Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 2013-1 >>> Бабаевский район

Оригинальная коллекция Бабаевского ЦТНК

АФ 670

 

<<< предыдущий

следующий >>>

592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 692 >
612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631
632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651
652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671
672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691

 

Вологодская область,
Бабаевский район,
г. Бабаево
01.06.05.

Зап.: Кукушкин А.В.

Исп.: Белугина Анна Михайловна, 1919 г. р., род. - д. Горка Пальцевского с/с Бабаевского района 

01.

Сорока кашу варила,
Гостей ворожила,
На порог скакала,
Гостей скликала

- текст;
- комм.: говоря слова пестушки, нянька загибала на руке ребёнка пальцы;
- фрагм. текста;
- фрагм. текста;
- фрагм. текста;
 

пестушка

02.

Сорока кашу варила,
Гостей ворожила,
Долго гости ни идут,
Каша пригорела

- комм.: до этих слов нянька водила своим пальцем по ладони ребёнка с приговором других слов, которые Белугина А. М. пропустила;
 

пестушка

03.

Полители, полители,
На головушку спутили,
Поплыли, поплыли,
На головку скокнули

- фрагм. текста;
- фрагм. текста;
- фрагм. текста;
- комм.: раньше Белугина А. М. знала много потешек, которым учила людей;
 

потешка

04.

Летаю высоко

- снач. комм.: нянька, покачав одного ребёнка на ноге, садила на смену ему другого, приговаривая;
- фрагм. текста; 
 

потешка

05.

«Русского»

- снач. комм.: могли играть наигрыш под «язык» ребёнку; в военные годы, когда не было в деревне гармоней, Белугина А. М. играла для пляски под «язык» или в сковороду;
- фрагм. напева;
- напев;
- комм.: данный наигрыш могли играть любому человеку «под пляску», либо для успокоения ребёнка;
 

наигрыш под «язык»

06.

О военных годах:

- в военные годы, когда не было гармоней и мужчин, Белугина А. М. «вынужденно» играла на беседе наигрыш под «язык»;
- женщины в военные годы капали лопатами на каменистом поле, боронили на коровах;
- женщины были на работе унылыми: жили без хлеба, картофеля;
- все женщины в военные годы ждали первой травы, когда из сушёной травы можно было испечь лепёшки;
- Белугина А. М., в военные годы, чтобы женщины на работе были похожи «на людей», брала камень в поле, хватала его как гармонь и играла им под «язык»;
- многие женщины думали, что Белугина А. М. веселит их на сытый желудок, но она, так же как и все женщины, жила впроголодь;
- женщины, которые имели коров, перед работой выпивали стакан молока;
- Белугина А. М. наигрышем под «язык» поднимала у работающих женщин настроение, благодаря чему они продолжали работать;
- несмотря на то, что в военные годы многие жили «и голодно и холодно», многие женщины «всё-таки выжили»;
 

репортаж

07.

«Под пляску»

- проба;
- проба;
- проба;
 

наигрыш на сковороде

08.

«Под пляску» с частушками
 

наигрыш на сковороде

09.

Поиграй повеселее,
Я весёлая пошла,
Миня четыре изминили,
А я пятово нашла
 

частушка

10.

Девушки, попела бы,
Повеселила бы я вас.
У миня залётка стр†гой,
Мине волюшки ни дас[т]
 

частушка

11.

Поеграй повеселее,
Хромка угловатая.
Я не знала, ш[т]о любовь,
Такая вертоватая
 

частушка

12.

Я пошла плесать,
Не ногой топну,
Семерых люблю,
Дай, об одном сохну
 

частушка

13.

Поиграй-ко играчок,
За игранье впетачок.
Хорошо будёшь играть,
Дак, по рублю будём давать
 

частушка

14.

«Под пляску»
 

наигрыш на сковороде

15.

«Под пляску» с частушками
 

наигрыш на сковороде

16.

Из соболир выходилась,
Слушать песни по зоре.
Хорошо играет хромочка,
На Санинской горе
 

частушка

17.

Пойду плесать,
Ни накланиваюсь,
Говорят, ни бирут,
А я ни наваливаюсь
 

частушка

18.

Много песен перепела,
А ещё одну спою,
Да, много славы потерпела,
За отчаеннось свою

- комм.: Белугина А. М. в молодости «славы много потерпела, потому что была отчаянной»;
 

частушка

19.

