Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 2013-1 >>> Бабаевский район

Оригинальная коллекция Бабаевского ЦТНК

АФ 646

 

<<< предыдущий

следующий >>>

592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 692 >
612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631
632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651
652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671
672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691

 

Вологодская область,
Бабаевский район,
Куйский с/с
д. Заболотье
18.06.04.

Зап.: Кукушкин А.В.
Толстогузова Г. В.
Герасимова Людмила
Карпова Ольга
Загуляев Николай

Исп.: Загуляева Александра Петровна, 1929 г.р., род. - д. Заболотье 

01.

О гуляниях, праздниках:

- раньше были хорошие «плясуны», которые много пели частушек «с картинками» и «без картинок»;
- по деревне шли, пели под гармонь частушки «с картинками»;
- гармонист шёл впереди, сзади его шли девушки, затем парни;
- парни шли сзади девушек, ухватившихся «под ручки»;
- парень с девушкой шли в другом ряду, позади парней;
- маленькие дети бежали сзади гуляющей молодёжи;
- во время проходки по деревне парни и девушки пели частушки «на перебой», а если все знали частушку, то один из них запевал, а остальные подхватывали;
- «на перебой» большинство пели девушки, которых могли перебить своей песней парни;
- на праздник с гармонью приходила молодёжь из других деревень;
- Петров день гуляли 1 день;
- с начинала сенокоса некогда было гулять;
- в Петров день начинали силосовать, потом начинался сенокос, поэтому некогда было гулять молодёжи;
- в д. Заболотье праздновали Петров день;
- общие праздники в деревнях: Троица, Пасха, Рождество;
- в д. Кайно, Панкратово, Пондале были свои праздники;
 

репортаж

02.

О няньке:

- когда отца Загуляевой А. П. взяли на войну, их в семье оставалось 6 детей, среди которых Загуляева А. П. была самой старшей, поэтому была в няньках;
- нянькаясь с детьми, Загуляева А. П. пела им колыбельные песни;
 

репортаж

03.

Баю, баюшки, баю,
Не ложися на краю,
Придёт серенький волчок,
Цап не тронул за бочок
 

колыбельная

04.

Аше котик, каток,
Котик – серенький лобок,
Котик пеночку слизал,
Всё на Ромочку сказал
 

колыбельная

05.

<У кота, у кота,>
Была мачиха лиха,
Она била кота,
Колотила кота

- фрагм. напева;
 

колыбельная

06.

Уш как сон ходит по сеничкам,
Дрема по тесовым,
Уш как сон гаварит:
«Нада Рому пригремить»
 

колыбельная

07.

<Ладушки, ладушки,>
- Где были?
- У бабушки.
- Чево ели

- фрагм. текста;
 

пестушка

08.

Гули, гулиньки, гули

- фрагм. текста;
- комм.: играли с ребёнком;
 

пестушка

09.

Ауканье в лесу

- снач. комм.: в лесу аукались;
- комм.: в лесу кричали, если не могли найти человека;
 

ауканье

10.

О полевых работах:

- на поле женщины в ручную жали серпами, исполняя жатвенные частушки;
- каждая женщина на поле пела своим голосом «кто как мог»;
- у какой женщины был хороший голос, та и пела «протяжно»;
 

репортаж

11.

Об исполнении частушек в лесу:

- раньше Загуляева А. П. в лесу всегда пела частушки во время сбора ягод;
 

репортаж

12.

О полевых работах:

- в поле женщины красиво пели много жатвенных частушек;
- вечером, от исполнения женщинами жатвенных частушек, раздавался в поле «гул, который раздавался эхом»;
- женщины собирали снопы, укладывая их в бабки, суслоны;
- ставили снопы конусом, по 10 снопов, накрывая сверху 10 снопом, в семерики, бабкой по 5 снопов;
- собирали в маленькие конуса лён;
- каждая женщина пела отдельно от всех частушку, мерила свою полосу, ставя на полосе «закорючку», чтобы не перейти в межу;
- женщины жали на своей полосе, расположенной напротив другой, шириной 10 м., бросая снопы, которые собирали вечером;
 

репортаж

13.

Об окказиональных обрядах:

- услышав весной первого журавля, кувыркались, чтобы во время жатвы не болела спина;
 

репортаж

14.

О полевых обрядах:

- по окончанию жатвы завязывали большой сноп, который относили в дом, где собирались все жнеи;
- в доме женщины говорили, что: «Сей год быстро выжали, харашо, сухая погода была. А теперь только суслоны свозить в скирды»;
- при колхозах последний сноп относили в колхозное правление, где ставили его в передний угол;
- каждая жнея берегла свой серп, не давая его в чужие руки;
- в колхозное правление часто приносили ржаной сноп;
 

репортаж

15.

