, когда наливали в бане воду перед помывкой;
 

приговор в бане

30.

Спасибо паруша матушка
[Тебе хозяин, хозяюшка]
Тибе хозяин, хозяюшка
На устойче к баенке
А мине на доброе здоровье

-          текст;
-          комм.: произносили при выходе из бани;
 

приговор в бане

31.

Спасибо паруша матушка
Тибе на устойчивось
А мине на доброе здоровьё

-          текст;
 

приговор в бане

32.

Слава Богу,
Хоть набрала

-          текст;
-          снач. комм.: когда из лесу выходили, набрав грибов, ягод, говорили;
 

приговор в лесу

33.

Ой, зря сёдни
[Я] день-то прошёл, ничево

-          текст;
-          снач. комм.: если ни чего не набрали в лесу, то говорили;
 

приговор в лесу

34.

О календарных обрядах и праздниках:

МАСЛЕНИЦА:
-          пекли [мать Капитоновой А.Я.] «рогульки»;
-          в деревне Пекино на улице была гора, с которой на дровешках катались дети [Капитонова А.Я.];
-          горка в деревне Пекино расположена рядом с ручейком;
-          с горки катались на круглой доске;
-          катались на лошадях: «у тяти [Капитоновой А.Я.] было две лошади», одну из них запрягали, и дети [Капитонова А.Я.], девушки садились всей кучей на ней кататься;
-          на лошади катались из деревни Пекино до деревни Угловая, полтора километра от нас, и они к нам;
ЕГОРИЙ [ВЕЛИКИЙ ПОСТ]:
-          в обруч курочкам насыпали зерна, чтобы они яичко не где не теряли, «а только в свои гнёздышка клались»;
ПАСХА:
-          ходили в церковь в деревню Край к всенощной;
-          перед уходом к всенощной, на божницу ложили просвирки;
-          после всенощной грели самовар, пили чай и ложились спать;
ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ:
-          ходили на берег речки ломать вербу: ломали две, три штучки, приносили домой, ставили в воду, они распускались, и стояли целый год;
ТРОИЦА:
-          в субботу ходили на кладбище;
-          ставили берёзки возле дома, поливали водой, «она приставала без всяких корней»;
ИВАН день:
-          седьмого ходили [Лена, сестра Капитоновой] делать венки;
-          наказывали [мать Капитоновой, дочке Лене] в Иван день купаться, чтобы зрение было лучше;
-          сестра Капитоновой, Лена [умерла в восемьдесят пять лет] несколько лет ходила, купалась в Иван день, у ней поправились глаза;
-          с Иванова дни, седьмого июля ломали берёзовые веники;
 

репортаж

35.

Об обрядах со скотиной:

-          коровы делились на три стада: большие, «фсюзузные», хорошие – шли первым стадом, послабее – вторым стадом, «которые нищие, что выгоняли, и они падали» – третьим стадом;
-          коров никаких некогда не били;
 

репортаж

36.

О няньке:

-          в семье было восемь человек, надо было помогать тяте, водилась байкалась [Капитоновой было семь лет] с детьми [с сестрой Александрой]
 

репортаж

37.

Баюшки, баю
Жил баярин на краю
У ниво много ребят
Все по лавочкам сидят

-          интонирован;
-          комм.: пела всякие «прибавутки», когда водилась с ребёнком; когда водилась с сестрой [Катей], играла с ней «в ладушки»;
 

колыбельная

38.

О грамотности и школе:

-          была четырёхгодичная школа;
-          школа была в деревне Оф†нино, полтора километра от деревни Пекино;
-          с Подберёзы была хорошая учительница, она всех спрашивала на уроке, её все любили;
-          в школе изучали разные предметы, задавали задачи [на уроке математики]: «скажи, сколько у коровы ног?»; буквы учили;
-          в наше время в детском саду ребёнок всё это знает, а в те времена этого не знали, но тогда слушались учителей;
-          раньше жили бедно [была хлеба буханка], в общежитии;
 

репортаж

39.

