Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 2013-1 >>> Бабаевский район

Оригинальная коллекция Бабаевского ЦТНК

АФ 636

 

<<< предыдущий

следующий >>>

592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 692 >
612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631
632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651
652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671
672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691

 

Вологодская область,
Бабаевский район,
Пяжозерский с/с
п. Пяжелка
17.06.02.

Гр.: Кукушкин А. В.
Куимова Н. В.
Захаренкова Н. В.

Исп.: Сидорова Пелагия Михайловна, 1920 г.р., род. - д. Клёнозеро, Ножмозёрского с/с,
Сидорова Мария Семёновна, 1926 г.р., род. - д. Пенгозеро, Кривозёрского с/с,
Сидорова Евдокия Ивановна, 1927 г.р., род. - д. Шатозеро, Кривозёрского с/с,
Сидорова Валентин Михайлович, 1931 г.р., род. - д. Клёнозеро, Ножмозёрского с/с,
Сидорова Анастасия Михайловна, 1934 г.р., род. - д. Пяжозеро, Пяжозёрского с/с,
Сидорова Мария Михайловна, 1927 г.р., род. - д. Клёнозеро, Ножмозёрского с/с,
Сидоров Николай Прокопьевич, 1938 г.р., род. - д. Линжозеро, Шимозёрского с/с,
 

01.

[А там] В садочке ветер веет, наверно милый мой идёт,
На нём рубашка голубая, она с ума миня свидёт, (2)
Приходит фко мне, ф садик милый, и говорит: «Мила моя,
Я завтра рано уезжаю, а ты останешься одна» (2)

- напев
- комм.: пели на гуляниях;
 

авторская

02.

О свадебном обряде:

- молодых, от венца, мать встречала с хлебом на полотенце (салфетке), откусывали, чтобы жизнь была хорошая;
- молодых от венца в деревне встречали: стреляли из ружья, кошели, солому на заборе жгли;

- молодых родственники от венца встречали: зерно – ячмень, пшено кидали под ноги;

- родители встречали молодых, приговаривали: «Фщастья, фсё ко мнело хорошево»;
- мать встречала после ЗАГСа молодых, возле крыльца с хлебом, солью, стопочкой: жених выпивал стопочку, бил;
- первыми в дом заходили молодые: жених вёл невесту «под ручку»;
- жених в доме заводил невесту за стол, садил на скамейку, покрытую половиком;
- по краям молодых садились вначале родители, потом крёстные и остальная родня;
- молодых за столом поздравляли;
 

репортаж

03.

О том, как сватались:

- мать рассказывала: пришли сватать девушку, не успели родители подумать о согласии, как свечка в переднем углу уже сгорела;

- перекрестились родители вместе с молодыми перед иконой, в переднем углу, и молодые ушли пешком, через озеро Шат, двадцать пять километров;

 

бывальщина

04.

Ну, это, [гыт,] с головешкой ушол, не дали невесту

- снач. комм.: родители уходили «думать», могли отказать жениху, жених уходил с «головешкой», говорили, что;

- комм.: если родители давали молодым согласие, могли «с вечера самохоткой, с прялкой» уйти;
 

свадебный приговор

05.

О свадебном обряде:

- до войны, на свадьбу, пиво дома варили, «учашечками, стаканами» подносили гостям на свадьбе;

 

репортаж

06.

О свадьбе в деревне Кривозеро:

- девушку выдали за муж в деревню Кривозеро, на столе был нарезанный на тарелке хлеб, гости под балалайку плясали, молодые так и прожили в унынии;

 

быличка

07.

О свадебном обряде:

- на свадьбе могли «украсть» невесту;

- в первый день свадьбы били посуду об пол: чашку, стопку, стакан, чайник – невеста подметала;

- над молодыми гости шутили: заставляли принести ведро воды, воду, которую молодые приносили, выливали;
- невесту «крали» со свадьбы, уводили в чужой дом, заставляли выкупать;
- молодые к венцу ехали, загораживали жердью дорогу, останавливали лошадь, просили выкуп: стопочку вина, конфеты, бутылку водки;
 

репортаж

08.

