20. |
О календарных
обрядах и праздниках:
ПРЕСТОЛЬНЫЕ:
-
в деревне Слободка
праздновали ИЛЬИН день, осенью – «скорбящую»;
-
на праздник звали
родственников, приезжали ночью, на следующий день днём гуляли;
-
после праздника мужики
деревни Слободка ходили по домам в гости к друг другу;
-
пиво варили в «шщанах»,
горшках;
-
в деревне Худяково плясали: «Ланчика»
– в четыре пары, «Кадриль» – в две пары, «Русского» - «по два», «по
одинке»;
-
плясали «Русского» «по два»
парень с девушкой, пели частушки под гармонь;
-
плясали под гармонь,
балалайку, под «язык»;
|
репортаж |
21. |
По песням
-
проба;
|
наигрыш под
«язык» |
22. |
По песням с
частушками
|
наигрыш под
«язык» |
23. |
Задушевная
попляшим,
Да и песен
попоём,
А пуще люди
позавидуют,
Што весело
живём
-
напев;
|
частушка |
24. |
О проходке по
деревне:
-
по деревне с гармошкой:
ребята шли в переди, девушки в заде с песнями;
|
репортаж |
25. |
Под песни с
частушками
(аккомпанирует:
Кукушкин А. В.)
|
наигрыш на
хромке |
26.
|
Поиграй
повиселее,
Гармонис чужой
ни наш,
Для миня, и для
товарочки,
Пожалуста уваш
-
напев;
|
частушка |
27.
|
Гармонисыта
любить,
Да деушки ни
шуточка,
Спокою серцу не
бывает,
Не одна
минуточка
-
напев;
|
частушка |
28.
|
На дорогу
выходи,
На выходи, да
серцо в ран,
Не идёт, и не
играет,
Хромочка
получше нас
-
напев;
|
частушка |
29.
|
На дорогу
выходила,
Снегу белово
брала,
Не играла эта
хромочка,
Которую ждала
-
напев;
|
частушка |
30. |
Ты играй
повеселей,
За ухажора
моево,
Я как песен
напою,
За ухажорочку
твою
-
напев;
|
частушка |
31. |
Говорят, што
боевая,
Боева я и есь,
Боевая я и
дома,
Боевая я и
здесь
-
напев;
|
частушка |
32. |
На дорогу
выходила,
Снегу белово
брала,
Заиграла эта
хромочка,
Фкаторую ждала
-
напев;
|
частушка |
33. |
Гармонифста
любить,
Надэ баско
ходить,
Надэ пудритце,
румянитце,
И брови
наводить
-
напев;
|
частушка |
34. |
Гармониста я
любила,
Гармониста
тешила,
Гармонисту на
плечо,
Фсама гармошку
вешала
-
напев;
|
частушка |
35. |
Гармонист
хорошей парень,
Фтолько
вмиленькой не мой,
Фсю бы вночку
простояла,
И подумала –
домой
-
напев;
-
комм.: «влюбилась»;
|
частушка |
36. |
Фзадушевная
фтоварка,
Дролю взяли в
армию,
Впофсадили на
машину,
Увизли в
Германию
-
напев;
|
частушка |
37. |
О рекрутском
обряде:
-
когда забирали ребят в
армию,– делали беседу, вся деревня собиралась, плясали;
-
девушка парня, которого
забирали в армию вызывали плясать, она пела частушки;
|
репортаж |
38. |
Под песни с
частушками
(аккомпанирует:
Кукушкин А. В.)
