Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 2013-1 >>> Бабаевский район

Оригинальная коллекция Бабаевского ЦТНК

АФ 631

 

<<< предыдущий

следующий >>>

592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 692 >
612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631
632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651
652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671
672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691

 

 

Вологодская область,
Бабаевский район,
Пяжозерский с/с
п. Пяжелка
12.06.02.

Гр.: Кукушкин А. В.
Куимова Н. В.
Жильченков Витя

Исп.: Соловьёва Рима Николаевна, 1927 г.р., род. - д. Вертягино Великосельского с/с., Кадуйского р-на 

1.

Окказиональные обряды:

-          во время пожара обходили дом с иконой, чтобы пожар не перекидывался на соседние дома;
-          пожар обходили с иконой «Божьей матери» и молитвой;
-          если не было дождя – дома молились;
 

репортаж

2.

О няньке:

-          с ребёнком начинали девочки нянчиться с шести лет;
-          в доме домохозяйничала бабушка, а детей заставляли идти гулять на улицу с ребёнком, где они с ним играли;
 

репортаж

3.

Об играх:

-          играли в «лапту» - «догонялки», когда рукой водящий салил;
-          перед играми считались;
-          с ребёнком играли в «ладушки»;
 

репортаж

4.

[Полители, полители,]
На головушку сели,
Полители

-          фрагм. текста;
-          снач. комм.: ребёнку маленькому говорили;
-          комм.: «со своим братиком нянькалась»[Соловьёва Р. Н.];
 

пестушка

5.

О грамотности и школе:

-          в школе учили учителя: Степан Александрович [первый учитель Соловьёвой Р. Н.];
-          школа располагалась в деревне Максинская;
-          в школе были учебники;
-          учиться начинали с восьми лет;
-          школа в начале была семилетняя, а потом стала восьмилетней;
-          по окончании восьми классов ходили за пятнадцать километров пешком в Вахонькинскую среднюю школу;
-          на неделю для учёбы в средней Ахонькинской школе собирали котомку с продуктами, и шли рано утром пешком в школу;
-          картошку и капусту для обеда привозили;
-          кроме обеда пили чай с хлебцем;
-          до седьмого класса училось в каждом классе по двадцать человек, после седьмого по тридцать;

репортаж

Исп.: Горячева Мария Степановна, 1927 г.р., род. - д. Колпашница, Костромской области, (в Костромской области жила до 1939 года) 

6.

О календарных обрядах и праздниках:

-          праздновали [в деревне Колпашница] ПОКРОВ [14 октября];
-          к празднику варили пиво;
-          ходили в гости: сосед к соседу;
-          пиво варили на улице, в кадушках – в больших котлах кипятили, – делали сусло, добавляли хмель;
-          воду для пива брали из колодца;
-          еда на столе была своя;
 

репортаж

7.

Батюшко, [этот] Покроф,
Покрой нашу избу теплом,
Теплом, да благодатью,
Фсякой снадобью

-          текст;
-          снач. комм.: «конопатили, фсё эта д˜рочки, затыкали», и приговаривали, что;
-          комм.: ходили, конопатили все места;
 

приговор на Покров

8.

О календарных обрядах и праздниках:

ПОКРОВ:
-          в доме, во хлеву вставляли рамы, чтобы скотине было тепло;
-          пели долгие песни: «Там в саду при долине»;
 

репортаж

9.

О беседах:

-          на беседы девушки приходили с прялками;
-          на беседу девушки собирались в доме вдовы: приносили все керосин для беседы, пряли пряжу;
-          девушки «заказывали» парне из других деревень;
-          чужие и свои парни приходили с балалайкой, гармонью на беседу;
 

репортаж

10.

О музыкальных инструментах, пляске:

-          были гармони – «тальянки»;
-          плясали [«Русского»] – «по одинке», «ланчика» - в четыре пары;
-          [«Русского»] плясать вызывали [«по два»]: парень с парнем, парень с девушкой;
-          парень оплясывал девушку, друг другу пели частушки;
-          под «язык» и сковородку плясали и пели частушки;
 

репортаж

11.

