Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 2013-1 >>> Бабаевский район

Оригинальная коллекция Бабаевского ЦТНК

АФ 682

 

<<< предыдущий

следующий >>>

592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 692 >
612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631
632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651
652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671
672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691

 

Вологодская область,
Бабаевский район,
Комоневского с/с
д. Горка
12.07.05.

Зап.: Кукушкин А.В.
Соловьёв Л. Г.

Исп.: Антонов Василий Павлович, 1930 г. р., род. - д. Горка 

01.

О пляске, гармонном наигрыше и песне:

- на беседе плясали «Чурина» («Кадриль»), в которой подходящие друг к другу пары пели много песен;
- «Чурина» могли плясать долго, до 30 минут;
- более старшее поколение, в отличии от молодёжи «лучше дробить умели, плясать лучше умели»;
- «старое поколение плясать все были талантливые, и песни петь»;
- «в настоящее время музыка не соответствует песни»;
- раньше гармонист в гармонном наигрыше подсказывал исполнителю, какую нужно спеть песню, «всё как-то сочеталось»;
- шаг в пляске был более спокойный;
- в сельской местности население плясали «Русского» по одному человеку с дробью, в присядку;
- в дроби выбивали «чечётку»;
- прошлое поколение хорошо дробили, плясали, «весёлые были»;
 

репортаж

02.

Об играх:

- водящий высматривал парню красивую девушку, которая ему нравилась, сажал их обоих на скамейку;
- водящий ударял ремнём по середине скамейки, после чего сидящая спиной друг к другу пара девушки и парня должны были друг к другу повернуться;
- если парень с девушкой поворачивались в одну сторону, то их заставляли целоваться;
- если парень с девушкой поворачивались в разные стороны, то один из них должен был освободить место, а его должен был сменить другой человек;
 

репортаж

03.

О работе на сплаве:

- Антонов В. П. раньше, работая на сплаве освобождал «заторы»;
- на 10 человек рабочих был 1 мастер, старший бригадир;
- бригадир распределял бригаду в 10 человек на 1,5 – 2 км.;
- рабочий, проходя по берегу реки, раздвигал багром образовавшийся затор;
- если рабочего «затёрло» в заторе, то он кричал команду другим рабочим, которые приходили ему на помощь;
- рабочие шутя кричали: «Дубинушка ухнё[м]»;
 

репортаж

04.

Об играх:

- в детстве Антонов В. П. играл с другими детьми в мячик;
- «гранаты настоящие глушили»;
- дети играли в мячик, в «Телепенье»;
 

репортаж

05.

О календарных обрядах и праздниках:

ПАСХА, ТРОИЦА:
- в Троицу, Пасху, парни собирали яйца, хвастались друг перед другом: «у кого как покрашено, у кого крепче»;
- собранные яйца парни съедали, давали девушкам;
 

репортаж

06.

О свадебном обряде:

- после свадьбы, в первый вечер зять приходил к тёще;
- если тёща была строгая, то могла вначале поругать зятя;
- тёща, либо кто другой, тесали для огня щепки и готовили для зятя на шестке, на сковороде «колотиху» из 12 разбитых яиц;
-  зять приходил к тёще на «колотиху» после первой брачной ночи с её дочкой;
- Антонов В. П. женился в божественный праздник д. Горка - Ильин день (2 августа);
- утром Антонов В. П. пришёл к своей матери, сказав ей о том, что привёл в дом «молодку», с которой он и переспал первую брачную ночь;
- матери, которая разыскивала свою дочь, деревенские жители сказали, что она вышла замуж;
- мать посылала кого-либо из своих детей с приглашением в гости зятя;
- зять, вечером, или после того как освободился приходил к тёще в гости на «колотиху» отметить «первый день» своего замужества;
 

репортаж

07.

О весенних играх:

- весной, в детстве, Антонов В. П. надевал тканые штаны, и бегал босиком по лужам, от чего не было в последствии простуды;
- от грязи на пальцах ног трескалась кожа, на что родители ему сказали: «Добегал – «Сорока сапоги дала»»;
- дети играли весной в игры, радовались приходу весны, мастерили скворечники;
 

репортаж

08.

Дожжик, дожжик перестань,
Мы поедем [куды-то]

- снач. комм.: Антонов В. П. слышал, как дети во время дождя кричали;
- фрагм. текста;
- комм.: «на какую гору или куда-то»; у «приговорки» (выкрика) было много слов;
 

выкрик

09.