О свадебном обряде:

- песню «Я последнюю вёсну красную во девушках живу» пели невесте во время сватовства, весной;
- бабушка невесте причитала: «Последнюю вёсну красную, ты у родителей, тут в доме живёшь», а невеста плакала;
- бабушка водила невесту под руки, причитая: «Дитетко милоё, на ково ты оставляешь родителей. Такие поля у вас»;
 

репортаж

20.

Тогда я Сашеньку забуду,
Когда закроютца глаза
Закроютца очы мои ясны,
С чистым, белым полотном

- фрагм. текста;
 

романс

21.

Сашинька, друг ниоцинённый

- фрагм. текста;
- комм.: пели эти слова в конце романса; это любимая песня зятя Белугиной А. М.;
- фрагм. текста;
 

романс

22.

У нашево солдата,
Битва есть смысл

- фрагм. текста;
 

романс

23.

Никто-то судьбы моей не знает,
Ох, не с кем розделить, да, печаль.
Сашинька, друг ниоциненный,
Тогда забуду, я да тибя

- снач. комм.: из-за того, что Белугина А. М. исполняет романс не сначала, не понять суть сюжета;
- фргам. напева;
- фрагм. напева;
 

романс

24.

Мамашинька бранила,
За милово дружка,
Сама про то не знала,
В ково я влюблена

- проба;
- проба;
- проба;
- фрагм. напева;
- проба;
- фрагм. напева;
- фрагм. напева;
 

романс

25.

Мамашинька бранила,
За милово дружка,
Сама про то не знала,
В ково я влюблена

- фрагм. напева;
- напев;
- комм.: романс исполнялся в воскресенье, во время гулянки родственников (25 человек); отец – гармонист и мать Белугиной А. М. были «певунами»; родственники, сидя на гулянке исполняли романс; братья Белугиной А. М. были гармонистами;
 

романс

26.

О гуляниях:

- в субботу топили баню;
- в воскресенье пекли рогушки, пироги на масле, выставляя их на стол в больших сковородах – родственники обедали, пили чай с сахаром, пели песни;
- люди завидовали, что в родительской семье Белугиной А. М. были свои гармонист и «певуны»;
- в семье на гуляниях никто не дрался и не матюгался;
 

репортаж

27.

В поле пашенку пахала,
На высокой лошаде.
На сохе письмо писала,
Ягодиночка тибе

- снач. комм.: работая в поле пели песни;
- проба;
- фрагм. напева;
- комм.: в поле у голоса «другая растяжка»;
- проба;
- фрагм. напева;
- комм.: в поле песни пели «протяжней»;
 

частушка

28.

Хорошо игрок играет,
Игрока бы полюбить.
Только я не научилась,
Под ево игру дробить

- снач. комм.: во время проходки по деревне песни исполняют «по-другому», чем в поле; сзади гармониста, захватившись по 3 – 4 человека шли девушки, подпевая песни;
- проба;
- напев;
- комм.: по деревне частушку пели «протяжнее»;
 

частушка

29.

Играчок, играчок,
Выйди на дорожку.
Ты сыграй, а я спою,
Под твою гармошку

- снач. комм.: во время пляски частушку пели «по-другому», чем «по деревне»;
- комм.: во время пляски частушка поётся «по-другому»;
 

частушка

30.

Попою весёлых песен,
Маме на вспоминочок.
Пусть миня повспоминает,
В поле у лежиночок.

- комм.: это девушка пела частушку в поле своей матери; «В поле у лежиночок» - называется место «лега»; девушка выходит за муж – «мама вспоминай её»;
 

частушка

31.

Ягодиночка убит,
Убит, товарка милая.
Он убит и похоронен,
У кусточка ивова
 

частушка

32.

Ягодиночка убит,
Убит и
<>

- фрагм. напева;
 

частушка

33.

Ягодиночка убит,
Пилоточка валяетца.
Он в Эстонии лежит,
Домой не собираетца

- комм.: «Он там похоронен в Эстонии»;
 

частушка

34.

О военных годах:

- в войну Белугина А. М. и другие женщины «составляли» самостоятельно песни (частушки) и пели «с горя» их в поле;
- из-за похоронок, которые приходили из фронта, женщины не могли петь «хороших» песен;
- в деревне с 40 домами, после войны, осталось в живых 8 мужчин;
- почти в каждом доме было по 3 мужчины;
- у Беловых на войну забрали 3 братьев, которые все погибли;
- на войне, одного брата Белугиной А. М. убили, а другой вернулся с войны живым;
 

репортаж

35.

Солнышко, солнышко,
Выглени

- снач. комм.: дети кричали на улице;
- фрагм. текста;
 

закличка

36.