Под пляску

Три-та, та-ти-та-та,
Три-та, та-та-та,
Три-та, та-ти-та-та,
Три-та-та, три-та-та

-          напев;
-          снач. комм.: «на языке» играли всё;
-          комм.: «под песни» «языком» не играли;
 

наигрыш  под «язык»

12.

О том как учились плясать, играть на гармони:

-          летом взрослые на улице плясали, маленькие смотрели, подражая, пробовали сами;
-          на гармони учились играть в бане, что «лучше давалось там»;
 

репортаж

13.

О календарных обрядах и праздниках:

СВЯТКИ:
-          гадать ходили «за ворота»;
-          учились, в техникуме – на блюдечке гадали;
-          [«на крестах»] слушали: круги чертили, зачерчиваясь палкой стоя в кругу, чтобы «суженый-ряженый» приходил;
-          тех, кто учил гадать боялись, что гадающие после гадания могут не успеть расчертиться;
-          расчерчивались палкой в обратную сторону;
 

репортаж

14.

О том как на валенок гадали:

-          в техникуме бросила девушка валенок через изгородь, ребята её подкараулили, унесли валенок;
-          девушка в одном валенке возвращалась в общежитие;
 

быличка

15.

О календарных обрядах и праздниках:

СВЯТКИ:
-          о гадании: [валенок кидали] стоя спиной к изгороди;
-          колядовать ходили: колядку пели, зёрна бросали, заходя в комнату;
-          колядующие просили у хозяев дома пирог: если не давали пирога – желали плохой жизни в доме, если давали пирога – желали хорошей жизни;
-          колядку пели колядующие в доме;
-          колядующие закрывали лицо тюлью;
-          хозяева дома заставляли колядовщиков плясать, петь частушки;
-          колядующие ложили что-нибудь под язык, чтобы голос изменить;
-          колядующие пели песни «такие, чтобы не узнавали их»;
-          в Горьковской области [когда Горячева М. С. была на практике] рядились «покойником», приносили «в гробу»: весь в белом, лицо белым измазано;
-          от «покойника» многим девочкам становилось плохо и страшно;
-          «покойника» парни заносили: во рту зубы из картошки, рот не закрывался;
-          вместе с «покойником» шёл «поп, махал кадилом;
-          девушек из дому парни не выпускали, некоторые умудрялись убежать чёрным ходом на улицу;
-          «медведь»: полушубок выворачивали на изнанку, шапку выворачивали на изнанку, одевали на голову;
-          «медведь»: заходил на двух ногах в комнату, вставал на четвереньки, делал представление;
-          хозяин заводил «медведя», командовал им, заставлял плясать, требовал угощения для «медведя»;
-          «гусь»: длинная шея, рукой щипался, руки в рукав продёрнуты, прикрытый;
-          курочке ложили в круг зерно и воду, если курочка пила, – муж будет пьяница, если клевала зерно – хороший муж, если выбегала из круга – девушка в этом году за муж не выходила;
КРЕЩЕНЬЕ:
-          на кануне Крещения ходили на ключ за водой, в ключ кидали серебреные копеечки;
-          святой водой поили скотину, сами утром умывались;
-          дом водой святили – прыскали рукой по четырём углам комнаты, начиная с переднего угла [крестиком];
-          с наружной стороны дверей хлева ставили крестик углём;
-          скотину святили: с головы по хребтине;
МАСЛЕНИЦА:
-          лошадей украшали: ленты и банты к гриве привязывали, колокольчик;
-          взрослые и дети ходили заранее готовить горку: поливали водой;
-          дети с гор катались;
-          с утра – гуляли, после обеда – чучело жгли, провожали Масленицу;
-          чучело: рогожу наматывали, платок одевали;
-          рогожа – мягкое волокно из липы;
-          чучело жгли: все что-то пели, бегали кругом;
СРЕДОКРЕСТИЕ:
-          крестики пекли из пресного теста, в один из них запекали копеечку;
-          кому попадалась в крестике копеечка – счастливо жить буде;
-          дети с песней собирали по домам крестики;
ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ:
-          животине хвостики подрезали, прятали на полку во хлеву;
ПАСХА:
-          в субботу, вечером, на кануне Пасхи – пасхи пекли, яйца красили;
-          пасху и яйца ставили на божницу светить;
-          утром разговлялись: снимали с божницы и ели яичко, кусочек пасхи – всех родственников поминали;
-          родители поздравляли своих детей с Пасхой: целовали три раза, желая здоровья и счастья;
-          яйцам бились: всем раздавали по яйцу, ими бились, у кого крепче оказывалось – тот забирал его себе;
-          яйца катали: делали ямочки в земле, на высоком берегу реки, надо было туда закатить яйцо;
ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ:
-          ходили за вербой за деревню;
-          вербой иконки в доме украшали;
-          вербой хлестали всех в семье;
 