О похоронно-поминальных обрядах:

-          раньше поминать на кладбище ходили три раза в году: в Радуницу, в Троицкую субботу, в Дмитровскую субботу; 

репортаж

СТОРОНА В 

Исп.: Капитонова Анастасия Яковлевна, 1921 г.р., род. - д. Пекино Мамаевского с/с 

40.

О похоронно-поминальных обрядах:

-          на кладбище брали поминать «мякушек», испечённых на сковороде против печки, кутью, овсяные блины, «еишные» блины;
-          на кладбище брали «полную панафиду: девять яишных блинов опёкаников»;
 

репортаж

41.

Дорогая моя бабушка
Вот пришли мы тибя спроведать
На твой урочный день
На поминошный день, урочный

-          текст;
-          снач. комм.: перед тем как зайти в ограду: перекрещивались и приговаривали;
-          комм.: потом заходилив ограду, «опахивали скамельку», вынимали из корзины поминальную еду, стелили чистое белое полотенце и поминали; в поминальные дни причитали;
 

приговор

42.

Дорогая мая бабушка
Я дошла к тибе родимая
Вы роздуйтесь ветры буйные
Врасколись да гробова доска

-          фрагм. текста;
-          комм.: вот как приходили на могилу-то, дак;
 

поминальный причёт

43.

Дорогая моя мамынька
Я пришла к тибе родимая
Я годам фстала фстарёхонька
Умом фстала вглубёхонька

-          фрагм. текста;
-          комм.: как начинали поминать, пели, говорили, а затем поминали [маму, бабушку]; причитать сама не научилась;
 

поминальный причёт

44.

О похоронно-поминальных обрядах:

-          при поминках всех примерших называли поимённо;
-          еду клали на блюдечко, разрезали;
-          свечку ставили на могиле в ноги, где стоял крест;
-          в Дмитровскую субботу приносили для поминок такую же еду, что и на годины;
-          бабушка умерла, её вымыли, тятя и мама разнервничались, причитали;
-          когда человек умерал, его мыли, ложили на доски головой в передний угол, ногами к выходу;
-          руки у покойника складывали, связывали верёвочкой [на уровне живота, ставили сечку, начинали причитать];
 

репортаж

45.

Вы куда жо снаредилисе
Нету празничка Госпотнево
На слуху, да вить ни слыхано

-          фрагм. текста;
-          снач. комм.: «ой, слова-то не помню»;
-          комм.: «вот такое причитали, [дальше] не помню»;
 

похоронный причёт

46.

О похоронно-поминальных обрядах:

-          на кладбище ревели;
-          гроб опускали в могилу, все ревели, кидали земельку, монеты медные – землю выкупали;
-          как только покойника похоронили, ставили палочку, а на неё вешали белое полотенце;
-          первый раз поминали вечером в девятины: собирались в семь, восемь, девять часов вечера, после двенадцати часов уходили домой;
-          на девятый день ездили на кладбище, причётом звали на ужин душу, так же и на двадцатый день;
-          с кладбища первой шла хозяйка дома [вела душу], заходила в избу, её [с душой] встречали причётом, потом все проходили, садились за столы;
-          [за столом душе отводили место] ставили стул, на стол ложили «панафидку»;
-          утопленников и повешенных поминали в разный год, и обряд весь по другому;
-          душа после поминок сама уходила, могла ночевать дома;
-          на двадцатый день так же поминали, как и на девятый день;
-          в сороковой день вечером топили баню, мать звала душу помыться, приносила рубаху, нижнее бельё, вешала на грядку;
-          ездили на кладбище звать душу в баню;
 

репортаж

47.

Дорогая моя бабушка [была]
Прошло времечко
Сорок дней, да шесь ниделюшок
Платьицо приоблёжалосе

-          фрагм. текста;
-          снач. комм.: приехав с кладбища заходили в баню с причётом «но немного-то я сичас фспомнила»;
 

похоронный причёт

48.

Два голубя, два белые, два серые
Вам кости – во гробу лижать
А мине перет Господом ответ держать
Как уш, мимо раю шла, да в рай ни зашла

-          фрагм. текста;
-          комм.: «нет, опять фсё перепутала»;
 

духовный стих

49.