Качет, ды железа

- снач. комм.: молодых родственник, мужчина, провожал спать с кнутом, ударяя говорил;
- текст на вепс. яз.
- комм.: невеста отказывалась;
 

свадебный приговор

09.

Зачем? Зачем за муж вышла?

- комм.: невеста называла имя жениха, мужчина с кнутом уходил;
 

свадебный приговор

10.

С кем спишь? - С женой (мужем)

- комм.: шутя у молодых, перед сном спрашивали, а те отвечали; если молодые не отвечали, стегали кнутом;
 

свадебный приговор

11.

О свадебном обряде:

- «зайчика» на свадьбе кидали: деньги в какой-нибудь угол дома, заставляли молодых собирать (Е. Н. П.);

- в Шимозере, Кривозере, при встрече молодых, жгли кошели на изгороди, за километр было видно;

- молодых везли на одной лошади: в гриве – банты, колокольчики, хвост завязан лентой, на дуге разноцветные ленты – голубая, красная, жёлтая;
- в руке могла быть «погонялка» - завязанные на руку ленты;
- невеста дарила «дары»: вышитые полотенца, вышитые «хортовые» рубахи;
- на кучера завязывали вышитое «петухом», длинное полотенце;
- богатая невеста одаривала родных жениха «большими подарками»;
- невеста дарила родственникам дары либо во время свадьбы, либо в доме жениха: родственница, или крёстная подавала;
- над молодыми шутили, дарили подарки: рукавицу, постельное бельё, завёрнутый предмет во множество газет;
- на свадьбе, раньше пели романсы., плясали под балалайку;
- если не было ребят, плясали «под язык»;
 

репортаж

12.

Всё бы, (2) я по гору ходила,
Всё бы, (2) спелы ягоды брала,
Лёли, лёли, лёли, лёли,
Да всё бы, всё бы, спелы ягоды брала

- напев
 

плясовая

13.

Набрала я две корзиночки,
Да вподарила въягодиночке,
Лёли, лёли, лёли, лёли,
Да вподарила въягодиночке

- напев
 

плясовая

14.

Всё бы, (2), я по гору ходила,
Всё бы, (2) спелы ягоды брала,
Лёли, лёли, лёли, лёли,
Да всё бы, всё бы, спелы ягоды брала

- напев
- комм.: «вот так дальше; много пели»;
 

плясовая

15.

 

Как у девушки малиновы платки,
Да на рубахе всё весёлы горотки,
Выходите, заплешите под гармонь,
Если греет под ногам у вас огонь

- снач. комм.: пели под пляску;
- напев
- комм.: «вот так и плясали»;
 

плясовая

16.

 

Всё, всё бы, я по гору ходила,
Да, всё бы, всё бы, спелы ягоды брала,
Лёли, лёли, лёли, лёли,
Да, всё бы, всё бы, спелы ягоды брала

- напев
- комм.: «вот, плеши»;
 

плясовая

17.

Под пляску

- проба;

- комм.: «тырлыкали», когда шли девушки плясать, ребят в армию забирали;

 

наигрыш  под «язык»

18.

Под пляску

наигрыш  под «язык»
 

19.

Влапоток, вкорман, корзинка,
Чурки, валик и ризинка,
Влопоток, вкорман,
Влапоток, вкорман

- напев
 

плясовая

20.

Влапоток, вкорман, корзинка,
Чурки, варишк, и ризинка,
Влапоток, вкорман (2)

- напев
- комм.: плясали «Русского» под эти песни;
 

плясовая

21.

Таты воста фколошиже,
Две дудэ и импуге,
Мамой фпяста безидалос,
Урозбида бендиде

- напев на вепс. яз.
 

частушка

22.