О песнях:

- во времена гражданской войны в деревне звучали «старинные песни» - «…Не ходил бы ты Ваня во солдаты», «По долинам и по взгорьям»;

репортаж

 

Вологодская область,
Бабаевский район,
Комоневского с/с
д. Савутино
12.07.05.

Зап.: Кукушкин А.В.
Соловьёв Л. Г.

Исп.: Авдоничева Екатерина Василевна, 1937 г.р., род. - д. Межерье Межозерского с/с 

10.

О пляске, гармонистах:

- в д. Межерье плясали «Ланчик», после которого 2 пары уходили, а 2 дольные пары «заборанивали Ланчик»;
- посередине деревни, где была пожарная машина, Авдоничева Е. В. училась плясать под балалайку, когда ещё не было гармоней;
- в д. Межерье приезжали на сенокос с д. Савутино, Комонево, где раньше косило сено на берегу реки, д. Великое Село, в которых были гармонисты;
 

репортаж

11.

Об играх:

- играли в мяч, в «Лапту», в «Прятки»;
 

репортаж

12.

О выкриках:

- чтобы наладить погоду, дети звали выкриком солнце, дождь и другие «присказки», которые Авдоничева Е. В. забыла;
 

репортаж

13.

О песнях:

- мать Авдоничевой Е. В. вместе с другими старухами, выпив вина, бражки, пили «длинные» песни: «Катеринушка», «Куда краса моя девалась»;
 

репортаж

14.

О полевых работах:

- в поле жали серпом, теребили руками лён, колотили «колотушкам»;
- рано утром будили девушек колотить «колотушкой» насушенный лён;
- в поле, во время жатвы женщины пели песни;
- рано утром, в поле, во время сенокоса женщины пели песни;
- раньше косили на берегу реки;
- по дороге на сенокос, вдоль озера, женщины пели песни;
- во время сенокоса голос песен хорошо «раздавался по воде, громко»;
 

репортаж

15.

О няньке:

- нянька могла убежать гулять, а зыбку в её отсутствие мог любой покачать;
 

репортаж

16.

Об играх:

- гоняли на улице сшитый тряпичный мячик;
- 2 команды били палкой по мячу, который должен был поймать один из игроков;
- проигравшим считался игрок, не поймавший летящий по воздуху тряпичный мяч;
- игрок, который ловил мяч, стоял в 10 метрах от игроков, которые били по мячу;
- для выбора водящего каждый игрок с верху вниз обхватывал рукой  палку, вершину которой последний игрок накрывал  ладонью, после чего последний игрок считался водящим;
- дети бегали босиком по проталинкам, не было обуви;
 

репортаж

17.

О праздниках:

- Авдоничева Е. В. до 20 лет жила в д. Межерье;
- в д. Межерье праздновали октябрьскую;
СЕРГИЙ:
- раньше, мать Авдоничевой Е. В. праздновала, когда ещё была старая церковь, Сергий вёшный (Иванов день) июне, июле месяце;
- в Сергиев день, купали в озере Маттеро, расположенном рядом с д. Межерье, коней (купались хозяева коней);
 

репортаж

18.

О беседах:

- молодёжь «выталкивала» маленьких детей с беседы, говоря: «Не време ышо»;
- дети прибегали посмотреть, как пляшет на беседе молодёжь;
- на беседу подростков не пускали;
- на беседе было много народу, «взрослым некуда было деваться»;
- на беседу собиралась молодёжь: парни и девушки, молодые женщины;
- молодёжь «по очереди», у себя в доме, устраивали беседы;
- на беседе плясали «Ланчика», «Русского»; 
 

репортаж

19.

О календарных обрядах и праздниках:

СВЯТКИ:
- в святки ходили наряжённые, носили «покойников», «медведь» приходил;
- поваленного «покойника» нужно было девушкам целовать;
- к «покойнику» с репными «зубами» парни подводили «силой» девушек;
- «покойника» в дом заносили ребята;
- «покойник»: «зубы» из репы, с открытым намазанным лицом, в белой одежде;
- девушки, увидев «покойника» убегали все в угол избы;
- наклонившеюся к «покойнику» для поцелуя девушку, «покойник» фыркал изо рта мукой, стараясь «опудрить» её;
- парни подтаскивали девушек для поцелуя, так как они боялись «покойника», им было страшно;
- «медведь» надевал перевёрнутую шубу;
- «медведь» ловил и мял девушек;
- у «медведя» лицо закрыто, завязано чем-нибудь;
- «медведь» катал девушек по полу, рявкал;
- девушки «слушали на крестах», где сходились 2 дороги;
- девушки закрещивались в кругу «на крестах», слушали, кому что «пречудица»;
- если девушек, при гадании «на крестах» никто не пугал, то они расчерчивались, а если были напуганы, то убегали не расчертившись;
МАСЛЕНИЦА:
- парни катали девушек на конях;
ВЕЛИКИЙ ПОСТ:
- в Великий пост не давали пить молоко;
 

репортаж

20.

