Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 2013-1 >>> Бабаевский район

Оригинальная коллекция Бабаевского ЦТНК

АФ 632

 

<<< предыдущий

следующий >>>

592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 692 >
612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631
632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651
652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671
672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691

  

Вологодская область,
Бабаевский район,
Пяжозерский с/с
п. Пяжелка
13.06.02.

Гр.: Кукушкин А. В.
Куимова Н. В.
Жильченков Витя
Масияускас Наташа
Соколова Саша

Исп.: Васильева Евдокия Семёновна, 1928 г.р., род. - д. Васильевская, Шимозёрского с/с., Вытегорского р-на
Трофимов Николай Кириллович, 1927 г.р., род. - д. Кузнецовская, Шимозёрского с/с., Вытегорского р-на
 

1.

О бытовании песен:

-          пели: «Кругом, кругом осиротала», «Сашенька, друг не оцененный» – по праздникам, когда с клуба шли; «Там в саду, при долине громко пел соловей», «Все пташки, канарейки, все жалобно поют»;
-          пели частушки «коротенькие» под гармонь, плясали под «язык»;
 

репортаж

2.

О полевых обрядах:

-          руками жали на поле;
-          сноп соломы, пшеницы приносили в колхозною кантору на выставку;
-          мать работала на скотном дворе;
-          последним дожинали овёс, последний сноп приносили в дом, ставили в передний угол;
-          во время роботы на поле пели «короткие» и «длинные» песни, «все поля от песен трещали»;
 

репортаж

3.

Об обработке льна:

-          раньше родители пряли лён;
-          при колхозах лён уже не пряли;
 

репортаж

4.

О календарных обрядах и праздниках:

СВЯТКИ:
-          приходили ряженные на беседу: «медведь», «волк»;
-          «медведь»: надевал шубу, на руках и ногах надеты катанки, рычал, заходя на беседу, поднимал крик;
-          для беседы у старушки снимали избу, рассчитываясь, мыли ей пол в доме;
-          «волк»: одет как «медведь», выл;
-          выпускали на беседу курочку, катали на «лошадке»;
-          на беседе, когда плясали «кадриль» впускали курочку, её девушки выгоняли, не зная что с ней делать;
-          плясали: «ланчика» – в восемь пар, «кадриль» – в четыре;
КРЕЩЕНЬЕ:
-          ходили за водой к часовне на родник, прежде чем брать воду – кидали серебряные и медные деньги;
-          в роднике набирали воды, – сколько зачерпывалось;
-          за водой ходили в Крещенье;
-          часовня была в Линжозере;
-          в деревне Васильевская стояла на горе часовня;
-          раньше старые люди святили в доме водой, приносили святую воду домой – стояла в течении всего года;
МАСЛЕНИЦА:
-          пекли «рыбники»;
-          в гости ходили друг к другу;
-          катались на лошадях из деревни по деревням: Полозеро, Линжозеро, Сюрга, Офонинская, Шимозеро, Конец, Харжино, Манчина Гора, Сельгада, Каменыйда;
-          катались с горки возле озера – «сносило по деревне»;
СВЯТКИ:
-          старые люди колядовали: в доме пели колядку, лицо закрывали;
-          хозяева дома колядовщиков одаривали пирогами, «калитками», «рулетом»;
БЛАГОВЕЩЕНЬЕ:
-          пели песни;
ЕГОРИЙ:
-          обрезали хвостики у скотины, затыкали под матицу;
 

репортаж

5.

Об обрядах со скотиной:

-          перед первым выгоном скотины брали обход;
-          пастух делал обход, в руках решето, в решете полотенце, обходил вокруг стада три раза;
-          перед выгоном, утром, пастух играл в «барабанку, хоть пляши»;
-          у пастуха, на обход были запреты есть: малину, бруснику, землянику;
 

репортаж

6.

О календарных обрядах и праздниках:

ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ:
-          ходили за вербой в лес, приносили в дом, клали под икону;
-          родители хлестали вербой детей;
ПАСХА:
-          ходили вечером в церковь в Шимозеро, стояли всенощную всю ночь;
-          вечером всё пекли;
-          утром рано родители приходили со всенощной;
-          пели тропарь «Христос воскрес» – с Пасхой поздравляли;
-          старухи ходили в церковь, к часовенке – крестились, просили дождика;
ТРОИЦА:
-          приносили, ставили к крыльцу одну, две берёзки;
-          высохшие берёзки выкидывали;
ПЕТРОВ ДЕНЬ:
-          с Петрова дня начинали веники ломать;
-          пекли пироги;
-          когда работали в колхозе, начинали косить с Петрова дня;
-          в Петров день гуляли, потом начинали косить;
-          жать начинали, как зерновые поспевали;
ВОЗДВИЖЕНЬЕ:
-          ходили в лес, коров выпускали;
-          колхозных коров всегда выпускали с «Вздвиженья»;
 

репортаж

7.