О полевых работах:

- первым жали ту зерновую культуру, которая раньше поспеет;
- первым начинали жать рожь, вторым – ячмень, так как ячмень созревал быстрее, чем пшеница;
- после ячменя жали пшеницу, затем овёс;
- рожь начинали жать с 15 августа, начиная жать кругами: жали тот круг поля, который созрел, переходя на другой;
- пока жали один круг, другой круг поля созревал;
- снопы собирали в скирды, чтобы сильно не мочило;
- снопы неделю стояли в суслонах, бабках, на семериках, после этого возили большущие скирды к овину;
- если поле было далеко, то в поле делали скирды;
- зерновые культуры из скирд увозили сушить в специальные риги;
- раньше у каждого крестьянина не было своего овина, поэтому занимали;
- в колхозе было 7 овинов;
- «ставить снопы семериком»: ставили 4 снопа, на верх которого ставили 2, а с верху третий – лёжа;
- «ставить снопы семериком»: 4 снопа в конусе, 3 снопа наверху конуса, 3 сноп лежал между 2 снопами на верху;
 

репортаж

16.

Об обмолоте зерна:

- молотили зерно в овине до конных молотилок цепами;
- в овине снопы расстилали кругом, зерном во внутрь круга;
- 5 людям нужно было ударять цепом «в такт», чтобы не задеть друг друга;
- Загуляевой А. П. только доводилось наблюдать со стороны за обмолотом зерна цепами;
- Загуляева А. П. колотила лён, молотила конной молотилкой;
- для обмолота зерна Загуляеву А. П. будили в 4 часа утра, она запрягала в молотилку лошадь;
- во время работы давали мало отдыха, несмотря на то, что осенью выпадала роса, и было холодно;
- молотить начинали с сентября месяца;
- во время перекидывания снопов в ригу, Загуляева А. П. могла немного поспать;
- в войну не было мужской силы;
 

репортаж

17.

Об обучении пляске, игре на музыкальных инструментах:

- каждый в деревне плясал «как умел»;
- гармонисты учились играть «сами по себе» дома;
- Анатолий купил себе гармошку, и сам научился играть;
- у Аксёнова, у Шунькина Василия была маленькая тальянка с колокольчиками, было далёко слышно звон колокольчиков, в Панкратове было слышно;
- раньше были старые гармонисты;
- гармонисты «самоучки»: Михаил Морив, Михаил Иванов, Загуляев Анатолий, Кузнецовы;
- раньше играли на балалайке;
- «под частушки» хорошо играла тётя Загуляевой А. П.;
- хорошо играла на балалайке троюродная сестра Загуляевой А. П.;
 

репортаж

18.

Об изготовлении кукол:

- раньше были не покупные куклы, а из тряпок, «барахла»;
- для изготовления куклы использовали различные тряпочки, лоскутки;
- раньше носили домотканую изо льна ткань, поэтому для изготовления кукла редко использовали домотканую ткань;
- куклу набивали опилками или золой;
- головушку куклы набивали золой;
- в свёрнутую ткань клали опилки, завязывая её на собранном конце;
- туловище – сшитая тряпка, набитая опилками или отрепьями;
- отрепья пряли на верёвке;
- ручки и ножки изготавливали из свёрнутых прутиков, обворачивая, обшивая их тряпочкой;
- ручки и ножки, обвёрнутые в тряпочку, пришивались, поэтому кукла могла стоять на ножках и не выпадать;
- на куклу, в качестве одежды, надевали раскроённые «рипочки»;
- «рипочки» - не нужные тряпочки;
- шили в немногочисленном количестве маленькие и большие куклы;
- у маленькой куклы рисовали фиолетовыми чернилами глаза, нос;
- раньше были не авторучки, а ручки с пёрышками;
- часто используемыми в школе были перья с № 83;
- на куклу надевали разрезанный без ниток сарафан;
- на голову куклы завязывали платок в форме «трёхугольника»;
- волосы кукле изготавливали из кудели;
- если кудель была у куклы длинная, то её завязывали в косу без ленты, так как кудель хорошо держалась;
- могли завязать косу кукле тряпочкой;
- кукле завязывали вкруговую фартук;
- девочки зимой играли в куклы «в семью»;
- девочки собирали для игры с куклами стекляшки различного цвета: синие, зелёные, которые приносили домой;
- девочки собирали разноцветные камешки:
- из лучинок изготавливали столик, кроватку;
- в качестве «посуды» использовали стекляшки;
- могли лепить посуду из глины;
- для глиняной посуды нужно было время для сушки, на что не у всех девочек хватало терпенья;
- собирали для «посуды» красивые «сдобочки», красивую битую посуду;
- летом изготавливали из досок будку с лавками, дощатым или земляным полом;
- девочки строили ящик, стол, «мыли в доме», занимались «приготовлением пищи»;
- «суп»: в разбавленный песок добавляли травы;
- кукол «кормили супом, кашей»;
- «девочки-матери» готовили и кормили своих «детей-кукол»;
 

репортаж

19.

