Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 2013-1 >>> Бабаевский район

Оригинальная коллекция Бабаевского ЦТНК

АФ 680

 

<<< предыдущий

следующий >>>

592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 692 >
612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631
632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651
652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671
672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691

 

Вологодская область,
Бабаевский район,
Комоневского с/с
д. Савутино
11.07.05.

Зап.: Кукушкин А.В.
Соловьёв Л. Г.

Исп.: Константинов Фёдор Фёдорович, 1935 г. р., род. - х. Пырьев 

01.

«По деревне»

- комм.: эта игра «по деревне» с «короткими песнями» - частушками; до этого наигрыша была игра «По деревне – «Продольного»»;
 

наигрыш на хромке

02.

«По деревне» с частушками

- проба;
 

наигрыш на хромке

03.

Ой, раньше было запивала,
Раньше запивалося

- фрагм. напева;
 

частушка

04.

«По деревне» с частушками

наигрыш на хромке
 

05.

Ой, раньши было запою ли,
Ой, да валасовою,
А [п]типере задурманил,
Дроля голову мою
 

частушка

06.

[Ой], раньши было запивала,
Запевалочкой была,
А [п]тыпере запевалочкой –
Товарочка моя
 

частушка

07.

Ой, раньше было запивала,
Запевать хотелося,
А типере у миня,
Куда весельё делосе
 

частушка

08.

По деревенке идём,
Што-нибудь наделаем

- фрагм. текста;
 

частушка

09.

Ой, у мня голосу не стало,
Стала я хрипучая

- фрагм. текста;
 

частушка

10.

«По деревне» с частушками
 

наигрыш на хромке

11.

Задушевная подруга,
Выхади вываживай,
Всюда делай, как е я,
За парням не ухаживай
 

репортаж

12.

«По деревне» с частушками
 

наигрыш на хромке

13.

Ох, голубые шарики,
Далёка укатилися,
Ох, ни унывайте девушки,
Ни унывать радилися
 

частушка

14.

По широкаму па полю,
Пробежала девочка
Ой, все равно залётка мой,
Не думай лихадеечка
 

Частушка

15.

Ох, за висёлаё играньицо,
Спасиба милинькой,
Ой, дарагие девушки,
Да, харашо играет он
 

репортаж

16.

Ой, Петя грамочку положь,
На левоё коленочко,
Опестоваё
Ох, подпешу типерь

- фрагм. напева;
 

частушка

17.

Ох, што …
Уж милая, хадила я,
На зверия листочками,
Полегла радимая,
Дарожка бабылёчками
 

частушка

18.

Хорошо играет, весело,
Подруги молодёшь,
Почему подруга милая,
Залётка ни пришёл
 

частушка

19.

О проходке по деревне:

- раньше гармонист, проходя вместе с девушками по деревенской дороге, играл наигрыш «По деревне», а девушки пели «короткие песни» - частушки;
 

репортаж

20.

Переборы новыи

 - фрагм. текста;
 

частушка

21.

О структуре наигрыша и гармони:

- «переборы» - это игра на нижних и верхних ладах гармони;
- в «переходах» Клнстантинов Ф. Ф. сбивается;
- клавиатуру левой части гармони называли «басы»;
 

Репортаж

22.

Ты играй повеселяе,
Переборы новыи,
Пропою, да, вспоминаю,
Вечера весёлые

- текст;
- комм.: «переборы – это песни, которые поют с перерывом»;
- фрагм. текста;
- комм.: «переборы» - это когда частушку поют с перерывом по 2 строфы;
 

Частушка

23.

«Русского» с частушками
 

наигрыш на хромке 

24.

… милый ни роздайси
Голосоцик там и тут
Всё равно ты ни останьси
Дроля ….
 

Частушка

25.

Милый …
Да успокой моё ретивоё
….
 

Частушка

26.

Говорят мине измена,
Да, измена навернека,
Да, измены не проведы,
Да, ваши серые глаза
 

Частушка

27.

Да, наплевать на ето место,
Будешь здесь
Да, неужели изменил,
Да, дроля Вале, Ниночки
 

Частушка

28.