О похоронно-поминальных обрядах:

-          в Радуницу, в Троицкую субботу, в Дмитровскую субботу ходили на кладбище поминать;
-          на помин готовили: «рыбник», блины – «колоб» с яиц, «рогульки», «панафиду», яйца;
-          перед тем как зайти в оградку – крестились, причитали на могиле, потом поминали – на могилу скатерть, полотенце белое стелили;
-          у кого была свечка – на могилу ставил;
 

репортаж

8.

О грамотности и школе:

-          в Шимозере была семилетняя школа;
-          Васильева Е. С. до войны закончила пять классов;
-          школа: двухэтажная, с большими окнами;
-          Васильева Е. С. в сорок третьем году поступила в пятый класс;
-          в трёх пятых классах было семьсот восемьдесят девять учеников;
-          выписывали газеты, журналы: «Красный север», «Голос колхозов»;
-          отец Васильевой Е. С. выписывал до войны газету «На страже», позже переименовали в «Известия»;
-          в Шимозере была изба-читальня;
-          в школе Шимозера было печное отопление;
-          в школу Шимозера с пятого класса, приходили учиться из: Пяжозеро, Кривозеро, Нажмозеро, Клёнозеро, Полковское, Пустынка;
-          в школе учили свои и приезжие учителя, все жили по квартирам;
-          начало урока было с восьми часов;
-          вепсскому языку учила Логинова Ксения Петровна с Пяжелки, родом с города Петрозаводска;
-          Васильева Е. С. ходила с тридцать шестова года в первый класс, где учили на вепсском языке;
-          раньше государству была нужна образованная молодёжь, а теперь она государству не нужна;
-          в семье Васильевой Е. С. было двое детей, вместе с ней, с ними водилась бабушка;
 

репортаж

9.

[Не было снегу]
Не было следу – выпал снек,
Фстал след, и мы приехали
Ольга Никалаевна за вами

-          текст;
-          снач. комм.: вечером, зимой, приезжали на лошадях свататься, говорили;
 

свадебный приговор

10.

О свадебном обряде:

-          приезжали свататься, если родители невесты давали согласие, то благословляли;
 

репортаж

11.

О том как невесту сватали:

-          невесту сватать приезжали два раза, она всё не соглошалась;
-          девушка гуляла с двумя парнями: с деревни Васильевская и с деревни Каменново;
-          с деревни Каменново парень был бедный - Яша, а с деревни Васильевская богатый;
-          брат невесте сказал, что если она пойдёт за парня со своей деревни Каменново, то он ей помогать не будет, не даст приданного, коровы, а если выйдет за Семёна из Полозера [Васильевская], то даст всё – ячмень, приданное – корову;
-          невеста дала на второй раз, когда приезжали сваты за бедного парня, так всю жизнь прожила;
 

быличка

12.

О свадебном обряде:

-          перед венцом, жених заезжал за невестой, подруги невесты просили выкуп;
-          невесту везли к венцу с закрытым лицом;
 

репортаж

13.

О том, как обманом женили Трофимова Н. К.:

-          дядя Трофимова Н. К. был председателем сельсовета;
-          Трофимов Н. К. работал машинистом на тракторе СК – 125;
-          дед Иван, отсидевший двадцать пять лет в заключении, работал на пилораме сторожем;
-          дед Иван попросил Трофимова Н. К. распилить брус на пилораме для своего дома;
-          дед Иван пригласил в новый дом, на новоселье Трофимова Н. К., где напился;
-          у пьяного Трофимова Н. К. дед Иван изъял паспорт, снёс в сельсовет, где поставили печать о браке Трофимова Н. К. с дочерью деда Ивана;
-          утром, после гулянки на новоселье деда Ивана Трофимов узнал, что его незаконно женили;
 

быличка

14.

О свадебном обряде:

-          от венца, когда встречала мать, пели песни;
-          мать встречала молодых с хлебом на полотенце;
-          хлеб кусали молодые;
-          невеста сама причитала;
-          родную сестру Васильевой Е. С. отдавали за муж – причитала её мать, сына женила – причитала, «вся деревня плакала»;
 

репортаж

15.

Что ешы не слышно ни каково празника,
В этыф Шимозири,
А куда ты собираешься?
Куда ты [я гыт] едишь?