[Кукоп] Кьягой, кукоп кьягой,
Кукоб куйвас, куза токси жес,
Рипу, рипу, ни чукэне,
Фчоломанинё найдыжес

- фрагм. напева на вепс. яз.
 

частушка

23.

Я будернавсули бака,
Миде <…>

- фрагм. напева на вепс. яз. 
 

частушка

24.

Я будер вналюке таска,
Миден прие дэйки та,
Сеть мижер внасули бака,
Миде приет фтули бам

- напев на вепс. яз.
 

частушка

25.

Лала акту межак,
Кела акту ик там навцо,
[Афту] ала эти, бола так,
Да иште сиротиношваст

- напев на вепс. яз.
 

частушка

26.

Аштю найштинь дорогас,
Напьюстень, нине, как сийбасьть

- фрагм. напева на вепс. яз.

- комм.: «рагрэн – как снапусть, дают снапы не са празника, как с тэйнисэ»;

 

частушка

27.

[Силэс с колобэжить тяпута,]
И красирос колобэ жистья попап,
Синас коктян, ну снок,
Тяга госок галес

- текст на вепс. яз.
 

частушка

28.

Ран эф тапу жэвы каст,
Да, голова вна празниках,
Фсединь другу, фседнинькас,
Да, голова знае доракт

- напев на вепс. яз.
 

частушка

29.

Аламута коренём,
Пекьет ежест биседыйне,
А фкамэйке фкундункафкум,
Спей курлуп тальянкыйне

- напев на вепс. яз.
 

частушка

30.

Ваня шур губле гуду,
Да, деру нан номягуд,
Мягут луя стопситета,
Приежилье ёк сату

- напев на вепс. яз.
 

частушка

31.

А томи пубу, толи пубы,
Ваня дяде нета,
Ваня дядя вмине саны,
Тарешколя внэтам

- напев на вепс. яз.
 

частушка

32.

Фтатэ минде вклапоти,
Да и босишь не вееди,
Да приешнужа вмяди

- фрагм. напева на вепс. яз.
 

частушка

33.

 

Не красивая родилась,
Виновата мамочка,
Да фкрасота моя в аптеке,
Рубель сорок баночка

- напев
 

частушка

34.

Кортал мяел рибыдь,
Влофты я еду касте,
И еда гам петямна втетулить,
Как там вести енесе

- текст на вепс. яз.
- комм.: «этот стих был в газете, читала, и запомнила»;
 

стихотворение

35.

О свадебном обряде:

- девушка выходила за муж, «на шее» матери причитала, прощалась с ней;
- девушка причитала, когда парня в армию забирали;
- мать причитала, когда сына в армию забирали;
- перед «девишником» невесте топили баню;
- на двери вешали полотенце;
 

репортаж

36.

У вас есть, [говорит,] славутная, [там,] девушка,
У вас славутная девушка,
А у нас славутный жених,
Вот нада их вместе соеденить

- снач. комм.: говорили;
- комм.: «славутная – ну она славитца, это по вепсски, - славутнэ»;
 

свадебный приговор

37.

О беседах:

- прялку в коридоре девушка оставляла, а сама уходила из дома;

- на вечер родители заставляли девушку напрясть полное веретено, а парень сидел на беседе рядом с девушкой, с которой гулял;

 

репортаж

38.

О том, как «самоходкой» уходили:

- девушка вышла за муж, не успела веретено пряжи напрясть, прялку и веретено с собой забрала, «самоходкой» ушла;

 

репортаж

39.

О беседах, свадебных обрядах:

- молодых встречали от венца: кошели, снопы соломенные жгли, из ружья стреляли;

- раньше, прялку с нитками убирали, чтобы не унесли, и «тряпа была»;

 

репортаж

40.

О календарных обрядах и праздниках:

СВЯТКИ:
- гадали с Рождества до Крещенья;
 

репортаж

41.