|
наигрыш на
хромке |
39. |
Ягодиночке до
призыва,
Ищо людеюшка,
Он уедет, я
останусь,
Молодая девушка
-
напев;
-
снач. комм.: девушка выходила
плясать на проводах ребят в армию, запевала;
|
частушка |
40. |
Ягодиночке до
призыва,
Ищо четыре дня,
Он уедет, я
останусь,
И любимая одна
-
напев;
|
частушка |
41. |
Дроля в армию
пойдёшь,
Одень рубашку
белую,
Хоть и три года
пройдёт,
Изменушки ни
сделаю
-
напев;
|
частушка |
42. |
Дроля в армию
поехал,
И наказывал
фсестре:
«Послиди за
этай девушкой,
Понадобитцы
мне»
-
напев;
|
частушка |
43. |
Дроля в армию
поехал,
Я в окошко
глянула,
Биз ниво моя
любовь,
Фсё вянуло, и
вянула
-
напев;
|
частушка |
44. |
Дроля в армию
поехал,
Сел на
изгородочку,
Он пошёл, я
любовалась,
На ево
походочку
-
напев;
|
частушка |
45. |
Дроля в армию
поехал,
И ево жалеет
мать,
Дожалею пуще
матери,
Ни весело
гулять
-
напев;
|
частушка |
46. |
[Заду]шевная
товарка,
Дролю взяли в
армию,
Впофсадили на
машину,
Увезли ф
Германию
-
фрагм. напева;
|
частушка |
47. |
О рекрутском
обряде:
-
сватья вызывала девушку
плясать, она пела – «слёзы на глазах»;
-
девушка ждала парня с армии;
|
репортаж |
48. |
По деревне с
частушками
(аккомпанирует:
Кукушкин А. В.)
|
наигрыш на
хромке |
49. |
Ой, задушевная,
да ни жди,
Вкоторой с
армии пришол,
Ой, я вждала да
четыре года,
Он пришол, да
не подошол
-
напев;
|
частушка |
50. |
Ой, ты играй,
да повеселее,
Веселее-то
запою,
Ой, фтэницо, да
фсё сгорё,
Фдроли отстаю
-
напев;
|
частушка |
51. |
Ой,
интересно-то было слушать,
У милово, да
под окном,
На нево-то
ногами топали,
Да миня-то не
надэ ф дом
-
напев;
|
частушка |
52. |
Ой,
интиресно-то было слушать,
Как ругала, да
дролю вмать,
Не давала
розрешенью,
Ф чашу пиву
прибовлять
-
напев;
|
частушка |
53. |
Ой, не ходи-то
фтоварка-то ф замуж,
Как-то моя, да
головушка,
Ой, вывчу дивле
в ряда ф четыре,
Фчем одна, да
головушка
-
напев;
|
частушка |
54. |
Ой, у миня-та
фчетыре-то диверя,
Да продушки-то
дивятце,
Ой, не
девитесь-ко подрушки,
Фженятце, да
роздивятце
-
напев;
|
частушка |
55. |
Фсё про[ф]шло и
пролетело,
Времечко
веселае,
А типерь-то
наступило,
Ак фсамоё
тяжолое
-
текст;
-
комм.: «старые, да еле бр†дим,
спасибо ышо пенсию дают, славо Богу»;
|
частушка |
56. |
О проходке по
деревне:
-
по деревне шли с песнями: в
переди шёл гармонист, сзади его ребят «цепочка», потом девушек
«цепочка» не одна;
-
девушки шли под ручку
захватившись, с песнями;
-
парни пели свои песни,
девушки свои;
|
репортаж |
57. |
Под песни с
частушками
(аккомпанирует:
Кукушкин А. В.)