-          фрагм. текста;
-          снач. комм.: мать причитала на свадьбе по сыну;
 

свадебный причёт

16.

О свадебном обряде:

-          после встречи от венца матери с хлебом, жених вёл невесту в дом, жених стоял с правой стороны;
-          молодые заходили в дом, садились за стол на лавку, застеленную половиком-дорожкой;
-          молодых поздравляли за столом;
-          невесте дарили платки, полотенца;
-          невестины дары трясли, дарили родственников жениха в первый день свадьбы;
-          невесте дарили полотенца, ткань, рубахи;
-          в первый день свадьбы, после встречи молодых от венца, когда молодые заходили в дом, в доме стреляли из ружья;
-          когда молодые ехали от венца, в деревне «кошели» жгли;
-          перед свадьбой мыли избу, вешали полотенца на иконы, зеркала;
-          невеста: в платье, опоясывалась кушаком, зимой одевала пиджак, кофту;
-          невеста: рубаха с коротким рукавом, выше локтя, платье с коротким рукавом;
-          свекровь снимала с невесты пальто, если на неё одето платье;
-          жениха и невесту уводили спать в отдельную комнату;
-          утром, на второй день, невесту отправляли за водой на колодец, воду выливали;
-          невесте не один раз приходилось бегать за водой на колодец с ведром, ушатом;
-          дорогу молодым жердями и людьми загораживали, останавливали, просили выкуп деньгами;
-          подруги невесты просили откуп деньгами у жениха; когда жених забирал невесту, ложил по четырем углам стола деньги, их забирали подруги невесты;
-          вечером, в первый день свадьбы били [тарелки] горшок [пустой] с кашей о матицу;
-          невеста: платье украшали бусами, в церкви одевала, у кого были кольца – «дуги»;
-          кольца: золотые, серебряные, медные;
-          невеста: на ушах – серьги покупные, на шее – бусы;
-          перед отъездом невесты в церковь, ей расплетали косу;
-          невеста: покупной платок;

репортаж

 

Вологодская область,
Бабаевский район,
Центральный с/с
д. Кийно
14.06.02.

Гр.: Кукушкин А. В.
Толстогузова Г. В.

Исп.: Алёшкина Полина Григорьевна, 1922 г.р., род. - д. Худяково, Комонёвского с/с
Орлова Александра Павловна, 1925 г.р., род. – д. Слободка,  Новостаринского с/с
 

17.

О календарных обрядах и праздниках:

ПРЕСТОЛЬНЫЕ:
-          в деревне Худяково – пречистая пресвятая Богородица, Успеньё, Крещенье;
-          на праздники варили пиво на улице, на костре, в «щану»;
-          первым суслом детей угощали;
-          в Худяково приходили на праздник с других деревень родственники: Шейно, Акишево, Тарасово;
-          на празднике песни пели, частушки;
 

репортаж

18.

 

Там ф саду при долине,
Громко пел соловей,
А я мальчик на чужбине,
Позабыт от людей

-          напев;
-          снач. комм.: родители пели;
-          комм.: родители за столом в праздник пели, дети слушали, запоминали «с голоса», позже уже сами пели;
 

поздняя лирика

19.

О календарных обрядах и праздниках:

ПРЕСТОЛЬНЫЕ:
-          за столом дети, родственники сидели;
-          мужики пиво пили, женщины пели «Там в саду при долине», старики подпевали;
-          в деревни Слободка пели «Там в саду при долине»;
-          в деревне Слободка праздновали Ильин день, вся родня собиралась;
-          в «скорбящую» на первый день родственники приходили гостить;
-          на второй день «скоробящей» мужики деревни Слободка собирались, из избы в избу ходили в гости, допивали пиво;
-          пиво варили в «шщанах», горшках в русской печке; 

репортаж

Сторона В 

Исп.: Алёшкина Полина Григорьевна, 1922 г.р., род. - д. Худяково, Комонёвского с/с
Орлова Александра Павловна, 1925 г.р., род. – д. Слободка,  Новостаринского с/с
 

20.

О календарных обрядах и праздниках:

ПРЕСТОЛЬНЫЕ:
-          в деревне Слободка праздновали ИЛЬИН день, осенью – «скорбящую»;
-          на праздник звали родственников, приезжали ночью, на следующий день днём гуляли;
-          после праздника мужики деревни Слободка ходили по домам в гости к друг другу;
-          пиво варили в «шщанах», горшках;
-          в деревне Худяково плясали: «Ланчика» – в четыре пары, «Кадриль» – в две пары, «Русского» - «по два», «по одинке»;
-          плясали «Русского» «по два» парень с девушкой, пели частушки под гармонь;
-          плясали под гармонь, балалайку, под «язык»;
 

репортаж

21.