О сплаве леса:

- на кошелях с Левинского озера возили накопленный лес для сплава по реке Кьяма;
- с Иводы реки лес попадал в Шольское озеро;
- на сплаве багром пихали лес, чтобы он нигде не застрял, чтобы не было заторов;

репортаж

  

Вологодская область,
Бабаевский район,
Комоневского с/с
д. Худяково
12.07.05.

Зап.: Кукушкин А.В.
Соловьёв Л. Г.

Исп.: Флегантова Татьяна Еремеевна, 1912 г. р., род. - д. Горка 

21.

О церкви д. Горка Комоневского с/с:

- церковь д. Горка была комоневского прихода;
- у оборванных стен церкви клали деньги;
 

репортаж

22.

Как бы, как бы, не Германия,
И как бы не война,
Не убили бы молодиньково,
Дролю у миня
 

частушка

23.

Раньше пе[л]а, запевала,
Запевать хотелосе.
А теперя у миня,
Куда весельё делосе

- снач. комм.: на поле, во время жатвы серпом, пели частушки, долгие песни;
- комм.: «голос хреповатый ведь»;
 

частушка жнивная

24.

У мня голас хриповатой,
Хрипыватой, да пою.
У мнё горад влотцоватцо,
Вретцаватцово люблю
 

частушка жнивная

25.

Мамынька радимая,
Побереги родинова.
Замуж выйду, спомену,
Поберегла на ма[л]оду
 

частушка жнивная

26.

Дроля в армию поедит,
Ей чево накажите.
Я вни с кем гулять не буду,
Если не прикажите
 

частушка жнивная

27.

Я ни вс кем гулять не буду,
Не люби миня никто.
Кто до армией любила,
Дожидать буду тово 
 

частушка

28.

О качании на качели, гуляниях, праздниках, беседе:

- частушка № 27 исполнялась раньше на качелях;
- раньше бесед вечером не делали, а гуляли вечером с гармонью по деревенской улице;
- в Пречистов день, Ильин день, Троицу вечером гуляли с гармонью по деревенской улице;
- на качелях качались в любой день;
- вечером, молодёжь д. Горка гуляла, качалась на качелях;
- в д. Горка собирались на беседу;
- качель была установлена на горке, возле пожарной машины;
- девушки вставали на широкие качели, держась за ручки, качались с песнями;
- качели были хорошие, крепкие;
 

репортаж

29.

О свадебном обряде:

- после свадьбы устраивали гулянку;
- раньше отдавали молодку замуж, приходили свататься;
- две женщины водили невесту «за под запазухи»: невеста плакала, а женщины причитали;
- кто из женщин знал свадебные причёты - тот был у невесты «подоплешницей», водил её под руки со свадебными причётами;
- две «подоплечницы» водили невесту под руки, а невеста плакала;
- на девичнике, когда выпивали, колотили друг друга рукой в голову;
- каждый ударивший рукой, во время игры, убегал;
- «такая была мода» стукать кулаком в голову друг дружку, после чего убегали;
- во время свадьбы гуляли, плясали, песни пели, пили;
- девичники были до тех пор, пока молодожёнов венчали в церкви;
 

репортаж

30.

О календарных обрядах и праздниках:

ПРЕЧИСТАЯ:
- в Пречистую ребята пели под гармонь песни;
СВЯТКИ:
- Валентина Григорьевна пела коляду;
- «как только войдёт Новый год, зар†дится коляда, Валентина Григорьевна против Нового года ходила петь коляду»;
 

репортаж

31.

Колёда, колёда,
Зародилась колёда,
Зародилась колёда,
На кануне Рождиства

- текст;
- комм.: Валентине Григорьевне дали за колядку пол-литра самогонки; две женщины ходили колядовать;
 

колядка

32.