О том, как с лучиной гадали:

- надо мной маленькой решили пошутить: «Пойдём жениха гадать»;

- пришли с лучиной в зубах на прорубь, слушали, что прислышится или покажется, ни чего не услышали, ни чего не показалось;

 

быличка

42.

О том, как по чурбачкам гадали:

- маленькими гадали: ставили чурбачки, если чурбачок упадёт, то в этот год человек умрёт;

- слушали женихов: наставили возле дома чурбачков, нечего не случилось;
 

быличка

43.

О календарных обрядах и праздниках:

СВЯТКИ:
- «кудесам» ходили;

- «пузатая» ходила, сзади ребятишки шли, к мужикам пришла, ойкать начала, роды начались, куклу достала, мужики засмеялись;

- для беседы дом пирогом выкупали;
- «кудеса»: завёрнут в вывернутую мехом шубу, лицо платком закрыто, детей пугал, в избе плясал на четвереньках;
- «кудеса»: приходили по три человека;
КРЕЩЕНЬЕ:

- ходили за водой на колодец, озеро, брали, сколько зачерпнётся, в бутылки, приносили в дом, стояла;

- дом святили, прыская водой;
МАСЛЕНИЦА:
- на лошадях катались: из деревни в деревню, по избам;
- про масленицу говорили, что «широкая»;
БЛАГОВЕЩЕНЬЕ:
- волосы не чесали;
ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ:
- в лесу гнездо делали;
- деньги считали, чтобы всегда водились;
- скотине хвосты обрезали, шерсть клали под матицу;
- курицам хвосты обрезали;
ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ:
- приносили вербу в дом, хвостали животинку;
- первый раз выгоняли в Егорий скотину вербушкой;

- вербу ставили в доме, в передний угол, брали её для хлестанья скотины в хлеву;

ЕГОРИЙ:
- делали обход, просили, чтобы скотинка стадом ходила;
- приговаривали, благословляли хорошим словом;
 

репортаж

44.

Благословляе, што мое скотинка,
Штоб было спасена

- снач. комм.: при обходе: в руках вербушка, говорили, что;
- комм.: обходила хозяйка в платке три раза;
 

приговор

45.

Об обрядах со скотиной, о пастухах:

- скотину выгоняли в платке, в халате;
- если кто выгонял голоногим, пастух наказывал: хлыстал прутом по ногам;
- пастух делал обход в Егорий;

- пастух, пас одиннадцать лет: загонял всех коров на огороженную пожню, никого из хозяев не пускал, коровы не бодались, начинали дружно ходить в стаде, не дрались;

- летом пастух пас с «барабанкой», играл в лесу на сбор, вечером, когда гнал домой;
- пастух брал обход на ягоды, грибы – грибов, ягод сам не брал;
 

репортаж

46.

О календарных обрядах и праздниках:

ПАСХА:
- ходили к всенощной в церковь;
- яйца красили, ложили на тарелку, пасху пекли, угощали всех;
 

репортаж

47.

Христос воскресь

- снач. комм.: поздравляли с Пасхой;
 

приговор в Пасху

48.

Христос воскрес - Во истенный воскрес

- снач. комм.: заходя в избу, говорили;
- комм.: а навстречу отвечали, обменивались яйцами;
 

приговор в Пасху

49.

О календарных обрядах и праздниках:

ПАСХА:

- на Пасху, дети ходили по домам, яйца собирали, хозяева давали, если не было яиц конфеты;

- при действующей церкви звонили в колокола;

репортаж

Сторона В

Исп.: Сидорова Пелагия Михайловна, 1920 г.р., род. - д. Клёнозеро, Ножмозёрского с/с,
Сидорова Мария Семёновна, 1926 г.р., род. - д. Пенгозеро, Кривозёрского с/с,
Сидорова Евдокия Ивановна, 1927 г.р., род. - д. Шатозеро, Кривозёрского с/с,
Сидорова Валентин Михайлович, 1931 г.р., род. - д. Клёнозеро, Ножмозёрского с/с,
Сидорова Анастасия Михайловна, 1934 г.р., род. - д. Пяжозеро, Пяжозёрского с/с,
Сидорова Мария Михайловна, 1927 г.р., род. - д. Клёнозеро, Ножмозёрского с/с,
Сидоров Николай Прокопьевич, 1938 г.р., род. - д. Линжозеро, Шимозёрского с/с, 

50.