Радуга, радуга

- снач. комм.: дети на улице кричали радуге;
- фрагм. текста; 
 

закличка

37.

Радуга-дуга
Перебей дожжя,
Да[ва]й солнышка
Из-под брёвнышка

- снач. комм.: дети кричали дождю, бегая по лужам – «только брызги идут»; дети выкрикивали радуге;
- фрагм. текста;
- фрагм. текста;
- фрагм. текста;
- проба выкрика;
- интонирован;
 

закличка

38.

Солнышко, солнышко,
Дай вёдрышко,
Из-под брёвнышка

- фрагм. текста;
- фрагм. текста;
- фрагм. текста;
 

закличка

39.

Об играх:

- «третий лишний»: игроки вставали в круг по 2 человека;
- 1 лишний человек бегал за кругом, стараясь встать впереди любой пары, после чего сзади стоящий лишний игрок бегал от водящего за кругом;
- игры были «не драксучие»;
 

репортаж

40.

Гори, гори ясно,
Штобы ни погасло

- снач. комм.: дети играя в «горелки» приговаривали;
- фрагм. текста;
 

игровая

41.

Об играх:

- «скакалка»: по обоим концам доски лежащей на чурбачке стояли девочки, которые поочерёдно прыгали;
- качель: по обоим концам двух досок стояло по 4 девочки или парня;
- у качели были поручни, чтобы держаться;
- первой игрой в деревне была «качель»;
- в каждой деревне было не по одной качели;
- со сходом снега начинали качаться на качели;
- дети качались на качели зимой;

репортаж

 

Вологодская область,
Бабаевский район,
г. Бабаево
03.06.05.

Зап.: Кукушкин А.В.
Смирнова Я. Л.

Исп.: Копыльцов Анатолий Васильевич, 1930 г. р., род. - д. Мерёжа Мерёжского с/с Устюженского района 

42.

О гармонистах:

- Копыльцов А. В. помнит как играл на гармони его отец, старичок;
- в деревне каждый гармонист играл по-своему; 
 

репортаж

43.

О гармонях

- Копыльцов А. В. хранит гармонь вятку как «реликвию»;
- гармонь вятку Капыльцов А. В. купил у старушки в п. Суда за 30 рублей, когда ездил на рыбалку;
- вятки, на которых играл отец, все сломаны;
- у многих стариков в. п. Суда хранятся гармони вятки;
- Копыльцов А. В. купил вятку 25 лет назад «для памяти»;
 

 

44.

По деревне
 

наигрыш на вятке

45.

О гармони вятка:

- у вятки нет «миноров», есть только мажорные аккорды;
- гармонь вятка, по мнению Копыльцова А. В. «со времён Есенина», когда бытовала гармонь тальянка, оттуда и стихотворение – «Взял бы я тальянку»;
- у одного парня в ЛПХ г. Бабаева есть тальянка, который предлагал её Копыльцову А. В., который ему сказал, что у него есть «на память» вятка;
- у вятки играет 5 голосов, в отличии от баяна, у которого максимальное число голосов – 3, а минимальное – 2;
 

 

46.

Об обучении игры на вятке:

- Копыльцов А. В. научился играть на вятке самостоятельно, когда ещё был маленьким;
- Копыльцов А. В., когда ездил на рыбалку,  купил в п. Суда у старушки вятку, у которой умер её муж, чтобы «память восстановить»;
- Копыльцов А. В. купил в 3 вятки;
- 1 вятку Копыльцов А. В. подарил своему дядюшке, другую подарил своему брату, проживающему в Лентьеве;
 

репортаж

47.

О гармони вятка:

- у гармони вятка в левой руке, в отличии от правой нет минорных аккордов;
 

репортаж

48.

«По деревне»
 

наигрыш на вятке

49.

«По деревне»
 

наигрыш на вятке

50.

О гармони "вятка"

- басами у вятки руководи мех, из-за чего у неё он меньше в 2 раза, чем у гармони хромки;
- в правой руке на вятке играют «как на аккордеоне», только без полутонов
- на разжим и сжим мехов, в левой части вятки меняются звуки басов и аккордов;
 

 

51.

«По деревне»

- комм.: все старики, по молодости своих лет играли на вятке, а старушки плясали «Барыню», которая по игре была «тоже самое» что и игра «По деревне»;
 

наигрыш на вятке

52.

О гармонистах, гармони вятка:

- раньше в д. Мерёжа отец Копыльцова А. В. играл на вятке «Под пляску»;
- после войны, друг отца Копыльцова А. В. работал в милиции, играл на вятке;
- друг отца Копыльцова А. В. работая на пароме через р. Чагода, держал при себе вятку, игрой на которой можно было «заслушаться»;
- у вятки голоса сильнее, чем у гармони хромка;
 

репортаж

53.