Сорок дней на суде стоять
Перет Глспыдым мине ответ держать
Уш я сибе, да жись ни уготовала
Уготовала, я сибе: да муку вечную

-          фрагм. текста;
 

духовный стих

50.

Сорок дней, да шесь неделюшок
Косточки приоблёжалисе
Платьицо <…>

-          фрагм. текста;
-          снач. комм.: вот тут и говорили, что вот «платьицо»;
-          комм.: «забыла всё, и знала это я всё»; этот стих пелся на сороковой день вечером за столом, после бани [когда бабушка, тятя умерли у Капитоновой А.Я.];
 

духовный стих

51.

Два голубя, два белые, два серые,
Да тело нежноё, да тело не жило,
Уш вам-то кости во гробу лижать,
А мине-то перед Господом ответ держать

-          фрагм. текста;
-          снач. комм.: «я старое всё; я не буду петь, а просто так, а потом»;
-          комм.: дальше исполнитель забыла; пели по покойнику сидя за столом; раньше эти стихи знали [мать, да сестра Елена]; до бани провожали и после бани встречали, заводили в дом, садились за стол - с причётом, а потом сидя за столом пели стихи;
 

духовный стих

52.

О похоронно-поминальных обрядах:

-          в сороковой день утром все садились за стол, поминали [бабушку Капитоновой А.Я.] до двенадцати часов, а в двенадцать часов [душу] провожали;
-          в тридцать девятый день топили баню, а в сороковой день в двенадцать часов с причётом провожали душу;
-          провожать душу выходили за деревню Пекино, в захолустье, на большую дорогу, без фонаря, затем шли обратно;
-          говорили, но никто не видел, что: «душа ходит до сорокового дня»;
-          стружку от гроба ложили в гроб, большую стружку, бельё, одеяло, постельник покойного  выносили на огород, в поле, жгли;
-          когда жгли стружку, то смотрели, куда дул ветер – там будет покойник [об этом говорила мать Капитоновой А.Я.: «вон, ветер-то подул на Офонино»]; 

репортаж

   

Вологодская область,
Бабаевский  район,
Пяжозерский с/с
п. Пяжелка
12.06.02.

Гр.: Кукушкин А. В.
Куимова Н.В.
Жильченков Витя

  Исп.: Соловьёва Рима Николаевна, 1927 г.р., род. - д. Вертягино Великосельского с/с., Кадуйского р-на 

53.

О календарных обрядах и праздниках:

ПРЕСТОЛЬНЫЕ:
-          в деревне Вертягино был праздник ВОЗДВИЖЕНЬЕ –  двадцать седьмого сентября, этот день праздновался и в деревнях: Абаканово, Михалёво, Аляино, Починок, во многих окрестных деревнях;
 

репортаж

54.

Об изготовлении пива:

-          дома варили пиво: проращивали зерно, парили его в печке, в больших глиняных корчагах, до следующего утра выстаивалось;
-          после того, как сусло выстоялось, его цедили через отверстие в низу корчаги, вынимая штырь;
-         
первое сусло всегда давали пробовать, потом в корчагу доливали воду, получалось пиво второго сорта;
-         
пиво первого разлива, первого сорта всегда предназначалось для лучших гостей;
 

репортаж

55.

О календарных обрядах и праздниках:

ПРЕСТОЛЬНЫЕ:

-         
в доме, на столах – закуска, пироги с разной начинкой: лук, яйцо, сметана, грибы, творог;
-         
к празднику старались наловить рыбы для пирогов;
-         
на праздник гуляли в доме, приезжали родственники, друзья, знакомые, начинали с утра ходить по домам;
-         
гости заходили в первый дом, выпивали, потом шли дальше по домам родственников, где выпивали уже меньше;
-         
в праздник гуляли три дня;
-         
гуляющие, молодёжь, вечером шли с гармонью по деревне;
-         
в доме и на улице под тальянку плясали «русского» «па адинке»;
-         
«русского» плясали и «по два»: с выходом, шли по кругу друг за другом, пели песни – частушки, в разном составе: парень с парнем, парень с девушкой, девушка с девушкой;
-         
во время войны в деревне остались одни девушки, в гармонь девушка играла, или «под такт пляски играли языком»;
-         
могли плясать и под хлопанье [показ фрагмента];
-         
песни, частушки пели всё про прежнее житьё;
 

репортаж

56.