Об играх:

- летом играли «в мячик», «городки», «чику»;
- кожаный мячик для «лапты» набивали песком;
- редко у кого из детей был резиновый мячик;
- изготавливали берестяные мячики;
- с кожаным набитым песком мячиком играли «в лунки»: по числу игроков рыли в земле, в один ряд лунки (ямки), водящий игрок старался мяч закатить в лунки;
 

репортаж

20.

Еники-беники,
Сико-леса,
Еники-беники –
Ба

- снач. комм.: водящего игрока выбирали считалкой;
- комм.: такой считалкой выбирали водящего;
 

считалка

21.

Еники-беники,
Сико-леса,
Еники-беники –
Ба

- фрагм. текста;
- текст;
- комм.: такой считалкой считались, пересчитывая всех игроков;
 

считалка

22.

Еники-беники,
Сико-леса,
Еники-беники –
Ба

- снач. комм.: один из игроков пересчитывал считалкой всех игроков, говоря;
- текст;
- комм.: Загуляева А. П. вышла;
- повтор текста;
- комм.: вышла Толстогузова Г. В.;
- повтор текста;
- комм.: вышел Коля;
- комм.: вышел Кукушкин А. В.;
- повтор текста;
- комм.: Герасимова Людмила – «вада»; оставшегося после считалки человека называли не ведущим, а «вадой»;
 

считалка

23.

Об играх:

- через прочерченную полоску игроки не заходили;
- в земле на одинаковом уровне были выкопаны ямки;
- игрок ударял по мячу, гоня его в лунку, чтобы он туда он упал;
- кто из игроков первым попадал мячом в лунку, тот становился водящим;
- мужчины играли «в городки» и «попа гоняла»;
- от дома до реки мужчины гнали «попа», откуда нужно было вернуться обратно;
- кто из игроков последним прибегал от реки, тот становился «ведущим»;
- в течение всего вечера мужчины играли «в попа гоняла»;
- «в попа (городки)»: у каждого игрока была «бита» (палка), городок ставили на определённом расстоянии, если никто из игроков не выбил не одного городка, и палки улетели за городок, то они бежали за черту городка, кто из игроков прибегал последним, тот становился водящим;
- «бита»: большая, длинная палка;
- последний пережавший линию городка игрок, не выбивший не одного городка, становился водящим;
- водящий расставлял заново выбитого «попа»;
- вспотевшие, усталые мужчины бежали в конец «городка», с хохотом, толкая друг друга, стараясь закинуть городок как можно дальше от водящего;
- «городки» - чурбачки, длиной 20 см.;
- в 1 и 2 «городке» по 10 городков;
- «городки» 2 команды игроков считались;
- у каждой команды по 2 палки, городки располагались на одинаковом расстоянии, расставлялись в вычерченный на земле прямоугольнике;
- на первой черте прямоугольника расставлялись городки;
- обе команды игроков выбивали «городок» противоположной команды;
- если команда не выбила ни одной фигуры «городка» противоположной команды, то игру начинала противоположная команда игроков;
- если фигуру «городка» игроки противоположной команды выбили, то ставили новую фигуру;
- фигуры: «змейка», «лёжа ставили», «пушка»;
- 1 фигура – «в ряд», 2- «пушка», затем «колодец», «змейка»;
 

репортаж

24.

Коледа, коледа,
Зарадилась коледа,
Накануне Рождества
Мы ходили, мы искали,

- фрагм. интонирования;
 

колядка

25.

<Кто не даст коледы,
Кто д
>аст коледу –
Тому рожь густа, подзолотиста,
Кто не даст коледу –

- фрагм. напева;

колядка

  

Вологодская область,
Бабаевский район,
Куйский с/с
д. Кийно
18.06.04.

Зап.: Кукушкин А.В.
Толстогузова Г. В.

Исп.: Соколова Анастасия Сергеевна, 1920 г.р., род. - д. Кийно 

26.

О календарных обрядах и праздниках:

- праздновали Пасху, Троицу, Крещенье, Николу;
СВЯТКИ:
- в святки, ряженные дети, одетые в старую одежду, с открытым лицом, на мосту избы пели «коледу»;
- хозяева лома выносили на мост колядующим детям пироги;
- дети ходили колядовать вечером (накануне Рождества и Нового года);
ПАСХА:
- раньше, когда работала церковь, в Пасху ходили на всенощную в церковь д. Кайно;
ТРОИЦА:
- в Троицу по дороге в церковь д. Кайно, заходили поминать на погост;
ПОГОСТ:
- в д. Нестерово в Пасху приходил священник с иконами, заходя в каждый дом;
- хозяева пекли для священника пироги, выставляя их на стол;
- раньше пекли пасху круглой формой, орнаментируя её в середине крестом, в середине, между лопастями креста выкладывали «витушечки»;
- красили яйца, запаривая их в луковых перьях;
- дети в Пасху бились яйцами: тот игрок, у которого яйцо было крепче других, мог выбить много яиц;
 

репортаж

27.