Авторская – «Огонёк»

- снач. комм.: на вятке игра такая же как и у гармони хромка, только «чаще»;
- фрагм. наигрыша;
 

наигрыш на вятке

54.

Строй гармони вятка

- комм.: левая рука, правая рука;
 

игра на вятке

55.

«Под пляску» 
 

наигрыш на хромке

56.

О гармонистах, плясунах:

- Копыльцов А. В. играл на свадьбах, в клубе в Новогодний праздник со столами;
- гармонисту легче играть, когда кто-либо пляшет: гармонист «смотрит на ноги, и старается подыграть» пляшущему человеку;
- под плохого плясуна гармонисту «никак не хочется играть», а другой человек «пляшет лучше, чем играет» гармонист;
- брат Копыльцова А. В. «очень сильно плясал», выступал в г. Вологда;
- средний брат Копыльцова А. В. давал «задора» гармонисту;
 

репортаж

57.

«Под пляску»
 

наигрыш на хромке

58.

О гармонных мастерах, гармонях, баянах:

- Копыльцов А. В. купил гармонь хромку в советское время в Череповце за 300 рублей, в наше время она может стоить не менее 3000 рублей;
- одну хорошую гармонь Копыльцов А. В. подарил своему брату;
- данную гармонь хромку, если посмотреть внутри корпуса, то можно увидеть подписанную фамилию череповецкого гармонного мастера – Бибиксарова;
- в Череповце, по левой стороне от ресторана «Три тополя» стояли старые дома, в одном из которых жил гармонный мастер Бибиксаров (которого теперь нет в живых);
- Бибиксаров изготавливал гармонные корпуса;
- гармонь хромку, на которой играет Копыльцов А. В. изготавливали 3 мастера;
- внутри корпуса гармони написано: «Внуку. Играй, не жалей – это дедушка Бибиксаров»;
- внук ушёл в армию, служил в Москве, увлёкся гитарой и не стал играть на гармони, которую в дальнейшем взял в руки его сын;
- в с. Борисово начальником караула работал Лапин, который настраивал и изготавливал гармонные голоса;
- Лапин пригласил к себе в гости Копыльцова А. В., думая о том, что он умеет так же хорошо играть как в деревне;
- заинтересовавшись игрой Копыльцова А. В. Лапин дал ему адрес мастера Бибиксарова, проживающего в г. Череповце, где он и купил у него гармонь за 300 рублей;
- гости из Печоры, где зарабатывали большие деньги, купили у Бибиксарова гармонь с 3 рядами и хроматическим строем за 800 рублей;
- в советское время 800 рублей были большими деньгами;
- Копыльцов А. В. купил в советское время заказной, белый тульский баян за 750 рублей, который затем продал и купил новый баян ручной работы у одного старинного мастера (которого ныне нет в живых);
- корпус гармонного мастера Бибиксарова орнаментирован резьбой, «чтобы она лучше звучала» (пример басовых звуков гармони хромки, корпус которой изготовлен гармонным мастером Бибиксаровым);
- аналогичный звук гармони хромки Бибиксарова может извлекать только заказной баян;
 

репортаж

59.

«По деревне»

- в Череповецком районе «чаще играют», в Устюженском и Бабаевском районах играют «реже»; в каждом месте России играют по-разному;
- фрагм. наигрыша;
 

наигрыш на хромке

60.

«По деревне»

- комм.: «черепане» играют более часто; данный наигрыш в Устюженскогом районе называли – «редко», а в Череповецком районе играют, поют и пляшут «часто»;
 

наигрыш на хромке

61.

О гармонистах, гармонных наигрышах:

- приехавшая в г. Бабаево телепередача «Играй гармонь», спрашивали: «Кто у вас смелый в гармошку поиграть? Выходите!»;
- «передача «Играй гармонь» на раздор идёт»;
- С. В. Васильев искал Копыльцова А. В., чтобы он сыграл девушке под пляску на телепередачу «Играй гармонь», в чём Копыльцов А. В. им не отказал;
- после концерта работники телепередачи ушли гулять в гостиницу г. Бабаева, куда и пришёл Копыльцов А. В.;
- женщина в возрасте 35 лет, работающая на телепередаче «Играй гармонь» хорошо плясала и играла на гармони;
- наигрыш № 59, 60 так звучал по деревне в Устюженском районе;
- наигрыш «По деревне» в Череповецком районе звучит чаще;
- в деревне каждый гармонист играет по-разному;
- на передаче «Играй гармонь» все гармони имеют одинаковый строй, настроенный с ноты «ля»;
- в деревне все гармони разные, имеют различный строй;
- больше всего в народе хвалят «кирилловские» гармони;
- у данной гармони Копыльцова А. В. совершенно другой строй (показ фрагмента наигрыша «По деревне»);
 

репортаж

62.