О календарных обрядах и праздниках:

ТРОИЦА:
- в Троицу приносили, ставили по краям крыльца берёзки;
- на сенокосе венки из цветов плели, на голову одевали;
- после Троицы, засохшие берёзки уносили в «ледину»;
- «ледина» – лесочек;
ПРЕСТОЛЬНЫЕ:
- в деревне Шатозеро праздновали Покров, Троицу;
- в деревне Пукшсозеро праздновали «Устеньдян» - «‡стень день» - «Успеньё» – «на вепсском Успеньян пей» – уборку;

- в деревне Тукшой праздновали осенний праздник «Сюгусь» уборки урожая;

ВОЗДВИЖЕНЬЕ:
- в лес не ходили, змей много;
 

репортаж

51.

О том, как в Воздвиженье за грибами в лес ходила:

- с бабой Лукам в лес ходила в Воздвиженье, за грибами (волнухами), семь змей видела, шипели, с головы платок бросила;

- в этот день не ходят в лес;
 

быличка

52.

О том, как девочка змею камнем убила:

- девочка, увидев змею, убила её камнем;
- в газетах пишут: змей не надо убивать, они много пользы приносят;
 

бывальщина

53.

О календарных обрядах и праздниках:

ТРОИЦА:

- до Троицы берёзки не ломали, с Троицы свежим веником парились;

ПЕТРОВ ДЕНЬ:
- с Петрова дня начинался сенокос;
- в деревне Шимозере, праздновали, делали яичницу;
- раньше, если палка положена на дверь, никто не заходил;
- у тётушки до тридцати пяти человек гуляло;
ПАСХА:

- мама рассказывала, в Пасху, ходили «богоносцы» с иконами по деревням, с утра до обеда, по избам, благословляли людей, пели тропарь «Христос воскресе»;

 

репортаж

54.

Христос воскре <…>
Фсей и смерти, смерть поправи,
Исущи во гробе живот доровэт

- проба напева
 

тропарь

55.

О молебнах на погоду:

- мама знала молитвы, нарочно не говорила;
- если дождя не было, молились;
- во время сенокоса начался ливень, нужно было сено высушить, все жители деревни ушли в церковь молитца, погода наладилась;
- если не было дождя, молились дома, перед иконой;
 

бывальщина

56.

О том, как бабушка от пожара коров и деревню спасала:

- в колхозе ночью загорелся двор: двадцать четыре коровы, триста шестьдесят тукачей сена;
- все стайки открыли, коровы не выходят;
- разбудили бабушку, пришла, принесла молока в кринке, до нога разделась, чтобы ветер повернулся в другую сторону, и деревня не сгорела;

- бабушка подошла к открытым стайкам, что-то пошептала, коровы хвосты подняли, вышли из горящего двора;

- бабушка прошла с крынкой молока – простокваши вокруг горящего двора, с распущенными волосами, голая, чтобы ветер на озеро повернуть, деревню не спалить;
- ветер на озеро повернулся, головешки все туда унесло;
 

быличка

57.

О том, как искали утопленника:

- брат с Морфлота приехал искать потонувшего брата: сеть колхозную изорвал, мужики крюки из проволоки сделали;

- ночью приснился брату сон: сестра говорит – «Что же, ты, говорит, это Петя, мимо меня ходишь, и меня не заберёшь»;

- на следующий день мальчика нашли;
 

бывальщина

58.