О календарных обрядах и праздниках:

ПАСХА:
 - в Пасху 5 «христомольцев» носили кресты;
- жители деревни давали «христомольцам» яйца, целовали кресты;
- священник пел «Христос воскреси», служил молебен на дворе, в избе родителей Флегантовой Т. Е.;
- священнику, «крестоносцам» давали яйца, хлеб, кормили, поили;
- «крестоносцы» заходили первым делом на вино, на обедню в родительский дом Флегантовой Т. Е.;
- «крестоносцы» клали к Андрею, первому ребёнку в семье Флегантовых, кресты, шли по деревне пить пиво до приезда священника;
- священник приезжал в деревне на лошади;
- священника отвозили в д. Горка, Артёмово, Истомино;
- «христоносцы» ходили по деревням пешком, где их угощали яйцами, «мякушками»;
- две женщины собирали «кусочки» для священника;
- для священника женщины в деревне пекли хорошие пироги;
 

репортаж

33.

Христос воскресе
Воистенной воскресе

- интонирован;
 

выкрик на Пасху

34.

Колёда, колёда,
Зародилась колёда,
На кануне Рождества.
Кто даст колёды

- снач. комм.: Флегантовой Т. Е. никогда раньше не приходилось петь калядку, только слышала её в исполнении Валентины Григорьевны;
- фрагм. интонирования;
- фрагм. текста;
 

колядка

35.

О календарных обрядах и праздниках:

СВЯТКИ:
- колядовщикам выносили на тарелке сканцы, давали «куски» (пирога);
- Валентина Григорьевна, с 2 женщинами и мальчиком сбирали целую корзину «мякушек»;
МАСЛЕНИЦА:
- раньше, в Масленицу, катающиеся на конях пели хорошие песни;
 

репортаж

36.

О беседе:

- на беседе плясали, пели песни;
- в каждый праздник зимой делали беседы;
- летом бесед не было, на улице гуляли;
- на беседу приходили в избу с прялками пряжу прясть;
- на беседу приходили ребята с гармонью, плясали;
- ребят на беседе была целая изба;
- много молодых ребят было убито на войне;
- ребята звали девушек ко «столбу» целоваться;
- Пешенька Вальцева сдобляли «покойником», валили на лавку, делали из редьки долгие «зубы», вставляя в полый рот ;
- Флегантова Т. Е. не боялась подходить к «покойнику»;
- иную девушки ребята волокли к «покойнику» как «падину», потому что она его боялась;
- младшая сестра Флегантовой Т. Е. Маша боялась «покойника», на что ей она говорила: «Привезут «покойника» - не бойся, туда же живой человек повалён»;
- на беседу приезжала «мельница» - со сковородой;
- сдобленными руководил Пеша Николаичев;
- приезжали «с блинами» - по ж..пе лопатой хлопали;
- «мельница»: мололи дресвяным камнем о сковороду;
- «мельник» спрашивал, что нужно «смолоть», на что его просили смолоть жито, горох, столочь их в ступе;
- приходили «бабы – пьяницы» с бутылками, во внутрь которых наливали воду;
- «бабы – пьяницы сдоблялись кудесами», шли с корзинами по деревне, полоскали на беседе девушек водой, разливая её по всей избе из бутылок;
- пока всю воду из бутылок «бабы – пьяницы» не выльют по избе, с беседы никуда ни уходили;
- девушки убегали от «баб – пьяниц» в разные стороны, чтобы не попасть под струю воды;
- на большой беседе ребята играли в карты;
 

репортаж

37.

Ой, уж я сяду сиротиночка,
Ой, ко хрустальнаму окошечку,
Ой, я спрашу а сиротиночка,
Ой, ты куда жо насдобиласе

- комм.: «вот и причёты»; «што дольше, потом больше»; покойник лежал на лавке, а причётница возле окна выпричитывала ему, что он умер;
 

похоронный причёт

38.

О похоронно-поминальном обряде:

- раньше покойник лежал в доме 2 дня;
- в доме причитали до выноса гроба;
- покойника клали в гроб с причётом;
- по дороге на кладбище причитали сзади гроба;
 

репортаж

39.

Ой, ты простись-ка мая милая,
Ой, со своёй, да, светлой светлицей.
Ой, суит ли царства есть угрюмые,
Ой, хижинька, да, не весёлае

- снач. комм.: при выносе покойника из дома причитали;
- комм.: «вот и проводишь-то, идёшь, причитаешь»; этот причёт причитали при выносе покойника из дома; причитали при выносе покойника на улицу; по дороге до погоста не причитали; на кладбище причитали;
 

похоронный причёт

40.

Ой, поманити, да, помешкайте,
Ой, дорогии вы товэйрещи,
Ой, опускать, да, свово товэйрюща,
Ой, как у вас, да, добры молодцы

- снач. комм.: на кладбище причитали;
- комм.: «если мужик умер»; «вот и опустит, и охоронят»;
 

похоронный причёт

41.