репортаж

16.

Вербы хлёст,
Верба бьёт до слёс,
Здоровья

-          текст;
-          снач. комм.: в семье хлестали, приговаривая;
-          комм.: и животинке так же приговаривали, затем вербу подтыкали под матицу;
 

приговор на Вербное воскресенье

17.

О календарных обрядах и праздниках:

ЕГОРИЙ:
-          делали обход во дворе, брали: яйцо, соль в солонке, маленькая иконка «Егория», всё это ложили в решето с полотенцем;
-          пекли специальный хлебушек – «полуторник»: запекали в него выдернутую из коровы, телёнка шерсть, перемешанную в муке;
-          «полуторник» – в форме колобка;
-          при обходе скотины во дворе «полуторник» лежал в решете;
-          обходили три раза с приговором, чтобы скотина не оставалась в лесу, и не какой зверь не трогал в лесу, «от глаза людского, от оводов, комаров, мошек, насекомых, чтобы Бог уберёг»;
-          «полуторник» раздавали по кусочку всей скотине, соль ложили в пойло, иконку, полотенце, решето ложили обратно на место;
 

репортаж

18.

О пастухах:

-          пастухи делали обход в поле, загонял в загон, шёл отдыхать домой;
-          пастухи брали обход: на ягоды – ягод не рвал в лесу, не ел; на замок – прятали от людских глаз; на ремень – на себе всегда носили;
-          пастухи в «барабанку» играли;
-          пастухи брали обход [Василий Заостровский]: на барабан – не кому не давали обход [после того, как его жена Александра пробарабанит];
-          пастухи утром играли в «рожок» на выгон, потом дома отдыхал, вечером в поле играл – коровы собирались в одно стадо и шли домой;
-          «рожок»: три дырочки;
-          скотину пасли до ПОКРОВА, пока снег не выпал;
-          обход брали до ПОКРОВА;
-          пастух брал обход у знающих стариков;
 

репортаж

19.

О похоронно-поминальных обрядах:

-          в Радуницу ходили на кладбище, брали с собой пироги с разной начинкой: закрытый – с рыбой, с ягодами;
-          на кладбище брали: кутью, блины;
-          кутья: пшеницу ставили разопреть в русскую печку, добавляли сладкую воду из сахара, из мёда;
-          перед тем как зайти поминать – перекрещивались, потом заходили, причитали, затем раскладывали еду на могиле и поминали;
-          раньше поминальную еду ложили на могилу покрытую белой чистой тряпочкой;
-          в Радуницу при проминке яйцо резали на две части;
-          в Троицкую субботу в ноги могилы ставили берёзки, цветы;
-          крест на могиле всегда стоял в ногах;
-          в Дмитровскую субботу – поминали, кладбище потом закрывали;
 

репортаж

20.

О календарных обрядах и праздниках:

ТРОИЦА:
-          берёзки в дом приносили, – ставили к иконам, по обе стороны дверей, потом их сжигали;
-          яйца красили;
-          на кладбище ходили только с крашеными яйцами;
ИЛЬИН ДЕНЬ:
-          до Ильина дня купались;
 

репортаж

21.

Олень рога обмочил

-          текст;
-          снач. комм.: в Ильин день не купались;
 

приговор на Ильин день

22.