Об играх:

- изготавливали «будочку», набитых из тряпок кукол из тряпок, шили кукле костюмчик, платьице;
- кукол шили из старых тряпок;
- в будке, с куклами, играли «в семью»;
- «лапта»: игроки били палкой по «торговому» мячу стараясь выбить  большее количество очков;
- «лапта»: 2 команда выстраивались друг напротив друга;
- были небольшие качели;
- дети скакали на доске, положенной на бревно, стоя на краю доски;
 

репортаж

28.

О плясках:

- плясали «Ланчика» на 4, 6 пар;
- женщины плясали с частушками по одному «Русского»;
 

репортаж

29.

О календарных обрядах и праздниках:

ТРОИЦА:
- приносили в дом берёзки, ставили их кругом окон, напротив дверей по обе стороны;
- приносили на кладбище берёзки, втыкали их возле могильного креста;
 

репортаж

30.

О похоронно-поминальных обрядах:

- в Радуницу ходили поминать на кладбище;
- причитали – «когда похоронят»;
- в Радуницу катали по могиле яйцо;
- «бурандают веть», т. е. говорят что-то возле могилы;
 

репортаж

31.

О рекрутском обряде:

- для рекрутов накрывали стол, угощая их пирогами, пивом;
- рекрутов провожали в родительском доме;
- рекрута гуляли по деревне с гармонью, исполняя частушки;

репортаж

 

Вологодская область,
Бабаевский район,
Куйский с/с
д. Кийно
18.06.04.

Зап.: Кукушкин А.В.
Толстогузова Г. В.

Исп.: Соколова Анастасия Сергеевна, 1920 г.р., род. - д. Кийно 

32.

Ладушки, (2)
- Где была?
- У бабушки

- фрагм. текста;
 

пестушка

33.

О бытовании песен:

- раньше пели песню «Во поле березонька стояла»;

репортаж

 

Вологодская область,
Бабаевский район,
Куйский с/с
д. Кийно
18.06.04.

Зап.: Кукушкин А.В.
Толстогузова Г. В.
Герасимова Людмила
Карпова Ольга
Загуляев Николай

Исп.: Добрякова Жанна Ивановна, 1925 г.р., род. - д. Заболотье 

34.

О календарных обрядах и праздниках:

ПРЕСТОЛЬНЫЕ:
- в д. Заболотье праздновали зимнюю и вешнюю Николу;
- готовились к празднику, шаркая (намывая) в доме полы и потолки;
- в д. Заболотье праздновали Петров день;
- была часовня, расположенная неподалёку от старой пондальской дороги;
- сейчас, и раньше в Петров день (12.07.), в день «Петры и Павлы» ходили к часовне;
- раньше в часовне служили молебен;
- раньше на престольные праздники варили пиво;
КОЛХОЗНЫЕ:
- раньше на колхозные праздники варили пиво в больших чанах;
- в колхозе было 3 бригады, в которых справляли колхозный праздник;
ПРЕСТОЛЬНЫЕ:
- в Николу, в Петров день приезжали родственники из деревень «Пондалы» (Медникова Марья – сестра отца Добряковой Ж. И.), «Войлахты» (тётя Анастасия – сестра отца Добряковой Ж. И.) – д. Марково;
- отец Добряковой Ж. И. умер в 1942 г., мать в 1959г.;
- раньше в праздники долго не гуляли, так как было много работы, когда работали с утра до поздней ночи;
- раньше гостей обносили по кругу пивом из деревянной чаши с ручкой;
- гости пили пиво из кружек;
- сваренное пиво гости пили из стаканов;
- во время гуляния пели различные «старинные песни»: «Лучина, моя лучинушка» и другие;
 

репортаж

35.

О пляске:

- раньше Добрякова Ж. И. с другими девушками плясала «Ланчик» на 4, 6, 8 пар, когда было много народу в клубе;
- раньше в клубе было «хорошо, весело»;
- Добрякова Ж. И. раньше любила плясать «Русского», не могла усидеть, когда начинала звучать гармонь;
- девушки плясали по 1 и по 2 «Русского», вызывая друг друга на пляску;
- девушки плясали «Русского» без ребят, так как многие не вернулись живыми с войны;
- до войны, когда были дома свои ребята и гармонисты, ребята плясали с девушками «парам», поэтому «было весело»;
 

репортаж

36.