|
наигрыш на
хромке |
58. |
У сударушки во
спаленке,
Не тухнет
огонёк,
У сударушки во
спаленке –
Родилфсэ
паренёк
-
напев;
|
частушка |
59. |
У сударушки, у
спалёнки,
Окошко пролюблю,
Штобы видела и
слышила,
Ф которой край
иду
-
напев;
-
комм.: «вот, я-та свои песни
пою»;
|
частушка |
60. |
О драке:
-
парни пели свои песни,
девушки свои, могли петь на перебой;
-
пели песни «под драку»;
-
ребята делили девушек, друг у
дружки отбивали – по праздникам, в Причистую, в Успеньё «скоплялось
много народу вдоль деревни»;
-
скандалили: чужаки приходили
из других деревень, девушек у местных ребят отбирали;
-
под конец праздника, когда
расходились по парам – парни делили девушек между собой, могла из-за
этого начаться драка;
-
в драке применяли жерди,
трости, ножи, каменьям кидались;
-
в деревне Команево дети
подносили камни в драке;
-
девушки, растаскивали в драке
парней;
-
кто из своих убегал из драки,
– его наказывали, «судили»;
|
репортаж |
61. |
О том, как
голову отрезали парню из-за девушки:
-
зимой, в Крещенье, из дровней
– оглоблей били парня, голову порезали из-за девок, не поделили
девок;
-
свои ребята дрались с чужими
из-за девушек;
|
бывальщина |
62. |
О беседах:
-
раньше были у девушек
«рабочие» беседы с прялками – с осени;
-
осенью, поужинав, девушки
уходили на беседу;
-
«рабочие» беседы начинались с
октябрьских праздников;
-
с ПОКРОВА начинали на беседу
с прялками ходить;
-
старшие девушки на беседе
сидели в одном доме, помоложе в другом;
-
для беседы дом снимали,
«покупали» – дрова привозили «костёр под окно»;
|
репортаж |
63. |
О календарных
обрядах и праздниках:
СВЯТКИ:
-
«кикимера»: жгла кужли на
беседе, девушки пряли, она распускала «волосьё», одевала рваную
пальтушку, брала прялку с привязанным кужлем, пряла, лицо закрыто
марлей;
-
«кикимера»: пряла с веретеном
в руках, начинала дремать, приходил «напарник», поджигал у «кикимеры»
кужель, она вскакивала, бежала «по всем» девушкам [до двадцати
человек на беседе] к прялкам их кужель поджигать – «тыкала», они
прятали свой кужель;
-
бабушка на снег заставляла
садиться девочку «голой жопой», пока в печке горел ею брошенный
напрядённый клубочек льна; после того, как клубочек льна сгорал в
печке, бабушка звала девочку с улицы обратно в дом;
|
репортаж |
64. |
Об обработке
льна:
-
первым пряли «отрепьи»,
потом, научившись – «пачеси»;
-
некоторые пряли маленькие
клубочки для «утка», из которых ткали ткань для мешков;
|
репортаж |
65. |
О беседах:
-
на беседу родители заставляли
девушку напрясть один, два «простня»;
-
некоторые, не напрявшие «простня»
на беседе, «проплясавшие», брали их у родителей, в доме, в корзинке,
под кроватью, втыкали в прялку: «Мама, напряла я два простня»;
-
в Святки, парни, приходили к
девушкам на «рабочую беседу» играть в игры;
|
репортаж |
66. |
О календарных
обрядах и праздниках:
СВЯТКИ:
-
начинались с Николы и до
Нового года, четырнадцатого января;
-
гадали с Николы: «на кресты»
слушать ходили, «на борону»;
|
репортаж |
67. |
Где мой
суженэй-ряженэй,
Там ф томпс
краю?
-
текст;
-
снач. комм.: молодёжь
скоплялась «на крестах», перекрёстке дорог, очерчиваясь
сковородником три раза спрашивала;
-
комм.: что прислышалось:
«разговаривают», «гармонья играет»;
|
приговор на
гадании |
68. |
О гадании:
-
ходила с девушкой, у которой
болела мать гадать «на просек», ей послышалось как «доски тешут,
топор рубил»;
|
бывальщина |
69. |
Чур, тово полно
(2)
-
текст;
-
комм.: после гадания, выходя
из круга девушка говорила;
|
приговор на
гадании |
70. |
Я сей год,
выйду, ли нет, в замуш?
Эсли за муж
выйду – дак колокольчики звените,
А эсли не выйду
– дак песню пойте,
Да гармонья
играй, гулять буду
-
текст;
-
снач. комм.: девушка, перед
тем как гадать «на крестах» обводила вокруг себя сковородником три
раза, спрашивала;
-
комм.: «гармонья заиграла» –
девушка «гуляла» в этот год;
|
приговор на
гадании |
71. |
Черти, биси,
сотона здись,
Скажи фсю ту
правду
-
фрагм. текста;
-
снач. комм.: «на бороне»
слушали, говорили;
-
комм.: вставали на брошенную
в поле борону, загадывали;
|
приговор на
гадании |
72. |
Черти, биси,
сотона здись,
Скажите мне
сушую правду,
Я там за [этово]
парня выйду в замуш, или нет?