О календарных обрядах и праздниках:

ТРОИЦА:
-          после Троицы ломали берёзовые веники;
ПЕТРОВ ДЕНЬ:
-          с Петрова дня начинали сенокос;
 

репортаж

23.

О грамотности и школе:

-          после окончания семи классов, ходили за шестьдесят километров в Ветлугу, в школу;
-          после окончания Ветлужской школы Горячева М. С. заканчивала лесной техникум;
-          Горячева М. С. пошла начала ходить в школу поздно, после войны;
-          раньше, не смотря на то, что грамотных было мало, выписывали журналы, газеты;
 

репортаж

24.

О военной жизни Горячевой М. С.:

-          в тридцать девятом году из деревни Колпашница Горячева М. С. уехала на Украину в Херсон, началась война, обратно не вернуться;
-          немцы заняли неподалеку город Николаев Николаевской области;
-          в годы войны мать работала дояркой, отец – пастухом;
-          Горячева М. С. всю войну с отцом гнала коров, пока они не пришли в негодное состояние, не могли идти;
-          негодных коров сдавали на мясо воинскую часть;
-          под Сталинградом все коровы были сданы бригадиром в воинскую часть;

 

репортаж

Вологодская область,
Бабаевский район,
Пяжозерский с/с
п. Пяжелка
13.06.02.

Гр.: Кукушкин А. В.
Куимова Н. В.
Жильченков Витя
Масияускас Наташа
Соколова Саша

       

Исп.: Васильева Евдокия Семёновна, 1928 г.р., род. - д. Васильевская (Полозеро), Шимозёрского с/с, Вытегорского (Оштинского) р-на 

25.

О календарных обрядах и праздниках:

-          [в деревне Васильевская] праздновали вешнего и зимнего НИКОЛУ, ЕГОРИЯ;
-          праздновали «тёплую» НИКОЛУ – второе воскресенье августа;
-          на праздники: пиво варили, вино покупали;
-          пиво варили на улице, в «чанах»;
-          воду для пива брали с озера;
-          на столах: разная рыба – окунь, щука, плотва в свежем и солёном виде;
-          пекли «курники» – закрытые пироги с рыбой;
-          в домах и на улице – гуляли с гармонями;
-          гармонисты играли «под пляску», «по деревне»; 

репортаж

СТОРОНА В 

Вологодская область,
Бабаевский район,
Пяжозерский с/с
п. Пяжелка
15.06.02.

Гр.: Кукушкин А. В.
Куимова Н. В.

Исп.: Быстров Иван Арсентьевич, 1933 г.р., род. - д. Малая Виниц Сиинского с/с, Шекснинского р-на
(в Пяжелку переехал 13 сентября 1948 года)
 

26.

О пастухах:

-          Быстров И. А. пас колхозное стадо по дням, платили ему за это трудодни;
-          Быстров И. А. делал обход стада в посёлке Пяжелка: обход давал дед – Орехов Иван [ныне покойный];
-          после обхода был дан запрет: в грозу стадо не гнать;
-          обход делался «без лишнего глазу людей»;
-          обход делался три раза против солнца, в руках бумажка, топор в заде, сам подпоясан;
-          в деревне Малая Виниц играли в «рожок», когда пасли коров, в барабанку – когда пасли овец и телят;
-          «рожок»: рог из берёст [жести], «пикулька» – выворачивали из ивы, черёмухи;
-          «пикулька» вставлялась в берестяной рог;
-          при изготовлении язычка «пикульки» в неё постоянно дули;
-          «пикульку» изготовляли весной, пока сердцевина мягкая и легко выкручивается;
-          в «пикульке» делались отверстия – дырочки;
-          рог «рожка» изготовлялся из бересты;
-          длина берестяного раструба (рога) могла изменяться при игре «рожка»;
-          после игры утром пастух носил «рожок» постоянно с собой;
-          когда «рожок» ломался, пастух изготовлял новый;
-          во время войны крупная скотина не пропадала, кроме овец, которые отощавшие могли утонуть, или задрать волк;
-          на мелкий рогатый скот обхода не брали;
-          Быстров И. А. когда пас в Пяжелке – играл в «барабанку»;
-          «барабанка»: доска, длиной – шестьдесят сантиметров, из сухой осины [«когда намокала, – теряла гул»] – для звонкости;
-          палочки: из вереса, «чтобы были потяжелее, для сильного удара»;
-          Быстров И. А. играли утром на выгон для колхозного стада;
-          пасли скотину в лесу, иногда сигнал подавался овцам;
-          «в тринадцать шагов по солнышку, солнышко горело» гнали скотину домой;
-          при подгоне в деревню начинали барабанить, потому что пасли овец, и кругом были поля, в любую щель могли уйти;
-          в стаде всегда, обязательно была ведомая корова, всё стадо всегда шло за ней;
-          у ведомой коровы «Гальки» [дедки Пеши] была вставлена серьга, как у женщины [у коровы Нефёдова Ивана Васильевича серьги на ушах выросли];
-          пастух всегда знал «где у него голова, а где хвост» стада есть;
-          в грозу животину не гнали – боится;
 