О гуляниях:

-         
ни с того, ни с сего бывали драки;
-         
раньше, и в наше время ходили за десять километров на Семёновский мост: вечером собирались, одевали праздничную одежду, шли босиком на гулянку, туфли несли при себе;
-         
придя в деревню, мыли в реке ноги, одевали туфли, гуляли по деревне;
-         
бывали драки, но партия на партию не дрались;
-         
в «застольные» праздники пели песни за столом;
-         
во время работы пели «Уродилася я, в поле как былинка…»;
-         
в колхозном овине, амбаре, готовя семена к посеву, старушки и молодёжь рассказывали разные «побасенки» про старину, пели песни;
 

репортаж

57.

О том, как учились плясать:

-         
плясать учились с детства: взрослые плясали, а молодёжь, дети стояли в сторонке и смотрели;
-         
на беседе, вечером, в летнее время – на «деревенском пятачке», посреди деревни, на улице – дети, молодёжь смотрели как пляшут взрослые и у них учились;
-         
возле ДЕПО, там где раньше была часовня, стояли скамейки – это был «деревенский пятачок»;
 

репортаж

58.

О часовне:

-         
в старое время для мерян и  прихожан была часовня, там проходили службы;
 

репортаж

59.

О музыкальных инструментах:

-         
были покупные тальянки;
-         
тот кто имел тальянку – был счастливчиком;
-         
тот кто имел пристрастие к игре – тот и играл на гармони;
-         
играли «под драку», пели «хулиганские» песни;
-         
раньше, учились играть на гармони у друг друга;
 

репортаж

60.

О беседах:

-         
раньше, [в молодости Капитоновой] были беседы, собирались в избе, договаривались, «ссужали» у хозяев дом для беседы, за определённую плату – дрова заготовляли;
-         
на беседу собирались по вечерам, готовили специальные лавки, скамейки ставили в ряд, в избе было просторно;
-         
если, хозяйка дома была немощная, то ей приносили воды, дров;
-         
на беседе девушки сидели за прялкой, за вязаньем – всю жизнь учили, показывали;
-         
раньше, беседы были разных возрастов, по интересу, с парнями;
-         
[при молодости Капитоновой] в основном собирались на одну беседу;
-         
на беседу приходили с восемнадцати лет, пока гуляли девушки и парни;
-         
на беседе девушки играли в игры с парнями: разыгрывали фанты с написанным на них заданием – поцеловать девушке парня, или парню поцеловать девушку;
 

репортаж

61.

О святочных обрядах:

-         
ходили всякой «нечестью», рядились в белое – «покойником»;
-         
«покойник»: парни заносили, или залетал сам на беседу, весь в белом, выбелено лицо, зубы страшные, вставные;
-         
от «покойника» на беседе убегали, когда он вскакивал, махал руками, с целью напугать;
-         
рядились в «старика», «старуху»;
-         
«старуха»: длинный сарафан, полная кофта, с клюкой, седыми волосами [изо льна], с палкой;
-         
«старик»: седая, белая борода и  волосы, рубаха на выпуск, опоясан цветным поясом, в лаптях;
 

репортаж

62.

Вздравствуйте [там] молодые люди!
[Ф смысли] Чем занимаетесь?


-         
текст;
-         
снач. комм.: «старик» и «старуха» обращались на беседе ко всем почтительно;
-         
комм.: «разные такие вопросы, доброе говорили, не вдруг со стороны «старика» и «старухи»», пока им чего-нибудь не ложили «в суму»;
 

приговор ряженых

63.

О святочных обрядах:

-         
гадали «на перекрёстке»: очерчивали круг, девушки становились в круг,  очерчивались палкой, слушали – другой раз мороз крепкий трещал, дул сильный ветер, по этим явлениям определяли судьбу, потом расчерчивались три раза;
-         
другой раз девушки убегали после гадания ошарашенными, или не в доуменье;
-         
гадали «на блюдечке»: на чистом листе рисовали круг, обозначали центр, брали блюдо;
 

репортаж

64.