О полевых обрядах:

- раньше, серпом жали на поле, пели частушки;
- ночью, во время войны, серпом жали, песни на поле пели, «дак как звон»;
- на сенокосе, боронили – частушки на поле пели;
- на поле пели частушки без разбору, какую знали;
 

репортаж

59.

Вмине маминька побила,
Не ремнём, а кунутом,
Вмне-ка стыдно, и обидно,
Въягодинка под окном

- напев
- комм.: пели на поле;
 

частушка

60.

О полевых обрядах:

- первым жали рожь, потом пшеницу, ячмень, горох, последним жали лён;
- старались всё убрать до «Пречистой»;
- «Пречистая, дак землю-то очистят»;
- «Пречистая» от слова – «чистит»;
- в Успеньё лук убирали;
- зерновые старались убрать до Успенья;
- в колхозе, одну бригаду отправляли на сенокос, остальных жать в поле;
 

репортаж

61.

О лечении:

- спина заболела, находили двух человек – кто первый, и последний родился в семье, ложились на порог – головой в дом, ногами в коридор, на спину ложили заслонку от печи, берёзовый веник голяк, рубили топором;

 

репортаж

62.

- Што рубишь?
- Голик
- Руби на фсю жись,
И во веки векоф,
Амин

- снач. комм.: рубящий говорил, спрашивая у другого;
- комм.: говорили три раза, зарубали три дня;
 

заговор

63.

- Вень чапат?
[- Хай кейкудузэн]
[- Хай кейжет]
- Хай кейжейтзе,
[- Вот не стой кейгейс]

- фрагм. текста на вепс. яз.
- комм.: «а он отвечает тебе уже»;
 

заговор

64.

- Минь чапат?
- Гуликон, чапай иза скекет,
- Роду со мат, ой роду-то макс,
- Плоду-то макс, духу-то макс

- снач. комм.: рубящий, спрашивал;
- текст на вепс. яз.
 

заговор

65.

- Минь чапат?
- Эйкудуса, чапай и за стейкейт,
- Роду-то макс, плоду-то макс,
- Духу-то макс

- снач. комм.: «опять, третий раз»;
- текст на вепс. яз.
- комм.: три раза так говорили;
 

заговор

66.

О лечении:

- раньше, для сна, на воду старые люди наговаривали;
- грыжу закусывали;
- ребёнок, в год, голову не держал, мучила грыжа, за пятнадцать километров из Шимозера пришла родная бабушка, отрезала грыжу, мальчик поправился, стал спать;
 

репортаж

67.

Баю, баю, баюшки (2)

- снач. комм.: раньше, детей в зыбке качали, пели всякие, кто какие умел, колыбельные;
- проба напева
 

колыбельная

68.

Баю, баю, баюшки,
Прискакали заюшки

- фрагм. текста
 

колыбельная

69.

[Тихви найхвэй]
Тихви найлэ айдес,
Мишель уньдень ведатес,
Баю, баю, баюшки,

- напев на вепс. яз.
- комм.: «и парень уснёт»;
 

колыбельная

70.

О няньке:

- сестра Валентина мылом кормила ребёнка, хлеба не было, ребёнок заревел, мать пришла, наказала няньку;
 
 

репортаж

71.

Тяпушки, тяпушки,
Да тяпушки, да ляпушки

- снач. комм.: в ладушки играли ручками;
- напев
- комм.: мальчик потом сам делал руками движения; в «ключик», в «сороку-белабоку» играли;
 

пестушка

72.

О похоронно-поминальных обрядах:

- покойник лежал в доме трое суток;
- покойника мыли на полу с мылом, стели солому, сверху чистую тряпочку на скамейку, ложили покойника;

- покойника ложили на скамейке головой всегда к иконе, ногами к дверям;

- у покойника руки складывали на грудь «крест на крест», в руках: маленькая икона, церковные «дорожные» (на голове дорожная в виде ленты), платочек;
- на печке, где труба, для «души», чтобы пила, ставили воду, пока не вынесут на третий день из дома на улицу;
- после обмывания покойника начинали причитать на вепсском языке;
 

репортаж

73.