О проходке по деревне:

- раньше, в праздники, молодёжь с гармонистом проходила по деревне, исполняя частушки;
- впереди шёл гармонист с ребятами, позади их шла толпа девушек, ухватившись шеренгой под ручку, исполняя частушки «по деревне»;
- в стороне, сзади от идущей по деревне молодёжи мог идти парень с девушкой;
- по окончании гулянки парни и девушки расходились парами;
- ребята и девушки во время проходки по деревне пели по отдельности свои частушки, не перебивая друг друга;
- у ребят и девушек был запевала частушек, которые они подхватывали вслед за ним;
- раньше Добрякова Ж. И. была запевалой, так как «любила запевать»;
 

репортаж

37.

Выходи на перепляс

- снач. комм.: девушка во время пляски «по два Русского», могла вызвать на пляску свою подругу, исполняя ей частушку и топая перед ней ногой;
- фрагм. текста;
 

частушка

38.

Я плясать одна не буду –
Есь подруга у миня,
Выйди Тоня на серёдочку,
Повыручи миня

- текст;
- комм.: девушка придумывала различные частушки, чтобы к ней на «выручку» в пляске вышла её подруга;
 

частушка

39.

О календарных обрядах и праздниках:

СВЯТКИ:
- в святки «ходили кудесам»;
- святки начинались в декабре месяце, перед Новым годом;
- в д. Понкратово «кудеса» начинали бегать с Николы, раньше, чем в д. Заболотье;
- ряженые одевались по разному;
- «пьяницы»: собравшиеся старухи, женщины-вдовы, рядились «смешным», приходили на беседу, хлопая на беседе по дну бутылки с водой, усевшись на полу;
- «пьяницы», распечатав бутылку, начинали её распивать «по кругу» с открытым лицом;
- рядились «лошадью», «водили покойника»;
- «лошадью» рядились ребята;
- рядились «медведем»;
- «лошадь»: покрытая пологом;
- «специальные люди» открывали на беседу «лошади» двери, где она бегала, лягалась, могли продавать;
- на беседу приводили «медведя» в вывернутой шубе, который щипал, катал по полу не понравившуюся ему девушку, которая с ним не гуляла, не плясала;
- «медведь» рыкал «по ребячьи» голосом;
- «медведь»: с закрытым лицом, спереди и сзади закрыт 2 шубами, ноги и руки надевал в рукава, подпоясывался, чтобы держались на нём шубы;
- «медведь» щипал на беседе девушек голыми руками;
- ребята, открыв двери, заносили на беседу, на скамейке «покойника»;
- «покойник»: здоровый парень, уложенный на скамейку, одетый в белую одежду, во рту «репные зубы» и горящий уголёк, которым он «фукал»;
- на беседе к «покойнику» подтаскивали девушек, которых он щипал;
- маленькие дети, придя на беседу, прятались на печке, на шестке, вылезая оттуда в саже;
- взрослые ребята, найдя маленьких детей, щипали их, выгоняя с беседы;
- дети вылизали в саже на беседе из-под печки;
 

репортаж

40.

О беседе:

- беседы начинались с Покрова, осенью;
- на беседу девушки приходили с прялкой прясть;
- мать давала своей дочери заданье напрясть на беседе 2 «просня»;
- девушки гуляли на беседе, плясали;
 

репортаж

41.

Об обработке льна:

- Добрякова Ж. И. раньше пряла;
- девочки начинали учиться прясть с отрепий;
- напрядённые отрепи ткали, вили верёвки;
-  после отрепий начинали тонко прясть настоящую пряжу, ткать;
- у Добряковой Ж. И. вытканы все половики своими руками;
- весной, во время Великого поста начинали ткать;
- во время схода снега, на снежный наст клали белиться полотно;
- полотно бучили в растворе зольного щёлока;
- весной чистили, мыли, качались на полотне, повешенного на «вешалах», растягивая его;
- ткали в 2, 3, 4 подножки;
- ткали «белым по белому»;
- ткали «постели» - наматрасники;
- для наматрасников нитки красили ольхововой корой;
- ткали полоски для постели, сшивая их;
- матрас набивали соломой, меняя её и моя весной;
- смятую солому вытряхивали из матраса, набивая его свежей соломой;
- на соломе легче и лучше было спать;
 

репортаж

42.

О беседе:

- ребята для беседы выкупали дом, заготовляя дрова;
- ребята с гармонью приходили на беседу, где плясали «Ланчик», «Русского»;
 

репортаж

43.

Гори, гори ясно,
Штобы не погасло,
Птички летят,
Колокольчики звенят

- снач. комм.: играли на улице в игры, гуляя возле школы, где раньше было чисто и не было ям; «Гори, гори ясно»: играющие вставали парами, говоря;
- текст;
- комм.: одна пара игроков бежала вперёд, а стоящий впереди ведущий их «имал»; игровую песню играющие пели;
 

игровая

44.