Говорят, што боевая,
Да, и правду атаман,
На горячий камень встану,
А залётку не отдам
 

частушка

29.

Говорят, што боевая,
Правда атаманочка,
Самай гуляю,
Опосайся дорогай забавочка
 

Частушка

30.

Говорят, што боевая,
Мене на такую вить,
У миня мой …
Хотели дролечку любить
 

частушка

31.

Говорят, што боевая,
Правда боевлиночка,
Да у нарям,
Боевые, хороши любить
 

частушка

32.

А задушевная подруга,
Мы с тобою как одна,
Ты Карина, я Малина,
И[т] вареньем никогда
 

частушка

33.

Неужели я не стою,
Дроля ваших серых глаз,
А ты стои, дак я ростанусь,
С удовольствием от вас
 

частушка

34.

А я иду, и запаю,
Не покаралась соловью,
А типере затуманил,
Дроля сторону мою
 

частушка

35.

А раньши было запивала,
Запивать хотелося,
А типеря у миня,
Куда ж виселье делося
 

частушка

36.

Дроля ….
….
 

частушка

37.

«Русского» с переходом

- снач. комм.: «переходы» - это игра с переходом с одних голосов на другие;
 

наигрыш на хромке

38.

«Русского» с переходом 

наигрыш на хромке

 

Вологодская область,
Бабаевский район,
Комоневского с/с
д. Сергеево
11.07.05.

Зап.: Кукушкин А.В.
Соловьёв Л. Г.

Исп.: Сергеев Иван Кириллович, 1933 г.р., род. - д. Сергеево
Сергеева Александра Алексеевна, 1936 г.р., род. - д. Конец Великосельского с/с
 

39.

«По деревне» с частушками

наигрыш на хромке
 

40.

Ох, только Ваня заиграет,
А подруга запоёт,
В эту самую минуту,
Сер[д]це не работаёт
 

частушка

41.

Задушевная товарочка,
Куда гулять идти,
Висилее Комонё[в]скаво
Прихода не найти
 

частушка

42.

Раньше была выйду, выйду,
Дроля дожидаетца,
Вот типерь я выйду, выйду,
Только вспоминаетца
 

частушка

43.

«Русского»

- снач. комм.: короткие частушки пели во время пляски «Русского», «Семёновна»;
- проба;
 

наигрыш на хромке

44.

«Русского» с частушками
 

наигрыш на хромке

45.

Полюбила я ево,
А милые дивчоночки,
За ево высокий вяз,
За серые глазёночки
 

частушка

46.

Ты играй повеселяя,
Переборчик милая,
Потихоничку сыграй,
Не забывай любимова
 

частушка

47.

Задушевная подружка,
Гармониста завлекай,
Подойдёшь к ниму и скажишь –
Дроля «Руссково» сыграй
 

частушка

48.

«Семёновна» с частушками
 

наигрыш на хромке 

49.

Сыграй-ко Ванечка,
Сыграй «Симёновну»,
Розвесилил миня,
Да, изминёново
 

частушка

50.

Ну ты зачем росцвёл,
А на зилёном ржи,
А ты зачем зовлёк,
А под бирёзой лежим
 

частушка

51.

Зилён росцвёл,
Штобы красивым быть,
А паринёк завлёк,
Штобы тибя любить
 

частушка

52.

Раньше мамынька ругала,
А типерь ругаешь ли,
Не сидишь ли у окна,
Домой не дожидаешь ли

- комм.: пели таким мотивом, когда в поле жали снопы;
 

частушка жнивная

53.

Спомни милая подруга,
Как мы раньше жили-то,
Ты [в]здохнёшь, а я подумаю,
Ково любили-то

- комм.: пели более протяжным голосом;
 

частушка жнивная

54.

Не ходи подружка [в]замуж,
В хитрую симеюшку,
Не сполюбя[т], да[к] спогубят,
Молодую девушку
 

частушка жнивная

55.