О том, как гадали «в блюдечко» на «Пушкина»:

-         
гадали «в блюдечко» на «Пушкина», «он» стрелкой на блюдце по буквам напел песни с матюгами; при гадании «в блюдечко» присутствовало четыре человека, на блюдо со стрелкой опускали пальцы, какое-то время ждали, потом вызывали дух «Пушкина»; дух «Пушкина» спрашивали: «Пришёл?» - «Да», задавали всякие вопросы, а «он» отвечал, что-то потом совпадало;
 

быличка

65.

О календарных обрядах и праздниках:

КРЕЩЕНЬЕ:

-         
ходили за водой на колодец;
-         
воду брали в двенадцать часов, сколь зачерпнётся, без приговора;
-         
колодец – считалось святым местом, от туда берут воду, туда не испорожнялись;
-         
воду приносили домой, пили, святили дом: брызгали рукой, ставили углём крестики (?);
МАСЛЕНИЦА:

-         
катались на лошадях по соседним деревням жених и невеста;
БЛАГОВЕЩЕНЬЕ:

-         
пекли из теста птичек;
ПАСХА:

-         
перед праздником мыли до бела не крашеный пол, стены, оттирали их песком, мочалом;
БЛАГОВЕЩЕНЬЕ:

-         
«пёрышки» пекли;
ПАСХА:

-         
отмечали праздник [в детстве Капитоновой], церкви были сломаны;
-         
на божницу ставили пасху, потом её снимали и ели;
-         
яйцами -  «христосовались», катали, выбивали у друг друга;
-         
яйца выбивать: садились друг против друга на лужайке, катали на встречу друг другу, чьё разбивали, у того и забирали;
-         
яйца выбивали молодёжь, пожилые для интерес а;
 

репортаж

66.

Христос воскрес

-         
текст;
-         
снач. комм.: «христосались»;
-         
комм.: когда ударяли яйцом, целовались;
 

приговор

67.

Во истеный воскрес

-         
текст;
-         
комм.: отвечали;
 

приговор

68.

О похоронно-поминальных обрядах:

-         
раньше, [сейчас] в Радуницу ходили на кладбище поминать;
-         
раньше поминали по хозяйски, а теперь просто собираются напиться;
 

репортаж

69.

О календарных обрядах и праздника:

ТРОИЦА:

-         
ставили молодые берёзки возле крыльца, крыльцо украшали;
-         
на берёзки завязывали ленточки;
-         
берёзки вяли, их сжигали;
ПЕТРОВ день:

-         
справляли дела, с двенадцати часов угощались пирогами;
ИЛЬИН ДЕНЬ:

-         
купались только до Ильина дня, после вода становилась холодной;
 

репортаж

70.

О полевых обрядах:

-         
сеяли, как только поспевала земля, «год с году не одинаковым бывает»;
-         
начинали жать – на пожинки приносили первый сноп, ставили на божницу;
-         
во время войны жали руками, пахали на себе;
 

репортаж

71.

Уродись [дапустим] пшеничка
Бела , урожайна


-         
текст;
-         
снач. комм.: когда сеяли в ручную, бросали зёрна из лукошка, приговаривали;
-         
комм.: может приговаривали каждый день, да на каждый заход;
 

приговор

72.

О календарных обрядах и праздниках:

ВОЗДВИЖЕНЬЕ:

-         
считалось, что в лес нельзя ходить, змеи собираются на свой праздник, могут ужалить;
-         
не выгоняли скот;
ЕГОРИЙ:

-         
делали обход: в церкви служил батюшка, приходил с иконой в деревню, его встречали крестьяне и одаривали  крашеными яйцами, за это он обходил с «крёстной» молитвой каждый двор;
-         
батюшка благословлял пастуха на пастьбу; 

репортаж

 

<<< предыдущий  

следующий  >>>

592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 692 >
612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631
632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651
652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671
672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691