По песням

-          проба;
 

наигрыш  под «язык»

22.

По песням с частушками
 

наигрыш  под «язык»

23.

Задушевная попляшим,
Да и песен попоём,
А пуще люди позавидуют,
Што весело живём

-          напев;
 

частушка

24.

О проходке по деревне:

-          по деревне с гармошкой: ребята шли в переди, девушки в заде с песнями;
 

репортаж

25.

Под песни с частушками
(аккомпанирует: Кукушкин А. В.)
 

наигрыш  на хромке

26.

 

Поиграй повиселее,
Гармонис чужой ни наш,
Для миня, и для товарочки,
Пожалуста уваш

-          напев;
 

частушка

27.

 

Гармонисыта любить,
Да деушки ни шуточка,
Спокою серцу не бывает,
Не одна минуточка

-          напев;
 

частушка

28.

 

На дорогу выходи,
На выходи, да серцо в ран,
Не идёт, и не играет,
Хромочка получше нас

-          напев;
 

частушка

29.

 

На дорогу выходила,
Снегу белово брала,
Не играла эта хромочка,
Которую ждала

-          напев;
 

частушка

30.

Ты играй повеселей,
За ухажора моево,
Я как песен напою,
За ухажорочку твою

-          напев;
 

частушка

31.

Говорят, што боевая,
Боева я и есь,
Боевая я и дома,
Боевая я и здесь

-          напев;
 

частушка

32.

На дорогу выходила,
Снегу белово брала,
Заиграла эта хромочка,
Фкаторую ждала

-          напев;
 

частушка

33.

Гармонифста любить,
Надэ баско ходить,
Надэ пудритце, румянитце,
И брови наводить

-          напев;
 

частушка

34.

Гармониста я любила,
Гармониста тешила,
Гармонисту на плечо,
Фсама гармошку вешала

-          напев;
 

частушка

35.

Гармонист хорошей парень,
Фтолько вмиленькой не мой,
Фсю бы вночку простояла,
И подумала – домой

-          напев;
-          комм.: «влюбилась»;
 

частушка

36.

Фзадушевная фтоварка,
Дролю взяли в армию,
Впофсадили на машину,
Увизли в Германию

-          напев;
 

частушка

37.

О рекрутском обряде:

-          когда забирали ребят в армию,– делали беседу, вся деревня собиралась, плясали;
-          девушка парня, которого забирали в армию вызывали плясать, она пела частушки;
 

репортаж

38.

Под песни с частушками
(аккомпанирует: Кукушкин А. В.)
 

наигрыш  на хромке

39.

Ягодиночке до призыва,
Ищо людеюшка,
Он уедет, я останусь,
Молодая девушка

-          напев;
-          снач. комм.: девушка выходила плясать на проводах ребят в армию, запевала;
 

частушка

40.

Ягодиночке до призыва,
Ищо четыре дня,
Он уедет, я останусь,
И любимая одна

-          напев;
 

частушка

41.

Дроля в армию пойдёшь,
Одень рубашку белую,
Хоть и три года пройдёт,
Изменушки ни сделаю

-          напев;
 

частушка

42.

Дроля в армию поехал,
И наказывал фсестре:
«Послиди за этай девушкой,
Понадобитцы мне»

-          напев;
 

частушка

43.

Дроля в армию поехал,
Я в окошко глянула,
Биз ниво моя любовь,
Фсё вянуло, и вянула

-          напев;
 

частушка

44.

Дроля в армию поехал,
Сел на изгородочку,
Он пошёл, я любовалась,
На ево походочку

-          напев;
 

частушка

45.

Дроля в армию поехал,
И ево жалеет мать,
Дожалею пуще матери,
Ни весело гулять

-          напев; 
 

частушка

46.

[Заду]шевная товарка,
Дролю взяли в армию,
Впофсадили на машину,
Увезли ф Германию

-          фрагм. напева;
 

частушка

47.

О рекрутском обряде:

-          сватья вызывала девушку плясать, она пела – «слёзы на глазах»;
-          девушка ждала парня с армии;
 

репортаж

48.

По деревне с частушками
(аккомпанирует: Кукушкин А. В.)
 

наигрыш  на хромке

49.

Ой, задушевная, да ни жди,
Вкоторой с армии пришол,
Ой, я вждала да четыре года,
Он пришол, да не подошол

-          напев;
 

частушка

50.