Кейназиты, или куйзазиты
Сыновей когойзитый,
Не фсельчанам вы,
И мереля жеесты


- фрагм. текста на вепс. яз.

- комм.: если человек умер утром, то причитали в утрешнее время, если вечером, то в вечернее;
 

похоронный причёт

74.

Ужа скеку вмина кюзнусни,
Ужа скеку вмина фсине фсанун сам,
Мичан думай вженса сина думэй,
Вминче всан вмиже фсам ведет

- фрагм. напева на вепс. яз.
- комм.: если умер человек, то причитали;
 

похоронный причёт

75.

Кейжазетей, и колойзетый,
И тей мейля и жилесткойвчуду,
Веткой сина, сан,
Вон веткой сина совет

- фрагм. текста на вепс. яз.
 

похоронный причёт

76.

О похоронно-поминальных обрядах:

- покойника держали в доме три ночи, звали на похороны всю родню;
- чтобы покойник не разлагался, летом ставили под гроб таз с родниковой водой, зимой снег;
- по чёрным ногтям, последним вздохам, определили о приближающейся смерти матери;
- умирающая мать благословляла иконой внука и внучку;
- стружки и веники от гроба жгли, примета была: «если к деревне дым – то значит покойник будет, а если к лесу – значит всё хорошо будет, покойно»;
- гроб, подушку, набивали берёзовыми листьями;
- гроб покрывали красным коленкором;
- если человек умирал с открытыми глазами, то на глаза ложили медные пятаки;
- покойника выносили из дома на третий день, с причётом;
- при выносе соседи и родные прощались с покойником;
 

репортаж

77.

Ужа скеку вмине синуйдайже станнузее,
Ужэ скеку вмине синей дае кюзунее

- снач. комм.: покойника выносили из дома, причитали;
- фрагм. напева на вепс. яз.
- комм.: «куда ты собираешься, в последний путь?»;
 

похоронный причёт

78.

Вмичень смя вдумай женсе,
Фдумай вмичень всам ун женс

- фрагм. текста на вепс. яз.
 

похоронный причёт

79.

Вчо ты надумала?
Вчо ты наделала

- фрагм. текста
 

похоронный причёт

80.

О похоронно-поминальных обрядах:

- покойника несли из дома до дороги на руках;
- перед домом устанавливали гроб, подходили все прощаться;
- гроб перед домом устанавливали на табуретки, ногами вперёд;
 

репортаж

81.

Вможет я перет тобой очень грешна,
Может это не ладно делала,
Может тебя обежала,
[Фсё такое] Прости миня мама, [или папа, или там кто]

- снач. комм.: раньше, человек, который провинился перед покойным, боялся, просил извинения у него;
- комм.: эти слова обязательно говорили;
 

приговор у покойника

82.

В последний путь отправляем

- снач. комм.: при выносе из дома, для покойника открывали всё, ставили водичку в стакане, говорили;

- комм.: раньше покойников возили на лошадях;
 

приговор у покойника

83.

О том, как лошадь не повезла на кладбище:

- в войну эвакуировались из Торозера в Шимозеро, бабушка заболела водянкой, умерла;
- гроб повезли на кладбище Шимозера, лошадь встала на подъёме в гору, покойнику не понравилось;

- у лошади распрягли оглобли, вывернули в другую сторону, привязали лошадь, на себе несли гроб хоронить;

- когда довозили до могилы гроб, лошадь всегда распрягали, поворачивали оглобли в другую сторону;
 

быличка

84.

Как ты жила, да как ты, [это] горевала?
И [а] так фтиперь уже будешь отдельно от нас

- снач. комм.: перед тем, как опускать в могилу гроб, причитали;
- фрагм. текста
- комм.: причётом звали всех родственников;
 

похоронный причёт

85.