Или у миня там
кто помрёт,
Или бабушка
фстаренькая,
Или дедудшка,
ли?
Кто (2) помрёт
– дак доски тешите,
А эсли я за муш
выйду – дак, тоже, музыка играй,
Или, песни пой
-
текст;
-
комм.: и слушали;
|
приговор на
гадании |
73. |
Черти, биси,
сотана здись
-
фрагм. текста;
-
снач. комм.: «и эдак
говорили, шо»;
|
приговор на
гадании |
74. |
Чур, тово полно
(3)
-
текст;
-
снач. комм.: после гадания
говорили;
-
комм.: говорили три раза;
|
приговор на
гадании |
75. |
О календарных
обрядах и праздниках:
СВЯТКИ:
-
молодёжь «снек полоть»
ходила;
-
в сенях колядовщики пели,
бабушка их одаривала «рогульками», пирогами, крендельками;
-
бабушка напечённое для
колядовщиков угощение запрещала детям брать с тарелки, говорила: «Не
троште, это придут сёдне калиду петь, дак нада им дать»;
|
репортаж |
76.
|
Каледа, каледа,
Зародилась
каледа,
Накануне Рожисва,
Кто даст каледы
–
Тому двор
живота,
Кто не даст
каледы –
Тому кошка в
окошко,
Глиные глаза
-
напев;
|
колядка |
77.
|
Каледа, ты
каледа,
Зародилась
каледа,
Накануне Рожиства,
Кто даст каледы
–
Тому двор
живота,
Кто не даст
каледы –
Тому кошка в
окошко,
Глиные глаза
-
напев;
-
комм.: пели дети
«наряженные»: лицо закрыто платком, пальто широкое одето, бабушкина
юбка, с корзинкой на руке; в избу колядовщики не заходили, бабушка
выносила им дары на тарелке, они вываливали в корзинку, шли дальше;
колядовщики не плясали;
|
колядка |
78. |
О календарных
обрядах и праздниках:
СВЯТКИ:
-
с Николы «кудеса» ходили,
плясали;
-
«колядовщики» на кануне
Рождества, шестого января ходили, пели колядку;
-
«колядовщики» на кануне
Старого Нового года, тринадцатого января ходили, пели колядку;
-
«кудеса» в избе плясали, им
играли хозяева на гармони, под «язык», под заслонку, сковородку, в
ложки - старики;
-
дед пастухом был, в барабан
играл под пляску «кудесам»;
-
«сдоблёные»: бабушкина юбка,
дедушкины или отцовские брюки рваные;
-
«стариком»: брюки рваные с
заплатами, подушка – за горб, шапка – на левую сторону вывернутая
[из кошки], лицо – платком завешено;
-
в пляске «сдобленных» по
«выходке» в пляске узнавали хозяева дома;
-
«сдобленные» плясали: ноги
выкидывали в перёд, в присядку, всяко «удековались»;
-
«дековались» – приседали,
шутили;
-
«покойника» на беседу
приносили: парни на скамейке заносили, все присутствующие на беседе
«кричали, визжали», парень с ремнем заставляли девок целовать
«покойника»;
-
по «покойнику» причитали;
-
«покойник»: во рту – мука,
зубы из редьки, «фыркал мукой» на девушку, которую не любил;
-
«покойник»: в белом, заносили
на скамейке, девки или тётка причитали по ему;
|
репортаж |
79. |
Ну вот, с этаво
покою,
Со моё милое ты
дитетко,
Подходите
девушки, прощайтесь,
С моим, с
милиньким
-
текст;
-
снач. комм.: «тётка
причитала»;
-
комм.: потом «тётка» уходила;
при причёте по «покойнику» всяко «наговорят, навирают»; два парня
тоскали девушек целовать «покойника», которая сопротивлялась, – били
ремнём;
|
причёт по
«покойнику» |
80. |
О календарных
обрядах и праздниках:
СВЯТКИ:
-
«медведь»: в медвежьей шкуре,
опоясан ремнём, лицо закрыто;
-
молодёжь на беседе «медведя»
ряженного ждали, «скопятци»;
-
«кузнецов» привозили;
-
«медведь»: девок катал по
грязному мокрому полу, убегали потом с беседы в грязной одежде;