Ой, ты играй, да повеселее,
Веселее-то запою,
Ой, фтэницо, да фсё сгорё,
Фдроли отстаю

-          напев;
 

частушка

51.

Ой, интересно-то было слушать,
У милово, да под окном,
На нево-то ногами топали,
Да миня-то не надэ ф дом

-          напев;
 

частушка

52.

Ой, интиресно-то было слушать,
Как ругала, да дролю вмать,
Не давала розрешенью,
Ф чашу пиву прибовлять

-          напев;
 

частушка

53.

Ой, не ходи-то фтоварка-то ф замуж,
Как-то моя, да головушка,
Ой, вывчу дивле в ряда ф четыре,
Фчем одна, да головушка

-          напев; 
 

частушка

54.

Ой, у миня-та фчетыре-то диверя,
Да продушки-то дивятце,
Ой, не девитесь-ко подрушки,
Фженятце, да роздивятце

-          напев;
 

частушка

55.

Фсё про[ф]шло и пролетело,
Времечко веселае,
А типерь-то наступило,
Ак фсамоё тяжолое

-          текст;
-          комм.: «старые, да еле бр†дим, спасибо ышо пенсию дают, славо Богу»;
 

частушка

56.

О проходке по деревне:

-          по деревне шли с песнями: в переди шёл гармонист, сзади его ребят «цепочка», потом девушек «цепочка» не одна;
-          девушки шли под ручку захватившись, с песнями;
-          парни пели свои песни, девушки свои;
 

репортаж

57.

Под песни с частушками
(аккомпанирует: Кукушкин А. В.)
 

наигрыш  на хромке

58.

У сударушки во спаленке,
Не тухнет огонёк,
У сударушки во спаленке –
Родилфсэ паренёк

-          напев;
 

частушка

59.

У сударушки, у спалёнки,
Окошко пролюблю,
Штобы видела и слышила,
Ф которой край иду

-          напев;
-          комм.: «вот, я-та свои песни пою»;
 

частушка

60.

О драке:

-          парни пели свои песни, девушки свои, могли петь на перебой;
-          пели песни «под драку»;
-          ребята делили девушек, друг у дружки отбивали – по праздникам, в Причистую, в Успеньё «скоплялось много народу вдоль деревни»;
-          скандалили: чужаки приходили из других деревень, девушек у местных ребят отбирали;
-          под конец праздника, когда расходились по парам – парни делили девушек между собой, могла из-за этого начаться драка;
-          в драке применяли жерди, трости, ножи, каменьям кидались;
-          в деревне Команево дети подносили камни в драке;
-          девушки, растаскивали в драке парней;
-          кто из своих убегал из драки, – его наказывали, «судили»;
 

репортаж

61.

О том, как голову отрезали парню из-за девушки:

-          зимой, в Крещенье, из дровней – оглоблей били парня, голову порезали из-за девок, не поделили девок;
-          свои ребята дрались с чужими из-за девушек;
 

бывальщина

62.

О беседах:

-          раньше были у девушек «рабочие» беседы с прялками – с осени;
-          осенью, поужинав, девушки уходили на беседу;
-          «рабочие» беседы начинались с октябрьских праздников;
-          с ПОКРОВА начинали на беседу с прялками ходить;
-          старшие девушки на беседе сидели в одном доме, помоложе в другом;
-          для беседы дом снимали, «покупали» – дрова привозили «костёр под окно»;
 

репортаж

63.

О календарных обрядах и праздниках:

СВЯТКИ:
-          «кикимера»: жгла кужли на беседе, девушки пряли, она распускала «волосьё», одевала рваную пальтушку, брала прялку с привязанным кужлем, пряла, лицо закрыто марлей;
-          «кикимера»: пряла с веретеном в руках, начинала дремать, приходил «напарник», поджигал у «кикимеры» кужель, она вскакивала, бежала «по всем» девушкам [до двадцати человек на беседе] к прялкам их кужель поджигать – «тыкала», они прятали свой кужель;
-          бабушка на снег заставляла садиться девочку «голой жопой», пока в печке горел  ею брошенный напрядённый клубочек льна; после того, как клубочек льна сгорал в печке, бабушка звала девочку с улицы обратно в дом;
 

репортаж

64.

Об обработке льна:

-          первым пряли «отрепьи», потом, научившись – «пачеси»;
-          некоторые пряли маленькие клубочки для «утка», из которых ткали ткань для мешков;
 

репортаж

65.