О похоронно-поминальных обрядах:

- раньше, вместо серебреных копеек кидали двухкопеечные монеты, «откупали место»;
- вместо креста, зимой ставили палочку на могилу, завязывали на неё полотенце, которым закрывали гроб;
- полотенце на могиле весело до сорокового дня;
- в гроб покойнику ложили мыло, платок, женщине ложили гребёнку, икону;
- если забывали что-либо положить покойнику, он мог во сне присниться, сказать об этом, передавали в гроб с другим покойником;
- раньше полотенце, закрывающее гроб не завязывали, а отдавали самому бедному;
- покойника обмывали чужие, или свои, кто-нибудь из родственников;
- покойника мыли тряпкой, на полу;
- покойника поминали в девятый, двадцатый, сороковой день;
- перед девятым, двадцатым, сороковым днём для «души» топили баню, приносили и ложили на грядку в бане чистое бельё, приготовляли берёзовый веник;
 

репортаж

86.

Ну, пойдём, [там по имени, по отчеству],
Пойдём, иди, мойсе


- снач. комм.: чистое бельё ложили в бане, на грядку, звали «душу» мыться;

 

приговор в бане

87.

О похоронно-поминальных обрядах:

- после бани, стол для поминок был накрыт;
- для «души» на столе: стопочка вина, ложечка – ладонью к верху;
- кто умел, за стол «душу» звал причётом;
- перед баней «душу» звали причётом;
 

репортаж

88.

О сорочинах:

- мать умерла в Петрозаводске, в сорочины дочь пошла на могилу свекрови, позвала «душу» свой мамы домой на обед;
- поднялся ветер сзади, дочь ушла с могилок;
- дочь попросила идти «душу» своей матери (т. к. была похоронена в белых тапочках) по обочине дороги;
- дочь с кладбища шла, ног не успевала поднимать, «как летела»;
- дочь с «душой» матери рано пришли, не успели их с дома встретить: «Ну, мама, как рано мы с тобой пришли»;
- дочка «душе» киселя налила, и сама помянула;
- дочка с «душой» своей матери легко шла с кладбища: «сила какая-то есть»;
 

быличка

89.

О том, как «душа» знак подаёт до сорочин:

- перед сороковым днём, стук в стенку – знак, что надо помянуть;
- перед сороковым днём слышалось, как будто кто-то шёл мимо окон дома – форточку открытой оставила;
- раньше, двери до сорокового дня не закрывали, либо оставляли открытой трубу или форточку;
- была труба открытая, послышались шаги у крыльца, люди сказали, что «душа» матери знак подавала, что завтра сорочины;
 

быличка

90.

О похоронно-поминальных обрядах:

- в девятый, двадцатый день «душу» провожали до двенадцати часов;

- на кануне девятого, двадцатого дня баню топили, «душу» звали мыться, ужинать;
- после ужина душу причётом провожали;
- в Санкт-Петербурге в двадцатый день «душу» не провожают;
- в сороковой день: топили баню, садились поминать «душу», провожали до обеда, до горы, возвращались в двенадцать часов дня;
- раньше, душу провожали причётом;
- за столом причитали стихи, о том, что «жалко родителя», «поют, да причитают стихами»;
- до сорокового дня «душа» по приметам, ходит, многим «чудица, наказывает, учит»;
- до сорокового «дня» душа ходит по тем местам, где была в земной жизни, каждой «душе» нужно было «насильно, эти места, пройти успеть»;
- где была церковь, батюшка землю отпевал, на могилу ложил;
 

репортаж

91.

И калижиси на канигеудэ,
И радими сына родите,
И намэ и узэзнэ, и сула,
Да, сике сина сула, да суксэ

- снач. комм.: в первый день причитали;
- фрагм. напева на вепс. яз. 

похоронный причёт на вепсском языке

 

 

<<< предыдущий  

следующий  >>>

592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 692 >
612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631
632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651
652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671
672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691