Гори, гори ясно,
Штобы не погасло,
Птички летят,
Колокольчики звенят

- комм.: после этих слов сзади стоящая пара игроков бежала вперёд, одного из которых должен был поймать впереди стоящий водящий для образования новой пары; водящий стоял впереди, в середине игроков;
 

игровая

45.

Об играх:

- в «горелки» играли летом, возле школы;
- раньше, в здании интерната, расположенного возле дороги, была школа;
- пригорок школы был чистым, не заросший кустарником и деревьями, где молодёжь собиралась на пляску во время гуляния;
 

репортаж

46.

Гори, гори ясно,
Штобы не погасло,
Птички летят,
Колокольчики звенят

- комм.: после этих слов сзади стоящая пара разбегалась, которую «имал» водящий, стоящий впереди пар игроков; все игроки стояли парами, в середине стоял водящий, которого считалкой не выбирали; могли играть «считалкой»;
 

игровая

47.

Об играх:

- играли в «горбы» шитым кожаным мячом, набитый шерстью;
- «горбы»: один игрок ударял мячом об стену дома, выкрикивая имя любого игрока, который должен был поймать отскочивший от стены мяч; если игрок не поймал мяч, то ему в горб спины водящий игрок бил мячом;
- играли в «лапту», «городки»;
- «лапта»: одна партия игроков «чикала» доской по мячу, противоположная партия старалась доской отбить летящий мяч;
- «лапта»: в игре участвовало 2 партии игроков, у каждой из которых было 2 палки;
- одна партия игроков отбивала мяч, который могла поймать;
- если партия поймала мяч, то в этом случае ей переходило право выбивать мяч, а противоположная партия должна была отбивать его палкой;
- «городки»: партия игроков чикали палкой по расставленным городкам, стараясь выбить больше фигур;
- «в попа»: партия игроков могла гнать водящего «из деревни до канавы»;
- «в попа»: ставили «городок, который гоняли, наказывая водящего»;
- «в попа»: по стоящему 1 городку игрок бил палкой, который нужно было успеть поставить водящему; если водящий не успевал поставить городок на место, то бьющий по городку игрок «гнал» его дальше;
 

репортаж

48.

О календарных обрядах и праздниках:

СВЯТКИ:
- в святки на беседе не было особых игр, плясали;
МАСЛЕНИЦА:
- раньше праздновали Масленицу;
КРЕЩЕНЬЕ:
- вечером, накануне Крещенья, рано утром в Крещенье ходили на колодец за святой водой, которую пили, умывались, мыли корове вымя;
ВЕЛИКИЙ ПОСТ:
- Добрякова Ж. И. раньше пост не соблюдала;
ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ:
- Добрякова Ж. И., когда была девушкой, ездила по насту за сеном на пожню;
- Добрякова Ж. И. с подругами брали большие дровни, накладывали целый воз сена;
- по дороге за сеном, Добрякова Ж. И. с подругами каталась с частушками на дровнях;
- наложив целый воз сена, девушки ехали обратно домой;
 

репортаж

49.

Зоря, зоряница –
Красная девица,
Дай мине голос тонкой –
И тибе толстый

- снач. комм.: раньше в Великий четверг по насту пели песни;
- текст;
- напев;
- комм.: «пели по насту, и так пели»;
 

выкрик на Великий четверг

50.

О календарных обрядах и праздниках:

ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ:
- в Великий четверг ходили в лес за мутовкой, сосновым помелом;
- раньше сосновым помелом под подметали, а теперь золу гребут «крюком» (кочергой);
- старались сломать мутовку с 5 рожками, считая: «Мутовка, не мутовка, мутовка»;
- помело: ломали сосновые ветки, собирали их в пучок, привязывали к палке;
- приговор на мутовку говорили не на вепсском языке, так как в Пондале, Войлохте, Панкратове деревенские жители говорят на вепсском языке, а в Кайне и Заболотье на вепсском языке не говорят;
 

репортаж

51.

Ауканье

- снач. комм.: в лесу голосили, Добрякова Ж. И. без песен в наше время в лес не ходит; при поиске в лесу человека, с ним аукались;
- проба;
- проба;
- интонирован;
- комм.: «криком» друг с другом в лесу перекликались;
 

ауканье

52.

- Валё! Где ты?
- Я вото

- снач. комм.: редко в лесу выкрикивали человека по имени, ища его;
- интонирован;
 

выкрик

53.

Не с веселья пою песенки,
Какой я человек,
Хоть какое скука-горюшко,
Пою песни век

- снач. комм.: Добрякова Ж. И. собирая в лесу ягоды, всё время напевает «потихоньку песенки»;
 

частушка

54.

По солнышку по красному,
По месяцу по ясному,
По частым лесным звездам,
Милому весточку подам

- снач. комм.: на жниве частушка исполняется иначе, чем в лесу;
- проба напева;
- напев;
 

частушка

55.