-
«медведь»: рычал;
-
«кузнецы» приходили на
беседу: приходили двое, у одного – клещи, у другого – молот, которая
девка не нравилась – хватали за ногу, ударяли молотом по каблуку до
боли;
-
на которую девушку «кузнецы»
сердились – отрывали подошву у обуви;
-
«блины пекли»: два парня
хватали девушку, шоркали тряпкой по сковороде, хлопали по сковороде,
згрибали всё на лопату, били девушку по жопе;
-
«патифон»: женщина из Нижнего
Конца на дровнях завозила большую корзину с посаженым кем-нибудь в
ней [в ней редьку носили], «заводила», песни озорные звучали;
-
«под окнами» слушали: если
хорошие разговоры в доме – хорошо год проживёшь, если ругают –
плохо;
КРЕЩЕНЬЕ:
-
за водой на колодец ходили;
-
в деревне Акишево на родник
ходят за водой в двенадцать часов ночи;
|
репортаж |
81. |
Воденые – царь,
царица,
Дайте водицы,
На жись, на
радось,
На доброё
здоровьё
-
текст;
-
снач. комм.: когда брали воду
в Крещенье, говорили;
|
приговор на
Крещенье |
82. |
Воденые царь и
царица,
Дайте водицы,
На жись, на
радось,
На доброё
здоровьё
-
текст;
-
комм.: воду набирали, сколько
зачерпнётся, в посудину; водой в доме святили: наливали в блюдечко,
крылышком от курицы прыскали; прыскали: от иконы – в назад себя,
потом на лево и на право, «крестом»;
|
приговор на
Крещенье |
83. |
Дорогие хозяин
и хозяюшка,
Ваши милые
детушки,
Примите мою
коровушку,
Фсюда жить
-
текст;
-
снач. комм.: после покупки
коровы, телёночка, заводя их во хлев, просили разрешенья у «хозяина,
хозяюшки»;
-
комм.: перекрещивались,
произнося четыре раза, прыскали водой в четыре угла хлева: с права –
назад, с лева – на право; произносили перед вводом животины [коров,
телят, куриц ]в хлев после покупки, при переходе в новый дом – чтобы
не убежали;
|
приговор |
84. |
Об обрядах со
скотиной:
-
корова телилась тяжело –
прыскали святой водой, доставая её из подполья;
-
корову прыскали святой водой
с головы до хвоста, лицо спрыскивали, вымя мыли;
-
перед тем как корову мыть
святой водой – туда клали крестик, серебряную копеечку – «полтинник»
с божницы;
|
репортаж |
85. |
О календарных
обрядах и праздниках:
МАСЛЕНИЦА:
-
угощали друг друга;
-
девушек парень катал на
конях, по деревне: гармонь играла, девушки песни пели, масленицу
встречали;
-
лошадь: колокольчики, в дуге
ленточки навешаны, в гриву банты заплетали;
-
на дуге: ленты – красные,
синие, колокольчики – большой и маленькие;
-
дети, молодёжь, взрослые
катались с горки весь день, сани с колхоза от лошади воровали,
подсанки привозили;
ВЕРБНОЕ
ВОСКРЕСЕНЬЕ:
-
за вербой ходили в поле, в
лес;
-
вербу домой приносили, всю
вербную неделю стояла;
-
на божницу веточки вербы
ставили, летом выкидывали;
ВЕЛИКИЙ
ЧЕТВЕРГ:
-
хвосты животине подрезали,
подтыкали под матицу;
-
кормили курочек из обруча;
|
репортаж |
86. |
Тут как курочки
дружно,
Мои тут кучей –
Так Бог пусь
фсё лето их хранит
-
текст;
-
снач. комм.: когда курочек из
обруча кормили, говорили;
|
приговор на
Великий четверг |
87. |
Как курочки тут
нестесь –
Фсё хорошо,
дружно –
Так и пусь фсё
лето,
Хорошо, дружно
и живут,
Никуда не
теряютце
-
текст;
-
снач. комм.: накидывали зерна
в обруч, говорили;
-
комм.: «бабушка так делала»;
|
приговор на
Великий четверг |
88. |
Которая сей год
выдет замуш?