О драках:

- в Володино, Переходная, Дудино, у каждой деревне религиозный праздник в разное время – у кого-то Спасов день, у кого-то Михайлов день, у кого-то Троица;
- в праздник гармонисты ставили «гармонь на гармонь, иначе будет драка»;
- когда-то Демьян Бедный говорил: «Гармонь на селе – это рассадник хулиганства»;
 

репортаж

63.

Авторская – «Огонёк»

- комм.: совершенно по-другому звучит строй у этой гармони;
- фрагм. наигрыша;
 

наигрыш на хромке

64.

Авторская – «Огонёк»

- снач. комм.: каждый гармонный мастер не делает полностью гармони; Капыльцов А. В. умеет настраивать у гармоней голоса; у другой «кирилловской» гармони «интересный голос»;
- проба;
- фрагм. наигрыша;
- комм.: у гармони нет гребня для клавиш; Копыльцов А. В.  данную гармонь возил в ремонт в гармонную мастерскую, расположенную в г. Вологда на ул. Некрасова, где за её ремонт просили заплатить 1800 рублей; «за 1800 рублей на рынке можно купить гармонь не хуже этой»;
 

наигрыш на хромке

65.

«По деревне»

- снач. комм.: у всех гармоней Копыльцова А. В. разный строй; данная гармонь была куплена в г. Ленинград;
- фрагм. наигрыша;
 

наигрыш на хромке

66.

«По деревне»

- снач. комм.: эту гармонь изготавливали в военные годы в г. Ленинград, её называли «Партизанка»;
- фрагм. наигрыша;
 

наигрыш на хромке

67.

«По деревне»

- снач. комм.: все гармони звучат по-разному, а вот эти две заказные гармони имеют одинаковый строй;
- фрагм. наигрыша;
- комм.: данная гармонь имеет 6 планок – 3 голоса, поэтому звучит «позаунывнее», «порастрёпанная»;
- фрагм. наигрыша;
 

наигрыш на хромке

68.

Строй гармони:

- снач. комм.: «слушайте» гармонь такого же строя, что и была до этого;
- фрагм. строя;
- комм.: не смотря на то, что у этой гармони «звонче» голоса, у обоих гармоней одинаковый строй;
- фрагм. строя;
- комм.: конечно же эта гармонь звучит звонче, так как сделана на заказ;
- фрагм. строя;
- комм.: эта гармонь «конечно звонче» прежней гармони с одинаковым строем;
 

наигрыш на хромке

69.

Строй гармони хромка:

- снач. комм.: показ строя правой руки, левой руки;

наигрыш на хромке

 

Вологодская область,
Бабаевский район,
г. Бабаево
03.06.05.

Зап.: Кукушкин А.В.
Смирнова Я. Л.

Исп.: Шарикова Мария Николаевна, 1929 г. р., род. - д. Переходная Володинского с/с, Бабаевского района 

70.

«Русского»
 

наигрыш на хромке

71.

«Русского»

- комм.: такой наигрыш «Русского» играли под пляску в д. Переходная Володинского с/с;
 

наигрыш на хромке

72.

Об обучении игре на гармони, гармонных наигрышах:

- кирилловская гармонь хромка была куплена Шариковой М. Н. в г. Бабаево;
- играть на гармони Щарикова М. Н. научилась самостоятельно по слуху;
- Шарикова М. Н. не умеет играть на гармони «По деревне», обычно она играла «По песням» - под частушки «Русского» (под пляску);
- Шарикова М. Н. играет наигрыш «Русского» под пляску с исполнением частушек;
 

репортаж

73.

«По песням» с частушками
 

наигрыш на хромке

74.

Девушки, любовь горячую,
Носите под колпаком.
Вот я носила по беседушку,
Роздуло ветерком
 

частушка

75.

Из под бережка крутово,
Волга реченька бежит.
А хорошо любить б таково,
Што любовью дорожит
 

частушка

76.

«По песням»

- фрагм. наигрыша;

наигрыш на хромке

 

 

<<< предыдущий  

следующий  >>>

592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 692 >
612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631
632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651
652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671
672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691