Об обучении игре на гармони:

- отец Сергеева И. К. погиб в 1942 году под Ленинградом;
- у Сергеева И. К. было 4 брата: одному было в войну 2 года, старшему 9 лет, а Сергееву И. К. было 8 лет;
- старший брат работал бухгалтером в магазине лесопункта;
- Сергеев И. К. хотелось иметь ружьё и гармонь;
- мать заказала Сергееву И. К. в г. Ленинград первую гармонь;
- второй гармонью у Сергеева И. К. была «Беларусь», третья гармонь «Кирилловская»;
- Сергеев И. К. начал «самоучкой» учиться играть на гармони;
- играл «Русского» на гулянках;
 

репортаж

56.

О структуре гармони и наигрыша:

- правая клавиатура гармони называется «голоса», левая – «басы»;
- в наигрыше под пляску для девушек и парней используются верхние и нижние «голоса» гармони;
- хорошим считался гармонист, который умеет хорошо играть;
- от игры Виталия Платонова из «Великоселья» не умеющий плясать человек пойдёт в пляс;
- при игре Платонова меха гармони широко не разводятся, поэтому она как бы стоит на одном месте;
- гармонисты «Великоселья» играют на заказных «Кирилловских» гармонях хромках;
- «Великосельские» гармонисты начали учиться играть с детских лет (Алексеев Василий Фёдорович);
 

репортаж

57.

«По деревне» с частушками

наигрыш на хромке
 

58.

Ох, вы зачем, да, миня женили,
Пару коней маяли,
Эх, вы зачем, да, такую брали,
Кою бабы хаяли
 

частушка

59.

Эх, ни бирёт миня молотит,
Кани [в]тус, да, не варот,
Церепаноцку, тальяноцку,
На тюноцках, на саноцках,
Борисово по бережку,
Румянцем у ботиноцку тово
 

частушка

60.

«По деревне» с частушками
 

наигрыш на хромке 

61.

Ой, кымынёвские-то ребятошки,
Да, малы, да, удалы,
На гуляночку походят,
Не забреют головы
 

частушка

62.

«По деревне» с частушками
 

наигрыш на хромке 

63.

Ой, проводил, да, свою-то милашу,
Сел на изгородоцку,
Она  зла, я любовалсэ,
На её походоцку
 

частушка

64.

«По деревне» с частушками
 

наигрыш на хромке 

65.

Ох, где мы, где мы не бывали,
Где мы не работали
От тыво-то немцы выли,
Самолёт отгрохали
 

частушка

66.

Што над нашей над диревней,
Самалёт пицкирова[л],
Ох, да немец наступал,
Девок заминирэва[л]
 

частушка

67.

Некрута, вы некрута,
Некрута, некрутики

- фрагм. текста;
 

частушка

68.

«Некрутская» с частушками
 

наигрыш на хромке

69.

Ох, никрута гуляют тихо,
Отдоляет пока их,
Они Родины и старинцев
Да, сударушок своих
 

частушка

70.

Ох, выпродить,
За столька года, без кальсон,
Эх, выпродить за ском, да, на горе
В белокаменном дому
 

частушка

71.

Твои русые, да, кудеречки,
Оставил на полу,
Эх, вы крутую, с горушку,
Да, прямо вам на борошку
 

частушка

72.

Так и думал вот придут,
Заямил на злобушку

- фрагм. напева;
 

частушка

73.

О рекрутском обряде:

- рекрутов провожали за деревню, до родника;
- рекрут завивал из веток берёзы кольцо, чтобы его вспоминали, пока он не вернётся из армии;
- раньше рекрутов увозили на конях;
- в настоящее время призывников провожают до перекрёстка, где их ждёт автобус;
- провожающие рекрутов пляшут, прощаются с рекрутами возле автобуса;
 

репортаж

74.