-
текст;
-
гадали: на беседе четыре,
пять девушек, зерно раскладывали кучками в обруч из-под кадушки,
ставили петуха в обруч, спрашивая;
-
комм.: у кого клюнет петух
кучку зерна;
|
приговор на
гадании |
89. |
О календарных
обрядах и праздниках:
ВЕЛИКИЙ
ЧЕТВЕРГ:
-
детей за мутовками в лес
бабушка отправляла, просила: «Вырубайте, и выберайте шобы пять было
рошкоф»;
ПАСХА:
-
на кануне Пасхи ходили к
всенощной в церковь;
-
пекли: «рогульки», «бабушка
шла из церкви, всех угощала»;
-
носили в церковь яйца, пасху,
приносили домой, ложили на божницу;
-
яйцо всю святую неделю
лежало, не портилось;
-
поп, отслужив «обедню», ходил
по деревням, в Кадуй, пел молитвы, тропарь «Христос воскрес»;
-
поп заходил в дом, на столе:
блюдо яиц, пасха;
-
дьяка ложил в сумочку два
яйца;
-
в доме поп с дьяконом служили
молебен, по просьбе крестьян могли отслужить на дворе;
-
во время службы всем жителям
деревни раздавали ложечкой причастье;
-
хозяева каждого дома деревни
приглашали попа с дьяконом отслужить молебен у себя в доме;
|
репортаж |
90. |
Об
окказиональных обрядах:
-
деревню обходили с иконой
«Божьей матери» от пожаров;
-
горящий дом обходили три раза
с иконой «Божьей матери» от пожара;
-
в засуху, в поле выходили с
иконой «Божьей матери» или «Егория», крестились, молились, стоя на
коленях, «у Бо¥о просили»;
|
репортаж |
91. |
Дай, Госпоть
[это] дожжика,
И помилую нас,
И прости за фсе
грехи их
-
текст;
-
снач. комм.: «старухи на
колени вставали, крестились, молились, только в землю пичкали»;
-
комм.: дождя бабушки просили,
молились стоя на коленях, заставляли молиться детей: «Молитесь Богу,
вмалитесь»; кто- либо из старших держа икону молился дождю; «потом
поднималась туча – «А, вы, выходите, такие, сикие»; «в Богу молитца
– шобы дожж был»;
|
молитва |
92. |
О календарных
обрядах и праздниках:
ЕГОРИЙ:
-
делали обход во дворе
[дедушка]: в решете – каравай [бабушка пекла], яйцо, иконка
«Егория»;
-
делающий обход опоясан
кушаком, топор за поясом;
-
при обходе животины хозяину
помогали дети – всю животину [лошадей, коров, овец] загоняли в круг
во дворе;
-
хозяин обходил животину три
раза кругом, шепотом наговаривал приговор, крестился;
-
после обхода дети животину
загоняли обратно по своим местам;
-
после обхода, хозяин вынимал
топор из-за пояса, втыкал над выходом со двора, всё лето не вынимал;
-
после обхода иконку и решето
хозяин дома приносил обратно в дом;
-
после обхода хозяин разрезал
каравай хлеба «на скипочки» и скармливал животине;
|
репортаж |
93. |
Об обрядах со
скотиной:
-
пастух, перед тем как пасти,
делал общий обход скотины;
-
за обходом пастух куда-то
ездил;
-
пастух делал обход с хлебом;
-
пастух куда-то обход прятал;
-
запреты на обход: запрещалось
перелезать через огород, разрешалось только «в забор заходить»;
запрещалось чёрные ягоды есть; нельзя стричься целое лето;
-
в деревне Слободка пастух
делал обход с шапкой на голове;
-
запрещалось босиком и «гологоловым»
скот провожать на пастьбу;
-
бабушки, перед тем как дети
собирались выгонять скот со двора, говорили: «Иди-ко, выпусти
коровушку, да платок одень» - должен был быть платок на голове, и не
босиком; |
репортаж |