О беседах:

-          на беседу родители заставляли девушку напрясть один, два «простня»;
-          некоторые, не напрявшие «простня» на беседе, «проплясавшие», брали их у родителей, в доме, в корзинке, под кроватью, втыкали в прялку: «Мама, напряла я два простня»;
-          в Святки, парни, приходили к девушкам на «рабочую беседу» играть в игры;
 

репортаж

66.

О календарных обрядах и праздниках:

СВЯТКИ:
-          начинались с Николы и до Нового года, четырнадцатого января;
-          гадали с Николы: «на кресты» слушать ходили, «на борону»;
 

репортаж

67.

Где мой суженэй-ряженэй,
Там ф томпс краю?

-          текст;
-          снач. комм.: молодёжь скоплялась «на крестах», перекрёстке дорог, очерчиваясь сковородником три раза спрашивала;
-          комм.: что прислышалось: «разговаривают», «гармонья играет»;
 

приговор  на гадании

68.

О гадании:

-          ходила с девушкой, у которой болела мать гадать «на просек», ей послышалось как «доски тешут, топор рубил»;
 

бывальщина

69.

Чур, тово полно (2)

-          текст;
-          комм.: после гадания, выходя из круга девушка говорила;
 

приговор  на гадании

70.

Я сей год, выйду, ли нет, в замуш?
Эсли за муж выйду – дак колокольчики звените,
А эсли не выйду – дак песню пойте,
Да гармонья играй, гулять буду

-          текст;
-          снач. комм.: девушка, перед тем как гадать «на крестах» обводила вокруг себя сковородником три раза, спрашивала;
-          комм.: «гармонья заиграла» – девушка «гуляла» в этот год;
 

приговор  на гадании

71.

Черти, биси, сотона здись,
Скажи фсю ту правду

-          фрагм. текста;
-          снач. комм.: «на бороне» слушали, говорили;
-          комм.: вставали на брошенную в поле борону, загадывали;
 

приговор  на гадании

72.

Черти, биси, сотона здись,
Скажите мне сушую правду,
Я там за [этово] парня выйду в замуш, или нет?
Или у миня там кто помрёт,
Или бабушка фстаренькая,
Или дедудшка, ли?
Кто (2) помрёт – дак доски тешите,
А эсли я за муш выйду – дак, тоже, музыка играй,
Или, песни пой

-          текст;
-          комм.: и слушали;
 

приговор  на гадании

73.

Черти, биси, сотана здись

-          фрагм. текста;
-          снач. комм.: «и эдак говорили, шо»;
 

приговор  на гадании

74.

Чур, тово полно (3)

-          текст;
-          снач. комм.: после гадания говорили;
-          комм.: говорили три раза;
 

приговор  на гадании

75.

О календарных обрядах и праздниках:

СВЯТКИ:
-          молодёжь «снек полоть» ходила;
-          в сенях колядовщики пели, бабушка их одаривала «рогульками», пирогами, крендельками;
-          бабушка напечённое для колядовщиков угощение запрещала детям брать с тарелки, говорила: «Не троште, это придут сёдне калиду петь, дак нада им дать»;
 

репортаж

76.

 

Каледа, каледа,
Зародилась каледа,
Накануне Рожисва,
Кто даст каледы –
Тому двор живота,
Кто не даст каледы –
Тому кошка в окошко,
Глиные глаза

-          напев;
 

колядка

77.

 

Каледа, ты каледа,
Зародилась каледа,
Накануне Рожиства,
Кто даст каледы –
Тому двор живота,
Кто не даст каледы –
Тому кошка в окошко,
Глиные глаза

-          напев;
-          комм.: пели дети «наряженные»: лицо закрыто платком, пальто широкое одето, бабушкина юбка, с корзинкой на руке; в избу колядовщики не заходили, бабушка выносила им дары на тарелке, они вываливали в корзинку, шли дальше; колядовщики не плясали;
 

колядка

78.

О календарных обрядах и праздниках:

СВЯТКИ:
-          с Николы «кудеса» ходили, плясали;
-          «колядовщики» на кануне Рождества, шестого января ходили, пели колядку;
-          «колядовщики» на кануне Старого Нового года, тринадцатого января ходили, пели колядку;
-          «кудеса» в избе плясали, им играли хозяева на гармони, под «язык», под заслонку, сковородку, в ложки - старики;
-          дед пастухом был, в барабан играл под пляску «кудесам»;
-          «сдоблёные»: бабушкина юбка, дедушкины или отцовские брюки рваные;
-          «стариком»: брюки рваные с заплатами, подушка – за горб, шапка – на левую сторону вывернутая [из кошки], лицо – платком завешено;
-          в пляске «сдобленных» по «выходке» в пляске узнавали хозяева дома;
-          «сдобленные» плясали: ноги выкидывали в перёд, в присядку, всяко «удековались»;
-          «дековались» – приседали, шутили;
-          «покойника» на беседу приносили: парни на скамейке заносили, все присутствующие на беседе «кричали, визжали», парень с ремнем заставляли девок целовать «покойника»;
-          по «покойнику» причитали;
-          «покойник»: во рту – мука, зубы из редьки, «фыркал мукой» на девушку, которую не любил;
-          «покойник»: в белом, заносили на скамейке, девки или тётка причитали по ему;
 

репортаж

79.