О похоронно-поминальном обряде:

- 4 человека опускали гроб на верёвках в могилу;
- при опускании гроба в могилу молча кидали мелкие медные и серебряные деньги;
- к сорочинам пекли «мякушки», варили пиво, покупали вино;
- в настоящее время справляют 9, 20 дни, у кого есть возможность выставить накрытый стол;
- хороший человек всегда помянет в 9, 20, 40 дни;
- в 40 день сидели вечером, а днём провожали;
- вечером, накануне 40 дня топили баню, ходили поминать на могилу;
- после кладбища садились поминать за стол;
- всех родственников звали на кладбище поминать душу усопшего, где причитали;
- в 39 день ходили на кладбище поминать душу усопшего, которую причётом звали за поминальный стол;
 

репортаж

42.

Ой, я иду не сиротиночка,
Ой, я веду, да, гостя милово,
Ой, милово, да, го любимово,
Ой, в очи ясны не видимово

- снач. комм.: отпричитав на могиле, причётница подходя к дому причитала;
- комм.: «вот тут и сбираешь прицёты»; «всех и посадят, всех и поминают»; по дороге с погоста Флегантова Т. Е. шла с причётом; данный причёт звучал, когда Флегантова Т. Е. шла с погоста, садила за стол душу с родственниками;
 

похоронный причёт

43.

Ой, уж я выйду сиротиночка,
Ой, повс[т]ричаю гостя милово,
Ой, милово, да, я любимово,
Ой, ты садись-ко нашо милоё

- снач. комм.: встречающая возле дома душу усопшего причитала;
- проба;
- проба;
- фрагм. напева;
- комм.: зайдя в дом, душу садили за стол с причётом;
- фрагм. текста;
- фрагм. напева;
- комм.: после причёта все родственники поднимали стопки, поминали всех, поминали «сродителей»;
 

похоронный причёт

44.

Ой, уш я встану сиротиночка,
Ой, я ка столику, да, дубово[й]му,
Ой, я попоˉшою, поˉествую,
Ой, дорогово гостя милово

- снач. комм.: после поминок, душу провожали из-за стола причётом;
- фрагм. текста;
- напев;
- комм.: причитали, когда провожали душу из-за стола, спрашивали у души, понравились ли ей кушанья; после поминок душу провожали из-за стола;
 

похоронный причёт

45.

О похоронно-поминальном обряде:

- душу из-за стола провожали по дороге причётом до церкви;
- поминали в 9, 20, 40 дни, в Троицу, в Радуницу;
 

репортаж

46.

[Ой, уж я сяду сиротиночка,]
Ой, роспушу я быстру речиньку,
Ой, по ограде белокаменной,
Ой, подплыву я серой уточкой,
Ой, ко могилыньке, к высокою

- снач. комм.: в поминальные дни на погосте причитали;
- фрагм. напева;
- комм.: у Флегантовой Т. Е. 12 июля у брата именины, понему нужно в этот день причитать;
- фрагм. текста;
- фрагм. напева;
- фрагм. текста;
- комм.: в д. Худяково остались у Флегантовой Т. Е. только сын, да дочка, братья и сёстры Флегантовой Т. Е. все умерли;
 

поминальный причёт

47.

О похоронно-поминальном обряде:

- для поминок на кладбище пекли «мякушки», блины, которые клали на могилку;
- крошили на могилу яйца, которые съедали птицы;
- по могиле катали яйцо, которое потом разбивали, чистили и клали на могилку;
- в «поминочный» день, в сорочины ходили на погост с яйцами;
- «мякушки» - это «панафида»;
- «мякушки» затваривали на дрожжах;
- пекли из яиц, как «колотиху» блины;
- на каждой могиле крошили блин;
- сверху блюда «мякушек» клали яичный блин;
- для поминок брали яйца по количеству усопших;
- по каждой могиле катали яйцо, которое затем крошили на могилу;
- на каждую могилу клали любое количество «мякушек» и 1 блин;
- на могилу крошили «мякушки», чтобы птички их съедали и усопших родителей поминали;
- если на погосте не было птиц, то поминальную еду съедали собаки;
- Флегантова Т. Е. клала поминальную еду на могилы своих родственников: маме, тяте, сестре, зятю, брату;
- в настоящее время памятник ставят после 40 дня;
- раньше деревянный крест можно было ставить только после 40 дня;

репортаж

 

 

<<< предыдущий  

следующий  >>>

592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 692 >
612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631
632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651
652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671
672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691