репортаж

27.

О том, как в грозу пас:

-          раз пришли просить гнать в Пяжелке в грозу – не стал ругаться;
-          в шестьдесят четвёртом году пас в грозу – шесть лошадей убило грозой;
 

бывальщина

28.

О пастухах:

-          в Здвиженье – двадцать седьмого сентября коров не выгоняли, потому, что «звери все идут кучей»;
-          договор и цену за пастьбу пастух устанавливал обычно до ПОКРОВА, после цена была другая;
-          Быстров И. А. пас колхозных коров, с ним рассчитались четырьмя фунтами лучшей шерсти, для валенок;
-          когда скотина болела – приезжал ветврач из Акишево;
 

репортаж

29.

О том как коровья нога в дерево попала:

-          в лежачую берёзу корова попала ногой, соседняя девочка увидала;
-          Быстров И. А. освободил ногу коровы, разжал берёзу;
 

бывальщина

30.

Об обрядах со скотиной:

-          к скотине нельзя выходить с не покрытой головой – может пропасть;
-          к Быстрову И. А., когда он пас вышел пожилой мужчина с непокрытой головой, он его отругал: не положено, «мы в церковь ходим, а скотина тоже соблюдает»;
 

репортаж

31.

О драках:

-          дрались деревня на деревню, «то-то ведь всю жизнь ведётся»;
-          была игра «под драку»;
-          играли в балалайку, «хромку», «тальянку»;
-          на драку могли идти: артель, три-четыре человека, сельсовет на сельсовет;
-          «партия» шла на драку: один впереди шёл – плясал, другой играл в гармонь;
-          если у противоположной партии гармонь играла сильнее и забивала их гармонь, то они начинали драться;
-          могли заводить на драку песней;
-          [когда Быстров И. А. был пацаном] в драке использовались трости: витая, шестигранник выбитый в кузнице, концы прямые;
-          в драке использовались фунтовые гири на резинке – по четыреста грамм, ножи;
-          женщины и старики могли что-нибудь подтаскивать в драке;
-          в зимнее время в драке использовались ломаные оглобли от саней;
-          в драке пацаны камни подтаскивали;
-          девушки могли драку разнимать, или не пускать;
-          перед дракой: «все шли и плясали»;
-          «черепане – те «хоркали» боле»;
-          некоторые сельсоветы Шекснинского [Чебсарского] района шли на драку без песен, молча;
-          для драки заготовляли черёмуховые набалдашники [с кулак], пользовались «как гирей», вырубали с корнем;
-          трости вырезали из черёмухи, её орнаментировали [витком, шашечкой] – выжигали на костре;
-          раньше дрались сельсоветы: Сиинский, Еремеевский, Сыромятниковский [деревня Малая Сизма];
 

репортаж

32.