Ну вот, с этаво покою,
Со моё милое ты дитетко,
Подходите девушки, прощайтесь,
С моим, с милиньким

-          текст;
-          снач. комм.: «тётка причитала»;
-          комм.: потом «тётка» уходила; при причёте по «покойнику» всяко «наговорят, навирают»; два парня тоскали девушек целовать «покойника», которая сопротивлялась, – били ремнём;
 

причёт по «покойнику»

80.

О календарных обрядах и праздниках:

СВЯТКИ:
-          «медведь»: в медвежьей шкуре, опоясан ремнём, лицо закрыто;
-          молодёжь на беседе «медведя» ряженного ждали, «скопятци»;
-          «кузнецов» привозили;
-          «медведь»: девок катал по грязному мокрому полу, убегали потом с беседы в грязной одежде;
-          «медведь»: рычал;
-          «кузнецы» приходили на беседу: приходили двое, у одного – клещи, у другого – молот, которая девка не нравилась – хватали за ногу, ударяли молотом по каблуку до боли;
-          на которую девушку «кузнецы» сердились – отрывали подошву у обуви;
-          «блины пекли»: два парня хватали девушку, шоркали тряпкой по сковороде, хлопали по сковороде, згрибали всё на лопату, били девушку по жопе;
-          «патифон»: женщина из Нижнего Конца на дровнях завозила большую корзину с посаженым кем-нибудь в ней [в ней редьку носили], «заводила», песни озорные звучали;
-          «под окнами» слушали: если хорошие разговоры в доме – хорошо год проживёшь, если ругают – плохо;
КРЕЩЕНЬЕ:
-          за водой на колодец ходили;
-          в деревне Акишево на родник ходят за водой в двенадцать часов ночи;
 

репортаж

81.

Воденые – царь, царица,
Дайте водицы,
На жись, на радось,
На доброё здоровьё

-          текст;
-          снач. комм.: когда брали воду в Крещенье, говорили;
 

приговор  на Крещенье

82.

Воденые царь и царица,
Дайте водицы,
На жись, на радось,
На доброё здоровьё

-          текст;
-          комм.: воду набирали, сколько зачерпнётся, в посудину; водой в доме святили: наливали в блюдечко, крылышком от курицы прыскали; прыскали: от иконы – в назад себя, потом на лево и на право, «крестом»;
 

приговор  на Крещенье

83.

Дорогие хозяин и хозяюшка,
Ваши милые детушки,
Примите мою коровушку,
Фсюда жить

-          текст;
-          снач. комм.: после покупки коровы, телёночка, заводя их во хлев, просили разрешенья у «хозяина, хозяюшки»;
-          комм.: перекрещивались, произнося четыре раза, прыскали водой в четыре угла хлева: с права – назад, с лева – на право; произносили перед вводом животины [коров, телят, куриц ]в хлев после покупки, при переходе в новый дом – чтобы не убежали;
 

приговор

84.

Об обрядах со скотиной:

-          корова телилась тяжело – прыскали святой водой, доставая её из подполья;
-          корову прыскали святой водой с головы до хвоста, лицо спрыскивали, вымя мыли;
-          перед тем как корову мыть святой водой – туда клали крестик, серебряную копеечку – «полтинник» с божницы;
 

репортаж

85.

О календарных обрядах и праздниках:

МАСЛЕНИЦА:
-          угощали друг друга;
-          девушек парень катал на конях, по деревне: гармонь играла, девушки песни пели, масленицу встречали;
-          лошадь: колокольчики, в дуге ленточки навешаны, в гриву банты заплетали;
-          на дуге: ленты – красные, синие, колокольчики – большой и маленькие;
-          дети, молодёжь, взрослые катались с горки весь день, сани с колхоза от лошади воровали, подсанки привозили;
ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ:
-          за вербой ходили в поле, в лес;
-          вербу домой приносили, всю вербную неделю стояла;
-          на божницу веточки вербы ставили, летом выкидывали;
ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ:
-          хвосты животине подрезали, подтыкали под матицу;
-          кормили курочек из обруча; 
 

репортаж

86.