Жала рожку взелену,
Везала не в ту сторону,
Велели дома взабывать,
Весёл…

- фрагм. напева;
- комм.: таким голосом «большинство» пели на жниве; в д. Панкратово среди вепсов есть много хороших песельниц, которые знают больше песен, чем Добрякова Ж. И.;

частушка

 

Вологодская область,
Бабаевский район,
Куйский с/с
д. Кийно
18.06.04.

Зап.: Кукушкин А.В.

Исп.: Бурмистрова Анна Алексеевна, 1915 г. р., род. - д. Кийно
Смирнова Татьяна Фёдоровна, 1951 г. р., род. - д. Кийно
 

56.

О календарных обрядах и праздниках:

ПРЕСТОЛЬНЫЕ:
- в д. Кайно праздновали Николу, Фролы;
- в праздник Фролы ходили в часовню;
 

репортаж

57.

О военных годах:

- Бурмистрова А. А. раньше жила в д. Нестерово, которая затем сгорела в годы войны;
- в военные годы Бурмистрова А. А. купила дом;
- в д. Нестерово, в доме был маслозавод;
 

репортаж

58.

О календарных обрядах и праздниках:

ПРЕСТОЛЬНЫЕ:
- Фролы, праздновали 31 августа, считался большим праздником в числе;
- на Фролы приходили гости «изо всех мест»: Борисово, Бабаево, Войлохта, Пондала, Мартыновская;
- Фролы праздновали в д. Кийно 2 дня, так как нужно было убрать посаженный урожай;
- летом праздновали 2 дня Николу;
- зимой праздновали Николу;
- для праздника варили на улице пиво, в больших чанах со штырём (объёмом с 5 ушат), на камнях;
- 2-3 брата Бурмистровой А. А. ставили наверх подполья ряды бочек и кукшинов с пивом;
- в праздник гуляли, обнося гостей пивом с деревянной расписной чашки;
- пекли на праздник различные пироги;
ПАСХА:
- в Пасху пекли пасху;
ПРЕСТОЛЬНЫЕ:
- кроме времени поста пекли различные пироги;
- пекли открытые пироги с различной начинкой: творог, черника, брусника;
- пекли на вершке печки закрытые пироги с различной начинкой из варенья: клубника, земляника, морошка;
- пекли закрытые пироги в устье печки с различной начинкой: мясо, грибы;
- в праздники за столом женщины, мужчины пели много длинных песен: «Лучина моя лучинушка», «Экой Ваня, на Иванушку невзгодушка пала»;
 

репортаж

59.

Экой, Ваня, разудалая голова,
На Иванушка невзгодушка спала,
Экой, Ваня увезёт в дальние края,
Куды покинешь сиротиночку вминя

- фрагм. текста;
 

лирическая

60.

Один посли в лесы по грибы, по грибы,
Да по ягода, да
(«Ай, Дуняша»)

- фрагм. текста;
 

репортаж

61.

О гуляниях:

- раньше, когда ещё не пели частушек, во время гуляния в компаниях мужчины, женщины, молодёжь пели: «Недозрелая калинушка», «Прошла молодость наша молодецкая»;
- частушки «по деревне» исполнялись на улице под гармонь, во время гуляния девушек в селе (Кийно), Панкратове, Заболотье, которые могли перейти в пляску;
- сзади гармониста шли толпой девушки, взявшись под ручку;
- во время проходки по деревне любой из гуляющих мог остановиться для пляски «Русского» с частушками;
- плясали «по Заболотье», затем в Кийно, потом в Панкратово;
- гуляющая молодёжь могла зайти в большой клуб, который располагался в здании бывшей церкви д. Кийно;
 

репортаж

62.

О календарных обрядах и праздниках:

ПРЕСТОЛЬНЫЕ:
- раньше клуб располагался в здании бывшей церкви;
- церковь была посвящена «Николе Чудотворцу»;
- в Никольскую церковь ходили в праздники: Никола, Фролы;
ЗАВЕТНЫЕ:
- ходили в «большоё и маленькое Слободноё», в первых числах августа, в д. Слобода, где раньше была церковь, и много часовен;
- на большой праздник приезжали со всех мест в д. Слобода;
- пригоняли скот, который забивали;
- в д. Слобода в праздник гуляли не один день;
- те, кто давал завет, колол скотину, из которой варили суп, делали мясные котлеты, жареное мясо;
- привозили на базар поспевшие овощи и фрукты: яблоки;
- в праздник всех гостей поили и кормили бесплатно «всех крещёных»;
- в слободской праздник, тот, кто болел, давал завет;
- носили на носилках «Коршунскую икону», через которую проходили все люди;
- на тройке лошадей, на тарантасах, телегах приезжали люди, которые «кладовали завет» на скотину, овец, коров, поросят, на любое животное;
- люди, у которых болел кто-либо из родственников, заветились, обещая святому за выздоровление близкого им человека отдать скот;
 

репортаж

63.