О праздниках, гуляниях, драках:

- атаману все подчинялись;
- во время драки деревня с деревней ребята из Чукшино (за д. Конец, все из д. Чукшино переехали жить в с. Борисово, д. Карасово) были «один за одного»;
- драка начиналась во время гуляния;
- гости ходили по квартирам домов, где их угощали;
- ребята шли впереди с гармонью, девушки сзади с песнями;
- ребята с девушками ходил по домам, где их угощали самогоном и пивом;
- в престольные праздники: Пречистую, Троицу, Крещенье молодёжь ходила друг к другу в гости из деревни в деревню;
- раньше народ жил беднее, но дружнее;
- большинство драк начиналось из-за девушек;
- если кто-то кого-то задел, то его друзья помогают в драке «деревня на деревню, сельсовет на сельсовет»;
- раньше была «поножовщина»;
- «стенка на стенку» - это драка «деревня на деревню»;
- двое ребят, из-за девушки могли «стихийно» начать драку, для помощи которым приходили их друзья;
- «стихийные» драки были «не сильными», где участники драки отделывались синяками;
- раньше была «поножовщина», когда в драке использовался нож;
- раньше ребята могли попросить гармониста сыграть «под драку» - более резкую игру;
- гармонист Алексеев Василий, из д. Конец, умеет играть наигрыш «под драку»;
- во время драки частушки не пели;
- драка могла происходить на улице, в большом доме, где собирались на беседу, но чаще всего драки были по престольным праздникам;
- во время драки лежачего парня обычно не били;
- драка заканчивалась «мировой», когда участники драки мерились друг с другом;
- были единичные случаи, когда два парня во время драки отходили в сторону, где тыкали друг в друга ножом;
 

репортаж

75.

Об играх:

- ходили «ко столбу» целоваться;
- девушка стояла у «липины» (косяка);
- водящий парень кидал ремень, на который наступала стоящая у косяка девушка;
- если девушка не отпускала водящему парню ремень, то к ней подходили по очереди другие ребята, стараясь вытянуть из-под её ног ремень;
- тот парень, которому стоящая у косяка девушка отпускала из-под ног ремень, должен был её поцеловать;
- в «скамейку»: парень с девушкой садились спиной друг к другу на скамейку, которые после хлопка должны были повернуться друг к другу;
- если парень с девушкой поворачивались сидя на скамейке лицом друг к другу, то целовались, если в разные, то их меняла другая пара;
 

репортаж

76.

О плясках:

- на гулянках девушки плясали «Ланчика», «Русского», «Семёновну»;
- парни плясали «Чурина», «Ланчика» в 2 пары, «Кадриль» в 4 пары;
- после пляски «Ланчика» 2 пары уходили, а 2 пары стоявшие вдоль половиц начинали «Боронить»;
- после «Ланчика» гармонист играл «вдоль деревни, на развал», во время которой 2 пары выходили в центр друг к другу, хлопали в ладони и наигрыш менялся на «Русского», во время которой начинали «Боронить»;
- во время пляски «Боронить» 2 пары плясали «с азартом», дробили;
- в «Ланчике», во время «переборов» хлопали в ладони, игра менялась на «Русского», после чего начинали плясать «Русского» - «Ланчика забаранивать»;
- «Ланчика забаранивать»: из 4 пар оставались 2 пары на дольных половицах,

репортаж

  

Вологодская область,
Бабаевский район,
Комоневского с/с
д. Конец
11.07.05.

Зап.: Кукушкин А.В.
Соловьёв Л. Г.

Исп.: Платонов Виктор Кириллович, 1934 г.р., род. - д. Конец (бывшего Великосельского с/с)
Платонова Валентина Афанасьевна, 1937 г.р., род. - д. Новое Лукино Новолукинского с/с
 

77.

Об обучении игре на гармони:

- Платонов В. К. на гармони начал учиться играть с самого детства;
- у Платонова В. К. была детская, маленькая гармошка;
- Платонов В. К. ходил учиться играть в баню;
- раньше старики говорили, что если учиться играть в бане, то  «лучше будешь  играть»;
- раньше стеснялись и боялись «при народе» учиться играть;
- у Платонова В. К. отец был гармонистом;
- у Платонова В. К. вначале была детская гармонь, затем вятка, которую вынуждены были в военные годы продать, чтобы купить хлеб;
- после армии Платонов В. К заказал у Панцычева Алексея Павловича в г. Кириллове гармонь, которую он ему привёз на работу;
- Панцычев В. К. после войны болел и бросился в колодец;
- самая первая игра у Платонова В. К. была «распрягу да выпрягу»;
 

репортаж

78.