Тут как курочки дружно,
Мои тут кучей –
Так Бог пусь фсё лето их хранит

-          текст;
-          снач. комм.: когда курочек из обруча кормили, говорили;
         
 

приговор  на Великий четверг

87.

Как курочки тут нестесь –
Фсё хорошо, дружно –
Так и пусь фсё лето,
Хорошо, дружно и живут,
Никуда не теряютце

-          текст;
-          снач. комм.: накидывали зерна в обруч, говорили;
-          комм.: «бабушка так делала»;
 

приговор на Великий четверг

88.

Которая сей год выдет замуш?

-          текст;
-          гадали: на беседе четыре, пять девушек, зерно раскладывали кучками в обруч из-под кадушки, ставили петуха в обруч, спрашивая;
-          комм.: у кого клюнет петух кучку зерна;
 

приговор  на гадании

89.

О календарных обрядах и праздниках:

ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ:
-          детей за мутовками в лес бабушка отправляла, просила: «Вырубайте, и выберайте шобы пять было рошкоф»;
ПАСХА:
-          на кануне Пасхи ходили к всенощной в церковь;
-          пекли: «рогульки», «бабушка шла из церкви, всех угощала»;
-          носили в церковь яйца, пасху, приносили домой, ложили на божницу;
-          яйцо всю святую неделю лежало, не портилось;
-          поп, отслужив «обедню», ходил по деревням, в Кадуй, пел молитвы, тропарь «Христос воскрес»;
-          поп заходил в дом, на столе: блюдо яиц, пасха;
-          дьяка ложил в сумочку два яйца;
-          в доме поп с дьяконом служили молебен, по просьбе крестьян могли отслужить на дворе;
-          во время службы всем жителям деревни раздавали ложечкой причастье;
-          хозяева каждого дома деревни приглашали попа с дьяконом отслужить молебен у себя в доме;
 

репортаж

90.

Об окказиональных обрядах:

-          деревню обходили с иконой «Божьей матери» от пожаров;
-          горящий дом обходили три раза с иконой «Божьей матери» от пожара;
-          в засуху, в поле выходили с иконой «Божьей матери» или «Егория», крестились,  молились, стоя на коленях, «у Бо¥о просили»;
 

репортаж

91.

Дай, Госпоть [это] дожжика,
И помилую нас,
И прости за фсе грехи их

-          текст;
-          снач. комм.: «старухи на колени вставали, крестились, молились, только в землю пичкали»;
-          комм.: дождя бабушки просили, молились стоя на коленях, заставляли молиться детей: «Молитесь Богу, вмалитесь»; кто- либо из старших держа икону молился дождю; «потом поднималась туча – «А, вы, выходите, такие, сикие»; «в Богу молитца – шобы дожж был»;
 

молитва

92.

О календарных обрядах и праздниках:

ЕГОРИЙ:
-          делали обход во дворе [дедушка]: в решете – каравай [бабушка пекла], яйцо, иконка «Егория»;
-          делающий обход опоясан кушаком, топор за поясом;
-          при обходе животины хозяину помогали дети – всю животину [лошадей, коров, овец] загоняли в круг во дворе;
-          хозяин обходил животину три раза кругом, шепотом наговаривал приговор, крестился;
-          после обхода дети животину загоняли обратно по своим местам;
-          после обхода, хозяин вынимал топор из-за пояса, втыкал над выходом со двора, всё лето не вынимал;
-          после обхода иконку и решето хозяин дома приносил обратно в дом;
-          после обхода хозяин разрезал каравай хлеба «на скипочки» и скармливал животине;
 

репортаж

93.

Об обрядах со скотиной:

-          пастух, перед тем как пасти, делал общий обход скотины;
-          за обходом пастух куда-то ездил;
-          пастух делал обход с хлебом;
-          пастух куда-то обход прятал;
-          запреты на обход: запрещалось перелезать через огород, разрешалось только «в забор заходить»; запрещалось чёрные ягоды есть; нельзя стричься целое лето;
-          в деревне Слободка пастух делал обход с шапкой на голове;
-          запрещалось босиком и «гологоловым» скот провожать на пастьбу;
-          бабушки, перед тем как дети собирались выгонять скот со двора, говорили: «Иди-ко, выпусти коровушку, да платок одень» - должен был быть платок на голове, и не босиком; 

репортаж

 

 

<<< предыдущий  

следующий  >>>

592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 692 >
612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631
632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651
652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671
672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691