О церкви д. Слобода:

- «Коршунская икона» явилась в лесу, на сосне, на месте которой выстроили двухэтажную деревянную церковь;
- при колхозах, до войны, церковь перевезли в д. Кийно;
- в д. Слобода было 10 часовен, «все в образках»;
- большую церковь д. Слобода была разрушена и привезена в д. Кийно на дровнях, подсанках;
- через 6 лет церковь д. Слобода сгорела;
- была 10-летняя школа;
 

репортаж

64.

О свадебном обряде:

- родители жениха приходили сватать невесту;
- раньше был девичник;
- невесту отдавали замуж с согласия её родителей, не смотря на взаимное согласие невесты и жениха;
- родители могли отказать сватам, говоря: «Нет, ышо не отдадим»;
 

репортаж

65.

Хозяин, хозяюшка,
Мы пришли малодуху сватать,
Твою дочку, хозяин, ежели,
Вас, розрешения вашево просим

- снач. комм.: сваты, заходя в дом, говорили родителям невесты;
 

свадебный приговор

66.

Молодая, ещё пусть пророботает
Ещё, пусь дома поживёт годик

- снач. комм.: родители невесты могли ответить сватам;
- комм.: раньше до колхозов девушки в семье работали; некоторые родители «отваживали» сватов, а некоторые могли сразу отдать дочку замуж;
 

свадебный приговор

67.

О свадебном обряде:

- Бурмистрова А. А. помнит с детства как сватали её сестру;
- после сватовства родители невесты давали срок до какого-нибудь праздника;
- после сватовства было богомоленье;
- родители Бурмистровой А. А. не отдавали её сестру замуж, поэтому она вышла замуж «самоходкой»;
- сестра Бурмистровой А. А. ушла «самоходкой» замуж из дома, где её не могли найти её родители;
- отец Бурмистровой А. А. считал, что если дочь ушла «самоходкой», то тем самым она опозорила свою семью;
- родители провожали молодых с иконой, благословляя икону;
- в первый день свадьбы родители благословляли молодых иконой, везя их в церковь на подушках;
 

репортаж

68.

Штобы жить мирно, дружно,
Благословляем рабы боже (имя нар.)

- комм.: молодым стелили под ноги браную тканину;
 

свадебный приговор

69.

О свадебном обряде:

- молодых заводили в церковь за концы браного полотенца;
- во время венчания священник надевал на голову молодых венцы, подводили к алтарю, причащали, меняли кольца;
- на свадебную гулянку собиралось много народу;
- молодых провожали к венцу на конях;
- на свадьбе раньше пели много песен;
 

репортаж

70.

Не верьнётца вольня-волюшка,
Ко родителю ко батюшке,
Ко родимой, да, к матушке,
Не примать, да боле не видывать

- снач. комм.: невесте на голову надевали «красоту»;
- фрагм. текста;
- комм.: здесь по разному «укладывали», пели;
 

свадебный причёт

71.

О свадебном обряде:

- невеста дома причитала;
- невесту водили подоплечницы под руки по домам соседей во время девичника;
- невеста называла свёкра «батюшкой», а свекровь «матушкой», золовку жениха называла «сестрицей»;
- на девичник собиралось много молодёжи;
- на свадьбу готовили «колотушку», пекли блины, оладьи, пряжели пряженики;
- накануне девичника топили баню;
 

репортаж

72.

В парной баенке не хаживать,
Да мине ды ни мыватца,
На радимой, вна сторонушке,
У родителя, у батюшка,

- снач. комм.: невеста у бани причитала;
- фрагм текста;
- комм.: в 40 день душу тоже звали в баню;
- фрагм. текста;
- комм.: первое время невеста боялась, что либо брать первой со стола, пока не подадут на стол и все не сядут есть; раньше работали руками на сенокосе, на ниве;
 

свадебный причёт

73.

О свадебном обряде:

- в течение недели невеста жила в доме своих родителей, куда приходили её подруги;
- из бани подруги вели невесту на девичник, где она подходила к своей матери и отцу с причётом;
 

репортаж

74.

Прости навеки батюшко,
Топерь мине не хаживать,
По твоим, по крыльцу, да, вы…, высокому,
По калидору, дак по длинному

- снач. комм.: невеста причитала своему отцу;
- фрагм. текста;
- комм.: раньше в Городище, куда вышла замуж Бурмистрова А. А. называли мать «родна матушка», «мамаша»; на девичнике пели разные длинные песни;
 

свадебный причёт

75.

Хозяин, да хозяюшка,
Раскотись как камно как быстр гарячея,
Принаждано паливол
<>

- фрагм. текста;

свадебный причёт

 

 

<<< предыдущий  

следующий  >>>

592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 692 >
612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631
632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651
652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671
672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691