«Русского»

наигрыш на хромке
 

79.

«Русского»

- фрагм.;
 

наигрыш на хромке 

80.

О гуляньях, драке:

- в д. Конец под драку наигрыш называется – «Продольного»;
- во время гулянья, ребята шли впереди с гармонистом, а девушки сзади с песнями «По деревне»;
 

репортаж

81.

«По деревне»

- проба;
- комм.: так играли, когда ходили «вдоль» деревни парни и девушки;
- повтор;
- комм.: под такой раньше ходили по деревне с песнями;
 

наигрыш на хромке

82.

О структуре наигрыша:

- «перебор» в наигрыше - это когда идёшь пальцами по правой клавиатуре гармони снизу вверх, или с верху вниз;
- два различных наигрыша соединяются «перебором», когда перейдя в верхнюю часть клавиатуры и поиграв в этой позиции наигрыш переходишь в нижнюю часть клавиатуры;
- в левой, басовой клавиатуре тоже делается переход для игры на в нижней, а затем в верхней позиции;
- некоторые гармонисты во время игры раздвигают мех во всю его длину, а Платонов В. К. во время игры почти его не раздвигает;
- во время игры движение меха контролируют, сочетая его с наигрышем;
- во время игры Платонов В. К. держит гармонь на левом колене, которым её «потряхивает»;
 

репортаж

83.

«По деревне»

- снач. комм.: для перехода с верху в низ клавиатуры, или с низа вверх надо использовать «перебор»;
- фрагм.;
- комм.: показ перехода в низ с помощью «перебора»;
 

наигрыш на хромке

84.

«По деревне»

- снач. комм.: показ перехода вверх с помощью «перебора»;
- фрагм.;
- комм.: «вот вверх перешёл»;
 

наигрыш на хромке

85.

«По деревне» с переходом на «Русского»

- снач. комм.: показ перехода с наигрыша «По деревне» в наигрыш «Под пляску» с помощью «перебора»;
- фрагм.;
- комм.: это «Под пляску» чаще, когда пойдут плясать;
 

наигрыш на хромке

86.

«Продольного» («Под драку»)
 

наигрыш на хромке 

87.

О драке, наигрыше «Продольного», «Русского» для парней:

- раньше дрались;
- когда парни разозлятся во время драки «партия на партию», гармонь начинала громко играть – «чья гармония резовее», «кто [из ребят] умеет лучше песни петь»;
- в драке гармониста и гармонь не трогали;
- наигрыш «Под драку» («Продольного») играется на нижних голосах, так как они сильнее, резче звучат;
- для выхода парня на пляску гармонист играл наигрыш на нижних голосах, «резовее игра, больше подходила под голос песни»;
- верхние голоса более грубые, поэтому не подходят для песни;
 

репортаж

88.

«Продольного»
 

наигрыш на хромке 

89.

«Продольного»

- снач. комм.: с вступлением на верхних, затем на средних голосах;
- фрагм.;
 

наигрыш на хромке

 

90.

«Продольного»

- снач. комм.: с вступлением на средних, затем на нижних голосах;
- фрагм.;
- комм.: на нижних голосах плохо играть;
 

наигрыш на хромке

91.

«Русского»

- снач. комм.: обучение игре на басах;
- фрагм.;
 

наигрыш на хромке

92.

«Русского»

- снач. комм.: добавление к басам голосов на правой руке;
- фрагм.;
- комм.: Платонов В. К. стал больше самостоятельно заниматься, играть, и у него постепенно получился наигрыш; Платонов В. К. научился играть на гармони самостоятельно, его никто не учил;
 

наигрыш на хромке

93.

«Русского»

- снач. комм.: с вступлением на нижних голосах;
- фрагм.;

наигрыш на хромке

  

Вологодская область,
Бабаевский район,
Комоневского с/с
д. Ракуново
12.07.05.

Зап.: Кукушкин А.В.
Соловьёв Л. Г.

Исп.: Беляев Александр Иванович, 1935 г.р., род. - д. Ракуново 

94.