О календарных обрядах и праздниках:

-          из деревни Малая Виниц ходили в гости на праздники в Череповецкий район, за тридцать километров – женщины, сёстры;
-          женщина звала в гости женщину на чай, пиво, знакомились, потом они звали в гости друг друга по праздникам;
ФРОЛОВ ДЕНЬ:
-          в деревне Малая Виница праздновали – первого сентября [тридцать первого августа];
-          на столах: пироги, пиво, самогон;
-          пиво варили на реке, на ручью, дома;
-          за стол приглашали раньше любого гостя;
-          за столом пели песни;
-          плясали «Русского» большинство «по одинке»;
-          в Калининской области большинство плясали «Русского» «по два»;
-          плясали «ленчика» [Череповецкие, Мяксинские], «кадрель» в четыре пары;
 

репортаж

33.

О беседах:

-          на гармони, балалайке играли «под пляску», «по песням», «под драку»;
-          первый раз начинали гулять осенью, – два вечера шла «весёлая» беседа, сходились со всех деревень на сезон открытия бесед;
-          на беседах пряли, пели длинные песни;
-          на беседу приходили парни, озорничали, – жгли «кужель» у девушек;
-          играли в игры;
 

репортаж

34.

О календарных обрядах и праздниках:

СВЯТКИ:
-          ходили ряженные по домам;
-          по домам ходил «бык»: шкуру бычью одевали;
-          озорничали: четыре, пять человек раскатывали не «роспятнанный» дом, кто чего шутил, кто что «ворокосничал»;
-          на «крестах» слушали – откуда жених едет;
-          «под окнами» слушали;
-          «в гуменике» [девушки] заголялись, могли лопатой хлопнуть, если гладила девушку шерстенная рука – к богатству, а если гола – то к бедности;
-          парни подслушивали о гадании девушек, и принимали соответствующие меры на их опережение – были на месте гадания, в гумне, гладили девушек мохнатой рукой, били лопатой;
-          раньше в печной трубе бани «по чёрному» перец поджигали;
-          сани с сеном затаскивали на крышу дома;
-          раньше «чудили больше, и веселее жили»;
КРЕЩЕНЬЕ:
-          за водой ходили на ключи;
ТРОИЦА:
-          на стык рек, где Улома впадала в ручей, по Шексне, где пристань, двенадцать километров от деревни Малая Виница, ходили за святой водой, она не портилась;
МАСЛЕНИЦА:
-          жгли вечером костры, плясали и прыгали возле его;
-          костёр: дрова собирали, кто чего тащил, солому приносили от снопов;
-          костёр жгли в поле, с гармонью, с песнями;
-          катались на конях, сватались;
ВЕЛИКИЙ ПОСТ:
-          соблюдали те, у кого нечего было есть, у кого не было мяса;
ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ:
-          ходили за вербушками в лес;
-          в Пяжелке ломали вербушки, домой приносили;
ПАСХА:
-          на кануне Пасхи «чуть свет» варили яйца, пекли пасху, ложили на божницу;
-          «раньше старые люди всё соблюдали, сейчас всё забыли»;
-          в Пасху разговлялись, на столе: пасха, яйца;
 

репортаж

35.

- Христос васкрес
- Воистину васкрес

-          текст;
-          снач. комм.: христосовались:один говорил первую фразу, а другой отвечал другую;
-          комм: бились яйцами, разбитое яйцо съедали; в Сибири много варили яиц;
 

приговор

36.

О календарных обрядах и праздниках:

ТРОИЦА:
-          на кануне Троицы ходили за берёзками, и ставили под каждое окно дома;
-          с Троицы – ломали берёзовые веники;
ИВАНОВ ДЕНЬ:
-          с Иванова дня начинали сенокос;
 

репортаж

37.

Об окказиональных обрядах:

-          от пожара дом с иконой обходили;
-          от грозы дом загорался – не потушить;
 

репортаж

38.

О суде:

-          если кто убивал человека, - его судили;
-          Павел Андриянов с деревни Марьина ножиком пьяный ткнул в портрет Сталина – десять лет дали;
-           

репортаж

39.

О драках:

-          кто убегал из драки - его свои наказывали, чтобы не предавал;
-          упавшего в драке добивали;
-          перед дракой пели песни;
-          в деревне дрались на улице;
-          во время войны молодёжь дралась;
-          в драке матюгались;
-          трость изготавливали по росту, чтобы была удобна в бою;
-          трость: на конце обработанный берёзовый корень;
-          трости были опалённые и крашенные;
-          тростью били по голове, крутили, били с верху и с боку;
-          в драке даже старухи что-нибудь подтаскивал;
-          дрались: в праздник, в любое время;
-          дрались после «весёлой» беседы;
-          после драки «мировую» распивали;
-          пьяные «бедняки» начинали драться, потому, что у них гармонь играла слабее; 

репортаж

Исп.: Фотина Анна Семёновна, 1929 г.р., род. - д. Полозеро, Шимозёрского с/с, Вытегорского р-на 

40.

О календарных обрядах и праздниках:

-          в деревне Полозеро праздновали зимнего и весеннего НИКОЛУ, в августе [восьмого, десятого], в числе – «Риспияпий», праздновали три дня: первый день – в Суде, во второй день – в деревне Полозере, в третий день в деревнях – Лыжино, Линжозеро, Фсюрга;
-          на праздник пекли: пироги, «калиты», «к†лобы», «сканцы», блины;
-          пироги пекли с разной начинкой: брусника, творог, рыба («блюдники»);
 

репортаж

41.

Как ф саду при долине,
Громко пел соловей,
А я мальчик на чужбине,
Позабыт от людей

-          фрагм. напева;
-          снач. комм.: на празднике пели;
-          комм.: «это первые были строки», дальше забыла;
 

романс

42.

Никто меня не пожалеет,
Не с кем разделить печаль

-          фрагм. текста;
-          снач. комм.: «маленько помню», что;
 

поздняя лирика

43.

Ехали солдатики со службы домой,
На плечах погоники,
На грудях<…>

-          фрагм. текста;
-          комм.: «дак пела», «знала, теперь всё забыла»;
 

поздняя лирика

44.

 

Я иду не на гуляночку,
Иди, не погулять,
Ты охота ягодиночка,
Узнаце с кем гуляешь

-          напев;
-          снач. комм.: под гармошку пели мало; в праздник выходили гулять, шли по деревне, пели частушки под гармонь; без гармони пели;
 

частушка

45.

 

Куку кьягой, (2)
Конзья куку, конзья и,
Муга миной, милой тулоп,
Конзья тулоп, конзьё и

-          напев;
 

частушка на вепсском языке

46.

Ах ты минай дорогаш,
Не люзилоп там пэйкэйжен,
Лушодинько су мудэнка,
Миргийжес питирьгейне

-          напев;
-          комм.: «под пляску» так же пели, только «почаще»;
 

частушка

47

Под пляску
Лита, тарлита, лита,
Лита, тарлита, лита,
Лита

-          фрагм. напева;
-          снач. комм.: плясали под «Русского» и «под «язык»;
-          комм.: имитировали гармошку, «и так плясали, вот тебе»;
 

наигрыш  под «язык»

48.

Под пляску

-          напев;
 

наигрыш  под «язык»

49.

По деревне

Рита, тарлита, литар, (4)

-          напев;
-          снач. комм.: «по деревне» тоже самое, только игра пореже;
         
 

наигрыш  под «язык»

50.

О плясках:

-          «Русского» по одному и по двое плясали с частушками: девушка с девушкой, парень с парнем;
-          парни мало плясали;
-          парень в «Русском» по два оплясывал девушку;
-          по двое «Русского» большинство плясали девушки;
-          плясали: «кадрель» – на четыре человека, «ланчика» – на восемь человек, на четыре пары;
 

репортаж

51.

О музыкальных инструментах:

-          играли на гармони «хромке», на покупных балалайках;
-          в деревне Полозеро горбатенькая девочка хорошо играла в балалайку;
-          ходили, играли по деревне в балалайку;
-          горбатенькая девочка с Полозера на вечёрках играла в балалайку, там все плясали «Русского», «кадрель»;
 

репортаж

52.

О полевых обрядах:

-          жали, сеяли, пахали в ручную;
-          когда боронили – пели «на протяжную»;
-          рано утром, по зоре, когда шли боронить, жать пели частушки; 

репортаж

 

<<< предыдущий  

следующий  >>>

592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 692 >
612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631
632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651
652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671
672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691