Об обучении игре на балалайке:

- Беляев А. И. начал учиться в юности, когда ходил в школе в 6 – 7 класс;
- ребята показывали Александру Ивановичу как ставить на ладках пальцы левой руки, как «бить» по струнам правой рукой;
- когда делаешь удар правой рукой по струнам в одну сторону – «плохая музыка»;
- когда делаешь удар правой рукой по струнам в обе стороны – «музыка красивая получается»;
- в 1928 – 1930 г.г. старшее поколение очень хорошо играли на балалайках, «чудеса творили»;
- в 30-х годах играли различные наигрыши: «Под песни», «Цыганочку»;
 

репортаж

95.

«Цыганочка»

- снач. комм.: Беляев А. И. знает только начало наигрыша «Цыганочка»; в 30-х годах старое поколение хорошо играло «Цыганочку»;
- фрагм.;
 

наигрыш на балалайке

96.

Об особенностях игры на балалайке:

- пальцы левой руки ставят между медными поперечинами, на ладки, т. к. можно потерять звук и «красоту звучания»;
- 2 лад балалайки имеет привязанную «перемычку» для красоты звучания;
- большинство балалаечников д. Ракуново ставили перемычку на 2 ладу, либо на 1 или 3, чтобы струны имели «красоту звучания» и не звучали «как брёвна»;
- старшее поколение рассказывало, «под балалайку легче плясать, чем под гармонь, но на балалайке намного труднее научиться играть, чем на гармони»;
 

репортаж

97.

«Русского» с частушками

наигрыш на балалайке 

98.

Балалайка, балалайка,
Балалайка белая,
Из-за этой балалайки,
На беседу бегала. Ух!
 

частушка

99.

Вот она и заиграла,
Балалайка – не гармонь.
Да дроля высушил ребину,
Ён на целомум ладу
 

частушка

100.

Балалаечка играет,
Балалаечка поёт.
Да, балалаечке бы ножки,
Балаечка пойдёт. Ух! 
 

частушка

101.

Село солнышко за морюшко,
За печку, за прадукт,
Дак, заигрались с балалайкой,
Розлюбили всех старух
 

частушка

102.

На качелях я качалась,
Под качелями вода.
Бело платье обмочила,
Мне от маменьки беда
 

частушка

103.

«Продольного» с частушками

- снач. комм.: наигрыш «Продольного» - это игра «Русского»;
- комм.: это был наигрыш «Продольного», когда шли из деревни в клуб или в клуб;
 

наигрыш на балалайке

104.

Ох, мы с таварищом,
Да, пакиначку, трапинин запоём
Таварищ ходит, да, из-за девушки,
А я ни из-за нево
 

частушки

105.

Об игре на балалайке:

- раньше на беседах играли на балалайке, т. к. не было гармоней;
- раньше были сильные балалаечники, которые играли «Русского», «Продольного»;
- по мнению Беляева А. И. его игра на балалайке и гармони – это всего лишь «пародия» игры, т. к. прежние балалаечники играли значительно «сильнее»;
- под балалайку «намного легче плясать, каждую песню слышишь»;
- какая бы громкая не была игра на балалайке, всегда можно любую песню услышать в исполнении хоть девушки, хоть парня;
- гармонь заглушает громкостью своей игры песню;
- хороший гармонист «снижает тон» - приглушает гармонный наигрыш, когда поют парень или девушка;
- раньше некрута ходили по деревне с балалайкой, так как из-за бедности не у каждого деревенского жителя была гармонь;
- раньше работали за трудодни, поэтому не у каждого имелись деньги для покупки гармони;
 

репортаж

106.

«Некрутского» с частушками

- фрагм.;
 

наигрыш на балалайке

107.

Ох, ты попой, да попой товарищ,
Я люблю как ты, да поёшь,
Не последняё да летико,
У матушки живёшь
 

частушка

108.

Некрута, да некрутики,
Ламали в поле прути[ки]

- фрагм. напева;

частушка

 

 

<<< предыдущий  

следующий  >>>

592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 692 >
612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631
632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651
652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671
672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691